Почему ты уверена что будешь хорошим саппортом
Почему ты уверена что будешь хорошим саппортом
В первую очередь надо понять подходит эта роль вам или нет. Если вы любите звук монет и возгласы комметатора, то саппорт не для вас. Если вы любите ощущать чувство выполненного долга в душе и помогать окружающим, то саппорт это для вас.
Мы разобрались с пиками теперь перейдём к самой игре.
Самое начальное это ваш закуп.
Есть пару вариантов.
то лучшим закупом для вас будет [item= Tango ], 3х ,
,
и несколько
если хватает денег.
Мой обычный закуп: [item= Tango ]
Вот и всё, что я хотел сказать по начальному закупу. Но в основном надо смотреть по ситуации в игре и по вашим планам в начале игры.
Ура! Мы услышали гул трубы и идём рядом с крипами. Стоп! Что? Рядом с крипами? В первую очередь мы должны застопить наш лайн. Это надо для того, чтобы вражеские крипы подошли намного ближе к вам и вашему тиммейту, но не перестарайтесь т.к. если вражеские крипы будут под вашей башней, то линия сильно запушится не в вашу сторону, а это нам не надо.
Всё складывается очень хорошо для нас и нашей команды. Теперь речь пойдёт о полезности наших дорогих саппортов к лейту. Многие говорят, что саппорты к лейте бесполезны и умирают с 2-ух или 3-ёх ударов. Но это не так. Мы не теряем нашу полезность со временем.
Предметы
повысят нашу мобильность в игре. И с помощью этих предметов можно инициировать или сейвить. Так же отлично подойдут предметы
эти предметы помогут вам выйграть не только драку, но и игру. Но всё же предметы которые должны быть у саппорта к 30-ой минуте это:
. Этой три основных предмета. Барабаны или мека могут заменять друг друга к этому времени. Кажется я что-то забыл. Ах да куда же ставить варды.
Пять условий офигительного тех. саппорта
Последние пять лет я работаю в тех. саппорте. И у меня сложилось некоторые принципы, следование которым, на мой взгляд, сделает любой тех. саппорт клёвым и офигительным. А если им не следовать, то саппорт будет унылым и неклёвым.
Сразу поясню, что эти советы/правила больше относятся к саппорту через HelpDesk или e-mails, у телефонной поддержки есть некоторые свои особенности.
1. Быстрая реакция и ответы
Клиенты любят быстрый саппорт, они его обожают. Из-за быстрого саппорта они могут закрыть глаза на многое: на высокую цену продукта, ваши ошибки, баги софта. Чем быстрее отвечает и решает проблемы ваш саппорт — тем лучше.
К сожалению быстрый саппорт, доступный 24/7, это дорого: нужно больше людей и нужна круглосуточно доступная инфраструктура. Чаще всего это просто невыгодно, особенно если вы не крупная корпорация, а маленький стартапчик.
В этом случае нам поможет одна интересная штука.
Клиент в любой момент времени должен знать, в каком состоянии находится его запрос, что в настоящее время делается по его проблеме и когда ожидать следующего ответа от инженера.
Добавьте несколько статусов в запросы, сделайте так, чтобы на каждое изменение статуса запроса клиент получал информацию об этом, объяснение, что сейчас происходит с его проблемой, и дату следующего checkpoint, т.е. когда ждать новой информации от инженера.
Эта штука позволяет сильно повысить удолетворенность от саппорта, не увеличивая штат и количество работающих саппортеров.
К примеру, клиент А известил нас о проблеме. Инженер Ц приступил к её решению, через 20 часов проблема была решена. Инженер известил клиента об этом. То есть время от репорта проблемы до её решения — 20 часов.
Вторая ситуация: клиент Б известил нас о проблеме. Ему тут же приходит нотификация, что его запрос получен и примерное время реакции — N часов.
Инженер Ц приступил к решению проблемы и написал, что, скорее всего, проблема вызвана вот этим вот и ближайшие результаты будут через два-три часа. Через три часа инженер пишет, что нашел точную причину, но решение займет время и будет готово завтра. Завтра, через 20 часов от исходного репорта, проблема решена.
И в первом и во втором случаях проблема была решена одинаково быстро — за 20 часов. Но во втором случае у клиента останется впечатление, что мы отреагировали и решили проблему быстро.
Информированный клиент, — радостен и щастлив с большой буквы ща.Это вообще отдельная тема, затронутая ниже. Неинформированный — злится, пишет гневные письма и топает ногами. И его можно понять — у него проблема, а он не знает, чего ожидать от будущего.
2. Ясное объяснение
На мой взгляд, ответ/отчет саппортера о решенной проблеме должен отвечать на следующие вопросы:
Пример
Клиент пишет: «Мой сайт не работает, ПОМОГИТЕ!»
Инженер отвечает: «Мы решили данную проблему, проверьте пожалуйста ваш сайт.«
Это плохой, негодный ответ, несмотря на наличие слова «пожалуйста». Хорошо, что сайт работает, но что же все таки было?
Хороший ответ выглядит примерно так:
«Мы проверили ваш сайт. В файле site/file.php была синтаксическая ошибка, из-за которой всё не работало.
Мы отредактировали этот файл и исправили данную ошибку, в настоящий момент все работает правильно, проверьте пожалуйста: example.com
Мы не знаем, кем был изменен файл. Дата изменения — ДДММ. Я проверил последние ваши последние запросы, никто из наших инженеров не работал с вашим магазином. Я сохранил файл до моего изменения. Оригинальный и измененный файлы присоединены к моему сообщению. Пожалуйста свяжитесь с Вашим хостингом и проверьте FTP логи, чтобы выяснить, кем было сделано некорректное изменение.»
Этот ответ даёт информацию, тем он и хорош. Используя этот ответ, клиент может найти виноватого в проблеме или, например, решить подобную проблему в дальнейшем самостоятельно.
Насколько детально описывать причины проблемы — зависит от вас. Если вы знаете, что клиент технически подкован, можно и углубиться в детали. Если же клиент слабо разбирается в этом, можно обойтись и общим описанием.
3. Никогда не спорьте с клиентом
Вообще спорить с человеком неэффективно в плане договориться. А спорить с клиентом это самое плохое и неправильное, что вы можете делать. Даже если вы правы. Вы всегда проиграете в споре с клиентом, уже в тот самый момент, как затеете этот спор.
Не нужно спорить с клиентом: он всегда прав, даже если не прав. Серьезно.
Людям свойственно не признавать своих ошибок, особенно публично, поэтому они будут до последнего стоять на своём, даже если в глубине души они знают, что неправы.
Поэтому переубеждайте клиента, если нужно, излагайте свою точку зрения, но никогда не спорьте, не говорите «ты неправ, мы правы, вот смотри сюда.».
Пример из жизни:
Клиент захотел переместиться из одного хостинга в другой. В процессе перемещения сайта, клиент без предупреждения слишком рано изменил DNS сервера своего домена. Как результат — сайт недоступен. Он пишет: «Ах, вы, олухи, у вас отвратительный сервис, у меня всё не работает. Вы все сломали! А-а-а, панике!!«.
По сути клиент не прав. Его некорректные действия вызвали проблему. Но нужно ли ему сейчас говорить это, тыкать его в свои ошибки, спорить, что на самом деле виноват он?
Нет, это не нужно. Поэтому пишем такое: «Дорогой клиент, тысяча извинений за эту проблему. Это наша ошибка, мы виноваты. Мы должны были предупретить вас, что менять DNS сервера еще рано. Мы вас не предупредили и это вызвало ошибку. Еще раз извините и попробуйте изменить их еще раз. Все будет работать как надо»
Клиент может побурчать, но чуть-чуть, и на самом деле он будет доволен, что не он накосячил, а мы, и мы это признаем. И он нас полюбит.
Мы забыли о своей гордости, взяли отвественность на себя, а взамен получили довольного клиента, который хочет дать нам денег.
4. Давайте решение
Саппортер должен всегда предложить решение. Всегда. Если саппортер не может предложить хотя-бы какого-то решения — это плохой саппортер.
По возможности лучше предложить несколько решений, с описанием их плюсов и минусов.
Например, сайт не работает из-за ограничений хостинга. Какие могут быть решения?
5. Клиент не дурак
Не считайте клиента идиотом. Одна из проблем IT-индустрии и саппорта в том, что клиента считают существом низшего сорта, потому что он не знает, что такое Perl и PHP, считает, что компьютер это такой телевизор на столе, и зависает на одноклассниках.ру. Да, клиент не разбирается в технических штуках.
Да, он «блондинка», ничего не умеет и бывает, всё ломает. Так радуйтесь же этому!
Именно поэтому клиент приходит к нам, в саппорт, к IT-спецам. Если бы клиент разбирался бы в этих штуках, то в нас не было бы нужды.
Он зато, наверное, разбирается в других вещах, в продажах, ведении бизнеса, и так далее.
А если считать клиента идиотом, то это всё прекрасно чувствуется. А кому хочется общаться с людьми, которые считают тебя идиотом?
Вы скажете: а как же вредные, странные, неадекватные клиенты, как общаться с ними? Ребята, таких клиентов не бывает. И чем раньше вы в это поверите, тем быстрее ваш саппорт будет клёвым и офигительным.
Cчитайте их просто такими взрослыми детьми. Дети могут не понимать каких-то вещей, капризничать, топать ногами, обижаться. Вы же не обижаетесь всерьёз на детей, ведь так? Так и тут, пожалейте их, успокойте, объясните простыми словами, что желаете им добра. Это действует.
Когда клиент не понимает, что мы хотим сказать, объясняйте как себе, как своей собственной маленькой сестре, которая этого технического языка не понимает, объясняйте образами.
Почему ты уверена что будешь хорошим саппортом
Что в начале игры отличает хорошего игрока от ракообразных? Ботинок в инвентаре. Его там быть не должно ни в коем случае.
Один вард отдаём хардлайнеру, второй ставим сами. Ставить нужно не тупо в лес, а так, чтобы и себе зад прикрыть, и мидеру руну открыть.
Дальше идём делать отводы и стаки. Что угодно, только не мешать своему керри фармить. Каждый отобраный у своего керри крип уменьшает вероятность победы на 0,17%.
Помните, что команда всегда нуждается в 3х вещах:
1.Варды(видеть)
2.Мека(лечить)
3.Пайп(врываться/убегать)
Если варды в течение хотя бы 2х минут доступны для покупки, то вы не выполняете свою роль. Покупайте их по КД.
После сноса всех T1-башен игра переходит в стадию «массовых убийств», когда мы уже не должны ходить в одиночку.
В мид-гейме в игру понемногу вступают керри. На этой стадии они уже могут убивать, но ещё не достаточно сильны, чтобы выживать. Именно поэтому зачастую от нас требуется мека и пайп.
Вплоть до Late-гейма мы будем няньчиться с керри.
Вот мы и дожили до Late-гейма. Керри нафармлен, варды стоят, мека уже не сильно помогает. Что же теперь делать? Дизейблить, дизейблить и ещё раз дизейблить. Стоит нам только хотя бы на 3 секунды в замесе вывести из строя ключевого вражеского героя, как все враги развалятся. В команде всегда есть один герой, меняющий исход замеса. Именно его нужно «отключить», чтобы дать своим пацанам возможность пробить вражескую оборону.
Рано или поздно мы пойдём на Рошана. Очень важно организовать оборону вокруг пещеры. Не стоит впятером стучать по голове Роше, когда на карте никого не видно. Даже вардов может оказаться недостаточно, поэтому будьте бдительны.
После Рошана можно и бараки ломать. Здесь уже почти всю работу делают керри и пушеры, а мы просто прикрываем им спины.
Таким образом, во многом благодаря стараниям саппортов, мы выигрываем игру.
Как стать хорошим саппортом в Дота 2?
В статье ты найдешь:
Как улучшить свою игру на саппорт-позиции в Дота 2?
Как известно, правила Dota 2 просты – две команды сражаются друг с другом, чтобы определить лучшую. Тем не менее, широко распространено мнение, что команда-победитель может добиться успеха только в том случае, если каждый член команды точно понимает, что ему нужно делать и как. Это включает в себя глубокое знание каждой роли, а также плюсы и минусы его героя и т. д.
Однако, сильный герой – лишь часть того, чтобы стать победителем. Ваша команда должна быть единым механизмом, и сегодня мы подробно остановимся на одном важном аспекте всего этого – саппортах. Эта роль уникальна и одна из самых сложных в Dota 2, но невероятно полезна для всех товарищей по команде. В этой статье мы собрали 13 советов, которые вместе помогут вам стать отличным саппортом в Dota 2. Давайте разбираться!
Осознай, кто ты есть на самом деле
Каждая позиция в Dota 2 имеет свои особенности для каждой стадии игры. Понимание того, что вам нужно делать и когда, поможет вам быть полезным на протяжении всего матча и даже предсказывать движения противника. Если вы прочитаете эту статью, вы сможете понять, что саппорт делает в игре, но давайте повторим основные вещи, чтобы понять, кто вы.
Саппорты позволяют товарищам по команде чувствовать себя комфортно, создавая для этого все возможные условия с ранних стадий до поздней стадии игры. Он делает стак лагерей в лесах, харассит врагов, чтобы спасти ключевых героев, а также покупает и раздаёт различные расходные материалы (банки здоровья, варды и т. д.). Ваша роль – поддерживать (звучит отлично) вашу команду настолько, насколько вы можете.
Заботьтесь о своём кэрри, как о собственном ребёнке
Как мы знаем, игрокам поддержки необходимо настраивать свой стиль игры в зависимости от общей стратегии и стилей игры других товарищей по команде. Хотя основная идея одна и та же в каждой игре – в основном, поддержка должна создавать возможности для других игроков в усилении их персонажей и фармить необходимые предметы. Неважно, как вы этого добьетесь, но ваши главные герои должны быть сильнее своих врагов.
Вы не можете забрать золото и опыт у своего керри или мид-лейнера. В первые 20-30 минут им это нужно больше, чем вам. Кроме того, многие персонажи-керри требуют особого ухода, как за детьми, поскольку они не могут противостоять врагам в одиночку. Сильный керри – это огромная инвестиция в ваш потенциальный выигрыш – помните об этом.
Используйте свой лес
Стадия лейнинга важна и является одной из важнейших частей игры. Но есть простой способ улучшить его для вас и ваших товарищей по команде – стакать лагеря в лесу. Лагеря крипов расположены в лесах, но фармить их вместо фарма на лайне непрактично. Но если вы сделаете пару стаков, ваш керри сможет купить необходимые предметы гораздо быстрее, а также вы получите дополнительный опыт от каждого зачищенного лагеря.
Это легко, но вам нужно контролировать не только линию, но и джунгли. У каждого лагеря есть точное время, чтобы сделать стак. В видео выше вы можете найти все тайминги и стратегию того, как это сделать. Это сделает вашего керри сильнее, даже не убивая врагов.
У саппорта должно быть больше двух глаз
Не забывайте ставить варды на карте, чтобы избежать зачистки ваших лагерей в джунглях вражеской командой и неожиданных гангов. Observer Ward, расположенный в подходящем месте может спасти вашу команду от неожиданной атаки или помочь вам добиться превосходства над противником. Но прежде чем расставлять варды в случайном месте, посмотрите это руководство по вардингу.
Блокируйте лагеря крипов во вражеском лесу
Варды позволяют не только увеличивать обзор на карте, но и замедлять фарм врага. Ваши противники могут также фармить леса, как и вы, однако вы также можете им помешать. Разместите свои варды возле вражеских лагерей, и они будут заблокированы для спавна новых крипов. Единственный способ вновь запустить спавн крипов – поставить там Sentry Ward и уничтожить варды противника.
Атакуйте своих врагов на линии
Не находитесь в самом эпицентре драки
Как обычно, персонажи поддержки – это тонкие герои с небольшим запасом здоровья. Вот почему они не могут оказаться в эпицентре битвы. Игрок, играющий за персонажа поддержки, должен использовать как можно больше способностей во время боя. Если одна способность используется в нужном месте и в нужное время, это может увеличить шансы на победу.
Может показаться, что выбрать правильное место сложно, но лучшее место – это где враги не видят вас, и вы можете использовать все свои способности. Не переусердствуйте со своей агрессией и постарайтесь разумно использовать все свои навыки.
Не тратьте деньги зря
Следует признать, что оказание поддержки может быть плохой ролью в финансовом отношении. Эти персонажи тратят все свои деньги на различные виды расходных материалов. Не жалейте золото, покупайте как можно больше расходных материалов: варды, веточки, зелья здоровья и маны и т. д. Все это может стать небольшой ступенькой к вашей победе.
Следите за картой и сообщайте команде о передвижениях врага
Умения нажимать клавиши недостаточно, чтобы добиться успеха в Dota 2. Еще одна важная сторона медали – это ваши навыки общения. Хорошее взаимодействие с товарищами по команде поставит вас на голову выше врагов, особенно если вы сможете понимать их движения и предсказывать ганги. Если вы хотите стать победителем в этой игре, вам нужно предоставить вашей команде как можно больше информации.
Следите за таймингами
У саппортов больше свободного времени, чтобы управлять мини-картой и всеми движениями врагов. Звучит грустно, но это правда. На этапе лейнинга ключевым игрокам нужно уделять больше внимания крипам и врагам. Но кто-то должен следить за таймингом различных аспектов игры: рун, возрождения Рошана, лагерей нейтральных крипов и т. д. Все эти задачи выполняются игроками поддержки. Маленький, но полезный совет – отметьте все тайминги в чате союзников. Будет полезно, если другие игроки не пропустят важные события. Кроме того, в правильное время вы можете застать врагов врасплох.
Не оставляйте линию пустой
Когда вы играете за саппорта, нелегко фармить деньги. Вы оставляете весь фарм кэрри и проводите время за другими вещами. Но где заработать золото? Есть одна вещь, которая не помешает вашему кэрри, но позволит нафармить дополнительные деньги. Не оставляйте свою линию пустой, когда ваши товарищи по команде переключаются на другие места. Через 3-4 минуты вы можете получить достаточно денег и опыта, чтобы что-то купить и улучшить свои навыки. Сделайте что-нибудь, перемещайтесь по карте и попытайтесь найти место для себя.
Не переживайте по поводу смертей своего героя
К тому времени, как вы дочитаете эту статью, вы, возможно, поймете много вещей. Некоторые из них вам не понравятся, в том числе и эта – вы будете умирать много раз, особенно если ваш керри находится в опасных ситуациях. Но вашей смерти следовало ожидать, не беспокойтесь об этом.
Для вашей команды будет лучше, если вы умрете вместо своего керри, который пытается собрать деньги на важный предмет и не может делать этого в таверне. Кто-то должен быть жертвой, и во многих случаях поддержка играет роль и в этом.
Следите за игрой про-игроков
Вы слышали уже это много раз, но этот совет очень важен. Каждое движение, которое вы найдете в игровом процессе профессиональных игроков, может быть реализовано в вашем собственном стиле игры. Это запутает ваших врагов и сделает ваши навыки более гибкими и нестандартными. Профессионалы тратят тысячи часов, чтобы изучить все игровые детали и решения из различных ситуаций. Если вы хотите стать высококвалифицированным игроком, необходимо следить за турнирами и трансляциями профессиональных игроков.
Почему ты уверена что будешь хорошим саппортом
Привет читающим. Это обновленная версия первого гайда. Были исправлены мелкие ошибки, некоторые мысли с адаптацией под новый патч, даны ответы на заданные вопросы, новые игровые советы.
Это не гайд, который расскажет вам, какие действия необходимо выполнять в конкретное игровое время. Я попытаюсь дать вам основы, которые, как я надеюсь, помогут вам развить самостоятельное принятие наиболее качественных решений в конкретный игровой момент, что немало зависит и от вашего игрового опыта. Если вы не нашли ответов на возникшие у вас вопросы, можете задавать их в комментарии.
Саппортинг — это не просто покупка расходуемых артефактов и защита керри-героев, это также и поддержание тактического преимущества для всей команды.
Если вы новичок и на игру вас подсадил друг, то скорее всего, он посоветует вам начинать изучать игру именно с позиции поддержки. А это не совсем верно. На низких уровнях игры работают практически все сборки и герои. А поддержка героев становится практически бессмысленной. Можно просто бегать, не делая ничего, пока ваши друзья выиграют вам игру. На начальном уровне игры убийство врагов является единственным путем к победе, а каждую минуту происходит по 2-3 непонятных размена, которые ликвидирую все то преимущество, которое мог бы обеспечит качественный саппортинг.
Если вы стремитесь к более высокой игре, то вам необходимо научиться ее понимать как можно лучше. Всегда лучше знать, что будет лучше для врагов и союзников, чем не знать. Поэтому, после того, как вы примерно выучили названия всех героев и примерный набор способностей, играя саппортом для вашего друга, научитесь хоть какой-то игре на первых игровых позициях, что позволит вам лучше чувствовать игровые ситуации.
Семи-саппорт также оставляет позиции для фарма для трех первых позиций и иногда сам фармит точки, которые свободны в конкретный момент. Фарм для этой позиции является в приоритете после или на уровне основных задач саппорта, для покупки ключевых для героя артефактов (
и тд, позже разберем их детальнее). Также в задачи входит покупка расходуемых артефактов, когда саппорт 5-й позиции слишком бедный и не может себе их позволить.
Старайтесь сразу договариваться о позициях, еще до пика, кто будет ответственным за варды и другие расходуемые айтемы, а кто подфармливать и выходить в дорогие артефакты, что позволит вам вместо двух бедных саппортов оставить таковым лишь одного, кто менее зависит от артефактов. Иначе вам будет все сложнее и сложнее удерживать темп игры.
Самые популярные следующие игровые схемы: пуши, ганги, игра через лейт-кора, через двух коров, либо даже через трех. Между ними нету четких граней и при всем желании можно даже в игре как-то перестраиваться с одного плана на другой. Разберем их детальнее.
Теперь необходимо расставить как-то ваших героев. Отличают 3 дефолтных типа расстановки линий: трипла в легкой, агрессивная трипла в сложной, дабл-линии.
Основные задачи триплы в легкой:
Агрессивная трипла всегда играется на вашем хардлайне и преследует следующие цели:
Даблы могут разыгрываться, в принципе, на любой из линий. Дабла на легкой преследует все те же цели, что и трипла на легкой. Аналогично с даблой на сложной. Отличается только дабл-линия на миде, в основные задачи которой входит:
Следует понимать, что дабл-линии имеют несколько ограниченные возможности, в сравнении с триплой, однако, если и дабла в легкой может справится с поставленными задачами, то вы получаете дополнительную возможность выиграть больше преимущества со второй, выбранной другим саппортом, линии. Если ваши дела на начальной стадии не заладились, ваш керри-герой не получает необходимого фарма, иногда следует перестроится, либо же вообще покинуть линию. Поэтому, необходимо еще на стадии драфта рассчитывать все возможности и потенциал всех героев вашей команды относительно вражеской.
Перед выбором героя желательно осознавать весь его возможный потенциал, преимущества и недостатки. Важно, чтобы герой мог вписываться в примерный план на игру и не выпадал с общей картины. Победа немало зависит и от того, каких героев вы берете и как они взаимодействуют друг с другом. Однако, стоит понимать, что один набор героев, который хорош в одной игре, может оказаться плохим в другой.
Ниже преведен список наиболее пикаемых связок (5-я + 4-я позиция) саппортов текущей меты:
Вот набор героев, которые лучше всего, по моему мнению, подходят на роль саппорта (немного отличается от того, что предлагает Valve):
Выбирайте героев, которые будут как-то дополнять друг друга по скиллам и возможностям. Существует множество различных скиллов, которые в комбинации друг с другом выглядят существенно опаснее, нежели по отдельности. Скиллы, которыми сложно попасть ( ,
,
) несут гораздо большую опасность, нежели точечные заклинания, поэтому в сочетание к ним можно добирать способности, которые помогают фиксировать врагов для максимального эффекта (
,
,
).
Помните, что милишными героями зонить врага гораздо сложнее, а иногда практически невозможно, следовательно их пик является очень ситуационный, а часто и вообще невыгодный.
Для примера, перечень героев, которые подходят для сейва:
Перейдем, наконец-то, к игре. Вот несколько игровых советов:
Первым делом, необходимо объединиться саппортам и совершить обязательные покупки:
. Танго и вард можно запулить нуждающимся на других линиях, что уже облегчит их лайнинг. Мидеру будет достаточно не больше 2 запуленных танго, поскольку из-за большого их кулдауна, он может и не успеть использовать больше двух до получения
. Следующие артефакты являются необязательными, но их наличие может быть полезным в определенных ситуациях:
и
. Игнорируя их, один из саппортов может приобрести сразу
. Однако, наличие
позволит вам заблокировать 2 стратегических лягеря крипов, раздевардить свои, либо сразу разбить вражеские
, что позволит вам скрытно перемещаться через леса и реку, что также позволяют
. На остальные деньги следует купить достаточное количество
, чтоб не бегать часто на фонтан за регеном, а также при остатке средств можно закупить какие-то статы в виде веток, в последующем апгрейде их в
либо
=>
/
.
Если враги имеют хороший ганг-потенциал, поставьте защитный вард на своем миду. Также желательно иметь вижен хоть на одну из рун. Все эти мувы и необходимо выполнить быстро, чтобы вы успели на рун-спот к 0:00 времени на таймере, поэтому старайтесь также делать ваш закуп на фонтане максимально быстро.
Фишечка для экономии времени: если вы получили много урона до 3 лвл (уровнем в ыше, ваш респаун будет длительностью больше, чем бежать до фонтана пешком+время на реген под аурой фонтана), то можете потратить все деньги на нужные вам ресурсы(обязательно сделайте это!) и отдаться нейтралам в лесу, выиграв некоторое время, потеряв при этом непотраченный остаток ненадежного золота.
Актуальности в запоминанию периметров спаунбоксов больше нету, но, если популярные места для блоков вам могут еще нужны, можете ниже их пронаблюдать.
Девардинг на темной стороне
Девардинг на стороне света
Теперь разберем второй кемп. Первый сентри-вард советую поставить в область в деревьях, как на скриншоте. Он позволяет обнаружить не только блок-варды, но и варды, которые хардлайнеры чаще всего ставят для защиты от гангов саппортов.
Еще один вард, на случай, если первого оказалось не достаточно, можно поставить обрыве, как на скриншоте ниже (ставьте максимально выше кемпа, чтобы случайно не попасть в спаунбокс). Это сочитание сентрей позволят практически в 99% случаев разбанить кемп. Также стоит обратить внимание на варды за деревьями, которые без вырубки леса можно и не обнаружить.
Здесь я опишу самые стандартные задачи при дефолтной игре на своей легкой линии.
0. Перед стычкой крипов, саппорт может сразу позаботиться про качественный лайн-контроль, встретив ренжевого крипа с вражеской хардлинии, которого хардер, скорее всего, выпустит вперед, чтобы он умер первым и линия пушилась в его сторону. Для этого необходимо просто встретить пачку вражеских крипов, чтобы она на вас сагрилась. Ренж-крип остановится, для замаха по вам, а милишние крипы вновь выйдут вперед линии.
1. Не воровать опыт у нашего керри.
2. Гонять хардлайнера.
После каждой волны вражеских крипов выходите и наказывайте хардера за каждый подход опыту. Если вам удастся выгнать героя с низким уровнем с линии, ему придется искать себе другое место, чтобы как-то качаться, дав при этом вам абсолютную свободу действий на карте.
ВАЖНО не стоять «афк» (например, не спамить нюками, когда у вас 3 кларити в запасе и тд). Даже, если вы не убиваете хардера за весь прокаст триплы, не жалейте его скинуть, ведь если вы не убьете героя первый раз, то вероятно сделаете это за второй, либо просто повыбиваете с него весь хил и он больше не сможет подставиться. Если хардлайнер вам ничего не может противопоставить на первом его уровне, то смело атакуйте его. Если вы будете просто ждать lvl-up’a, скорее всего хардлайнер при таком раскладе будет уже 3-м уровнем, что даст ему дополнительный разгон и дальше сражаться с ним будет тяжелее в разы и может быть уже не столь безопасным. Вам важно обеспечить фри-фарм вашему керри-герою. А этого может и не происходить против раскаченного хардлайнера, что является следствием проигранной линии. А проигрывать 2х1 или 3х1 не очень-то и приятно, согласитесь.
Также, не стоит пытаться убивать героя под его тавером, если вы не уверены, что никто из врагов не прилетит на сэйв, где у вас не будет уже превосходства/возможности побега.
Старайтесь не давать хардеру пулить его крипов, что сдвинет линию под его башню. Если вы видите, что он пытается выпулить нейтральных крипов, всячески мешайте ему, проганяя его либо переагривайте нейтральных крипов на себя, не давая им выйти на линию.
При простом харасе врага, старатесь не райткликать его в радиусе 500 к вражеским крипам. Не стоит бежать к хардеру через райтклик на него, особенно если он не находится в радиусе вашей атаки. Бежим к нему нажимая на местность рядом с ним и райткликом на него только в радиусе вашей атаки. Это делается, чтобы не агрить вражеских крипов. Ваш милишный керри рискует не добить крипов, которые резко сагрились на вас, а также это приводит к пушу линии под вражеский тавер, где хардлайнеру намного безопаснее получать опыт и фармить. В случае, если это произошло, рекомендую сразу уйти на отвод.
3. Отводы – наше все.
Тут сразу бесконечно плюсов. Первая — фарм и опыт для нас, который нам критически необходим. Вторая — отнятие опыта и золота у хардера, который ему критически необходим. Вдобавок к этому, хардер чувствует себя тем безопаснее, чем ближе он к своему таверу. Поэтому стоит держать линию примерно на небольшом расстоянии ОТ максимального радиуса атаки вашей башни ДО бокового магазина, чтобы и башня тычками не пушила линию и хардлайнер не мог безопасно подходить и нахаляву собирать опыт. Если линия случайно пропушилась вперед (дальше бокового магазина), следует отвести ваших крипов с линии в лес, чтобы они все там умерли(!).
На 21/51-й секунде можно делать отвод через кемп, который находится возле реки, но это получится, если линия пропушена вперед под вражеский тавер. Посмотрите какие-то подробные видеогайды, как это делается подробнее и потренируйтесь выполнять отводы на пустой карте, поначалу не всегда у вас будет получаться, а каждый неудачный такой пул «немного руинит линию» для вашего керри.
Скорее всего, хардлайнер попробует своровать ваш опыт, который вы можете получить с отвода, либо помешать вам перепулить ваших выживших крипов на следующий большой кемп нейтралов. Поэтому, вторым саппортом, который не делает этот самый отвод, следует отгонять хардера, чтобы он не переагрил ваших крипов на себя и не ушел с ними к себе под тавер.
НО не всегда эти отводы нужно совершать. Если линия и так пушится к нам, либо находится чуть дальше радиуса атаки вашей башни и не пушится к врагу, то делать их стоит на свое усмотрение. С одной стороны это дополнительный опыт и золото для вас, а с другой стороны есть очень высокая вероятность дайва врага за тавер, пока вы фармите крипов на отводе, к тому же и сам тавер начинает проседать, не все герои могут танчить крипов, не теряя много хп, а также вашему керри придется ластхитить под тавером.
Стакая крипов в лесу вы увеличиваете преимущество команды по золоту и опыту. Думаю подробно расписывать, как это происходит не нужно. Просто по золоту 2 стакнутых лагеря больших крипов примерно равносильно золоту, которое ваш керри получит за фраг над вражеским саппорт-героем, без стрика. Особенно эффективно, если есть в наличии герои, которые могут быстро фармить эти кемпы. Однако приоритет этого пункта далеко не самый первый над остальными. Стакайте леса, когда вы ничем не можете помочь на линии, либо когда вы проходите через лес под конец каждой минуты, например, для чека руны или по пути на фонтан\с фонтана. На карте ниже можно увидеть точные тайминги для стаков нейтралов.
Следует понимать, что вражеские герои могут играть аналогично вам. Вы можете фармить не только собственные стаки лесов, но и вражеские. Если вы знаете исходя из какой-то разведки\вардов о вражеских стаках, можно попытаться зафармить их вашей командой. Однако стоит быть осторожным, выполняя такие заходы на вражескую половину карты, враги скорее всего пытаются защитить «свое потенциальное богатство».
Также, против героев, которые могут легко фармить эншентов, советую блокировать эти кемпы, что гораздо ослабит их развитие. Соответственно, при наличии таких героев у вас, необходимо позаботиться о своей возможности стакать этот кемп.
Стакнув какой-то кемп во время парных минут таймера либо после какого-то отвода выходите на проверку ближней руны. Делайте это всякий раз, когда на линии ваш керри может справиться и без вашей поддержки. Иногда вам придется отвлечься на контроль руны, даже если сам ваш керри не сможет без вас продолжать находиться на линии. Предупреждайте его в этом случае. В ущерб вашему керри вы можете помочь этим мувом герою на вашем центре. Так что думайте, кому помощь, за тот небольшой промежуток времени, будет важнее. Каждую подобранную руну используйте эффективно: иллюзии – стаки леса, харас на линии, разведка; хаст/инвиз — ганг.
Всегда оценивайте игру от позиции врагов. Самая простая ситуация: например, вы видите, как вражеский баратрум возродится через 1 секунду. Постарайтесь сразу визуально оценить вражеские позиции и возможный чарж от баратрума. Можно сотворить отличный байт и встретить врагов, а не просто попинговать на своего героя и сказать, что не наго идет разбег.
7. Конец начальной стадии.
Отдельная ситуация, которая может поставить саппортов в недоумение.
Разберем несколько ситуаций:
2. Против вас рандомная дабла саппорта с керри: при наличии триплы выигрываем за счет преимущества в количестве героев, не допуская керри противников к фарму. Нападаем прокастом на одного с героев, в зависимости от ситуации. Важно, чтобы враги были наказаны за такой подход к игре с самого первого уровня, иначе отпустив их вначале линия рискует быть проигранной.
4. Против вас трипла, которая комбинацией убивает любого, кто попадает в ренж ее атаки:
Если вы видете карту, то вы получаете намного больше свободы действий, можете предотвратить вражеские нападения, проверять инвентарь врагов, вам легче навязывать игру. Очевидно, преимуществ много. Но стоит грамотно распоряжаться вард-ресурсами, которые ограничены, чтобы враги не просто нахаляву девардили. Выберайте интересные позиции, которые будут видеть много передвижений и которые не просто обнаружить врагу. Старайтесь не ставить варды на виду у врага, поскольку долго они не проживут. Фул-саппортом желательно поместить варды в слот быстрой покупки и брать их по мере появления в магазине.
Но если вы ставили вард, а вас убили, скорее всего(не всегда) — это ваша ошибка. Когда необходимо ставить варды?
Иногда, когда вы чувствуете, что скорость убийства врага будет решать вообще его убийство, старайтесь дасты использовать еще до захода героя в невидимость. Поскольку 1-2 секунды, которые могут быть зарезервированы вашей реакцией могут спасти какому-то инвизеру жизнь. (были случаи, когда Иллюша Иллидан репортил ребят, которые давали инвокеру на полсекунды уходить в , что на время сбивает таргет союзных атак. А это, между прочим, на момент сочинения гайда, топ-1 ммр вселенной)
Основное правило: ваш айтембилд может в каждой игре отличаться, поэтому, покупая артефакты, думайте, зачем они вам будут нужны и нужны ли в приоритете над каким-то другим, более полезным предметом.
Разберем же среди них лучшие для саппортов и не будем забывать про расходуемый набор
, который в приоритете должен стоять, если не выше, то в одном ряду точно, с со следующими артефактами раздела. Обо всех этих артефактах, само собой вы можете прочитать везде, но все же выделим лучшие среди них для саппортов.
1. Лавочка предметов до 1000. Все артефакты являются полезными, однако некоторые (которые не используются в дальнейших крафтах) замедляют появление более серьезных айтемов. Для ускорения же появления артефактов может быть приобретен , что является очень ситуативным выбором на роли саппорта. Мидас даст вам возможность всегда иметь деньги и хороший нетворс, однако вы не будете иметь ничего на начальной стадии, что может стать роковым в последствии, поэтому для такой покупки вам нужно иметь немалый игровой опыт и понимание игры.
3. Артефакты на мобильность
4. Обзор остальных айтемов
Вы физически не можете самостоятельно контролировать всю карту и все моменты игры, поэтому, чем больше ПОЛЕЗНОЙ информации вы даете союзникам и получаете от них, тем легче вам победить. Сообщайте о вражеских передвижениях, новых артефактах, своих кулдаунах и своих намерениях. Не бойтесь спрашивать, кому и какая помощь нужна, что и кто собирается делать. Выполняя какой-то конкретный план, который будет не идеальным, но всей командой, вы будете иметь больше шансов на победу, нежели, если каждый будет действовать по-своему.
Общайтесь во время каких-то файтов и даже одиночных нападений для максимального тимплея. Говорите кому будете кидать стан и повторяйте еще раз, когда делаете это, чтобы вы могли эффективнее комбинировать скилы.
Самоньте команду для меки или арканов, чтобы использовать их не только для себя и ваши союзними не бегали каждый раз на фонтан, отвлекаясь от фарма.
Спрашивайте о возможности воспользоваться курьером и говорите о его прибытие на фонтан или секретную лавку, чтобы он не бегал для каждого поотдельности и вы экономили свое командное время. Чем раньше герои получают артефакты, тем быстрее происходит их развитие.
Также любой ваш уход с линии, о котором подозревают враги, ставит под угрозу жизнь вашех союзников, которые не заметили ваше отсутсвие.
Еще пример: вы стоите впятером на миде и наблюдаете, как на другой стороне реки стоит вражеский свен и не двигается. Ставится пауза, враги пишут: «ПОДОЖДИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, АФК СВЕН». Но вы усердно спамите f9, пауза снимается и все ломятся толпой убивать того свена. но он резко включает бкб, из леса выпрыгивает магнус с рп, ну и дальше вы поняли.
Старайтесь проверять подозрительные нычки, например, когда вы пушете башню, есть вероятность, что враг сидит в лесу с блинком и если вдруг его команда надумает дефать, вас будет ждать уже сюрприз в виде +1 вражеского героя к телепортящимся. Также иногда можно не разбивать вражеский вард, а специально отойти и смокнуться, чтобы враги не ожидали от вас выхода с точек, где они обладают виженом.
Пользуйтесь нововеденным сканом, который может предотвратить очень много проигрышей, при умелом обращении с ним.
3. Не убегать из файта первым, даже, если у вас осталось 200хп, если файт еще не проигран, возможно скилл, который остался у вас неиспользованным смог бы перевернуть весь файт, а иногда выиграть файт = выиграть игру. Также иногда лионом, ультанув сразу после , можно оставить героя с 100 хп и он может и не вернуться в замес, уйдя на фонтан, что почти равносильно фрагу. Если из проигранного замеса убежит кто-то один, лучше всегда увести противника за собой и умереть, при этом сделать пространство для побега ваших коров. Всегда считайте ману и не жалейте ваши скиллы на верное убийство врага.
Часто враги, которые оказываются в сильном преимуществе начинают думать, что победа у них уже в кармане и могут не проконтролировать даже такие вещи, как свой бюджет, закупив какую-то рапиру и не оставив деньги на выкуп. Также, команда, которая думает, что уже выиграла может быть не готова встретить пятерых врагов резко перед собой и убив какую-то спектру без байбека, таймер на ее воскрешении может резко дать вам около 100 секунд свободы, которым можно воспользоваться, чтобы выиграть вашу игру.
Все вещи, которые я описал от вашего лица, могут выполнять и враги. Соответственно все действия, что могут выполнять враги, можете выполнять и вы. На последок одна из самых важных вещей: в доте нету никаких четких алгоритмов, порядков билда и действий. Пытайтесь объяснить любой ваш мув и приобретение. Думайте, читайте игру и побеждайте.
Буду рад любым отзывам, продвиженям гайда в топ и критике.