Почему святых называют отцами церкви кого и чему они учат

Почему священников называют отцами?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Письмо читателя:

Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?

Отвечает Роман Маханьков:

Почему святых называют отцами церкви кого и чему они учат

В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:8-10).

Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами!

С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.

Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».

Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение — либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия — это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.

Однако и тогдашние религиозные учителя народа — фарисеи и книжники — используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.

После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:

«На Моисеевом седалище Моисеево седалище — метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля. сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища «Хранилища свои и увеличивают воскрилия Воскрилия — для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, воскрилия одежд состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И хранилища, и воскрилия должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти. одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: „учитель! учитель!“ А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель — Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:2–10).

Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.

Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю — я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство — это служение. Будь то история, математика или химия.

Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание — служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.

Почему святых называют отцами церкви кого и чему они учат

| Читайте также:

10 вопросов о священстве и священниках

Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.

Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» — или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного — к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются — отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники — духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.

Источник

Почему священников называют отцами

В Еван­ге­лии, обра­ща­ясь к апо­сто­лам, Хри­стос дей­стви­тельно про­из­но­сит слова: «…Не назы­вай­тесь учи­те­лями, ибо один у вас Учи­тель – Хри­стос, все же вы братья; и отцом себе не назы­вайте никого на земле, ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах; и не назы­вай­тесь настав­ни­ками, ибо один у вас Настав­ник – Хри­стос» ( Мф.23:8-10 ). Заме­ча­тельна эта запо­ведь тем, что она… нико­гда не испол­ня­лась хри­сти­а­нами! С момента воз­ник­но­ве­ния Церкви свя­щен­ни­ков при­нято име­но­вать «отцами» и «настав­ни­ками». За пре­де­лами храма, напри­мер, в школах, те же хри­сти­ане, не заду­мы­ва­ясь, назы­вали и назы­вают своих пре­по­да­ва­те­лей учи­те­лями. И тем более это каса­ется обра­ще­ния к род­ному отцу.

Уже апо­столы, к кото­рым, соб­ственно, и были обра­щены слова Христа, не только не запре­щали, но первые начали име­но­вать себя отцами, настав­ни­ками и учи­те­лями. Апо­стол Павел в посла­нии к коринф­ским хри­сти­а­нам пишет: «…Хотя у вас тысячи настав­ни­ков во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе бла­го­вест­во­ва­нием» ( 1Кор.4:15 ). То есть он назы­вает себя духов­ным отцом Коринф­ской Церкви. Апо­стол Иаков сове­тует: «Не многие делай­тесь учи­те­лями» ( Иак.3:1 ). И вообще в своих посла­ниях апо­столы очень часто исполь­зо­вали обра­ще­ние: «дети мои». Так могли обра­щаться к своим слу­ша­те­лям только те, кого, в свою оче­редь, назы­вали «отцами».

Как объ­яс­нить это про­ти­во­ре­чие между еван­гель­ской цита­той и пове­де­нием апо­сто­лов? Либо они пошли против запо­веди своего Учи­теля, непра­вильно поняли и иска­зили Его учение – либо Иисус, не раз­ре­шив хри­сти­а­нам име­но­ваться «учи­те­лями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели фор­маль­ный запрет исполь­зо­вать эти слова в обра­ще­нии к людям.

Если при­нять первый вари­ант, мы попа­даем в тупик: все Еван­ге­лия напи­саны апо­сто­лами. Полу­ча­ется логи­че­ское про­ти­во­ре­чие: если они сами назы­ва­лись «учи­те­лями» и «отцами», то зачем вообще надо было остав­лять эту запо­ведь Христа в Еван­ге­лии? Ради обли­че­ния самих себя?

Если же мы дове­ряем уче­ни­кам Христа и, в конце концов, просто здра­вому смыслу, то эту запо­ведь надо пони­мать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необ­хо­димо про­честь эту фразу в кон­тек­сте, не выры­вая ее из еван­гель­ского повест­во­ва­ния. Ведь Библия – это не набор цитат, а цель­ный и связ­ный текст. Слова об отцах и учи­те­лях Хри­стос про­из­нес в Иеру­са­лиме за несколько дней до рас­пя­тия. Тогда в городе было осо­бенно мно­го­людно, ведь при­бли­жался празд­ник Пасхи. Хри­стос, зная, что с Ним вскоре про­изой­дет, исполь­зует это время, чтобы про­из­не­сти Свои послед­ние про­по­веди.

Однако и тогдаш­ние рели­ги­оз­ные учи­теля народа – фари­сеи и книж­ники – исполь­зуют в своих целях людей, при­шед­ших к Иисусу. Считая Христа лже­про­ро­ком и лже­мес­сией, они при боль­шом коли­че­стве сви­де­те­лей пыта­лись ском­про­ме­ти­ро­вать Его, уло­вить на какой-нибудь фразе, что в даль­ней­шем могло бы послу­жить пово­дом к обви­не­нию.

После оче­ред­ной неудав­шейся попытки учи­те­лей и отцов изра­иль­ского народа «уло­вить Иисуса в слове» Хри­стос обра­ща­ется к людям с жест­кой обли­чи­тель­ной речью против их рели­ги­оз­ных настав­ни­ков:

«На Мои­се­е­вом седа­лище * сели книж­ники и фари­сеи. Итак, все, что они велят вам соблю­дать, соблю­дайте и делайте; по делам же их не посту­пайте: ибо они гово­рят и не делают. Свя­зы­вают бре­мена тяжкие и неудо­бо­но­си­мые и воз­ла­гают их на плечи людям, а сами не хотят и пер­стом дви­нуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; рас­ши­ряют хра­ни­лища ** свои и уве­ли­чи­вают вос­кри­лия *** одежд своих; также любят пред­воз­ле­жа­ния на пир­ше­ствах и пред­се­да­ния в сина­го­гах и при­вет­ствия в народ­ных собра­ниях, и чтобы люди звали их: «учи­тель! учи­тель!» А вы не назы­вай­тесь учи­те­лями: ибо один у вас Учи­тель – Хри­стос; все же вы братья. И отцом себе не назы­вайте никого на земле: ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах. И не назы­вай­тесь настав­ни­ками: ибо один у вас Настав­ник – Хри­стос». (Еван­ге­лие от Матфея, глава 23, стихи 2–10).

Из кон­тек­ста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели сло­во­оупо­треб­ле­ние. Хри­стос обли­чает здесь опре­де­лен­ное состо­я­ние чело­века, взяв­шего на себя учи­тель­ство. Во-первых, изра­иль­ские учи­теля сами не сле­дуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тще­сла­вием.

Эти еван­гель­ские слова отно­сятся, конечно, не только к тем, кого непо­сред­ственно обли­чал Иисус, но и к совре­мен­ным хри­сти­а­нам и их настав­ни­кам. Во что же может вылиться учи­тель­ское тще­сла­вие, почему Хри­стос так обли­чал его? Пред­ставьте, напри­мер, учи­теля исто­рии, кото­рый на лек­циях заяв­ляет: «Я созда­тель, пове­ли­тель и дви­га­тель миро­вой исто­рии. Все, что я вам рас­ска­зы­ваю – я сотво­рил сам». Навер­ное, ничего, кроме сожа­ле­ния, такая лич­ность не вызо­вет. Ведь все пони­мают, что пре­по­да­ва­тель любой дис­ци­плины всего лишь посред­ник в пере­даче знаний, а его учи­тель­ство – это слу­же­ние. Будь то исто­рия, мате­ма­тика или химия.

Тем более это отно­сится к рели­ги­оз­ным настав­ни­кам. Их при­зва­ние – слу­же­ние Богу. И чело­век, кото­рый забы­вает это, по мнению хри­сти­ан­ства, не может назы­ваться учи­те­лем. Именно такое учи­тель­ство и обли­чил Хри­стос. И в таком зна­че­нии после­до­ва­тели Христа дей­стви­тельно не могут и не должны назы­ваться учи­те­лями.

Если же свя­щен­ники учат и про­по­ве­дуют, не пре­тен­дуя на исклю­чи­тель­ность своей миссии, пони­мая, что учение, кото­рое они про­по­ве­дуют, не их соб­ствен­ное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апо­сто­лам, ничто не мешает назы­ваться учи­те­лями и отцами.

Но если вы вдруг услы­шите, что некто, пусть даже и свя­щен­ник, назы­вает себя «новым хри­стом», «источ­ни­ком откро­ве­ния», «осно­ва­те­лем тре­тьего завета» – или даже просто заяв­ляет об исклю­чи­тель­но­сти своего духов­ного опыта как един­ственно вер­ного – к под­лин­ному хри­сти­ан­ству он не имеет ника­кого отно­ше­ния. Очень часто именно такие люди, выры­вая запо­ведь Христа из кон­тек­ста, тол­куют ее как запрет сло­во­упо­треб­ле­ния и строго-настрого запре­щают име­но­вать себя отцами, настав­ни­ками и учи­те­лями. Обычно в сектах все назы­вают друг друга «бра­тьями». Что же меня­ется от этого? Да ничего! Можно выпу­стить тысячи инструк­ций, запре­ща­ю­щих слово «отец», но при это стать самым насто­я­щим идолом для своих после­до­ва­те­лей. При этом скромно име­но­ваться «братом». Но какая раз­ница, кому обма­ну­тые люди отдают свои квар­тиры и рабски, фана­тично под­чи­ня­ются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наи­боль­ший вклад в раз­ви­тие хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, при­нято назы­вать отцами и учи­те­лями Церкви. Но они нико­гда не при­сва­и­вали себе звания спа­си­те­лей чело­ве­че­ства. Апо­столы срав­ни­вали себя с зем­ле­дель­цами, рабо­та­ю­щими на поле, кото­рое при­над­ле­жит Богу. Поэтому свя­щен­ники – духов­ные отцы и учи­теля, всегда очень боятся стать Отцами и Учи­те­лями для своих духов­ных чад, т. е. вместо Хри­стова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести чело­века ко Христу, при­ве­сти к себе.

При­ме­ча­ния:

* Мои­се­ево седа­лище – мета­фо­ри­че­ский образ учи­тель­ства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и пере­едал Его Закон изра­иль­скому народу. То есть он был первым учи­те­лем Изра­иля.
** Хра­ни­лища – повязки или коро­бочки со сло­вами запо­ве­дей Божьих, кото­рые учи­теля еврей­ского народа делали на лбу и на руках в соот­вет­ствии с пове­ле­нием Самого Бога. Такие повязки назы­ва­лись «хра­ни­ли­щами», потому что хра­нили народ от забве­ния Бога.
*** Вос­кри­лия – для того, чтобы изра­иль­ский народ не забы­вал Бога, Он пове­лел при­ши­вать к краям одежды гиа­цин­то­вые кисти. Таким обра­зом, «вос­кри­лия одежд» состо­яли из пур­пурно-голу­бых кистей, при­ши­тых к краям верх­ней одежды евреев. И «хра­ни­лища», и «вос­кри­лия» должны были только лишь напо­ми­нать народу о Боге. Но рели­ги­оз­ные учи­теля Изра­иля пре­вра­тили их в сим­волы своей власти.

Источник

Почему священников называют отцами

Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?

Почему святых называют отцами церкви кого и чему они учат
Беседа с прихожанкой. Фото: Анатолий Горяинов

В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.

Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».

Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?

Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.

Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.

После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:

«На Моисеевом седалище[1] сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия[3] одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).

Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.

Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.

Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.

Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.

Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.

[1] Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.

[2] Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.

[3] Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.

Источник

Почему священников называют отцами

Вместо предисловия

Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?

Олег

Почему святых называют отцами церкви кого и чему они учат

Фото Владимира Хизова

В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «…Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она… никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.

Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «…Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».

Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?

Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.

Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.

После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:

«На Моисеевом седалище* сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища** свои и увеличивают воскрилия*** одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).

Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словоупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.

Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.

Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.

Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.

Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при этом стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.

* Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и передал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.

** Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.

*** Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *