Почему растут акции тесла моторс
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
«Будет расти, пока любят Маска». Эксперты о перспективах акций Tesla
Акции Tesla начали сильно расти 21 октября — после выхода отчетности за третий квартал. Компания сообщила почти о пятикратном росте чистой прибыли, которая в третий раз обновила рекордный уровень. Производитель также добился рекордного роста выручки.
В начале недели котировки Tesla ускорили рост на новости о том, что компания получила крупнейший в своей истории заказ на электромобили — 100 тыс. машин от сервиса аренды автомобилей Hertz. В совокупности за три торговые сессии котировки выросли на 18,4%, обновив рекордный максимум января 2021 года.
Означает ли взятие «триллионного барьера», что для акций Tesla открывается новый восходящий тренд? Или компания уже достигла своего предела? Мнения экспертов разошлись.
Продолжат расти, но только в краткосрочной перспективе
По мнению экспертов, опрошенных «РБК Инвестициями», в ближайшее время акции Tesla продолжат рост, однако в более долгосрочной перспективе по ним есть риск снижения.
Так, в частности, считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. «Tesla обладает рядом преимуществ относительно конкурентов в секторе: вертикальная интеграция, сильный бренд, привлекательное для потребителя софт-оснащение машин, включающее автопилот», — отмечает он. По его мнению, источником роста продаж электромобилей Tesla станет повышенный спрос на автомобили в Китае.
«Акции Tesla могут продолжить рост на спекулятивном интересе. Тем не менее текущие уровни капитализации представляются чрезмерно завышенными», — говорит аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.
Компания оценена так, словно она всегда будет очевидным лидером рынка электрокаров. При этом уже сейчас Tesla теряет свою рыночную долю в пользу Volkswagen, Ford и General Motors, отметила Прохорова. По ее мнению, на горизонте трех — пяти лет конкуренция со стороны этих и других автопроизводителей лишь усилится, что окажет давление на маржинальность Tesla. К тому же могут не оправдаться ожидания по темпам роста самой отрасли электромобилей.
«Следующие 12 месяцев могут показать лидерство Tesla в производстве, скачкообразное изменение соотношения затрат и сложности производства и более высокий рост базы пользователей автомобилей», — написал Джонас. Эксперт также обратил внимание на более высокие, чем ожидалось, темпы роста выручки и рентабельности, несмотря на дефицит чипов и проблемы с цепочками поставок.
В целом долгосрочный оптимизм Адама Джонаса в отношении Tesla основан на его уверенности в том, что компания сможет снизить цены на электромобили и стать лидером отрасли в поисках новых революционных способов их производства, пишет CNBC. «Мы считаем, что рынок недооценивает способность Tesla выводить на рынок революционные инновации в дизайне и производстве автомобилей», — сказал эксперт.
Разберемся, что способствовало продолжению восходящего движения, могут ли котировки вырасти еще выше и на что стоит обратить внимание инвесторам.
Дополнительный заряд
В понедельник стало известно, что компания впервые откроет свою сеть зарядных станций для других электрокаров. Первой страной, где Tesla протестирует данную практику, станут Нидерланды. У компании самая большая в мире сеть зарядных станций — более чем 25 000 Superchargers. Стоимость зарядки будет несколько выше, чем для владельцев Tesla.
Вторым значимым драйвером стала новость о том, что Tesla подписала контракт с крупнейшим в Китае производителем литиевых компонентов Ganfeng Lithium. Новый контракт начнет действовать с начала 2022 г.
На что обратить внимание
По итогам продаж EV в мире за январь–сентябрь доля моделей Tesla выросла с 8,0% до 8,5% у Model 3 и с 5,1% до 6% у Model Y против показателей за январь–август. Стоит отметить, что показатели доли на разных рынках EV и раньше были важным индикатором, но по мере все большего внедрения EV, повышения конкуренции, а также текущей ситуации с чипами, динамика долей начинает приобретать еще более важное значение.
Может ли быть выше
То, что с точки зрения классического технического анализа котировки выглядят перекупленными, очевидно. Когда речь заходит о столь сильных движениях, лучше искать сигналы ослабления для определения начала потенциальной коррекции, а не просто перекупленность на индикаторах.
Вероятность того, что мы увидим движение выше, пока сохраняется.
Для закрытия позиции в рамках торговой рекомендации необходимой картины на данный момент не сформировано.
UPD (Обновление): Маск сообщил в Twitter, что контракт с Hertz на покупку 100 000 EV пока еще не подписан. Акции отреагировали снижением на 5%.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Рубль укрепляется опережающими темпами
Кто сегодня в лидерах отскока
Отчет Газпрома за III квартал. Отличные результаты
5 идей в российских акциях: коррекция лишь увеличивает потенциал роста
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Энергетический кризис: откуда ты взялся и когда закончишься
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
Кто и как шортит российский рынок
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Tesla: пузырь или реальные перспективы?
Tesla, пожалуй, самая обсуждаемая компания среди инвесторов на протяжении многих лет. С начала года котировки Tesla взлетели в 7.5 раз и компания обогнала по капитализации весь мировой автопром, став 6 самой дорогой компанией в мире.
В сегодняшней статье мы посмотрим на то:
— что продает Tesla помимо автомобилей;
— какое у Tesla положение на рынке;
— есть ли шанс у Tesla оправдать ожидания инвесторов.
Tesla — самый крупный производитель электрокаров в мире. Компания занимает около четверти всего мирового рынка и значительно опережает основных конкурентов (Nissan, Volkswagen, Chevy):
Спрос на автомобили Tesla чрезвычайно большой, и история показывает, что компанию на сегодняшний день ограничивает только производственная мощность:
Tesla недавно открыла завод в Китае и планирует расширяться дальше. По заявлениям менеджмента, выпуск электрокаров каждые несколько лет будет удваиваться. Сейчас строится 3 новых завода, в разработке еще 4:
Почему Tesla — самый популярный электрокар?
Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента — Model S и Model X — и две модели среднеценового сегмента — Model 3 и Model Y.
Изначально Tesla фокусировалась на автомобилях премиум класса Tesla S и X, которые в среднем стоили 90 000$. В 2017 году за счет более дешевой модели — Tesla 3 (средняя цена 50 000$) — компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:
Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10–30% эффективнее конкурентов. Также Tesla, ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330–400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:
Не машиной едины!
Более 80% выручки Tesla генерирует именно продажа автомобилей. Остальные 20% приходятся на Энергетическое направление и Сервисное обслуживание.
Солнечная энергия
Tesla производит литий-ионные аккумуляторы со встроенным инвертором Powerwall. Продукт удовлетворяет законодательным требованиям США и предназначается для хранения энергии в жилых домах.
Powerpack и Megapack — полностью интегрированные решения для хранения энергии для коммерческих, промышленных, коммунальных предприятий. Аккумуляторы могут собираться в целые блоки для увеличения ёмкости накопления энергии.
По данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастет в 4 раза за 10 лет:
Помимо аккумуляторов и накопителей, Tesla работает на рынке поставок электричества через свою сеть электрозаправок Supercharger. На данный момент на территории Америки находятся порядка 2 200 полноценных зарядных станций и 19 500 отдельных зарядных точек, которые работают 24/7. C увеличением числа электромобилей зарядка на станциях перестала быть бесплатной. На данный момент стоимость зарядки примерно вдвое дешевле, чем бензиновый аналог.
Tesla также уже успела построить 600 станций в Китае.
По сути, Tesla решает две проблемы:
1. Создает инфраструктуру для своих автомобилей — дает людям возможность недорого и эффективно заряжать электрокары дома.
2. Диверсифицируется в растущий сектор солнечной энергетики.
На данный момент Tesla только начинает активно развиваться на рынке зеленой энергетики, и перед ней открывается большой потенциал. Илон Маск считает, что энергетический сектор за 10 лет сможет достичь по размеру автомобильный.
Автопилот — защитный барьер для Теслы в ближайшие годы
Tesla активно вкладывала средства в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь совсем не нужно касаться автомобиля — он все сделает сам, даже выедет из гаража.
Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Tesla в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании.
Tesla каждый квартал публикует отчет о кол-ве аварий автопилота на Х пройденных километров. И, согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:
Автопилот — это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000–10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3.
Автопилот является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем компания планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента.
По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот — это чистый маржинальный продукт, то FSD составит
20% операционной прибыли компании.
Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla
В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей:
Tesla Roadster — спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость — 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7–8 раз и стоит порядка 250 тыс. долларов.
Tesla Semi — футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс. долларов.
Tesla Cybertruck — электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс. долларов.
Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то в 2022 году Tesla сможет продать:
1 150 Tesla Roadster по цене в 250 тыс. долларов.
1 000 Semi Truck по цене в 200 тыс. долларов.
10 000 Cybertruck по цене в 70 тыс. долларов.
Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.
Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше
Новости о вступлении Tesla в индекс значительно разогнали котировки акций — за год стоимость выросла на 725%, что сделало компанию самым дорогим автопромом в мире и 7 самой дорогой компанией в индексе.
С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс — SPDR, BlackRock и Vanguard — будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов, что меньше среднего дневного оборота за день.
У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.
Tesla — не простой автопром
На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики).
Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла, он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса.
Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля
Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достигнуть 10% доли рынка к 2028 году:
Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Why Tesla Is the Most Dangerous Investment
Акции Tesla выросли еще на 21% за последние пять дней. Основным катализатором движения вверх является недавно объявленное дробление акций, запланированное на 31 августа. Разумеется, дробление акций не создает никакой реальной стоимости для компании. Но когда дело доходит до акций TSLA, реальность долгое время не имеет значения. На самом деле важно то, что Tesla рассказывает своим инвесторам, и истории, которые они рассказывают друг другу.
Аналитикам с Уолл-стрит, наконец, приходится отрываться от фактов и цифр и признавать, что акции TSLA оцениваются на надеждах и мечтах. Wedbush и Bank of America являются последними, кто повысил целевые цены для Tesla, которая, как я считаю, стала самой опасной акцией на рынке.
На мой взгляд, этот анализ сводится к трем ключевым словам: «верю», «Китай» и «история». Айвз верит китайской истории Tesla.
Айвз также говорит, что Tesla скоро станет крупным сторонним поставщиком аккумуляторов для других автомобильных компаний.
«Забегая вперед, мы полагаем, что Musk & Co. намерены объявить о ряде новых потенциально« изменяющих правила игры» разработок аккумуляторов на долгожданном Battery Day 22 сентября», — сказал Айвз.
И снова он ожидает, что Tesla «анонсирует» революционную технологию аккумуляторов. Я не сомневаюсь, что Айвс прав. Если есть что-то хорошее в Tesla, так это умение анонсировать. Например, Tesla анонсировала родстер еще в 2017 году, и пока его нигде не видно. Но опять же, этот анализ — чистое предположение о том, что Tesla объявит, и, что более важно, о том, что она действительно сможет предоставить.
Оценка Tesla
Недостатком анализа Айвса является его рейтинг акций, который является «нейтральным». Я был в стороне, когда речь идет о Тесле в течение многих лет. Акции TSLA — это акции, которые исторически оказались в центре пузыря электромобилей. На мой взгляд, любой, кто имеет длинную или короткую позицию по этим акциям и по этим ценам, чокнутый. Вот почему я думаю, что «опасно» — лучшее слово для описания данной акции.
Аналитики с Уолл-стрит, такие как Айвз, верят в эту историю, но не рекомендуют акции. Аналитик Bank of America Джон Мерфи недавно обновил рекомендацию по акциям Tesla. Он улучшил ее до, как вы уже догадались, «нейтрально».
Мерфи был давним медведем Tesla и скептически относился к этой истории. Но даже медведи Теслы вынуждены признать, что эта история имеет ценность, если ей верит достаточное количество людей.
«Хотя мы по-прежнему скептически относимся к тому, что TSLA станет доминирующим автопроизводителем электромобилей в долгосрочной перспективе, если можно будет создать большой глобальный рынок с помощью бесплатного капитала, история« роста» будет иметь значение для акций», — сказал Мерфи в его примечание об обновлении.
Другими словами, Мерфи, похоже, не верит в историю Теслы. Но он говорит о том факте, что так много инвесторов считают, что это создает самоисполняющееся пророчество. Так что в конце концов он тоже пришел к «нейтральному».
Я думаю, это очень показательно, что у вас есть долгосрочный бык Tesla, такой как Айвз, и долгосрочный медведь Tesla, такой как Мерфи, оба приходят к тому же выводу, что и я много лет назад. Акции Tesla просто неприкосновенны.
Тесла опасна
Акции TSLA слишком опасны для покупки или продажи.