Почему произошло европейское чудо что на это повлияло
Какое влияние оказала научная революция на европейское чудо
Чтобы ответить а вопрос о том, какое влияние оказала научная революция на европейское чудо, надо понять, что вообще означают эти термины. Взаимосвязь науки и развития европейских государств здесь прослеживается самая прямая, и эти события изучаются в 8 классе на уроках истории.
Терминология
Влияние научной революции на европейское чудо
Влияние научной революции на европейское чудо было самым что ни на есть прямым. Именно научные достижения в самых разных областях, запущенные в производство и применённые на практике, и стали причиной этого самого «чуда». Паровой двигатель, железные дороги, достижения в области металлургии и сельского хозяйства, химические и физические открытия, и, конечно же, открытие электричества – благодаря всему этому промышленность и экономика стран Европы начали развиваться невероятными темпами. Человечеству потребовались тысячи лет, чтобы перейти от лошадей к паровому двигателю, и всего лишь около сотни лет, чтобы перейти от парового двигателя к бензиновому, основанном на принципе внутреннего сгорания.
Благодаря научной революции к концу 19 века и началу 20-го страны Западной Европы стали в разы богаче, чем другие государства, куда богаче Османской империи или Китая, которые раньше были передовыми странами в технологическом плане. Научная революция сделала жизнь западноевропейского общества гораздо комфортнее, она подтолкнула вперёд развитие экономики и ускорила технический прогресс, став одним из основных факторов появления «европейского чуда». Разработки и открытия внедрялись в повседневную жизнь всё быстрее и быстрее, принося всё больше пользы.
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!
Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 24
Открытый урок по всеобщей истории на тему «Европейское чудо»
Конспект урока по теме «Европейское чудо».
История Нового времени. 8 класс.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики на начало XVIII в.
Образовательные: сформировать понимание об основных достижениях Европы в начале XVIII в.; ознакомить с новыми понятиями т. к. модернизация, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: аграрная революция, предпринимательство; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, систематизировать материал, делать выводы, сравнительный анализ.
Развивающие: развить навыки целеполагания, самостоятельной организации учебного действия в группе; формулировать свою точку зрения.
Воспитательные: вызвать интерес к изучению нового материала.
Планируемые результаты изучения материала:
Личностные: понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.
Метапредметные (УУД): устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами; решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания; искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта); представлять текстовую информацию в форме таблицы; организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.
Предметные: определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство; рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях; анализировать статистический материал и делать выводы; сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие; извлекать информацию из письменных и визуальных источников; оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.
Основные понятия и термины: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Европа становится лидером мира.
3. Наступление капитализма.
4. Транспортная революция.
5. Торговля преображает мир.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
(Слайд 1) Сегодня мы с вами переходим к изучению курса всеобщей истории 8 класса. Этот исторический период мы будем изучать с вами в течение года. К сегодняшнему дню у вас было опережающее домашнее задание прочитать введение к учебнику «Мир к началу XVIII в.» Давайте с вами об этом поговорим.
К концу XVII в. привычный миропорядок начинает стремительно меняться. (Слайд 2) Одно из наиболее могущественных государств, раскинувшееся сразу на трёх континентах, теряет свою мощь и влияние. Что это за государство? (Ответ) Как только Османская империя утратила свое положение на континенте, это сразу открыло дорогу европейским государствам.
(Слайд 5) Открытие новых территорий привело к началу формирования… (Колоний. Объяснить термин.) Какие страны были в этом первые? Выгодно ли было иметь колонии?
Чем активнее начинает развиваться заморская торговля, тем активнее страны начинают конкурировать друг с другом, желая иметь исключительное право на производство, торговлю или владение какой-либо землей. Какое положение стремится занять в конкурентной борьбе за рынки сбыта? (Монопольное)
(Слайд 6) Подобные экономические изменения подталкивали государства вести принципиально новую политику, способствующую защите отечественного производства. Какие виды экономической политики вы знаете? Подсказка: Петр I также использовал подобные меры для поддержания отечественного производителя. (Меркантилизм и протекционизм)
(Слайд 7) Обратите внимание на следующий слайд. Что объединяет все эти понятия? (Реформация) Кто был идеологом этого движения? В чем были принципиальные отличия от католичества? (Ответы) Верно, и мы можем говорить о том, что все вышеперечисленные причины способствовали формированию капиталистических отношений.
Почему произошло так называемое «европейское чудо»? Что на это повлияло?
3. Изучение нового материала.
Примерно до XVII в. Европа экономика Европы не была такой развитой. Во многих отраслях Восток (особенно Китай) опережал ее по темпам развития, и лишь только к XVIII в. Она смогла накопить тот потенциал, который обеспечил ей начало экономического роста. Начинается активный переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу. Что это за процесс? (Модернизация)
Для Средних веков характерна ситуация, когда при высокой рождаемости присутствует и высокая смертность, но с развитием науки и медицины смертность сокращается и общая численность населения постепенно растет. Происходит самая настоящая демографическая революция. Чтобы наглядно в этом убедиться, проанализируйте статистическую таблицу, которая дана вам в Приложении №1 и сделайте вывод. (Ответы учеников). Не все современники положительно оценивали рост населения. Появляется теория мальтузианства (от имени англичанина Томаса Мальтуса), который говорил о том, что из-за постоянно увеличивающегося населения Европе просто скоро будет нечего есть. Как мы видим, его прогнозы не сбылись.
В XVIII в. ускоряются те процессы, которые начались еще в ранее Новое время. Увеличивается количество денег как у производителей, так и у покупателей. Повышается качество жизни населения, причем не только в городах, но и в деревнях. У предпринимателей особую популярность приобретает капиталистический метод ведения хозяйства – использование наемного труда, вкладывание прибыли обратно в производство. Быстрее других богатела Англия. Давайте проанализируем текст на стр. 14-16 об успехах английского капитализма.
1. Объясните понятие аграрная революция.
2. Объясните понятие промышленная революция.
3. В чем отличие фабрики от мануфактуры?
(Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы)
Какие вы можете назвать мне современные транспортные средства? (Ответы) Транспортные средства могут повлиять на развитие экономики? (Ответы) И так, в начале XVIII в. ситуация с транспортом остается практически без изменений. Для путешествий, перевозки чего-либо применяется гужевой транспорт или же по рекам и каналам, если это позволяла география страны. Например, расстояние в 100 км всадник мог преодолеть за день, и это было его пределом. Сейчас мы легко преодолевает тысячи километров за считанные часы.
Осуществить транспортную революцию первой взялась также Англия. Она стала строить платные дороги (оплата шла на поддержание их в хорошем состоянии), а также строить и улучшать водные каналы.
И так, мы проделали отличную работу. Теперь мы можем ответить на вопрос, почему произошло «европейское чудо»? (Ответы учеников) Верно, все перечисленные причины и события в последствии позволили Европе выйти на первое место во всем мире и на протяжении практически 2-х веков определять положение дел и расстановку сил в мире.
(Ученики получают карточки Приложение №3)
5. Подведение итогов.
(Ученики получают карточки для самооценки Приложение №2)
6. Домашнее задание.
§ 1 читать, пересказывать, индивидуальная подготовка сообщение (опережающее задание) о философах: И.Кант, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескьё, Вольтер.
Почему произошло европейское чудо что на это повлияло
«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI–XVIII вв.
Европа становится лидером мира
Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была самой развитой. Ряд регионов Востока (и особенно Китай) опережал её и по стоимости произведённых товаров и услуг, и по темпам роста городов, и по уровню грамотности населения, не говоря уже о его численности.
Только к XVIII в. европейское общество накопило тот потенциал, который обеспечил ему начало стремительного экономического роста. Темпы развития наиболее динамичных европейских стран — Нидерландов, Англии, Франции — настолько увеличились, что это позволило Европе превзойти страны Востока. Появление к концу века машин и фабрик заложило фундамент бурного развития европейской промышленности в XIX в. Основой этого взлёта стало совпадение во времени и пространстве нескольких совершенно разных факторов. Часть из них от европейцев не зависела.
Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. На значительной его части не было иссушающей жары или сильной стужи, плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи, чтобы прокормить население. Избежала Европа и разрушительных набегов кочевников: арабы в VIII в., завоевав Испанию, дошли только до юга Франции, монголы, пройдя через Восточную Европу, повернули назад, а османы угрожали лишь балканским и средиземноморским странам.
Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Ни империя Карла Великого, ни Священная Римская империя не преобладали на континенте настолько, чтобы победить раздробленность. Европа оказалась разделена на множество государств различного размера, которые находились в постоянном взаимодействии и соперничали друг с другом. Это соперничество не позволило власти ни в одном из них надолго укрепиться до такой степени, чтобы полностью — политически или экономически — подчинить себе общество, которое на протяжении раннего Нового времени становилось всё более значимым и заставляло с собой считаться.
В Европе процветала конкуренция; различные сословия и социальные группы, города и даже ремесленные или университетские корпорации обладали своими правами и вольностями. Государство же стремилось, насколько это было возможно, гарантировать закон и порядок, которые становились залогом быстрого и успешного экономического развития.
Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики.
Значительный импульс развитию континента дала Реформация — европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое.
Европа активно ввозила не только товары, но и технологии, научные трактаты, банковские практики. Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие её открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий — телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений. Военная революция, аграрная революция, демографическая революция — все эти процессы всего за несколько веков изменили европейский континент.
Реформация, сопровождавшие её изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. С XVI в. Европа начинает постепенно порывать с традициями, закладывается фундамент начинающегося с XVIII в. процесса модернизации — перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа всё больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира, и постепенно училась диктовать ему свою волю.
Рост населения Европы
Для Средних веков была характерна ситуация, когда высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью — из-за эпидемий и войн, превратностей климата, плохой гигиены и низкого уровня развития медицины. В благоприятные годы население росло; болезни, голод, войны, недостаток продовольствия приводили к его уменьшению.
И XVIII в. во многих европейских странах положение меняется: рождаемость по-прежнему была высокой вне зависимости от того, богатым был человек или бедным (у императрицы Марии-Терезии было 16 детей), но смертность начала снижаться, общая численность населения Европы постепенно росла, и этот рост уже не сменялся падением.
Точные цифры назвать невозможно, поскольку масштабных достоверных переписей тогда ещё не было, но население Европы за век увеличилось примерно с 110—120 млн чел. до 187 млн. Основной период этого роста приходится на вторую половину столетия. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем — это было больше, чем раньше, но всё ещё не так много в масштабах мира, где две трети людей жили в странах Азии.
Население Франции за это время возросло с 21—22 до 29 млн, германских государств — с 15 до 25 млн чел. В Англии к 1750 г. население достигло 5,74 млн чел. — как считается, таким же оно было в XIV в. до эпидемии чумы, — а первая всеобщая перепись 1801 г. показала уже 8,3 млн (10,5 млн с Уэльсом и Шотландией). В тех странах, которые в XVII в. испытали значительное падение численности населения, рост был ещё более существенным: в Ирландии за век оно выросло более чем в 2 раза, в Венгрии — в 5 раз.
Снижение смертности в то время объясняется многими причинами. Явно улучшился европейский климат, стало теплее, таких холодных зим, как в XVII в., уже не было. Распространялись новые методы и технологии в сельском хозяйстве, увеличивались посевы завезённых из Нового Света картофеля и кукурузы, позволявших прокормить с меньшей площади земли большее количество людей, что было существенным преимуществом перед зерновыми культурами. Уходили в прошлое крупные эпидемии европейского масштаба, истреблявшие целые города; в принципе, в Европе научились лучше устанавливать и соблюдать карантин. Улучшалась санитария, крупные кладбища стали выносить за городскую черту, европейцы постепенно привыкали следить за чистотой тела.
Рост населения оказался столь большим и впечатляющим) что начал пугать современников. В 1798 г. появляется знаменитый трактат англичанина Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». Он писал: «Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Эта теория получила название мальтузианство. Проанализировав рост населения Северной Америки, Мальтус пришёл к выводу, что за 20 лет оно удваивается. Сравнивая эти данные с данными, касающимися Европы, он утверждал, что там удвоение происходит в среднем за 25 лет, тогда как средства к существованию растут значительно медленнее. И если не принять мер, скоро населению Европы просто будет нечем питаться.
В реальности этого не произошло, да и данные, которыми пользовался Мальтус, во многом были неверны. И всё же этот рост населения запустил многие экономические процессы, характерные для Европы XVIII в. У европейцев пользовались всё большим спросом продукты питания и промышленные товары, производить их становилось всё более выгодно. Одновременно рос рынок рабочей силы.
Наступление капитализма
В XVIII в. ускоряются те процессы. которые начались ещё в раннее Новое время. Увеличивается количество денег в экономике, число покупателей товаров и потребителей услуг. Достаточно посмотреть, как изменилась, к примеру, английская деревня, и мы увидим, что разбогатевшие сельские жители начали строить свои дома из кирпича, гораздо чаще питаться мясом, активнее покупать промышленные товары и пользоваться углём для обогрева своих жилищ.
При наличии широких рынков сбыта предприниматели всё чаще прибегали к капиталистическим методам — использовали наёмный труд, вкладывали прибыль обратно в производство, стремились обустроить хозяйство рационально, искали способы развития производства в кредит. Страны, в которых активно развивался капитализм, богатели, уровень развития различный регионов Европы становился всё более неравномерным. Средний доход на душу населения в Англии 1780-х гг. был на 30–40% выше, чем во Франции, а во Франции — вдвое выше, чем в Центральной Польше.
Англия не случайно богатела быстрее других: там капитализм внедрялся наиболее активно. Это позволило завершить в XVIII в. аграрную революцию — перестройку сельского хозяйства ради увеличения его доходности. Её успехи были настолько впечатляющими, что вместо средневековой нормы — один кормит троих — английский крестьянин кормил 12—13 человек. А последовавшая за аграрной промышленная революция, начавшаяся с изобретения первых машин в хлопчатобумажном производстве, вывела Англию в безоговорочные европейские лидеры, заставила другие страны на протяжении всего XIX столетия догонять её по темпам и уровню развития.
Капитализм навсегда изменил структуру европейской промышленности. Если ещё в XVII в. в городах преобладали цехи и гильдии, контролировавшие производство многих промышленных товаров и зачастую мешавшие нововведениям, значительная доля товаров производилась на селе, а крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах, то в XVIII в. в Англии, Нидерландах и частично во Франции мануфактуры начинают преобладать над цеховым ремеслом, а промышленная революция порождает фабрику.
Транспортная революция
К началу XVIII в. для перевозки и людей, и товаров использовались традиционные пути сообщения, зачастую не менявшиеся на протяжении столетий. В центре Европы скорость перевозки благодаря лучшим дорогам увеличивалась, на периферии — уменьшалась. Быстрее всего перевозилась почта: в середине века в Венецию из Москвы она доходила за 6 недель, из Лиссабона — за 5, но из Нидерландов или Парижа она могла добраться и за неделю с небольшим. Для всадника 100 километров в день было пределом, почти рекордом. Товары до появления железных дорог перемещались более неспешно, обычно со скоростью запряжённой в повозку лошади. Кроме того, что перевозка грузов по суше не только была медленной и затратной, дороги не справлялись с возросшим потоком тяжёлых грузов (таких, как уголь и металлы), многие из них в распутицу становились непроезжими. Там, где это была возможно, как в Нидерландах, тяжёлые грузы старались перевозить по рекам и каналам — это зачастую оказывалось и дешевле, и быстрее.
Многие путешественники по-прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или в собственных повозках, хотя по дорогам уже ходили дилижансы — многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Но и такое путешествие трудно было назвать комфортным. Как писал один из со временников, эти повозки столь узкие, что, «готовясь к выходу, каждому приходится просить соседа вернуть его ногу или руку. Если же, на беду, окажется путешественник с большим пузом или широкими плечами, он измучит всех и придётся либо страдать, либо выходить».
Ситуация стала меняться благодаря транспортной революции — долгому процессу, начавшемуся в XVIII в. с улучшение имеющихся средств сообщения и закончившемуся в XIX в с развитием железных дорог. Первой из всех европейских стран решать транспортные проблемы стала Англия.
Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новые виды повозок обладали большей грузоподъёмностью. Активно строились платные дороги: к 1800 г. примерно на пятой части английских дорог взималась плата за проезд, но эти деньги позволяли поддерживать их в хорошем состоянии. Когда четвёрка лошадей гинула повозку с тонной груза по обычной дороге, за день удавалось преодолеть около 20 км, по платной дороге она могла гинуть полторы тонны и пройти уже около 30 км в день.
Большие деньги вкладывались и в строительство каналов, и в то, чтобы сделать реки более пригодными для перевозки грузов: всего за половину века протяжённость пригодных для навигации рек увеличилась в Англии вдвое. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжёлые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей.
Торговля преображает мир
Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле. И всё же до XIX в. настоящий выход в мир европейским государствам по-прежнему давали порты: нередко быстрее было доплыть до другого государства, чем добраться по бездорожью до отдалённых уголков своей собственной страны. Это давало возможность расширять производство, находить новые рынки сбыта. Так возникает европейское разделение труда: страны уже не стремились обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.
Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лён, пеньку, Северная Европа экспортировала металлы, Нидерланды делали состояния на посреднической торговле и продавали продукцию своей промышленности, Англия вывозила ткани, а впоследствии широкий спектр промышленных товаров, Франция удовлетворяла стремление других стран следовать за модой. Покупки иностранных товаров стали привычными. Известно, что даже в России состоятельные люди не только приобретали одежду из тонкого голландского полотна, но и иногда отправляли её в Голландию на стирку.
Торговля всё больше становилась международной, начали активно покупать и продавать не только товары, но и ценные бумаги — акции, векселя (долговые расписки) и др. Если раньше купцы предпочитали везти товары на известные на всю Европу ярмарки, то теперь ярмарки остаются лишь в наименее развитых регионах, а в развитых странах распространяются биржи — места, где обменивались как товарами, так и ценными бумагами, причём товары зачастую на биржу не доставлялись, там лишь заключались сделки. Крупными центрами, кроме Амстердама, становятся Лондон, Женева, Генуя, Париж.
Амстердам превращается в центр международных займов. Биржи позволяли деньгам и товарам всё более свободно перемещаться по Европе, помогали государствам и частным лицам получать кредиты.
XVIII век стал также временем расцвета европейской заморской торговли. Были налажены прочные контакты с другими регионами Европы и Азии, Северной и Южной Америкой, побережьем Африки. Если в 1700–1770 гг. объём торговли Англии со странами Европы вырос на 6 %, то объём торговли с Америкой — на 687 %. Из-за океана ввозили так называемые колониальные товары — чай, кофе, сахар, пряности, хлопок, табак. Дешёвые индийские хлопчатобумажные ткани везли и Европу, Америку и даже в Африку.
Этот подъём был бы едва ли возможен силами одних только купцов, без участия государств. С XVII в. европейские страны начинают вести между собой торговые войны. По-прежнему процветала политика меркантилизма — убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.
Торговая и колониальная экспансия Европы в XVIII в. потрясает воображение. За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз, к 1780-м гг. на них проживало уже 30 % населения земного шара (из них в Европе около 20 %). «Европейское чудо» стало реальностью. Отныне на протяжении двух веков мир в значительной степени будет зависеть от Европы.
С XVIII в. Европа становится лидером всего мира: её население и экономика растут, развивается капитализм, аграрная революция преображает сельское хозяйство, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой.
Это конспект по теме «Европейское чудо» в XVI–XVIII вв. В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия: