Росимущество контрольный пакет акций
Компании с государственным участием, сколько их
Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.
Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.
Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.
Как устроена система
Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.
Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.
Компании, акции которых торгуются на Московской бирже
АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.
АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.
Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).
Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.
ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.
Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.
Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.
Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.
Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.
Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».
Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.
Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.
НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.
Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.
Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.
ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.
Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.
Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.
Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%
Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.
Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.
Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.
ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.
Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.
Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:
Отдельный индекс
Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.
Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.
На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Рубль противостоит геополитическому негативу
Какие акции в топе прогнозов на 2022 год
Омикрон гуляет по планете. Что лучше — Pfizer или Moderna?
Ключевые события недели: инфляция в России и США, переговоры Путина и Байдена, утренняя сессия
5 идей в российских акциях: Просадка в IT и не только
Акции Evergrande упали к 11-летнему минимуму. Что происходит с долгом
Акции Li Auto достигли среднесрочной цели и рухнули на 16%. Что дальше
Акции Ozon упали к цене начала торгов на бирже. Что дальше
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Росимущество не станет владельцем акций Сбербанка
Покупка контрольного пакета акций Сбербанка будет осуществлена за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), управление которым закреплено за Минфином, сообщила пресс-служба министерства в ответ на запрос РБК. Таким образом, Росимущество, которое управляет большинством акций в федеральной собственности, не получит пакет акций Сбербанка на баланс.
Росимущество в январе 2020 года перешло под контроль Минфина. Тем не менее акции Сбербанка будут числиться не за Росимуществом, а за ФНБ. Дивиденды по акциям Сбербанка будут платиться непосредственно Минфину.
В настоящее время инвестиции ФНБ в акции российских эмитентов сводятся только к привилегированным акциям банков (ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк) на сумму 279 млрд руб., приобретенным в 2014 году.
В Минфине также подтвердили, что в ФНБ недостаточно ликвидных средств (валюты на счетах в Банке России), чтобы сразу купить весь пакет Сбербанка (52,3% обыкновенных акций стоимостью около 2,7 трлн руб.). Выкуп акций Сбербанка возможен только на свободные средства ФНБ, превышающие 7% ВВП. В 2020 году ликвидная часть ФНБ достигнет 8–8,5% ВВП после зачисления в фонд валюты, купленной Минфином в 2019 году в рамках бюджетного правила.
«В целом, по нашим прогнозам (цены на нефть — как в официальном прогнозе), за 12 месяцев средства в ФНБ в достаточном объеме для выкупа всего пакета должны сформироваться. Конкретные даты приобретения будут определены позднее», — сообщили РБК в Минфине. Из этого следует, что покупка доли в Сбербанке может быть завершена в 2021 году.
«Передача соответствующего пакета акций Сбербанка будет осуществлена Банком России после перечисления денежных средств в его оплату. Отложенных расчетов не предполагается», — добавили в пресс-службе Минфина. Иными словами, собственность на долю ЦБ в Сбербанке будет переходить Минфину поэтапно, по мере оплаты ее из ФНБ. Ранее об этом же сообщили РБК в пресс-службе Банка России.
ЦБ и Минфин 11 февраля объявили, что правительство выкупит 50% плюс одну акцию Сбербанка, которые сейчас принадлежат регулятору. Официально это объясняется тем, что приобретение снимет потенциальный конфликт интересов Банка России как одновременно акционера крупнейшего банка и регулятора всей банковской системы. Также Минфин сможет напрямую влиять на размер дивидендов Сбербанка.
Пакет будет реализовываться поэтапно. ЦБ (а не покупатель) сделает предложение миноритариям Сбербанка (которым принадлежит около 48% обыкновенных акций) о выкупе их бумаг по той же цене, что и продажа доли Минфину (средневзвешенная рыночная стоимость акций банка за шесть месяцев, предшествующих продаже первого лота). Такая форма оферты (ее предполагается объявить после продажи первого пакета) потребует поправок в законодательство об акционерных обществах. Около 45% акций Сбербанка находится у иностранных институциональных инвесторов, в числе которых американские фонды и Норвежский суверенный фонд.
Государство формально может потерять контрольный пакет в «Роснефти»
28 марта «Роснефть» подписала соглашение о прекращении деятельности в Венесуэле. Все активы, связанные с работой в этой стране, она продала компании, на 100% принадлежащей правительству России. Кто именно выступил покупателем, в «Роснефти» не говорят.
Пресс-служба правительства подтвердила «Интерфаксу» информацию о сделке. Решение компании прекратить деятельность в Венесуэле было ожидаемым, сказал «Ведомостям» представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев: «Мы как публичная международная компания должны защищать наших акционеров. Мы это сделали в их интересах». От более подробных комментариев он отказался.
Ранее США ввели санкции против двух «дочек» «Роснефти» – TNK Trading International S.A. и Rosneft Trading, а также против президента последней Дидье Касимиро из-за торговли венесуэльской нефтью. Минфин США предписывал контрагентам до 20 мая прекратить сотрудничество с «дочками» «Роснефти», а также заблокировал их имущество. Леонтьев в беседе с ТАСС отметил, что «Роснефть» после ухода из Венесуэлы рассчитывает, что Вашингтон снимет санкции с ее дочерних компаний.
Венесуэла обладает крупнейшей в мире ресурсной базой углеводородов и проекты в этой стране были интересны для «Роснефти», рассуждает старший аналитик «БКС премьера» Сергей Суверов: «Однако в условиях санкционного давления возможные риски для компании, которая имеет листинг в Лондоне и около 50% акционерного капитала которой принадлежит иностранным инвесторам, перевешивают потенциальные выгоды ведения бизнеса в регионе».
США ввели санкции против еще одной «дочки» «Роснефти»
По условиям соглашения «Роснефть» получит на баланс одной из дочерних компаний 9,6% собственных акций. На Московской бирже такой пакет 27 марта стоил 308 млрд руб.
Покупателем или одним из участников сделки может быть «Роснефтегаз», говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты: компания на 100% принадлежит правительству, и это единственная госкомпания, которая может расплатиться за сделку акциями «Роснефти». Сейчас «Роснефтегазу» принадлежит 50% плюс 1 акция «Роснефти», еще 19,75% акций – у британской BP, 18,93% – у катарской QH Oil Investments LLC, одна акция – у Росимущества. Оставшиеся акции находятся в свободном обращении. Если именно «Роснефтегаз» перечислит «дочке» «Роснефти» 9,6% акций, государство формально потеряет контроль над «Роснефтью». В этом случае эффективная доля Росимущества составит 44,3%.
«Роснефтегаз» может быть покупателем – с его баланса ушли акции «Роснефти» в оплату венесуэльских активов, но в таком случае сохраняются санкционные риски, поскольку главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин является также председателем совета директоров «Роснефтегаза», говорит Суверов. Поэтому покупателем могло стать другое общество, принадлежащее государству, не связанное с «Роснефтью», а расплатился за сделку «Роснефтегаз», полагает он. Покупателем могла выступить любая госкомпания, на 100% принадлежащая государству, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: «Не думаю, что это «Роснефтегаз», тогда на него ложится риск санкций».
Покупателем активов может быть и третье лицо, согласен партнер корпоративной практики Bryan Cave Leighton Paisner Антон Панченков: «Роснефтегаз» мог, например, выдать ей заем, а заемщик поручил расплатиться акциями по этой сделке. Но ни от кого, кроме «Роснефтегаза», исходя из структуры капитала «Роснефти», пакет в 9,6% по «государственной» сделке прийти не мог, уверен он.
Сделку провели в неденежной форме, чтобы минимизировать нагрузку на бюджет страны в непростых макроэкономических условиях, рассуждает Суверов. Он считает, что государство сохранит контроль над компанией через 40%-ный пакет, принадлежащий «Роснефтегазу», и эти 9,6% квазиказначейских акций, которые будут оставаться на балансе группы «Роснефть».
По завершении сделки «Роснефть» может купить на эти акции что-нибудь у государства, чтобы вернуть ему контроль, полагает Полищук. Чтобы доля государства не размылась, «Роснефть» не сможет продать эти акции в рынок, считает Маринченко: «Вероятно, они будут проданы позже – «Роснефтегазу» или другой государственной структуре – когда экономическая ситуация немного нормализуется».
Квазиказначейские акции имеют право голоса и, по сути, позволяют менеджменту компании участвовать в акционерном управлении, говорит Панченков. Получив эти акции, дочерняя компания сможет номинировать кандидатов в органы управления «Роснефти», более того, пакет в 9,6% позволяет провести одного кандидата в совет директоров, даже если за него не проголосует больше никто (всего в совете директоров «Роснефти» 11 человек), рассказал Панченков. Он отметил, что, хотя государство технически теряет контроль над «Роснефтью», фактически оно, конечно же, продолжит контролировать компанию.
Из соображений рыночной конъюнктуры и высоких санкционных и политических рисков проекты в Венесуэле могут заморозить, но полноценно продать их некому, считает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: «Так что если компании не закроют, России придется ими заниматься и дальше. А если закроют, получается довольно неловко: правительству в обмен на ликвидный актив (акции «Роснефти») был передан абсолютный неликвид. Не очень похоже на win-win сделку».
Счетная палата дала негативную оценку деятельности Росимущества
Деятельность Росимущества по управлению федеральным имуществом по итогам проверки этого ведомства аудиторами Счетной палаты по материалам прошлого года признана неудовлетворительной. Отчет о проверке опубликован в понедельник, 24 августа, на официальном сайте СП РФ.
«Значительный объем выявленных нарушений не позволяет признать надлежащей деятельность Росимущества по администрированию неналоговых доходов и управлению федеральным имуществом в 2019 году», — говорится в сообщении аудитора СП Андрея Батуркина.
Он пояснил, с чем связана негативная оценка деятельности Росимущества: так, например, дивиденды по принадлежащим Российской Федерации акциям «администрировались с нарушениями».
«Отдельные территориальные органы Росимущества необоснованно зачисляли на лицевые счета администраторов доходов дивиденды, поступившие от 7 акционерных обществ, по которым права акционера-участника (Российской Федерации) переданы госкорпорации «Ростех» и Минтрансу России. Общая сумма составила почти 653 млн рублей», — уточнил аудитор Батуркин.
Кроме того в 2019 году Росимущество показало самый низкий за три года уровень исполнения программы приватизации по продаже пакетов акций.
Такой результат объясняется низким спросом и качеством торгов: «большинство объявленных торгов признаны несостоявшимися, приватизация части пакетов была приостановлена». Кроме того, в системе Росимущества остается значительный массив имущества, на которое не оформлены права. Системная работа в этом направлении также не ведется.
Достоверность данных не обеспечена
Нашлись у Счетной палаты претензии и к стоимостным данным, которые содержатся в реестре федерального имущества — они не обеспечивают необходимую достоверность информации.
Так, расхождение данных бюджетного учета и реестра федерального имущества по объектам казны РФ составило 6,7 трлн рублей», — отмечает аудитор.
Наконец, по результатам проверки консолидированная бюджетная отчетность Росимущества за 2019 год признана недостоверной «в связи с искажением показателей … на общую сумму 1,3 млн рублей», следует из текста заключения по итогам проверки.
Не меньше претензий нашлось у Счетной палаты и к деятельности Росреестра. Нарушения и недостатки выявлены в закупках и при выполнении плана информатизации: некорректно обоснованы цены 11 закупок на общую сумму 1,1 млрд рублей. Кроме того, несвоевременно приняты и оплачены результаты по 15 госконтрактам на общую сумму 589 млн рублей. При этом, профинансированы на 38 млн рублей не включенные в план утвержденный правительством информатизации мероприятия.
Аудитор отмечает, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 2585 объектов, но один из них не учтен в установленном порядке. «На протяжении более 4 лет не обеспечено внесение в карту сведений об объекте учета — нежилом здании, расположенном по адресу: г. Москва, Воронцово поле, д. 4, стр. 1А, закрепленном за Росреестром на праве оперативного управления, достоверных сведений о площади объекта, а также о номере и дате свидетельства о регистрации указанного права», — говорится в отчете.
Обнаружено здание-призрак
Росреестр не смог предоcтавить оперативный комментарий на запрос «Газеты.Ru», а в Счетной палате уточнили, что по адресу Воронцово поле, 4/1А расположено «нежилое помещение». В нем располагается «ряд структурных подразделений центрального аппарата Росреестра». Информация об этом «доме-призраке», где находится управление самого Росреестра, все это время не обновлена. В январе этого года по указу президента с января этого года ведомство переподчинено напрямую правительству.
Всего в прошлом году Счетная палата провела 319 мероприятий, выявила 4 443 нарушения на сумму 884,6 млрд рублей, дала заключения на 1 281 проектов нормативных правовых актов, сообщает официальный сайт ведомства. Выявлено 214 нарушений, связанных с управлением средствами госбюджета, предотвращено необоснованное распределение 37,3 млрд рублей.
По материалам проверок возбуждено 25 уголовных дел, по 20 материалам проводятся доследственные проверки и оперативно-розыскные мероприятия. Инспекторами Счетной палаты возбуждено 52 дела об административных правонарушениях, 40 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности.
Ранее 19 августа глава Счетной палаты Алексей Кудрин на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил о многочисленных фактах нецелевого использования бюджетных средств, нарушений бухгалтерского учета, нарушения процедур государственных закупок.
Российские министерства и ведомства допустили нарушения при использовании около 50 млрд руб. бюджетных средств, уточнил Кудрин. И пообещал проверить законность выплат материальной помощи врачам, работавшим с заболевшими коронавирусом.
Госменеджмент оставляет желать.
Когда речь заходит о бюджетной сфере нельзя исключать низкую квалификацию чиновников, неумышленно, а по незнанию нарушающих закон, считает член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ Рубен Маркарьян.
«И в этом случае вполне достаточно тех наказаний, которые предусмотрены КоАП и уголовным кодексом», — говорит Маркарьян.
Партнер ФБК Legal Александр Ермоленко не считает чудовищными те нарушения, которые Счетная палата выявила у двух ведомств, связанных с правами собственности.
«Работа чиновников держится на двух китах: проходимость управленческих сигналов сверху вниз по исполнительской цепочке и финансировании. Денег сейчас избыток, а вот качество государственного менеджмента, эффективность госуправления на низком уровне, что и подтвердила проверка аудиторов СП», — говорит Ермоленко.
Он считает, что при помощи ужесточения правил распоряжения бюджетными средствами проблему низкого качества госуправления решить невозможно. «Ужесточением убивается инициатива. Пока чиновник и подрядчик пройдут процедуру госзакупок, оба поседеют, а потом над ними еще висит страх посадки. Усиливать надо не жесткость наказания, с этим проблем нет, а неотвратимость наказания. А сейчас неотвратимость избирательная», — заключает юрист.
С ним согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
«Нарушения закона о бюджете частично связаны с объективными причинами, серьезной приватизации госимущества не произошло, «вкусные» для фондового рынка пакеты акций не продавались, однако с точки зрения дивидендов госкомпаний Росимущество пыталось их максимизировать», — говорит Суверов.
С другой стороны, контроль над чиновниками министерств и ведомств со стороны контрольных органов и общественности должен быть усилен, их нужно активнее депремировать и даже увольнять с работы за неэффективность и косяки в работе с бюджетными ассигнованиями, добавляет Суверов.
Возможно, недостатки, выявленные в работе Росимущества и Росреестра, связаны с тем, что Счетная палата повысила градус своих проверок, чтобы показать собственную значимость.
«Глава СП, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин пытается предстать в глазах общественности как грамотный специалист в вопросах государственной политики, жесткий цензор нарушений в работе правительственных структур», — не исключает Суверов.