Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

Сонное апноэ: как обнаружить и что с ним делать?

Рассказываем, чем так опасно сонное апноэ — остановка дыхания во сне. И почему нужно срочно лечить апноэ, если у вас или ваших родных есть симптомы.

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

Люди часто не принимают всерьёз храп или внезапные пробуждения среди ночи. Однако их причина — сонное апноэ, или остановка дыхания — весьма опасна и может привести к тяжёлым последствиям.

Что такое сонное апноэ?

Апноэ — это приостановка дыхания. Она может происходить в самых разных условиях. Например, после быстрых глубоких вдохов. Однако сонное апноэ выделяют в отдельное заболевание.

Дыхание у больного может останавливаться до сотни раз за один час. Если сложить все секунды приступов за ночь, может набраться до 4 часов сна без поступления кислорода.

Есть две основных разновидности апноэ во время сна:

Симптомы остановки дыхания

Главные признаки болезни, которые вы можете заметить, если спите рядом с больным: громкий храп и периодическое прекращение вдохов. После «затишья» секунд на десять человек внезапно начинает громко храпеть и ворочаться во сне.

В бодрствующем состоянии можно начать подозревать сонное апноэ, если обратить внимание на:

Слабое течение болезни не всегда требует вмешательства. Но стоит точно обратиться к врачу, если громкий храп нарушает покой близких. Или сонливость днём настолько сильная, что вы дремлете даже за рулём.

Что происходит в организме при приступе апноэ?

В состоянии бодрствования мы можем осознанно задержать дыхание на 1-2 минуты, а потом по своей воле его возобновить. Например, при плавании. Во сне же организму приходится самостоятельно решать эту проблему.

Во время приступа в мозг подаются сигналы, что уровень кислорода в крови слишком низок. В результате человек мгновенно просыпается. У него резко повышается давление, из-за чего появляется риск стенокардии и инсульта. А ткани при недостатке кислорода становятся менее восприимчивы к инсулину — гормону, контролирующему уровень сахара. Именно поэтому в организме ощущается недостаток сил.

Остановка дыхания негативно влияет на все части нашего организма. Без воздуха мы можем прожить не более десяти минут. И чем дольше длятся приступы сонного апноэ, чем чаще они происходят во время отдыха, тем тяжелее будут последствия для больного.

Чем опасно сонное апноэ при отсутствии лечения

У трудностей с дыханием во время сна масса последствий. От относительно безопасных, вроде сухости во рту и головной боли, до инвалидности и даже летального исхода от долгой остановки дыхания без пробуждения. Больной без лечения рискует заработать:

Кто поможет в диагностике?

Если вы или ваши близкие заметили такие симптомы, как громкий храп и прерывистое дыхание во сне, желательно как можно скорее проконсультироваться у специалиста. Если попасть к врачу-сомнологу не удалось, стоит обратиться к неврологу и отоларингологу. Они смогут установить и устранить причину апноэ.

Близкие люди помогут измерить продолжительность пауз в дыхании. А на общем осмотре проверят давление и выяснят состояние сердца.

Самые верные способы диагностики — полисомнография, суточное ЭКГ и пульсометрия. Они отслеживают все изменения тела: дыхание, сердцебиение, активность нервов и электрические импульсы.

Профилактика может снизить риски

Лечение апноэ напрямую связано с его причиной. Поэтому распространённые методы: удаление помех в носовых путях и коррекция носовой перегородки. Также применяют устройства, которые поддерживают органы ротовой полости и горла в правильном положении.

Профилактика совпадает с терапией самой лёгкой формы. Необходимо прийти к здоровому образу жизни, снизить вес до нормы, прекратить употребление алкоголя и табака. Поможет тренировка мышц горла: игра на духовых музыкальных инструментах или пение. Привычка спать на боку намного снижает симптомы и облегчает дыхание. И, разумеется, придётся своевременно лечить все ЛОР-заболевания.

Источник

Вдох-выдох: как быстро проверить качество своего дыхания

Мы не можем не дышать, отсутствие дыхания означает отсутствие жизни. Чтобы быть здоровым и энергичным, необходимо иметь ровное и лёгкое дыхание. А какое дыхание у Вас? Может быть, вы не знаете чего-то о себе? Этот тест должен помочь определить, есть ли у Вас проблемы с дыхательной системой.

Узнайте о качестве своего дыхания, ответив на следующие вопросы:

В спокойном состоянии вы дышите через нос или иногда и через рот?

Сколько вдохов и выдохов вы делаете в минуту, находясь в покое?

Есть ли у вас перерывы между вдохом и выдохом, между выдохом и следующим вдохом?

Прислонитесь спиной к стене или к спинке стула – в какой части спины вы ощущаете движение при вдохе и выдохе?

Можете ли вы 20 секунд непрерывно произносить звук «а-а»?

Бывает ли, что вам говорят: вы храпите? Или, может быть, садится ваш голос по утрам?

Быть здоровым означает отсутствие подобных симптомов. Нарушения процесса дыхания чаще всего связанны с болезнью или плохой физической подготовкой. Чтобы быть здоровым, сохранить лёгкость дыхания пройдите спирографию, узнайте всё о функциональном состоянии дыхательной системы.

Если вас интересует здоровье дыхательных путей, часто посещают кашель или насморк, Вы курите, часто работаете на открытом воздухе, занимаетесь спортом приходите в клинику «Медсервис» и пройдите исследование функции внешнего дыхания (спирографию). Процедура безболезненная, безопасная и информативная.

Дышите легко и свободно и будьте здоровы!

Источник

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

С целью изучения состояния регуляторных систем при задержке дыхания нами было обследовано 48 человек в возрасте 19,2 ± 0,7 года. Перед началом задержки дыхания у испытуемых измеряли длину и массу тела, электропроводность кожи, артериальное давление, частоту сердечных сокращений, на основании которых произвели расчет систолического объема и минутного объема кровотока, проводили запись ЭКГ.

Нами было отмечено, что время задержки дыхания имеет достоверную прямую корреляционную связь с длиной тела и систолическим артериальным давлением и не зависит от объемной скорости кровотока. По завершению проб на задержку дыхания, а также в конце восстановительных периодов проводили регистрацию гемодинамических показателей, электропроводности кожи, рассчитывали производные от них. После задержки дыхания на вдохе (пробы Штанге) произошло достоверное увеличение систолического артериального давления, систолического объема, МОК и электропроводности кожи, после задержки дыхания на выдохе (пробы Генча) увеличились систолическое артериальное давление и электропроводность кожи.

Далее нами проведен статистический, геометрический и спектральный анализ основных показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) с помощью программы ИСКИМ6 на основании записи ЭКГ аппаратным комплексом «Варикард 2.51». Исследования проводили перед выполнением проб, во время их выполнения и в восстановительные периоды. Было установлено, что задержка дыхания приводит к снижению доли высокочастотного компонента ВСР и увеличению низкочастотного. Отмечается также увеличение суммарного эффекта регуляции.

Таким образом, в ходе выполнения проб с задержкой дыхания происходит снижение парасимпатических влияний и увеличение симпатических, возрастает доля центральных механизмов, которые начинают доминировать над автономным контуром. Реакция организма обеспечена также и миогенными механизмами регуляции. Результаты исследования следует рассматривать как напряжение адаптивных механизмов в ответ на предъявляемую нагрузку.

Источник

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

3.7.1. Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки

Оборудование. Секундомер или часы с секундной стрелкой.

Перед опытом учитель предлагает записать следующую схему для оформления результатов опыта.

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя
Таблица 8. Сравнение максимальной продолжительности задержки дыхания в состоянии покоя и после приседаний (с)

* ( Числа даны примерные.)

Проведение 1-го опыта. По команде учителя все девятиклассники задерживают дыхание. Через каждые 5 с учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел и проставляет результат в графу, соответствующую времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя.

После выполнения первой части опыта испытуемым необходим отдых. С этой целью в течение 5-7 мин учащихся можно занять беседой о причинах восстановления дыхания, вспомнив гуморальное влияние углекислого газа на дыхательный центр и выслушав их предположения относительно того, на меньшее или на большее время им удастся задержать дыхание после работы.

Проведение 2-го опыта. Испытуемым предлагается встать, выйти из-за парты и в быстром темпе сделать 10 приседаний. Движения лучше выполнять строго по команде, чтобы все участники работали в одном ритме и получили одинаковую нагрузку. После выполнения приседаний учитель предлагает девятиклассникам быстро сесть на место и снова задержать дыхание. Давать передышку и ждать, пока дыхание нормализуется, нельзя. Надо, чтобы избыток углекислого газа, накопившийся после работы в крови к моменту второй задержки дыхания, сохранился. В противном случае результаты опыта будут искажены. Измерение времени задержки дыхания производится тем же способом. Результат каждый из учащихся записывает в графу таблицы, соответствующую максимальной продолжительности задержки дыхания после нагрузки.

После этого он вычисляет, какой процент составляет максимальное время задержки дыхания после работы относительно его задержки в состоянии покоя.

Чтобы общая закономерность была для всех учащихся очевидна, учитель все полученные результаты выписывает на доске. Делается это так: на доске делают три столбика, в которые заносят все показания, по очереди сообщаемые учащимися класса.

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя
Таблица 9. Отражение результатов опытов с задержкой дыхания на классной доске

После этого можно переходить к разбору результатов опыта.

Вопросы. Почему дыхание непроизвольно возобновляется после задержки? (Задержка легочного дыхания не прекращает обмена веществ в тканях. В клетках продолжаются распад и окисление органических веществ с освобождением энергии. Углекислый газ по-прежнему поступает в кровь, но не выводится, так как легкие не вентилируются. Это приводит к его накоплению в крови. Когда уровень углекислого газа достигает критического значения, дыхательный центр возобновляет вентиляцию легких. Благодаря гуморальному воздействию углекислого газа на дыхательный центр дыхание восстанавливается непроизвольно.) Почему после приседаний удалось задержать дыхание на меньшее время, чем до работы? (Мышечная работа обусловила более интенсивный обмен. Распад и окисление органических веществ с освобождением энергии усилился, и после работы накопился дополнительный избыток углекислого газа (рис. 41). Поскольку к началу второго опыта его накопилось больше, критическая концентрация углекислого газа была достигнута скорее.) У тренированного или нетренированного человека разница в задержке дыхания до и после работы будет более значительной? (У нетренированных людей она будет большая, так как обмен веществ у них идет неэкономно. К моменту задержки дыхания после приседаний углекислого газа в крови у них будет больше и задержать дыхание надолго они не смогут.)

Разъяснить последнее положение можно следующим образом. Обычно у нетренированного человека наряду с мышцами, непосредственно участвующими в работе, сокращается много мышц, которые к данному движению отношения не имеют. Вспомним, как первоклассник, не умеющий писать, вырисовывает первую палочку. Когда он ведет черту вниз, у него высовывается язык, ноги поджимаются под себя, туловище наклоняется в такт письму и пр. Лишь по мере тренировки эти лишние движения затормаживаются и участвуют лишь мышцы, непосредственно связанные с письмом. Уменьшение числа сокращающихся мышц ведет к сокращению энерготрат, к экономии органических веществ, участвующих в энергетическом обмене.

После того как школьники усвоили суть опытов, полезно оценить их личные результаты. Это проделывает каждый из учащихся самостоятельно, не оглашая в обязательном порядке свои данные.

Источник

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покояПочему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя

Учитель ставит вопрос, позволяющий выяснить, насколько учащиеся поняли это следствие: «Организм находится в состоянии покоя. Продолжаются ли в нем процессы диссимиляции?»

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо прежде всего доказать, что и в покоящемся организме происходят энергетические траты. С этой целью учитель обращает внимание учащихся на то, что и’в состоянии покоя работают сердце, желудок, почки и другие внутренние органы, происходят дыхательные движения, наконец, в клетках продолжают образовываться новые сложные вещества. На все эти процессы расходуется энергия, освобождающаяся при диссимиляции.

Понимание этого важного положения целесообразно проверить следующим упражнением:

Задание 1. Решить логическую задачу. Перед закладкой на инкубацию определили массу яйца; после того как из него вылупился цыпленок, провели повторное взвешивание. У кого больше масса: у яйца до инкубации или у цыпленка с остатками скорлупы, вылупившегося из этого яйца?

Ответ должен быть таким. Цыпленок со скорлупой имеет меньшую массу, чем яйцо, поскольку на образование тканей цыпленка затрачивалась энергия, освобождающаяся за счет диссимиляции органического вещества, содержащегося в яйце. Учащимся можно напомнить, что эти запасы были накоплены в организме курицы, которая снесла яйцо. Продолжив ход рассуждения, можно показать, что в конечном итоге на построение тканей цыпленка была использована солнечная энергия. Правильное решение этой задачи необходимо для понимания следующего опыта, который учащиеся будут ставить на себе.

* ( За основу взята проба Серкина, несколько упрощенная и модифицированная. См.: Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М., Медицина, 1980, с. 119-120.)

1. Почему дыхание непроизвольно возобновляется?

2. Почему после нагрузки удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

Перед выполнением опыта учащиеся составляют следующую таблицу:

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время чем состоянии покоя
Таблица 16. Сравнение максимальной продолжительности задержки дыхания в состоянии покоя и после 10 приседаний (в с)

Время задержки дыхания с точностью до 5 с учащиеся измеряют на уроке и проставляют в таблицу полученные данные (каждый свои!). Как правило, они широко варьируют и могут отличаться от данного примера.

Опыт проводят так. Учитель предлагает учащимся задержать дыхание на возможно больший срок в состоянии спокойного выдоха. Затем по команде учителя «Начали» учащиеся прекращают дыхание. Через каждые 5 с после начала опыта учитель громко объявляет время, следя за секундомером: 5, 10, 15, 20, 25 с и т. д. В первую графу учащиеся заносят первое число, которое они услышали после возобновления дыхания.

После окончания первой части опыта надо выждать несколько минут, чтобы дыхание успокоилось. За это время целесообразно дать несколько наводящих вопросов, облегчающих ответ на первый вопрос.

Далее можно перейти ко второй части опыта. Учащиеся по просьбе учителя выходят из-за парты и в быстром ритме делают 10 приседаний. Затем, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, они быстро садятся за парту и сразу же задерживают дыхание. Преподаватель так же, как и в первый раз, объявляет время через каждые 5 с. Учащиеся во второй столбик проставляют первую услышанную цифру после возобновления дыхания. Задерживать дыхание, как и в первом случае, надо на спокойном выдохе. Обычно после работы удается задержать дыхание на меньшее время.

После опыта учащиеся заполняют третью и четвертую графы таблицы, приступают к разбору результатов опыта и ищут ответ на первый вопрос. Команда учителя «Задержать дыхание» привела к произвольной задержке дыхательных движений в результате одновременного сокращения мышц вдоха и выдоха. (Во время дыхания эти мышцы работают поочередно!) Легочная вентиляция прекратилась, но процессы диссимиляции в тканях не прекращаются. Распад и окисление веществ в клетках продолжает идти. В результате диссимиляции в кровь поступает CO2. Он гуморально воздействует на дыхательный центр. Через 45 с концентрация CO2 в крови поднимается от начальной величины А до предельной 5, при которой дыхательный центр настолько активизируется, что вопреки волевым усилиям заставляет мышцы вдоха и выдоха работать поочередно. Дыхание восстанавливается. Избыток углекислого газа выводится из организма, недостаток кислорода восполняется (рис. 30).

Затем учащиеся отвечают на второй вопрос. В результате мышечной работы процессы диссимиляции возросли. Поэтому к началу второго опыта в крови уже имелся определенный избыток углекислого газа. Вследствие приседаний он поднялся от уровня А до уровня В. Когда испытуемый прекратил дыхание, содержание CO2 в крови уже было превышено, поэтому критическая концентрация углекислого газа в крови накопилась за более короткое время (у первого испытуемого за 35 с, а не за 45 с, как в состоянии покоя).

Ответ на третий вопрос должен быть таким. Движения нетренированного человека неэкономны, в них участвуют помимо тех мышц, от которых зависит успех действия, и те, которые с приседаниями не связаны. Кроме того, из-за поверхностного дыхания кровь плохо очищается от углекислого газа. Вследствие этого к концу физического упражнения содержание CO2 в крови нетренированного человека поднимется значительно выше, чем в крови тренированного (от уровня А до уровня Г, приближающегося к критическому). Требуется всего 15 с, чтобы предельный уровень Б был достигнут и дыхание восстановилось, несмотря на волевые усилия испытуемого. Вывод: у тренированного человека после такой же работы в крови накапливается меньше углекислого газа, чем у нетренированного, и он может задержать дыхание на большее время.

Для того чтобы учащиеся хорошо поняли смысл этих опытов, необходимо, чтобы они повторили к уроку материал о гуморальной регуляции дыхания, о суставах и работе мышц. Они должны знать, что задержка дыхания связана с одновременным сокращением мышц противоположного действия, что прекращение вентиляции легких не прекращает тканевого дыхания, что накапливающийся в крови углекислый газ способен активизировать работу дыхательного центра. Учителю следует иметь в виду, что многие восьмиклассники упорно считают, что причиной возобновления дыхания является недостаток кислорода. Однако это не совсем так. Гуморальная регуляция дыхательного центра осуществляется прежде всего за счет действия углекислого газа на дыхательный центр.

Разъяснить этот факт можно следующим образом. Количество кислорода в атмосфере постоянно, количество же углекислого газа, выделяющегося в процессе диссимиляции, есть величина переменная. Чем напряженнее работает организм и выше процессы диссимиляции в нем, тем больше накапливается углекислого газа в крови и тем сильнее возбуждается дыхательный центр. Благодаря такой саморегуляции, дыхательные движения становятся глубже и чаще, что приводит как к удалению из организма углекислого газа, так и к обогащению его кислородом. Дыхание регулируется также и нервной системой. В стенках сосудов есть рецепторы, которые регулируют соотношение между содержанием кислорода и углекислого газа и в случае его нарушения посылают нервные импульсы в мозг, который рефлекторно изменяет ритм и глубину дыхания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *