Почему понадобилась коррекция хода реформ и в чем она состоялась
ГДЗ по истории России 11 класс Загладин, Козленко параграф 43
1. Охарактеризуйте состояние экономики России после распада СССР.
Итак, основными экономическими последствиями распада СССР можно назвать:
Расторжение прежних традиционных крепких экономических связей между республиками;
Создание у каждой независимой республики собственного бюджета;
Переход бывших республик к рыночной экономике;
Углубление экономического кризиса;
Затруднение отношений России с ее прежними торговыми партнерами;
Обострение проблемы развитости инфраструктуры.
Главными экономическими последствиями распада СССР были расторжение экономических связей между бывшими республиками и переход их к рыночной экономике. В более долгосрочной перспективе это привело к появлению в сфере международной торговли новых партнеров для европейских стран.
2. Заполните таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства».
3. Почему понадобилась коррекция хода реформ.
Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию началось наполнение рынка товарами. А процесс массовой приватизации постепенно привел к формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, в рамках которой ведущую роль играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ.
Коррекция курса реформ с 1994 по 1998 годы проходила так:
• Общее направление, а именно движение в сторону рынка было сохранено
• Но теперь поддерживались также государственные, и так же важно, чтобы убыточные, предприятия
• Топливно-энергетический комплекс вкупе с оборонным комплексом были более приобритетными, и сюда выдавались кредиты
• Характерная черта экономической политики – протекционизм
• В период с 1996 по 1997 годы ставилась задача по соблюдению финансовой дисциплины и сокращения расходов бюджета
• Источник государственного бюджета – внешние заимствования и внутренние финансовые ресурсы
• С 1996 года реализовывалась кампания по проведению залоговых аукционов (продавали госпакет акций)
4. В чем сущность и последствия дефолта 1998 г.
Для борьбы с дефицитом бюджета – увеличение внешних и внутренних займов Выпуск государственных казначейских обязательств – ГКО и облигаций федерального займа – ОФЗ Задержки выплат по госзаказам, зарплате бюджетникам Развитие бартерных отношений между предприятиями В результате неплатежей снизились поступления в бюджет, возник новый бюджетный кризис На выплату процентов по ГКО требовалось все больше средств, увеличивался долг Возобновилось падение производства Падение мировых цен на нефть Азиатский финансовый кризис и отзыв инвестиций с российского рынка предпринимателями Юго-Восточной Азии.
ПРИЧИНЫ ДЕФОЛТА 1998 Г. : Непоследовательная макроэкономическая политика прежних лет Неспособность правительства контролировать дефицит бюджета Неэффективность существовавшей налоговой системы Ставка на фиксированный курс рубля Психологическая реакция финансовых рынков на предсказания о девальвации
ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ ДЕФОЛТА Резкое падение курса рубля Рост цен на импортные (50% рынка) и большинство российских товаров Резкое падение уровня жизни населения Потеря доверия к правительству Утрата Россией репутации честного должника Разрушение рынка ценных бумаг Разорение предприятий и банкротство банков Значительное сокращение розничного товарооборота Спад инвестиций
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку и. о. председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.
Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу: предприниматели опасались оставлять прибыль в нестабильной России и вывозили ее за рубеж.
Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета.
Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. Кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.
Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.
Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.
История. 11 класс
Конспект урока
История, 11 класс. Урок № 29.
Тема – Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Дефолт–это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа.
Конвертируемая валюта – валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюта.
Облигации федерального займа (ОФЗ) — рублёвые облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. По некоторым выпускам ОФЗ в определённые даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга).
Перестройка – политические и экономические реформы, осуществлявшиеся в СССР в 1986 – 1991 годах.
Шоковая терапия — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
Шоковая терапия, рынок, либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, деиндустриализация.
Основная и дополнительная литература
История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Политический кризис августа 1991 года и выборы президента РСФСР дали условия решительным шагам в развитии экономики. Осенью 1991 года президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин выступил за переход государства на рыночные отношения.
Было решено провести так называемую «шоковую терапию», иными словами быстро начать рыночное взаимодействие. Отчасти это была реакция на провальные итоги перестройки. Сначала планировали отпустить цены, следующий шаг: введение свободной торговли и последний – приватизация.
Реформаторы считали, что свободные цены помогут запустить механизм конкуренции, а приватизация станет толчком к интенсивному труду.
Перестройку было решено начать с промышленных объектов, приватизировать часть государственного имущества, разработать земельную реформу и узаконить процесс купли-продажи земельных участков. Закон о приватизации был принят в июле 1991 года.
Правительство понимало, что необходимо развивать экономические связи России с иными государствами, снять торговые ограничения, гарантировать конвертируемость национальной валюты – рубля. Опасаясь народных волнений, правительство не провело либерализацию цен.
Свободное ценообразование послужило толчком к повышению стоимости товаров первой необходимости в двенадцать раз, вместо ожидаемых трех. Зарплаты бюджетным работникам увеличили на 70 процентов, но эта мера не спасла ситуацию. Сбережения обесценились, уровень жизни упал.
Дефицит товаров восполнялся импортом. Это привело к резкому падению отечественного производства. Кроме того, приобрести товар могли теперь далеко не все из-за отсутствия денег. Следствием таких неудач стала потеря доверия к власти.
И хотя реформы 1992-1993 гг. показали невозможность построения полноценного экономического взаимодействия, рынок постепенно сформировался.
Зимой 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ происходит смена председателя правительства Е.Т. Гайдара на премьер-министра В. С. Черномырдина.
Новый, опытный кабинет министров продолжил курс экономических реформ. Изменению подверглись темпы производства, сбалансированы преобразования.
Из госбюджета были выделены средства для поддержки убыточных предприятий. В оборонной промышленности предоставляли выгодные кредиты на развитие топливно-энергетического комплекса. С помощью новой единой тарифной сетки для бюджетников была стабилизирована выдача зарплаты. Также предусмотрели систему индексации тарифных ставок.
Летом 1994 года правительством обнародована новая программа изменений. Она была ориентирована на строительство эффективного и динамичного рынка с учетом социальной обстановки.
В 1994-1996 годах основной задачей стало сдерживание инфляции, контроль производства, выравнивание доходов по отраслям и сохранение минимальных социальных стандартов. Руководство полагало, что это поможет стабилизировать финансовый баланс.
Однако намеченные меры привели к еще большей инфляции. Вливание инвестиций в промышленное производство привело к новому витку обесценивания денег.
Спад в наукоемком производстве и предприятиях сложного машиностроения достигал восьмидесяти процентов. Тем не менее, сырьевая отрасль добывающей промышленности находилась на сравнительно благополучном уровне. Продукты нефтяной, газовой промышленности и черной металлургии имели выход на зарубежные рынки. Именно это помогло им остаться на плаву.
Первоочередной экономической задачей руководства Российской федерации в 1996-1997 гг. являлась жесткая дисциплина и уменьшение бюджетных расходов.
Российское правительство продолжало брать иностранные займы. На этот период внешний долг превышал сто тридцать миллиардов долларов с учетом долгов Советского Союза. Также привлекали доходы от приватизации и внутренние финансовые ресурсы (государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа) за счет высокого процента прибыльности государственных обязательств.
Осенью 1996 года начали проводить залоговые аукционы. Продавали государственные пакеты акций крупнейших в России промышленных предприятий на время в частные руки. Отбор происходил на основе конкурса, где важной характеристикой являлось обладание высоким уровнем финансов. Ряд экспертов считает, что российская экономика к завершению 1997 года прошла стадию затяжного структурного кризиса.
Большая часть показателей на макроэкономическом уровне показывала тенденцию стабилизации промышленного производства. Семилетний промежуток, по сравнению с 1996 г., показал рост объема производственного ВВП на 0,4%.
Темпы инфляции в 1997 году составили двенадцать с половиной процентов, что свидетельствует о заметном снижении обесценивания денег.
По мировым стандартам цены были слишком высоки, однако наконец-то в России отмечается финансовая стабильность. Россия становится государством с открытой экономикой. Это вело как к положительным, так и отрицательным последствиям. Особенно заметно это стало во время мирового «азиатского» финансового кризиса осенью 1997 года.
Государство жестко регулировало конвертируемость российской национальной валюты. Обменный курс фиксировался на золотом запасе Центробанка РФ. В завершении 1997 года он составлял почти 20 миллиардов долларов и 380 тонн золота.
В этом же году начинает набирать мощность отечественное производство: 1,5% в среднем на добывающей и обрабатывающей отраслях.
Эти достижения были непрочны. Августовский кризис 1998 года, обвал национальной валюты и угроза краха банковской системы стали тому показателями.
В результате финансового кризиса по данным Госкомстата России в сравнении с 1997 годом совокупный валовой внутренний продукт составил почти 2,7 триллионов рублей, Это означало снижение прежних показателей почти на пять процентов, а выпуск продукции уменьшился на 5,2%.
Внешний долг России на этот период составлял 141 миллиард долларов. Правительству было необходимо сначала выплатить более 17,5 миллиардов долларов.
В начале ХХ века Россия была в числе пяти наиболее промышленно развитых стран. В середине века она стала заминать второе место по промышленному производству. К концу столетия сместилась на конец второго десятка стран мира по совокупным показателям экономики.
Разбор типового тренировочного задания
1.Установление соответствий между элементами двух множеств
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго
чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание
форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки
это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа
чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание
форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки
2. Автоматически заполняемый кроссворд
Задания для автоматически заполняемого кроссворда:
1. Для вывода страны из кризиса правительством во главе с Б. Н. Ельциным был выбран путь ____________, т. е. быстрого вхождения в рынок.
2. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент РСФСР _________ выступил с программой перехода страны к рыночным отношениям.
Слова, которые автоматически вписываются в кроссворд:
Попытки коррекции курса реформ
Тема 2.1. Формирование рыночной экономики в России
3. Попытки коррекции курса реформ
4. Дефолт и его последствия
Шоковая терапия»
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация, РФ. Руководству России предстояло продолжить курс на демократические преобразования общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали пересмотреть их в свою пользу.
7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил России. До этого момента у России официально не было армии и флота.
После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора.
Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на национально-государственном строительстве, а на экономике.
В Москве осенью 1991 г. во многих продовольственных магазинах не продавалось ничего. Наступала зима, и приходилось опасаться голода.
29 октября 1991 г. Съезд избрал председателем Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова.
1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил Президенту широчайшие полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить правительство. Его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем действующие законы. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Таким образом, Б.Н. Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок — до 1 декабря 1992 г.
Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил доктор экономических наук, известный публицист Е.Т. Гайдар. Он считал, что нерешительность в ценовой реформе погубила правительство Советского Союза и сам Союз. По иронии судьбы именно решительность в ценовой реформе погубила через год «правительство Гайдара». Гайдар определил приоритеты нового российского правительства: либерализация цен, свобода торговли, приватизация госсобственности. В конце декабря 1991 г. экономическая программа правительства была оформлена указом Президента России и получила официальную поддержку Президиума Верховного Совета РФ.
Основными шагами программы реформ были:
Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободны. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который ввел революционный переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям независимо от форм собственности и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т. д.
Параллельно осуществлялись меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. Это позволяло поддержать доходную часть бюджета, однако ускорило рост цен.
В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств. В большинстве случаев реорганизация была лишь формальностью. Реальным преобразованием была свобода хозяйственной деятельности.
Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Активно развивалась уличная торговля. Угроза краха народного хозяйства, полного распада экономических связей была ликвидирована.
Приватизация
Параллельно разворачивалась приватизация. Суть ее состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1989-1991 гг. Правительство Гайдара и особенно возглавляемый А.Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) начинали приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации.
Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи.
Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. К июню 1994 г. более 70% малых предприятий (магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта) перешли в частные руки.
Идеи ваучерной приватизации были присущи черты социальной справедливости. Народ как коллективный держатель собственности получал ценные бумаги, свидетельствующие о праве гражданина на некоторую долю государственного имущества. Балансовую стоимость предприятий, по данным 1984 г., разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции. Номинал ваучера установили в 10 тыс. рублей. Правда, из-за инфляции через 2 года (когда чековая приватизация заканчивалась) за такие деньги можно было купить лишь пару килограммов вареной колбасы.
Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% населения страны.
Приватизационные чеки давали возможность каждому гражданину Российской Федерации стать акционером какого-нибудь предприятия. Для этого существовали три пути: либо через участие в проводимом государством чековом аукционе, либо путем вложения ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), либо путем приобретения акций предприятия, членом трудового коллектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке. Все эти пути были новыми и незнакомыми для граждан.
Ваучер был анонимной ценной бумагой. Его можно было продать, и скупка чеков у населения развернулась практически мгновенно. Ваучеры в большинстве случаев были проданы за бесценок.
25% чеков были вложены в ЧИФы, на 50% члены трудовых коллективов приобрели акции «родных» предприятий, 25% чеков были проданы, как правило, за цену даже ниже номинала. Приобрели эти 25% чеков примерно две тысячи юридических лиц. Именно эти последние смогли распорядиться ваучерами эффективно. Те, кто вложили чеки в ЧИФы, нередко сталкивались с деятельностью организаций мошеннических либо просто неспособных извлечь из ваучеров коммерческую выгоду.
Приобретенные акции «родных» предприятий в большинстве случаев не приносили дивидендов.
В 1993—1994 гг. были приватизированы 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций.
Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации. В народе распространилось горькоироническое ее название: «прихватизация». Сказывались неопытность населения в капиталистической экономике и неумение государства обеспечить интересы граждан в условиях перехода к рынку. Из опыта стран Восточной Европы, начавших переход от социализма к рынку раньше, чем Россия, известно, что социально-экономический кризис, возникающий при смене строя, может быть смягчен приватизацией. В России приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а, скорее, обострила их.
Слабость государства создала благоприятные условия для разного рода афер. Помимо экономических потерь, крупные аферы подрывали веру граждан и внешнеполитических партнеров России в способность государства эффективно управлять ситуацией внутри страны.
Попытки коррекции курса реформ
В декабре 1992 г. новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты.
В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе, да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.
В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию. С приходом в 1997 г. в правительство молодых реформаторов А. Чубайса и Б. Немцова реформы стали проводиться более последовательно и активно.
Дефолт и его последствия
Экономика нуждалась в немедленных антикризисных мерах, пакет которых и был подготовлен кабинетом министров. Он включал в себя ряд законодательных актов, которые должна была принять Государственная Дума.
Дума пошла навстречу правительству лишь частично, в целом пакет не был утвержден. Время для адекватных решений оказалось упущенным.
Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по ГКО. Летом 1998 г. правительство должно было выплатить 60 млрд долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд рублей (при курсе 6,5 рублей за доллар), долг по оборонному заказу — 17 млрд рублей. Доходы в этот же период составили чуть более 20 млрд долларов.
Кроме того, на России лежали долги СССР. Резко ухудшившееся экономическое положение заставило просить об отсрочке выплаты долгов, на что западные кредиторы были вынуждены согласиться. Начавшееся еще в годы перестройки ухудшение отношений с Ираком, Кубой, Ливией и другими традиционными союзниками СССР сделало проблематичным возвращение ими старых советских долгов. Тем не менее, в 1997 г. Россия признала задолженность царского и Временного правительств французским держателям русских ценных бумаг, но выплатила, по сути, символическую компенсацию. Сумма долгов (с учетом процентов) составила около 130 млрд долларов, которые делятся на долги государственным структурам и частным владельцам ценных бумаг (Парижский и Лондонский клубы).
В конечном итоге 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация рубля и объявлен дефолт (отказ платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам.
Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Сотни тысяч людей, принадлежавших к так называемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.
Тем не менее, троекратная девальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с импортными товарами.
Ситуация в экономике стала стабилизироваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприятные тенденции, в частности рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.
1. Заполните таблицу «Основные шаги экономических реформ 90-х годов:
Принятые меры | Ожидаемые результаты | Положительные последствия | Отрицательные последствия |
2. Заполните таблицу «Попытки коррекции курса реформ»:
3. Заполните таблицу «Дефолт 17 августа 1998 г.»
Предпосылки дефолта | Причины финансового кризиса | Отрицательные последствия дефолта | Положительные последствия дефолта |
4. Работа с документами:
1) Чем можно объяснить необходимость введения свободных цен? Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку? Почему этот переход обычно называют
«шоковой терапией»? Составьте план и напишите статью на тему «Либерализация цен в России в 1992 г.».
ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю:
1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.
2. Установить со 2 января 1992 года применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням.
3. Правительству РСФСР: определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования;
ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов;
Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 173 ; Мы поможем в написании вашей работы!