Почему понадобилась коррекция хода реформ и в чем она состояла
Корректировка курса реформ.
В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.
Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу: предприниматели вывозили прибыль из России, поскольку за рубежом вложение капитала является более выгодным.
Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные кампании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили. Кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.
Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.
Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку и. о. председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.
Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу: предприниматели опасались оставлять прибыль в нестабильной России и вывозили ее за рубеж.
Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета.
Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. Кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.
Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.
Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.
История. 11 класс
Конспект урока
История, 11 класс. Урок № 29.
Тема – Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Дефолт–это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа.
Конвертируемая валюта – валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюта.
Облигации федерального займа (ОФЗ) — рублёвые облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. По некоторым выпускам ОФЗ в определённые даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга).
Перестройка – политические и экономические реформы, осуществлявшиеся в СССР в 1986 – 1991 годах.
Шоковая терапия — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
Шоковая терапия, рынок, либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, деиндустриализация.
Основная и дополнительная литература
История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Политический кризис августа 1991 года и выборы президента РСФСР дали условия решительным шагам в развитии экономики. Осенью 1991 года президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин выступил за переход государства на рыночные отношения.
Было решено провести так называемую «шоковую терапию», иными словами быстро начать рыночное взаимодействие. Отчасти это была реакция на провальные итоги перестройки. Сначала планировали отпустить цены, следующий шаг: введение свободной торговли и последний – приватизация.
Реформаторы считали, что свободные цены помогут запустить механизм конкуренции, а приватизация станет толчком к интенсивному труду.
Перестройку было решено начать с промышленных объектов, приватизировать часть государственного имущества, разработать земельную реформу и узаконить процесс купли-продажи земельных участков. Закон о приватизации был принят в июле 1991 года.
Правительство понимало, что необходимо развивать экономические связи России с иными государствами, снять торговые ограничения, гарантировать конвертируемость национальной валюты – рубля. Опасаясь народных волнений, правительство не провело либерализацию цен.
Свободное ценообразование послужило толчком к повышению стоимости товаров первой необходимости в двенадцать раз, вместо ожидаемых трех. Зарплаты бюджетным работникам увеличили на 70 процентов, но эта мера не спасла ситуацию. Сбережения обесценились, уровень жизни упал.
Дефицит товаров восполнялся импортом. Это привело к резкому падению отечественного производства. Кроме того, приобрести товар могли теперь далеко не все из-за отсутствия денег. Следствием таких неудач стала потеря доверия к власти.
И хотя реформы 1992-1993 гг. показали невозможность построения полноценного экономического взаимодействия, рынок постепенно сформировался.
Зимой 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ происходит смена председателя правительства Е.Т. Гайдара на премьер-министра В. С. Черномырдина.
Новый, опытный кабинет министров продолжил курс экономических реформ. Изменению подверглись темпы производства, сбалансированы преобразования.
Из госбюджета были выделены средства для поддержки убыточных предприятий. В оборонной промышленности предоставляли выгодные кредиты на развитие топливно-энергетического комплекса. С помощью новой единой тарифной сетки для бюджетников была стабилизирована выдача зарплаты. Также предусмотрели систему индексации тарифных ставок.
Летом 1994 года правительством обнародована новая программа изменений. Она была ориентирована на строительство эффективного и динамичного рынка с учетом социальной обстановки.
В 1994-1996 годах основной задачей стало сдерживание инфляции, контроль производства, выравнивание доходов по отраслям и сохранение минимальных социальных стандартов. Руководство полагало, что это поможет стабилизировать финансовый баланс.
Однако намеченные меры привели к еще большей инфляции. Вливание инвестиций в промышленное производство привело к новому витку обесценивания денег.
Спад в наукоемком производстве и предприятиях сложного машиностроения достигал восьмидесяти процентов. Тем не менее, сырьевая отрасль добывающей промышленности находилась на сравнительно благополучном уровне. Продукты нефтяной, газовой промышленности и черной металлургии имели выход на зарубежные рынки. Именно это помогло им остаться на плаву.
Первоочередной экономической задачей руководства Российской федерации в 1996-1997 гг. являлась жесткая дисциплина и уменьшение бюджетных расходов.
Российское правительство продолжало брать иностранные займы. На этот период внешний долг превышал сто тридцать миллиардов долларов с учетом долгов Советского Союза. Также привлекали доходы от приватизации и внутренние финансовые ресурсы (государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа) за счет высокого процента прибыльности государственных обязательств.
Осенью 1996 года начали проводить залоговые аукционы. Продавали государственные пакеты акций крупнейших в России промышленных предприятий на время в частные руки. Отбор происходил на основе конкурса, где важной характеристикой являлось обладание высоким уровнем финансов. Ряд экспертов считает, что российская экономика к завершению 1997 года прошла стадию затяжного структурного кризиса.
Большая часть показателей на макроэкономическом уровне показывала тенденцию стабилизации промышленного производства. Семилетний промежуток, по сравнению с 1996 г., показал рост объема производственного ВВП на 0,4%.
Темпы инфляции в 1997 году составили двенадцать с половиной процентов, что свидетельствует о заметном снижении обесценивания денег.
По мировым стандартам цены были слишком высоки, однако наконец-то в России отмечается финансовая стабильность. Россия становится государством с открытой экономикой. Это вело как к положительным, так и отрицательным последствиям. Особенно заметно это стало во время мирового «азиатского» финансового кризиса осенью 1997 года.
Государство жестко регулировало конвертируемость российской национальной валюты. Обменный курс фиксировался на золотом запасе Центробанка РФ. В завершении 1997 года он составлял почти 20 миллиардов долларов и 380 тонн золота.
В этом же году начинает набирать мощность отечественное производство: 1,5% в среднем на добывающей и обрабатывающей отраслях.
Эти достижения были непрочны. Августовский кризис 1998 года, обвал национальной валюты и угроза краха банковской системы стали тому показателями.
В результате финансового кризиса по данным Госкомстата России в сравнении с 1997 годом совокупный валовой внутренний продукт составил почти 2,7 триллионов рублей, Это означало снижение прежних показателей почти на пять процентов, а выпуск продукции уменьшился на 5,2%.
Внешний долг России на этот период составлял 141 миллиард долларов. Правительству было необходимо сначала выплатить более 17,5 миллиардов долларов.
В начале ХХ века Россия была в числе пяти наиболее промышленно развитых стран. В середине века она стала заминать второе место по промышленному производству. К концу столетия сместилась на конец второго десятка стран мира по совокупным показателям экономики.
Разбор типового тренировочного задания
1.Установление соответствий между элементами двух множеств
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго
чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание
форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки
это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа
чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание
форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки
2. Автоматически заполняемый кроссворд
Задания для автоматически заполняемого кроссворда:
1. Для вывода страны из кризиса правительством во главе с Б. Н. Ельциным был выбран путь ____________, т. е. быстрого вхождения в рынок.
2. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент РСФСР _________ выступил с программой перехода страны к рыночным отношениям.
Слова, которые автоматически вписываются в кроссворд:
Россия на международной арене в начале XXI в.
3.Роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций России к началу XXI в.
Изменения в духовной жизни. Отечественная культура и постмодернизм.
Современный литературный процесс. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте состояние экономики после распада СССР.
3. Почему понадобилась коррекция хода реформ и в чем она состояла? Каковы были результаты этой коррекции?
4. В чем сущность и последствия дефолта 1998 г.?
5. Расскажите о начальном периоде становления политических партий в России.
6. Охарактеризуйте события осени 1993 г. В чем состояли причины конфронтации между исполнительной и законодательной ветвями власти, проявившейся в этот период?
7. О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 г.?
8.. В чем состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.? Охарактеризуйте политику федерального центра в сложившихся условиях.
9. В чем суть чеченской проблемы? Какие тенденции и противоречия развития Российской Федерации она отражает?
10. Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их результат. Почему, на ваш взгляд, Б. Н. Ельцину удалось стать Президентом России на второй срок?
11. Сравните характер действия федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн.
12. Проанализируйте итоги парламентских и президентских выборов 1999-2000 гг. Охарактеризуйте расстановку политических сил. Объясните ее причины.
13. Какое значение для новой России имело установление ее государственной символики? Опишите ее.
14. Охарактеризуйте итоги парламентских выборов 2003 г. Сравните их с результатами выборов в Государственную Думу предыдущих лет. О чем свидетельствуют произошедшие изменения?
16. В чем и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада? Опираясь на материалы современных СМИ, проиллюстрируйте свои выводы. На ваш взгляд, происходит процесс стирания противоречий или их углубление?
17. Почему и в чем произошла смена приоритетов российской дипломатии в середине 1990-х гг.?
18. Охарактеризуйте взаимоотношения России со странами СНГ. Назовите основные проблемы этих взаимоотношений. В какой степени они являются продолжением проблем, возникших еще в существование СССР?
19. В чем проявились особенности духовной жизни российского общества в последнее десятилетие?
20. Как вы думаете, почему в последнее десятилетие в широких кругах населения возрос интерес к истории нашей Родины?
21. В чем, заключается развитие новых тенденций в литературе, живописи, архитектуре?
Тема 5. Страны Азии и Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации
1.Деколонизация и выбор путей развития. Распад и крушение колониальной системы. Ближний Восток. Деколонизация в Африке. Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки
Китайско-конфуцианский регион (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).
Индо-буддийско-мусульманский блок (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия).
Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).
Центральная и Южная Африка (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств).
2.Итоги развития стран «третьего мира»
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Расскажите о распаде колониальной системы и последствиях деколонизации.
2. Каково отношение к выбору путей модернизации в различных культурно-цивилизационных регионах?
3. Как вы оцените последствия применения идеи «социалистической ориентации» в ряде афро-азиатских стран?
4. Что общего и особенного было в отношении различных колониальных держав к процессу послевоенной деколонизации?
5. Как вы объясните превращение зоны Ближнего Востока в арену постоянных конфликтов и войн? Назовите внешние и внутренние факторы, способствующие периодическому обострению ситуации в этом регионе.
6. Каковы итоги развития стран «третьего мира» в 50—80-е гг.? Почему термин «третий мир» вышел из употребления и утратил свой первоначальный смысл?
7. В чем причины различных темпов развития в разных зонах «третьего мира»?
3.1. Латинская Америка в 1945—1970 гг. Национал-реформизм.Революционные процессы. Кубинская и чилийская революции.«Союз ради прогресса».
3.2.Латинская Америка. 1970—2000 гг.
Модернизаторская политика военных режимов 70— 80-х гг. (Бразилия, Аргентина, Чили, Боливия, Уругвай, Парагвай, большинство стран Центральной Америки).
Переход от диктатур к конституционным режимам (80-е гг.).Продолжение политики модернизации.
Обстановка в регионев конце80—90-х гг. Куба в 90-е гг.
Интеграция.(Южноамериканский общий рынок, создание Североамериканской зоны свободной торговли(НАФТА))
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие основные альтернативы в общественно- политической борьбе в Латинской Америке определились в 50—60-е гг?
2. Как вы понимаете особенности «перонизма» в Аргентине?
3. Почему победила кубинская революция? Чем объяснить неудачи революционных преобразований на Кубе и социально-экономический кризис в обществе?
4. В чем были ошибки правительства «Народного единства» в Чили?
5. Каковы были цели «Союза ради прогресса»?
6. В чем состояли особенности социально-экономической обстановки в Латинской Америке?
7. В чем сущность модернизации региона в 70-80-е гг. десятилетия?
8.Какие методы политического и государственного руководства возобладали в большинстве стран Латинской Америки?
9. Чем был обусловлен переход в 1980—1990-е гг. от диктатур к конституционным режимам? Связано ли это с общемировыми тенденциями в политике капиталистических государств?
Тема 6. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
1.Устойчиво-безопасное развитие: достижения и проблемы
Россия на международной арене в начале XXI в
Выборы 2012 г
Стабилизация власти (2000-2012 гг.)
Российская Федерация в 1991-1999 гг.
Социальное расслоение.
Демократические революции 1989—1991 гг.
6.5.Особенности политических и экономических преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
6.6.Последствия «шоковой терапии».
6.8.Национальные проблемы (распад Чехословакия в 1993 г., революционные процессы в Югославии в 1990-е гг.)
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы особенности социально-экономического и политического развития в странах Восточной Европы в первые послевоенные годы? Сравните с обстановкой в странах Западной Европы.
2. Почему перестройка в СССР стала толчком к революциям в странах Восточной Европы?
3. Каковы особенности демократических революций в странах Восточной Европы?
Тема 4. Российская Федерация: в поисках путей развития
1.1. Курсом реформ: социально-экономические аспекты. «Шоковая терапия». Попытки коррекции курса реформ
1.2. Политическое развитие Российской Федерации в начале 1990-х гг.
Становление политических партий: начальный этап. Политический кризис 1993 г. Новая конституция России. Итоги выборов 1993 г.
1. 3. Общественно-политические проблемы России конца 90-х гг.
По пути решения национальных и региональных проблем. Начало чеченского конфликта. Выборы 1996 г. и их последствия. Углубление политического кризиса
1. 4. Внешняя политика демократической России.Россия и Запад: поиск взаимопонимания. Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ
2.1.Правление Путина В.В.Новый конфликт вокруг Чечни. Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг., 2004 г. Россия: по пути реформ и стабилизации. Власть и общество: новая модель отношений
2.2.Президентство Медведева.(2008-2012 гг.) г.
3.Роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций России к началу XXI в.
Изменения в духовной жизни. Отечественная культура и постмодернизм.
Современный литературный процесс. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте состояние экономики после распада СССР.
3. Почему понадобилась коррекция хода реформ и в чем она состояла? Каковы были результаты этой коррекции?
4. В чем сущность и последствия дефолта 1998 г.?
5. Расскажите о начальном периоде становления политических партий в России.
6. Охарактеризуйте события осени 1993 г. В чем состояли причины конфронтации между исполнительной и законодательной ветвями власти, проявившейся в этот период?
7. О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 г.?
8.. В чем состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.? Охарактеризуйте политику федерального центра в сложившихся условиях.
9. В чем суть чеченской проблемы? Какие тенденции и противоречия развития Российской Федерации она отражает?
10. Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их результат. Почему, на ваш взгляд, Б. Н. Ельцину удалось стать Президентом России на второй срок?
11. Сравните характер действия федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн.
12. Проанализируйте итоги парламентских и президентских выборов 1999-2000 гг. Охарактеризуйте расстановку политических сил. Объясните ее причины.
13. Какое значение для новой России имело установление ее государственной символики? Опишите ее.
14. Охарактеризуйте итоги парламентских выборов 2003 г. Сравните их с результатами выборов в Государственную Думу предыдущих лет. О чем свидетельствуют произошедшие изменения?
16. В чем и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада? Опираясь на материалы современных СМИ, проиллюстрируйте свои выводы. На ваш взгляд, происходит процесс стирания противоречий или их углубление?
17. Почему и в чем произошла смена приоритетов российской дипломатии в середине 1990-х гг.?
18. Охарактеризуйте взаимоотношения России со странами СНГ. Назовите основные проблемы этих взаимоотношений. В какой степени они являются продолжением проблем, возникших еще в существование СССР?
19. В чем проявились особенности духовной жизни российского общества в последнее десятилетие?
20. Как вы думаете, почему в последнее десятилетие в широких кругах населения возрос интерес к истории нашей Родины?
21. В чем, заключается развитие новых тенденций в литературе, живописи, архитектуре?
Тема 5. Страны Азии и Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации
1.Деколонизация и выбор путей развития. Распад и крушение колониальной системы. Ближний Восток. Деколонизация в Африке. Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки
Китайско-конфуцианский регион (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).
Индо-буддийско-мусульманский блок (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия).
Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).
Центральная и Южная Африка (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств).
2.Итоги развития стран «третьего мира»
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Расскажите о распаде колониальной системы и последствиях деколонизации.
2. Каково отношение к выбору путей модернизации в различных культурно-цивилизационных регионах?
3. Как вы оцените последствия применения идеи «социалистической ориентации» в ряде афро-азиатских стран?
4. Что общего и особенного было в отношении различных колониальных держав к процессу послевоенной деколонизации?
5. Как вы объясните превращение зоны Ближнего Востока в арену постоянных конфликтов и войн? Назовите внешние и внутренние факторы, способствующие периодическому обострению ситуации в этом регионе.
6. Каковы итоги развития стран «третьего мира» в 50—80-е гг.? Почему термин «третий мир» вышел из употребления и утратил свой первоначальный смысл?
7. В чем причины различных темпов развития в разных зонах «третьего мира»?
3.1. Латинская Америка в 1945—1970 гг. Национал-реформизм.Революционные процессы. Кубинская и чилийская революции.«Союз ради прогресса».
3.2.Латинская Америка. 1970—2000 гг.
Модернизаторская политика военных режимов 70— 80-х гг. (Бразилия, Аргентина, Чили, Боливия, Уругвай, Парагвай, большинство стран Центральной Америки).
Переход от диктатур к конституционным режимам (80-е гг.).Продолжение политики модернизации.
Обстановка в регионев конце80—90-х гг. Куба в 90-е гг.
Интеграция.(Южноамериканский общий рынок, создание Североамериканской зоны свободной торговли(НАФТА))
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие основные альтернативы в общественно- политической борьбе в Латинской Америке определились в 50—60-е гг?
2. Как вы понимаете особенности «перонизма» в Аргентине?
3. Почему победила кубинская революция? Чем объяснить неудачи революционных преобразований на Кубе и социально-экономический кризис в обществе?
4. В чем были ошибки правительства «Народного единства» в Чили?
5. Каковы были цели «Союза ради прогресса»?
6. В чем состояли особенности социально-экономической обстановки в Латинской Америке?
7. В чем сущность модернизации региона в 70-80-е гг. десятилетия?
8.Какие методы политического и государственного руководства возобладали в большинстве стран Латинской Америки?
9. Чем был обусловлен переход в 1980—1990-е гг. от диктатур к конституционным режимам? Связано ли это с общемировыми тенденциями в политике капиталистических государств?
Тема 6. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
1.Устойчиво-безопасное развитие: достижения и проблемы
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет