Почему он не может заснуть о чем задумался крыжовник

Рассказ Чехова «Крыжовник»: краткое содержание и анализ

«Крыжовник» Чехова. Краткое содержание. Читать рассказ полностью. Кратчайшее содержание, подробный пересказ и анализ произведения. Литература.

Почему он не может заснуть о чем задумался крыжовник

«Крыжовник» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Входит в так называемую «Маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви».

«Крыжовник». Кратчайшее содержание

Ветеринар Иван Иваныч рассказывает приятелям про своего брата, Николая Иваныча Чимшу-Гималайского. Тот служил чиновником и всю жизнь мечтал о дворянском поместье, обязательно с кустами крыжовника. Николай Иваныч копил деньги, женился по расчету и к старости смог исполнить свою мечту. Теперь у него есть имение и желанный крыжовник.

Однажды брат, приехав к Николаю Иванычу в гости, задумывается: неужели тарелка с крыжовником — это счастье, к которому стоило идти всю жизнь? Иван Иваныч решает, что в жизни важно творить добро. Но сам он уже слишком стар, чтобы бороться с несправедливостью мира.

Подробное изложение с цитатами

Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин идут через поле. Оба устали от долгой прогулки, в небе собираются тучи. Буркин напоминает, что спутник хотел рассказать ему какую-то историю. Иван Иваныч подтверждает, что хотел поведать о своем брате.

Однако начинается дождь, и оба спешат укрыться в доме у знакомого помещика Алехина, живущего неподалеку. Тот принимает гостей радушно. Они моются, Иван Иваныч с наслаждением купается в пруду. Затем все переодеваются в халаты и за чаем с вареньем Иван Иваныч все-таки начинает обещанный рассказ о брате.

Николай Иваныч младше на пару лет. Детство братьев прошло «на воле», в имении отца, который в свое время дослужился до офицера и стал потомственным дворянином.

После смерти отца поместье забрали за долги, и с тех пор у Николая Иваныча родилась мечта — однажды «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера». Так он и служил долгие годы чиновником в казенной палате, тоскуя о природе и мечтая о переезде в деревню.

Сам Иван Иваныч этой мечты не понимал: «Этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа».

А Николай у себя в канцелярии воображал, как однажды будет есть домашние щи на зеленой травке, «спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Он любил книги по сельскому хозяйству, читал в газетах объявления о продаже усадеб. И почему-то всегда в его фантазиях присутствовал крыжовник.

Жил чиновник скупо: «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий», каждую копейку откладывая в банк. Старшему брату было «больно глядеть на него». После 40 лет Николай Иваныч женился на старой и некрасивой вдове, исключительно ради денег. Жену он держал в черном теле, «впроголодь», а деньги положил в банк на свое имя. Супруга стала чахнуть и спустя три года умерла.

Овдовев, Николай Иваныч наконец купил имение. В усадьбе не было ни желанного пруда, ни фруктового сада. Зато рядом были два завода, из-за чего вода в ближайшей речке была «цветом как кофе». Николай Иваныч, впрочем, был доволен: выписал двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком, добавив свою фамилию к названию имения — Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож.

В прошлом году Иван Иваныч заезжал проведать брата. Имение показалось ему неуютным: везде канавы, заборы, ряды елок. Толстая собака и толстая кухарка, похожие на свиней. Сам Николай Иваныч встретил гостя, сидя в постели. Он набрал вес, постарел и обрюзг — «того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Из робкого чиновника Николай Иваныч превратился в настоящего барина. Полюбил говорить «мы, дворяне», хотя дед его был простым крестьянским мужиком, а отец — солдатом. Обижался, если мужики не называли его «ваше благородие». Обо всем судил с важным видом: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».

Ивана Иваныча потряс момент, когда вечером к чаю кухарка подала полную тарелку крыжовника — первого урожая, выращенного на своей земле.

Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

И он с жадностью ел и всё повторял:

— Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Брату крыжовник не понравился, «было жестко и кисло». Но он не стал портить хозяину удовольствие.

Почему он не может заснуть о чем задумался крыжовникНиколай Гриценко в роли Николая Иваныча в фильме «Крыжовник» 1967 года

Ночью Иван Иваныч слышал, что брат в соседней комнате не спит, а то и дело подходит к тарелке с крыжовником и берет по ягодке.

Иван Иваныч был поражен. Он видел перед собой счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, но им самим овладело «тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Он стал думать, как много в мире довольных и счастливых людей, которые не замечают чужих страданий. Такие люди не видят бедности, голода, пьянства и лицемерия: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Рассказчик понял, что дело тут не в брате, а в нем самом. Он сам такой же «довольный и счастливый человек». Он тоже с важным видом любил говаривать, что нельзя торопиться со свободой для всех. А тут вдруг задумался: зачем ждать?

С тех пор ветеринару Ивану Иванычу стал невыносим город. Он погрузился в грустные раздумья: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод!»

Затем он обращается к помещику Алехину и просит: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» Все это он говорил с какой-то «жалкой, просящею улыбкой».

После трое мужчин сидели в разных углах в креслах и молчали. Рассказ показался Буркину и Алехину скучным: подумаешь, помещик ест крыжовник! Затем разошлись спать. «Господи, прости нас грешных!» — сказал Иван Иваныч и укрылся с головой. Дождь стучал в окна всю ночь.

Фильм «Крыжовник»

В 1967 году по мотивам чеховского рассказа был снят фильм с Александром Борисовым, Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым и Всеволодом Платовым.

Изначальная идея рассказа и спор Чехова с Толстым

Название рассказа и основу сюжета Чехов записал еще в 1895 году, за три года до публикации. По первоначальной задумке, произведение должно было выглядеть так:

Позднее Чехов записал еще одну деталь: «Крыжовник был кисел: «Как глупо», сказал чиновник и умер». Однако в итоговой версии рассказа нет ни смерти, ни сожалений главного героя. Финал стал менее однозначным, открытым.

Судя по записным книжкам 1898 года, от лица Ивана Иваныча Чехов стремился поспорить с рассказом Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». Именно поэтому он добавил слова о том, что три аршина земли достаточно «не человеку, а трупу», что «человеку нужен весь земной шар».

Анализ: тема, проблематика, герои и вывод

Рассказы Чехова принято называть юмористическими, хотя многие из них вовсе не смешны. Так и «Крыжовник» проникнут грустным, философским настроением. Заметное место отведено описаниям дождливой природы, деталям деревенской жизни. Все это создает особое элегическое настроение.

Тема произведения — человеческое счастье. Устами рассказчика, Ивана Иваныча, автор ставит проблему: может ли быть целью жизни кислый крыжовник в собственной усадьбе? Достижимо ли вообще счастье в мире, где столько страданий?

В рассказе противопоставляются два брата, об одном из которых читатель знаешь лишь с чужих слов. Для Николая Иваныча мечта — вырваться в деревню, наслаждаться простыми помещичьими радостями в собственном имении. Ради этого он готов большую часть жизни провести в канцелярии, жениться по расчету, экономить на всем.

А вот у Ивана Иваныча нет столь простого желания, ему нужны весь мир и природа, «где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Цель жизни — творить добро. Вот только понимает это он слишком поздно, в пожилом возрасте. Не зря встреча родственников описана словами: «Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы и умирать пора».

Иван Иваныч, вроде бы разгадавший для себя секрет человеческого счастья, пытается донести это открытие до молодого еще помещика Алехина, но тот не понимает смысла истории и откровенно скучает. Финал остается открытым, давая читателю продолжить размышления самому.

Источник

Почему он не может заснуть о чем задумался крыжовник

Антон Павлович Чехов

УРОК 118. «Большой, умный, ко всему внимательный человек » 1 Слово о Чехове. Личность и судьба писателя

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

— Скверно вы живете, господа!»

Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. « Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.

Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.

группа. «У меня в детстве не было детства». Детство, юность писателя.

порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;

победа над жестокостью, над собой.

группа. Работа по рассказам Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька». Поиск автобиографических фактов.

группа. Изучение жизни Чехова в Москве, во время учебы на медицинском факультете университета.

Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».

Справка о псевдонимах Чехова

Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:

Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.

Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).

Подписывался: Лаэрт, Улисс.

Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.

Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.

группа. и отражение этой темы в творчестве писателя.

группа. Сообщения по некоторым рассказам, в которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги», «Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.

группа. Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.

Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка». «Чайка» связана с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много от Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека ». Это чеховские взгляды на роль художника.

группа. Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка — подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин».

группа. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви». Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги Я без нее жить не могу Даже звук ее шагов прекрасен Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя » («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, критик Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой. Может быть проведена интересная работа по сопоставлению оценок их отношений Чеховым и Авиловой.

«Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», — пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», — скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», — Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль » — Авилова в дневнике.

УРОК 119. «Беспринципным писателем я никогда не был». Рассказы Чехова начала годов

Урок может быть проведен на материале рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые». В 1888 году Чехов пишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь не знаю». годы для молодого писателя — это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик но это временно Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. На уроке это можно показать при изучении рассказов, иллюстрирующих обе тенденции творчества, например «Не в духе» и «Цветы запоздалые».

Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:

Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».

Вопросы и задания для обсуждения рассказа

Итог урока. Рассказ «Не в духе» — это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состоятельности к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня Но не спасло солнце от мрака и не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям — не теряйте в себе человека.

УРОК 120. «Какое наслаждение — уважать людей!» Рассказы Чехова годов

годы в России — это подъем общественной жизни. У Чехова — потребность участвовать в ней. «Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов. годы — мелиховский период, который дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой.

Работу над рассказами можно организовать в группах.

группа — «Дом с мезонином».

Вопросы и задания для обсуждения

В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где текла праздная жизнь. В этом мире — художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого — помогать народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию».

Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ, примиряют его с действительностью. Художник — сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает, пассивен. Он и за любовь Мисюсь не боролся, не искал ее. «Мне начинает казаться, что мы встретимся», но по воле внешних сил. Мисюсь — мечта, надежда на счастье.

Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо — «но ведь нужно же делать ». Но автор не на ее стороне, так как она стремится подчинить своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: «упрямый рот», наставительный тон, повторение фразы «Лида опять говорила о земстве о школьных библиотеках». Она постепенно теряет женственность.

Во фразе «Мисюсь, где ты?» — тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». По Чехову, можно уважать человека за стремление к мечте.

группа — «Дама с собачкой».

Вопросы и задания для обсуждения

Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается куцая, бескрылая жизнь, чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.

Вопросы и задания для обсуждения

Дымов, простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.

Ольга Семеновна. «Она постоянно любила и не могла без этого». Любила папашу, тетю, учителя французского языка.

Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи»Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца БабакаеваСмирнин, полковой ветеринарный врачСын Смирнина СашаПолюбилаПолюбилаНашла счастьеПривязалась«Мы с Ванечкой»«Мы с Васечкой»«Володечка»«Сашенька»

Вопросы и задания для обсуждения

На деревом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

Вопросы и задания для обсуждения

Выводы урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.

УРОК 122. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» 3 Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.

Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.

Итоговые вопросы и задания

Вывод. Это о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

УРОК 123. «Скверно вы живете, господа!» Урок внеклассного чтения. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и рассказ В. М. Шукшина «Шире шаг, маэстро!»

Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с «Ионычем» Чехова. Между этими рассказами около семидесяти лет. Главная идея рассказа Чехова — показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?

Итоговые вопросы урока

Выводы. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч — Солодовников — кто дальше?

Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика не приняла многих его пьес. Почему? Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».

Герой — Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма». Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он — добрый болтун. Здесь — только «верхний слой»Герой — Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевая фраза его речи — «Мне решительно все равно». Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней». Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции — «подмигиваю правым глазом». Отношения с женой: у нее припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!» Занятия в пансионе, унижающие человека, — «вывожу клопов, прогуливаю женину собачку». Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан, но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество». Он вызывает не смех, а грусть и обиду, так как забит жизнью, потерял в себе человека. Это — «внутренний слой»

Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку. Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:

После пьесы «Три сестры», в мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».

«Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные довольно большие деньги».

В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно от какой причины».

14 октября готовую пьесу отправили в Москву.

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические.

Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

Вопрос на выявление восприятия: как определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?

а) Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).

б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия Я плакал, как женщина » (К. С. Станиславский).

в) Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».

Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.

Работу с классом по выявлению особенностей жанра можно провести по вопроса:

3. Конфликт и проблематика пьесы.

Нужно организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько общественных групп.

Вопросы и задания для наблюдений

Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешнем (событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т. д.). И внутреннем (авторском), который возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками.

Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.

группа. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.

Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии — «жизнь прошла» и «недотепа», — это и о хозяевах.

Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).

группа. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».

Вопросы и задания для обсуждения

Выводы. Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.

группа. «Молодое поколение». Петя и Аня.

Вопросы и задания для обсуждения

Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня — это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.

УРОК 127. «Куда же несешься ты, Русь?» 5 Сад как символ в комедии «Вишневый сад»

Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.

Вопросы и задания для наблюдений

Выводы. Сад — это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад.

УРОК 128. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».

Урок может быть проведен в форме практикума до выявлению характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или в одном рассказе) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.

1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера
8. Большая роль детали
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия
11. Говорящие фамилии
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно
13. Малая форма и глубокое содержание
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда
17. Триединство: место, время, действие
18. Зримость

Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.

Уроки внеклассного чтения можно посвятить обсуждению произведений зарубежной литературы по выбору учителя и учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *