Почему он не может заснуть о чем задумался
«Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Его врагом была пошлость
Максим Горький
Своеобразие цикла «Маленькая трилогия»
1. Трилогия о «футлярных» людях.
2. В ней есть автор и рассказчик.
3. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
4. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове – «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате – «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви – «О любви».
5. В рассказах дается обобщенная картина жизни.
Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
Как он относится к своему рассказу?
Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
Как и почему Беликов терроризировал город?
Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?
За что осуждает автор Буркина?
Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
Почему он не может заснуть, о чем задумался?
Как в этом рассказе появляется автор?
В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
Какова роль описаний природы в рассказе?
Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе.»?
В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
Почему рассказ называется «Крыжовник»? Есть ли в названии символический смысл?
Как и каким показан герой-рассказчик?
Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
В чем дисгармоничность жизни Алехина?
В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
В рассказах «Маленькой трилогии» изображены разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора: человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности. Ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом.
Вопросы и задания к рассказу А.П. Чехова «Ионыч»
1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь).
2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)
1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.
2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
Почему он не может заснуть о чем задумался
Антон Павлович Чехов
УРОК 118. «Большой, умный, ко всему внимательный человек » 1 Слово о Чехове. Личность и судьба писателя
Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
Скверно вы живете, господа!»
Антон Павлович Чехов необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. « Тупоумны, холодны и пошлы», это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира все это было в нем.
Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.
группа. «У меня в детстве не было детства». Детство, юность писателя.
порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;
победа над жестокостью, над собой.
группа. Работа по рассказам Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька». Поиск автобиографических фактов.
группа. Изучение жизни Чехова в Москве, во время учебы на медицинском факультете университета.
Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».
Справка о псевдонимах Чехова
Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:
Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.
Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).
Подписывался: Лаэрт, Улисс.
Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.
группа. и отражение этой темы в творчестве писателя.
группа. Сообщения по некоторым рассказам, в которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги», «Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.
группа. Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.
Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка». «Чайка» связана с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много от Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека ». Это чеховские взгляды на роль художника.
группа. Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.
В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин».
группа. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви». Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги Я без нее жить не могу Даже звук ее шагов прекрасен Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя » («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, критик Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой. Может быть проведена интересная работа по сопоставлению оценок их отношений Чеховым и Авиловой.
«Я добросовестно искренна», говорит Авилова. «Я никогда не лгу», пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль » Авилова в дневнике.
УРОК 119. «Беспринципным писателем я никогда не был». Рассказы Чехова начала годов
Урок может быть проведен на материале рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые». В 1888 году Чехов пишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь не знаю». годы для молодого писателя это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик но это временно Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.
Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. На уроке это можно показать при изучении рассказов, иллюстрирующих обе тенденции творчества, например «Не в духе» и «Цветы запоздалые».
Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:
Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним в центре рассказа «Цветы запоздалые».
Вопросы и задания для обсуждения рассказа
Итог урока. Рассказ «Не в духе» это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состоятельности к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня Но не спасло солнце от мрака и не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям не теряйте в себе человека.
УРОК 120. «Какое наслаждение уважать людей!» Рассказы Чехова годов
годы в России это подъем общественной жизни. У Чехова потребность участвовать в ней. «Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», пишет Чехов. годы мелиховский период, который дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», скажет о нем Лев Толстой.
Работу над рассказами можно организовать в группах.
группа «Дом с мезонином».
Вопросы и задания для обсуждения
В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где текла праздная жизнь. В этом мире художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого помогать народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию».
Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ, примиряют его с действительностью. Художник сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает, пассивен. Он и за любовь Мисюсь не боролся, не искал ее. «Мне начинает казаться, что мы встретимся», но по воле внешних сил. Мисюсь мечта, надежда на счастье.
Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо «но ведь нужно же делать ». Но автор не на ее стороне, так как она стремится подчинить своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: «упрямый рот», наставительный тон, повторение фразы «Лида опять говорила о земстве о школьных библиотеках». Она постепенно теряет женственность.
Во фразе «Мисюсь, где ты?» тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». По Чехову, можно уважать человека за стремление к мечте.
группа «Дама с собачкой».
Вопросы и задания для обсуждения
Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается куцая, бескрылая жизнь, чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.
Вопросы и задания для обсуждения
Дымов, простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.
Ольга Семеновна. «Она постоянно любила и не могла без этого». Любила папашу, тетю, учителя французского языка.
Вопросы и задания для обсуждения
На деревом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:
Вопросы и задания для обсуждения
Выводы урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник учителем, общественный деятель ветеринарным врачом.
УРОК 122. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» 3 Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.
Итоговые вопросы и задания
Вывод. Это о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
УРОК 123. «Скверно вы живете, господа!» Урок внеклассного чтения. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и рассказ В. М. Шукшина «Шире шаг, маэстро!»
Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с «Ионычем» Чехова. Между этими рассказами около семидесяти лет. Главная идея рассказа Чехова показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?
Итоговые вопросы урока
Выводы. Проблема духовного оскудения вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч Солодовников кто дальше?
Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика не приняла многих его пьес. Почему? Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».
Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку. Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:
После пьесы «Три сестры», в мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».
«Ему чудилось, вспоминает Станиславский, раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные довольно большие деньги».
В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется Вишневый сад, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, и, конечно, неизвестно от какой причины».
14 октября готовую пьесу отправили в Москву.
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.
Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина комические.
Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца это тяга к будущему.
Вопрос на выявление восприятия: как определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?
а) Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия Я плакал, как женщина » (К. С. Станиславский).
в) Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать Вишневый сад драмой это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет Пьеса Вишневый сад не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
Работу с классом по выявлению особенностей жанра можно провести по вопроса:
3. Конфликт и проблематика пьесы.
Нужно организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько общественных групп.
Вопросы и задания для наблюдений
Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешнем (событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т. д.). И внутреннем (авторском), который возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками.
Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», скажет о них Горький.
группа. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.
Фирс крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии «жизнь прошла» и «недотепа», это и о хозяевах.
Яша слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).
группа. Лопахин буржуазия, приходящая на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».
Вопросы и задания для обсуждения
Выводы. Смысл образа Лопахина показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни это голос самого автора.
группа. «Молодое поколение». Петя и Аня.
Вопросы и задания для обсуждения
Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.
УРОК 127. «Куда же несешься ты, Русь?» 5 Сад как символ в комедии «Вишневый сад»
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии судьба вишневого сада, с ним связано все.
Вопросы и задания для наблюдений
Выводы. Сад это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад.
УРОК 128. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Урок может быть проведен в форме практикума до выявлению характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или в одном рассказе) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
1. В основе рассказа определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место |
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату |
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения |
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж от лица героя. Объективность повествования |
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей |
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль |
7. Индивидуализация речи героев. Речь отражение характера |
8. Большая роль детали |
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности |
10. Зрелый Чехов отсутствие напряженного действия |
11. Говорящие фамилии |
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне смешно, внутренне грустно |
13. Малая форма и глубокое содержание |
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера |
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог |
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда |
17. Триединство: место, время, действие |
18. Зримость |
Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.
Уроки внеклассного чтения можно посвятить обсуждению произведений зарубежной литературы по выбору учителя и учащихся.