Почему нужно проводить экологические акции

15 экологических инициатив, в которых может поучаствовать каждый

Каждый год российские организации запускают экологические акции, в которых может поучаствовать каждый желающий. Рассказываем, что можно сделать для экологии прямо сейчас.

Если вы живёте в Москве, можете поучаствовать в акции «Миллион деревьев», которую проводит Департамент природопользования и окружающей среды города Москвы.

Эту акцию придумали для того, чтобы московские дворы стали зеленее и в них появились самые разные растения. Чтобы принять участие, нужно зайти на сайт «Активный гражданин», проголосовать за озеленение своего двора и выбрать растения, которые вы бы хотели там видеть. Голосования проходят каждый год летом и зимой — их анонсируют на сайте.

Также в рамках акции можно высадить деревья и кустарники в своём дворе самостоятельно — для этого нужно обратиться в местную управу со специальным заявлением. О том, как это делается, подробнее рассказано на сайте Департамента природопользования и окружающей среды.

В 2019 году в Москве запустилась акция Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы «Наше дерево». Любая семья может посадить в одном из столичных парков именное дерево в честь рождения ребёнка. Подать заявку можно на сайте московской мэрии.

На интерактивной карте вам предложат выбрать место для высадки и заполнить электронную форму. После этого придёт приглашение — вы сможете помочь специалистам высадить саженец, а потом поучаствовать в празднике.

Летом по всей России стартовала акция «Сохраним лес». Её организовали Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства и Всероссийское общество охраны природы при поддержке «Молодёжи ОНФ».

Цель акции — посадить 40 млн деревьев по всей стране, и принять в ней участие может любой желающий. Для этого нужно зайти на сайт и выбрать свой регион. На карте вы увидите, где можно посадить саженец. В назначенное время нужно будет лишь приехать на место: там выдадут инвентарь и всё необходимое, чтобы вы смогли собственноручно посадить дерево.

Если вы не хотите или не можете посадить дерево сами, можете оплатить посадку дерева в проекте «Посади лес». Это российский экологический стартап, который существует с 2015 года. За пять лет команда собрала средства на посадку 195 144 деревьев. Акция будет продолжаться, пока число не достигнет миллиона.

Посадка одного дерева стоит 150 рублей. Чтобы принять участие в акции, нужно зайти на сайт проекта и сделать взнос. После этого вам пришлют сертификат, подтверждающий вклад в восстановление российских лесов. Позже вы получите фото и GPS-координаты деревьев, которые команда посадила благодаря вам.

Вместо того, чтобы выкидывать на свалку старый телевизор или ненужный аудиоплеер, его можно сдать на утилизацию. В 2019 году группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» объявила, что запускает проект по сбору и утилизации бытовой техники и электроники. К концу 2020 года более 300 магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо» в Москве и Московской области принимают ненужные электроприборы. Их отправляют на заводы, сотрудничающие с группой компаний, и перерабатывают.

Также в магазины «М.Видео» и «Эльдорадо» можно приносить использованные батарейки и складывать в специальные боксы. Этот проект запустился в 2018 году, и с тех пор покупатели успели отдать на переработку более семи тонн батареек.

Если у вас есть вклад в «Сбербанке», вы можете помочь сохранить российский лес, отказавшись от печати бумажных кассовых ордеров. Раньше, когда вкладчики приходили в отделение, чтобы внести или снять наличные со счёта, банк всегда выдавал им соответствующий документ. Каждый год на это расходовалось около 100 млн бумажных листов (это стопка бумаги примерно в 10 км высотой).

15 сентября 2020 года, во время Российских дней леса, «Сбербанк» объявил, что теперь клиенты могут отказаться от такой услуги. Вместо того, чтобы расходовать бумагу, можно получить ордер в мобильном приложении или на сайте «Сбербанк Онлайн».

Если все вкладчики перестанут печатать кассовые ордеры на бумаге, за год можно будет спасти примерно 13 тысяч деревьев — это лес размером с пять футбольных полей.

Если у вас скопились старые книги, журналы и учебники, которыми вы точно не будете пользоваться, не стоит их выбрасывать. Московский книжный магазин «Ходасевич» на Покровке принимает в дар книги в любом состоянии. «Первые книги, появившиеся на наших полках, — книги, собранные с помоек, — говорится в публикации “Ходасевича” на Facebook. — Потому что нельзя выкидывать книги на помойку».

Владельцы магазина обещают, что для каждой книги найдутся читатели — даже если вам она кажется неинтересной. Для того, чтобы отдать книги в магазин, нужно заполнить короткую заявку на сайте. Литературу, которая подходит «Ходасевичу» по тематике, в магазине продадут по низким ценам. Остальную гости магазина смогут забрать даром.

Также можно отнести книги в одну из точек буккроссинга — это места, где горожане обмениваются книгами, оставляя их на специальной полке, подоконнике или шкафу. Узнать, где находится ближайшая к вам полка буккроссинга, можно на сайте «Наш круговорот» или в группе во «ВКонтакте».

Российская компания Natura Siberica запустила проект «Поможем тайге вместе!». Компания выделила три гектара на своей органической ферме в Хакасии, чтобы высадить на них семена сибирского кедра, а через три года пересадить подросшие саженцы в лес.

В честь начала проекта Natura Siberica запустила серию косметики doctor Taiga — в неё входят сыворотки для лица, тоники для умывания и многое другое. Один рубль с каждого купленного продукта этой серии идет на инициативу «Поможем тайге вместе!».

В 2019 году российская сеть обувных магазинов Rendez-Vous объявила, что запускает программу «Подарите старой обуви новую жизнь». Первый пункт приёма открылся в магазине Rendez-Vous в ТЦ «Авиапарк». Сейчас старые ботинки и туфли можно сдать в любой магазин сети по всей России. Для этого нужно просто принести её в магазин. За каждую пару подарят скидочный купон на 500 рублей.

Обувь отправится на Дмитровский завод РТИ, там её переработают в мелкую крошку, а из неё сделают покрытия для стадионов, беговых дорожек и детских площадок.

Самый комфортный уровень шума для человека — 30 децибел. Это громкость, с которой шелестят листья. В большом городе мы каждый день оказываемся окружены резкими и громкими звуками, которые плохо влияют на здоровье и психологическое состояние.

С 2007 года в Москве работает акустическая служба — специалисты компании ГПБУ «Мосэкомониторинг» отслеживают уровень шума и публикуют отчеты. По закону, с семи утра до 11 вечера уровень шума в квартирах не должен превышать 55 децибел, а ночью — 45 децибел. Если вы заметили, что шум вокруг вас превышает допустимый уровень, вы можете помочь специалистам и собственным соседям, рассказав о проблеме в соответствующую службу.

Если за окном по ночам идет громкая стройка, стоит обратиться в Департамент природопользования или Мосгосстройнадзор. Если под окном шумит шоссе, можно обратиться в электронную приемную столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Полный список служб, которые принимают такие обращения, можно найти на официальном сайте московской мэрии.

Специалисты рекомендуют менять зубную щётку раз в три месяца. То есть в год каждый из нас должен выбрасывать по четыре зубных щётки. Сдать их на переработку сложно: зубные щётки делаются из пластмассы, резины и нейлона, прочно сцепленных друг с другом. Большинство пунктов раздельного приема мусора не принимают такие отходы.

Летом 2020 года российская компания Splat вместе с магазином «Перекрёсток» запустила проект по сбору пластиковых зубных щёток. Теперь в каждом «Перекрёстке» есть специальный бокс, куда можно сложить ненужные зубные щётки любой марки. После бокса они отправляются на специальные заводы, где из них делают тротуарную плитку. Акция продлится год — до августа 2021-го.

«Свалка» — это российский проект, который дарит новую жизнь старым вещам. Если накопилось много ненужных предметов и не хочется заниматься сортировкой и ездить по разным пунктам сбора, можно обратиться в «Свалку» — её сотрудники приедут и заберут всё, от чего вы хотите избавиться.

Некоторые предметы будут использованы в проекте «Дебошь» — это аттракцион, в котором можно крушить и ломать специально оборудованную комнату, чтобы избавиться от стресса. То, что жалко крушить, отправляется в раздел «барахолка» — магазин проекта «Свалка», где можно купить подержанные товары.

«Теперь так» — российский проект, который помогает всем желающим сделать свой образ жизни более экологичным, научиться экономить природные ресурсы и сокращать количество отходов. У проекта есть практический курс бережного потребления, который состоит из шести модулей.

Курс учит, как сортировать мусор, ухаживать за домом и питомцами, устраивать вечеринки, оптимизировать гардероб, путешествовать и работать в офисе с пользой для экологии. Также у «Теперь так» есть спецмодули, посвященные маркировкам на товарах и работе в заведениях общепита.

Все курсы и модули состоят из рассылок, которые приходят на электронную почту. Те, кто не может позволить себе оплатить обучение, могут проходить его бесплатно. Чтобы поддержать проект, можно заплатить за обучение или купить экологические товары в магазине «Осока высокая», который связан с проектом.

«Собиратор» — это российский благотворительный проект, который помогает людям вести более экологичный образ жизни. В пункты «Собиратора» можно сдать на переработку вторсырьё, ненужные вещи, которые вы хотите отдать нуждающимся, или вещи для повторного использования. Также проект проводит мероприятия, экологические акции и мастер-классы.

Прямо сейчас проходит экологический марафон «Собиратора». За 700 рублей любой желающий может получить курс из семи видеоуроков о том, как организовать дома сбор мусора, куда лучше всего сдавать ненужные вещи и вторсырьё и как сократить количество отходов в своей жизни. Каждый урок сопровождается дополнительными материалами. Вырученные деньги пойдут в помощь «Собиратору», чтобы он и дальше мог помогать горожанам сортировать отходы и делать город чище.

В Москве работают девять экоцентров: в них есть музеи с интерактивными экскурсиями и экспонатами.

Например, в экоцентре «Воробьёвы горы» есть «лаборатория», где дети могут провести собственные экологические исследования. В экспозиции «Мой парк, мой город» установлены стереоизображения, которые помогают переноситься в прошлое, а на выставке «Планета Земля — наш дом» есть раздел с интерактивными играми, посвященными экологии.

В Кузьминках и Измайлове можно посмотреть на настоящие пасеки и попробовать мёд, который на них собрали. В свободное время любой желающий может сходить с семьёй в один из экоцентров. Список и адреса можно посмотреть на сайте Мосприроды.

Источник

Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

Почему нужно проводить экологические акции Валентина Тарасова
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время, все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ?

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей —чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, одной из которых являются экологические акции.

Выбор данной формыработы обусловлен еще рядом следующих причин:

Акции являются комплексными мероприятиями. В ходе акции решаются одновременно разные задачи, а их реализация проходит через все виды детской деятельности.

Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение.

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

• Недостаточная заинтересованность родителей в данной теме.

(анализ анкетирования показал, что не во всех семьях читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе, не всегда рассказывают и наблюдают за природными объектами).

Для определения уровня сформированности экологической культуры детей нашей группы был проведен мониторинг по методике С. Н. Николаевой, который позволяет выявить уровень экологических знаний детей о природе и характер отношения к ней.

Анализ уровня знаний детей по данному направлению.

показал следующие результаты:

Соответствующий уровень знаний имеют – 24%

Частично соответствующий уровень знаний – 69%

Несоответствующий уровень знаний – 7%

Анализ уровня отношения детей к природеоказался значительно хуже:

Соответствующий уровень – 16%

Частично соответствующий уровень – 72%

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры через проведение экологических акций. Способствовать формированию у детей экологически осознанного, бережного и действенного отношения к природе.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

• Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

• Способствовать развитию у дошкольников интереса к природе, желание активно познать и действовать с природными объектами.

• Способствовать развитию эстетического восприятия природы.

• Способствовать формированию у детей системы экологических знаний и представлений о мире природы.

• Способствовать формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного, нравственного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.

• Обеспечить полноценное взаимодействие ДОУ с семьей в целях экологического развития ребенка.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

• Краеведческий принцип предполагает изучение ближайшего окружения, воспитания любви к природе родного края. Участие в общественно – полезной работе по охране природы.

«Личностно-ориентированной направленности»— определяется тем, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности.

Реализация задач осуществлялась в следующих формах работы:

• Непосредственно – образовательная деятельность (наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, обсуждения, игры- викторины, КВН, экскурсии, праздники, развлечения, просмотр видеофильмов, презентаций, трудовая, опытническая деятельность, работа с моделями и т. д.)

• Совместная деятельность взрослого и детей (проблемные ситуации, продуктивная деятельность, защита плакатов, инсценировки и драматизации, составление загадок, сказок, экологические дидактические, подвижные игры, игры – имитации, уроки доброты, выставки, экологические музеи, изготовление макетов, рассматривание иллюстраций и картин и т. д.)

• Самостоятельная деятельность детей (во всех видах деятельности)

• Взаимодействие с семьями воспитанников (родительские собрания, акции, летние походы, экскурсии, праздники, изготовление плакатов, конкурсы поделок и т. д.)

• Взаимодействие с социальными партнерами (Отдел охраны природы Балахнинского района, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы)

Анализ уровня знаний и отношения детей к природе, анкетирование родителей и привлечение к дальнейшей творческой работе, изучение методической литературы, подбор художественной литературы, совершенствование экологической среды в группе, составление перспективного плана работы по формированию основ экологической культуры, подбор наглядного материала, создание «Зеленой республики».

Природоохранные акции:

Необходимо отметить, что организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Если взглянуть на темы разработанных нами экологических акций, то можно понять, что все они имеют серьезное обоснование: птицы страдают зимой от голода – поэтому мы провели акцию «Поможем птицам». Не раз, наверное, вы бывали свидетелями жестокого отношения людей к муравейникам – мы провели акцию «Берегите муравья». Почти каждый наш выход на природу сопровождается, к сожалению,созерцанием последствий пребывания в ней людей: это поломанные ветки, беспорядочно расположенные кострища, вытоптанная трава – в результате акция «Живет дерево – живет человек». Так вот, наличие проблемы является для нас исходной точкой для проведения и других экологических акций.

Расширение уровня экологических знаний и представлений детей и родителей. Формирование основ экологической культуры через проведение экологических акций.

Проект «Зеленая республика»:

Обобщение опыта и определение результатов практической деятельности, разработка тактики перспективных педагогических действий. Отражение результатов работы (фотовыставки, фотоальбомы, выставки рисунков и поделок из природного материала, т. д.).

После проведенной работы мы снова проанализировали уровень экологической культуры по методике С. Н.Николаевой и получили следующие результаты:

Сформированность уровня знаний:

Соответствующий уровень – 74%

Частично соответствующий уровень – 26%

Несоответствующий уровень – 0%

Характер отношения к природезначительно улучшился:

Соответствующий уровень – 58%

Частично соответствующий уровень – 39%

Несоответствующий уровень – 3%

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предложенная система работы позволяет получить хорошие результаты в воспитании детей.

Проведенные комплексные мероприятия и систематическое общение ребенка с природой обеспечили ему понимание конкретных ситуаций в поведении птиц и насекомых, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. А понимая ситуацию и зная потребности живого существа, дети на эмоциональном подъеме проводили конкретные дела, направленные на сохранение и улучшение жизни растений, животных и человека.

Взаимодействие с социальными партнерами:

Одним из путей повышения качества эколого-образовательного процесса мы видим в установлении прочных связей с социальными партнерами. Это Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы, а также жители микрорайона.

У детей появился ярко выраженный интерес к исследованию объектов природы и стремление бережного и заботливого отношения к ним.

Сформировались коммуникативные навыки взаимодействия и сотрудничества.

Проявились творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.

Возросла посещаемость родителями экологических мероприятий. Самых активных участников всегда стараемся поблагодарить.

Распространение и внедрение опыта работы (транслируемость).

Проведение совместных экологических акций.

Выставка дидактического и методического материала по внедряемому проекту.

Проект «Зеленая республика» был представлен на экологическом конкурсе, организованном Нижегородским областным Советом Всероссийского Общества охраны природы, итоги которого будут подведены в декабре 2015года.

Мы стараемся подключить и средства массовой информации. При этом мы преследуем две цели – донести до горожан информацию о нашей деятельности, призвать их беречь природу, не совершать действий, наносящих ей вред. А также побудить людей к природоохранной деятельности и не менее важно, чтоб дети увидели, насколько значимо их дело, что о нем напечатано во «взрослой» газете, рассказано по ТВ.

Разработать цикл новых экологических акций.

Разработать картотеку экспериментов, опытов и наблюдений.

Создать экологические мини – музеи.

Реализовать экологический марафон «В гостях у матушки природы».

Почему нужно проводить экологические акцииФотоотчет экологической акции «Сохрани планету» Доброго дня, дорогие Маамовцы! Сегодня мне хочется поделиться с Вами некоторыми раздумьями о природе. А раздумья эти возникли после акции.

Почему нужно проводить экологические акцииОтчёт об экологической акции «Покормим птиц зимой!» Экологическая акция «Покормим птиц зимой!» Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в.

Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды Форма проведения: лекция Цель: повышение педагогической грамотности родителей в формировании звуковой культуры речи у детей Задачи: 1. Познакомить.

Почему нужно проводить экологические акцииУчастие в городской экологической акции «Покормите птиц зимой» Едемская Лариса Владимировна – воспитатель, Бурякова Ольга Фёдоровна – учитель-дефектолог В нашем детском саду сложилась хорошая традиция,.

Воспитание основ экологической культуры в городе Решение глобальных экологических проблем, особенно в условиях городов, зависит помимо всего прочего от исходных социально-нравственных позиций.

Проект экологической акции «Покормим птиц» Цель: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста; воспитывать защитников природы, дать экологические знания.

Занятие в рамках экологической акции «Птицы — наши друзья» Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах. Оборудование:.

Источник

Экологические проекты и акции. Особенности проведения

Почему нужно проводить экологические акции Наталья Покидько
Экологические проекты и акции. Особенности проведения

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

1. Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых.

2. Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг).

3. Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе.

4. Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными).

5. Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер.

6. Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова.

7. Наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе.

8. Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

9. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания

Как мы видим, в процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, могут использоваться разнообразные формы и методы работы.

Одной из эффективных форм работы являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Поэтому проводить природоохранные акции лучше к определенным датам, событиям (например, Новый год, День Земли, День птиц и др.)

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

— в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

— акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;

— обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

ПРИМЕРЫ:

Природоохранная акция «Всемирный день морей»

Ко Всемирному дню морей в сентябре можно сделать макет морского дна, провести эксперименты с солёной водой, раскрасить вместе с детьми ракушки, создать книгу

Природоохранная акция «День леса»

В октябре отмечается Международный день защиты животных. Дошкольников можно познакомить с произведениями о природе, о жизни животных в лесу. В младшей группе провести тематическое занятие-сказку «Путешествие в лес», в старшей группе блиц-опрос «Загадки леса», воспитанникам подготовительной группы создать книжку-самоделку по мотивам рассказов Пришвина и Бианки о лесе.

Акция «Международный день энергосбережения»

11 ноября Международный день энергосбережения. Можно оформить картотеки со стихами и разработать дидактические игры по теме, провести тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у электросчётчика», «В гостях у лампочки», создать буклеты для родителей, презентацию об альтернативных источниках энергии.

Природоохранная акция «Поможем городской синичке».

Цель такой акции формирование экологической культуры дошкольников, воспитание гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам. В рамках проведения акции организуется экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах. Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период. Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм. Можно организовать выставку-ярмарку кормушек.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Природоохранная акция «День заповедников и национальных парков»

В январе отмечают день заповедников и национальных парков. Совместно с родителями подготовить рассказы и презентации о заповедниках родного края. Придумать рекламу о каком-либо животном, обитающем в заповеднике, дети должны много узнать о повадках и образе жизни животного, а потом разрекламировать его. В итоге акции сделать с детьми коллаж, макеты для групп.

В феврале празднуется День науки. Младших дошкольников можно познакомить со свойствами воды, дети старших групп могут изготовить ледяные скульптуры, закрепляя свойства воды. Можно оформить пособие «Для чего нужна вода», где будет собрана картотека опытов и экспериментов с природным материалом. В подготовительной группе детей можно научить управлять предметами с помощью воздуха, добыть электричество и узнать о плотности разных жидкостей. Такие мероприятия позволяют дошкольникам расширить свои знания о взаимосвязях в природе, свойствах разных материалов, пробудить в детях живой интерес к познанию природы.

1 марта отмечается «День кошек». Можно создать библиотеку, где собрать энциклопедии, книги с рассказами о кошках, просмотреть познавательную передачу о кошках, поиграть в разнообразные подвижные игры «Кот и мыши», «Мышеловка», инсценировать сказку «Кошкин дом». Для родителей изготовить и раздать листовки «Зачем заводить кошку?».

Акция «Вестники весны»

Акция приурочена ко Всемирному дню цветов (21 марта). Можно собрать коллекции семян, высадить в горшочки семена петуньи, заготовить к посадке луковичные растения. С помощью родителей оформить выставка «Цветы России», гербарий лекарственных растений. Создание мультимедийные презентации для разных групп, интерактивных игры и картотек стихов, загадок.

Акция «День бездомных животных»

В августе отмечается День бездомных животных. Мероприятия в рамках такой акции направлены на формирование гуманного отношения ко всему живому, становление экологического сознания.

Еще одной интересной формой работы с дошкольниками является организация и проведение экологических проектов.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

• Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

• Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

• Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Воспитанники получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия: возраст детей, уровень их подготовленности к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду:

Способы обобщение и оформление результатов исследований:

• Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

• Составление фото-отчета (с помощью родителей).

Три этапа реализации экологического проекта:

ПРИМЕРЫ:

Экологический проект «Школа чистюль»

Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах. Дети знакомятся с поговоркой «Чистота – залог здоровья», имеют культурно-гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов – хуже здоровье человека, меньше растений и животных. Намечается план действий по осуществлению проекта. Дети проводят наблюдение: какой мусор, и сколько его остается после прогулки на площадках, в городе. Дети рисуют плакаты в защиту окружающей среды (от загрязнения). Проводится акция «Чистота и здоровье всего живого на земле – родные сестры» в ходе которой организуется трудовой десант по сбору мусора, уборке территории ДОУ. Обсуждается вопрос озеленения с целью улучшения, очищения воздуха от выхлопных газов. Предлагается викторина «Чистюли», где рассматриваются вопросы ухода за домом, одеждой, своим телом, группой, правила поведения в лесу, около реки, в городе. Заключительным акцентом проекта является проведение театрализованного представления «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Экологический проект «Кошкин дом»

Цель проекта – приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным. Суть проекта заключается в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих, придумать и изготовить предметы для домашних обитателей (например: коврик, сооружение для точения когтей, игрушки для любимца и др., отвечающих инстинктам, любимым занятиям кошек. В итоге оформляется выставка детских газет, рисунков, поделок и изобретений, которая проводится в ходе праздника «Кошкин дом».

Как говорилось в самом начале: в современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Поэтому особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Почему нужно проводить экологические акцииФотоотчет проведения акции «Синичкин день» «Синичкин день». Об этой птичке говорят так: маленькая, красивая, скромная, неутомимая, лучший друг садов, парков и лесов. И все это … о.

План проведения благотворительной акции «Пасхальный перезвон» в детском саду № мероприятие дата ответственный 1 Заседание творческой группы по составлению плана организации и проведения акции в ДОУ 03.04 Старший воспитатель.

Почему нужно проводить экологические акцииСценарий проведения акции «Бессмертный полк» среди педагогов и воспитанников Под музыку «Журавли» минусовка выходят Зоя Андреевна, два ведущих, они несут банер с названием Бессмертный полк, вместе с ними трое детей.

Почему нужно проводить экологические акцииСценарий проведения акции «Читаем детям о войне» Заставка на экране «Читаем детям о войне» Звучит песня Р. Хозака и Е. Аграновича «От героев былых времен» Воспитанник читает стихотворение.

Сценарий проведения и план чтения Акции «Читаем детям о войне» Сценарий проведения и план чтения Акции «Читаем детям о войне» в 2015г. МБОУ Чертковская СОШ №2 Цели и задачи: формировать представление.

Экологические акции с детьми дошкольного возраста по спасению заповедного мира природы В наше время все больше и больше природа загрязняется из-за необдуманной деятельности людей. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, гибнут.

Почему нужно проводить экологические акцииЭкологические и природоохранные акции в работе с детьми дошкольного возраста (часть 2) Экологическая акция в старшей группе. Акция «Огород»Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста имеет практическая.

Почему нужно проводить экологические акцииЭкологические и природоохранные акции в работе с детьми старшего дошкольного возраста (часть 1) Экологические и природоохранные акции в старшей группе. Бережное отношение к природе всегда считалось общечеловеческой ценностью. Каждый.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *