Почему неверующие живут лучше чем верующие
Почему неверующие живут лучше чем верующие
Наставления из Корана. (Источник фото: shutterstock.com)
«А тех, кто считает ложью Наши знамения, Мы постепенно завлечем так, что они даже не осознают этого. Я дам им отсрочку [увеличив жизнь и дав обильный удел], ведь Мое испытание [для них] прочно [никто не в силах его отменить или изменить]» (Аль-А‘раф, 182-183).
В соответствии с этим, отрицающим аяты Аллаха предоставляется отсрочка, чтобы у них была возможность раскаяться в своем неверии и в своих грехах. Но если они не воспользуются предоставленным шансом, не возьмутся за ум, а будут продолжать грешить и развратничать, тогда это станет причиной их гибели. Здесь также сообщается о безупречном, справедливом и мудром плане Аллаха, который уничтожит все планы и хитросплетения отрицателей, старающихся посредством немыслимых интриг и козней завести в западню ислам и мусульман, и лишить их силы.
Здесь Всевышний Аллах в повестку дня ставит вопрос о причинах и формах прихода в упадок разных цивилизаций. Поясняется, что причиной крушения обществ является объявление ложью знамений Аллаха и отрицание их существования, а сама гибель происходит в следующем порядке: с неизвестных им сторон, постепенно и незаметно их потащат к гибели.
В данном аяте особенно подчеркивается, что неверие и безнравственность являются одной из главных духовных причин социальной деградации и общественного упадка. Однако некоторые люди, утонувшие в удовольствиях и наслаждениях, не в силах понять эту простую истину.
Человек иногда спрашивает себя: почему неверующие, безнравственные насильники живут себе припеваючи в богатстве и роскоши, а люди верующие, совестливые, правдивые и добродетельные испытывают лишения и тяготы жизни? На этот вопрос можно дать такой ответ: человек обязательно получит то, что он заслужил.
Может быть, Всевышний Аллах Своим любимым рабам за их ошибки и недостатки дает наказание уже в этом мире, чтобы они явились к Нему безгрешными, а неверующим наказание откладывает до Судного дня. Но это не означает, что грешники получат наказание только в ахирате. Ведь в другом аяте на эту же тему сказано следующее:
«И когда Мы хотели уничтожить какое-то селение, то приказывали его изнеженным роскошью жителям [то есть элите этого общества] покориться Аллаху [и подчиниться Его приказам]. Если они продолжали грешить, то относительно них выносилось решение [о наказании], и Мы уничтожали его [селение] полностью [вместе со всеми его жителями]» (Аль-Исра, 16).
Подобно тому, как Всевышний дает отсрочку тем, кто из-за своего неверия, отрицания Его знамений, неподчинения Его законам, установленным для всех сотворенных, давно уже заслужили наказание, и мы не должны торопиться наказывать тех, кто находясь в нашем подчинении, совершили какую-то ошибку, а дать им возможность исправиться.
Тем, кто выбрал неправильную дорогу, мы должны дать шанс понять свою ошибку и вернуться на правильный путь.
Почему верующие такие лузеры?!
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва)
Вот первая история. Ее мне рассказал один священник, который служит в Подмосковье. Между службами в храм приехала женщина — ухоженная красавица с большой охраной, увидела батюшку и стала говорить, что ничего в жизни не получается: дети далеко — учатся в Лондоне, муж о ней почти не вспоминает, вроде все для счастья есть, а как-то ей плохо. На все вопросы батюшки об исповеди, о молитве, о покаянии она сквозь зубы отвечала, что все это не действует. Батюшке надоели пререкания, и он сказал: «Знаешь что, милая, а сядь-ка ты в свою машину и вместе с кортежем охраны поезжай в любой детский дом и помоги там детям». Она фыркнула и ушла.
Вернулась через несколько месяцев. Другой взгляд, сияющие глаза. Пришла со словами благодарности: «Батюшка, спасибо вам! Я сначала на вас очень обиделась, а потом решила попробовать. Поехала, увидела, как живут дети без родителей и начала им помогать. Растрясла мужа на эту помощь, подруг всех своих организовала».
И как после этого утверждать, что «у неверующих все в жизни лучше складывается, чем у верующих»? Живут люди для себя, деньгами обеспечены, только вот семья разваливается, покоя нет. И тут один из них решается действовать, как «лузер»: не брать, а отдавать, переступать через себя, жертвовать. И вдруг — проблески счастья…
Вторая история. Отец мой работал в «Метрострое». И в 1968 году там, как повсюду в стране, организовали собрание: чтобы народ поддержал введение войск в Чехословакию. И мой отец чуть ли не единственный на этом собрании не поднял руку. Вместо него начальником участка поставили другого человека, который как раз все сделал «правильно» и «логично». Стал мой папа несчастней от того, что лишился выгоды? Я уверен, что все наоборот — он больше приобрел.
Третья история. К Борису Пастернаку пришел сотрудник НКВД с просьбой подписать письмо против какого-то нового «врага народа» из среды писателей. Пастернак отказался: «Я не могу это сделать. Не буду подписывать». Его жена воскликнула: «Подумай о ребенке!» На что Борис Леонидович ответил: «Если я подпишу, такой отец моему ребенку точно не нужен». Это что — логика неудачника? А может быть, просто — другая логика?
А теперь давайте вернемся к письму читателя. Мне кажется, его автор столкнулся с подобной ситуацией среди своих знакомых, но напрасно распространил ее на всех православных вообще. Я знаю много людей верующих, успешных в жизни с точки зрения материального благополучия. Как знаю и нуждающихся… И среди верующих, и среди неверующих встречаются люди с разным материальным достатком, социальным положением и так далее.
Другое дело, что вера не гарантирует успех в земной жизни. Мы не для того верим в Господа, чтобы Он нам здесь помогал. Мы любим Его, и именно поэтому стараемся жить той жизнью, какую Он нам заповедовал, ходим в храм, участвуем в таинствах, чтобы приблизиться к Нему. И мы верим, что Он складывает жизнь каждого человека в соответствии с тем, что человеку нужно, полезно, и — доверяем Ему.
Благодаря этому доверию верующий чувствует себя счастливым. Хотя понятие о счастье у всех разное. Для кого-то это именно только материальная устроенность, для кого-то — мир с собой, со своей совестью, а главное — с Богом. По-христиански состояние счастья, блаженства — это близость к Господу. Можно быть лузером в жизни и быть счастливым человеком. А можно быть очень состоятельным человеком, но абсолютно несчастным.
Конечно, легче жить, когда ты обеспечен, но на самом деле счастья это не приносит. Комфорт счастья не приносит. И люди не идут в храм за комфортом.
Этот вопрос, поступивший в постоянную рубрику журнала «Фома» «Вопросы священнику», мы решили адресовать не только священнику, но и социологу и задали его руководителю исследовательской службы «Среда» Алине Багриной: Несчастья, бабушки или «небо» — что приводит людей в храм?
Православная Жизнь
На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
Доводилось ли вам достигнуть чего-то стоящего в жизни легко? Постигали ли вы какую-либо важную истину, не прибегая к тяжелому труду?
На самом деле все добрые дела и хорошие достижения, имеющие последствия на протяжении всей жизни или даже в вечности, всегда достигаются прохождением пути с наибольшим сопротивлением.
В Священном Писании есть место, где христиане недоумевают, почему мирские, неверующие люди процветают, в то время как быть христианином очень сложно.
Кажется, что сопротивление Богу присуще в основном людям неверующим, которые противопоставили себя Богу, но, как показывает опыт, оно может исходить и от самых близких людей. Даже часто от тех, кто с тобой по одну сторону баррикад. Иногда и мы сами противостоим другим христианам в исполнении добрых поступков.
Священное Писание предупреждает нас, что мы будем иметь скорбь и все, что мы ни делаем, есть война против врага. Нам не говорят устроиться поуютнее, укутавшись в одеяло, нам завещают надеть военные доспехи. И совсем не для комфорта, но для защиты во время битв. И не только в больших и серьезных, но и в ежедневном бою.
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Ефесянам, 6:11).
Какой интеллектуальный уровень людей, не верящих в Бога?
Религия — это убеждения в сверхъестественные явления. Она показана в виде нравственных норм и сконцентрирована в заповедях. Для людей религия является основой духовного бытия. Люди, не верящие в Бога, называются всем известным словом. Человек живет в равных культурных условиях, но неодинаково относится к религии и отношению к Господу. Верить или не верить в Бога, каждый человек определяет индивидуально при размышлении обо всем. Люди, которые не верят в Бога, называются атеистами. Какие причины такого явления?
Виды неверия
Вынужденное неверие — это то, когда с рождения человек был воспитан в неверии, он не знал о нравственном духовном мире. Такие люди, не верящие в Бога, могут быстро перейти в верующих, их вера дремлет, но при определенных обстоятельствах она проявляется.
Почему некоторые люди не верят в Бога?
Неверующие люди мыслят следующим образом: множество религий наталкивает людей на мысль, что отсутствует Господь. Они считают, что религия нужна для того, чтобы над народом был контроль. И именно религия не давала тысячи лет продвигаться научному процессу вперед, считая, что это от дьявола.
Не верующие в Бога люди считают, что библейские истории являются вымышленными сказками, так как этому нет доказательств. Разные религии толкуют писание по-своему, говоря, что только они правы. Научно не доказано божественное происхождение. Существует множество причин не верить в Бога, но самая главная причина — это неимение доказательств в обратной стороне. Большинство неверующих людей считает, что вера мешает критически размышлять и делать анализ происходящего вокруг. Верующие, если не могут доказать происходящее, то все принимают на веру.
Другие причины
Еще причина неверия заключается в присутствии в мире несчастий, войн, стихийных бедствий. Неверующие люди, смотря на это, размышляют, почему Бог позволяет этому происходить и не изменит ситуацию в хорошую сторону. Многие люди не знают Библию, а там подробно дано объяснения. Многие отвергают Бога, потому что не задумываются о Его существовании.
Следующая причина человека, не верящего в Бога, заключается в том, что все можно потрогать, услышать и увидеть, но как верить в Бога, если его не видно, не слышно и нельзя потрогать. Так размышляют явные атеисты. Но существуют и скрытые атеисты, они верят на всякий случай, а вдруг Бог, рай и ад есть. Это является религиозной фальшивостью.
Быть неверующим человеком в современном мире
Религия оказалась стойкой в эволюционном значении, а атеизм представляется отрицательным образом. Принято считать, что неверующие люди отвергают все, что возвышено, люди имеют плохие характеристики, они без моральных ценностей и убеждений.
Но истина в том, что мораль основывается не только на вере в высшие силы, но и на разуме, который определяет рамки человеческой свободы. Неверующий человек несет ответственность в содеянном так же, как и человек верующий. Атеизм, кажется, это просто, он должен не усложнять жизнь людей. Ведь тогда получается, что нет запретов в пище, не надо проводить установленные ритуалы. Но в жизни происходит намного все сложнее.
В мире неверующие встречаются с различными несправедливостями. Например, в странах, где есть ислам, можно лишиться правового статуса или даже подвергнуться смертной казни. Даже в современной Европе в некоторых странах существует дискриминация к неверующему человеку. В современном мире очень мало институтов, которые защищают права неверующих людей. Но, если человек не верит в Бога, то он может верить в рационализм, свободу мысли. Человек колеблется, но обращает внимание на сегодняшнюю жизнь, а не то, что будет после смерти. У каждого неверующего человека есть своя мораль, и поэтому каждый сам кует свое счастье, то есть живет по своим правилам.
В западных странах в современном мире идет упадок интереса к вере и религии, люди мало посещают храмы, поэтому все больше становится атеистов. Даже у людей верующих вера занимает не главное место. Совсем в противоположном направлении двигаются страны Востока. Там идет рост людей верующих, в исламских странах неверующий человек является преступником.
Духовные законы
Существует духовный закон, который присутствует в жизни любого человека, и по этому закону он становится тем, во что он верит. Есть люди, что не верят в Бога, так как с детства им мало рассказывали о вере, а потом они не хотели об этом думать. Другие не отказываются от Господа, но ведут себя не по законам Божьим. И есть неверующие люди, которые категорически отказываются от существования Бога, пытаясь доказать его не существование научными аргументами. Но среди верующих и неверующих есть люди, которые имеют нравственные ценности и достойно ведут себя в обществе.
Для чего мы делаем добро (фото: unsplash.com)
Недавно пришлось услышать разговор двух людей, видимо, далеких от религии.
— Говорят, что верующие люди делают добро бескорыстно. Недавно я спросил одного своего приятеля: «Почему ты молишься, в мечеть ходишь, какие-то добрые дела совершаешь? Какая твоя цель?» А он отвечает, что хочет попасть в Рай и там наслаждаться разными благами. Какое же здесь бескорыстие, это тот же расчет, что и у иных неверующих!
Собеседник поддержал его:
— Действительно, как-то это неискренне получается. Вот взять моих бабушку и дедушку, которые еще при советской власти жили. Они были коммунисты и атеисты, однако были люди честные и порядочные, всегда другим помогали, при этом ни на какой Рай не рассчитывали. Вот это я понимаю, бескорыстие.
В самом ли деле верующие люди делают добро только из расчета и корысти и, напротив, атеисты, не верящие в загробную жизнь, всегда бескорыстны? И вообще, что значит корысть и бескорыстие? Давайте поговорим об этом более подробно.
Нормальный здравомыслящий человек никогда не будет совершать бессмысленных действий, когда мы что-то делаем, у нас всегда есть какая-то цель. Эта цель обычно называется мотивом или стимулом, то есть, неким соображением или желанием, которым человек руководствуется при совершении своих действий.
Вот, к примеру, к нам приходит наш знакомый и просит дать ему денег в долг (или оказать иную помощь), ссылаясь на свое бедственное положение. Если мы оказываем ему помощь, но при этом рассчитываем на ответные услуги с его стороны, это называется расчетом. Если мы ничего от него не требуем, но помогаем ему так, чтобы о нашем поступке стало кому-то известно, то это также будет считаться корыстным мотивом. То есть, мы делаем добро не просто так, а с целью какой-то выгоды. Если же мы оказываем человеку помощь, не требуя от него ничего, при этом делаем это втайне, не хвастаясь сделанным добром, то это считается щедростью и бескорыстием.
На самом деле у нас также есть мотив. Мы любим этого человека и поэтому жалеем его; более того, мы, как люди верующие, знаем, что Всевышний любит добрых и щедрых, и стремимся к Его довольству. Но поскольку этот мотив не связан с какими-то мирскими, сиюминутными соображениями, это уже будет не корысть, а высокая цель, благое намерение.
Почему окружающие нас люди обычно хвалят человека, который не требует за сделанное добро платы или ответных услуг и, наоборот, осуждают того, кто ничего не делает просто так, бескорыстно? Люди понимают, что для расчетливого, жадного человека главное – это соображение выгоды. Он окажет вам помощь, только если увидит в этом возможность заработать что-то, получить от вас что-то взамен. Если же человек ему неинтересен, с него нечего взять, то и помощи он никогда ему не окажет.
Теперь поговорим о том, из каких соображений делают добро люди верующие и неверующие. Собеседники, чей разговор мы привели выше, назвали людей верующих корыстными, поскольку они рассчитывают на награду в будущей жизни. Выше мы уже установили, что у каждого человека есть какой-то мотив или цель. Просто эти цели могут быть очень разными, и в зависимости от них будет разным поведение человека, который к этим целям стремятся.
Если человек любит Бога и стремится к Его довольству, он будет делать добро людям ради любви к Нему и ради любви к тому, что Он любит – к добру, к справедливости.
Коран называет таких людей «стремящимися к Лику Аллаха». Разумеется, это не нужно понимать буквально, что у Всевышнего есть «лицо» («лик»). Здесь речь идет о Его довольстве и возможности быть с Ним в вечной жизни:
«Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к лику Аллаха, будет приумножена» (сура «Римляне», аят 39).
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (сура «Аль-Кахф», аят 28).
Если же человек добр и любит добро, и, особенно, если он верит в Бога и знает, что Он любит добро, он будет помогать людям в любом случае, даже если это ему невыгодно, если это причиняет ему неудобства и неприятности. Все мы знаем, что люди честные, любящие справедливость, иногда отстаивают ее, рискуя собственным благополучием, работой, хорошими отношениями с кем-то, а иногда свободой и жизнью (если речь идет о несправедливом, деспотическом обществе).
Более того, корыстному человеку, для которого главное – это выгодная сделка (деньги, ответные услуги, иные материальные блага), а не возможность сделать добро, неважно, кому служить и кому помогать. Сегодня он окажет помощь невинному человеку, который спасается от преступников, а завтра может, наоборот, помочь преступникам скрыться от правосудия.
Второй собеседник привел в пример своих неверующих родственников, которые, тем не менее, старались помогать людям, не требуя ничего взамен. Разумеется, быть добрыми и бескорыстными могут быть как люди верующие, так и атеисты. Но различие в том, что верующий человек твердо знает, почему он делает добро и ненавидит зло и грех. Он делает это потому, что этого от него требует Его Создатель.
Люди неверующие, если их спросить, почему они стараются быть хорошими и порядочными, могут сказать, что их так научили родители, им так приказывает совесть, так принято в обществе. Все эти соображения очень неопределенны и неясны.
Хорошо, если родители научат человека, что нельзя брать чужое и говорить неправду. А если они сами были людьми непорядочными и не могли показать детям хорошего примера? У человека есть совесть, которая побуждает его делать добро и не делать зла. Однако, совесть тоже можно усыпить, заставить замолчать, как молчит совесть преступников, людей непорядочных. Только вера во Всевышнего дает человеку четкие критерии добра и зла, а также помогает ему, дает силу им следовать.
Итак, речь у нас зашла о том, бывает ли добро бескорыстным, кто более бескорыстен – верующие или неверующие? Мы установили, что ни один человек не совершает свои действия просто так, бесцельно, у всех есть мотивы и устремления. Просто у всех людей они разные.
Человек неверующий тоже может совершать благие дела, не требуя за это ничего взамен, поскольку его к этому побуждает совесть, любовь к людям или хорошее воспитание. Однако, все эти цели и ориентиры неясные и расплывчатые.
Совесть иногда молчит, в людях можно разочароваться, и на что тогда опереться в различении добра и зла? Только вера во Всевышнего может дать людям твердое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, и как этому следовать.