Почему мудрые люди говорят что зависть корень всех зол
Зависть — корень всей ядовитости
Зависть — корень всей ядовитости
Все это от зависти — неудовлетворенности и чувства обиды, вызванных собственностью, успехом или любовью других и желанием иметь их самому. Возможно, вредные люди поступают так из-за зависти к вам, и важно понять, что зависть может побудить и вас вести себя, как они.
Я стала свидетелем типичного примера зависти, когда мне было девять лет. По телевизору показывали прекрасный карнавал для малышей. Две маленькие участницы стояли перед камерами, нервно перебирая пальчиками, ожидая, когда ведущие назовут новую королеву красоты. Наконец имя победительницы было произнесено. В этот момент проигравшая девочка сжала свой кулачок и ударила победительницу прямо по лицу — на глазах у всех. И обе начали истерически плакать, одна от боли, а другая — оттого что проиграла. Я, помню, была тоже в истерике, потому что ужасно было видеть, как две уважаемые мамы пронзительно кричали друг на друга и на ни в чем ни повинного ведущего, который пытался успокоить девочек, вернуть самообладание и восстановить контроль над программой.
Реакция проигравшей девочки была типичным откликом на то, что кто-то другой получает то, чего она так желала. Она испытывала зависть и злость за проигрыш, поэтому и ударила победительницу.
Сейчас, с высоты своего опыта, я рассматриваю этот инцидент как вопиющее проявление ужасной черты человеческого существа, которой подвержены так много старых и молодых людей, — зависти.
Один мой клиент — порядочный, умный и импозантный мужчина — однажды познакомился с чудной и привлекательной молодой девушкой. Они понравились друг другу и договорились встретиться, чтобы поиграть в теннис. Девушка — в прошлом спортсменка с разрядом — выигрывала одну партию за другой, а он становился все злее и злее. Неожиданно он взял мячик и бросил его прямо девушке вголову, когда она стояла спиной к нему. Хотя он сделал вид, что это произошло случайно, и не скупился на извинения, внутренне он был счастлив причинить ей боль и поскорее прекратить игру.
Рассказывая мне свою историю, он расплывался в самодовольной ухмылке, пытаясь показать, как здорово ему удалось избежать проигрыша.
Я слушала с возмущением. Очевидно, что этот больной человек был переполнен завистью к женщине, которая оказалась лучшей спортсменкой, чем он. Он не мог перенести тот факт, что она превзошла его. И все, на что он оказался способным — подобно четырехлетней девочке из ТВ-шоу, — это ударить ее.
Отрицательные реакции, обусловленные завистью, часто бывают не только физическими, но и духовными: резкая перемена в настроении, грубые слова и непристойное поведение.
В течение жизни мы узнаем, что есть люди — «обладатели» и люди — «необладатели», или, как мы их обычно называем, победители и проигравшие. В каких-то ситуациях мы выигрываем, в каких-то проигрываем — в зависимости от жизненных обстоятельств. Нет в жизни более захватывающего чувства, чем чувство победы, и более обидного, чем чувство поражения. Мы впадаем в депрессию, затем пытаемся убедить себя, что судьба несправедлива, заглушаем свои чувства чрезмерной едой, выпивкой, наркотиками или развлечениями, которые причиняют больше вреда, чем пользы. Часто мы выплескиваем гнев и разочарование на других, обычно самых близких и любимых людей. Их негативные реакции, вызванные нашим поведением, заставляют нас относиться к себе еще хуже и замыкают круг самоубеждения в том, что мы — неудачники.
Взгляд на счастливых «победителей» только усиливает нашу подавленность. Мы вдруг замечаем, что у соседа большой дом, ребенок в Гарварде, жена, которая его любит, новая машина последней модели. Он в прекрасной физической форме, у него много денег, и он два раза в год проводит отпуск с семьей в различных уголках земного шара. И от всего этого нам еще хуже.
Он устраивает потрясающие вечеринки у себя дома, приглашает на них кучу людей, которым он, похоже, действительно нравится, а со своей женой, кажется, никогда и не ссорится. Он всегда улыбается, и с кем бы вы ни говорили — всем он нравится, так почему же вы его так ненавидите?
Это из-за того, что у него все есть, или вы думаете, что у него все есть. Вместо того, чтобы порадоваться за него и тем самым вдохновить себя на удачу, вы, как и многие другие, будете пытаться ему «насолить».
Вы постараетесь насолить ему саркастическими высказываниями, обескураживающими ответами или тем, что будете восхищаться его успехом в стиле «чтоб тебе пусто было». Но ваше лицо и язык телодвижений выдают вас. «Победитель» не глухой и не слепой. Он прекрасно понимает, что происходит, и это его, естественно, не радует. Он чувствует себя крайне неловко. А особенно это задевает тех, кто вас любит и кто считает вас своим другом.
Дженифер поведала своей лучшей подруге Мэрилин секрет, которого она никому другому не раскрывала, — что она беременна. Обе женщина неоднократно беседовали, беспокоясь о своем здоровье и признаваясь друг другу, как они хотят ребенка. И вот Дженифер удалось забеременеть. Она не могла дождаться того момента, когда поделится своей радостью с Мэрилин.
Какой сюрприз ждал Дженифер! Услышав новость, Мэрилин с трудом сглотнула и с холодным и окаменевшим лицом процедила сквозь зубы: «О! Это очень здорово, я очень за тебя рада!».
Ее тон полностью выдал ее чувства. Не составляет труда догадаться, что Мэрилин в эту минуту не думала о счастье Дженифер. Вместо этого она думала о ребенке, которого не будет у нее. Мэрилин очень завидовала подруге, и Дженифер отчетливо это почувствовала. Но, к счастью, Мэрилин не позволила злости разбить их дружбу и крепко обняла свою подругу.
Зависть, как правило, проявляется, если мы испытываем чувство недостаточности — когда нам чего-то не хватает или когда мы думаем, что у другого чего-то больше.
Зависть является тем камнем преткновения, о который разбиваются многие взаимоотношения. Я провела неформальный опрос 105 людей, в котором им задавался вопрос: «Что разрушило ваши отношения с хорошими друзьями? ».
Более 75 процентов опрошенных причиной разрыва считают зависть со стороны их бызших друзей. Это особенно проявляется в семейной жизни, когда одна сторона боится, что другая обойдет его или ее. Завидуя, человек становится одержимым и часто выплескивает отрицательные эмоции наружу словесно или физически.
Возможно, это является объяснением того, что у многих преуспевающих и глубоко уважаемых бизнесменов, управляющих огромными компаниями со штатом в тысячи человек, жены склочны и сварливы. Эти женщины постоянно ноют и критикуют их, чтобы добиться власти в сфере домашних отношений и хоть как-то потеснить своих мужей на пьедестале первенства.
Критика может быть полезна, когда произносится доброжелательно и спокойным тоном. Имеет большое значение, кто именно и за что критикует вас. Если вы чувствуете искренность и бескорыстие собеседника, вы не станете обижаться на него, более того, вы проникнетесь уважением и благодарностью к человеку, который говорит вам правду, особенно если критика выражается предельно мягко и вежливо.
С другой стороны, всегда найдутся люди, критикующие вас не из лучших побуждений. Они могут наброситься на вас из-за неприязненных отношений или зависти. В этом случае они получают удовольствие, напоминая вам о ваших промахах и оплошностях.
Каждый, кто взялся критиковать кого-либо, всегда должен сначала посмотреть на себя самого. Не стоит забывать замечательную пословицу: если ваш палец указывает на кого-то, найдутся три пальца, которые указывают на вас. Так же и те, кто критикует вас, прежде всего должны разобраться в своих мотивах.
До конца честный человек обычно найдет в себе причину зависти, возникающей из-за того, что вы обладаете тем, что недоступно ему.
Читайте также
Все эффективные виды психотерапии заставляют людей искать «корень»
Все эффективные виды психотерапии заставляют людей искать
Корень учения горек. Всегда ли сладок плод?
Корень учения горек. Всегда ли сладок плод? «Не для школы учусь, но для жизни», – говорил древний мудрец. Похоже, далеко не всем современным школьникам удается следовать этому завету.Такой вывод подсказывают результаты исследования, выполненного учеными Мичиганского
2. Кто открыл змеиный корень?
2. Кто открыл змеиный корень? Наряду с методами, заимствованными из Европы (и впоследствии из Америки), индийские врачи в течение многих столетий применяли свои собственные средства, рекомендуемые древними книгами. Эти книги составляют индийскую систему врачевания под
Зри в корень!
Зри в корень! Моя бабушка родилась до революции, с детства работала в няньках. Её отец погиб в Первую мировую войну, детей было много. В доме жило 18 человек! Еды не хватало, детская смертность была обычным делом, нищета. Поэтому бабушка с раннего детства испытывала острую
Жюль Рено. «В чем корень ваших проблем?»
Жюль Рено. «В чем корень ваших проблем?» Для начала давайте рассмотрим с практической точки зрения несколько ситуаций, в которые большинство современных людей попадают ежедневно, ежечасно, ежеминутно.АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОБКАКлассический пример — поведение на дороге
Дело всей жизни
Дело всей жизни Вы долго и упорно двигались к достижению поставленных целей, и вот возникает очередной переломный или ключевой момент в вашей жизни и деятельности. От разрешения этого вопроса зависит очень многое на годы вперед. Если в вашей жизни есть что-то подобное, то
Выводы всей главы и всей части книги
Выводы всей главы и всей части книги Мужчины, которые не прощают женщинам их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами. Халиль Джебран. Как же понять, что всё отлично, и ты можешь себе сказать, что ты молодец? Немного изменив ключевые точки, и
Спасибо от всей души!
Спасибо от всей души! Прежде всего я благодарна Вселенной, которая через эту книжку предоставила мне возможность реализовать давнее заветное желание: опубликовать то, что я пишу, и таким образом разделить это со многими людьми.Я благодарна Волкам и Жирафам внутри меня,
Зри в корень!
Зри в корень! Из-за пертурбаций, происходивших в нашей стране, многие люди плохо знают корни своей семьи. О бабушке с дедушкой еще что-то могут рассказать, а дальше – одна общая зона молчания. Революции, войны, партийные чистки сделали свое пагубное дело: порушили связь
Ищем корень проблемы
Ищем корень проблемы Как мы убедились на примере с передозировкой гепарином, ошибки, объясняемые человеческим фактором, зачастую вызываются разными причинами. Не понимая истинных причин ошибок, мы почти не учимся на собственном опыте. Неверное понимание истинных причин
В чем корень неблагополучий?
В чем корень неблагополучий? Каждый случай уникален, но за много лет работы с разными людьми я обнаружила некие общие закономерности. Причиной проблем, которые имеются у многих христианских служителей, становится:1. Скрытый гнев, как правило, относящийся к неразрешенному
Найди корень своих бед и вытащи его
Найди корень своих бед и вытащи его Старые привычки мешают нам становиться мудрее. Самые легкие и короткие пути к цели сбивают с пути истинного тех, кто отказывается двигаться вперед, особенно на работе. Их привычки – как сорняки в огороде. Если вы оставите часть газона
Зависть Завистливый Завистник
Зависть — секира души.
Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав.
Зависть — сожаление о чужом благе.
Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.
Зависть — черная повязка на глазах разума.
Фазиль Искандер
Зависть как качество личности – склонность испытывать неудовлетворенность, горечь и печаль от благополучия и успеха другого, желать воспользоваться чужим счастьем, ощущать, что кто-то другой обделил тебя материальным положением и счастьем.
Жил среди зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Кажется, жить бы ему да радоваться, но… Заяц мучительно завидовал Черепахе. «Вот живёт! Вот живёт! — думал Заяц. — Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги — и уже дома. Да, ещё какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. » И всюду-то Заяц поносил Черепаху, и всюду-то её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. — Что с тобой? — спросила Зайца Белочка. — С чего чахнешь? — Из-за проклятой Черепахи, — ответил Заяц. — Просто видеть её не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком… А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.
Христианство под завистью понимает «печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Коран: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства, для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».
Главная причина зависти – гордыня. Артист завидует лучшему артисту, врач – врачу, учитель – учителю. Женщина говорит: «У меня хороший муж», и у подруги тут же вспыхивает зависть, если она считает, что сделала неправильный выбор. Единственный способ уберечься от зависти – отстраняться. Заметили что есть зависть, сразу нужно дистанцироваться от этого человека. Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает негативное влияние и на того, кому завидуют.
Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, — потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: — Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое того, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, вместо того, что бы попросить хорошее, сказал: — Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: — Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.
Зависть — страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями… От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие и гордость.
Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии.
Зависть – это конфликт двух ложных эго. Когда человеком верховодит эгоизм и корысть, он, преследуя свои интересы, всегда будет сталкиваться с интересами окружающих, и не факт, что их направленность будет совпадать. Скорее наоборот – его намерения и желания будут конкурировать с желаниями других. Словом, когда в клубке драчливой жадности схлестываются два эго, выбирается в жизнь потрепанная зависть, преисполненная вожделения, злорадства, критиканства, досады и неудовлетворенности. Жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть. Дон Кихот говорил своему верному оруженосцу Санчо Пансо: «О зависть, корень неисчислимых зол, червь, подтачивающий добродетель! Всякий порок, Санчо, таит в себе особое наслаждение, но зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы». С какого боку к зависти не подходи, всюду эгоизм и корысть. Стан Янковский пошутил: «Зависть — это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная — «Хочу, чтобы и у меня это было!», бескорыстная — «Хочу, чтобы и у него этого не было!»
Зависть – бешеная собака, кусающая судьбу человека. «Никакая ненависть не бывает столь непримиримой, как зависть: вот почему мы не должны стремиться к ее возбуждению в других, — писал Артур Шопенгауэр, — напротив, мы лучше бы сделали, если бы отказались от этого удовольствия, как и от некоторых иных, из-за их опасных последствий». Зависть меняет направление жизни, она работает на будущее. Завистники злорадно утверждают, что все одним миром мазаны, что зависть – врожденное человеческое качество и что от него ни спрятаться, ни скрыться. Придется их разочаровать. Человек, выдавивший из себя гордыню, особенно в таких ее формах проявления как спесивость, хвастовство и критиканство, становится счастливым обладателем чистого от зависти сердца. Посудите сами, если человек не выпячивает, не хвастается своими успехами и достижениями и выкинул из своего речевого общения малейшие намеки на критику, это означает только одно – в нём отсутствует зависть. Но, как писал Марк Твен: «Не многие из нас могут вынести счастье — имеется в виду, счастье ближнего».
Павел Первый повелел, чтобы Суворову отдавались военные почести подобно особе государя, и даже в его, императора, присутствии. Возведя Суворова в звание генералиссимуса российских войск, император писал ему в своем рескрипте: «Побеждая повсюду врагов отечества, недоставало вам еще одного рода славы — преодолеть и самую природу. Но вы одержали и над нею верх. Поразив еще раз злодеев веры, вы попрали вместе с ними козни сообщников их, злобой и завистью против вас вооруженных. Ныне награждаю вас по мере признательности моей и, ставя на высшую степень, чести и геройству предоставленную, уверен, что возвожу на оную знаменитейшего полководца сего и других веков». По получении высочайшего рескрипта Суворов воскликнул: — Помилуй Бог, велика милость, велик чин: он меня придавит. Недолго мне жить! Так и вышло. Недаром Суворов уверял, что раны, полученные им от придворных завистников, оказались тяжелее, чем полученные на поле боя.
Как обстоят дела с завистью у благостных людей? Благостная личность, заметив в поведении окружающих что-то неправильное, подавляет в себе желание критики и, тем самым, достигает независтливости. Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы он их лишился. По существу, это тоже зависть, но, как говорят, белая благостная зависть. Завидуя благости и копируя ее, сам станешь добродетелью. Независтливость в страсти избирательна и условна, она не завидует лишь своим близким людям, но завидует всем остальным. Иными словами, занимается самообманом и самооправданием. Невежественный человек может проявлять независтливость в силу того, что не знает вкуса счастья от благостной жизни. Наркоман и алкоголик не могут завидовать музыковеду, занимающемуся творчеством Гайдна. Они в этом ничего не соображают.
К примеру, сосед купил новую машину, а у завистника на сердце тревога и печаль. Ему становится невыносимо жить, дышать трудно, ведь душит Жаба. Зависть – это нежелание жить собственной жизнью. От зависти не полнеют, а лопаются. Чувства завистника ощущает на тонком плане владелец «Мерседеса». Для ложного эго не существует расстояний. Вы можете позавидовать родственнику или приятелю, находящемуся на другом конце Земли, и его ложное эго в долю секунды почувствует зависть. Ложное эго соседа встрепенется от полученного сигнала зависти, и он начнет испытывать к вам неприязнь. Вы ни единого плохого слова не сказали о нем, но, тем не менее, ваши отношения испорчены атакой зависти. Два эго начали взаимодействовать, соединив в клубок взаимное недовольство. Потом ложное эго одного начинают тянуть ложное эго другого. Взаимодействие двух ложных эго и есть зависть. Словом, зависть не нуждается в прямых контактах, драках, скандалах и оскорблениях. Достаточно плохо подумать или выразиться об объекте зависти, и она выскакивает, как черт из табакерки.
Досада и печаль возникают только от своей зависти. Демокрит говорил: «Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу». Если в человеке нет зависти, чужая зависть ему не страшна. В адском котле зависти варится непосредственно ее родоначальник. Единственный разумный способ преодолеть зависть – это творить добро относительно человека, которому завидуешь, изо всех сил желать ему счастья. Пытаться делать вид на Мадрид, что ничего не происходит – значит, поощрять дальнейший рост зависти.
Зависть не принимает обвинений в свой адрес, она всегда и во всем права. Переубедить ее – мартышкин труд. В народе говорят: «Свои собаки дерутся – чужая не подходи». Когда двое конфликтуют, выясняя кто из них прав, третий человек не должен занимать чью-либо сторону, даже если он прав. Дело в том, что у обделенного тут же появится зависть относительно того, кто встал на другую сторону. Возникает парадокс: они поругались и разбежались, а тот, кто занял сторону другого получает жирный минус и не будет прощен никогда. Зависть к нему засядет, как заноза, в сердце обиженного человека.
Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение стало для него привычкой. Поскольку под «облако» сравнения попадают более успешные, но еще совсем недавно находившиеся на одном уровне с завистником, люди, то легко догадаться, каким будет накал недовольства собой. Завистнику следовало бы сравнивать свое нынешнее состояние с прежним, тогда б не было никакой зависти. Права и мудра африканская пословица: «Лекарство для завистников – пустыня».
У Сергея Михалкова есть басня «Завистливый больной», раскрывающая абсурдную суть зависти: «Приятелю привет! И ты, брат, на леченье?» «Эх, лучше бы меня не спрашивал, Бобров! Тут я к себе узнал такое отношенье, Что, видно, мне придётся заявленье Строчить на здешних докторов! Одним больным — пилюли и микстуры, Другим — и порошки, и грязи на живот, И гальванические утром процедуры, То ванны, то массаж, то на голову лёд, Им специальная диета, И более того: их водят на укол! А мне, поверишь ли, прописан общий стол, Побольше двигаться и не курить при этом. И больше ни-че-го! Здесь явный произвол!…»
Ей-ей, такие есть, что завистью исходят. Когда при них другим зонды и шприцы вводят».
Зависть к больным это еще что:
По кладбищу, где испокон веков
Железный мир крестов, надгробий и венков
С живою зеленью бок о бок размещался,
Приезжий человек ходил и возмущался:
«Какая благодать! Порядок здесь какой!
Благоустройство! Тишина! Покой!
Что за часовенки! Каким плющом увиты!
Какие мраморные плиты!
Вот ведь живут! Куда ни посмотри:
Здесь — два венка, а там — их целых три!»
Тот человек, что завистью томим,
Завидует и мёртвым, как живым!
Чем опасна зависть?
“Зависть — это корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений”.
@Священномученик Киприан Карфагенский
Чувство зависти знакомо практически всем людям, но, к сожалению, далеко не все осознают насколько оно опасно, не видят всю глубину греховности этого чувства. И даже в православной среде многие не придают особого значения борьбе с этой душепагубной страстью. Большими грешниками мы привыкли считать алкоголиков, наркоманов, грабителей, т.е. людей, преимущественно подверженных телесным страстям. Зависть же относится к ряду душевных страстей, а поэтому она достаточно трудноискоренима. Ведь душевные страсти гораздо сложнее исцелить, чем телесные! Чтобы избавиться от зависти, нужны и усилия самого человека и особая помощь Божия.
На что только не способны завистники! И как страшно оказаться на их месте! А ведь это может произойти буквально с каждым! Василий Великий говорил: «Неужели не придешь в ужас, делая себя служителем губительного демона, и допустишь в себя зло, зависть, от которого сделаешься врагом людей. и Бога».
Кто же, в первую очередь, становится объектом зависти? На этот вопрос отвечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, который считал, что люди завидуют больше всего тем, кто близок к ним по времени, по возрасту, по социальному положению. Естественно, что зависть среди близких людей приобретает наиболее опасные формы.
Завидуют не только материальному благополучию, социальному положению, особым достижениям и успехам, но также и личностным качествам, добродетельной жизни и духовным дарованиям. Причем последний вид зависти наиболее опасен и часто присущ людям не подверженным телесным страстям, но гордым и самолюбивым.
Вот слова из Послания Апостола Иакова: “ Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.” (Иак.3:14-16)
С завистью нужно бороться самыми решительными способами! И святые отцы указали нам средства борьбы с этой страстью. Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что победить зависть к людям можно только молитвой, самостоятельно это не победить. Вот что он писал: «Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».
Стремитесь в каждом человеке видеть образ Божий, видеть только лучшее, что в нём есть! Не останавливайтесь в своём духовном развитии!