Почему мудрые люди говорят что зависть это корень всех зол

Зависть Завистливый Завистник

Зависть — секира души.

Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав.

Зависть — сожаление о чужом благе.

Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.

Зависть — черная повязка на глазах разума.
Фазиль Искандер

Зависть как качество личности – склонность испытывать неудовлетворенность, горечь и печаль от благополучия и успеха другого, желать воспользоваться чужим счастьем, ощущать, что кто-то другой обделил тебя материальным положением и счастьем.

Жил среди зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Кажется, жить бы ему да радоваться, но… Заяц мучительно завидовал Черепахе. «Вот живёт! Вот живёт! — думал Заяц. — Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги — и уже дома. Да, ещё какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. » И всюду-то Заяц поносил Черепаху, и всюду-то её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. — Что с тобой? — спросила Зайца Белочка. — С чего чахнешь? — Из-за проклятой Черепахи, — ответил Заяц. — Просто видеть её не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком… А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Христианство под завистью понимает «печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Коран: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства, для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».

Главная причина зависти – гордыня. Артист завидует лучшему артисту, врач – врачу, учитель – учителю. Женщина говорит: «У меня хороший муж», и у подруги тут же вспыхивает зависть, если она считает, что сделала неправильный выбор. Единственный способ уберечься от зависти – отстраняться. Заметили что есть зависть, сразу нужно дистанцироваться от этого человека. Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает негативное влияние и на того, кому завидуют.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, — потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: — Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое того, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, вместо того, что бы попросить хорошее, сказал: — Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: — Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.

Зависть — страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями… От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие и гордость.

Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии.

Зависть – это конфликт двух ложных эго. Когда человеком верховодит эгоизм и корысть, он, преследуя свои интересы, всегда будет сталкиваться с интересами окружающих, и не факт, что их направленность будет совпадать. Скорее наоборот – его намерения и желания будут конкурировать с желаниями других. Словом, когда в клубке драчливой жадности схлестываются два эго, выбирается в жизнь потрепанная зависть, преисполненная вожделения, злорадства, критиканства, досады и неудовлетворенности. Жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть. Дон Кихот говорил своему верному оруженосцу Санчо Пансо: «О зависть, корень неисчислимых зол, червь, подтачивающий добродетель! Всякий порок, Санчо, таит в себе особое наслаждение, но зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы». С какого боку к зависти не подходи, всюду эгоизм и корысть. Стан Янковский пошутил: «Зависть — это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная — «Хочу, чтобы и у меня это было!», бескорыстная — «Хочу, чтобы и у него этого не было!»

Зависть – бешеная собака, кусающая судьбу человека. «Никакая ненависть не бывает столь непримиримой, как зависть: вот почему мы не должны стремиться к ее возбуждению в других, — писал Артур Шопенгауэр, — напротив, мы лучше бы сделали, если бы отказались от этого удовольствия, как и от некоторых иных, из-за их опасных последствий». Зависть меняет направление жизни, она работает на будущее. Завистники злорадно утверждают, что все одним миром мазаны, что зависть – врожденное человеческое качество и что от него ни спрятаться, ни скрыться. Придется их разочаровать. Человек, выдавивший из себя гордыню, особенно в таких ее формах проявления как спесивость, хвастовство и критиканство, становится счастливым обладателем чистого от зависти сердца. Посудите сами, если человек не выпячивает, не хвастается своими успехами и достижениями и выкинул из своего речевого общения малейшие намеки на критику, это означает только одно – в нём отсутствует зависть. Но, как писал Марк Твен: «Не многие из нас могут вынести счастье — имеется в виду, счастье ближнего».

Павел Первый повелел, чтобы Суворову отдавались военные почести подобно особе государя, и даже в его, императора, присутствии. Возведя Суворова в звание генералиссимуса российских войск, император писал ему в своем рескрипте: «Побеждая повсюду врагов отечества, недоставало вам еще одного рода славы — преодолеть и самую природу. Но вы одержали и над нею верх. Поразив еще раз злодеев веры, вы попрали вместе с ними козни сообщников их, злобой и завистью против вас вооруженных. Ныне награждаю вас по мере признательности моей и, ставя на высшую степень, чести и геройству предоставленную, уверен, что возвожу на оную знаменитейшего полководца сего и других веков». По получении высочайшего рескрипта Суворов воскликнул: — Помилуй Бог, велика милость, велик чин: он меня придавит. Недолго мне жить! Так и вышло. Недаром Суворов уверял, что раны, полученные им от придворных завистников, оказались тяжелее, чем полученные на поле боя.

Как обстоят дела с завистью у благостных людей? Благостная личность, заметив в поведении окружающих что-то неправильное, подавляет в себе желание критики и, тем самым, достигает независтливости. Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы он их лишился. По существу, это тоже зависть, но, как говорят, белая благостная зависть. Завидуя благости и копируя ее, сам станешь добродетелью. Независтливость в страсти избирательна и условна, она не завидует лишь своим близким людям, но завидует всем остальным. Иными словами, занимается самообманом и самооправданием. Невежественный человек может проявлять независтливость в силу того, что не знает вкуса счастья от благостной жизни. Наркоман и алкоголик не могут завидовать музыковеду, занимающемуся творчеством Гайдна. Они в этом ничего не соображают.

К примеру, сосед купил новую машину, а у завистника на сердце тревога и печаль. Ему становится невыносимо жить, дышать трудно, ведь душит Жаба. Зависть – это нежелание жить собственной жизнью. От зависти не полнеют, а лопаются. Чувства завистника ощущает на тонком плане владелец «Мерседеса». Для ложного эго не существует расстояний. Вы можете позавидовать родственнику или приятелю, находящемуся на другом конце Земли, и его ложное эго в долю секунды почувствует зависть. Ложное эго соседа встрепенется от полученного сигнала зависти, и он начнет испытывать к вам неприязнь. Вы ни единого плохого слова не сказали о нем, но, тем не менее, ваши отношения испорчены атакой зависти. Два эго начали взаимодействовать, соединив в клубок взаимное недовольство. Потом ложное эго одного начинают тянуть ложное эго другого. Взаимодействие двух ложных эго и есть зависть. Словом, зависть не нуждается в прямых контактах, драках, скандалах и оскорблениях. Достаточно плохо подумать или выразиться об объекте зависти, и она выскакивает, как черт из табакерки.

Досада и печаль возникают только от своей зависти. Демокрит говорил: «Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу». Если в человеке нет зависти, чужая зависть ему не страшна. В адском котле зависти варится непосредственно ее родоначальник. Единственный разумный способ преодолеть зависть – это творить добро относительно человека, которому завидуешь, изо всех сил желать ему счастья. Пытаться делать вид на Мадрид, что ничего не происходит – значит, поощрять дальнейший рост зависти.

Зависть не принимает обвинений в свой адрес, она всегда и во всем права. Переубедить ее – мартышкин труд. В народе говорят: «Свои собаки дерутся – чужая не подходи». Когда двое конфликтуют, выясняя кто из них прав, третий человек не должен занимать чью-либо сторону, даже если он прав. Дело в том, что у обделенного тут же появится зависть относительно того, кто встал на другую сторону. Возникает парадокс: они поругались и разбежались, а тот, кто занял сторону другого получает жирный минус и не будет прощен никогда. Зависть к нему засядет, как заноза, в сердце обиженного человека.

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение стало для него привычкой. Поскольку под «облако» сравнения попадают более успешные, но еще совсем недавно находившиеся на одном уровне с завистником, люди, то легко догадаться, каким будет накал недовольства собой. Завистнику следовало бы сравнивать свое нынешнее состояние с прежним, тогда б не было никакой зависти. Права и мудра африканская пословица: «Лекарство для завистников – пустыня».

У Сергея Михалкова есть басня «Завистливый больной», раскрывающая абсурдную суть зависти: «Приятелю привет! И ты, брат, на леченье?» «Эх, лучше бы меня не спрашивал, Бобров! Тут я к себе узнал такое отношенье, Что, видно, мне придётся заявленье Строчить на здешних докторов! Одним больным — пилюли и микстуры, Другим — и порошки, и грязи на живот, И гальванические утром процедуры, То ванны, то массаж, то на голову лёд, Им специальная диета, И более того: их водят на укол! А мне, поверишь ли, прописан общий стол, Побольше двигаться и не курить при этом. И больше ни-че-го! Здесь явный произвол!…»
Ей-ей, такие есть, что завистью исходят. Когда при них другим зонды и шприцы вводят».

Зависть к больным это еще что:

По кладбищу, где испокон веков
Железный мир крестов, надгробий и венков
С живою зеленью бок о бок размещался,
Приезжий человек ходил и возмущался:
«Какая благодать! Порядок здесь какой!
Благоустройство! Тишина! Покой!
Что за часовенки! Каким плющом увиты!
Какие мраморные плиты!
Вот ведь живут! Куда ни посмотри:
Здесь — два венка, а там — их целых три!»

Тот человек, что завистью томим,
Завидует и мёртвым, как живым!

Источник

ЗАВИСТЬ

Зависть – это порча жизни

Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу (7, 157). Источник.

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих (7, 155). Источник.

Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу, в которой она живет (7, 155). Источник.

Зависть есть самый непреодолимый род вражды (7, 157). Источник.

Других недоброжелателей более кроткими делают благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро (7, 159). Источник.

Диавол радуется нашей гибели; сам пал от зависти и нас низлагает с собою той же страстью (7, 160).

Будем остерегаться зависти, чтобы не стать сообщниками противника – диавола и впоследствии не подвергнуться одному с ним осуждению. Святитель Василий Великий (7, 155). Источник.

Если борет тебя зависть – вспоминай, что все мы члены Христовы, и как честь, так и бесчестие ближнего у нас с ним общие – и успокоишься (34, 97).

Горе завистникам, ибо они делают себя чуждыми Благости Божией. Преподобный авва Исаия (34, 195).

Тем, которые не освободились от этой болезни, невозможно совсем избежать гееннского огня, уготованного диаволу. А освобождаться от болезни мы станем тогда, когда помыслим, как возлюбил нас Христос и как повелел нам любить друг друга (43, 561),

Будем избегать этой пагубной страсти и всеми силами исторгать ее из своей души. Это – гибельнейшая из всех страстей и вредит самому спасению нашему; это изобретение самого диавола (38, 517). Источник.

Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства (38, 650).

Хотя бы подавал милостыню, хотя бы вел трезвенную жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату твоему (42, 240).

Завистливый живет в непрестанной смерти, всех считает своими врагами, даже тех, которые ничем его не обидели. Он скорбит о том, что воздается честь Богу; радуется тому, чему радуется диавол (42, 384).

Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость (42, 435). Источник.

Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиной множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду (42, 435). Источник.

Плачь и стенай, рыдай и моли Бога; научись относиться к зависти, как к тяжкому греху, и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга (41, 432).

Ныне зависть не считается и пороком, почему и не заботятся об избавлении от нее. Святитель Иоанн Златоуст (41, 432).

Корень зависти – гордость

Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, которые мнят о себе, что они есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считают за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» ( 1Цар. 18, 8 ). Поэтому и начал гнать неповинного (104, 773). Источник.

Зависть гибельнее и труднее для излечения, чем все пороки, ибо она еще более воспламеняется теми лекарствами, от которых страсти прекращаются. Например, кто скорбит о причиняемом ему вреде, тот исцеляется щедрым вознаграждением; кто негодует о нанесенной обиде, тот умиротворяется смиренным извинением. А что сделаешь тому, кто еще более оскорбляется тем, что видит тебя более смиренным и более приветливым, которого воспламеняет гневом не корыстолюбие. но раздражает чужое счастье. Кто же для удовлетворения завистливого захочет лишиться благ, потерять счастье, подвергнуться какому-либо бедствию? Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Пиаммон 53, 513). Источник.

Жители Назарета дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо сущность ее составляет ложь и злоба. Эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, если равный, а тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу, тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника, и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не погубит самого завидующего. Доброжелатели, у которых симпатии преобладают над эгоистическими чувствами, не страдают от зависти. Это и указывает путь к Погашению зависти всякому, мучимому ею. Надо спешить возбудить доброжелательство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде – и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и вгонит в гроб, если не одолеешь себя и не прекратишь делать зло тому, кому завидуешь. Святитель Феофан Затворник (115, 452).

Зависть – вражда против Бога

Зависть равносильна убийству: это причина первого человекоубийства, а потом и богоубийства. Святитель Григорий Палама (70, 269).

«Старший же сын его был на поле» ( Лк. 15, 25 ). До сих пор в притче шло рассуждение о младшем сыне, под которым должно подразумевать мытарей и грешников, призываемых Господом к покаянию; в таинственном же смысле здесь пророчествуется о будущем призвании язычников. Теперь речь переходит к сыну старшему. Многие относят ее к лицу вообще всякого святого, другие собственно к иудеям. В отношении к святым истолкование не трудно, если принять во внимание слова: «никогда не преступал приказания твоего» (15, 29), но не согласно со свойствами святого, что он завидует обращению брата. А что же касается иудеев, то хотя зависть о спасении брата совершенно в их духе, но не приложимо к ним то, что сказано о всегдашнем соблюдении отчей заповеди.

«Старший же сын его был на поле», потея от труда в земных заботах, удаленный от благодати Святого Духа и Отчего Совета. Это тот, который говорит: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня» ( Лк. 14, 18 ). Это тот, который купил пять пар волов, и под тяжестью закона наслаждается чувственными удовольствиями. Это тот, который, взяв жену, не может прийти на брак, и, став плотью, никак не может соединиться с Духом. Старшему сыну в другой притче соответствуют работники, посылаемые в виноградник в первый, третий, шестой, девятый часы, то есть в разное время, и негодующие на то, что с ними уравнены в плате работники одиннадцатого часа. Источник.

«И возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?» ( Лк. 15, 25 ). И ныне Израиль спрашивает, почему радуется Бог при принятии язычников, но, отягченный завистью, не может узнать Отеческой воли.

«Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым» ( Лк. 15, 27 ). Причиной радости служит провозглашаемое во славу Божию на этой земле спасение язычников, спасение грешников: радуются Ангелы, готова к радости и вся тварь; об одном только Израиле говорится: «он сердился и не хотел войти» ( Лк. 15, 28 ). Гневается, что в его отсутствие был принят брат; гневается, что жив тот, кого он считал погибшим. И теперь стоит за дверями Израиль, и теперь, когда ученики слушают Евангелие в церкви, мать его и братья стоят за дверями, ища его ( Мф. 12, 46–50 ).

«Отец же его, выйдя, звал его» ( Лк. 15, 28 ). Как благой и милостивый, отец просит сына принять участие в домашней радости; просит Отец через апостолов, просит через проповедников Евангелия. Павел говорит об этом: «от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5, 20 ). И в другом месте: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13, 46 ).

«Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе» ( Лк. 15, 29 ). Отец милостливо просит о согласии, а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божией. Но какая же правда более той правды Божией, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего», – как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал опасению другого, что хвалится правдою перед Богом, когда никто перед Ним не чист. Ибо кто может самодовольно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день прожил на земле? Давид исповедует: «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50, 7 ). И в другом месте: «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс. 129, 3 ). А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего». Относительно этого говорит апостол Павел: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» ( Рим. 9, 30–32 ). Таким образом, и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, без преткновения в области правды, которая от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или – как этот мытарь» ( Лк. 18, 11 ).

Спрашиваю тебя: не видишь ли ты, что то же самое, что фарисей сказал о мытаре, старший брат говорил о младшем: «этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами» ( Лк. 15, 30 )? На слова сына: «Никогда не преступал приказания твоего», отец ничего не отвечает; не утверждает, истинно ли сказанное сыном, но укрощает гнев его другим способом: «Сын мой! ты всегда со мною» ( Лк. 15, 31 ). Он не сказал: ты говоришь правду, ты делал все, что Я повелевал, но говорит: «Ты всегда со Мною» – со Мною посредством закона, которому ты подчинен; со Мною, когда познаешь Меня в пленениях; со Мною не потому, что соблюдаешь Мои заповеди, но потому, что Я не позволил тебе отойти в далекую сторону. Со Мною, наконец, потому, что Я сказал Давиду: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него» ( Пс. 88, 31–34 ). По этому свидетельству оказывается ложным то, чем хвалится старший сын, поскольку в судьбах Божиих он не ходил и заповедей Его не исполнял. Каким же образом, не соблюдая заповеди, он, по словам притчи, всегда был с отцом? Потому, что после грехов он был посещаем жезлом, а посещенному не отказывалось в милосердии. Не должно также удивляться, что осмелился стать перед отцом тот, который мог завидовать брату; в день Суда некоторые солгут еще бесстыднее, сказав: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали. и не Твоим ли именем многие чудеса творили» ( Мф. 7, 22 ).

«Но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться. » Сколько, говорит Израиль, пролито крови, столько тысяч людей убито, и никто из них не стал искупителем ради нашего спасения. Сам Иосия, угодивший пред лицем Твоим ( 4Цар. 23 ), и в недавнее время маккавеи, сражавшиеся за Твое наследие, нечестиво были умерщвлены мечами врагов, и ничья кровь не возвратила нам свободы. Ни пророк, ни священник, ни какой-либо праведник не приносился в жертву за нас. А за блудного сына, то есть за язычников, за грешников, пролита Кровь, более славная, чем все сотворенное. И тогда как заслужившим Ты не дал и малого, не заслужившим дал гораздо больше. «Никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» ( Лк. 15, 29 ). Напрасно говоришь так, Израиль, скажи лучше: чтобы я повеселился с Тобою. Разве для тебя может быть какое-нибудь иное удовольствие, если Отец не празднует с тобою на пиру? Научись, по крайней мере, из настоящего примера. Когда возвратился младший сын, радуются и отец, и слуги. «Станем есть, – говорит отец, – и веселиться!» ( Лк. 15, 23 ), а не ешьте и веселитесь. Но ты, по той склонности душевной, по которой завидуешь брату, по которой удаляешься от лицезрения Отца и всегда пребываешь на поле, ты и теперь хочешь пировать без Него. «Никогда не дал мне и козленка. » Никогда Отец не даст в дар худшего: заколот теленок, войди, ешь с братом. Зачем просишь козленка ты, для которого готов Агнец? И чтобы ты не притворялся, будто не знаешь, что Агнец готов, Иоанн указал тебе его в пустыне: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ). И Отец, как милостивый и принимающий раскаяние, просит тебя есть тельца, не закалывая козла, который стоит по левую сторону. Но в конце века ты сам заколешь для себя козла, антихриста, и с друзьями своими, нечистыми духами, напитаешься его плотью, во исполнение пророчества: «Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни» ( Пс. 73, 14 ). Источник.

«Когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» ( Лк. 15, 30 ). Сознает и теперь Израиль, что был заклан телец: знают, что пришел Христос, но мучаются завистью и не хотят спасения без погибели брата. Источник.

«Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое» ( Лк. 15, 31 ). Называется сыном, хотя тот и не хочет войти. Но каким образом все Божие принадлежит иудеям? Неужели и Ангелы, Престолы, Господства и прочие Силы? Очевидно, что под всем должно разуметь закон, пророков, божественные речи. Все это Бог дал иудеям, чтобы они поучались в законе Его день и ночь. Источник.

«А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк. 15, 32 ). Итак, будем надеяться, что и мы, сделавшись мертвыми через прегрешения, можем ожить в покаянии. В настоящей притче возвращается сам сын, подобно тому, как в прежних притчах приносится назад заблудшая овца и обретается потерянная драхма. Все три притчи заключаются одинаково: «пропадал и нашелся», чтобы посредством различных уподоблений мы уразумели одну и ту же мысль о принятии грешников. Блаженный Иероним (116, 193–196). Источник.

Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *