Почему хейзинга считает что пропаганда это фальсификация игры
Игровая теория культуры Й. Хёйзинга.
Игра, по мнению Хейзинга, выступает основанием всей культуры («человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра»). Игра – это средство сохранения и развития культуры. Только в игре человек реализует себя как существо, творящее культуру.
Главные признаки игры:
· Свободная, «несерьезная» деятельность. Игра не может быть навязана.
· Бескорыстна, т.е. цели игры прямо не связаны с пользой, выгодой.
· Игра находится вне будничной действительности.
· Игра имеет начало и конец, т.е. в игру вступают, но ее и заканчивают.
· Протекает внутри определенного пространства, которое должно быть обозначено.
· Следует правилам, которые нельзя нарушать => Воспитание
· Ориентированность на удачу, победу, выигрыш.
Определение игры по Хейзинга: игра – это добровольное действие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но обязательным правилам, сопровождаемое чувством радости, а также с осознанием «иного бытия».
Постмодернизм в культурологи Лиотар.
Постмодернизм — культурное течение, проявившееся прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах.
Лиотар считал, что переход общества в постиндустриальную эпоху, а культуры — в эпоху постмодерна, начался с конца 50-х гг. ХХ в., обозначивших в Европе конец ее восстановления. Тем не менее постмодерн для него не является антитезой модерну, а входит в модерн, представляет собой часть модерна. Такая трактовка дает Лиотару основание утверждать, что, поскольку эпохой Возрождения открывается наша современность, то и постсовременность также. Лиотар считал весьма неудачной периодизацию в терминах пост-, ибо таковая приносит путаницу и затемняет понимание, а предлагал рассматривать приставку пост-, не как возврат, а как память, что устраняет возможность рассматривать постмодерн как историческую антитезу модерну, а побуждает к процедуре анализа, аналогии, обращенной на некое «первозабытое». Постмодернизм, считал он, уже имплицитно присутствует в модерне, ибо модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные положения. Приставка пост- обозначает новое направление, сменяющее предыдущее. Поэтому постмодернизм это не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном. Следоватательно, отношение постмодерна к истории имеет особый характер: он живет не из мнимого отрицания всего предшествующего, а имеет в виду настоящую одновременность
неодновременногo. Таким образом, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемая как весьма сложный процесс, прежде всего лишенный линейности.
Типология культуры.
Например, Типология культуры Питирима Сорокина:
Критерий культуры: способ восприятия и освоения мира
· Идеациональный – это тип культуры, в котором господствующее положение занимает рациональный способ восприятия;
· Чувственный – господствует чувственность.
Промежуточные типы культуры:
— Смешанно-гармоничный (идеалистический), например, культура Золотого века Древней Греции.
— Смешанный, негармоничный (эклектический тип культуры), например, культура Iв. (христианство и язычество).
— ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:
— связь с религией (культуры религиозные и светские);
— региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
— регионально-этническая особенность (русская, французская);
— принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
— хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
— сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
— связь с территорией (сельская и городская культура);
— специализация (обыденная и специализированная культура);
— этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
— уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
— Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
— Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
— Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
— Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
«Футбол — это не play, а game» и другие шокирующие откровения Йохана Хейзинги
В последнее время изучению игр уделяется все больше времени, в том числе и в качестве академической дисциплины. В частности, на сайте Coursera.org Альбертский университет представил курс Understanding Video Games, в котором рассматривается природа игр, включая различия между play или game.
Как перевести на английский язык слово «игра»: play или game? Вопрос кажется очень простым, но в нем есть подвох. Например, ребенок, гоняющий мяч по двору, вовлечен в play. Дети же, играющие в мяч в том же дворе, занимаются game. И эта игра становится тем больше game, чем больше правил в нее вводится. Так где же граница между play и game?
Понятия play и game различаются далеко не во всех языках, например, в русском («игра») и французском (« jeu ») эти понятия обозначаются одним словом. В английском же языке есть понятия play a game, а также game a game, и первое означает «играть в игру», а второе — адаптировать правила игры или изменять их каким-либо образом, в том числе нарушая их. Play и game могут выступать как в качестве прилагательных, так и в качестве глаголов. Оба эти слова также часто употребляются в метафорическом значении, например, при употреблении выражения the game of life жизнь рассматривается с точки зрения игры.
Одно из фундаментальных различий между этими понятиями состоит в наличии четко сформулированной цели. К примеру, в футболе у каждого игрока есть конкретная задача, как и у команды в целом. Именно поэтому футбол — это не play, а game, несмотря на то, что у play также есть определенная цель: развлечение.
Еще одно отличие заключается в том, что play развивает физические и интеллектуальные навыки, а также социальные, такие, как умение определять эмоции человека в зависимости от выражения его лица. Game же улучшает более сложные навыки: абстрактное мышление, умение быть командным игроком. Йохан Хейзинга, голландский историк и культуролог, считает play одним из важнейших элементов, формирующих культуру. Его самый известный труд — книга Homo Ludens («Человек играющий», 1938) — отличается новым подходом в изучении сущности, происхождения и эволюции культуры. В ней изложена культурологическая концепция Й. Хейзинги, основанная на предположении, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Хейзинга считал, что play как явление появилось раньше, чем культура, ведь play присуще даже животным. Например, котенок, играющий клубком, занимается play: «Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще. Животные играют — точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных. Стоит лишь понаблюдать, как резвятся щенята, чтобы в их веселой возне приметить все эти особенности. Они побуждают друг друга к игре посредством особого рода церемониала поз и движений. Они соблюдают правило не прокусить друг другу ухо. Они притворяются, что до крайности обозлены. И самое главное: все это они явно воспринимают как в высшей степени шуточное занятие и испытывают при этом огромное удовольствие». В своем труде Хейзинга также рассматривает такие вопросы, как природа и значение игры как явления культуры, концепция и выражение понятия игры в языке, игра и состязание как функция формирования культуры и др.
Роже Кайуа, французский теоретик и последователь Й. Хейзинги, защищал точку зрения, согласно которой play и game лежат на разных концах спектра. Play — это неструктурированная, спонтанная деятельность. Game — это регулируемая правилами, эксплицитная деятельность. Общая тенденция, по Кайуа, такова, что человечество стремится превратить play в game. Именно в этом и заключается суть культуры как таковой.
Один из вопросов, при ответе на который не сходятся мнения исследователей, звучит так: противоречат ли понятия play и game понятию серьезности? Хейзинга считал, что игра — это инстинктивная дополнительная добровольная творческая деятельность, имеющая как физические, так и интеллектуальные аспекты, лежащая при этом вне понятий «серьезность» и «несерьезность». Мы можем сказать: игра — это несерьезность. Но помимо того, что такое суждение ничего не говорит о положительных свойствах игры, оно вообще весьма шатко. Стоит нам вместо «игра — это несерьезность» сказать «игра — это несерьезно», как наше противопоставление лишается смысла, ибо игра может быть чрезвычайно серьезной. Более того, мы тут же наталкиваемся на множество фундаментальных жизненных категорий, которые также подпадают под определение несерьезного и все же никак не соотносятся с понятием игры. Смех определенно противопоставляют серьезности, но с игрой он никоим образом прямо не связан. Дети, футболисты, шахматисты играют с глубочайшей серьезностью, без малейшей склонности к смеху. Примечательно, что физиологическая способность смеяться присуща исключительно человеку, тогда как наделенная смыслом функция игры является у него общей с животными.
При этом game, согласно Хейзинге, отличается от play наличием определенной классификации, правил, а также последствий их нарушения, взаимодействия между игроками, целей и сюжета. Также Хейзинга рассматривает то, где мы играем (where we play). Он называет эту область магическим кругом — временным пространством, выключенным из обыденной жизни, где все участники согласны принять правила, действующие на этой территории. Немаловажен тот факт, что правила эти могут меняться, если все участники согласны их принять.
Третий тип — мимикрия (по-латыни «подражание»): игры, основанные на воспроизведении разных типов человеческой деятельности. Сюда относятся все сюжетно-игровые практики: театр и балет, игра в куклы и шарады, маскарад. Именно мимикрия дала начало всем современным видам искусства, включая театр, из которого в качестве синтетического исходной игровой деятельности появились поэзия и кинематограф, опера и проза. На общественно-институциональном уровне этому соответствует этикет, церемониал, униформа. «Испорченность» здесь может проявляться в различных психических отклонениях, таких, как раздвоение личности.
И, наконец, четвертый — иллинкс (по-древнегречески «головокружение»): тип игр, связанный с интенсивным, форсированным изменением состояния сознания. К таким играм относятся катание на аттракционах, горных лыжах, а также альпинизм. Страх и транс, головокружительная смесь, лежащая в основе всякого удовольствия, здесь продуцируется в самом чистом виде. «Вырожденные» формы иллинкса — алкоголизм и наркомания.
Таким образом, понятия game и play в английском языке различаются между собой наличием определенных признаков, но, бесспорно, оба имеют значительное влияние на человеческую культуру.
Реферат: Игровая концепция Й.Хейзенги
Название: Игровая концепция Й.Хейзенги Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 10:08:30 25 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 181 Комментариев: 18 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |