Почему бог не дает то что просишь

Почему Бог не слышит нашу молитву?

Часть 1. Как просить Господа о близких

Почему бог не дает то что просишь

Я хотел тебя спросить: когда ты говоришь с Богом, Он тебя слышит? Когда просишь чего-нибудь, Он дает тебе? Мне не всегда, Бог не всегда меня слышит. Иногда я думаю, что Он и вовсе не отзывается на мой зов, на мой голос, на мою молитву. И вы мне о том же говорите иногда, и сейчас ты говоришь себе: «Бог не всегда нас слышит. Мы Его молим, стоим в церкви, однако что-то не чувствуется, чтобы мы получали то, чего просим в молитве».

Давайте же посмотрим, в чем причина этого и почему Бог не слышит, когда мы что-то говорим Ему. Почему, когда мы направляем Ему свое прошение, свою мольбу, Христос не дает нам желаемого? Что сделать, как встать пред Ним, как к Нему приступить, какова та предпосылка, которая сделает исполнимой нашу молитву, наше прошение, наше сильное желание?

Сегодня мы поговорим о молитвах за других людей – когда мать молится о своем ребенке, супруге или отец о детях, жене, о других. Как сделать, чтобы наша молитва о ближних была услышана?

Эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн

Припоминаю один рассказ из Евангелия от Матфея – случай с хананеянкой, он точно описывает ситуацию нынешнего родителя, молящегося о своем ребенке. Если спросить у большинства родителей, чего они хотят, то у всех одна мольба – мольба о ребенке: чтобы он выздоровел, нормально развивался, хорошо себя вел, был умным, чтобы он исправился, вернулся домой, ушел из плохой компании… Родители, несущие в сердце эту боль, хотят, чтобы их молитва – и больше всего молитва о ребенке – была услышана и чтобы Бог отозвался.

Полагаю, эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн. Напомню вам этот случай:

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 22–28).

У этой женщины была проблема с ребенком – в нем был бес. Однако не является ли бесом любая человеческая страсть? Может, твой ребенок и не такой, как у нее, но он может пить. А разве это не бес пьянства? Или играть в азартные игры, постоянно делать ставки – всё это нездоровые, бесовские дела. Другими словами, эта его зависимость, эта страсть является бесовской, не так ли?

И пока эта женщина взывала, Господь ничего ей не отвечал. Ничего. Молчание! Небо заперто. Терзающийся от боли человек говорит Богу, а Он – ничего, не отвечает! Ученики Господа идут и говорят Ему: «Отпусти ее, потому что кричит за нами! Сделай, что она хочет, и пусть уйдет отсюда, ведь она кричит, идет за нами и поднимает крик».

Однако не будем останавливаться на этом случае, а возьмем отсюда только повод.

Господь говорит: «Я не пришел, чтобы заниматься всеми людьми, Я послан только к погибшим овцам, к дому Израилеву, к тем, кто являются израильтянами».

Хананеянка слышит эти обидные, обескураживающие слова, как если бы Господь сказал ей: «Не надейся, Я здесь нахожусь не для тебя, Я для других совершаю чудеса». Но, несмотря на это, она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Господь ей не отвечает и отвергает ее, Он ее обижает и, казалось бы, оставляет без надежды. Он ей говорит: «Посмотри, нехорошо взять хлеб у детей и отдать его собакам, отдать еду Моих детей каким-то бродячим собакам. Так не пойдет, так не получится. Я не могу этого сделать – заниматься тобой».

Он ее отталкивает, а она хватается за эти Его слова и опять обращает их в молитву. Вместо того чтобы отчаяться, она отвечает: «Да, Господи, это так и есть, как Ты сказал. Я не возражаю, я не отрицаю того, что Ты говоришь, Ты имеешь на это право. Я поняла, что Ты говоришь. Ты назвал меня собакой – хорошо, я принимаю это: да, я собака, бездомная собака, меня надо вышвырнуть вон, как Ты сказал, меня надо презирать, и пусть будет так». Но затем говорит: «Однако и собакам на улице нет-нет да и перепадает какая-нибудь крошка. Так дай же Ты и мне хоть какую-нибудь крошку. Крошку! Я не прошу хорошей еды, ее Ты отдашь Своим детям, Ты дай мне крошек, падающих со стола господ».

И тогда Господь приклоняется к ней. Этот Бог, Который не нуждается ни в чем, Вседержитель, Который делает, что пожелает, Которому повинуется всё, – и вот сейчас Он, делающий что хочет, исполняет желание этой женщины. Тот, Которому повинуется всё, повинуется Сам, Он, Господь наш Иисус Христос, повинуется этой женщине. Да, повинуется, Бог повинуется человеку и удивляется Своему созданию. Удивляется, изумляется и говорит:

«О, женщина! велика вера твоя! Какое создание! Какая прекрасная душа, какая прекрасная женщина, какое прекрасное сердце! Велика вера твоя! Ты еще веришь Мне? Ты еще любишь Меня и не отступаешься? Я тебя гоню, отталкиваю, унижаю, а Ты еще веришь мне? Велика же вера твоя! Молодец! Да будет по воле твоей. Да будет так, как ты сказала. Что ты сказала? Чтобы выздоровел твой ребенок? Что хочешь, то Я и сделаю!»

И говорится в Евангелии, что исцелилась дочь ее в тот час. Хороший случай. Хэппи энд, как говорят дети. Какое хорошее завершение, какой хороший конец и какое хорошее развитие дел! Ее ребенок выздоровел.

А теперь сравни свою проблему и мольбу этой женщины, сопоставь их

А теперь сравни свою жизнь, свою проблему и мольбу этой женщины, сопоставь их и скажи: «Во многом мы с ней похожи, а во многом нет. И я иду к Богу навстречу, и я иду на то, чтобы сделать нечто, однако в моей жизни еще нет этой замечательной фразы, я не могу произнести ее. Какую же? Ту самую, что в тот час дочь ее… Другими словами, чтобы я тоже сказал: “Помолился я о своем ребенке, и он выздоровел! Как здорово! Мой ребенок вернулся домой, он бросил наркотики, создал хорошую семью и перестал пропадать невесть где, не возвращаться домой ночь напролет, гулять, и себя мучить, и меня”».

Почему бог не дает то что просишь

Так вот, у нас нет такого развития дел. Мы где-то теряем направление нашей молитвы, где-то всё портится. Как же нам подступиться ко Христу, как Его приклонить, как к Нему правильно приблизиться, чтобы произошло то, о чем мы Его молим, чтобы совершилось чудо? Где прерывается наша связь с Богом, где мы ошибаемся? А? Я хочу, чтобы сегодня мы направили свое внимание на это.

Давайте немного остановимся и задумаемся. Почему Бог не слышит нашу молитву?

Думаю, первое очень важное условие того, чтобы была услышана твоя молитва о ребенке, муже или жене, – это безнадежность. Когда ты перестанешь надеяться на свои деньги, ум, красоту, возможности, на свои права, когда «отчаешься» во всем этом, думаю, тогда твоя молитва к Богу начнет совершаться должным образом, и, думаю, потерявшие эту надежду люди обладают наилучшей молитвой. Потому что они взывают отчаянно, они потеряли всё, у них нет никакой надежды, их разочаровали врачи, психиатры, философы, адвокаты мира его, «мудрецы» века сего, политики, артисты, певцы. Потерявший эту надежду начинает надеяться на нечто иное.

Однако мы еще не отчаялись в самих себе, в своих возможностях, банковских сбережениях, в своем хорошем доме, имуществе и уповаем на нечто другое, а не на Бога. Чтобы произошло чудо, возлюбленный друг, коротко говоря, очень важно не уповать на вещи мира сего, потому что они не могут тебе дать ничего из того, что ты ищешь.

И когда ты скажешь: “У меня нет надежды!” – тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога

Поэтому нужно, чтобы ты отсек всякую надежду на этой земле и говорил себе: «Всё, конец! Один только Бог может помочь мне, я дошел до самого предела, до края пропасти, я в полном отчаянии!» И когда ты скажешь: «У меня нет надежды!» – тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога.

Это мне сказал один друг, Павел, он был парализованным и в 45 лет отошел на тот свет. Когда он доходил до безысходности – душевной, эмоциональной, духовной, впадал в искушения и т.д., то говорил мне: «Больше не могу, я в полном отчаянии. Это час Бога!» Так он говорил мне:

– Рано или поздно в моей жизни произойдет чудо!

– Я понял это из того, что лишился надежды. Я отчаялся во всем человеческом.

Когда люди перестают быть твоей надеждой, Бог становится твоей надеждой, ты начинаешь разворачиваться в другую сторону, смотреть на небо, возводить глаза вверх, взывать изо всех сил или молча плакать, однако этот тихий плач задевает Бога и сотрясает небеса.

У нас, у большинства из нас, еще есть некоторое утешение. Вспоминаю пожары в Греции, когда люди приходили в отчаяние. Помню, в разных странах мира тогда бушевали ураганы, торнадо, наводнения, и люди писали на крышах крупными буквами: «Боже, помоги нам!» Боже, помоги нам, мы перестали надеяться на людей, никто не может спасти нас, только Ты!

Отнесись правильно к своему отчаянию: преврати его в разворот к Богу

Если ты правильно отнесешься к этому отчаянию, к этой безнадежности, если увидишь ее добрым оком и не утонешь в своем эго, своей депрессии, унынии, отчаянии, а превратишь это в разворот к Богу, в точку приземления ко Христу, в знак богоявления, чтобы ощутить Христово прикосновение именно сейчас, когда ты на краю пропасти, не положить на себе крест, а почувствовать, что ты окрылен и начинаешь приземляться, вместо того чтобы болтаться над пропастью, – это самый хороший момент в молитве. Лучше всего молится человек, который преисполнен боли и потерял надежду. Ему легче говорить с Богом и быть услышанным.

«Знаешь, у меня есть деньги, но я не могу на них надеяться. Что можно сделать за деньги? Разве деньги могут вернуть мне радость, здоровье, разве они могут сделать моего ребенка, ближнего здоровым так, как я молюсь о том Богу?»

Деньги не могут, люди не могут, ну а тогда кто же?

И ты, у которого есть и деньги, и хороший дом, красота и всё прочее, ты говоришь в себе: «Да знаю я всё это. Я могу за деньги поменять небо и землю местами, но то, чего я сейчас прошу, никто мне дать не может».

– Да твое положение очень хорошее!

– Как так, я же в полном отчаянии!

– Это-то и хорошо в твоем положении. Отчаяние в помощи мира станет твоей огромной надеждой. Наступит момент, когда ты скажешь: «Оставьте меня, выйдите отсюда все, я хочу говорить. Я буду сейчас говорить с Тем, Кто над вами, Кто вне вас, с Единственным, Кто может совершить чудо».

Следовательно, чтобы была услышана наша молитва, первое, что нужно, – это не возлагать свою надежду на что бы то ни было в мире сем. Поэтому никогда не идите проповедовать такому человеку, который находит утешение в своем богатстве, кто воображает о себе, будто он велик, высоко думает о себе. Этот человек самоуверен, он склонен оправдывать себя, он хорошо чувствует себя сам по себе и поэтому ниоткуда больше не может начать искать помощи. Или может, но во всём хочет быть сам. «Во всем сам, – говорит он, – случись что, положу его в больницу, у меня же есть деньги».

Вот старается он, но когда померкнут надежды, которые он возлагал на людей, тогда он начинает задумываться, обезумевает и говорит:

– У меня есть еще миллионы, может, дать их, если надо?

А врачи ему говорят:

– Да дело не в миллионах. Мы тут уже бессильны помочь.

– Но почему, у меня же много денег?

– Твои деньги не могут поднять больного. Твои деньги не могут спасти другого, твоего человека.

Тогда ты сходишь с ума.

И эта женщина тоже обезумела. Она была отчаявшейся, трясущейся, и написано, что она кричала. Она издавала вопли. От отчаяния человек кричит, вопит. Поэтому я и говорю, что первая предпосылка – отчаяться в вещах мира сего.

Однако второй шаг, вторая ступень к тому, чтобы Бог услышал твою молитву о ближнем, – это чтобы твое обескураживание не превратилось в депрессию, не парализовало твоего «я» и ты не оцепенел бы и ничего не делал, а чтобы оно стало толчком ко Христу, к Богу, Иисусу.

Много людей теряют надежду и хотят куда-нибудь обратиться, но не обращаются к должной Личности. Надо понять это и воззвать: «Господи, помилуй». Ты не просто зовешь, не просто кричишь, а взываешь ко Христу. Ты понимаешь это? Ко Христу. Никуда больше.

Ты ходишь к разным магам, я и об этом слышал от настрадавшихся матерей, они мне говорили это. В минуты доверия и откровения сердца многие говорят мне это: «Куда я только не ходил», – к божествам и бесам, и это в буквальном смысле. Когда ты ходишь к медиумам, магам, гадалкам, и туда, и сюда, лишь бы обрести хоть какую-то надежду, поверить во что-то, попросить помощи…

А ты говорил это: “Иисусе, только Ты!”?

Смотри, первое ты уже сделал – потерял надежду, однако второе делаешь не так. Ты не ищешь помощи там, где она есть, ты ищешь ее в засоренных источниках, в таком месте, где тебе помочь не могут. Ты не идешь ко Христу. А подумай, ведь в тот час перед женой-хананеянкой были и апостолы, может, были и другие законники, и другие люди, важные, хорошие, умные, способные, благодатные, обладающие разными дарованиями мира сего. Но куда устремила свой взор эта женщина? Куда? Говорила ли она с кем-нибудь из апостолов? Обратилась ли к людям? Нет, она обошла всех: «Пропустите меня!» Вот святой апостол Фома, вот святой апостол Андрей, святой апостол… «Пропустите, прошу вас, пропустите меня!» – «Куда ты?» – «Я иду к Господу. Только Он мне нужен, только Он даст мне то, чего я хочу! Я прибегу, поклонюсь Иисусу и скажу: “Господи, только Ты! Один только Ты!”»

А ты говорил это? «Иисусе, только Ты! Если Ты только скажешь, чтобы произошло чудо в моей жизни, если коснешься души моего ребенка (супруга, друга, брата, соседа, отца). Если только Ты, Ты… я не надеюсь на людей…»

Люди это люди, и они хорошо делают, что не отчаиваются, хорошо делают, что не предают нас, но – не поймите это неправильно – люди не дадут тебе того, чего ты хочешь, потому что то, чего ты хочешь, дорогой мой человек, это очень велико, очень важно, это огромно и бескрайне. Ты хочешь совершенного, но человек этим не обладает. Только Господь Иисус Христос обладает этим. Не какая-то высшая сила, не какое-то всеобщее или всемирное благо и прочие такие неопределенные вещи, а Иисус Христос.

Этот зов должен пойти от тебя, чтобы ты воззвал: «Иисусе мой!»

Источник

Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы

«Молюсь, но Бог не помо­гает». Такие слова при­хо­дится пери­о­ди­че­ски слы­шать от разных людей. В чем при­чины, из-за кото­рых людям кажется, что Бог не слышит их молитвы? Что нужно сде­лать, чтобы полу­чить помощь от Гос­пода? Попро­буем разо­браться.

1. Отступ­ле­ние от Бога

Самая оче­вид­ная при­чина, по кото­рой Бог не отве­чает на молитвы – отпа­де­ние от Бога. Оста­вим в сто­роне явное отри­ца­ние суще­ство­ва­ния Бога, вряд ли атеист станет молиться. Но есть люди, кото­рые отсту­пают от Бога путем обра­ще­ния к дья­волу. И это вовсе не обя­за­тельно откры­тый сата­низм. В послед­ние деся­ти­ле­тия стали неве­ро­ятно попу­лярны раз­лич­ные оккульт­ные и духов­ные прак­тики, кото­рые не имеют ничего общего с верой в Бога. Эзо­те­рика, оккуль­тизм, восточ­ные духов­ные прак­тики, магия, экс­тра­сен­со­рика, язы­че­ство – это далеко не полный список того, к чему не должен при­ка­саться ни в каком виде пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Даже баналь­ные горо­скопы и те, несмотря на лег­ко­мыс­лен­ное к ним отно­ше­ние многих людей, губи­тельны для души и посему запретны для хри­стиан. Увы, многие люди пола­гают, что можно сов­ме­щать веру в Бога с посе­ще­нием гада­лок и экс­тра­сен­сов, заня­ти­ями йогой с пением мантр, зани­маться «белой» магией или с языч­ни­ками водить хоро­воды на Купалу. А потом искренне удив­ля­ются, почему же они, придя в храм, поста­вив по 5 свечей на каждый под­свеч­ник, не полу­чили того, что про­сили у Бога. Такой духов­ный вине­грет про­ти­вен Богу и прямо запре­щен в Свя­щен­ном Писа­нии. Только полное отвра­ще­ние от покло­не­ния падшим духам и обще­ния с ними, пока­я­ние и обра­ще­ние к Богу даст уве­рен­ность в том, что Гос­подь захо­чет услы­шать молитву.

2. Мало­ве­рие и сомне­ние в помощи Божией.

Другая оче­вид­ная при­чина, по кото­рой Бог не отве­чает на молитвы – мало­ве­рие. Читая Еван­ге­лие, мы встре­чаем мно­же­ство при­ме­ров веры, ради кото­рых Гос­подь Иисус Хри­стос испол­няет просьбы – вос­кре­шает, исце­ляет, очи­щает, изго­няет бесов и т.д. Хри­стос ука­зы­вал веру непре­мен­ным усло­вием для тех чудес, кото­рые Он совер­шал. Так, Иаиру, началь­нику сина­гоги, про­сив­шему исце­лить его при смерти лежа­щую дочь, Хри­стос гово­рит: «не бойся, только веруй, и спа­сена будет» ( Лк.8:50 ). И не только исце­ляет, но вос­кре­шает из мерт­вых, видя веру отца.

Жен­щине, две­на­дцать лет стра­дав­шей от жен­ской болезни с кро­во­те­че­нием, и исце­лив­шейся только от одного при­кос­но­ве­ния к одежде Спа­си­теля, Он гово­рит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» ( Лк.8:48 ). Вера – это первое и важное усло­вие, кото­рое подви­гает чело­века обра­титься к Богу с молит­вой. И вовсе не обя­за­тельно, что про­сить мы будем исце­ле­ния боль­ных или вос­кре­ше­ния мерт­вых. Любая молит­вен­ная просьба тре­бует веры в то, что про­си­мое будет дано.

Вера в это должна быть твер­дой, без­ого­во­роч­ной и не име­ю­щей сомне­ний. О необ­хо­ди­мо­сти именно такой веры крас­но­ре­чиво повест­вует еван­гель­ская исто­рия. Хри­стос, «увидев при дороге одну смо­ков­ницу, подо­шёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, гово­рит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смо­ков­ница тотчас засохла. Увидев это, уче­ники уди­ви­лись и гово­рили: как это тотчас засохла смо­ков­ница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усо­мни­тесь, не только сде­ла­ете то, что сде­лано со смо­ков­ни­цею, но если и горе сей ска­жете: «под­ни­мись и вверг­нись в море», – будет; и всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» ( Мф.21:19-22 ). Сила веры, и при­ло­жен­ная к ней молитва, спо­собны тво­рить чудеса. Мало­ве­рие же и не спо­собно давать явные, добрые плоды. А если чело­века еще и гложут сомне­ния в том, что Бог помо­жет, то у Бога и вовсе не будет осно­ва­ний отве­чать на молитву.

3. Несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божьих

Упор­ство в грехе также явля­ется при­чи­ной того, что Бог может не отве­тить на молитвы. Бог дал людям запо­веди как един­ственно верное духов­ное руко­вод­ство в жизни. Воля Божия для чело­века заклю­чена в испол­не­нии Его запо­ве­дей. Если чело­век не живет согласно запо­ве­дям Божьим, грешит, каяться не желает, а наобо­рот, вос­при­ни­мает грех как норму жизни, то Бог может не отве­тить на молитвы. Кто-то скажет – все люди грешны, и, несо­мненно, будут правы, без­греш­ных людей не бывает. Но есть прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие в том, что одни люди каются в своих грехах, а другие счи­тают их нормой и каяться не соби­ра­ются. В пример можно при­ве­сти блуд­ные грехи, акту­аль­ные во все вре­мена. Так назы­ва­е­мые «граж­дан­ские браки» явля­ются блуд­ным сожи­тель­ством, но многие люди не видят в них ничего пло­хого и активно прак­ти­куют.

Сюда же можно отне­сти и то, что далеко не все люди имеют прак­ти­че­скую веру, то есть не явля­ются людьми воцер­ко­в­лен­ными – регу­лярно участ­ву­ю­щими в цер­ков­ных Таин­ствах, изу­ча­ю­щими Свя­щен­ное Писа­ние и труды святых отцов, регу­лярно моля­щи­мися. Молитвы от случая к случаю и редкие походы в храм «свечку поста­вить» вряд ли можно назвать прак­ти­кой веры. При этом люди могут быть доб­рыми, отзыв­чи­выми, помо­гать ближ­ним. Но это делают и ате­и­сты. Вовсе не обя­за­тельно быть веру­ю­щим, чтобы, напри­мер, зани­маться бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Вера же, согласно опре­де­ле­нию апо­стола Иакова, без дел мертва ( Иак.2:26 ).

Что же про­ис­хо­дит, когда люди, упор­ству­ю­щие в грехе или не име­ю­щие прак­ти­че­ской веры, обра­ща­ются к Богу с молит­вой? Ответ нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии: «при­бли­жа­ются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф.15:8 ). Чтобы Бог отве­тил на молитвы, мало просто кон­ста­ти­ро­вать Его суще­ство­ва­ние, назы­вать себя веру­ю­щим и ста­вить свечки в церкви. Нужно жить так, как запо­ве­дал Гос­подь. А если при­хо­дит осо­зна­ние тяж­кого греха, кото­рый был при­чи­ной гре­хов­ной жизни, то в нем необ­хо­димо при­не­сти искрен­нее пока­я­ние, и лишь потом при­сту­пать к молитве. Тогда помощь Божия будет ощу­щаться во многих делах и благих начи­на­ниях, Гос­подь будет под­дер­жи­вать в болез­нях и скор­бях, и непо­сти­жи­мым для чело­века обра­зом устра­и­вать все к луч­шему.

4. Молитва о том, что не полезно

Слу­ча­ется люди просят у Бога то, что не явля­ется полез­ным для них и может при­ве­сти к печаль­ным послед­ствиям – гре­хо­па­де­нию. Про­мысл Божий о чело­веке заклю­чен в том, что Бог хочет спа­се­ния для каж­дого чело­века и дал сво­бод­ную волю каж­дому из нас, чтобы и мы могли лично участ­во­вать в деле нашего спа­се­ния. Поэтому если чело­век просит чего-то такого, что в итоге будет отри­ца­тель­ным обра­зом влиять на дело спа­се­ния, то Бог вряд подаст про­си­мое. И вовсе не важно, что в кон­крет­ный момент жизни чело­век не видит или не пред­по­ла­гает дурных послед­ствий того, о чем просит. Он не может видеть на годы вперед. Мы даже допод­линно не знаем, что про­изой­дет с нами в сле­ду­ю­щую минуту, а можем только пред­по­ла­гать, пусть и боль­шой сте­пе­нью веро­ят­но­сти. Зато Бог знает все напе­ред. Он знает исход любого нашего дей­ствия, любого про­яв­ле­ния нашей сво­бод­ной воли.

Это все­ве­де­ние Божие очень при­ми­тивно можно пред­ста­вить в виде камня, кото­рый стоит перед былин­ным бога­ты­рем на раз­вилке трех дорог и на кото­ром напи­сан исход каж­дого из путей. Куда бы не пошел бога­тырь, исход тот, что напи­сан на камне. Также и Бог – знает исход любого нашего пути и знает, как повли­яет на нашу жизнь то, что мы просим у Него. Важно пони­мать, что про­яв­ляя свое­во­лие, чело­век может тво­рить разные поступки и про­сить у Бога всего, чего ему забла­го­рас­су­дится. Но поскольку молитва направ­лена к Богу и пода­те­лем блага явля­ется Все­ве­ду­ю­щий Бог, то и окон­ча­тель­ное реше­ние всегда за Ним. Он Сам знает когда, кому и что подать. Поэтому неуди­ви­тельно, что люди, даже живя в согла­сии с Божьими запо­ве­дями, могут годами про­сить у Бога что-то и не полу­чать. Это просто не полезно для их спа­се­ния в данный момент или не полезно вовсе.

Порой слу­ча­ется и так, что чело­век молится только о мате­ри­аль­ных благах, напрочь забыв настав­ле­ние Спа­си­теля: «Не соби­райте себе сокро­вищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры под­ка­пы­вают и крадут, но соби­райте себе сокро­вища на небе, где ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не крадут, ибо где сокро­вище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19-21 ). Если сердце отяг­чено стра­стью стя­жа­ния, то и молитвы будут соот­вет­ству­ю­щими. Но будет ли Гос­подь подо­гре­вать эту страсть? Вряд ли. Апо­стол Иаков явно дает понять это: «Про­сите и не полу­ча­ете, потому что про­сите не на добро, а чтобы упо­тре­бить для ваших вожде­ле­ний» ( Иак.4:3 ).

Поэтому самой пра­виль­ной молит­вой явля­ется не просто «подай, Гос­поди, потому, что мне это надо», а «подай, Гос­поди, если мне это полезно и пусть будет воля Твоя». Воз­ла­гая на Бога попе­че­ние о нашем спа­се­нии, мы должны про­сить в первую оче­редь о нем и о том, что полезно для него. Первая молитва должна быть об этом, а лишь потом все наши хоте­ния и жела­ния.

Также важно пом­нить, что о полу­чен­ных бла­го­де­я­ниях нужно Бога бла­го­да­рить. Многие люди совер­шенно забы­вают об этом чрез­вы­чайно важном деле – молитве бла­го­да­ре­ния, при­ни­мая бла­го­де­я­ния Божии как долж­ное. Просил – полу­чил. Однако, полу­чаем мы ответ на наши просьбы только потому, что Бог любит нас. Роди­тели, вос­пи­ты­вая ребенка, учат его, чтобы он бла­го­да­рил, гово­рил «спа­сибо». Обща­ясь с близ­кими, кол­ле­гами, началь­ством, людьми на улице, чело­век бла­го­да­рит за помощь. Это есть при­знак куль­туры и вос­пи­та­ния. Так разве не нужна такая куль­тура и вос­пи­та­ние в обще­нии с Богом? Бог – это не джин из бутылки, кото­рый испол­няет наши жела­ния, стоит лишь попро­сить Его об этом или свечку поста­вить. Бог – наш Отец, а если мы зем­ному своему роди­телю гово­рим «спа­сибо», то и Бога должны бла­го­да­рить. Иначе можно упо­до­биться девяти из десяти про­ка­жен­ных, кото­рые после исце­ле­ния ушли и не вер­ну­лись побла­го­да­рить Христа.

5. Молитва о плохом

Порой люди просят Бога о чем-то не просто не полез­ном, а об откро­венно плохом. Неко­то­рые просят о воз­мез­дии, о нака­за­нии обид­чи­ков, пыта­ются свою личную непри­язнь «навя­зать» Богу и при­звать Его быть неким пора­жа­ю­щим ору­жием. Причем осно­ва­нием для такой молитвы в боль­шин­стве слу­чаев высту­пает некое «чув­ство спра­вед­ли­во­сти», а воз­ло­же­ние на Бога обя­зан­но­сти «разо­браться с обид­чи­ком» обу­слав­ли­ва­ется ложным и при­твор­ным «упо­ва­нием» на Бога. На самом же деле ни о каком хри­сти­ан­ском сми­ре­нии и упо­ва­нии на Бога тут и речи быть не может, а «чув­ство спра­вед­ли­во­сти» — не более, чем уязв­лен­ная гор­дыня.

Кто-то воз­ра­зит и скажет – а как же, напри­мер, молитва за воинов на поле брани? Разве в таких молит­вах не просим мы даро­вать победу хри­сто­лю­би­вому воин­ству нашему? Разве не нужно было молиться, напри­мер, о победе над гит­ле­ров­ской Гер­ма­нией? Или разве плоха молитва о тех воинах и пра­во­охра­ни­те­лях, кото­рые борются с тер­ро­риз­мом? Ответ будет прост – все это допу­стимо, а иногда и необ­хо­димо, потому, что молимся о пре­кра­ще­нии зла. Зло может быть в разных вопло­ще­ниях. Гитлер или тер­ро­рист с поясом смерт­ника – это тот чело­век, кото­рый смыс­лом своей жизни сделал зло, истреб­ле­ние людей. Это люди, кото­рые уко­ре­ни­лись в грехе и грех их направ­лен против других людей. Но даже в борьбе с такими людьми крайне важно пони­мать, что война, какими бы поры­вами и чув­ствами не была обу­слов­лена, всегда явля­ется злом. Даже обо­ро­ни­тель­ная война тоже явля­ется злом. Неиз­беж­ным злом. Неиз­беж­ным не потому, что неиз­бежно в прин­ципе, а потому, что не уда­лось избе­жать этого зла, не уда­лось сохра­нить мир. Если же пола­гать, что зло неиз­бежно в прин­ципе, то можно оправ­дать любую войну и любое истреб­ле­ние. Поэтому молитва о воинах и победе – это, в первую оче­редь, молитва о пре­кра­ще­нии зла и наступ­ле­нии мира. В такой молитве, дей­стви­тельно, нужно воз­ло­жить упо­ва­ние на Гос­пода.

Этого нельзя ска­зать о ситу­а­ции меж­лич­ност­ных кон­флик­тов. Своих личных врагов Хри­стос учит про­щать: «Вы слы­шали, что ска­зано: «люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного» ( Мф.5:43-45 ). Сложно запре­тить чело­веку взвы­вать в молит­вах к спра­вед­ли­вому суду Божьему в случае явной неспра­вед­ли­во­сти, но нужно пони­мать, что Суд Божий может быть не тут и не сейчас, и точно не по заказу. Всех нас ждет Страш­ный Суд, там и раз­ре­шатся все споры, а зако­ном, по кото­рому будут всех судить – запо­веди Божьи.

6. Отсут­ствие сми­ре­ния и тер­пе­ния в молитве

Выше было ска­зано, что Бог решает когда, что и как подать чело­веку. Однако, многие люди крайне нетер­пе­ливы в ожи­да­нии про­си­мого. Гос­поди, дай, и все тут! Мне надо! Для неко­то­рых отсут­ствие ответа ста­но­вится пово­дом для разо­ча­ро­ва­ния, ослаб­ле­ния молитвы, потери всякой надежды и даже отча­я­ния. Как нельзя кстати вспо­ми­на­ется исто­рия хана­не­янки, дочь кото­рой исце­лил Хри­стос. Еван­ге­лист Матфей так повест­вует об этом собы­тии: «И вот, жен­щина Хана­не­янка, выйдя из тех мест, кри­чала Ему: поми­луй меня, Гос­поди, сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется. Но Он не отве­чал ей ни слова. И уче­ники Его, при­сту­пив, про­сили Его: отпу­сти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погиб­шим овцам дома Изра­и­лева. А она, подойдя, кла­ня­лась Ему и гово­рила: Гос­поди! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехо­рошо взять хлеб у детей и бро­сить псам. Она ска­зала: так, Гос­поди! но и псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, жен­щина! велика вера твоя; да будет тебе по жела­нию твоему. И исце­ли­лась дочь её в тот час» ( Мф.15:22-28 ).

Тут мы видим, что Хри­стос не сразу отве­чает на просьбу жен­щины. Более того, сна­чала он даже и гово­рить с ней не хочет. Разве можно при­ду­мать более веский повод для обра­ще­ния к Мессии, чем бес­но­ва­ние дочери? Жен­щина знает, что Он может исце­лить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житей­ские ситу­а­ции, когда мы молимся и не полу­чаем помощи от Бога! Даже на просьбу апо­сто­лов Хри­стос отве­чает отка­зом, уходя, каза­лось бы, в жест­кий и даже жесто­кий фор­ма­лизм – «Я послан только к погиб­шим овцам дома Изра­и­лева». Но хана­не­янка не отсту­пает, ее упор­ство достойно похвалы. Она вновь обра­ща­ется к Спа­си­телю – Гос­поди, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – тер­пе­ние и упор­ство в молитве. Какова бы не была горестна и без­от­ла­га­тельна наша жиз­нен­ная ситу­а­ция, и сколько бы обра­ще­ния к Богу и святым оста­ва­лись без ответа, мы не должны отча­и­ваться и осла­бе­вать в молитве. Читая эти еван­гель­ские строки, видим, что Хри­стос посту­пает жестко с жен­щи­ной, кото­рая и без того нахо­дится в край­ней сте­пени отча­я­ния из-за бес­но­ва­ния дочери. Кто-то и вовсе уди­вится – как же так, неужели это Хри­стос, кото­рый учит любви к ближ­нему, вдруг назы­вает псами целый народ, пред­ста­ви­тель­ни­цей кото­рого была эта несчаст­ная? Однако, этим Спа­си­тель ука­зы­вает не на чело­ве­че­ские каче­ства людей, а на их язы­че­скую сущ­ность. Хана­не­яне были языч­ни­ками и покло­ня­лись идолам, при­нося им в жертву даже соб­ствен­ных детей. Но эта жен­щина, языч­ница, про­яв­ляет неве­ро­ят­ную веру и сми­ре­ние, она не отсту­пает от Христа с обидой, но с завид­ным упор­ством молит – «псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их». Вера, упор­ство и сми­ре­ние дали плоды, Хри­стос исце­ляет ее дочь одним лишь словом.

Очень пока­за­тель­ная исто­рия и пример того, как не оску­де­вать в молитве. Бог может про­ве­рять нашу веру и сми­ре­ние, как про­ве­рял хана­не­янку, и лишь увидев осно­ва­ние, помочь.

7. Жела­ние полу­чить все без труда

Иногда люди думают, что Бог, внимая к их молит­вам, должен все сде­лать за них. Это похоже на дет­скую наив­ность. Захо­дит ребе­нок с роди­те­лями в мага­зин, видит игрушку и хочет тут же полу­чить ее здесь и сейчас. Если не полу­чает, то начи­нает каприз­ни­чать и тре­бо­вать. Ника­кого осо­бого труда для полу­че­ния игрушки ребе­нок, конечно, не при­ла­гает, а только просит. Так и чело­век думает, что доста­точно просто про­сить Бога о помощи и не при­ла­гать ника­ких усилий, чтобы полу­чить про­си­мое. Но это далеко не так. Есть пого­ворка: «Молись так, как будто всё зави­сит только от Бога; дей­ствуй так, как будто всё зави­сит только от тебя». И еще одна извест­ная народ­ная муд­рость гласит: «На Бога надейся, но сам не плошай». Гос­подь ждет, когда и мы при­ло­жим свои ста­ра­ния, усилия и труды, для того, чтобы полу­чить про­си­мое. Было бы очень само­на­де­ян­ным ждать от Бога пря­мого и кар­ди­наль­ного вме­ша­тель­ства в нашу жизнь, обычно Он дей­ствует через других людей и раз­лич­ные обсто­я­тель­ства. И мы должны тру­диться, вза­и­мо­дей­ствуя с этими людьми и обсто­я­тель­ствами, чтобы уча­стие Божие в нашей жизни стало явным.

8. Неже­ла­ние жерт­во­вать чем-либо

Самая силь­ная молитва – та, кото­рая сопря­жена с личным подви­гом моля­ще­гося. Это под­твер­ждает важ­ность молит­вен­ного про­ше­ния. Иначе полу­ча­ется, что чело­век просит у Бога чуда, а сам не хочет при­не­сти даже мини­маль­ную жертву. Однако, непра­вильно пола­гать, что жертва эта изме­ря­ется только коли­че­ством постав­лен­ных в свечей или раз­ме­ром опу­щен­ной в ящик для пожерт­во­ва­ния суммы. Есть древ­няя тра­ди­ция соче­тать сугу­бые молит­вен­ные про­ше­ния с постом, пешим палом­ни­че­ством, мило­сты­ней. Борьба стра­стями также может высту­пать таким зало­гом в молит­вен­ном про­ше­нии.

«Отец девочки, тяжело боль­ной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попро­сил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и неко­то­рые вещи ребенка, чтобы батюшка пере­кре­стил их. Старец сказал несчаст­ному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен при­не­сти какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подви­га­ется» от жерт­вен­ной любви.

Отец девочки спро­сил:
– Чем же пожерт­вую, батюшка?

Старец сказал:
– Пожерт­вуй какую-нибудь одну свою страсть.

Тот, имея слабое пред­став­ле­ние о духов­ной жизни, отве­тил:
– Нет у меня ника­кой стра­сти.

Тогда старец спро­сил:
– Сига­реты куришь?

– Да, – отве­тил отец девочки.

– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сде­лает её здо­ро­вой, – потре­бо­вал старец.

Тот немед­ленно бросил курить. Девочка начала посте­пенно поправ­ляться и совер­шенно выздо­ро­вела, что под­твер­дили и врачи.

Отец, однако, забыв­шись, нару­шил свое обе­ща­ние Богу и опять начал курить. Одно­вре­менно же у дочери его опять начал обна­ру­жи­ваться рак, и девочка снова пришла в преды­ду­щее тяже­лое состо­я­ние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёр­до­стью сказал ему:
– Если ты, будучи отцом, не имеешь любо­че­стия и не жерт­ву­ешь стра­стью, раз­ру­ша­ю­щей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём».

9. Молитва против чужой сво­бод­ной воли

Слу­ча­ется, люди молят о том, чтобы Бог каким-то обра­зом подей­ство­вал на других людей и сделал это именно так, как им хочется. Напри­мер, девушки часто просят, чтобы вер­нулся моло­дой чело­век, с кото­рым не сло­жи­лись отно­ше­ния. Насильно мил не будешь – гласит народ­ная муд­рость. Если отно­ше­ния рас­па­лись и муж­чина (хотя это, конечно, может быть и жен­щина) не хочет про­дол­жать их, то разве должен Бог «застав­лять» это делать? Бог – не сваха и не воро­жея, нельзя при­пи­сы­вать Ему таких свойств. Молитва вер­нуть люби­мого вопреки его жела­нию изна­чально обре­чена быть неис­пол­нен­ной. Бывает жен­щины молят о том, чтобы вер­нулся муж, кото­рый ушел к другой. Это ситу­а­ция похожа на преды­ду­щую, но с той раз­ни­цей, что тут рас­па­да­ется брак, порой вен­чан­ный. Хочется его сохра­нить, вер­нуть мужа и отца в семью. С одной сто­роны, понят­ное жела­ние, поскольку муж­чина впал в грех пре­лю­бо­де­я­ния. Но с другой сто­роны, это жела­ние почти всегда свя­зано с чув­ством соб­ствен­ни­че­ства, поскольку жена хочет себе обратно своего мужа, а вовсе не того, чтобы он не грешил. Полу­ча­ется просьба вроде «он мой, Гос­поди, верни мне его обратно». Хотя должно быть по-дру­гому – «Гос­поди, вра­зуми его и помоги больше не гре­шить». Такая молитва, дей­стви­тельно, может быть услы­шана Богом, но ведь и сво­бод­ной воли муж­чины никто не отме­нял, а посему нет гаран­тии, что даже после осо­зна­ния греха и отвра­ще­ния от него, муж вер­нется в семью.

Такая же ситу­а­ция скла­ды­ва­ется, когда при­хо­дится молиться за алко­го­ли­ков. С одной сто­роны, такая молитва крайне необ­хо­дима, но с другой – если алко­го­лик сам не захо­чет изба­виться от гре­хов­ной стра­сти, она будет тщетна. И вовсе не потому, что Бог хочет, чтобы чело­век про­дол­жал гре­шить, а потому, что в грехе есть про­яв­ле­ние сво­бод­ной воли чело­века. Не Бог застав­ляет пить, чело­век сам делает это. Увы, при­ме­ров того, как роди­тели, супруги и дети годами молятся за своих близ­ких-алко­го­ли­ков, но ничего не меня­ется, очень много.

10. Зло­па­мят­ство

Когда читаем молитву Гос­подню, про­из­но­сим слова «прости нам долги наши, как и мы про­щаем долж­ни­кам нашим» ( Мф.6:12 ). Если не про­щаем, то этими сло­вами просим Бога не про­щать и нас, то есть сами молим Бога о том, чтобы Он не слышал наших просьб. А ведь Гос­подь ясно гово­рит: «Итак, если ты при­не­сёшь дар твой к жерт­вен­нику и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пойди прежде при­ми­рись с братом твоим, и тогда приди и при­неси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). Бог не желает слы­шать молитв зло­па­мят­ного чело­века и ждет от него при­ми­ре­ния с ближ­ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *