Почему бог не дает то что просишь
Почему Бог не слышит нашу молитву?
Часть 1. Как просить Господа о близких
Я хотел тебя спросить: когда ты говоришь с Богом, Он тебя слышит? Когда просишь чего-нибудь, Он дает тебе? Мне не всегда, Бог не всегда меня слышит. Иногда я думаю, что Он и вовсе не отзывается на мой зов, на мой голос, на мою молитву. И вы мне о том же говорите иногда, и сейчас ты говоришь себе: «Бог не всегда нас слышит. Мы Его молим, стоим в церкви, однако что-то не чувствуется, чтобы мы получали то, чего просим в молитве».
Давайте же посмотрим, в чем причина этого и почему Бог не слышит, когда мы что-то говорим Ему. Почему, когда мы направляем Ему свое прошение, свою мольбу, Христос не дает нам желаемого? Что сделать, как встать пред Ним, как к Нему приступить, какова та предпосылка, которая сделает исполнимой нашу молитву, наше прошение, наше сильное желание?
Сегодня мы поговорим о молитвах за других людей – когда мать молится о своем ребенке, супруге или отец о детях, жене, о других. Как сделать, чтобы наша молитва о ближних была услышана?
Эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн
Припоминаю один рассказ из Евангелия от Матфея – случай с хананеянкой, он точно описывает ситуацию нынешнего родителя, молящегося о своем ребенке. Если спросить у большинства родителей, чего они хотят, то у всех одна мольба – мольба о ребенке: чтобы он выздоровел, нормально развивался, хорошо себя вел, был умным, чтобы он исправился, вернулся домой, ушел из плохой компании… Родители, несущие в сердце эту боль, хотят, чтобы их молитва – и больше всего молитва о ребенке – была услышана и чтобы Бог отозвался.
Полагаю, эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн. Напомню вам этот случай:
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 22–28).
У этой женщины была проблема с ребенком – в нем был бес. Однако не является ли бесом любая человеческая страсть? Может, твой ребенок и не такой, как у нее, но он может пить. А разве это не бес пьянства? Или играть в азартные игры, постоянно делать ставки – всё это нездоровые, бесовские дела. Другими словами, эта его зависимость, эта страсть является бесовской, не так ли?
И пока эта женщина взывала, Господь ничего ей не отвечал. Ничего. Молчание! Небо заперто. Терзающийся от боли человек говорит Богу, а Он – ничего, не отвечает! Ученики Господа идут и говорят Ему: «Отпусти ее, потому что кричит за нами! Сделай, что она хочет, и пусть уйдет отсюда, ведь она кричит, идет за нами и поднимает крик».
Однако не будем останавливаться на этом случае, а возьмем отсюда только повод.
Господь говорит: «Я не пришел, чтобы заниматься всеми людьми, Я послан только к погибшим овцам, к дому Израилеву, к тем, кто являются израильтянами».
Хананеянка слышит эти обидные, обескураживающие слова, как если бы Господь сказал ей: «Не надейся, Я здесь нахожусь не для тебя, Я для других совершаю чудеса». Но, несмотря на это, она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Господь ей не отвечает и отвергает ее, Он ее обижает и, казалось бы, оставляет без надежды. Он ей говорит: «Посмотри, нехорошо взять хлеб у детей и отдать его собакам, отдать еду Моих детей каким-то бродячим собакам. Так не пойдет, так не получится. Я не могу этого сделать – заниматься тобой».
Он ее отталкивает, а она хватается за эти Его слова и опять обращает их в молитву. Вместо того чтобы отчаяться, она отвечает: «Да, Господи, это так и есть, как Ты сказал. Я не возражаю, я не отрицаю того, что Ты говоришь, Ты имеешь на это право. Я поняла, что Ты говоришь. Ты назвал меня собакой – хорошо, я принимаю это: да, я собака, бездомная собака, меня надо вышвырнуть вон, как Ты сказал, меня надо презирать, и пусть будет так». Но затем говорит: «Однако и собакам на улице нет-нет да и перепадает какая-нибудь крошка. Так дай же Ты и мне хоть какую-нибудь крошку. Крошку! Я не прошу хорошей еды, ее Ты отдашь Своим детям, Ты дай мне крошек, падающих со стола господ».
И тогда Господь приклоняется к ней. Этот Бог, Который не нуждается ни в чем, Вседержитель, Который делает, что пожелает, Которому повинуется всё, – и вот сейчас Он, делающий что хочет, исполняет желание этой женщины. Тот, Которому повинуется всё, повинуется Сам, Он, Господь наш Иисус Христос, повинуется этой женщине. Да, повинуется, Бог повинуется человеку и удивляется Своему созданию. Удивляется, изумляется и говорит:
«О, женщина! велика вера твоя! Какое создание! Какая прекрасная душа, какая прекрасная женщина, какое прекрасное сердце! Велика вера твоя! Ты еще веришь Мне? Ты еще любишь Меня и не отступаешься? Я тебя гоню, отталкиваю, унижаю, а Ты еще веришь мне? Велика же вера твоя! Молодец! Да будет по воле твоей. Да будет так, как ты сказала. Что ты сказала? Чтобы выздоровел твой ребенок? Что хочешь, то Я и сделаю!»
И говорится в Евангелии, что исцелилась дочь ее в тот час. Хороший случай. Хэппи энд, как говорят дети. Какое хорошее завершение, какой хороший конец и какое хорошее развитие дел! Ее ребенок выздоровел.
А теперь сравни свою проблему и мольбу этой женщины, сопоставь их
А теперь сравни свою жизнь, свою проблему и мольбу этой женщины, сопоставь их и скажи: «Во многом мы с ней похожи, а во многом нет. И я иду к Богу навстречу, и я иду на то, чтобы сделать нечто, однако в моей жизни еще нет этой замечательной фразы, я не могу произнести ее. Какую же? Ту самую, что в тот час дочь ее… Другими словами, чтобы я тоже сказал: “Помолился я о своем ребенке, и он выздоровел! Как здорово! Мой ребенок вернулся домой, он бросил наркотики, создал хорошую семью и перестал пропадать невесть где, не возвращаться домой ночь напролет, гулять, и себя мучить, и меня”».
Так вот, у нас нет такого развития дел. Мы где-то теряем направление нашей молитвы, где-то всё портится. Как же нам подступиться ко Христу, как Его приклонить, как к Нему правильно приблизиться, чтобы произошло то, о чем мы Его молим, чтобы совершилось чудо? Где прерывается наша связь с Богом, где мы ошибаемся? А? Я хочу, чтобы сегодня мы направили свое внимание на это.
Давайте немного остановимся и задумаемся. Почему Бог не слышит нашу молитву?
Думаю, первое очень важное условие того, чтобы была услышана твоя молитва о ребенке, муже или жене, – это безнадежность. Когда ты перестанешь надеяться на свои деньги, ум, красоту, возможности, на свои права, когда «отчаешься» во всем этом, думаю, тогда твоя молитва к Богу начнет совершаться должным образом, и, думаю, потерявшие эту надежду люди обладают наилучшей молитвой. Потому что они взывают отчаянно, они потеряли всё, у них нет никакой надежды, их разочаровали врачи, психиатры, философы, адвокаты мира его, «мудрецы» века сего, политики, артисты, певцы. Потерявший эту надежду начинает надеяться на нечто иное.
Однако мы еще не отчаялись в самих себе, в своих возможностях, банковских сбережениях, в своем хорошем доме, имуществе и уповаем на нечто другое, а не на Бога. Чтобы произошло чудо, возлюбленный друг, коротко говоря, очень важно не уповать на вещи мира сего, потому что они не могут тебе дать ничего из того, что ты ищешь.
И когда ты скажешь: “У меня нет надежды!” – тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога
Поэтому нужно, чтобы ты отсек всякую надежду на этой земле и говорил себе: «Всё, конец! Один только Бог может помочь мне, я дошел до самого предела, до края пропасти, я в полном отчаянии!» И когда ты скажешь: «У меня нет надежды!» – тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога.
Это мне сказал один друг, Павел, он был парализованным и в 45 лет отошел на тот свет. Когда он доходил до безысходности – душевной, эмоциональной, духовной, впадал в искушения и т.д., то говорил мне: «Больше не могу, я в полном отчаянии. Это час Бога!» Так он говорил мне:
– Рано или поздно в моей жизни произойдет чудо!
– Я понял это из того, что лишился надежды. Я отчаялся во всем человеческом.
Когда люди перестают быть твоей надеждой, Бог становится твоей надеждой, ты начинаешь разворачиваться в другую сторону, смотреть на небо, возводить глаза вверх, взывать изо всех сил или молча плакать, однако этот тихий плач задевает Бога и сотрясает небеса.
У нас, у большинства из нас, еще есть некоторое утешение. Вспоминаю пожары в Греции, когда люди приходили в отчаяние. Помню, в разных странах мира тогда бушевали ураганы, торнадо, наводнения, и люди писали на крышах крупными буквами: «Боже, помоги нам!» Боже, помоги нам, мы перестали надеяться на людей, никто не может спасти нас, только Ты!
Отнесись правильно к своему отчаянию: преврати его в разворот к Богу
Если ты правильно отнесешься к этому отчаянию, к этой безнадежности, если увидишь ее добрым оком и не утонешь в своем эго, своей депрессии, унынии, отчаянии, а превратишь это в разворот к Богу, в точку приземления ко Христу, в знак богоявления, чтобы ощутить Христово прикосновение именно сейчас, когда ты на краю пропасти, не положить на себе крест, а почувствовать, что ты окрылен и начинаешь приземляться, вместо того чтобы болтаться над пропастью, – это самый хороший момент в молитве. Лучше всего молится человек, который преисполнен боли и потерял надежду. Ему легче говорить с Богом и быть услышанным.
«Знаешь, у меня есть деньги, но я не могу на них надеяться. Что можно сделать за деньги? Разве деньги могут вернуть мне радость, здоровье, разве они могут сделать моего ребенка, ближнего здоровым так, как я молюсь о том Богу?»
Деньги не могут, люди не могут, ну а тогда кто же?
И ты, у которого есть и деньги, и хороший дом, красота и всё прочее, ты говоришь в себе: «Да знаю я всё это. Я могу за деньги поменять небо и землю местами, но то, чего я сейчас прошу, никто мне дать не может».
– Да твое положение очень хорошее!
– Как так, я же в полном отчаянии!
– Это-то и хорошо в твоем положении. Отчаяние в помощи мира станет твоей огромной надеждой. Наступит момент, когда ты скажешь: «Оставьте меня, выйдите отсюда все, я хочу говорить. Я буду сейчас говорить с Тем, Кто над вами, Кто вне вас, с Единственным, Кто может совершить чудо».
Следовательно, чтобы была услышана наша молитва, первое, что нужно, – это не возлагать свою надежду на что бы то ни было в мире сем. Поэтому никогда не идите проповедовать такому человеку, который находит утешение в своем богатстве, кто воображает о себе, будто он велик, высоко думает о себе. Этот человек самоуверен, он склонен оправдывать себя, он хорошо чувствует себя сам по себе и поэтому ниоткуда больше не может начать искать помощи. Или может, но во всём хочет быть сам. «Во всем сам, – говорит он, – случись что, положу его в больницу, у меня же есть деньги».
Вот старается он, но когда померкнут надежды, которые он возлагал на людей, тогда он начинает задумываться, обезумевает и говорит:
– У меня есть еще миллионы, может, дать их, если надо?
А врачи ему говорят:
– Да дело не в миллионах. Мы тут уже бессильны помочь.
– Но почему, у меня же много денег?
– Твои деньги не могут поднять больного. Твои деньги не могут спасти другого, твоего человека.
Тогда ты сходишь с ума.
И эта женщина тоже обезумела. Она была отчаявшейся, трясущейся, и написано, что она кричала. Она издавала вопли. От отчаяния человек кричит, вопит. Поэтому я и говорю, что первая предпосылка – отчаяться в вещах мира сего.
Однако второй шаг, вторая ступень к тому, чтобы Бог услышал твою молитву о ближнем, – это чтобы твое обескураживание не превратилось в депрессию, не парализовало твоего «я» и ты не оцепенел бы и ничего не делал, а чтобы оно стало толчком ко Христу, к Богу, Иисусу.
Много людей теряют надежду и хотят куда-нибудь обратиться, но не обращаются к должной Личности. Надо понять это и воззвать: «Господи, помилуй». Ты не просто зовешь, не просто кричишь, а взываешь ко Христу. Ты понимаешь это? Ко Христу. Никуда больше.
Ты ходишь к разным магам, я и об этом слышал от настрадавшихся матерей, они мне говорили это. В минуты доверия и откровения сердца многие говорят мне это: «Куда я только не ходил», – к божествам и бесам, и это в буквальном смысле. Когда ты ходишь к медиумам, магам, гадалкам, и туда, и сюда, лишь бы обрести хоть какую-то надежду, поверить во что-то, попросить помощи…
А ты говорил это: “Иисусе, только Ты!”?
Смотри, первое ты уже сделал – потерял надежду, однако второе делаешь не так. Ты не ищешь помощи там, где она есть, ты ищешь ее в засоренных источниках, в таком месте, где тебе помочь не могут. Ты не идешь ко Христу. А подумай, ведь в тот час перед женой-хананеянкой были и апостолы, может, были и другие законники, и другие люди, важные, хорошие, умные, способные, благодатные, обладающие разными дарованиями мира сего. Но куда устремила свой взор эта женщина? Куда? Говорила ли она с кем-нибудь из апостолов? Обратилась ли к людям? Нет, она обошла всех: «Пропустите меня!» Вот святой апостол Фома, вот святой апостол Андрей, святой апостол… «Пропустите, прошу вас, пропустите меня!» – «Куда ты?» – «Я иду к Господу. Только Он мне нужен, только Он даст мне то, чего я хочу! Я прибегу, поклонюсь Иисусу и скажу: “Господи, только Ты! Один только Ты!”»
А ты говорил это? «Иисусе, только Ты! Если Ты только скажешь, чтобы произошло чудо в моей жизни, если коснешься души моего ребенка (супруга, друга, брата, соседа, отца). Если только Ты, Ты… я не надеюсь на людей…»
Люди это люди, и они хорошо делают, что не отчаиваются, хорошо делают, что не предают нас, но – не поймите это неправильно – люди не дадут тебе того, чего ты хочешь, потому что то, чего ты хочешь, дорогой мой человек, это очень велико, очень важно, это огромно и бескрайне. Ты хочешь совершенного, но человек этим не обладает. Только Господь Иисус Христос обладает этим. Не какая-то высшая сила, не какое-то всеобщее или всемирное благо и прочие такие неопределенные вещи, а Иисус Христос.
Этот зов должен пойти от тебя, чтобы ты воззвал: «Иисусе мой!»
Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы
«Молюсь, но Бог не помогает». Такие слова приходится периодически слышать от разных людей. В чем причины, из-за которых людям кажется, что Бог не слышит их молитвы? Что нужно сделать, чтобы получить помощь от Господа? Попробуем разобраться.
1. Отступление от Бога
Самая очевидная причина, по которой Бог не отвечает на молитвы – отпадение от Бога. Оставим в стороне явное отрицание существования Бога, вряд ли атеист станет молиться. Но есть люди, которые отступают от Бога путем обращения к дьяволу. И это вовсе не обязательно открытый сатанизм. В последние десятилетия стали невероятно популярны различные оккультные и духовные практики, которые не имеют ничего общего с верой в Бога. Эзотерика, оккультизм, восточные духовные практики, магия, экстрасенсорика, язычество – это далеко не полный список того, к чему не должен прикасаться ни в каком виде православный христианин. Даже банальные гороскопы и те, несмотря на легкомысленное к ним отношение многих людей, губительны для души и посему запретны для христиан. Увы, многие люди полагают, что можно совмещать веру в Бога с посещением гадалок и экстрасенсов, занятиями йогой с пением мантр, заниматься «белой» магией или с язычниками водить хороводы на Купалу. А потом искренне удивляются, почему же они, придя в храм, поставив по 5 свечей на каждый подсвечник, не получили того, что просили у Бога. Такой духовный винегрет противен Богу и прямо запрещен в Священном Писании. Только полное отвращение от поклонения падшим духам и общения с ними, покаяние и обращение к Богу даст уверенность в том, что Господь захочет услышать молитву.
2. Маловерие и сомнение в помощи Божией.
Другая очевидная причина, по которой Бог не отвечает на молитвы – маловерие. Читая Евангелие, мы встречаем множество примеров веры, ради которых Господь Иисус Христос исполняет просьбы – воскрешает, исцеляет, очищает, изгоняет бесов и т.д. Христос указывал веру непременным условием для тех чудес, которые Он совершал. Так, Иаиру, начальнику синагоги, просившему исцелить его при смерти лежащую дочь, Христос говорит: «не бойся, только веруй, и спасена будет» ( Лк.8:50 ). И не только исцеляет, но воскрешает из мертвых, видя веру отца.
Женщине, двенадцать лет страдавшей от женской болезни с кровотечением, и исцелившейся только от одного прикосновения к одежде Спасителя, Он говорит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» ( Лк.8:48 ). Вера – это первое и важное условие, которое подвигает человека обратиться к Богу с молитвой. И вовсе не обязательно, что просить мы будем исцеления больных или воскрешения мертвых. Любая молитвенная просьба требует веры в то, что просимое будет дано.
Вера в это должна быть твердой, безоговорочной и не имеющей сомнений. О необходимости именно такой веры красноречиво повествует евангельская история. Христос, «увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:19-22 ). Сила веры, и приложенная к ней молитва, способны творить чудеса. Маловерие же и не способно давать явные, добрые плоды. А если человека еще и гложут сомнения в том, что Бог поможет, то у Бога и вовсе не будет оснований отвечать на молитву.
3. Несоблюдение заповедей Божьих
Упорство в грехе также является причиной того, что Бог может не ответить на молитвы. Бог дал людям заповеди как единственно верное духовное руководство в жизни. Воля Божия для человека заключена в исполнении Его заповедей. Если человек не живет согласно заповедям Божьим, грешит, каяться не желает, а наоборот, воспринимает грех как норму жизни, то Бог может не ответить на молитвы. Кто-то скажет – все люди грешны, и, несомненно, будут правы, безгрешных людей не бывает. Но есть принципиальное различие в том, что одни люди каются в своих грехах, а другие считают их нормой и каяться не собираются. В пример можно привести блудные грехи, актуальные во все времена. Так называемые «гражданские браки» являются блудным сожительством, но многие люди не видят в них ничего плохого и активно практикуют.
Сюда же можно отнести и то, что далеко не все люди имеют практическую веру, то есть не являются людьми воцерковленными – регулярно участвующими в церковных Таинствах, изучающими Священное Писание и труды святых отцов, регулярно молящимися. Молитвы от случая к случаю и редкие походы в храм «свечку поставить» вряд ли можно назвать практикой веры. При этом люди могут быть добрыми, отзывчивыми, помогать ближним. Но это делают и атеисты. Вовсе не обязательно быть верующим, чтобы, например, заниматься благотворительностью. Вера же, согласно определению апостола Иакова, без дел мертва ( Иак.2:26 ).
Что же происходит, когда люди, упорствующие в грехе или не имеющие практической веры, обращаются к Богу с молитвой? Ответ находим в Священном Писании: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф.15:8 ). Чтобы Бог ответил на молитвы, мало просто констатировать Его существование, называть себя верующим и ставить свечки в церкви. Нужно жить так, как заповедал Господь. А если приходит осознание тяжкого греха, который был причиной греховной жизни, то в нем необходимо принести искреннее покаяние, и лишь потом приступать к молитве. Тогда помощь Божия будет ощущаться во многих делах и благих начинаниях, Господь будет поддерживать в болезнях и скорбях, и непостижимым для человека образом устраивать все к лучшему.
4. Молитва о том, что не полезно
Случается люди просят у Бога то, что не является полезным для них и может привести к печальным последствиям – грехопадению. Промысл Божий о человеке заключен в том, что Бог хочет спасения для каждого человека и дал свободную волю каждому из нас, чтобы и мы могли лично участвовать в деле нашего спасения. Поэтому если человек просит чего-то такого, что в итоге будет отрицательным образом влиять на дело спасения, то Бог вряд подаст просимое. И вовсе не важно, что в конкретный момент жизни человек не видит или не предполагает дурных последствий того, о чем просит. Он не может видеть на годы вперед. Мы даже доподлинно не знаем, что произойдет с нами в следующую минуту, а можем только предполагать, пусть и большой степенью вероятности. Зато Бог знает все наперед. Он знает исход любого нашего действия, любого проявления нашей свободной воли.
Это всеведение Божие очень примитивно можно представить в виде камня, который стоит перед былинным богатырем на развилке трех дорог и на котором написан исход каждого из путей. Куда бы не пошел богатырь, исход тот, что написан на камне. Также и Бог – знает исход любого нашего пути и знает, как повлияет на нашу жизнь то, что мы просим у Него. Важно понимать, что проявляя своеволие, человек может творить разные поступки и просить у Бога всего, чего ему заблагорассудится. Но поскольку молитва направлена к Богу и подателем блага является Всеведующий Бог, то и окончательное решение всегда за Ним. Он Сам знает когда, кому и что подать. Поэтому неудивительно, что люди, даже живя в согласии с Божьими заповедями, могут годами просить у Бога что-то и не получать. Это просто не полезно для их спасения в данный момент или не полезно вовсе.
Порой случается и так, что человек молится только о материальных благах, напрочь забыв наставление Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19-21 ). Если сердце отягчено страстью стяжания, то и молитвы будут соответствующими. Но будет ли Господь подогревать эту страсть? Вряд ли. Апостол Иаков явно дает понять это: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ).
Поэтому самой правильной молитвой является не просто «подай, Господи, потому, что мне это надо», а «подай, Господи, если мне это полезно и пусть будет воля Твоя». Возлагая на Бога попечение о нашем спасении, мы должны просить в первую очередь о нем и о том, что полезно для него. Первая молитва должна быть об этом, а лишь потом все наши хотения и желания.
Также важно помнить, что о полученных благодеяниях нужно Бога благодарить. Многие люди совершенно забывают об этом чрезвычайно важном деле – молитве благодарения, принимая благодеяния Божии как должное. Просил – получил. Однако, получаем мы ответ на наши просьбы только потому, что Бог любит нас. Родители, воспитывая ребенка, учат его, чтобы он благодарил, говорил «спасибо». Общаясь с близкими, коллегами, начальством, людьми на улице, человек благодарит за помощь. Это есть признак культуры и воспитания. Так разве не нужна такая культура и воспитание в общении с Богом? Бог – это не джин из бутылки, который исполняет наши желания, стоит лишь попросить Его об этом или свечку поставить. Бог – наш Отец, а если мы земному своему родителю говорим «спасибо», то и Бога должны благодарить. Иначе можно уподобиться девяти из десяти прокаженных, которые после исцеления ушли и не вернулись поблагодарить Христа.
5. Молитва о плохом
Порой люди просят Бога о чем-то не просто не полезном, а об откровенно плохом. Некоторые просят о возмездии, о наказании обидчиков, пытаются свою личную неприязнь «навязать» Богу и призвать Его быть неким поражающим оружием. Причем основанием для такой молитвы в большинстве случаев выступает некое «чувство справедливости», а возложение на Бога обязанности «разобраться с обидчиком» обуславливается ложным и притворным «упованием» на Бога. На самом же деле ни о каком христианском смирении и уповании на Бога тут и речи быть не может, а «чувство справедливости» — не более, чем уязвленная гордыня.
Кто-то возразит и скажет – а как же, например, молитва за воинов на поле брани? Разве в таких молитвах не просим мы даровать победу христолюбивому воинству нашему? Разве не нужно было молиться, например, о победе над гитлеровской Германией? Или разве плоха молитва о тех воинах и правоохранителях, которые борются с терроризмом? Ответ будет прост – все это допустимо, а иногда и необходимо, потому, что молимся о прекращении зла. Зло может быть в разных воплощениях. Гитлер или террорист с поясом смертника – это тот человек, который смыслом своей жизни сделал зло, истребление людей. Это люди, которые укоренились в грехе и грех их направлен против других людей. Но даже в борьбе с такими людьми крайне важно понимать, что война, какими бы порывами и чувствами не была обусловлена, всегда является злом. Даже оборонительная война тоже является злом. Неизбежным злом. Неизбежным не потому, что неизбежно в принципе, а потому, что не удалось избежать этого зла, не удалось сохранить мир. Если же полагать, что зло неизбежно в принципе, то можно оправдать любую войну и любое истребление. Поэтому молитва о воинах и победе – это, в первую очередь, молитва о прекращении зла и наступлении мира. В такой молитве, действительно, нужно возложить упование на Господа.
Этого нельзя сказать о ситуации межличностных конфликтов. Своих личных врагов Христос учит прощать: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф.5:43-45 ). Сложно запретить человеку взвывать в молитвах к справедливому суду Божьему в случае явной несправедливости, но нужно понимать, что Суд Божий может быть не тут и не сейчас, и точно не по заказу. Всех нас ждет Страшный Суд, там и разрешатся все споры, а законом, по которому будут всех судить – заповеди Божьи.
6. Отсутствие смирения и терпения в молитве
Выше было сказано, что Бог решает когда, что и как подать человеку. Однако, многие люди крайне нетерпеливы в ожидании просимого. Господи, дай, и все тут! Мне надо! Для некоторых отсутствие ответа становится поводом для разочарования, ослабления молитвы, потери всякой надежды и даже отчаяния. Как нельзя кстати вспоминается история хананеянки, дочь которой исцелил Христос. Евангелист Матфей так повествует об этом событии: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» ( Мф.15:22-28 ).
Тут мы видим, что Христос не сразу отвечает на просьбу женщины. Более того, сначала он даже и говорить с ней не хочет. Разве можно придумать более веский повод для обращения к Мессии, чем беснование дочери? Женщина знает, что Он может исцелить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житейские ситуации, когда мы молимся и не получаем помощи от Бога! Даже на просьбу апостолов Христос отвечает отказом, уходя, казалось бы, в жесткий и даже жестокий формализм – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но хананеянка не отступает, ее упорство достойно похвалы. Она вновь обращается к Спасителю – Господи, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – терпение и упорство в молитве. Какова бы не была горестна и безотлагательна наша жизненная ситуация, и сколько бы обращения к Богу и святым оставались без ответа, мы не должны отчаиваться и ослабевать в молитве. Читая эти евангельские строки, видим, что Христос поступает жестко с женщиной, которая и без того находится в крайней степени отчаяния из-за беснования дочери. Кто-то и вовсе удивится – как же так, неужели это Христос, который учит любви к ближнему, вдруг называет псами целый народ, представительницей которого была эта несчастная? Однако, этим Спаситель указывает не на человеческие качества людей, а на их языческую сущность. Хананеяне были язычниками и поклонялись идолам, принося им в жертву даже собственных детей. Но эта женщина, язычница, проявляет невероятную веру и смирение, она не отступает от Христа с обидой, но с завидным упорством молит – «псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Вера, упорство и смирение дали плоды, Христос исцеляет ее дочь одним лишь словом.
Очень показательная история и пример того, как не оскудевать в молитве. Бог может проверять нашу веру и смирение, как проверял хананеянку, и лишь увидев основание, помочь.
7. Желание получить все без труда
Иногда люди думают, что Бог, внимая к их молитвам, должен все сделать за них. Это похоже на детскую наивность. Заходит ребенок с родителями в магазин, видит игрушку и хочет тут же получить ее здесь и сейчас. Если не получает, то начинает капризничать и требовать. Никакого особого труда для получения игрушки ребенок, конечно, не прилагает, а только просит. Так и человек думает, что достаточно просто просить Бога о помощи и не прилагать никаких усилий, чтобы получить просимое. Но это далеко не так. Есть поговорка: «Молись так, как будто всё зависит только от Бога; действуй так, как будто всё зависит только от тебя». И еще одна известная народная мудрость гласит: «На Бога надейся, но сам не плошай». Господь ждет, когда и мы приложим свои старания, усилия и труды, для того, чтобы получить просимое. Было бы очень самонадеянным ждать от Бога прямого и кардинального вмешательства в нашу жизнь, обычно Он действует через других людей и различные обстоятельства. И мы должны трудиться, взаимодействуя с этими людьми и обстоятельствами, чтобы участие Божие в нашей жизни стало явным.
8. Нежелание жертвовать чем-либо
Самая сильная молитва – та, которая сопряжена с личным подвигом молящегося. Это подтверждает важность молитвенного прошения. Иначе получается, что человек просит у Бога чуда, а сам не хочет принести даже минимальную жертву. Однако, неправильно полагать, что жертва эта измеряется только количеством поставленных в свечей или размером опущенной в ящик для пожертвования суммы. Есть древняя традиция сочетать сугубые молитвенные прошения с постом, пешим паломничеством, милостыней. Борьба страстями также может выступать таким залогом в молитвенном прошении.
«Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и некоторые вещи ребенка, чтобы батюшка перекрестил их. Старец сказал несчастному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подвигается» от жертвенной любви.
Отец девочки спросил:
– Чем же пожертвую, батюшка?
Старец сказал:
– Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть.
Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:
– Нет у меня никакой страсти.
Тогда старец спросил:
– Сигареты куришь?
– Да, – ответил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой, – потребовал старец.
Тот немедленно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и совершенно выздоровела, что подтвердили и врачи.
Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёрдостью сказал ему:
– Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём».
9. Молитва против чужой свободной воли
Случается, люди молят о том, чтобы Бог каким-то образом подействовал на других людей и сделал это именно так, как им хочется. Например, девушки часто просят, чтобы вернулся молодой человек, с которым не сложились отношения. Насильно мил не будешь – гласит народная мудрость. Если отношения распались и мужчина (хотя это, конечно, может быть и женщина) не хочет продолжать их, то разве должен Бог «заставлять» это делать? Бог – не сваха и не ворожея, нельзя приписывать Ему таких свойств. Молитва вернуть любимого вопреки его желанию изначально обречена быть неисполненной. Бывает женщины молят о том, чтобы вернулся муж, который ушел к другой. Это ситуация похожа на предыдущую, но с той разницей, что тут распадается брак, порой венчанный. Хочется его сохранить, вернуть мужа и отца в семью. С одной стороны, понятное желание, поскольку мужчина впал в грех прелюбодеяния. Но с другой стороны, это желание почти всегда связано с чувством собственничества, поскольку жена хочет себе обратно своего мужа, а вовсе не того, чтобы он не грешил. Получается просьба вроде «он мой, Господи, верни мне его обратно». Хотя должно быть по-другому – «Господи, вразуми его и помоги больше не грешить». Такая молитва, действительно, может быть услышана Богом, но ведь и свободной воли мужчины никто не отменял, а посему нет гарантии, что даже после осознания греха и отвращения от него, муж вернется в семью.
Такая же ситуация складывается, когда приходится молиться за алкоголиков. С одной стороны, такая молитва крайне необходима, но с другой – если алкоголик сам не захочет избавиться от греховной страсти, она будет тщетна. И вовсе не потому, что Бог хочет, чтобы человек продолжал грешить, а потому, что в грехе есть проявление свободной воли человека. Не Бог заставляет пить, человек сам делает это. Увы, примеров того, как родители, супруги и дети годами молятся за своих близких-алкоголиков, но ничего не меняется, очень много.
10. Злопамятство
Когда читаем молитву Господню, произносим слова «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Если не прощаем, то этими словами просим Бога не прощать и нас, то есть сами молим Бога о том, чтобы Он не слышал наших просьб. А ведь Господь ясно говорит: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). Бог не желает слышать молитв злопамятного человека и ждет от него примирения с ближним.