Почему акции аэрофлот растут сегодня
Стоит ли покупать акции Аэрофлота в 2021 году
Многих инвесторов интересует вопрос, стоит ли покупать акции «Аэрофлота» сейчас. В текущей ситуации авиаперевозчики оказались одним из самых потерпевших сегментов бизнеса. В связи с коронавирусом объем перевозок сократился до рекордно низких показателей, а все компании данного сектора потерпели значительные убытки по итогам прошедшего года.
Стоит ли покупать акции Аэрофлота сейчас: последние новости
Если проанализировать события последних месяцев, динамика будет положительной. Акции ведущего российского авиаперевозчика начиная с середины осени показывают стабильный рост и уже поднялись в цене более чем на 30%. Компания возобновляет ряд направлений авиасообщения, но ситуация далека от стабильности. Новые штаммы коронавируса, периодические вспышки заболевания во многих государствах – все это влияет на текущую ситуацию не лучшим образом.
А. Чиханчин, занимающий пост заместителя генерального директора «Аэрофлота», подводя итоги деятельности за прошлый год, рассказал, что отрасль на фоне пандемии понесла рекордные убытки. По самым скромным подсчетам, авиакомпании потеряли минимум 118 млрд долл.
Что касается российского авиаперевозчика, согласно опубликованной статистике, 2020 год компания закончила с показателем убытков в 123 млрд руб. Для сравнения, за 2019 год была получена прибыль в размере 13,5 млрд.
Если проанализировать последние новости, можно сделать выводы, что прогноз весьма оптимистичный. В США, Великобритании и ряде других стран начинается массовая вакцинация от коронавируса. Это положительно повлияет на объем авиаперевозок и позволит наращивать пассажиропоток в течение года.
Для наглядности стоит проанализировать изменения курса за прошедший месяц. Так, 22 февраля 1 акция стоила 68,8 руб., а 24 курс поднялся уже до 70,64 руб. На 19 марта показатель составил 69,34 руб., что говорит об относительной стабильности даже на фоне малых объемов авиаперевозок. Как только начнутся позитивные изменения в отрасли, это отразится и на акциях, поэтому данное вложение можно считать относительно безопасным и перспективным.
Чем быстрее начнется массовая вакцинация, тем раньше начнет восстанавливаться авиасообщение и показатели «Аэрофлота» начнут улучшаться. Пока нет точных данных на этот счет, поэтому сложно прогнозировать точные цифры. В этой ситуации стоит постоянно следить за новостями, чтобы быть в курсе событий и принимать решение осознанно, а не наугад.
Прогноз курса акций Аэрофлот на ближайший месяц: по дням
Тем, кто решил покупать акции «Аэрофлота» сейчас, 2021 год можно считать удачным моментом, т. к. котировки существенно просели и сложно прогнозировать ухудшение ситуации. По сути, можно сказать, что коронавирусный кризис вышел на плато и положение авиаперевозчиков, как и других транспортных компаний, улучшается, хотя темпы намного медленнее ожидаемых.
На данный момент приобретать ценные бумаги выгодно, хотя есть вероятность, что цена в рублях опустится еще ниже. Это реальное развитие событий в ситуации, если авиаперевозки останутся на нынешнем уровне в течение ближайших полгода. Что касается прогноза на месяц, данные представлены в таблице.
Дата | Стоимость, руб. | Минимум, руб. | Максимум, руб. |
22 марта | 68,86 | 66,79 | 70,93 |
23 марта | 69,19 | 67,09 | 71,23 |
24 марта | 68,49 | 66,44 | 70,54 |
25 марта | 68,08 | 66,04 | 70,12 |
26 марта | 69,21 | 67,13 | 71,29 |
29 марта | 69,19 | 67,11 | 71,21 |
30 марта | 68,76 | 66,7 | 70,82 |
31 марта | 69,69 | 67,6 | 71,78 |
1 апреля | 69,59 | 67,5 | 71,68 |
2 апреля | 69,89 | 67,79 | 71,99 |
5 апреля | 69,15 | 67,08 | 71,22 |
6 апреля | 68,13 | 66,09 | 70,17 |
7 апреля | 67,98 | 65,94 | 70,02 |
8 апреля | 68,78 | 66,72 | 70,84 |
9 апреля | 69,19 | 67,11 | 71,21 |
12 апреля | 68,89 | 66,82 | 70,96 |
13 апреля | 69,01 | 66,94 | 71,08 |
14 апреля | 69,87 | 67,77 | 71,97 |
15 апреля | 69,77 | 67,68 | 71,86 |
16 апреля | 69,87 | 67,77 | 71,97 |
19 апреля | 69,97 | 67,87 | 72,07 |
20 апреля | 69,81 | 67,72 | 71,90 |
21 апреля | 69,75 | 67,66 | 71,84 |
22 апреля | 69,77 | 67,68 | 71,86 |
На ближайшее время прогнозируется небольшой рост, поэтому вложение в акции «Аэрофлота» можно считать безопасным и перспективным. В целом, цена будет находиться на примерно одинаковом уровне: по прогнозам не ожидается никаких резких скачков, равно как и падений.
Если верить аналитикам, акции будут торговаться в диапазоне около двух рублей, при этом тенденция небольшого роста, наблюдающаяся в последние месяцы, сохранится.
Стоит помнить, что это всего лишь ориентировочные показатели, фактическое положение дел может существенно отличаться от прогнозируемого, хотя какие-то резкие изменения вряд ли возможны.
Акции Аэрофлота: прогноз на 2021, 2022 и 2023 годы
Что касается среднесрочных перспектив, все мировые аналитики склоняются к тому, что акции авиакомпаний будут показывать небольшой рост или же периодически падать. Касательно «Аэрофлота» прогнозы не самые благоприятные, но при этом резких падений не ожидается. Но, даже если роста не будет, периодические колебания позволят продать акции как минимум по себестоимости.
Проще всего разобрать динамику по месяцам в процентах от нынешней цены. Если верить прогнозам, ситуация будет развиваться следующим образом:
Нельзя исключать сценарий с постепенным снижением стоимости и в дальнейшем, что также стоит иметь в виду. Но аналитики склоняются к тому, что резких падений, скорее всего, не будет, что тоже важно.
Как росли и падали курсы акций в прошлые года
Есть брать в расчет прошедшие годы, начиная с лета 2017 можно отметить нисходящий тренд. За несколько лет акции авиакомпании потеряли в цене почти три четверти стоимости, а именно 73%. Это было обусловлено рядом аспектов, которые негативно повлияли на котировки и обусловили постепенное падение цены в течение длительного периода времени.
Рекордно низкие показатели наблюдались в октябре прошлого года. Именно во время второй волны коронавируса цена дошла до уровня в 55 руб., но дальнейшего падения не наблюдалось. После периода со стабильно низкой стоимостью ситуация стала постепенно улучшаться.
За последние несколько месяцев наблюдался стабильный рост котировок акций «Аэрофлота». Позитивным моментом стало достижение ими уровня цены в 70 руб. и даже немного выше. Многие аналитики прогнозировали дальнейшее подорожание, но положительный тренд не сохранился. В итоге цена стабилизировалась и некоторое время находится на одном и том же уровне.
Риски и возможная прибыль: мнение экспертов
Перед тем как принять решение, стоит ознакомиться с мнением экспертов и их прогнозами на краткосрочную и долгосрочную перспективы. В этом вопросе большинство специалистов единодушны, что позволяет надеяться на позитивные изменения.
В. Карпунин, аналитик «БКС Экспресс», считает, что текущая цена акций авиакомпании находится на нормальном уровне и вполне соответствует сложившимся обстоятельствам. Из-за значительных убытков, связанных с пандемией коронавируса, стоимость достигла минимума и, если ситуация с авиаперевозками во втором полугодии 2021 г. изменится, можно ожидать позитивных изменений. Если объемы будут расти, не исключен сценарий с ростом цены на акции до уровня 90-100 руб., но, скорее всего, показатель на конец года составит 75-80 руб. при условии улучшения ситуации с перевозками.
Н. Пырьева, аналитик из ГК «Финам», считает, что можно покупать акции «Аэрофлота» сегодня, но ожидать быстрых темпов роста не стоит, так как отрасль авиаперевозок пострадала сильнее других и возврат к допандемийным позициям может занять продолжительное время. Но, если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, тенденция, скорее всего, будет положительной, так как самые негативные сценарии уже отыграны и можно ожидать позитивных изменений через год-два.
Д. Беденков, руководящий отделом аналитики ИК «Русс-Инвест», считает, что возврат прежних позиций акций «Аэрофлота» возможен только при условии восстановления активных авиаперелетов и возобновления постоянного курсирования самолетов по всем основным направлениям.
Приобретение акций компании «Аэрофлот» не сулит большого роста, но может обеспечить определенную прибыль при условии улучшения ситуации и снижении влияния пандемии коронавируса на отрасль. В целом, это консервативное и достаточно безопасное вложение, исключающее большие потери за короткий период времени.
(6 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Инвестидея: у акций «Аэрофлота» высокий потенциал роста
Акции «Аэрофлота» могут значительно вырасти в цене, полагают аналитики «Финама». Они рекомендуют «покупать» бумаги крупнейшего российского авиаперевозчика, ожидая их удорожания к концу 2022 г. до 116 руб. за штуку. Тогда по отношению к текущему уровню котировок (по цене закрытия 16 августа) доходность бумаг составит 73,7%.
Рост котировок акций «Аэрофлота» поддержит главным образом стабилизация ситуации с коронавирусом. На фоне вакцинации, которая набирает обороты во многих странах мира, у российского авиаперевозчика отличные возможности для роста, уверены в инвестиционной компании. Прогнозы аналитиков других инвесткомпаний скромнее.
Авиаперевозки растут
Мировые авиаперевозчики начинают постепенно оправляться от удара пандемии COVID-19. Вакцинация в глобальных масштабах вселяет надежду на то, что эпидемиологическая ситуация наконец стабилизируется, а вместе с тем восстановятся и прежние объемы авиаперевозок. Сроки окончательной победы над коронавирусом пока назвать сложно, но эксперты, пусть и с осторожным оптимизмом, заговорили о начале восстановления в мировой индустрии авиатранспорта.
В 2021 г. общее количество пассажиров достигнет 2,4 млрд против 1,8 млрд в 2020 г. И хотя до 4,5 млрд пассажиров, перевезенных в 2019 г., еще далеко, но тренд уже наметился, считают в IATA.
Поддержку отрасли окажет внедрение цифрового паспорта путешественника Travel Pass. Это позволит авиалиниям обеспечить безопасные условия полетов и контролировать распространение коронавирусной инфекции на бортах лайнеров, полагают аналитики «Финама». «Аэрофлот» в числе прочих авиакомпаний (British Airways, American Airlines, Lufthansa, Emirates Airlines, Qatar Airways, Etihad Airways, Singapore Airlines) намерен внедрять «паспорта здоровья». Компания уже приступила к тестированию мобильного приложения IATA Travel Pass.
Кроме того, мировые авиаперевозчики не только постепенно наращивают мощности и увеличивают частоту полетов, но и заключают контракты на поставку новых самолетов, что дает толчок и авиастроению, отмечают в инвесткомпании.
Растут пассажироперевозки и в России. По последним данным Росавиации, в июле российские авиакомпании перевезли 12,5 млн пассажиров, а это вдвое больше, чем в июле 2020 г. Больше всех пассажиров перевез «Аэрофлот» – 2,5 млн. Следующая за лидером авиакомпания «Сибирь» перевезла значительно меньше – 1,7 млн пассажиров, а замкнула тройку лидеров «Победа», услугами которой воспользовалось 1,5 млн человек.
Аналитики «Финама» отмечают, что наряду с восстановлением объемов перевозок «Аэрофлота» на внутреннем рынке наблюдается и частичное восстановление международного авиасообщения. В дополнение к рейсам в ОАЭ, на Мальдивы, в Египет, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Южную Корею, Японию, Сербию, Финляндию, Азербайджан, Армению и Индию с ограниченной частотой добавились рейсы на Сейшелы.
В «Финаме» считают, что акции «Аэрофлота», доля которого на внутреннем рынке достигает 41%, имеют лучшие перспективы для роста среди российских авиакомпаний.
Что говорят другие аналитики
Другие эксперты дают более осторожные прогнозы в отношении российской авиакомпании № 1 в России.
«Мы видим потенциал роста акций «Аэрофлота» более чем на 30% до 90 руб. на акцию. Мы считаем, что в III квартале «Аэрофлот» отработал хорошо и зарабатывал, а не «сжигал» денежные средства», – говорит руководитель управления машиностроения, транспорта, материалов в «ВТБ капитале» Елена Сахнова. По ее словам, рост котировок компании поддержат такие факторы, как снятие ограничительных мер в Европе, увеличение международных рейсов, прогрессирующая вакцинация в России и за рубежом, прибыльная бизнес-модель «Победы», которая становится основой стоимости «Аэрофлота». Сахнова также отмечает, что «Аэрофлот» активно наращивает полеты внутри страны. Если в I квартале у авиакомпании стояло на земле 25% парка, то сейчас летают практически все. По ее мнению, признание вакцины «Спутник V» в ЕС, которое ожидается этой осенью, позволит восстановить международные полеты при условии отсутствия следующих волн распространения коронавируса. «Хотя и они уже не являются большим препятствием – мы видим, что в среднем страны справляются с новыми волнами за 1–2 месяца», – указывает Сахнова.
У эксперта по фондовому рынку в «БКС мир инвестиций» Дмитрия Пучкарева ожидания по акциям «Аэрофлота» еще скромнее: потенциал годового роста бумаг не превышает 14%. В случае ослабления карантинных мер он допускает удорожание акций «Аэрофлота» до 74–80 руб. Но если ситуация с COVID-19 будет оставаться напряженной, бумаги останутся вблизи текущих уровней или даже скорректируются, предупреждает эксперт.
С точки зрения сезонности самым сильным для «Аэрофлота» всегда является III квартал, на который приходится пик туристической активности в стране, отмечает главный аналитик «Открытие брокера» по российскому рынку, эксперт «Открытие Research» Алексей Павлов. Даже в июле – сентябре прошлого года, когда международные перевозки практически прекратились, наш крупнейший авиаперевозчик сумел показать положительный результат на уровне EBITDA, развивает мысль эксперт. В текущем же году есть вполне обоснованные надежды на то, что количество трансграничных рейсов в летний сезон будет существенно больше. И именно этот момент может стать переломным для бизнеса «Аэрофлота», полагают в «Открытие Research».
В любом случае восстановление финансовых показателей и, как следствие, инвестиционной привлекательности авиакомпании будет возможно только по мере открытия границ и восстановления полетов за рубеж, резюмирует Павлов.
Но сегодня стоимость акций «Аэрофлота» уже сложно назвать низкой, предупреждает Павлов. «В прошлом году компания провела масштабную эмиссию, увеличив уставный капитал более чем в 2 раза. Значительная часть привлеченных средств уже была и еще будет потрачена на поддержку деятельности в условиях постковидного восстановления международного авиасообщения. А это значит, что текущие цены бумаг «Аэрофлота» эквивалентны примерно 150 руб. в доковидную эпоху, – поясняет Павлов. – В последний раз такие котировки наблюдались только в 2018 г., тогда как к моменту активного закрытия международных направлений весной 2020 г. бумаги «Аэрофлота» больше года торговались в диапазоне 90–120 руб. Таким образом, значительного апсайда здесь мы уже не видим».
Стоимость бумаг 12 июля 2017 года: ₽225 за акцию
Стоимость сейчас: ₽69 за акцию
Причина падения: сильная перекупленность бумаг, рост цен на авиакеросин и пандемия
Перспективы: компании поможет выпуск новых акций и «Победа»
Риски: вторая волна коронавируса и большие долги
Компания «Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира. Ей почти 100 лет. Перевозчик базируется в аэропорту Шереметьево, откуда осуществляет основные перелеты. Пять российских филиалов находятся в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми, Красноярске и Владивостоке.
Родоначальником «Аэрофлота» стало Российское общество воздушного флота «Добролет», которое появилось в 1923 году. В том же году открылся первый в СССР регулярный пассажирский воздушный маршрут Москва — Нижний Новгород. Перелет занимал два часа и проходил только в дневное время над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
В 2011 году государство отдало под управление «Аэрофлота» несколько региональных компаний. Так образовалась Группа «Аэрофлот». Помимо самого «Аэрофлота», в нее входит авиакомпания «Аврора», работающая на дальневосточных направлениях, авиакомпания среднего ценового сегмента «Россия» и единственный в России классический лоукостер «Победа».
Контрольный пакет акций «Аэрофлота» — 51,17% — принадлежит государству. У институциональных инвесторов сейчас 35,7%. Еще 3,5% на балансе у госкорпорации «Ростех», 5,1% принадлежит физическим лицам, 0,1% — менеджменту компании, еще 4,3% — казначейский пакет. После выпуска новых акций, намеченного на 9 октября, эти доли будут размыты, кроме государственной. Чтобы сохранить контролирующий пакет, правительство купит дополнительно около 970 млн бумаг.
Почему упали акции «Аэрофлота»
Акции «Аэрофлота» начали резко падать в середине 2017 года. За три года котировки обвалились почти на 70%.
В 2015 году большие долги привели к банкротству главного конкурента «Аэрофлота» — авиакомпании «Трансаэро». Трудности соперника подтолкнули акции «Аэрофлота» вверх. Всего за два года — с 2015-го по 2017-й — они подорожали на 497%, до исторического максимума ₽225 на акцию.
Тогда котировкам нужен был лишь триггер, который запустит падение. Им стал неудачный финансовый отчет «Аэрофлота» за девять месяцев 2017 года. За три квартала чистая прибыль перевозчика обвалилась на 38%. Вместе с ней упали ожидания инвесторов по дивидендам и котировки.
Высокие цены на авиакеросин. Падение акций усугубил начавшийся рост цен на авиакеросин — топливо дорожало вслед за ценой на нефть. Это увеличило затраты «Аэрофлота», что немедленно отразилось на финансовых результатах, а затем и акциях.
Пандемия. Следующая волна снижения в акциях пришлась на февраль-март 2020 года. Вместе с паникующим рынком акции «Аэрофлота» обвалились на 53%. Авиационная отрасль — одна из наиболее пострадавших от пандемии и жесткого карантина. В особенности из-за закрытия границ и прекращения международных перелетов.
По итогам первого полугодия 2020 года пассажиропоток в компании упал на 54,2%. Как итог — выручка снизилась на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до ₽149,4 млрд, а чистый убыток составил ₽58,3 млрд. Долги на конец июня выросли в четыре раза по сравнению с прошлым годом. На этом фоне акции «Аэрофлота» так и не смогли восстановиться до предкризисного уровня.
Что сыграет против «Аэрофлота»
Большие долги. По заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, сейчас «Аэрофлоту» с трудом удается обслуживать свои долги. Представитель перевозчика Михаил Демин в ответ сказал, что группа своевременно выполняет обязательства, а слова Грефа — это «фигура речи».
Только в 2020 году авиаперевозчик привлек кредитов в общей сложности на ₽27 млрд, чтобы пережить пандемию. На 30 июня кредиты и займы «Аэрофлота» составили ₽64,4 млрд против ₽15,8 млрд годом ранее.
Вторая волна коронавируса. Восстановление «Аэрофлота» после пандемии может прервать новый всплеск заболеваемости COVID. Сейчас многие страны вновь вводят ограничения. Без сомнения, это задержит уже начавшийся было процесс возобновления международных перелетов и роста показателей.
Дивиденды. С 2016 по 2018 год «Аэрофлот» выплатил акционерам 50% от чистой прибыли, хотя дивидендная политика предусматривает лишь 25% от чистой прибыли по МСФО. Однако пандемия прервала цепочку дивидендных выплат — руководство компании решило не выплачивать дивиденды за 2019 год.
По мнению руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, быстрого возвращения выплат не будет, так как восстановление авиационной отрасли займет три — пять лет. «Очевидно, что крупнейшей авиакомпании правительство окажет помощь, но о выплате дивидендов, скорее всего, стоит забыть на долгий период», — заметил он
Что поможет «Аэрофлоту»
Фокус на «Победу». Аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Дмитрий Донецкий связывает будущее «Аэрофлота» с его дочерней компанией — быстрорастущим российским бюджетным авиаперевозчиком «Победа». По его расчетам, к 2030 году 60–70% дохода группы будет составлять именно это подразделение.
Дополнительная эмиссия акций (FPO). Выпуск новых акций является спасительным для перевозчика, считает Донецкий. Авиаотрасль во всем мире оказалась под давлением, и пока восстановление идет довольно медленно. По самым оптимистичным оценкам, восстановление к уровню 2019 года займет еще полтора года. Поэтому Аэрофлот планирует привлечь деньги «с запасом», говорит он.
«Тем не менее размер допэмиссии и цена размещения акций оказались ниже ожиданий инвесторов, что окажет негативную динамику на котировки в краткосрочной перспективе», — предупреждает эксперт.
Старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает, что перспективы у акций «Аэрофлота», несомненно, есть. «Индекс MSCI World уже полностью отыграл падение и даже вышел в положительную зону, тогда как индекс мировых авиаперевозчиков MSCI World Airlines с начала года потерял 49%. В перспективе это сулит почти двукратный рост в случае полного восстановления котировок», — сказал эксперт.
Акции «Аэрофлота» подойдут долгосрочным инвесторам, говорят аналитики. «В связи с усилением заболеваемости COVID-19 снижается вероятность полного возобновления международного сообщения до конца года. Не исключено, что это произойдет не ранее второго квартала 2021 года», — рассуждает начальник управления операций на российском рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Потапов отмечает, что датой отсчета для восстановления отрасли можно считать появление вакцины. Если она будет доступна к концу 2020 года, то на полномасштабное снятие ограничений и восстановление международного авиасообщения можно рассчитывать лишь в 2021 году. Полное же восстановление мировой авиаотрасли продлится вплоть до 2024 года, говорит он.
Принять участие в размещении акций «Аэрофлота» может любой желающий: заявки принимаются до 16:00 мск 8 октября, входной порог — всего десять акций. Если будет собрано нужное количество заявок на размещение, то их прием может быть завершен досрочно. Мы написали подробную инструкцию, как это сделать