Почему акции аэрофлот дешевеют
Двойное дно: почему покупать акции при падении не всегда хорошая идея
частный инвестор
Худшая инвестиция
Стараюсь читать много тематических ресурсов по инвестициям, но всегда сам принимаю решение. Когда я только начинал инвестировать, то сильно обжегся, послушав разных гуру трейдинга. Моя худшая инвестиция как раз с тех времен.
Самым неудачным моим решением вложить деньги стала всем знакомая компания «Аэрофлот». Я купил акции в августе 2017 года по цене ₽191 за штуку. Поскольку я только начинал свой путь в инвестициях, взгляд у меня был примитивным. Мои аргументы в пользу того, чтобы купить «Аэрофлот» были такими:
— основного конкурента в лице «Трансаэро» уже не было;
— компания быстро росла;
— финансовые результаты радовали;
— дивидендная доходность была высокая;
— увеличился пассажиропоток из-за чемпионата мира по футболу.
Ошибки при оценке компании были банальны. Я бы даже сказал классические. А именно:
— я смотрел на компанию в текущий момент времени, не подумал, какие у нее могут быть сложности. Не учел будущие риски — рост цены на топливо;
— когда цена падала, слишком часто докупал акции дополнительно. В итоге это привело к сильному перекосу в портфеле — бумаг «Аэрофлота» стало слишком много.
Лучшая инвестиция
За последнее время моя самая удачная инвестиция — это «Детский мир». Многие инвесторы, и я в том числе, долго смотрели на компанию с опаской. Был риск, что АФК «Система» продаст «Детский мир». При таком сценарии новый владелец мог бы изменить дивидендную политику не в пользу акционеров. А когда стало понятно, что этого не произойдет, я решил, что подвернулся удачный момент. В ноябре 2019 года приобрел бумаги по ₽92,5–93 за штуку, а в январе 2020 года продал по ₽116. В итоге получил прибыль — ₽116 тыс.
Еще один хороший пример — это ТГК-1. Я покупал акции энергетической компании в 2018 году и начале 2019 года. Они были очень недооценены по мультипликаторам. Также в блогах и каналах инвесторы часто затрагивали вопрос о дивидендах. Все ждали, когда компания их увеличит до 50% от чистой прибыли. По итогу 2019 года ТГК-1 наконец увеличила выплаты до этого порога. К сожалению, я не дождался этого и продал акции в июле 2019 года. Заработок составил ₽188 тыс., плюс дивиденды 98 тыс.
частный инвестор
Худшая инвестиция
Самой неудачной инвестицией стали акции «Русала». Я покупал их несколько раз в декабре 2017 года, средняя цена — около ₽37. Всего доля акций «Русала» в моем портфеле составила 25%. Идея была довольна проста. При ценах на алюминий, которые были на тот момент, компания могла решать свои проблемы, которые накопились за предыдущий период. Например, выплатить долги.
Но к печально известному апрелю 2018 года начали ходить слухи, что скоро против России введут санкции. Тогда я продал все бумаги в портфеле. Но «Русал» оставил. Я посчитал, что эту компанию санкции напрямую вряд ли коснутся. А если рубль упадет, то станет даже лучше, потому что «Русал» продает алюминий в основном за доллары.
Вскоре официально объявили о санкциях против России. И по иронии судьбы сильнее всего они сказались именно на «Русале». 9 апреля 2018 года цена акций рухнула — бумаги потеряли больше половины стоимости. 23 апреля я продал все акции, как только их цена немного подросла. В итоге получил убыток почти 30%. К тому моменту я торговал на фондовом рынке только полгода и психологически к такому повороту событий не был готов.
Через несколько месяцев страны нашли компромисс, и с компании сняли санкции. Если бы я потерпел и продержал бумагу, то мог бы продать акции «Русала» с минимальными потерями. А если бы дополнительно купил акции, когда их цена была низкой, может быть, даже какую-то прибыль. К сожалению, это становится очевидно только глядя назад, а в тот момент настроение было в основном пессимистичное. Ведь если бы санкции вступили в полную силу, убыток стал бы еще больше.
Так или иначе, после этой и других неудачных инвестиций для себя я сделал один вывод: часто бездумная покупка убыточных акций в надежде, что они вырастут, приводит к печальным последствиям.
Лучшая инвестиция
Моей лучшей инвестицией была покупка акций «Яндекса». Я купил бумаги компании 11 сентября 2019 года на 10% процентов от портфеля. Средняя цена составила около ₽1,98 тыс. за штуку.
Через месяц 11 октября 2019 года в СМИ появилось много новостей про закон об информационно значимых интернет-ресурсах. По его условиям, доля владения иностранных компаний так называемыми «информационно значимыми интернет-ресурсами» не должна превышать 20%. Под эти требования подпадал и «Яндекс».
Проект закона был написан таким образом, что его можно было очень широко трактовать, что, собственно, и произошло. В интернете сразу дали волю фантазии: в основном все мысли сводились к тому, что компания в том или ином виде перейдет под контроль государства. Тогда акции «Яндекса» моментально подешевели.
Оценив ситуацию, я посчитал, что риски преувеличены, и стороны найдут компромисс. А значит, на операционную деятельность компании данная ситуация никак не повлияет. Через несколько недель все произошло именно так, как я и ожидал. Законопроект отозвали, компромисс нашли — и котировки начали восстанавливаться.
Поэтому 31 января я продал бумаги «Яндекса» уже по ₽2,9 тыс. за штуку. Получил 46% прибыли. Я купил относительно небольшое количество акций. Иногда жалею, что не купил больше. Но ровно до тех пор, пока не подсчитаю возможные убытки, если бы все пошло не по плану.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Аэрофлот. Продавцы достигли первой цели падения, что дальше
Итоги торгов
На предыдущей торговой сессии акции Аэрофлота упали на 1,27%. Цена на закрытии составила 65,2 руб. Акции торговались лучше рынка. Объем торгов составил 0,91 млрд руб.
Краткосрочная картина
В понедельник акции достигли первой неотработанной цели снижения на отметке 65 по старшим таймфреймам: дневному и недельному. Участники рынка начали откупать бумаги на отметке 65, что в пользу локального роста.
Техническая картина располагает к отскоку к ближайшему недельному уровню сопротивления 66 для проверки сил продавцов. Если цена не сможет закрепиться над ним и начнется откат ниже рубежа 65,7, то падение может продолжиться к следующей цели 64,3 и области 62,5–63,2.
Если акции пройдут выше уровня 66, следующая цель будет в районе 68–68,5. Зона 68–68,5 важна для возобновления up-тренда с основными среднесрочными целями роста в районе 74–76. Эта область будет интересной для сокращения длинных позиций.
На 4-часовом графике кривая RSI в нейтральной зоне на отметке 46 п. На индикаторе RSI не наблюдается расхождение с графиком. На дневном графике цена находится под 50- и 200-дневной скользящей средней. Эти факторы указывают на среднесрочную слабость покупателей. В первую очередь смотрим за отработкой уровней сопротивления и поддержки: 68,5 и 65.
Внешний фон
Внешний фон с утра умеренно негативный. Фьючерс на индекс S&P 500 снижается на 0,2%. Азиатские индексы торгуются разнонаправленно. Нефть Brent в минусе на 0,8%. При сохранении фона открытие по акциям Аэрофлота пройдет чуть ниже уровня закрытия понедельника.
Сопротивления: 65,7 / 66 / 68
Поддержки: 65,2 / 65 / 64,5
Долгосрочная картина
Максимум в акциях Аэрофлота был установлен в июле 2017 г., с этого месяца бумаги находятся в нисходящем тренде. За этот период котировки показали снижение на 77% в марте 2020 г.
В октябре произошло тестирование на прочность сильного уровня поддержки 55, и он устоял. А уже 9 ноября прошел самый крупный дневной объем торгов за всю историю, что является сильным аргументом в пользу окончания падения и формирования нового бычьего тренда.
На этой неделе акции снова находятся ниже поддержки 68,5 и пробили ближайший недельный уровень 66. За счет этого возобновление среднесрочного роста отменено. Если недельной свече удастся закрепиться под уровнем поддержки 66, то дорога откроется к отметкам 64,3 и максимальной 63.
Для уверенного роста нужно закрепление над рубежом 68,5, в этом случае следующей основной целью станет область 74–76 и максимальная 78–82. Эти отметки будут оптимальными для фиксации прибыли в открытых длинных позициях, так как после их достижения высока вероятность продолжения коррекции без позитивных фундаментальных драйверов.
БКС Мир инвестиций
Рекомендованные новости
Старт дня. Газпром и Сбербанк в лидерах отскока
Отчет Газпрома за III квартал. Отличные результаты
Мнения аналитиков. О дивидендных перспективах ФСК ЕЭС и Россетей
Татнефть отчиталась за III квартал. Неплохо благодаря высоким ценам
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
В каких акциях можно пересидеть новые локдауны
Рынок нефти ждет поддержки от ОПЕК+. Brent прибавляет более 4%
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
«Газпром», «Аэрофлот», Salesforce: за какими акциями следить на неделе
29 ноября, понедельник
В центре внимания: «Газпром» (GAZP)
Отрасль: нефтегаз
Рыночная капитализация: ₽7,7 трлн
Цена акции на 28 ноября: ₽326
Консенсус-прогноз: ₽450
Время отчета: 10:00 мск
Ожидания: EPS — ₽24,6 (прибыль на акцию), выручка — ₽2,44 трлн
Отрасль: авиаперевозки
Рыночная капитализация: ₽149 млрд
Цена акции на 28 ноября: ₽60,98
Консенсус-прогноз: ₽116
Время отчета: 10:00 мск
Ожидания: EPS — ₽3,7 (прибыль на акцию), выручка — ₽134 млрд
Другие важные отчеты 29 ноября:
30 ноября, вторник
В центре внимания: Salesforce (CRM)
Другие важные отчеты 30 ноября:
1 декабря, среда
В центре внимания: CrowdStrike (CRWD)
Другие важные отчеты 1 декабря:
2 декабря, четверг
3 декабря, пятница
На этот день не запланировано значимых корпоративных событий.
Стоит ли покупать акции Аэрофлота в 2021 году
Многих инвесторов интересует вопрос, стоит ли покупать акции «Аэрофлота» сейчас. В текущей ситуации авиаперевозчики оказались одним из самых потерпевших сегментов бизнеса. В связи с коронавирусом объем перевозок сократился до рекордно низких показателей, а все компании данного сектора потерпели значительные убытки по итогам прошедшего года.
Стоит ли покупать акции Аэрофлота сейчас: последние новости
Если проанализировать события последних месяцев, динамика будет положительной. Акции ведущего российского авиаперевозчика начиная с середины осени показывают стабильный рост и уже поднялись в цене более чем на 30%. Компания возобновляет ряд направлений авиасообщения, но ситуация далека от стабильности. Новые штаммы коронавируса, периодические вспышки заболевания во многих государствах – все это влияет на текущую ситуацию не лучшим образом.
А. Чиханчин, занимающий пост заместителя генерального директора «Аэрофлота», подводя итоги деятельности за прошлый год, рассказал, что отрасль на фоне пандемии понесла рекордные убытки. По самым скромным подсчетам, авиакомпании потеряли минимум 118 млрд долл.
Что касается российского авиаперевозчика, согласно опубликованной статистике, 2020 год компания закончила с показателем убытков в 123 млрд руб. Для сравнения, за 2019 год была получена прибыль в размере 13,5 млрд.
Если проанализировать последние новости, можно сделать выводы, что прогноз весьма оптимистичный. В США, Великобритании и ряде других стран начинается массовая вакцинация от коронавируса. Это положительно повлияет на объем авиаперевозок и позволит наращивать пассажиропоток в течение года.
Для наглядности стоит проанализировать изменения курса за прошедший месяц. Так, 22 февраля 1 акция стоила 68,8 руб., а 24 курс поднялся уже до 70,64 руб. На 19 марта показатель составил 69,34 руб., что говорит об относительной стабильности даже на фоне малых объемов авиаперевозок. Как только начнутся позитивные изменения в отрасли, это отразится и на акциях, поэтому данное вложение можно считать относительно безопасным и перспективным.
Чем быстрее начнется массовая вакцинация, тем раньше начнет восстанавливаться авиасообщение и показатели «Аэрофлота» начнут улучшаться. Пока нет точных данных на этот счет, поэтому сложно прогнозировать точные цифры. В этой ситуации стоит постоянно следить за новостями, чтобы быть в курсе событий и принимать решение осознанно, а не наугад.
Прогноз курса акций Аэрофлот на ближайший месяц: по дням
Тем, кто решил покупать акции «Аэрофлота» сейчас, 2021 год можно считать удачным моментом, т. к. котировки существенно просели и сложно прогнозировать ухудшение ситуации. По сути, можно сказать, что коронавирусный кризис вышел на плато и положение авиаперевозчиков, как и других транспортных компаний, улучшается, хотя темпы намного медленнее ожидаемых.
На данный момент приобретать ценные бумаги выгодно, хотя есть вероятность, что цена в рублях опустится еще ниже. Это реальное развитие событий в ситуации, если авиаперевозки останутся на нынешнем уровне в течение ближайших полгода. Что касается прогноза на месяц, данные представлены в таблице.
Дата | Стоимость, руб. | Минимум, руб. | Максимум, руб. |
22 марта | 68,86 | 66,79 | 70,93 |
23 марта | 69,19 | 67,09 | 71,23 |
24 марта | 68,49 | 66,44 | 70,54 |
25 марта | 68,08 | 66,04 | 70,12 |
26 марта | 69,21 | 67,13 | 71,29 |
29 марта | 69,19 | 67,11 | 71,21 |
30 марта | 68,76 | 66,7 | 70,82 |
31 марта | 69,69 | 67,6 | 71,78 |
1 апреля | 69,59 | 67,5 | 71,68 |
2 апреля | 69,89 | 67,79 | 71,99 |
5 апреля | 69,15 | 67,08 | 71,22 |
6 апреля | 68,13 | 66,09 | 70,17 |
7 апреля | 67,98 | 65,94 | 70,02 |
8 апреля | 68,78 | 66,72 | 70,84 |
9 апреля | 69,19 | 67,11 | 71,21 |
12 апреля | 68,89 | 66,82 | 70,96 |
13 апреля | 69,01 | 66,94 | 71,08 |
14 апреля | 69,87 | 67,77 | 71,97 |
15 апреля | 69,77 | 67,68 | 71,86 |
16 апреля | 69,87 | 67,77 | 71,97 |
19 апреля | 69,97 | 67,87 | 72,07 |
20 апреля | 69,81 | 67,72 | 71,90 |
21 апреля | 69,75 | 67,66 | 71,84 |
22 апреля | 69,77 | 67,68 | 71,86 |
На ближайшее время прогнозируется небольшой рост, поэтому вложение в акции «Аэрофлота» можно считать безопасным и перспективным. В целом, цена будет находиться на примерно одинаковом уровне: по прогнозам не ожидается никаких резких скачков, равно как и падений.
Если верить аналитикам, акции будут торговаться в диапазоне около двух рублей, при этом тенденция небольшого роста, наблюдающаяся в последние месяцы, сохранится.
Стоит помнить, что это всего лишь ориентировочные показатели, фактическое положение дел может существенно отличаться от прогнозируемого, хотя какие-то резкие изменения вряд ли возможны.
Акции Аэрофлота: прогноз на 2021, 2022 и 2023 годы
Что касается среднесрочных перспектив, все мировые аналитики склоняются к тому, что акции авиакомпаний будут показывать небольшой рост или же периодически падать. Касательно «Аэрофлота» прогнозы не самые благоприятные, но при этом резких падений не ожидается. Но, даже если роста не будет, периодические колебания позволят продать акции как минимум по себестоимости.
Проще всего разобрать динамику по месяцам в процентах от нынешней цены. Если верить прогнозам, ситуация будет развиваться следующим образом:
Нельзя исключать сценарий с постепенным снижением стоимости и в дальнейшем, что также стоит иметь в виду. Но аналитики склоняются к тому, что резких падений, скорее всего, не будет, что тоже важно.
Как росли и падали курсы акций в прошлые года
Есть брать в расчет прошедшие годы, начиная с лета 2017 можно отметить нисходящий тренд. За несколько лет акции авиакомпании потеряли в цене почти три четверти стоимости, а именно 73%. Это было обусловлено рядом аспектов, которые негативно повлияли на котировки и обусловили постепенное падение цены в течение длительного периода времени.
Рекордно низкие показатели наблюдались в октябре прошлого года. Именно во время второй волны коронавируса цена дошла до уровня в 55 руб., но дальнейшего падения не наблюдалось. После периода со стабильно низкой стоимостью ситуация стала постепенно улучшаться.
За последние несколько месяцев наблюдался стабильный рост котировок акций «Аэрофлота». Позитивным моментом стало достижение ими уровня цены в 70 руб. и даже немного выше. Многие аналитики прогнозировали дальнейшее подорожание, но положительный тренд не сохранился. В итоге цена стабилизировалась и некоторое время находится на одном и том же уровне.
Риски и возможная прибыль: мнение экспертов
Перед тем как принять решение, стоит ознакомиться с мнением экспертов и их прогнозами на краткосрочную и долгосрочную перспективы. В этом вопросе большинство специалистов единодушны, что позволяет надеяться на позитивные изменения.
В. Карпунин, аналитик «БКС Экспресс», считает, что текущая цена акций авиакомпании находится на нормальном уровне и вполне соответствует сложившимся обстоятельствам. Из-за значительных убытков, связанных с пандемией коронавируса, стоимость достигла минимума и, если ситуация с авиаперевозками во втором полугодии 2021 г. изменится, можно ожидать позитивных изменений. Если объемы будут расти, не исключен сценарий с ростом цены на акции до уровня 90-100 руб., но, скорее всего, показатель на конец года составит 75-80 руб. при условии улучшения ситуации с перевозками.
Н. Пырьева, аналитик из ГК «Финам», считает, что можно покупать акции «Аэрофлота» сегодня, но ожидать быстрых темпов роста не стоит, так как отрасль авиаперевозок пострадала сильнее других и возврат к допандемийным позициям может занять продолжительное время. Но, если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, тенденция, скорее всего, будет положительной, так как самые негативные сценарии уже отыграны и можно ожидать позитивных изменений через год-два.
Д. Беденков, руководящий отделом аналитики ИК «Русс-Инвест», считает, что возврат прежних позиций акций «Аэрофлота» возможен только при условии восстановления активных авиаперелетов и возобновления постоянного курсирования самолетов по всем основным направлениям.
Приобретение акций компании «Аэрофлот» не сулит большого роста, но может обеспечить определенную прибыль при условии улучшения ситуации и снижении влияния пандемии коронавируса на отрасль. В целом, это консервативное и достаточно безопасное вложение, исключающее большие потери за короткий период времени.
(6 оценок, среднее: 3,00 из 5)