пьер огюст ренуар портрет актрисы жанны самари
Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари
Портрет Жанны Самари, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в 1877 году. Хранится в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Женские образы занимают центральное место в творчестве Ренуара (1841-1919). Очаровательная актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари всегда привлекала внимание Огюста Ренуара. Он находил в ее внешности и характере особое неуловимое очарование. Надо сказать, что симпатия художника была взаимной. Однако, как остроумно заметила артистка, Ренуар был совершенно не создан для семьи — он сочетался браком с каждой женщиной, которую рисовал.
В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.
Жанна Самари жила недалеко от мастерской живописца и сама приходила к нему позировать. Делала она это, надо заметить, довольно свободно и иногда пропускала сеансы, что огорчало и сердило Ренуара. Работая над портретом, художник дорожил каждой минутой — комната, в которой он трудился, хорошо освещалась только в течение несколько часов.
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку.
Она изображена до пояса. Актриса сидит, опираясь локтем левой руки на стол, обхватив ладонью слегка тяжеловатый подбородок. Рыжие пушистые волосы, выразительный пытливый взгляд ее глаз — во всем этом столько прелести и шарма! На актрисе — зеленое платье с глубоким декольте, один короткий рукав слегка съехал, обнажив прекрасное округлое плечико Жанны. Чрезвычайно привлекательная, с пушистыми волосами и сияющими глазами — актриса словно родилась для того, чтобы стать моделью Ренуара.
«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».
Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо. Модель, судя по всему, была влюблена в художника.
«Но, – сожалеюще утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.
Сам же Огюст говаривал:
«Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».
Жанна из артистической семьи. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром. В 14 лет Жанна поступила в Консерваторию. В 18 лет получила свой первый приз.
Дебютировала в 1875 году в театре Комеди Франсез в роли Дорины в «Тартюфе» (с 1879 г. 305-й постоянный член труппы в истории театра[1]). Играла в основном служанок и субреток в пьесах Мольера. В 1879 г. вместе с труппой театра гастролировала в Лондоне. Между 1877 и 1880 годами Ренуар изобразил её на многих своих полотнах.(Использованы Материалы Викип.)
Умерла от брюшного тифа в 1890 году.Ей было 33 года.
Портрет Жанны Самари
Описание картины «Портрет Жанны Самари»
Жанна Самари была парижской знаменитостью, многообещающей юной актрисой театра «Камеди Франсез». Парижский бомонд ею восхищался и стремился попасть на все премьеры, в которых на сцене появлялась Жанна. Она была настоящей селебретиз своего времени, а ее портрет – чем-то вроде центральной фотосессии в глянцевом журнале. Какой фотограф отказался бы снять, к примеру, Дженнифер Лоуренс или Скарлетт Йохансон для «Максима» или «GQ»?
Надо сказать, что это новое увлечение придавало художнику уверенности в своем призвании и давало надежду на будущее. Это было время, когда импрессионистов нещадно ругали критики, время, когда они теряли доверие торговцев и часто голодали, когда две провалившиеся с треском выставки отбирали понемногу веру в собственные силы. Именно в это время, например, к Ренуару пришел один из торговцев с предложением подделывать картины Теодора Руссо.
Ко всем достоинствам и прелестям Жанны стоит обязательно добавлять прозорливость и тонкое чутье, потому что она безошибочно выбрала гения, который прославит ее. Если бы не Ренуар, о ней бы давно забыли. Сейчас бы никого не интересовало, что позже Жанна Самари вышла замуж за богача Поля Легарда. Он был так влюблен в юную актрису, что решился на свадьбу против воли своих родителей. У Жанны родились три дочери, одна из которых умерла в раннем возрасте, а сама актриса стала прекрасной матерью и даже написала детскую книгу.
А пока Жанна была еще звездой и о ней говорил весь Париж, критики разнесли ее портрет в пух и прах. Говорили о кричаще ярких одеждах на картинах Ренуара, о вызывающе насыщенном розовом фоне. Как до Тернера в Лондоне не было туманов, так до Ренуара женщины не носили яркой одежды. Он не просто позволял женщинам щеголять в изумрудно-зеленом на своих картинах, а навсегда изменил восприятие цвета, радости и праздника в головах людей.
«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете
Один из самых узнаваемых портретов в мире (1877). Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.
Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.
Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?
Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?
1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту
Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.
Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.
Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.
Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.
Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org
Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.
2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари
Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.
Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.
Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.
Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.
На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.
Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.
3. Реакция публики на портрет была неоднозначной
Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На сентиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.
Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org
Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.
В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.
Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org
Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”
4. Ренуар написал 5 портретов Жанны
Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).
Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.
Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.
А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.
Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org
5. Жанна заказывала портреты у других художников
Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.
Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.
И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.
Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org
Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.
6. Личная жизнь актрисы
Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.
Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.
Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.
Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.
Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.
7. У картины есть один секрет
У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.
Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.
Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “ Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Портрет актрисы Жанны Самари 2020
Портрет актрисы Жанны Самари — портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный Огюстом Ренуаром в 1877 году. Хранится в Москве, в музее имени Пушкина.
В 1877—1878 годах Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать.
Дубликаты не найдены
Кто-то так и живет среди барахлишка, у кого-то завалялось в кладовке солидной. Некоторым по фану одолжить/взять в прокат и побаловаться.
Всем стоять, это патруль времени!
Опа! Шухер. Мусорье темпоральное подвалило. )))
Спасибо что обратили внимание
Забытый быт. Интересные детали на картинах В. Е. Маковского
В. Е. Маковский. «Посещение бедных» (1874)
Картины Владимира Егоровича Маковского хороши тем, что удивительно точно передают быт своего времени. И это не говоря уже о разнообразии сюжетов и историй, которые можно увидеть, присмотревшись к деталям. У меня уже были посты о полотнах этого замечательного художника, но работал он столь плодотворно, что можно еще не раз вернуться к его творчеству.
Что происходит на картине «Выбор приданого» (1898) в целом так же понятно из названия. Долгое время приданое при заключении брака играло большое значение, а иногда и решающее. Перед свадьбой составляли подробную опись, включая описание каждой вещи и указание ее ориентировочной стоимости, а затем семья жениха принимала все это под роспись. При этом в перечне могли фигурировать и деньги, и предметы быта, и одежда, включая нижнее белье. Часто приданое готовили задолго до появления потенциального жениха. Однако к концу 19 века отношение к подобным приготовлениям изменилось, по крайней мере, среди дворян и тех, кто на них ориентировался. Не то чтобы люди стали менее меркантильными, просто теперь потенциальные женихи предпочитали приданное в виде денег или недвижимости, а не сундуков с одеждой на 20 лет вперед. Но все же как дань традиции, семья невесты готовила разные приятные мелочи, белье, скатерти и т.д. При этом бедняки занимались приготовлениями самостоятельно, богатые шили на заказ, а представители среднего класса чаще покупали готовое в магазине. Иногда купленные вещи уже сами дополняли собственноручно вышитыми монограммами невесты. Такую семью «середнячков» мы, судя по всему, и видим на картине. На то, что герои не слишком богаты, указывает и относительно простая одежда, и наличие в руках женщин зонтиков (если приезжали в собственном экипаже, зонтики и остальные вещи обычно оставляли там, значит, покупатели экипажа не имеют и нанимают извозчика). Да и в дорогом магазине мужчине бы вряд ли разрешили курить. Но это и не старорежимная лавочка с разбитным приказчиком. Продавец (а продавцы в то время за редкими исключениями были мужчинами) в костюме, а на рукаве нечто вроде петлицы, в которую вставлен карандаш. Им продавцы выписывали чеки для оплаты в кассе.
Напоследок еще несколько замечательных картин мастера.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура – словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».
Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20.
Жанна поступила в Национальную академию драматического искусства ещё в 14, а в 18 уже получила свой первый приз за комедийную роль. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки – традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.
Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.
Уже первой работе, выполненной по заказу родителей Жанны, Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org
Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье. В тот период по-прежнему был спрос в основном на декоративную, прилизанную живопись и синтиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.
Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org
Но и у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями. Когда Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов, картину раскритиковали, немало было насмешек, что “руки женщины словно покрыты чешуёй”.
В 1878 г. Ренуар создает четвёртый портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд – настоящая аристократка!
Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.
Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке). Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.
Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г.
Критика и публика охарактеризовали эту работу художника как просто «занимательный портрет». Они расстались в 1880 году. По словам актрисы: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.
Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре в зелёном платье.
Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org
Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.
У этой картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.
Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью. Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный.
Ренуар – один из самых позитивных художников. Его герои и героини общаются, смеются, танцуют и просто живут в удовольствие. На его картинах вы не увидите мрачных лиц, трагичных сцен и слез детей. Вы на них не увидите даже черного цвета. Как, например, на картине “Девушки в черном”.
Дело в том, что в 80е годы 19 века Ренуар знакомится с научной теорией о взаимодействии спектральных цветов. Тогда стало модно обсуждать, что в природе нет черного цвета, а есть только синий, желтый и красный. В результате Ренуар отказывается от использования чёрной краски. Даже на картине “Девушки в черном” платья и шляпки героинь написаны сложным смешением синего ультрамарина и красного краплака.
Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».
Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.
Неизвестно, как сама Жанна относилась к своим портретам, но (по некоторым сведениям) они висели у нее в покоях, там же они оставались после ее смерти. Доподлинно известно, что многие работы Ренуара, на которых она появляется в разных ракурсах, сегодня широко известны и в конце концов принесли ей ту бессмертную славу, о которой она мечтала при жизни.
Процитировано 3 раз
Понравилось: 13 пользователям