пьер огюст ренуар биография

пьер огюст ренуар биография пьер огюст ренуар биография пьер огюст ренуар биография

Тем летом, когда великий импрессионист был уже 100 лет как мертв, его картины раздули скандал в США. Небольшая выставка «Ренуар: тело и чувственность» заставила страдать автора журнала The New Yorker:

Вслед за стенаниями Шелдаля подтянулась либеральная пресса. Журналисты укоряли мертвого француза в сексизме, объективации и использовании женщин. Сам Ренуар не скрывал одержимости женским телом:

Живопись с трупными пятнами

В 1874 году выставка Ренуара сотоварищи провалилась. Критик Луи Леруа обозвал молодых и непонятных художников «впечатлистами», которые хватаются за сиюминутную эмоцию. И придумал байку, что посетители сошли с ума, увидев картины Клода Моне. Художники сделали оскорбительное «импрессионисты» своим названием. Сегодня их знает весь мир. По Пьеру-Огюсту прошелся Альберт Вольф:

Даже став известным, Ренуар тяжело переносил замечания. Он вырос в бедной семье и всю жизнь сомневался в собственном таланте. Шестой ребенок из семи в семье портного и швеи, будущий мастер с 13 лет расписывал фарфоровые тарелки. Студентом ютился по парижским комнатушкам без окон. Однажды, чтобы озарить жилище светом, рисовал прямо на грязной штукатурке:

А перед смертью высказался наивно и трогательно:

— Картина для меня должна быть чем-то радостным и красивым. Да, просто красивым.

Дедушка свободной любви

— Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света. Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку.

Руки-когти

— Я счастливчик. Ничего другого не могу делать, как только писать картины.

Любовница отца и сына

Впервые он увидел Андрэ Гесслинг 16-летней красавицей незадолго до смерти жены. И до последних дней любовался рыжеволосой Деде, мучительно переживая любовь двух юных сердец, расцветающую на его глазах. Андрэ и его 24-летний сын Жан, герой Первой мировой, летчик, полюбили друг друга с первого взгляда. Ренуар завидовал молодым и был счастлив. Жан и Андрэ поженились 24 января 1920 года, лишь только закончился траур по умершему 3 декабря Ренуару. Жан шутил, что стал кинорежиссером только для того, чтобы сделать из жены звезду. Для экрана она стала Катрин Гесслинг и блистала в немых фильмах.

Она не стала звездой первой величины. Критики называли ее игру слишком театральной и жеманной. В 1931 году продюсеры не дали ей роль в «Суке». Этот фильм считается первым киношедевром Жана Ренуара. Неудачи в кино привели к разладу в семейной жизни. Супруги расстались. Катрин снялась еще лишь в трех картинах, последней стала экранизация «Преступления и наказания» в 1935-м. И удалилась от общества. А Жан уехал покорять Голливуд. В 1975-м ему вручили «Оскара» за вклад в развитие киноискусства.

Имей в виду!

— С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис?

Кстати

Единственные и неповторимые

Каждую из возлюбленных Пьер-Огюст Ренуар рисовал обнаженной. Были и обратные истории: лишь только модель скидывала одежду, он влюблялся.

пьер огюст ренуар биография

Лиза Трео

18-летнюю красавицу художник встретил, когда ему было 24 года. Страстные портреты даже его друзья называли бесстыдными. Роман продлился семь лет и закончился, когда живописец отказался жениться.

Марго Легран

пьер огюст ренуар биография

Рыжие сводили мастера с ума. 20-летняя Марго стала героиней шедевров, в которых Ренуар довел до абсолюта умение изображать свет. В 1877 году она заболела туберкулезом. Ренуар не скупился на врачей, но ему же пришлось оплатить похороны.

Сюзанна Валадон

пьер огюст ренуар биография

Художники Монмартра прозвали ее Страшной Мари за взрывной нрав. Бывшая циркачка громила студии обидевших ее живописцев. Любовница Тулуз-Лотрека и композитора Эрика Сати могла нагишом прийти в парижское кафе и кормить кошку икрой. Сама прекрасно рисовала и стала первой женщиной во Французском союзе художников.

пьер огюст ренуар биография

Алин Шариго

пьер огюст ренуар биография

Габриэлла Ренар

Алин пригласила двоюродную сестру, когда Ренуар почти перестал ходить. Она стала няней для племянников и часто водила их в новомодный кинематограф. Экран заворожил детей настолько, что все трое связали жизнь с кино, а Жан дважды удостоился «Оскара». Для Габриэллы Пьер-Огюст заказывал полупрозрачные платья, в которых и рисовал ее. За них же приревновавшая Алин чуть не прогнала ее.

пьер огюст ренуар биография

Андрэ Гесслинг

Источник

Пьер Огюст
Ренуар

Биография и информация

Особенности творчества художника Пьера Огюста Ренуара: эмоциональность, мимолетность, быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению – все те задачи, вокруг которых были сосредоточены поиски всех художников-импрессионистов, Ренуар решал в масштабных многофигурных картинах и в камерных семейных портретах. Постоянно отыскивая художественную истину, он в разные периоды жизни кардинально меняет манеру письма и пробует новые колористические решения: то сосредотачивается на четкости рисунка, то отказывается от светлой палитры в пользу насыщенно красной или многоголосой черной.

В юности Ренуар зарабатывал невиданные для своего возраста деньги росписью посуды и рисованием библейских сюжетов на шторах, а Шарль Гуно прочил ему карьеру оперного певца, но он всегда упрямо занимался только тем, что приносило ему удовольствие. И живопись оказалась для него главным источником радости.

В поисках радости

Свои первые рисунки маленький Пьер Огюст Ренуар делал на полу дома портновским мелком. Отец ворчал, когда не находил на своем рабочем верстаке мелков, но увлечение сына поддерживал – надеялся, что оно будет полезным в выборе профессии. По вечерам с верстака убирали выкройки, нитки и иголки – и на ночь устраивали здесь постель для юного рисовальщика.

У Огюста было в детстве два костюма, он спал на отцовском верстаке и целыми днями носился с мальчишками по улицам, а лучше всего успевал на уроках пения. Его голос был так хорош, что регент церковного хора, молодой и еще никому не известный композитор Гуно, выделил Ренуара среди других юношей, занимался с ним отдельно, убеждал родителей дать сыну музыкальное образование и обещал устроить в оперный хор.

К 20-ти годам Пьер Огюст Ренуар понял, что будет художником и что заработанных за ремесленные годы денег ему хватит, чтобы самостоятельно оплатить обучение в школе Глейра. Сбережений хватило как раз чтобы прожить времена студенчества, и оказалось, что заработать живописью, да еще и революционной, не так просто, как портретами Марии-Антуанетты на тарелках.

В поисках счастья

Но любовь всей своей жизни Пьер Огюст Ренуар встретил, когда ему было уже 40. Когда уже позади были годы безденежья и отчаянной бедности, позади были азарт и воодушевление первых выставок импрессионистов и лавины критики. Уже погиб на франко-прусской войне один из самых близких друзей Фредерик Базиль, а со вторым – Клодом Моне – были исхожены сотни километров и написаны десятки пейзажей бок о бок, практически с одной точки зрения.

К тому времени Пьер Огюст Ренуар уже встал на ноги и познакомился с арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем, который первым начал покупать картины новых и пока не понятных современникам художников-импрессионистов. А человек с удивительным художественным чутьем, коллекционер Виктор Шоке уже стал одним из ангелов-хранителей и заказчиков Ренуара.

В поисках себя

Пьер Огюст Ренуар никогда не связывал себя художественными принципами – он писал то, что хотел, и так, как хотел. Он смело менял палитру, сокращая количество цветов и, строя колористическое впечатление на контрастах, в какое-то время он отказался от импрессионистических фигур, сливающихся и растворяющихся в окружающем мире и начал писать графически точные контуры, заполненные ровным красочным слоем, для некоторых работ использовал всего две краски. Он принял участие всего лишь в четырех выставках импрессионистов из восьми, а в чистой импрессионистической манере работал от силы лет 10. Он всегда был больше стилей и теорий.

Только в 1890-х годах на Пьера Огюста Ренуара обрушилось признание и слава: персональная выставка художника у Дюран-Рюэля вызвала восторг зрителей, а картина «Девушки за фортепиано» уехала с выставки прямо в Люксембургский музей в Париже. К концу жизни Ренуар увидел свои картины рядом с полотнами великих мастеров: в Лувре, в Национальной галерее Лондона и в других музеях. В сельский дом Ренуара приезжали люди, бедные и состоятельные, скандинавы и японцы, чтобы выразить восхищение и увидеть метра. Многие совершали многодневное пешее паломничество, чтобы просто молча посидеть в мастерской, потому что не знали французского.

При этом были исключительно ремесленные привычки и принципы, которых Ренуар придерживался всю жизнь. Во времена отчаянной бедности, поедая один мешок фасоли на двоих с Клодом Моне и часто не имея возможности купить краски, Пьер Огюст Ренуар навсегда приучился расходовать их экономно, а смешивать сразу на холсте. Он выдавливал краски на палитру понемногу, заворачивая край тюбика для точности и всегда помня еще и о тяжелом труде мастера, который их растирал. В мастерской у него был идеальный порядок, всегда чистые палитра и кисти, он не любил тонких холстов и предпочитал грубые, холсты покупал в рулонах, и обрезал, когда на нем уже проявлялся эскиз будущей картины. Так было всегда: и когда Пьер Огюст Ренуар писал портрет жены сапожника за пару ботинок, и когда он стал кавалером Ордена почетного легиона, и даже когда уже был парализован. Сначала он выучился писать левой, когда пальцы перестали разгибаться, просил просто привязывать кисть к руке. Мазки накладывал с невероятной точностью.

Источник

Огюст Ренуар — художник, познавший счастье

Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir; родился 25 февраля 1841 — умер 3 декабря 1919 гг.) — один из родоначальников и главных представителей импрессионизма, создававший свои шедевры во второй половине XIX и в начале XX веков. Ренуар прежде всего известен как художник-портретист, но работал и в других жанрах — рисовал пейзажи и натюрморты, голую натуру. Живопись мастера характерна и узнаваема: каждое произведение словно излучает гармонию и светлую радость. Он не писал батальных сцен, был равнодушен к драме и трагическим сюжетам. На его полотнах цветут цветы, купаются в небесах пышные кроны деревьев. На картинах Огюста Ренуара танцуют и веселятся люди, наслаждаются жизнью очаровательные женщины, играют дети и лениво дремлют сытые коты.

пьер огюст ренуар биография

Огюст Ренуар — художник, испытывавший подлинное счастье от творчества. Редкостное умение. Обычно пишут о «муках творчества», но, глядя на работы Ренуара, даже близко нет ощущения вымученности. Они — как полет на солнечном луче, неудержимый, прекрасный. Была ли жизнь художника столь же счастливой?

пьер огюст ренуар биография

Огюсту Ренуару, как и многим импрессионистам, свойственно пассивное, наблюдательное отношение к жизни. Такие люди обычно чувствуют себя полностью довольными ею. Опять же, стоит вспомнить древний афоризм: «Одни приходят в мир воевать, другие — торговать, а самые счастливые — наблюдать». Сам художник на склоне лет признавался своему другу Альберу Андре (Albert André) в том, что ощущает себя поплавком в течении жизни. Его искренне пугала необходимость принимать хоть какие-то решения — он предпочитал наблюдать.

пьер огюст ренуар биография

Ренуар — один из самых плодовитых живописцев в мире. Мастер создал примерно 6 000 произведений. Это значит, что он писал примерно по сотне картин в год. Удивительная работоспособность и потрясающая увлеченность. И еще раз к слову о счастье. По меткому замечанию писателя Октава Мирбо (Octave Mirbeau), ни одна из этих картин не вызывает грусти.

Биография Огюста Ренуара

Огюст Ренуар появился на свет в Лиможе. Это счастливое для его семьи событие произошло 25 февраля 1841 года, в шесть часов утра — так утверждает акт о рождении. Отец будущего художника, Леонар Ренуар, был портным, и небезосновательно считал себя одним из лучших в профессии. Мать, Маргарит Мерле, работала швеёй. Спустя три года после рождения маленького Пьера Огюста увезли в Париж, где его родители решили попытать счастья и поискать лучшей доли.

пьер огюст ренуар биография

Спустя еще 4 года, в 1848-м семья Ренуара переживает трудные времена. Страна раскачивается на волнах революции, многие прозябают в нищете, остальные просто бедствуют. Однако не идет и речи о том, чтобы лишить образования шестого отпрыска семьи Ренуаров. В семь лет Огюст отправляется в школу.

пьер огюст ренуар биография

Тогда, в грозовом Париже у человечества был серьезный шанс лишиться счастливых шедевров Ренуара. У мальчика оказался потрясающий голос, благодаря которому его заметил Шарль Гуно (Charles François Gounod) — «аббат Гуно». Девятилетнего отрока взяли петь в собор Сент-Эсташ, а Гуно, регент церковного хора, принялся совершенно бесплатно учить Пьера Огюста музыке. Он настаивал на том, чтобы будущий живописец стал музыкантом, но этого не произошло.

пьер огюст ренуар биография

Уже в школе Огюст очень полюбил рисование. Особенно хорошо ему удавались портреты. Отец прочил будущему мастеру карьеру художника, расписывающего фарфор. В 13 лет юношу устроили работать в мастерскую Леви на Фоссе-дю-Тампль, 75. Огюст стал настоящим мастером росписи. Увы, карьере его пришел конец, когда в 1858 году миру был явлен печатный станок, способный переносить изображения на фарфор.

Несколько месяцев Огюст оставался безработным. Он бродил по Парижу, не представляя, что хочет делать. Но посетители традиционных «субботних вечеров» у Ренуаров посоветовали ему продолжать занятия живописью.

пьер огюст ренуар биография

В 1862 году юноша сдает экзамен и становится слушателем парижской Школы изящных искусств. Тогда же он берет уроки у известных французских художников Эмиля Синьоля (Émile Signol) и Шарля Глейра (Marc Gabriel Charles Gleyre). Интересно, что у Глейра в разное время занимались Клод Моне (Oscar-Claude Monet), Анри-Пьер Пику (Henri Pierre Picou) и Альфред Сислей (Alfred Sisley). Уже два года спустя, в 1864-м Салон согласился выставить у себя одну из первых картин Ренуара.

Карьера гения продолжалась шесть десятков лет. В 1912-м его разбил паралич и он смог передвигаться только в инвалидном кресле. Но мастер продолжил рисовать. Его последние годы были полны признания, ему пели дифирамбы именитые художники и искушенная публика, картины выставлялись в Лувре и Лондонской галерее. В 1919-м, на 79-м году Огюст Ренуар ушел из жизни. Говорят, за день до этого печального события он выпустил из пальцев кисть и произнес: «Мне кажется, я начинаю что-то понимать…»

пьер огюст ренуар биография

Лучшие картины Огюста Ренуара

Трудно выбрать лучшие картины Ренуара. Среди самых известных полотен — «Портрет Жанны Самари», написанный в 1877-м. На шедевре изображена молодая актриса «Камеди Франсез». Поза модели полна задумчивой безмятежности, на лице блуждает мечтательная полуулыбка, а взгляд выдает ее живой острый ум.

пьер огюст ренуар биография

Еще одно из известнейших полотен Ренуара — прекрасная «Обнаженная» (1876 год). Это произведение — гимн женской красоте, выраженной не в идеальных формах, а в свежести, здоровье и мягком обаянии молодости. Кожа «Обнаженной» словно сияет, а ее округлые упругие формы притягивают взгляд.

пьер огюст ренуар биография

Кисти Ренуара также принадлежат:

пьер огюст ренуар биография

Когда-нибудь мы поймем, о чем говорил художник в свой предпоследний день. Возможно, мы узнаем, почему у его женщин пронзительные взгляды и улыбки, словно отменяющие Время. И почему улыбаются дети… Пока же нам остается лишь восхищаться творениями мастера, познавшего счастье и сумевшего перенести его на холст мановением кисти.

А что чувствуете вы, разглядывая шедевры Ренуара? Быть может, вам хочется иметь в коллекции одно из его волшебных полотен? Тогда добро пожаловать на онлайн-аукционы платформы Very Important Lot. И обязательно взгляните на работы современных художников. Ведь даже Ренуар когда-то был мало кому известен.

Источник

Огюст Ренуар, биография щедрого на счастье художника

Пьер Огюст Ренуар – французский художник, творческими нишами которого были живопись, графика и скульптура. Известен более всего как живописец. О. Ренуар, убеждённый приверженец радостных и визуально красивых полотен, считал, что картина должна делать человека счастливее, быть источником только позитивных чувств и мыслей. Эта идея стала жизненным кредо живописца.

Происхождение и детство

Огюст Ренуар родом из Лиможа, французского города мастерских и фабрик. Родился 25 февраля 1841 года в многодетной семье портного (Огюст стал шестым ребёнком, всего у родителей будет семь детей). Спустя несколько лет в Лиможе начались волнения рабочих, и Ренуары переехали в Париж.

В столице было больше возможностей, к тому же у Огюста проявились дарования. Пение в церковном хоре выявило незаурядный голос – родителей убеждали, что сын должен учиться музыке. Необходимость зарабатывать и замечаемые близкими художественные наклонности заставили устроить подростка в фарфоровую мастерскую. Здесь он освоил профессию художника-оформителя и расписывал фарфор в мастерской Леви. Но ему этого было мало. После работы, по воспоминаниям младшего брата Эдмона, Огюст посещал бесплатные уроки рисования и быстро прогрессировал.

Первый холст

Рабочий из мастерской Леви, Эмиль Лапорт, увлекался живописью. Он, видя стремление юного коллеги, позволил Ренуару взять его холст и краски. Тот долго и увлечённо писал маслом. Позвали Лапорта, так как других «мэтров» не знали, и торжественно показали ему результат. Картина была на библейский сюжет, с Евой и Змеем. Эдмон вспоминает, что старик долго разглядывал полотно, а потом посоветовал родителям сделать всё возможное, чтобы сын смог заниматься живописью всерьёз. И тогда он непременно станет знаменитостью.

Роль семьи

Чтобы достичь предсказанного блестящего будущего, надо было учиться, для чего сначала накопить достаточно денег. Всей семье пришлось потуже затянуть пояса. Огюст отчётливо понимал, чем он обязан родным, он всегда искренне любил мать, отца, сестёр и братьев. Вообще семья, из которой он вышел, стала для него образцом по жизни – много лет спустя ему удастся создать свою дружную семью. Ему нравилось, что родители были простыми людьми и научили его уважать ремесло и красоту. Много позже, уже состоявшись как художник, он говорил, что ему повезло родиться в семье тружеников, а не интеллектуалов. Иначе его взгляд на вещи и искусство не был бы таким естественным, а руки такими ловкими.

Плоды трудолюбия

Четыре года Ренуар расписывал фарфор. Затем прогресс привёл к тому, что художники стали не нужны – их заменила печатная машина. Он начал расписывать дамские веера и ткани. Всё это время усердно копились средства, и к 21 году Огюст смог наконец приступить к желаемому – в 1862 году поступил в парижскую школу изящных искусств. Здесь его главным учителем стал Шарль Глейр, к которому Ренуар ходил на уроки рисования обнажённой натуры. В это время определилась его любовь к сочным краскам, а чувственное отношение к искусству выделяло Огюста из студентов – Ренуар картины писал, как он сам признавал, для собственного удовольствия.

Друзья-единомышленники

Другим главным событием в жизни этого периода стало знакомство с Базилем, который поразил его элегантностью, Сислеем, удивительно деликатным человеком, а также обаятельным Клодом Моне, ставшим лидером группы друзей. Собираясь в кафе «Клозери де Лиля», молодые таланты с юношеским максимализмом бесконечно спорили о новом Возрождении, участия в котором они желали. Позже к ним присоединился Камиль Писсарро.

Одним из камней преткновения было разногласие по поводу места работы. Ренуар был сторонником того, что учиться писать надо в музее, друзья предпочитали делать это на природе. В зрелом возрасте свои картины Пьер Ренуар в основном всегда будет создавать в мастерской (не любил работать на пленэре).

Трудный период надежд

Учёба у Глейра длилась недолго – у Ренуара кончились деньги, а в 1863 году ателье и вовсе было закрыто. Этот год в художественной жизни Парижа стал прорывным – Наполеон III открыл Салон отверженных, на первой же выставке которого прогремел, а затем стал центром притяжения молодых художников Эдуард Мане. Вслед за ним вся компания перебралась в кафе «Гербуа».

Следующие десять лет Ренуар вместе с друзьями-импрессионистами осваивает пленэр. Денег нет, но есть друзья, и он часто подолгу жил у них.

Первые шедевры

Произведение под названием «Лиза» (1867) стало первой значительной работой живописца. Лиза – подружка художника, её портрет Ренуар написал в полный рост на большом холсте (полотна такого размера обычно применялись для портретов королевских особ). Выставленная в 1868-м картина была принята благосклонно. О молодом художнике начали говорить.

Потом появился «Лягушатник» – Ренуар жил с Моне на берегу реки, её виды с людьми стали темой их картин (у каждого по три). Стили молодых художников в этих работах почти не отличаются: люди на берегу, купальщики, лодки, а вокруг сверкание воды. В этом и была задача – создать картины-сиюминутный взгляд. Важные шаги на пути рождения нового течения, определение которого появится только через пять лет.

Сделав свет главным элементом стиля живописи, Ренуар основное внимание обращает на человеческие фигуры – в этом направлении и предпочитает работать.

Выставки импрессионистов

Весной 1874 года в фотоателье Надара импрессионисты впервые организовали показ своих произведений. Толпы зрителей, привлечённые шумихой, в основном критиковали художников и их работы. В обществе даже поднялся бунт против нового слова в живописи. Ренуар выставил семь картин. Одну из них, под названием «Ложа», удалось продать. В следующем году художники устраивают аукцион, целью которого становится реализация картин с Первой выставки. Но их снова ожидает провал.

В 1876 году

Вторая выставка. Она прошла более спокойно, но новое течение пока не принималось. Работы Ренуара уже в числе центральных.

В 1877-м

Третья выставка, важнейшая, так как впервые получила официальное название «Выставка импрессионистов». На ней Ренуар выставил уже 20 картин, о которых друзья-художники отзывались очень положительно, назвав, к примеру, его «Бал» настоящей исторической живописью. Ведь современность, история собственной эпохи, свидетелями которой являются ныне живущие, так важны для потомков. Но критики не успокаивались, картины не покупались.

В 1878 году

Ренуар выставил картину «Чашка горячего шоколада», по собственному признанию, написанную в угоду публике, ради того, чтобы, наконец, заработать. Создавая её, художник всё ещё верен своим идеалам, но картина находит своих зрителей.

В 1879-м

нарядная картина «Мадам Шарпантье и её дети» была даже принята в официальный Салон (помогли связи портретируемой). Это был успех, который обещал новые заказы и материальное благополучие. С этого времени Ренуар больше не принимает участие в выставках импрессионистов – надо было на что-то жить. В отношениях с некоторыми старыми друзьями появилась скованность, возникшая в результате разных мировоззрений – кто-то был закостенелым анархистом, кто-то убеждённым социалистом, кто-то слишком агрессивен.

Полоса успеха

В 1881 году Ренуар отправляется в своё первое путешествие – он удачно продал несколько картин. Алжир, Венеция, Рим, Неаполь, Палермо околдовали молодого художника и напитали его эмоциями, впечатлениями и красками.

Он выставляется в Салоне в Группе независимых художников. Теперь его представляет агент Дюран-Рюэль, он же в 1883 году организует персональную выставку. Зимой Ренуар путешествует с Моне, отправившись в Геную, с ним же посещает Сезанна в Провансе – с этого времени живописец летом и зимой выезжает из Парижа, бывает в Нормандии, Бургундии, Бретани и везде пишет-пишет. По собственному желанию, по заказам богачей – осторожные шаги к признанию публикой, ведь склонности к собственной переоценки у Ренуара никогда не было. Агент организует выставки в Лондоне и Брюсселе, везде художника встречают благосклонно и даже восторженно.

Личная жизнь на фоне творчества

Девушку своей мечты, образ которой вырисовывался задолго до знакомства с ней, Огюст увидел впервые в начале 1880-х. Алин Шариго жила неподалёку, зарабатывала шитьём. В ней молодой художник нашёл чуткость и уважение к своему делу, спокойствие и доброту. В марте 1885-го родился первенец – сын Пьер. Ренуар оплатил труд доктора, собственноручно расписав его квартиру – после посещения Италии в художественной душе Ренуара поселилась ностальгия по декоративной росписи.

Но творчество этого периода не приносило полной удовлетворённости. Иногда художнику казалось, что он ничего не умеет, что приводило даже к вспышкам гнева и уничтожению работ. На помощь пришёл Энгр, которого в молодости Ренуара презирали все импрессионисты. Начался так называемый энгровский период жизни. Рисунок стал жёстче, линии чётче, цвет локальнее, вибрации света и тени остались в прошлом.

Семья поселилась в деревне Эссуа, прелести которой по-настоящему полюбились художнику, даже в Париж какое-то время он возвращался неохотно. В начале 1890-х Ренуары снова в столице, они въехали в «Замок туманов», расположенный высоко на холме. В этом 3-этажном доме, на чердаке которого была обустроена мастерская, в 1894 году родился второй сын, Жан. Вызвали из деревни на подмогу Габриэль, сестру Алин. Впоследствии она стала моделью для многих картин художника.

В 1900 году живописец стал кавалером ордена Почётного легиона.

В 1901-м родился Клод, третий сын. Теперь он «позировал» вместо подросшего Жана.

В 1911 году присвоено звание офицера Почётного легиона. Выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, выделение целого зала для его работ в Салоне – настоящий триумф мастера.

Последние годы

Ренуар всю жизнь часто болел простудами. В 1888 году невралгия парализовала часть лица – пришлось долго лечиться. В 1897-м он катался в дождь на велосипеде, последовав примеру своих молодых коллег, которые к Ренуарам часто приезжали на велосипедах, и неудачно упал – перелом правой руки стал настоящим несчастьем. Пришлось учиться писать левой, к счастью, во всём помогали Алин и Габриэль. Но падение всё-таки принесло роковые перемены – выявился артрит, сопровождаемый постоянными болями и угрозами неподвижностью. Но Огюст Ренуар, человек хрупкий физически и невероятно сильный духом, жаждал жизни и творчества. Семья боролась – Алин вывозила знаменитого мужа на целебные воды Германии, Франции, на Средиземноморье, пытаясь найти подходящий ему климат. В конце концов купили виллу Колетт на юге Франции (в тех местах сегодня вилла Пьера Кордена), куда часто приезжали друзья. А мастер был прикован к креслу и не переставал работать.

На Первую мировую в 1914-м ушли старшие сыновья Пьер и Жан. Через год умерла Алин. Оба сына были ранены, но вернулись живыми.

С каждым днём работать было всё труднее. До последних минут своей жизни он писал. Умер 2 декабря 1919 года, закончив натюрморт с анемонами и даже, говорят, успев распорядиться относительно его размещения.

Самые знаменитые картины Ренуара

Богатое наследие Огюста Ренуара, около полутора тысяч произведений, рассредоточено по музеям и частным коллекциям по всему миру. Любимые жанры мастера: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены и обнажённая натура. К их созданию приступал всегда с манящей страстью, ощущая себя «пробкой, несущейся по волнам» и отдаваясь их воле.

Наиболее известны картины Ренуара с названиями:

Художник прожил долгую жизнь. Ему повезло стать свидетелем и участником рождения импрессионизма, он знал Матисса и его «диких», видел Пикассо и появление кубизма. Но на всю жизнь остался таким же чистым и светлым, каким пришёл в этот мир, не растерявшим уверенность, что картины должны дарить только радость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *