творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Михаил Грачев. Москвичи. Аттракцион в парке. Москва, 1956. Собрание МАММ

Михаил Грачев. На стадион. 1949. Собрание МАММ

Михаил Грачев. Детсад. Зарядка. 1940-е. Собрание МАММ

Михаил Грачев В метро Москва 1950-е Собрание МАММ

Михаил Грачев. Ветеринарная больница. Москва, 1950-е. Собрание МАММ

Михаил Грачев. Вакцина против гриппа. Москва, 1950-е. Собрание МАММ

Михаил Грачев. Дети в кукольном театре. 1950-е. Собрание МАММ

Михаил Грачев. Дети и яблоки. Пролог. Москва, 1963. Собрание МАММ

Михаил Грачев. В магазинах без продавцов. Мамины помощницы. Москва, 1950-е. Собрание МАММ

Михаил Грачев. Завод им. Лихачева. ИЗО студия. Москва, 1955. Собрание МАММ

Михаил Грачев. В метро. Москва, 1950-е. Собрание МАММ

Михаил Грачев. Москва. Библиотека. Москва, 1960. Собрание МАММ

Москва,

Поделиться с друзьями

О выставке

Михаил Грачев
Советская повседневная жизнь. 1930-е — 1960-е годы

22 февраля — 24 марта (продлена до 31 марта)

В рамках программы «Классики российской фотографии»
При участии Государственной публичной исторической библиотеки России

При поддержке: Норникель
Куратор: Наталья Бурнина

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва, представляет выставку выдающегося советского фотографа Михаила Грачёва «Советская повседневная жизнь. 1930–1960-е годы».

Михаил Грачёв (1916–2011) увлекся фотографией еще в юности. Всю свою жизнь он посвятил фотожурналистике и более сорока лет проработал в печатной прессе. Его работы стали визуальными символами первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенных строек и вошли в золотой фонд советской и мировой фотографии.

Первые снимки Грачёва были опубликованы в журнале «Наши достижения», редактором которого был Максим Горький. Совсем еще юный фотограф снял занятия кружка юннатов и будни пионерского лагеря. В 1936 году по рекомендации сестры В. И. Ленина Марии Ульяновой Грачёв был зачислен в штат газеты «Известия», где стал фотокорреспондентом, специальным корреспондентом редакции и одновременно — заведующим лабораторией. В 1939 году он окончил вечерний техникум, готовивший фоторепортеров. В годы Великой Отечественной войны заведовал фотолабораторией «Известий», работал фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва». Часто выезжал на Калининский и Западный фронты, работал в осажденном Ленинграде, на Северном Кавказе. Во время обороны Москвы Грачёв снимал под Волоколамском, Истрой и Тулой. На выставке будут также показаны фотографии, созданные Грачёвым в Москве во время войны.

С 1949 года Грачёв работал в журнале «Советский Союз». Репортажи, подготовленные для этого издания, составляют основу экспозиции в МАММ. За время работы в журнале Грачёв опубликовал более 300 больших фотоочерков, многие из которых были отмечены благодарностями и премиями. Зачастую они почти не сопровождаются текстом, поскольку сами по себе уже рассказывают историю.

По заданию редакции Грачёв снимал главные стройки СССР: так появились фотоочерки «Канал Иртыш — Караганда», «Страна великих рек», репортажи о строительстве Куйбышевской ГЭС и Главного Туркменского канала. В 1957 году Грачёв снимал легендарный Всемирный фестиваль молодежи и студентов (очерк «Вас ждут в Москве»).

Особое место в его фотографическом наследии занимают фотоочерки о повседневной жизни — «На дачном поезде», «По пути на работу», «Вечером», «Библиотека на Бронной». В 1960-е годы идеологический запрос на героику сменяется демонстрацией бытового благополучия советских граждан. Москвичи на фотографиях Грачёва ходят в театр, в кино, читают книги в библиотеке, празднуют масленицу в недавно открывшихся Лужниках. Работницы в модных купальниках загорают в заводском солярии на фоне рисованных декораций. Серия «Против гриппа» демонстрирует хитроумный прибор, доставляющий вакцину в организм без помощи шприца. В репортаже о действующей по сей день детской железной дороге в подмосковном Кратово — маленькие москвичи осваивают профессии билетера, кондуктора, проводника, семафорщика и сами же с удовольствием исполняют роль пассажиров.

Помимо персональных выставок, в советские годы работы Грачёва неоднократно экспонировались на международных выставках в Советском Союзе, Англии, Франции, Италии, странах Азии и Америки и отмечались высшими наградами.

С первых лет существования музея «Московский Дом фотографии» работы Грачёва пополняли коллекцию музея и многократно экспонировались на групповых выставках, подготовленных МАММ. Персональная выставка Грачёва стала возможной благодаря новым поступлениям фотографий мастера в коллекцию музея в 2018 году.

Работы Грачёва участвовали в групповых выставках «Шедевры советской фотографии» в Atlas Gallery (Лондон, 2018) и «Советская эпоха: русская фотография из Архива Лафуэнте (1917–1972)» в Círculo de Bellas Artes (Мадрид, 2018).

Источник

Главные выставки года

Василий Верещагин, жены русских художников, голландские шедевры и фарфор эпохи Мин: «Культура.РФ» рассказывает, какие выставки нельзя пропустить в этом году.

«Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга»

24 января — 24 июня

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Третьяковская галерея впервые представляет широкой публике восемь малоизвестных работ Карла Брюллова. Семь из них — портреты из частной коллекции потомка художника, которые до этого года практически не экспонировались. Также впервые в Третьяковке выставлен «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Это полотно галерея безуспешно пыталась купить на торгах лондонского аукциона «Сотбис» дважды: в 1995 и в 2007 году. Редкие работы Брюллова покажут рядом с его известными картинами из выставочных залов Третьяковки.

1 февраля — 15 мая

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

В Музее русского импрессионизма можно посетить первую в России масштабную выставку портретов жен русских художников — Ильи Репина, Михаила Врубеля, Петра Кончаловского, Валентина Серова, Игоря Грабаря и многих других. Экспозиция не только показывает, как менялось русское искусство в XIX–XX веках, но и рассказывает множество интересных историй о художниках и их избранницах. Например, Игорь Грабарь начал писать свой портрет с двумя девушками еще в 1904 году, а завершил работу спустя десять лет — когда одна из них уже стала его женой. А еще позже вторая модель, позировавшая для картины, стала второй супругой Грабаря. Музей организует специальные экскурсии по выставке, а индивидуальный аудиогид для экспозиции записал Сергей Чонишвили.

«Екатерина Великая в стране и мире»

15 февраля — 28 мая

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Выставка Русского музея рассказывает, как политика Екатерины Второй отразилась в искусстве второй половины XVIII века. В экспозиции представлены всевозможные виды и жанры искусства. Военные события эпохи иллюстрируют гравюры и графика, великие современники Екатерины Второй запечатлены на портретах кисти Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Ивана Аргунова, а также в скульптурах Федора Шубина, Джакопо Мональди и других мастеров. Города, которые посещала императрица, остались в пейзажах Федора Алексеева и Михаила Иванова. Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие музеи страны: Русский музей, Государственный исторический музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея и другие.

«Два века Петипа»

7 марта — 10 июня

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина пройдет выставка, посвященная жизни и творчеству балетмейстера. Архивные документы и фотографии расскажут, когда Петипа оказался в России, как он знакомился с музыкальными и театральными деятелями Москвы и Петербурга и, конечно, как работал над культовыми балетами — «Лебединым озером», «Спящей красавицей» и другими. В экспозицию войдут эскизы костюмеров и декораторов XIX века, а также кинокадры хореографического наследия Петипа — от эпохи немого кино до современных постановок.

Василий Верещагин

7 марта — 15 июля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Третьяковская галерея решила повторить успех выставок Валентина Серова и Ивана Айвазовского — посетителей ждет масштабная экспозиция работ Василия Верещагина. Для самого художника всегда была важна целостность серий его картин, посвященных путешествиям, поэтому кураторы экспозиции расположат произведения именно по этому принципу — циклами: Туркестанская, Балканская, Индийская, Палестинская серии и другие. Всего на выставке представят около 100 живописных и 130 графических произведений — в основном из собрания Третьяковской галереи. Однако некоторые работы привезут из других городов — Новгорода, Вологды, Ярославля, Казани, Иванова, Серпухова, Череповца и Перми.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

28 марта — 22 июля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России покажет 82 шедевра Лейденской коллекции Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, американских филантропов. Томас Каплан известен как крупнейший частный коллекционер голландской живописи, и его Лейденская коллекция — одно из наиболее значимых собраний голландского искусства XVII века. Особую ценность коллекции придают работы Рембрандта и его учеников, а также Франса Халса и Яна Вермеера. А также — произведения Лейденской школы тонкой живописи: это уникальная по технологии живопись по дереву и меди.

Осенью полотна из Лейденской коллекции привезут и в Санкт-Петербург: 5 сентября выставка откроется в Государственном Эрмитаже и продлится до 13 января 2019 года.

«Династия Мин — сияние учености»

17 апреля — 25 июля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

В выставочных залах Патриаршего дворцаи Успенской звонницы откроется выставка, посвященная искусству эпохи династии Мин — золотого века китайской культуры. На экспозиции представят уникальную коллекцию мебели династии Мин из собрания Шанхайского музея и разные предметы эпохи, резьбу по камню, живопись, редкие ювелирные изделия. Особое внимание кураторы выставки советуют обратить на фарфор и обещают показать почти все достижения мастеров-керамистов этого периода.

«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

21 апреля — 29 июля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Илья Кабаков — концептуальный художник, автор жанра так называемой «тотальной инсталляции», в которой зритель оценивает не отдельные арт-объекты, а единое творческое пространство, отображающее будни советской жизни. На выставке в Эрмитаже произведения Ильи и Эмилии Кабаковых — живопись и графика, инсталляции и архитектурные модели — расскажут о становлении московского концептуализма как творческого метода. Над масштабной экспозицией работали Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и британская галерея Тейт.

«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

4 сентября — 28 октября

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

ГМИИ имени Пушкина станет центром культурных событий «перекрестного» Года Японии и России. Выставка искусства эпохи Эдо — времени становления японского духа и национальной идеи — будет уникальным собранием всех течений японского искусства XVII–XIX веков. Многие работы, которые войдут в экспозицию, никогда не покидали пределы Японии, а две из них обладают почетным статусом «национальное сокровище».

Архип Куинджи

3 октября 2018 года — 27 января 2019 года

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Еще одной персональной выставкой в Третьяковке станет экспозиция работ пейзажиста Архипа Куинджи. Она объединит 120 работ художника из собрания Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и нескольких региональных музеев. Особое внимание уделят этюдам Куинджи — ведь именно во время работы над ними художник активно экспериментировал с цветом и светом, использовал результаты научных опытов в области физики и химии.

Выставка Марселя Бротарса

29 сентября 2018 года — 3 февраля 2019 года

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

«Гараж» представит первую в России ретроспективную выставку бельгийского поэта, художника и кинорежиссера Марселя Бротарса. Экспозиция охватит все сферы его творчества: фильмы, объекты и инсталляции. Несмотря на то что художественная карьера Бротарса была недолгой — художник обратился к пластическому искусству только в 40 и работал лишь 12 лет — его видение во многом определило дальнейшее развитие современного искусства. Бротарс смело экспериментировал с разными техниками, соединял в своих работах разные медиа — и такой новаторский для 1960-х годов подход стали развивать и другие художники.

Источник

Экспозиция как провокация. История одной выставки о советской эпохе, которую создают жители закрытого города в Пензенской области

Выставка «Конец прекрасной эпохи», которая открылась зимой 2019 года в закрытом городе Заречный под Пензой, отличается от многих других подобных музеев советского быта. Она интерактивная — здесь можно не только разглядывать витрины и фотографировать экспонаты, но и делиться своими воспоминаниями, которые тоже станут частью самой экспозиции. Как идею одного человека поддержал весь город и что из этого может получиться в будущем — в материале «7х7».

Заречный

В 12 километрах от Пензы есть небольшой, на 65 тысяч жителей, закрытый город. В свое время сюда приехали люди со всех уголков России, чтобы своими руками «ковать атомный щит страны». До сих пор здесь работает градообразующее предприятие «Старт», где производятся высокоточные приборы и оборудование для атомных электростанций.

Въезд и выезд отсюда — только по пропускам. Режимность Заречного определила уникальность местного сообщества: люди годами сосуществовали вместе на ограниченной территории, у них всегда было четкое представление о своем предназначении — работа на благо родины. Здесь, в особой атмосфере закрытости и появилась выставка о советском прошлом. Эта выставка народная во всех отношениях — ее формируют сами жители города и она бесплатная.

Второй этаж муниципального музейно-выставочного центра Заречного, бывшей городской бани. Стилизованная советская прихожая: на вешалках — цветастые платья, драповое пальто, тут же рядом галоши. Дальше — путешествие по советским десятилетиям: нужно пройти по коридору-периметру, каждый раз заворачивая за угол на 90 градусов. Один отрезок пути — одно десятилетие, его символы и предметы быта, которые у новых поколений часто вызывают удивление и непонимание.

Часть стендов выставки рассказывает о поколении первостроителей Заречного, которые в 1960-е приехали строить город с одним чемоданом. Многие экспонаты уже тогда стали символами закрытого города: пропуск, потерять который для местных жителей было страшней, чем паспорт; дверной глазок, в который можно долго смотреть, но так ничего и не увидеть; советский бокал с отколотым краем, но с дорогим сердцу изображением Кремля.

Под телефонным аппаратом — пропуск в город

Другая часть стендов — о Заречном 1970-х: местные жители называли его «советским раем», «городом привилегированного снабжения» и «городом, где все друг другу были терапевтами». Люди были рады жить сообща на одной территории. Виктор Кладов рассказывает:

— Заречный был как будто маленьким Парижем. Улыбающиеся и красиво одетые люди шли на проходную завода как будто по подиуму, а не на работу. Концентрированный социализм в отдельно взятом городе. Это был город социальных благ и достатка.

Третья часть стендов — про эпоху конца 1980-х. В это время в Заречном все еще были хорошие зарплаты, но их, как и во всей стране, стало некуда тратить. Произошло самое страшное, что могло произойти для зареченцев: они постепенно стали утрачивать веру в коммунизм.

У большей части экспонатов народной выставки нет подписей — они безымянные. По замыслу организаторов, это провоцирует посетителей на воспоминания, этикетки же сбивают с толку.

В конце маршрута — вход комнату. Ее стены выкрашены в белый цвет, стол и стулья здесь тоже белого цвета. Это комната для воспоминаний о советском прошлом — каждый, кто сюда пришел, заполняет специальную анкету. Экскурсовод может дать вам какой-либо предмет из советских реалий для размышлений.

Зареченцы вспоминают, как непросто было достать для ремонта обои, как варили клейстер, как дружно оклеивали квартиры. Для фильмоскопа (прототип домашнего кинотеатра) главным было выбрать хорошую простынь. Про банку растворимого кофе в конце 1980-х в Заречном ходила частушка: «Растворимый кофе привезли на базу. Привезли на базу — растворился сразу». А потенциал куска картона, уверяют организаторы, вообще безграничен. Зимой на нем катались с горок, и люди вспоминают, где его брали, где можно было покататься — так раскручивается история.

В финальной части экспозиции — карта воспоминаний Заречного. На ней посетителей просят отметить место, с которым связано самое счастливое воспоминание, — поставить на карте города фишку определенного цвета. Для каждого десятилетия свой цвет. Так организаторы хотят определить, где же было самое счастливое время для зареченцев и когда.

Аудитория выставки разная. Кто что-то знает об ушедшей эпохе, делится своими воспоминаниями, кто не знает — домысливает. Воспоминания и догадки складываются в отдельную папку. «Дело» заведено на каждый предмет.

Во время Ночи музеев 17 мая организаторы провели видеоэкскурсию по выставке — впервые ее смогли увидеть не только жители закрытого города.

Как появилась идея выставки

Автор идеи народной выставки — местный историк, замдиректора по научной работе музейно-выставочного центра Заречного Виктор Кладов. Он выиграл на нее грант по программе Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение». Это второй крупный интерактивный выставочный проект Кладова. Первый — «Возвращение в Селиксу» — рассказывает о тыловых лагерях на месте современного Заречного, которые в 1941–1945 годы готовили новобранцев для фронта.

— Вопросы, которые волнуют не только зареченцев, но и всех россиян: как мы стали такими, какие мы есть сегодня? Ключ к пониманию этого вопроса кроется в советской повседневности, — говорит Виктор Кладов. — У нас в регионе не было экспозиции о повседневной жизни 1950-1980-х годов. Как будто это время еще не проявлено, не отрефлексировано, не осмыслено.

Наша экспозиция — «выставка-проявитель»: она помогает посетителю увидеть его место в истории с помощью его же воспоминаний. Подобно тому, как в советское время в ванной проявляли негативы фотоснимков. Это коллективная история, она всегда лучше той, которую рассказали бы мы, музейщики.

Организовать народную экспозицию зареченцам помог музейный сценограф из Петербурга Никита Сазонов.

Реалити-шоу для школьников

За несколько месяцев до режима самоизоляции выставку посетили около двух сотен человек.

Учитель истории Заречного Ольга Львова привела на выставку своих одиннадцатиклассников:

— Когда они смотрели на фотографии и вещи, которые для них являются глубокой стариной, у них загорались глаза. Они задавали вопросы, им было интересно, как работает патефон, почему радио такое большое и как оно вообще устроено. Им было интересно, как жили их родители и бабушки с дедушками. И главное — что эту жизнь можно ощутить и в какой-то мере примерить к себе через воспоминания очевидцев эпохи. Для моего поколения эта выставка — ностальгия по временам юности и молодости.

Педагоги считают выставку хорошим подспорьем в освоении школьной программы эпохи 80-х годов.

Историк из Заречного и заведующий одной из московских библиотек Евгений Шелковой узнал в экспонатах много предметов из своего детства. У его бабушки в магазине был большой советский кассовый аппарат — почти такой же, как на экспозиции. Дома, как и у многих зареченцев в то время, у них висели настенные часы с кукушкой и гирями — тоже символ эпохи. Он считает, что выставка «Конец прекрасной эпохи» — своего рода реалити-шоу из прошлого:

— К счастью, это не очередной патриотический музей комсомольско-пионерской славы, где все упирается в лозунги. Это про патриотизм места — про то, как жили люди, когда заканчивались торжественные мероприятия и начинались серые будни. Еще больший смысл выставки я вижу в том, что ей удалось показать слом эпохи. Здесь видно настоящую пропасть между идеей идеального закрытого города и реальной жизнью людей, которая в итоге разошлась с замыслом государства.

Источник

Первой выставкой 2021 года в Третьяковке станет экспозиция портретов Карла Брюллова

«Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга»

24 января — 24 июня

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Третьяковская галерея впервые представляет широкой публике восемь малоизвестных работ Карла Брюллова. Семь из них — портреты из частной коллекции потомка художника, которые до этого года практически не экспонировались. Также впервые в Третьяковке выставлен «Портрет А. К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Это полотно галерея безуспешно пыталась купить на торгах лондонского аукциона «Сотбис» дважды: в 1995 и в 2007 году. Редкие работы Брюллова покажут рядом с его известными картинами из выставочных залов Третьяковки.

Историческая справка о Павле Третьякове

У Павла Михайловича Третьякова был брат Сергей. Отец дал своим детям хорошее домашнее воспитание. С юности они занимались торговым семейным бизнесом, а позже освоили промышленность.

Братья активно занимались благотворительностью и общественной жизнью, построили Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий. Сергей и Павел любили коллекционировать картины, а для Павла это стало настоящим делом жизни.

Павел Михайлович Третьяков был членом Общества любителей художеств и Музыкального общества. Он помогал раскрываться молодым талантам, был их наставником и вдохновителем.

Первые картины были приобретены Павлом в 1856 году, эта дата считается годом основания галереи. Коллекция полотен с каждым годом росла, выставка их проходила в доме в Лаврушинском переулке, где сейчас расположен основной корпус музея.

В ХХ веке по проекту художника Виктора Васнецова был расписан фасад, который сохранился и до настоящего времени. Павел Третьяков в своем завещании, составленном в 1861 году, решил отдать галерею городу и выделил большие суммы на ее содержание.

В 1892 году галерея была передана Москве Павлом Третьяковым после смерти его брата. Городская дума постановила, что каждый год будет выделять 5 тыс. рублей на пополнение коллекции новыми экспонатами. В 1893 году состоялось официальное открытие галереи.

Павел Третьяков был скромным человеком, он отказался от дворянства, которое ему предоставил император. Он уехал за границу и не присутствовал на торжественном открытии галереи. Павел Третьяков принял лишь звание почетного гражданина Москвы.

1 февраля — 15 мая

Музей русского импрессионизма

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

В Музее русского импрессионизма можно посетить первую в России масштабную выставку портретов жен русских художников — Ильи Репина, Михаила Врубеля, Петра Кончаловского, Валентина Серова, Игоря Грабаря и многих других. Экспозиция не только показывает, как менялось русское искусство в XIX–XX веках, но и рассказывает множество интересных историй о художниках и их избранницах. Например, Игорь Грабарь начал писать свой портрет с двумя девушками еще в 1904 году, а завершил работу спустя десять лет — когда одна из них уже стала его женой. А еще позже вторая модель, позировавшая для картины, стала второй супругой Грабаря. Музей организует специальные экскурсии по выставке, а индивидуальный аудиогид для экспозиции записал Сергей Чонишвили.

Картины русской истории

работы исторических живописцев второй половины XIX — начала ХХ века: Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева и других.

Выставка «Картины русской истории» будет работать с 23 февраля по 24 июля 2021 года

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Василий Васильевич Верещагин 1876,

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча Клавдий Васильевич Лебедев

«Екатерина Великая в стране и мире»

15 февраля — 28 мая

Государственный Русский музей

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Выставка Русского музея рассказывает, как политика Екатерины Второй отразилась в искусстве второй половины XVIII века. В экспозиции представлены всевозможные виды и жанры искусства. Военные события эпохи иллюстрируют гравюры и графика, великие современники Екатерины Второй запечатлены на портретах кисти Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Ивана Аргунова, а также в скульптурах Федора Шубина, Джакопо Мональди и других мастеров. Города, которые посещала императрица, остались в пейзажах Федора Алексеева и Михаила Иванова. Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие музеи страны: Русский музей, Государственный исторический музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея и другие.

«Два века Петипа»

7 марта — 10 июня

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина пройдет выставка, посвященная жизни и творчеству балетмейстера. Архивные документы и фотографии расскажут, когда Петипа оказался в России, как он знакомился с музыкальными и театральными деятелями Москвы и Петербурга и, конечно, как работал над культовыми балетами — «Лебединым озером», «Спящей красавицей» и другими. В экспозицию войдут эскизы костюмеров и декораторов XIX века, а также кинокадры хореографического наследия Петипа — от эпохи немого кино до современных постановок.

В очереди за искусством: самые популярные выставки московских музеев

В Музее современного искусства «Гараж» закрывается выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». В последние дни работы сюда стоит очередь, которая для московских музеев и галерей стала уже традиционной. Вспомнить хотя бы легендарную выставку Валентина Серова, в очереди на которую уставшие от ожидания посетители даже выломали входную дверь Третьяковской галереи. Вспоминаем самые длинные и долгие очереди «за искусством» в московских музеях и те выставки, которые вызвали небывалый ажиотаж.

Такаси Мураками. Выставка «Будет ласковый дождь» в музее «Гараж»

Посещаемость: нет официальных данных

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Фото: Агентство Москва/Кардашов Антон

До 4 февраля в Музее современного искусства «Гараж» работает выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Она стала первым масштабным проектом знаменитого японского художника в России. Пока что официальной статистики посещаемости нет, но, судя по очереди, она станет одним из самых успешных проектов музея. Блогеры и посетители делятся секретам, как пройти без очереди. Главный совет – планировать момент встречи с прекрасным.

Дуглас Киркланд в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Посещаемость: нет официальных данных

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке
Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

В Центре фотографии братьев Люмьер 17 января открылась выставка одного из самых известных фотографов Голливуда Дугласа Киркланда. Экспозиция получила название «За кулисами». Она охватывает всю 60-летнюю карьеру фотографа. Например, посетители галереи могут увидеть закулисье голливудских киносъемок, которые проходили с 1960-х по 2010-е годы. Среди них «Звуки музыки», «Титаник», «Мулен Руж», «Великий Гэтсби», а также целую серию, посвященную Коко Шанель и Мэрилин Монро. Эти имена привлекают зрителей, которые уже выстраиваются в очередь к входу на выставку.

Валентин Серов в Третьяковской галерее

Посещаемость: 476 тысяч человек

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Вызвавшая небывалый ажиотаж выставка картин Валентина Серова, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, стала первой и самой легендарной в истории современной России. По официальной статистике ее посетили 476 тысяч человек, что стало настоящим рекордом. Этот феномен обсуждали в телепередачах и новостях, а в соцсетях даже придумали специальный хэштег #очередьнасерова, с помощью которого посетители выставки делились впечатлениями и от выставки, и от очереди.

Посетители приходили к дверям музея к шести часам утра, а однажды даже выломали дверь. Изначально выставка должна была закрыться 17 января, потом ее продлили на неделю, потом до конца месяца, а потом вообще оставили Третьяковскую галерею на Крымском Валу открытой на всю ночь, решив провести акцию «Ночь Серова», которая, разумеется, стала суперуспешной.

Иван Айвазовский в Третьяковской галерее

Посещаемость: 600 тысяч человек

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Выставка картин Ивана Айвазовского к 200-летию со дня рождения художника в Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась 29 июля. В первые дни работы экспозицию посетили больше людей, чем выставку полотен Валентина Серова за тот же период, однако это было объяснимо: выставка Серова проходила зимой, и ее посещаемость была ограничена возможностями гардероба, а Айвазовский открылся летом, что позволило музею принимать больше посетителей. Учтя свои ошибки, руководство музея ввело часы посещения, электронную и предварительную продажу билетов и дополнительные сеансы. Выставка продлилась до 20 ноября, однако такой скандальной популярности, как ее предшественница, не заработала.

Рафаэль в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Посещаемость: нет официальных данных

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке
Фото: портал Москва 24/Кинякина Екатерина

Выставка «Рафаэль. Поэзия образа» стала самым успешным проектом ГМИИ в 2021 году. За неполных восемь часов в первый день работы экспозицию посетили 2,5 тысячи человек. Уже в восемь утра к входу главного здания на Волхонке стали подтягиваться первые посетители, а к моменту открытия здесь стояла внушительная очередь. Стремление видеть произведения великого титана Высокого Возрождения в числе первых приобрело статус общемосковского соревнования: в очереди опасались, что очередь будет расти изо дня в день. Паникеров можно понять. Пропустить такое событие было никак нельзя: 11 работ застраховали на полмиллиарда евро, а многие из них никогда раньше не покидали стен итальянской галереи Уффици.

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Василий Верещагин

7 марта — 15 июля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Третьяковская галерея решила повторить успех выставок Валентина Серова и Ивана Айвазовского — посетителей ждет масштабная экспозиция работ Василия Верещагина. Для самого художника всегда была важна целостность серий его картин, посвященных путешествиям, поэтому кураторы экспозиции расположат произведения именно по этому принципу — циклами: Туркестанская, Балканская, Индийская, Палестинская серии и другие. Всего на выставке представят около 100 живописных и 130 графических произведений — в основном из собрания Третьяковской галереи. Однако некоторые работы привезут из других городов — Новгорода, Вологды, Ярославля, Казани, Иванова, Серпухова, Череповца и Перми.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

28 марта — 22 июля

ГМИИ имени А.С. Пушкина

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

ГМИИ имени А. С. Пушкина впервые в России покажет 82 шедевра Лейденской коллекции Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, американских филантропов. Томас Каплан известен как крупнейший частный коллекционер голландской живописи, и его Лейденская коллекция — одно из наиболее значимых собраний голландского искусства XVII века. Особую ценность коллекции придают работы Рембрандта и его учеников, а также Франса Халса и Яна Вермеера. А также — произведения Лейденской школы тонкой живописи: это уникальная по технологии живопись по дереву и меди.

Осенью полотна из Лейденской коллекции привезут и в Санкт-Петербург: 5 сентября выставка откроется в Государственном Эрмитаже и продлится до 13 января 2021 года.

«Династия Мин — сияние учености»

17 апреля — 25 июля

Музеи Московского Кремля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы откроется выставка, посвященная искусству эпохи династии Мин — золотого века китайской культуры. На экспозиции представят уникальную коллекцию мебели династии Мин из собрания Шанхайского музея и разные предметы эпохи, резьбу по камню, живопись, редкие ювелирные изделия. Особое внимание кураторы выставки советуют обратить на фарфор и обещают показать почти все достижения мастеров-керамистов этого периода.

«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

21 апреля — 29 июля

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Илья Кабаков — концептуальный художник, автор жанра так называемой «тотальной инсталляции», в которой зритель оценивает не отдельные арт-объекты, а единое творческое пространство, отображающее будни советской жизни. На выставке в Эрмитаже произведения Ильи и Эмилии Кабаковых — живопись и графика, инсталляции и архитектурные модели — расскажут о становлении московского концептуализма как творческого метода. Над масштабной экспозицией работали Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и британская галерея Тейт.

«Ночь музеев» в Москве. Загадочный концерт в Третьяковке и бесплатные экскурсии на ВДНХ

Еврейский музей

Еврейский музей и центр толерантности откроет вечер концертом неожиданного дуэта театрального режиссера Владислава Наставшевса и продюсера Ивана Лубенникова, которые сыграют композиции на стихи русских поэтов ХХ века из своего альбома «Опять нам будет сладко», представленного в прошлом году. Музыкальная часть программы сменится перформансом по мотивам «Большой картотеки» Льва Рубинштейна — молодые художники посредством аудио, видео и хореографии постараются переосмыслить творчество автора рубежа XX и XXI веков. Ознакомиться с основной экспозицией гости смогут в рамках экскурсии-размышления «Нам с вами по пути» в сопровождении гида музея и режиссера Кирилла Серебренникова: маршрут, который расскажет об исторических потрясениях, трагедиях и победах, завершится специально созданной для «Ночи музеев» инсталляцией Ани Моховой — художница представит свою интерпретацию образа «Древа жизни». Кроме того, музей готовит тематическую экскурсию «Тайные коды еврейского искусства» о символах и образах в иудаизме.

Винзавод

Центр современного искусства «Винзавод» в «Ночь музеев» приглашает гостей посмотреть на завершение грандиозного проекта «Стена». За 11 лет художники из разных стран нанесли на этот объект 46 слоев краски, последний слой появится на нем в ходе граффити-джема, в котором примут участие Кирилл Кто, Стас Добрый, Тимофей Радя, ЧТАК и другие авторы. Музыкальное сопровождение обеспечит dj Chagin. Для посетителей будут открыты также выставки в галереях «ВинМосквичи и гости столицы: коллективная выставка бессознательного».

Музей Победы

Художник Никас Сафронов, актрисы Ольга Кабо и Ирина Безрукова, писатель Сергей Шаргунов, а также известные журналисты, телеведущие, спортсмены и политики в «Ночь музеев» попробуют себя в качестве экскурсоводов в Музее Победы, который готовит для посетителей обширную программу. Квест «Посторонним вход разрешен» проведет гостей по специальному маршруту, обычно закрытому от чужих глаз, — его участники узнают о системе жизнеобеспечения музея, необходимой для функционирования его оборудования, а также побывают под куполом Зала Славы. В рамках шоу-программы «Победа и наука» сотрудники расскажут об открытиях, сделанных в годы Великой Отечественной войны, и о возможностях современной науки. Московский театр кукол специально для этой акции подготовил однодневную выставку «Куклы на войне», посвященную артистам фронтовых бригад, авторам, режиссерам и художникам, которые сочиняли спектакли военной поры. Вечер завершится показом военной драмы «Девять дней одного года» режиссера Михаила Ромма с Алексеем Баталовым в главной роли.

Музей Москвы

В «Ночь музеев» Музей Москвы проведет «картошка-пати»: художник-график и дизайнер Андрей Логвин вместе со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ будут вырезать из картошки буквы и знаки, которые гости музея смогут использовать как печати и украсить ими футболки или создать картину. В программе вечера — открытие летнего кинотеатра совместно с «КАРО.Арт» показом ленты Марлена Хуциева «Застава Ильича». Филиал музея — Центр Гиляровского также подготовил мероприятия в рамках акции, театр «Практика» проведет концерт «Фольклорные традиции и современная академическая музыка». Актеры «Мастерской Брусникина» исполнят старинные русские песни, а также пьесы современных композиторов Дэвида Лэнга и Кшиштофа Пендерецкого. Помимо этого, для гостей музея будут организованы бесплатные кураторские экскурсии по действующим выставкам.

«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

4 сентября — 28 октября

ГМИИ имени А.С. Пушкина

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

ГМИИ имени Пушкина станет центром культурных событий «перекрестного» Года Японии и России. Выставка искусства эпохи Эдо — времени становления японского духа и национальной идеи — будет уникальным собранием всех течений японского искусства XVII–XIX веков. Многие работы, которые войдут в экспозицию, никогда не покидали пределы Японии, а две из них обладают почетным статусом «национальное сокровище».

Архип Куинджи

3 октября 2021 года — 27 января 2021 года

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

Еще одной персональной выставкой в Третьяковке станет экспозиция работ пейзажиста Архипа Куинджи. Она объединит 120 работ художника из собрания Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и нескольких региональных музеев. Особое внимание уделят этюдам Куинджи — ведь именно во время работы над ними художник активно экспериментировал с цветом и светом, использовал результаты научных опытов в области физики и химии.

Художественные собрания Третьяковской галереи

Павел Михайлович Третьяков собственноручно приобретал работы художников-передвижников, которые до сих пор хранятся в музее. В Третьяковской галерее собраны работы Васильева, Васнецова, Куинджи, Перова, Сурикова, Репина и многих других известных авторов. Здесь собраны лучшие образцы золотого века русской живописи.

В Третьяковке также представлены работы Серова, Левитана, Бенуа, Врубеля, Малявина. После 1917 года коллекция начала пополняться работами современных художников. Именно их творения рассказывали о развитии советского искусства.

В ХХI веке в Третьяковке был открыт отдел новейших течений, здесь собраны актуальные работы мастеров. Помимо живописи, в музее можно увидеть собрания русской скульптуры, графики, а также архивы рукописей.

Богатая коллекция икон, собрание которой начал еще Третьяков, сейчас насчитывает около 4 000 единиц.

Выставка Марселя Бротарса

29 сентября 2021 года — 3 февраля 2021 года

Музей современного искусства «Гараж»

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке

«Гараж» представит первую в России ретроспективную выставку бельгийского поэта, художника и кинорежиссера Марселя Бротарса. Экспозиция охватит все сферы его творчества: фильмы, объекты и инсталляции. Несмотря на то что художественная карьера Бротарса была недолгой — художник обратился к пластическому искусству только в 40 и работал лишь 12 лет — его видение во многом определило дальнейшее развитие современного искусства. Бротарс смело экспериментировал с разными техниками, соединял в своих работах разные медиа — и такой новаторский для 1960-х годов подход стали развивать и другие художники.

Автор: Полина Пендина

«Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»

Кураторы проекта «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» постарались рассказать историю художника до и после этого произведения, собрав работы из региональных музеев, которые в Москве выставляются очень редко. Выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний. Кроме того, здесь можно увидеть малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра» и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский), а также уникальный авторский флакон одеколона «Северный», выполненного для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.

Когда: до 25 февраля Где: ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница» Стоимость: 300 рублей

творческое пространство отображающее будни советской жизни на выставке
Фото: портал «Москва 24″/Екатерина Кинякина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *