Телефон в автомобиле ссср
Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР
Мобильная связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой кажется — она существовала всегда. Молодому поколению трудно представить, что когда-то телефоны были стационарными, без дисплеев, с дисковым номеронабирателем и огромной трубкой. А старшее поколение удивляется: как мы жили без мобильной связи, а многие и вообще без телефонов? Однако есть люди, которые даже в советское время пользовались мобильной связью.
СССР первым запустил сеть мобильной связи
Как бы удивительно это не звучало, но именно СССР стал «пионером» по внедрению мобильных телефонов. Конечно, назвать тогдашние телефоны «мобильными» у нынешнего поколения язык бы не повернулся. Но по тем временам это был действительно мобильный комплект: сам аппарат, пара аккумуляторов и приличного размера чемоданчик для переноса оборудования.
Разработка системы автоматической мобильной связи началась в 1958 году. До этого использовались системы, аналогичные военным радиостанциям. Но в таких системах нельзя было одновременно говорить и слушать собеседника: общение происходило поочередно, по принципу рации. К тому же, нельзя было самостоятельно вызвать собеседника, и приходилось пользоваться услугами коммутатора.
Эти неудобства подтолкнули к созданию полностью автоматической системы. Назвали ее Алтай, и уже в конце 50-х годов в Воронеже были установлены первые базовые станции. Над созданием системы работали специалисты со всего Советского Союза: например, антенные системы разрабатывали телевизионщики из московского Государственного Специализированного Проектного Института.
Телефон в автомобиле — не роскошь, а средство связи
Поскольку носить с собой чемодан с устройством связи было неудобно, систему планировали устанавливать в автомобилях — там имеется своя бортовая сеть для питания устройства. Это решение было с восторгом принято номенклатурными и руководящими работниками. Ведь теперь можно было оставаться на связи даже в поездках — а их у данных категорий было немало. Установка базовых станций позволяла принимать сигнал в радиусе десятка километров, а позднее, когда произошла модернизация системы и были выделены новые частоты — еще на более дальние расстояния.
Аппарат системы Алтай выглядел как обычная телефонная трубка. Некоторые модели оснащались даже дисковым номеронабирателем, но он оказался неудобным для пользования в автомобиле, и его заменили на кнопочный. Надо ли говорить, какой эффект на окружающих производил телефон в автомобиле, когда у многих его не было даже в собственной квартире!
Всесоюзное покрытие мобильной сетью
В 70-х годах система Алтай продолжала развиваться. Если поначалу «телефонизацией» были охвачены лишь крупные города — Москва, Ленинград, Киев, Ростов, Ташкент, то к середине 70-х мобильная связь покрывала 114 городов по всему СССР. В этом показателе нам проигрывала даже Америка, в которой тестовый запуск состоялся на год позже, а коммерческое распространение мобильной связи началось лишь в 1969 году. При этом, в СССР к тому времени мобильной связью системы Алтай пользовались в 30 городах.
Стоит признать, что в США телефон в автомобиль мог поставить любой желающий, выстояв очередь и заплатив «кругленькую» сумму (2-4 тыс. долларов), плюс весьма дорогие расценки на звонки: 0,7 — 1,2 долл. за минуту. В СССР мобильным телефоном могли пользоваться лишь руководители высшего эшелона, научные и номенклатурные работники.
Накануне Олимпиады 1980 года произошла очередная модернизация системы — базовые станции Москвы «переехали» на Останкинскую телебашню, благодаря чему увеличилась дальность покрытия сети. Во время трансляции Олимпийских игр именно система Алтай помогала журналистам вести прямые эфиры с соревнований. Тогда многие разработчики системы получили Государственные премии — наравне со спортивными, престиж страны был поддержан и научными достижениями.
С появлением сотовой связи система Алтай постепенно стала терять свои позиции. Именно сотовая связь благодаря более новым технологиям оказалась более практичной, компактной и дешевой. Поэтому сейчас, когда у каждого в кармане имеется мобильный телефон, система Алтай кажется анахронизмом, но для своего времени это был огромный технический прорыв.
Как выглядел в автомобиле телефон в 1988 году
Как выглядела система громкой связи в автомобиле в конце 1980-х годов.
Сегодня Bluetooth-оборудованием для телефонных разговоров по громкой связи в современных автомобилях, никого не удивишь. Совершать в наши дни звонки по телефону, находясь за рулем машины очень и очень просто. Но в 1988 году все было немного по-другому.
Смотрите также: Как подключить телефон по Bluetooth к автомобилю
Вот пример как компания Ниссан оснащала свои автомобили мобильной связью. Например, телефон встраивался в Nissan Cedric, Gloria или Cima.
Телефон в автомобилях Ниссан от компании NEC (конец 1980-х годов)
Но это небезопасно. Ведь все мы знаем, что телефон сильно отвлекает водителя во время движения. Но в конце 80-х годов компания Ниссан также оснащала свои автомобили системой громкой связи, которой можно было управлять кнопками, расположенными на рулевом колесе. Вот пример как это выглядело на Nissan Gloria Brougham.
Рулевое колесо Nissan Gloria Brougham с кнопками громкой связи для разговоров по телефону
В те годы цифровые технологии только развивались, и автопроизводители испытывали сложности с расположением кнопок на руле. Например, в Nissan Gloria Brougham кнопки были встроены на центральную часть рулевого колеса, которая при вращении руля оставалась на месте, когда как внешний диаметр рулевого колеса свободно вращался вокруг панели с кнопками.
К сожалению, в сети мало информации об этой революционной для того времени технологии. Известно только одно, что панель управления громкой связи расположенной на рулевом колесе работала только с мобильными телефонами NEC (на фото выше) встраиваемые в автомобиль.
Так выглядел Nissan Cima в те годы
Компания Ниссан начала оснащать автомобили встроенными автомобильными телефонами с середины 80-х годов. В первую очередь телефоном оснащались модели Cedric / Gloria / Cima.
Примерно в то же время другие автомобильные компании также начали оснащать некоторые свои модели автомобильными телефонами. Так, например компания Форд оснастила некоторые модели автомобильными телефонами Моторола.
Единственный минус первых автомобильных мобильных телефонов это их громоздкий размер. Теперь же когда в наши дни мобильные телефоны стали не такие громоздкие, как были в 80-х годах, отпала необходимость в их встраивании в автомобиль на заводе.
По сути, современный автомобиль теперь не нуждается во встроенном телефоне. Ведь у каждого из нас есть небольшой сотовый телефон, который мы везде носим с собой, который может автоматически подключаться к громкой связи нашего автомобиля.
Мобильная связь в СССР
Высокотехнологичные проекты СССР в 20 веке гремели на весь мир — первый спутник, «Восток-1», семь советских атомных ледоколов; но есть технологии, о которых мы знаем не так много.
Чаще всего мобильную связь мы упоминаем в контексте сотовой связи. Мобильная связь — это любая подвижная беспроводная связь по радиоканалу. В таком контексте мы расскажем об истории развития радиокоммуникаций между абонентами в СССР.
Первые проекты
(с)
Связисты внесли существенный вклад в успешное завершение Великой Отечественной войны — радиосвязь стала важным средством оперативного управления войсками и информирования.
Всё же пользоваться приемопередатчиками без специальных знаний было подчас затруднительно — нельзя назвать такой вид коммуникации действительно массовым.
Брошюра 1942 года по устройству и эксплуатации передатчика «Север-бис» начиналась с сжатого изложения теории дальнего распространения коротких волн и инструкции по определению оптимальных частот для дальних расстояний. Представьте, что такую инструкцию выдавали бы всем абонентам сотовой связи.
Необходимость как-то улучшить специфическую военную связь подстёгивала изобретательскую мысль. Инженер Георгий Ильич Бабат, находясь в блокадном Ленинграде, предложил идею создания «монофона» — автоматического радиотелефона, работающего в сантиметровом диапазоне 1000-2000 МГц. Это был первый (из известных нам) подробный проект гражданской мобильной связи.
После Великой отечественной войны советские инженеры-изобретатели Г. Бабат, Г. Шапиро и И. Захарченко разработали систему телефонной связи для автомобиля. Базовая станция представляла собой радиоприемник, установленный на городской телефонной станции.
В 1946 году были проведены испытания, в результате которых удалось осуществить связь из движущегося автомобиля на расстоянии 20 км от базовой станции. В дальнейшем изобретатели смогли увеличить радиус действия аппарата до 150 км.
Независимо друг от друга в советской прессе начинают появляться различные концепты развития мобильной связи. Так, в одном из проектов рассматривалась идея поставить на крышах городских телефонных станций радиоприемную аппаратуру для связи с абонентами. Изобретатели хотели добиться с новым видом связи максимального комфорта для людей, не знакомых с теорией волн и частот.
В 1957 году инженер Леонид Иванович Куприянович продемонстрировал трехкилограммовый прототип мобильного телефона ЛК-1. Куприянович не только создал телефон, но и разработал к нему базовую станцию — автоматическую телефонную радиостанцию, которая осуществляла связь с проводной телефонной сетью.
Слева — первый образец мобильного телефона ЛК-1, справа — базовая станция Куприяновича (с)
ЛК-1 мог работать от 20 до 30 часов и обеспечивать связь с помощью двух антенн в пределах 20-30 километров. Такие подробности мы знаем лишь по описанию в газетах. Документально был зарегистрирован лишь один сеанс связи, длившийся несколько минут.
Мобильный телефон с никель-кадмиевым источником питания (концепт).
Год спустя Куприянович представил новый прототип, который весил уже 500 гр. Однако на этом изобретатель не остановился и сделал рацию весом всего 70 гр. (вместе с элементами питания). Нет никаких достоверных сведений о том, работало ли вообще это устройство. Однако, по описанию из журнала «Юный техник», оно должно было «работать без смены питания 50 часов и обеспечивало связь на дальности двух километров».
«Алтай»: 0G
Система профессиональной подвижной связи «Алтай» (с)
Разработки Куприяновича не пошли в серию, однако, с точки зрения технологий, в них не было ничего уникального. Система доступной мобильной связи была востребована на самых верхних уровнях государства и реализована в те же годы (разработка началась в 1958 году) независимо от идей инженера-самородка.
Полностью автоматическая мобильная связь впервые в мире появилась в СССР: в 1963 году запустили систему государственной важности «Алтай». Сначала система работала в диапазоне 150 МГц, а позднее был задействован диапазон 330 МГц. «Алтай» был оснащен автоматической системой передачи сигнала из мобильного канала связи в телефонную сеть общего пользования.
Здесь, как и в сотовой сети, существовали свои базовые станции, но «передачи» абонента между станциями не предусматривалось. Каждая станция обслуживала только свою зону, рассчитанную на 250-300 абонентов. Как правило, в каждом городе была только одна базовая станция, имеющая до 22 независимых линий радиосвязи по восемь каналов каждая.
Этот проект практически не контролировался военными, и был представлен на промышленной выставке в Брюсселе. Основные пользователи «Алтая» — чиновники и руководители важнейших предприятий. Многие предпочитали устанавливать телефон не на рабочем месте, где была доступна обычная телефонная связь, а в машине, что давало возможность оперативно отвечать на важные звонки.
К концу 60-х годов «Алтай» уже позволял перейти с ручного соединения через телефониста к автоматике. Кроме того, был реализован режим конференц-связи, вызов по сокращенной нумерации, вызов одновременно нескольких абонентов, очередность звонков по свободному каналу с возможностью выставлять приоритет.
К Олимпиаде 1980 года базовая станция «Алтая» была перенесена на Останкинскую башню, что позволило обеспечить надежной связью практически всех журналистов на стадионах Москвы.
В середине 80-х годов «Алтай» был полноценно представлен в 114 советских городах — на этот временный промежуток приходится пик развития системы, после которого начинается закономерный спад, вызванный как финансовыми проблемами государства, так и появлением в 1991 году мощного конкурента — GSM.
«Волемот»
Абонентская радиостанция «Волемот-АРС» (с)
Аббревиатура образована по названиям городов, где находились разработчики новой перспективной системы связи: ВОронеж, ЛЕнинград, МОлодечно, Тернополь.
«Алтай» имел существенное ограничение на количество абонентов, подключаемых к сети, в то время как обществу явно требовалась система, способная подключить больше пользователей (в идеале — всех). Эту проблему решал «Волемот», в остальном не имевший существенный отличий от «Алтая».
Система была запущена в ряде городов в начале 90-х и продержалась в отдельных местах (такси, «скорая») до начала 2010-х. Примерно к этому же времени закончил существование и «Алтай».
Зарождение спутниковой связи
Одна из наземных станцией системы «Орбита» (с)
История спутниковой связи в России началась в 1965 году, когда был запущен спутник «Молния-1» для обеспечения связи между Москвой и Владивостоком. С октября 1967 года спутники «Молния» вместе с 20 наземными станциями использовались в рамках проекта космической связи «Орбита» для трансляции национальной телевизионной сети, а также для двусторонней телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи.
Спутники связи двойного назначения проекта «Молния» существовали и развивались до начала 21 века. Последний спутник — «Молния-3К» — был запущен в 2001 году, а сошел с орбиты в декабре 2016 года. Им на смену пришли спутники, работающие на стационарных орбитах: для связи — «Радуга», для телевизионного сигнала — «Экран». Для новых спутников уже не нужны наземные станции, достаточно поставить себе антенну.
Помимо спутниковой связи в Советском Союзе развивалась тропосферная радиорелейная связь, при которой радиоволны на высоте 10-15 км отражаются от верхней границы тропосферы и попадают в приёмник. Благодаря этому расстояние между приёмником и передатчиком может достигать 400-600 км. Многоканальные радиорелейные станции, использующие диапазон сверхвысоких частот, позволили создать надежную связь с самыми отдаленными населенными пунктами страны, находящимися далеко за Полярным кругом. Всего было возведено 46 станций связи. Суммарная протяженность радиорелейных линий превысила 100 тыс. км.
Мобильная связь в СССР. Часть 1.
Сразу хочу сказать: автор текста не я((. Сейчас заканчивается работа над статьей об Алтае и о телефонах для этой системы.
Была ли в СССР мобильная связь?
Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G. Откуда в Проклятом Совке (с) могла взяться мобильная связь?
Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?
Мобильная связь – это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется.
Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).
Другими словами, сотовая связь (хотя этот термин, наверное, тоже знаком отнюдь не всем пользователям этого самого вида связи) это всего лишь разновидность более широкого понятия – мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.
В мире первые системы мобильной связи появились еще после Первой мировой. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были поэтому этот период можно пропустить.
Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после Второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то-есть по образу военных радиостанций – нажал тангенту – говоришь, отпустил – слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.
Те, кто помнит французский фильм 60-х годов «Разиня» могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот «мобильному телефону» из своей машины. «Алло, барышня, дайте Смольный!».
Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.
Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.
«Алтай». Первая в мире.
Работа над системой автоматической мобильной связи, названной «Алтай», началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.
«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.
Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.
Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.
Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.
«Алтай» конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.
В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!
Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.
In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were «waiting lists» of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.
В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали «списки ожидания», до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.
Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!
Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.
По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.
И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.
Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.
В 1970-е годы система «Алтай» активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслужив
Была ли в СССР мобильная связь?!
В продолжение вчерашнего поста…
Вступление:
Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G.
Откуда в “Проклятом Совке” могла взяться мобильная связь?
Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?
Мобильная связь — это связь между подвижными абонентами, без указания на среду передачи. Слово «радио» к мобильности не имеет отношения, это отдельный атрибут, ортогональная категория. Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).
Другими словами, сотовая связь — это всего лишь разновидность более широкого понятия – мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.
В мире первые системы мобильной связи появились еще после первой мировой войны. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были, поэтому этот период можно пропустить.
Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то есть по образу военных радиостанций – нажал тангенту – говоришь, отпустил – слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.
Те, кто помнит французский фильм 60-х годов «Разиня» могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот «мобильному телефону» из своей машины. «Алло, барышня, дайте Смольный!».
Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.
Развитие сухопутной мобильной радиосвязи в России следует отнести к 1918 г., когда в армейские части связи начали поступать передвижные (на двуколках) радиостанции конструкции А. Л. Минца. Эти радиостанции применялись в конных армиях во время гражданской войны и Варшавского похода.
С развитием радиотехники, элементной базы, техники радиосвязи размеры радиостанций уменьшались, и уже 50-60 гг. XX в. они стали приемлемыми для установки не только в боевые машины, но и в гражданские. Например, в багажниках «Волг» некоторых руководителей появились радиостанции «АРС», работающие в специально выделенных радиосетях (на одной частоте – несколько радиостанций), т. е. применялся транкинговый принцип – совместное использование выделенной полосы частот несколькими абонентами. Работа этих радиосредств проводилась в симплексном режиме (поочередная передача и прием на одной частоте), при передаче абонент нажимал тангенту микрофона. До настоящего времени выход «симплексных» сетей в сети связи Общего пользования закрыт.
Помимо неудобств для абонентов (к сожалению, многие привыкли перебивать собеседников, не дослушав их), использование частотных полос было крайне низким.
Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течение нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.
«Алтай». Первая в мире.
В СССР В 1957 г. московский инженер Л. И. Куприянович создал опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК-1 и базовую станцию к нему. Мобильный радиотелефон весил около трех килограммов и имел радиус действия 20-30 км. В 1958 году Куприянович создаёт усовершенствованные модели аппарата весом 0,5 кг и размером с папиросную коробку.
Работа над системой автоматической мобильной связи, названной «Алтай», началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали
ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.
«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.
Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.
Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.
«Алтай». Телефон 60-х.
Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.
«Алтай» конечно, не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.
В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!
Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.
In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were «waiting lists» of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.
Перевожу:
В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали «списки ожидания», до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.
Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!
Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла. По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара.
В 1970-е годы система «Алтай» активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).
К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.
Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция «Алтая» переселилась на Останкинскую телебашню.
До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.
На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.
«Алтай 3М». Конец 70-х — 80-е годы.
Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения «Алтая». Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.
Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.
Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности.
ВОЛЕМОТ, который пришел слишком поздно.
В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь).
Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.
Эта функция, известная ныне как «хэндовер» и позволяющая вести разговоры в движении без всяких проблем, делала «Волемот» полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат «Волемот», зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости «накрывать» связью десятки квадратных километров.
“Волемот” мог бы стать массовой связью для сельской местности, «верным другом» колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) «Волемот» уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.
Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с «Волемота» могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы «государственной безопасности» не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.
Однако несколько лет для проекта «Волемот» не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
«Волемот» все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время «процесс уже пошел» и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.
Тем не менее, система была запущена в ряде городов в начале 90-х и действует до сих пор, так же как и «Алтай». Сегодня их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи».
Но, несмотря на это, полноценная сотовая связь успела появиться в СССР. Первый оператор – ленинградский «Дельта Телеком» начал свою работу 9 сентября 1991 года, за три с половиной месяца до распада СССР. Это означает, что работы по ее установке начались за полгода — год до этого события, когда последовавшие в декабре в Беловежской пуще события не предсказывали даже аналитики ЦРУ.