Сколько процентов в контрольном пакете акций
Приобретая акции компании, инвестор становится одним из собственников ее бизнеса. Ему принадлежит доля, пропорциональная количеству приобретенных бумаг. Обычно инвесторов интересует покупка не одной ценной бумаги, а сразу целого комплекта, то есть пакета акций, который в зависимости от своего объема наделяет владельца определенными правами и возможностями разного уровня.
Что такое пакет акций
При этом важно, какой вес, выраженный в процентах, имеют эти ценные бумаги по отношению ко всему объему акций данной компании. Чем он выше, тем больше возможностей получает акционер. Например, владея активами в объеме более 5 % от их общего числа, инвестор имеет право проводить собрания акционеров компании.
Внимание! Независимо от количества ценных бумаг, которыми владеют акционеры, их права в равной степени находятся под защитой законодательства государства, в котором зарегистрировано акционерное общество.
Виды пакетов акций
Комплекты ценных бумаг делятся на виды в зависимости от их размера.
Контрольный
Требования к размеру контрольного пакета зависят от численности мелких акционеров компании. Если их всего лишь несколько, владельцем контрольного комплекта считается инвестор, у которого имеются акции в количестве 50 % + 1 от общего объема активов эмитента. В таком случае исключается вероятность возникновения конфликта интересов, потому что превысить этот объем невозможно.
Но на практике ценными бумагами крупного акционерного общества, как правило, владеет большое количество инвесторов. В таком случае, чтобы комплект акций был признан контрольным, достаточно приобрести 20–40 % активов компании. Иногда хватает даже 10 %.
Владелец контрольного пакета ценных бумаг получает возможность оказывать большое влияние на решения, принимаемые собранием акционеров, так как он обладает большим количеством голосов. Он определяет стратегию развития предприятия и руководит его деятельностью.
Внимание! В большинстве случаев контрольные пакеты акций компаний принадлежат основателям акционерного общества или членам их семей, топ-менеджерам компании, крупным акционерам или государству.
Блокирующий
Блокирующий пакет предполагает наличие у владельца более 25 % акций от общего количества ценных бумаг эмитента, но иногда допускается и меньший объем. Инвестор, владеющий таким комплектом активов, имеет право запретить или отложить выполнение любого решения, принятого общим собранием акционеров, таким образом оказывая влияние на деятельность компании.
Мажоритарный
Мажоритарный пакет акций наделяет инвестора правом осуществлять контроль за деятельностью акционерного общества при отсутствии владельца контрольного комплекта активов.
Внимание! Если контрольным пакетом акций компании не владеет ни один инвестор, большинство голосов на общем собрании акционеров принадлежит собственнику мажоритарного пакета.
Миноритарный
В классическом понимании миноритарный пакет акций предполагает владение 1 % ценных бумаг компании. Инвестор имеет право получать дивиденды, голосовать на собрании акционеров, запрашивать информацию о деятельности акционерного общества. Но оказывать весомое влияние на развитие бизнеса эмитента он не может.
Что дает контрольный пакет акций
Благодаря контрольному пакету активов перед инвестором открываются следующие возможности:
Но решения по некоторым вопросам, согласно законодательству РФ, могут быть приняты только при наличии 3/4 голосов собрания акционеров:
Внимание! Когда размер комплекта акций достигает уровня 75 % + 1, предприятие полностью попадает под контроль его владельца. Имея большинство голосов в собрании, инвестор может принимать решения по любым вопросам, касающимся деятельности акционерного общества. При этом заблокировать их невозможно, т. к. блокирующий пакет отсутствует.
Отличие контрольного от блокирующего и мажоритарного пакетов
Отличительной чертой контрольного комплекта активов является более обширный перечень полномочий его владельца. Кроме того, его держатель автоматически признается и владельцем блокирующего пакета.
Как собирается контрольный пакет
Контрольный комплект активов можно собрать путем единоразовой покупки ценных бумаг в их нужном количестве или методом постепенного их приобретения.
Существует 2 варианта:
В первом случае необходимо действовать по стандартной схеме: заключить договор с брокером и приобрести желаемые активы в нужном количестве. Но следует учитывать, что на бирже торгуются ценные бумаги преимущественно крупных компаний. Стоимость их контрольного пакета может достигать нескольких миллиардов долларов.
К тому же, в свободном хождении на бирже может просто не оказаться нужного количества акции.
Второй способ более доступен, но требует больших усилий. Этот метод предполагает 2 возможных варианта развития событий в зависимости от следующих условий:
В первом случае придется вести переговоры с самим держателем акций. Удастся ли достичь цели, зависит от результата этих переговоров.
Внимание! Приобретение активов малых и средних компаний не означает, что доход от капиталовложений будет минимальным. Наоборот, такой бизнес обладает большим потенциалом и может вырасти в десятки раз, принеся существенную прибыль своим владельцам.
От того, каким комплектом акций владеет инвестор, зависит объем его полномочий. Поэтому, приобретая ценные бумаги компании, важно понимать, в чем заключается отличие между разными видами пакетов, чтобы оценить свои возможности и выбрать для себя подходящий вариант. Чтобы узнать, сколько акций компании находится в портфеле инвестора, последнему нужно лично обратиться в акционерное общество к регистратору, который ведет учет активов.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Акция
Ценная бумага, которая позволяет стать совладельцем компании и получать часть ее прибыли
Акция — это ценная бумага, которая позволяет получить часть прибыли компании или долю при разделе ее имущества.
Акции выпускают эмитенты — банки и компании, которым нужно привлечь деньги для развития бизнеса. Выпуск акций на рынок называется эмиссией. Когда акцию покупает физическое или юридическое лицо, оно становится акционером, то есть совладельцем бизнеса.
Рассказываем, какие бывают акции и как на них зарабатывать.
Какие бывают акции
Существует несколько типов акций. Решение о том, какие акции выпустить, компании принимают сами — это зависит от потребностей бизнеса.
Акции различаются по разным критериям — дальше расскажем о каждом подробнее.
По объему прав. Бывают обычные и привилегированные акции: оба вида позволяют получать прибыль, но дают разные права.
Обычная акция дает держателю право участвовать в управлении компанией. От того, каким процентом от количества всех акций он владеет, зависят его возможности:
Доходность по обычным акциям ниже, чем по привилегированным. А в некоторых случаях компания может вообще не выплачивать дивиденды — например, если она сейчас в убытке.
Привилегированная акция дает держателю ограниченное право голоса. При этом неважно, сколько у него таких бумаг. Например, держатель может голосовать при заключении крупной сделки, слиянии или поглощении. У привилегированных акций всегда есть фиксированный дивиденд — его размер устанавливают при выпуске акции и он остается неизменным.
Если компания обанкротится, то выплатит дивиденды сначала держателям привилегированных акций, а потом тем, у кого обычные.
Привилегированные акции делятся на два вида — кумулятивные и конвертируемые. Если компания временно не выплачивает дивиденды, держатели привилегированных акций могут получить дополнительные права в зависимости от их вида:
Обычные акции дают больше прав на управление деятельностью компании, а привилегированные — более высокий приоритет в получении денег.
По стадии выпуска. Размещенные акции — это бумаги, которые уже купили. Их общая стоимость равна уставному капиталу компании. Организация может выпустить дополнительные акции, если это прописано в учредительных документах. Их называют объявленными.
Как зарабатывать на акциях
Есть два способа зарабатывать на акциях:
Получать дивиденды. Когда инвесторы покупают акции, они обращают внимание на ее дивидендную доходность — это отношение дохода к цене акции.
Дивидендную доходность считают : иногда считают отношение дивидендов к текущей цене акции, а иногда к уплаченной. Если учитывать текущую цену, доходность считают так:
Если дивиденды по акции к концу года составили 15 ₽, а ее текущая цена — 200 ₽, дивидендная доходность составляет: 15 / 200 × 100 = 7,5%.
Компания сама решает, когда она будет выплачивать дивиденды. Обычно выплаты назначают ежеквартально, раз в полгода или раз в год. В России чаще выплачивают дивиденды по итогам года, а большинство компаний Европы — раз в квартал.
Доход с дивидендов небольшой, а прибыль не гарантирована. Если компания в отчетном периоде останется в убытке или возникнет риск банкротства, она не будет выплачивать дивиденды.
Зарабатывать на курсовой разнице акций на фондовой бирже. Цены на акции постоянно меняются. Инвесторы покупают акции и ждут, когда они будут стоить дороже, чем в момент покупки. Или наоборот: продают акции дешевле, чем покупали, если есть предположения, что цена снизится еще сильнее.
Чтобы участвовать в торгах, пользуются услугами фондовых брокеров: обычных граждан к торгам на бирже не допустят. Акционер, который хочет заработать на курсовой разнице, становится трейдером. Трейдеры могут полностью доверить брокерам управление своими акциями или решать самостоятельно, какие сделки заключить.
Все сделки по акциям совершает брокер, но от лица трейдера. За это он берет процент от сделки. Размер комиссии определяют индивидуально, но обычно сумма не превышает 1%.
Сколько процентов в контрольном пакете акций
Акционерные общества подчиняются примерно одним и тем же законам во всем мире: у АО почти никогда нет одного владельца, его хозяином является каждый держатель хотя бы одной акции или даже её части. Соответственно, единолично владеть компанией может только держатель стопроцентного пакета акций, что встречается крайне редко. Как правило, акционерным обществом управляет огромное количество его собственников, которых может быть как несколько, так и тысячи.
Акционеры бывают мажоритарными и миноритарными. Первые обладают большими пакетами акций, например, контрольным (50%+1 акция) или блокирующим (25%+1 акция). Контрольный пакет позволяет почти единолично управлять работой компании: все остальные не смогут проголосовать за решение, отличное от хозяина большей части компании. Однако блокпакет позволяет наложить вето на решение совета директоров и заставить его пересмотреть. Остальные акционеры — миноритарии: те, у кого пакеты акций незначительны и не позволяют управлять компанией. Как правило, это либо инвесторы, которые держат акции ради дивидендов, либо спекулянты, которые стремятся заработать на разнице цен.
Зачем компании выпускают акции и дают зарабатывать посторонним людям? Ответ на поверхности — для развития бизнеса. Эмиссия бумаг, то есть их выпуск, является самым эффективным способом привлечь большие суммы в капитал. Важно понимать: не заработать, а именно привлечь инвестиции с помощью продажи бумаг на бирже.
Кроме того, на IPO регулярно выходят технологические стартапы. Это команда, которая, разработала ноу-хау, например, инновационную нейросеть. Если она сможет быстро получить крупные инвестиции, идея может принести грандиозную прибыль, а компания стать новым Goggle или Apple. Если не успеет, идею уведут конкуренты.
Чтобы ценные бумаги попали на финансовый рынок, компания должна запустить IPO — первичное предложение акций. Процесс довольно сложный и длительный.
Законодательство (закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») в сфере ценных бумаг, банкинга и еще нескольких крупных сфер влияет на акционерные общества. Поэтому в первую очередь для организации IPO требуется штат юристов, которые помогут провести процесс гладко.
Далее компании нужно решить, сколько будут стоить ее акции на первом этапе. Для этого капитал предприятия оценивают эксперты, а владельцы устанавливают количество бумаг, которые предприятие планирует выпустить. Исходя из количества акций и стоимости активов и формируется их номинальная стоимость, ведь акции — это именно доли компании.
Например, при выпуске 1000 акций компания стоимостью в 1 000 000 рублей установит номинал бумаги в 1000 рублей. За эту сумму будут проданы первые акции. В дальнейшем номинальная стоимость теряет всякий экономический смысл, поскольку рынок сформирует свою цену для бумаг.
К примеру, номинальная стоимость акции Газпрома равна 5 рублям. Их рыночная стоимость выше в 47 раз — 237 рублей за акцию*. Если компания объявит дополнительный выпуск ценных бумаг, они не будут продаваться по 5 рублей даже при размещении, а только по рыночной стоимости.
Далее компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг: агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер обязательно должен иметь лицензию Центробанка на такую деятельность. Когда компания идет на IPO, первичная продажа бумаг может быть довольно сложной. Далеко не всегда выстраивается очередь из желающих стать совладельцами неизвестной компании, на акции попросту можно не найти покупателя. Эти риски на себя берет андеррайтер.
Договор с ним, как правило, заключается в двух вариантах: «Твёрдое обязательство» (англ. Firm commitment) или «Максимальные усилия» (англ. Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче: посредник продает столько бумаг, сколько получится. Разумеется, вознаграждение андеррайтера в первом случае намного выше, а размещение бумаг для акционерного общества — затратнее.
При этом обычно андеррайтингом занимается не одна компания, а синдикат, состоящий, например, из инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.
Определив андеррайтера, акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ: небольшая брошюра или электронный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центробанк.
Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества: получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.
Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг». Поэтому рассматривать его как рекламный буклет — ошибочно.
Интересно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США, например, требует при каждой эмиссии ценных бумаг указывать еще и цель их размещения. Например, расширение бизнеса, слияние и поглощение компании. После завершения процесса достоверность этих сведений проверяют чиновники. В России подобных требований нет, но цель привлечения капитала отражаются в инвестиционном меморандуме, без которого не обходится ни одна эмиссия ценных бумаг. Этот документ не так формализован, как проспект эмиссии, его цель — убедить инвестора в выгоде покупки акций компании. Он содержит сведения, которые считает нужным опубликовать предприятие. Как правило, это общие данные о проекте, описание бизнес-модели, анализ риска.
Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это делается в ходе так называемых road-show, которые по сути являются рекламной кампанией эмитента. Эта процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.
И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже. Кроме того, эмитент учитывает рынок своей продукции: например, размещать в Китае акции европейской компании не всегда удачная идея, так как она может не найти отклик у инвесторов.
Далее анедррайтер собирает от потенциальных инвесторов заявки на покупку, принимает деньги и выдаёт ценные бумаги.
На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.
После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.
Существует и особенный вид ценных бумаг. Так называемая «золотая акция», в английском языке — golden share. Это явление появилось в Великобритании в 1980-х годах, когда правительство Маргарет Тэтчер занималось приватизацией госкомпаний. В Российский обиход они вошли при схожих обстоятельствах.
Суть «золотой акции» в том, что она предлагает особенные права своему держателю. Какие именно — обычно не раскрывается широкой публике, но в первую очередь они касаются возможности наложить вето на решения любых акционеров, влиять на формирование совета директоров и в целом политику организации.
В России понятие «золотой акции» урегулировано Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон допускает использование «золотой акции» при приватизации более 75% акций предприятия.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Скидки и надбавки при продаже российских пакетов акций. Оценка влияния привилегированных пакетов акций
к.т.н. Яскевич Е.Е.
В отчете по оценке пакета акций, основанном на применении нескольких подходов, оценщик должен принять 2 существенно влияющих на конечный результат решения:
Подходам к решению этих вопросов посвящена настоящая работа.
Актуальность затронутой тематики заставляет сконцентрировать в данной работе отдельные рекомендации по определению диапазонов и конкретных величин скидок и надбавок, а также методики определения этих величин. Рыночные данные по продажам российских пакетов акций конкретизируют оцениваемые величины скидок и надбавок. В работе рассматриваются отдельные аспекты, связанные с определением стоимости привилегированных пакетов акций.
Данная работа ориентирована на подготовленного специалиста оценщика, — поэтому общие пояснения применяющимся терминам и определениям не приводятся, а указываются источники информации, откуда они взяты.
1. Виды надбавок и скидок.
Виды надбавок и скидок:
Другие виды скидок: скидка на блокирование (для относительно больших миноритарных пакетов акций); скидка на потерю ключевой фигуры (например, наследство); скидка на структуру портфеля (для двух и более не совпадающих видов действий компаний) и т.п. /2/
2. Факторы, обуславливающие введение скидок и надбавок.
Существенный характер имеет учет возможности государственного регулирования (например, наличие «золотой акции»).
3. Условия применимости скидок и надбавок. Взаимовлияние скидок и надбавок
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
- т стоимости контрольного пакета акций) /2/.
4. Диапазоны скидок и надбавок по данным зарубежных источников информации.
По данным работы /2/
По данным работы /3/:
По данным «Mergerstat Review» /www.mergerstat.com/:
По данным работы /5, Украина/:
5. Диапазоны скидок и надбавок по данным отечественных источников информации
ПП РФ № 369 от 31.05.2002 г.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Количество акций (процентов уставного капитала) | Коэффициент контроля |
От 75 до 100 % | 1,0 (1) |
где:
Уа — удельный вес пакета акций;
О — общая стоимость предприятия (бизнеса) как 100 % мажоритарный пакет;
НА — стоимость неоперационных активов;
Кк — надбавка за контроль;
Кл — скидка за ликвидность;
Кп — скидка за иные факторы влияния.
Следует отметить, что формула (1) при наличии «ликвидных» неоперационных активов (НА) не отражает полностью взаимовлияния скидок и надбавок (потребуется определять Кл и Кп для этих активов), как отмечалось в вышеприведенных источниках информации, — поэтому иногда целесообразно при этих условиях применять формулу:
Са = Уа * [(О — НА)*(1 + Кк)*(1-Кл)*(1 — Кп) + НА] (2)
Са = Уа * О *(1 — Кк)*(1-Кл)*(1-Кп) (3)
где:
Кк — скидка за контроль (для удобства применения используется обозначение — идентичное надбавке за контроль);
Кл — скидка за ликвидность;
Кп — скидка за иные факторы влияния.
Для блокирующего пакета может быть применен промежуточный вариант, в зависимости от оперативного применения либо скидок, либо надбавок.
9. Исследования российского рынка акций.
Для проведения исследований анализировались данные по продаже российских пакетов некотируемых акций ОАО. Для анализа были использованы данные:
У автора имеются дополнительные данные (около 15 продаж), однако отсутствие информации по «чистоте» проведенных сделок не позволяет применять их для анализа.
Нижеприведенный график показывает общие тенденции изменений надбавок и скидок для проданных пакетов некотируемых акций ОАО.
Как видно из графика, мажоритарные пакеты имеют наибольшие надбавки при продажах пакетов, близких к контрольным. Миноритарные пакеты имеют скидки, имеющие тенденции увеличения пропорционально удельному весу пакетов.
Максимальная надбавка (72,9 %) зафиксирована при продаже 51 % — го пакета акций предприятия, относящегося к пищевой промышленности.
Минимальная скидка в 73,0 % зафиксирована при продаже 0,5 % — го пакета акций автотранспортного предприятия.
На графике зафиксирована неявная тенденция снижения скидок в области «блокирующих» пакетов (20…40 %). Тенденция может быть случайной (во всяком случае, она требует статистической проверки).
На основании полученных данных определены ориентировочные диапазоны надбавок и скидок для различных пакетов акций
В табл. 4 приведены наиболее вероятные диапазоны и средние значения надбавок и скидок для различных пакетов некотируемых акций ОАО
ПАКЕТ | 0+ | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5- | 0,5+ | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
НАДБАВКА | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + |
Максимум | 0,73 | 0,58 | 0,39 | 0,22 | 0,04 | ||||||
Среднее | 0,50 | 0,405 | 0,285 | 0,155 | 0,02 | ||||||
Минимум | 0,27 | 0,23 | 0,18 | 0,09 | 0 | ||||||
СКИДКА | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — |
Максимум | 0,75 | 0,48 | 0,36 | 0,29 | 0,25 | 0,19 | |||||
Среднее | 0,615 | 0,40 | 0,26 | 0,185 | 0,145 | 0,095 | |||||
Минимум | 0,48 | 0,32 | 0,16 | 0,08 | 0,04 | 0 |
10. Привилегированные и обыкновенные акции (подходы на основе выплаты дивидендов, сравнительные подходы, обобщения подходов).
Облигации, привилегированные и обыкновенные акции различаются последовательностью возмещения денежных средств (если предприятие ликвидировано, то в первую очередь погашается задолженность по облигациям, затем по привилегированным акциям и в последнюю — по обыкновенным акциям). Облигации дают право на гарантированные выплаты, привилегированные акции — на дивиденды (при наличии прибыли). Скидки на ликвидность, по своей величине, — меньше для облигаций, более высокие по привилегированным акциям и самые высокие — по обыкновенным /3/.
При изучении Устава предприятия и отчетов по эмиссии акций устанавливаются:
Рассмотрим общий случай и установим максимально возможную стоимость привилегированных акций при условии выплаты дивидендов только по привилегированным акциям в размере 10 % от ЧОД.
О = Оо + Оп (4)
где:
Оо — стоимость всех обыкновенных акций;
Оп — стоимость всех привилегированных акций.
Найдем стоимость Оп путем капитализации дивидендов:
Оп = 0,1*ЧОД / Кп.кап (5)
где:
Кп.кап. — коэффициент капитализации привилегированных акций
Максимальная стоимость привилегированной акции (Сп):
Сп = Оп / 0,25*N = 0,1*ЧОД / (Кп.кап.* 0,25* N) = 0,4*ЧОД / Кп.кап.* N (6)
где:
N — общее количество выпущенных акций.
Найдем общую стоимость предприятия путем капитализации денежного потока:
О = ДП / Ккап. (7)
где:
ДП — денежный поток для всего предприятия;
Ккап. — коэффициент капитализации для всего предприятия.
Определим стоимость всех обыкновенных акций:
Оо = О — Оп = ДП / Ккап. — 0,1*ЧОД / Кп.кап. (8)
Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда ДП = ЧОД:
Оо = ЧОД / Ккап. — 0,1*ЧОД / Кп.кап. = ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) (9)
Определим стоимость обыкновенной акции Со:
Со = Оо/ 0,75* N = ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / 0,75*N = 1,33*ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / N (10)
Найдем соотношение между максимальной стоимостью привилегированной и стоимостью обыкновенной акции:
Сп/Со = (0,4*ЧОД / Кп.кап.* N) / (1,33*ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / N) = 0,3 / [ Кп.кап.*(1/Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) = 0,3 / (Кп.кап./Ккап. — 0,1) (11)
Найдем цифровые выражения для соотношения «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 3,00 | 1,50 | 1,00 | 0,75 | 0,60 | 0,50 | 0,43 | 0,38 |
В табл.5 приведены соотношения стоимостей обыкновенных акций и максимальных стоимостей привилегированных акций (при расходовании 0,1 ЧОД на выплату дивидендов только по привилегированным акциям ).
Рассмотрим ситуацию, когда на выплату дивидендов может расходоваться 0,1 ЧОД и общие дивиденды выплачиваются равномерно:
0,05 ЧОД — по привилегированным акциям;
0,05 ЧОД — по обыкновенным акциям.
Небольшие математические выкладки с измененными условиями в этом случае дают нам следующее выражение:
Сп/Со = 0,15 / (Кп.кап./Ккап. — 0,05) (12)
Найдем цифровые выражения для «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 1,00 | 0,60 | 0,43 | 0,33 | 0,27 | 0,23 | 0,20 | 0,18 |
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда дивиденды выплачиваются из расчета: дивиденды по обыкновенным акциям равны половине от дивидендов по привилегированным акциям, при этом на выплату дивидендов может расходоваться 0,1 ЧОД:
Несложные математические выкладки при соотношениях 25/75%% привилегированных и обыкновенных акций показывают, что в этом случае получается:
0,04 ЧОД — по привилегированным акциям;
0,06 ЧОД — по обыкновенным акциям.
Небольшие математические выкладки с измененными условиями в этом случае дают нам следующие выражения:
Сп/Со = 0,12 / (Кп.кап./Ккап. — 0,04) (13)
Найдем цифровые выражения для соотношения «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 0,75 | 0,46 | 0,33 | 0,26 | 0,21 | 0,18 | 0,16 | 0,14 |
При производстве показательных расчетов автор намеренно сделал упрощения, которые не потребуются в процессе производства расчетов при работе над отчетом по оценке. Определим ориентировочно необходимые сведения, требующиеся для установления соотношения «Сп / Со»:
Автор считает, что сложности с определением отдельных параметров оперативно устранимы (например, в части определения Ккап., — могут быть применимы косвенные методы).
Нами рассмотрены соотношения «Сп / Со» на базе дивидендной политики предприятия (доходным подходом). Попытаемся осмыслить эти соотношения с точки зрения сравнительного подхода, опираясь на следующие положения:
Вероятно, в первом приближении, стоимость как обыкновенной, так и привилегированной акции может быть привязана к базовой стоимости акции:
По общему определению стоимость обыкновенной акции можно выразить в виде:
Со = Б*(1-Кок)*(1 — Кол) (14)
Стоимость привилегированной акции можно выразить в виде:
Сп = Б*(1-Кпк)*(1 — Кпл) (15)
где:
Б — базовая стоимость акции (определяется как общая стоимость предприятия «О», деленная на общее количество выпущенных акций «N»: Б = О / N );
Кок и Кпк — скидки за контроль к обыкновенным и привилегированным акциям;
Кол и Кпл — скидки за ликвидность к обыкновенным и привилегированным акциям.
Прочие скидки для упрощения расчетов — не учитываем.
Сп / Со = (1-Кпк)*(1 — Кпл) / (1-Кок)*(1 — Кол) (16)
Следует учесть, что при выплате дивидендов скидка Кпк — максимальная (как следует из табл.4, — 0,75), откуда имеем:
Сп / Со = 0,25*(1 — Кпл / (1-Кпк)*(1 — Кпл) (17)
В условиях невыплаты дивидендов по всем типам акций следует ориентироваться на формулу (16). В этих условиях коэффициенты контроля и ликвидности для привилегированных и обыкновенных акций могут быть близки, однако теоретически коэффициенты контроля и ликвидности по привилегированным акциям могут только приближаться к аналогичным коэффициентам по обыкновенным акциям. Равенство этих коэффициентов — маловероятно. В этой связи соотношения «Сп / Со» при доверительных вероятностях порядка 90…95 % могут располагаться в диапазоне 0,90…0,99. Иными словами: в большинстве случаев покупатели ценят обыкновенные акции выше привилегированных (это будет косвенно показано ниже при анализе стоимости предложений на покупку и продажу акций второго эшелона).
Попробуем приравнять стоимость привилегированной акции, определенную по доходному подходу (на основе выплат дивидендов) к стоимости привилегированной акции, определенной при сравнительном подходе на основе базовой стоимости
Рассмотрим, как было выше показано, три возможных варианта выплаты дивидендов:
Вариант 1 (максимальная стоимость привилегированной акции):
0,1 ЧОД — весь расходуется на дивиденды для привилегированных акций;
Вариант 2
0,05 ЧОД — выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
0,05 ЧОД — выплаты дивидендов по обыкновенным акциям;
Вариант 3
0,04 ЧОД — выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
0,06 ЧОД — выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
Приравниваем стоимости привилегированных акций:
Вариант 1:
0,4*ЧОД / Кп.кап.* N = (О/ N)* 0,25*(1 — Кпл) (18)
Кпл = 1 — 1,6* [ ЧОД / (О*Кп.кап.)] (19)
В первом приближении мы можем приравнять соотношение «ЧОД / О» к коэффициенту капитализации предприятия:
ЧОД / О = Ккап. (20)
Кпл = 1 — 1,6* (Ккап. / Кп.кап.) (20)
Аналогичные выкладки для варианта 2 приводят к выражению:
Кпл = 1 — 0,8* (Ккап. / Кп.кап.) (21)
Аналогичные выкладки для варианта 3 приводят к выражению:
Кпл = 1 — 0,64* (Ккап. / Кп.кап.) (22)
В табл.8 определены величины «Кпл» при проигрывании ситуаций с различными соотношениями «Кп.кап./Ккап».
Варианты (№) | Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
1 | Кпл | — 7,00 | — 4,33 | — 3,00 | — 2,20 | — 1,67 | — 1,28 | — 1,00 | — 0,77 |
2 | Кпл | — 3,00 | — 1,67 | — 1,00 | — 0,60 | — 0,33 | — 0,14 | 0 | 0,11 |
3 | Кпл | — 2,20 | — 1,13 | — 0,60 | — 0,28 | — 0,07 | 0,09 | 0,20 | 0,33 |
Из табл.8 следует вывод:
При выплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям при различных соотношениях «Кп.кап./Ккап» могут иметь место для привилегированных акций как скидки на ликвидность (в табл.8 — со знаком «+»), так и надбавки (в табл.8 — со знаком «-«). При этом вероятность появления надбавок тем выше, чем больше удельный вес ЧОД, расходуемый на выплату дивидендов по привилегированным акциям. В нашем случае надбавки и скидки рассматриваются применительно к базовой стоимости акции.
Частично ответ на этот вопрос мы можем получить при анализе рынка купли — продажи акций второго эшелона.
11. Акции второго эшелона. Разница в стоимости привилегированных и обыкновенных акций
Рассматривая котировки акций второго эшелона на базе сайтов Интернет (http://www.nqs.ru/ и т.п.), при выплате дивидендов как по привилегированным, так и по обыкновенным акциям, мы видим разницу между стоимостью этих акций.
В табл.9 приведены отдельные сведения по соотношениям «Сп / Со» для различных отраслей.
Отрасль | Сп / Со Предложения | ||||||
покупка | Среднее | Продажа | |||||
Кол-во | Среднее | Коэф. вариации | Кол-во | Среднее | Коэф. вариации | ||
Нефтяная | 21 | 0,53 | 0,24 | 0,58 | 5 | 0,63 | 0,26 |
Газовая | 7 | 0,81 | 0,26 | 0,79 | 4 | 0,77 | 0,24 |
Энергетика | 6 | 0,50 | 0,34 | 0,62 | 7 | 0,76 | 0,20 |
Банковское дело | 5 | 0,84 | 0,36 | — | 0 | — | — |
Связь | 12 | 0,51 | 0,19 | 0,58 | 8 | 0,66 | 0,49 |
Металлургия | 3 | 0,91 | — | — | 0 | — | — |
Автомобильная | 1 | 0,40 | 0,49 | 1 | 0,58 | — | |
Химическая | 0 | — | — | 1 | 0,44 | — |
Рассмотрим, что-же можно почерпнуть из этой разницы:
1). Средние величины соотношений «Сп / Со» по предложениям к продаже находятся выше средних величин по предложениям к покупке:
2). Наибольшие значения соотношений «Сп / Со» зафиксированы для предложений на покупку в отраслях, связанных с банковским делом (0,84) и металлургией (0,94).Следует отметить, что в этих отраслях отдельные предложения имели соотношения «Сп / Со» на уровнях,превышающих 1,0. Это может служить косвенной характеристикой следующих параметров:
3). Средние величины соотношений «Сп / Со», найденные по осреднению спроса и предложения в вышеуказанных отраслях, находятся в диапазоне 0,49…0,79. В большинстве случаев для рассматриваемых отраслей стоимость привилегированной акции — ниже стоимости обыкновенной.
1). Виды скидок и надбавок:
2). Для практикующих оценщиков на базе рынка продаж некотируемых пакетов акций ОАО определены на графике тенденции изменения скидок и надбавок. В табл. 4 приведены наиболее вероятные диапазоны и средние значения общих надбавок и скидок для различных пакетов некотируемых акций ОАО.
3). При выплате дивидендов по определенным типам акций необходимыми параметрами, требующимися для установления соотношения между стоимостью привилегированной о обыкновенной акциями являются:
Необходимые расчетные формулы для установления этого соотношения приведены в тексте.
4). При отсутствии выплат дивидендов по всем типам акций для расчетов соотношений между привилегированными и обыкновенными акциями предлагается ориентироваться на формулу (16). Расчетные соотношения «Сп / Со» при доверительных вероятностях порядка 90…95 % могут ориентировочно располагаться в диапазоне 0,90…0,99.
5). Нормативные коэффициенты контроля, приведенные в Приложении №1 к ПП РФ № 369 от 31.05.2002 г. показывают: