тебя вылечат и меня вылечат актриса
Названы самые узнаваемые цитаты из советских кинофильмов
Лидером рейтинга узнаваемости киноцитат от телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» стала реплика героини Натальи Крачковской из кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию»: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат». По воспоминаниям актрисы, съёмки конкретно этого эпизода дались ей нелегко: по сценарию ей нужно было продемонстрировать свою изящную стрижку «ежик», хотя в жизни у Крачковской были длинные волосы. Чтобы реализовать задумку авторов фильма, была придумана специальная шапочка, имитирующая стрижку «ежик». И вот эта самая шапочка оказалась настолько тугой, что из-за нее отекало лицо – несколько раз приходилось делать перерыв, снимать шапочку, массировать лицо, чтобы затем снимать очередной дубль.
На втором месте списка оказалась цитата из того же фильма «Царь, очень приятно, здравствуйте, царь…» – её произносит Иван Васильевич Бунша, персонаж Юрия Яковлева. На третью строчку попала цитата из комедии «Бриллиантовая рука» – «Не виноватая я, он сам пришел!» Эта реплика принадлежит загадочной красавице Анне Сергеевне, пытавшейся соблазнить главного героя. Роль сыграла Светлана Светличная – и хотя эта реплика была записана на монтаже ее голосом, все остальные фразы Анны Сергеевны озвучила Зоя Толбузина. Песню «Вулкан страстей» Леонид Гайдай доверил спеть профессиональной певице Аиде Ведищевой.
Топ-10 самых узнаваемых киноцитат по версии телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»:
1 «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат» («Иван Васильевич меняет профессию») – 88% узнаваемости.
2 «Царь, очень приятно, здравствуйте, царь…» («Иван Васильевич меняет профессию») – 86% узнаваемости.
3 «Не виноватая я, он сам пришел!» («Бриллиантовая рука») – 85% узнаваемости.
4 «Я требую продолжения банкета! » («Иван Васильевич меняет профессию») – 81% узнаваемости.
5 «Штирлиц, а вас я попрошу остаться» («17 мгновений весны») – 80% узнаваемости.
6 «Пасть порву, моргалы выколю…» («Джентльмены удачи») – 79% узнаваемости.
7 «Танцуют все!» («Иван Васильевич меняет профессию») – 78% узнаваемости.
8 «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!» («Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика») – 77% узнаваемости.
9 «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» («Ирония судьбы, или С легким паром!») – 76% узнаваемости.
10 «Семен Семеныч…» («Бриллиантовая рука») – 75% узнаваемости.
Не стало актрисы Натальи Крачковской
«И тебя вылечат, и тебя вылечат. и меня вылечат». Народная любимица, заслуженная артистка Наталья Крачковская ошиблась. Ее не вылечили. Не спасли. Утром 3 марта Натальи Крачковской не стало.
Сердце артистки, полгода назад уже перенесшее инфаркт, пыталась спасти бригада врачей Первой градской больницы. Но безуспешно.
Муж называл ее ста килограммами счастья, режиссеры — королевой комедийного эпизода. Для зрителей она осталась лучшей мадам Грицацуевой. Крачковская в советском кинематографе была одна. Ее талант разглядел Леонид Гайдай. На роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями» претендовали и Волчек, и Мордюкова. Но режиссер медлил. Тогда звукорежиссер Владимир Крачковский предложил на роль свою жену.
К тому времени Крачковская уже снялась в восьми фильмах, но небольшие эпизодические роли не принесли ей известности. А вот роль мадам Грицацуевой стала или клеймом, или знаком пробы. «Что бы там ни было, я знаю, что я была лучшей Грицацуевой», — без ложной скромности говорила она.
Кстати, в знаменитом эпизоде беготни с воплями: «Товарищ Бендер!» Крачковская снималась сама, без дублеров, легко перемахивая через ступеньки — главного врага полных женщин. Говорит, что так легко сумела преодолеть пролеты, потому что в детстве много занималась балетом. В это трудно поверить, но Наталья — ребенок войны — была худенькой девочкой, много лет и небезуспешно занималась балетом. Как признается сама, раскормила ее уже позже тбилисская бабушка.
— Скажите, вам когда-нибудь приходила мысль похудеть? — спрашивали Крачковскую журналисты.
— Конечно, приходила! И тут же уходила! — гордо отвечала актриса и заливалась смехом.
— Я человек выше средней упитанности. Проще говоря, толстушка. Но зато я хохотушка, я незлая и со мной нормально, удобно и комфортно, — говорила она про себя.
Друзья и коллеги говорят, что Крачковская была удивительно органична. Не комплексовала по поводу своего внешнего вида, была окружена мужчинами и, как признавалась сама, была в силах увести мужчину у самой красивой женщины.
Однако любовь у нее была одна — невысокого роста лысоватый звукорежиссер Владимир Крачковский. Они познакомились на съемках, где Владимир вместо цветов и конфет охмурял будущую спутницу жизни ежеутренним стаканом сметаны, свежей булочкой, творогом и вареным яйцом. Стучался в дверь общежития, просил: «Передайте Наташе».
— В общем, знал, что цветами меня не возьмешь, — смеялась Крачковская.
С Крачковским они жили душа в душу. Ему нравилось, что его Наташа буквально из ничего сумеет сварганить стол. Он гасил ее гнев задушевным вопросом: «Покричала? А есть-то когда будем?». Он никогда не ревновал к славе. Разве что с ребенком — маленьким Васей — гулять не ходил. Крачковская уже позже поняла, что 40-летний Владимир стеснялся своего позднего отцовства.
Он был старше ее на 15 лет, а ушел — на 30 лет раньше.
Во время съемок фильма «Дубровский» у Крачковской заболело сердце. Она отпросилась, побежала домой, купив по дороги баночку ягод для Володи. Дверь открыл сын. Взял сумки из рук.
— Осторожно, там в банке ягоды для папы, — сказала Наталья.
— Папы нет, — ответил Вася.
Она хотела навсегда уйти в монастырь, но спасла работа. Для съемок «Пышки» ее увезли в Ригу и нагружали едва ли не больше, чем остальных актеров, не делая поблажек ни в чем. Но все 30 лет после смерти мужа она всякий раз заливалась слезами, вспоминая его. Они разговаривали во сне. Она просила его забрать ее с собой.
— Еще не время, — ответил Владимир.
Треть века она прожила без него. Научилась просто, мудро жить и радоваться жизни.
— Я встаю рано, старики ведь все встают рано. Но я успеваю увидеть проснувшееся солнце. Может быть, потом его не будет весь день, но я его смогла увидеть.
Полгода назад врачи с трудом вернули заслуженную артистку России к жизни. «Вытащили за хвостик», — признавался кардиолог Алексей Свет.
Сегодня повторить врачебный подвиг не удалось.
Она не говорила, что не боится смерти: «Смерти боятся все. Но если она придет — я не буду сопротивляться. Уйду без обиды, потому что жизнь я прожила хорошую».
Светлая память, Наталья Леонидовна.
«Ниша Крачковской никогда не будет занята»
О том, что значила актирса для российского кино, «Известиям» рассказал киновед, профессор Кирилл Разлогов
Многие актеры ограничиваются этим, эксплуатируя свои внешние данные. Она же каждый раз пыталась создать характер и запоминалась не тем, что опять появилась на экране, а тем, что появилась в определенном образе. Среди ее картин есть крупные – «Иван Васильевич меняет профессию», «Человек с бульвара капуцинов», есть проходные, но во многих из них она сыграла самые запоминающиеся роли.
Я очень люблю «Человека с бульвара Капуцинов», не только из-за Крачковской, но по совокупности — лучше этой картины Алла Сурикова уже не сделала. А Крачковская сыграла там как великая актриса в великом фильме. Актеры, подобные Крачковской Пуговкину или Крамарову, как правило, не имеют преемников. Равновеликую Крачковской актрису я назвать не могу. Ниша ее свободна и может быть вообще никогда не будет занята.
Наталья Крачковская от «мечты поэта» до его жены
Анна Горбашова
Наталья Крачковская (до замужества Белогорцева) – дочь актрисы Марии Фониной. Родившись в творческой семье, Наташа тоже с детства мечтала стать актрисой. После школы она подала документы во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова. На экзамене Наталья Крачковская так прочитала монолог «Иванушки-дурачка» из сказки Ершова «Конек-Горбунок», что Белокуров сходу заявил: «Эту «дурочку» надо взять». Учиться во ВГИКе Крачковской так и не пришлось из-за последствий тяжелой аварии. Но мечты о кино Наталья не оставила, работая лаборанткой в Институте металлургии СССР, снималась в массовках и эпизодах на «Мосфильме». Все изменила судьбоносная встреча с режиссером Леонидом Гайдаем.
«12 стульев» (1971)
Успех пришел к Наталье Крачковской после роли мадам Грицацуевой в фильме Гайдая «12 стульев». На эту роль пробовались многие: и Галина Волчек, и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и «чаша весов» склонялась в сторону Волчек, но тут режиссер вспомнил о жене своего звукооператора Владимира Крачковского, с которой он познакомился на съемках фильма «Кавказская пленница». Наталья приезжала туда к мужу. Когда ассистентка режиссера позвонила и пригласила Крачковскую на пробы, актриса решила, что ее разыгрывают, но на пробы все-таки пошла. «Знойная женщина, мечта поэта» была найдена после 19-й пробы.
В знаменитой сцене в Доме Советов, где мадам Грицацуева бегает за «товарищем Бендером» по лестницам и эскалатору, дублершу Крачковской найти не удалось из-за комплекции актрисы, и той пришлось самостоятельно выполнять все трюки.
«…Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером. Я носилась по лестнице две недели… Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Гайдай предупредил: «Голова поместится, а остальное нас не волнует. Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, но камеру заело — надо переснять», — вспоминала актриса свои «каскадерские» подвиги.
Но когда снимаешься у такого режиссера как Гайдай, «искусство требует жертв», и жертвы того стоили. Роль мадам Грицацуевой стала «визитной карточкой» колоритной актрисы, а ее сотрудничество с Гайдаем продолжилось.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
В 1972 году Гайдай приступил к съемкам комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер пригласил Наталью Крачковскую на роль жены управдома Ивана Васильевича Бунши — двойника царя Ивана Грозного. В роли управдома и царя – Юрий Яковлев. По признанию актрисы, Яковлев перевоплощался настолько стремительно, что она не успевала следить, где Бунша, а где Иван Грозный, так что диалог с санитарами психбольницы был недалек от истины .
«Так выходит что у вас два мужа?» «Выходит, что два».
В разгар съемок актриса заболела воспалением легких и резко похудела. Сбылась ее давняя мечта. Но у Гайдая на этот счет было другое мнение.
«Так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецрацион: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Возвращаемся к своему весу!», — вспоминала в интервью реакцию режиссера Крачковская. В ответ на вялые возражения актрисы тот ответил: «Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц? Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь».
Самым мучительным для Натальи Крачковской оказался пресловутый эпизод с приездом cкорой психиатрической помощи. «И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат», — произносит ставшую крылатой фразу Крачковская и снимает рыжий парик, под которым скрывается прическа «ежиком». Наталья Леонидовна наотрез отказалась бриться наголо. Отсутствие шевелюры «изображала» резиновая шапочка для купания с накладным бобриком. Шапочка была на несколько размеров меньше головы актрисы. Вытерпеть резиновые «тиски» Крачковская могла лишь несколько минут, а двухминутную сцену перфекционист Гайдай снимал целый день.
Фильм стал лидером проката 1973 года, однако не получил ни одной премии. Наталья Крачковская спросила Гайдая однажды, почему. «Наше время еще не пришло», — философски ответил Леонид Иович.
«Не может быть!» (1975)
В еще одной комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», состоящей из трех новелл по произведениям Михаила Зощенко, Наталья Крачковская сыграла лишь эпизодические роли в первой и третьей новелле. В новелле «Преступление и наказание» родственник главного героя, живущего на нетрудовые доходы, распродает в панике все нажитое «непосильным трудом», пока герой находится у следователя. Как все помнят, в роли «героя» — Михаил Пуговкин, в роли его супруги – жена режиссера Нина Гребешкова, в роли родственника – Вячеслав Невинный. Крачковская же играет истинно НЭПмановскую даму, покупающую картины. Она появляется в кадре буквально на минуту, но произносит пару фраз, достойных внимания любого начинающего коллекционера актуального искусства: «Не смешите меня, два синих цыпленка и полкило огурцов — триста рублей?»
«Это же дичь!» — оправдывается герой Невинного. «Ваши цены — дичь!» — ставит его на место героиня Крачковской. Прошло почти сорок лет, но реплика, брошенная Крачковской с лицом, не терпящим возражений, не теряет своей актуальности, скорее наоборот…
В новелле «Свадебное путешествие», где сыграли лучшее актеры того времени — Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Валентина Теличкина, Савелий Краморов, Наталье Крачковской досталась практически безмолвная роль гостьи на свадьбе главного героя. «Маньяк!» — единственное слово, которое бросает она герою Леонида Куравлева. Но, как утверждал Гайдай, «слова для комедии не главное, чем их меньше, тем лучше». Наталья Крачковская в этом смысле идеальная гайдаевская актриса, ей слов не надо, достаточно просто появиться в кадре.
«Покровские ворота» (1982)
В период «после Гайдая» Наталья Крачковская снялась в эпизодических ролях — в комедии Аллы Суриковой «Суета сует» (работница ЗАГСа Варвара), «Будьте моим мужем» (курортница-театралка), «Человек с бульвара Капуцинов» (Кончита), и каждый раз ее появление в кадре не оставалось незамеченным. Режиссеры прежде всего эксплуатировали фактуру «королевы комического эпизода», но сама Наталья Крачковская настаивает, что она не комедийная, а просто актриса. Однако драматическую сторону ее таланта, раскрывать никто не спешил.
Лучшие кинороли Натальи Крачковской
Киносудьбы Натальи Крачковской и Фаины Раневской очень схожи. Обе были «королевами второго плана», но именно их второстепенные, и даже эпизодические роли так любят пересматривать зрители. Их обеих называют комедийными актрисами, хотя и Раневская, и Крачковская настаивали, что они просто актрисы без каких-либо ярлыков. Именно Фаина Георгиевна посоветовала юной Наталье оставаться самой собой, когда та сказала, что хочет играть тоненьких главных героинь-красавиц. Этому совету Крачковская следовала всю жизнь, и всегда гордо говорила: «Я актриса больших форм».
«И тебя вылечат, и меня вылечат. «
В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Крачковская предстала перед зрителем в образе псевдоинтеллигентки, женщины со вспыльчивым и неугомонным нравом. Такой нрав был по жизни и у самой актрисы. Ульяна Андреевна стала одним из самых ярких героев картины, несмотря на второстепенность персонажа.
«Знойная женщина, мечта поэта!»
Эта фраза, сказанная Остапом Бендером в адрес мадам Грицацуевой, до сих пор ассоциируется именно с Натальей Крачковской. В комедии Леонида Гайдая «12 стульев» (1971) актрисе удалось воплотить образ темпераментной пышечки, жаждущей настоящей любви и прекрасного принца. Роль мадам Гицацуевой также воплотила на экране и Лидия Шукшина в четрыхсерийном фильме Марка Захарова. Но Крачковская честно заявляла: «Я сыграла лучше!».
«Мы оба были — вы у аптеки, а я в кино искала вас!»
Именно благодаря талантливой игре Крачковской эта фраза стала крылатой. В ленте «Место встречи изменить нельзя» (1979) актриса сыграла певицу в кинотеатре, но зато какую! Ее выступление до сих пор пересматривают благодарные зрители.
«Это дичь? А ваши цены не дичь?»
В комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», состоящей из трех новелл, Крачковская сыграла эпизодические роли в первой и третьей частях.
В новелле «Преступление и наказание» актриса появляется всего на минуту, но брошенная ею фраза снова становиться крылатой.
ГАЛЕРЕЯ: ЛУЧШИЕ КИНОРОЛИ НАТАЛЬИ КРАЧКОВСКОЙ
Названы самые узнаваемые цитаты из советского кино
«И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат» — цитата из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» оказалась самой узнаваемой среди российских зрителей. Это стало известно по результатам опроса, проведённого киноканалом «Мосфильм. Золотая коллекция».
Второе место по узнаваемости заняла фраза, которую произносит Юрий Яковлев в том же фильме: «Царь, очень приятно, здравствуйте, царь…». На третьей строчке — знаменитый оправдательный возглас героини Светланы Светличной в фильме «Бриллиантовая рука»: «Не виноватая я, он сам пришёл!».
Программная дирекция киноканала «Мосфильм. Золотая коллекция» составила список из нескольких десятков популярных фраз в советском кино и предложила респондентам определить, в каких фильмах они звучат. В проведённом интернет-исследовании* приняли участие 1089 человек.
Практически все респонденты верно указывали цитаты из народных комедий Леонида Гайдая: «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция “Ы”». В меньшей степени участники опроса знакомы с «12 стульями» — гайдаевской экранизацией романа Ильфа и Петрова. Респонденты высказывали предположения, что фраза «Вернись, я всё прощу!» из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Афоня», «Любовь и голуби», «Покровские ворота», «Собачье сердце», «Женитьба Бальзаминова» и «Малыш и Карлсон».
Фильмы, в которых звучат фразы «Царь, очень приятно, царь…» и «Пасть порву, моргалы выколю…», верно определили все респонденты. Близка к такой узнаваемости и цитата из «Кавказской пленницы» про комсомолку Нину. Но были респонденты, которые перепутали картину с «Операцией “Ы”»: очевидно, из-за того, что там те же персонажи.
«И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат»
Эту фразу говорит героиня Натальи Крачковской — супруга отправившегося в прошлое Бунши — в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» перед тем, как отдаться врачам-психиатрам. Потом вдруг выясняется, что у неё очень короткие волосы: она снимает парик. На самом деле, и это тоже не настоящая её причёска. В период съёмок у актрисы были длинные волосы, поэтому то, что видел зритель в кадре было специальной шапочкой с ёжиком. Этот парик был настолько тугой, вспоминала актриса, что лицо отекало. Приходилось делать перерыв, массировать лицо и снимать снова.
«Царь, очень приятно, здравствуйте, царь…»
Не оставив советских привычек в образе царя Ивана Грозного, Иван Васильевич Бунша приветствовал слуг и государеву супругу Марфу Васильевну, роль которой исполнила Нина Маслова. Накануне съёмок актрису задели в драке — поставили под глазом синяк. Чтобы скрыть это в кадре, Маслова была вынуждена постоянно отводить глаза, когда к ней обращался государь. Это добавило образу кокетства.
«Не виноватая я, он сам пришёл!»
«Я требую продолжения банкета!»
Бунша, ставший Иваном Грозным, забылся от веселья на пиру в царских палатах и поэтому позволил себе этот «приказ». Он требовал продолжения банкета строго по сценарию: это не было импровизацией Юрия Яковлева.
«Штирлиц, а вас я попрошу остаться»
В момент, когда эту фразу произносит группенфюрер Мюллер, зрители до сих пор, даже если смотрят картину «17 мгновений весны» не в первый раз, испытывают волнение. Вдруг Штирлица раскрыли? Офицеры СС в замешательстве покидают комнату, а Штирлиц, стараясь сохранять спокойствие, начинает беседу с Мюллером тет-а-тет. Постепенно становится ясно, что Мюллер не знает, что Штирлиц — советский агент, и зрителя отпускает напряжение. В реальной жизни этой фразой сегодня приглашают к беседе один на один, но сердце у собеседника при этом не сжимается.
«Пасть порву, моргалы выколю…»
А этой фразой заведующий детского сада Трошкин из фильма «Джентльмены удачи» угрожает… сокамерникам. Он — двойной агент и в тюрьме притворяется бандитом по прозвищу Доцент, с которым они как близнецы похожи. Получается настолько убедительно, что сам Трошкин удивляется сам себе. А зрители удивляются невероятному перевоплощению блистательного Евгения Леонова, который каждую фразу на жаргоне произносит с таким чувством, что это навсегда остаётся в памяти.
«Танцуют все!»
Этой репликой Иван Васильевич Бунша, переодетый в Ивана Грозного, просит присоединиться к веселью на пиру. Он под песню «Вдруг как в сказке скрипнула дверь» Жоржа Милославского, своего напарника по неволе, уже пустился в пляс с супругой царя Марфой Васильевной. От Бунши, заносчивого ревнителя порядка, такого, конечно, никто не ожидал.
«Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!»
Эти слова товарищ Саахов говорит о студентке педагогического института Нине. Он представляет девушку публике, которая ожидает открытия Дворца бракосочетания. Нина настолько покорила местного чиновника Саахова, что он решил её украсть. Об этом знал дядя Нины, за «невесту» Саахов отдал ему стадо баранов и финский холодильник.
«Какая гадость эта ваша заливная рыба!»
Так невысоко оценил угощение на новогоднем столе герой Юрия Яковлева в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Это — очередная удачная импровизация Юрия Яковлева. Как и другая знаменитая фраза из фильма — «Тёпленькая пошла!».
«Семён Семёныч…»
Снисходительная интонация, с какой произносят имя и фамилию непутёвого героя Юрия Никулина в «Бриллиантовой руке», и сделало это обращение таким запоминающимся.