тебя здесь никогда не было актеры
Фильм Тебя никогда здесь не было
Лютый триллер о том, как Хоакин Феникс ищет похищенную девочку
Обрюзгший и травмированный детектив по имени Джо (Хоакин Феникс) ищет в Нью-Йорке похищенную дочку сенатора, маленькую Нину (Екатерина Самсонова). То, что можно было принять за осовремененную версию «Леона», на самом деле оборачивается растянутым на полтора часа парафразом финала «Таксиста»: атмосферным, завораживающим и волнующим киноопытом. За эту экранизацию повести Джонатана Эймса шотландка Линн Рэмзи («Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином») получила приз за лучший сценарий в Каннах, а Хоакин Феникс — приз за лучшую мужскую роль.
Актеры
Рецензия «Афиши» на фильм «Тебя никогда здесь не было»
Парень по имени Джо (Хоакин Феникс) — бывший морской пехотинец, бывший агент ФБР — теперь калечит людей в частном секторе: он совмещает функции наемного убийцы и детектива, специализируясь на похищенных детях (и их похитителях). Джо живет в отчем доме в Нью-Йорке со старушкой-матерью (Джудит Робертс), впадающей в маразм. Поступает заказ: сенатор (Алекс Манетт), принимающий активное участие в избирательной кампании идущего на новый срок губернатора (Алессандро Нивола), сообщает, что у него пропала дочь-подросток (Екатерина Самсонова) и ее держат в борделе для богатых педофилов. «Я хочу, чтобы ты сделал им больно», — говорит на прощание сенатор. Джо ничего не отвечает, поправляет бейсболку и отправляется в хозтовары за скотчем и молотком.
Линн Рэмзи («Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином»), режиссер из Шотландии, снимающий редко, но метко, и сама не против заехать зрителю молотком в переносицу. С фильма выходишь, пошатываясь. Притом что, строго говоря, насилия в кадре почти нет, оно по большей части спрятано в монтажных склейках, и чаще всего мы видим подходящего Феникса, а через секунду уже чье-то обмякшее тело, оставшееся лежать у него за спиной. Рэмзи рассчитывает на наше воображение, так же как и на сообразительность, не тратя время на разъяснения, что, как и почему произошло. В компенсацию — компактная, собранная форма (фильм идет чуть меньше полутора часов) и постоянное интеллектуальное возбуждение, опасение пропустить тот единственный кадр, где будет лежать ключ.
«Тебя никогда здесь не было» поставлен по мотивам одноименной новеллы Джонатана Эймса, отчасти пародирующей, отчасти переосмысляющей нуары Чандлера или, если брать современников, Ли Чайлда: угрюмый частный сыщик берется за дело, которое вдруг оказывается ему не по зубам, и прочие штампы, но при этом герой — сложное, глубоко несчастное существо, все время находящееся на грани суицида. Рэмзи творчески развила этот мотив, ухватившись за свою фирменную тему тяжелого детства и глубоких психологических травм. Впрочем, и с физическими травмами у Джо полный порядок: его массивное тело покрыто старыми шрамами и приветствует новые. Феникс в очередной раз демонстрирует чудеса погружения в роль, не то чтобы неожиданно, но невероятно убедительно трансформируясь в плачущего убийцу с сединой в бороде и целым выводком бесов в ребрах.
Ангела играет юная американка Самсонова, дочь русских эмигрантов — хрупкая, почти прозрачная блондинка с устремленным куда-то внутрь себя взглядом. С другой стороны, кто здесь ангел, никогда не знаешь: как всякий нуар, этот населен фальшивками — продажными копами, коррумпированными агентами спецслужб, ненастоящими союзниками и отыгранными врагами. В любом случае главный враг Джо — он сам, и чем больше препятствий он преодолевает, тем больше их остается.
Это гипнотизирующий, вводящий в транс кинематограф: музыка Джонни Гринвуда лезет под кожу, перед глазами проплывают лица, предметы, части тел, выхваченные камерой с почти сюрреалистической ясностью, прежде чем выпасть из фокуса. Энергичная, жестокая поэзия. Сцена на озере, бойня, увиденная через камеры наблюдения, грандиозное братание на окровавленном полу, жуткий эпизод на улице, когда группа азиатских девушек просит Джо их сфотографировать и у одной вдруг меняется лицо, нежные сцены с мамой, ложный финал — если начать вспоминать лучшие моменты, выяснится, что других здесь и не было.
Лучшие отзывы о фильме «Тебя никогда здесь не было»
Фильм «Тебя никогда здесь не было» поставлен женщиной-режиссером шотландкой Линн Рэмси по повести американского писателя Джонатана Эймса. На Каннском кинофестивале фильм удостоился двух наград: за лучший сценарий (Линн Рэмси и Джонатан Эймс) и за лучшую мужскую роль (Хоакин Феникс). Линн Рэмси прославилась, в тех же Каннах, своими короткометражками еще в 1996 году, но широкую известность для публики она получила после выхода фильма «Что-то не так с Кевином» в 2011 году.
Хоакин Феникс — один из самых талантливых актеров современности, и одновременно с этим один из самых недооцененных. К примеру, его потрясающая игра на запредельном уровне в «Мастере» Пола Томаса Андерсона так и не удостоилась Оскара. Но и в более ранних фильмах, таких как «Форс-мажор» Джозефа Рубина или «8 миллиметров» Джоэля Шумахера, виден талант актера, умение играть сложные яркие роли, не перетягивая на себя одеяло. Кстати, «8 миллиметров» перекликается с «Тебя никогда здесь не было» созданием той ужасающей атмосферы происходящего, пусть и не в борделях, а в грязном и чудовищном подпольном мире порноиндустрии, где происходят настоящие убийства беззащитных девушек на потеху всяким извращенцам. Хоакин Феникс словно создан для таких саморазрушающих ролей. Он готов погрузиться в бездну, зайти за грань актерского мастерства и прожить жизнь своего героя передавая реально переживаемые эмоции и ощущения.
Не даром данную картину сравнивают и с «Таксистом» Мартина Скорсезе, ведь как и Роберт Де Ниро Хоакин Феникс играет бывшего военного, не сумевшего приспособиться к нормальной жизни. Но сходство состоит не столько в этом, сколько в посыле фильма и его интонации, где за маской героя скрывается чудовищная драма об одиночестве и неприкаянности человека. Однако, герой Хоакина Феникса — Джо, — все же находит призвание в спасении несчастных девушек-подростков из сексуального рабства. В отличие от Трэвиса Бикла из «Таксиста» устроившего «кровавую баню» в борделе, желая вычистить всю «грязь» из города, Джо в большей степени хочет найти и вытащить несчастных девушек из этого болота. Спасая очередную юную девушку, невинную душу, он пытается не допустить того ужаса произошедшего с ним, будто в детстве он натерпелся за всех детей разом, и дать им шанс на нормальное существование, равно как и себе возможность очиститься от многострадального прошлого, зацепиться за что-то человеческое и глубоко потаенное в нем самом.
Примечательно, что его прошлое мы наблюдаем исключительно в виде флешбэков, коротких вспышек воспоминаний. Это выглядит очень стильно, не перегружает сюжет, и дает основу для понимания действий героя. Надо сказать, что визуальная составляющая фильма впечатляет и полностью погружает в происходящее. Операторская работа Томаса Тауненда с крупными планами, длинными кадрами, игрой со светом и фокусом органично сочетается с захватывающей и напряженной музыкой написанной Джонни Гринвудом — соло-гитаристом группы Radiohead. Между прочим в 2008 году на Берлинском кинофестивале Гринвуд был удостоен Серебряного Медведя за лучший саундтрек к фильму «Нефть» Пола Томаса Андерсона.
Все эти сравнения с известными работами для «Тебя никогда здесь не было» идут ему только на пользу. Быть может, это и не «Таксист XXI века», но абсолютно точно стильный и сильный фильм, оставляющий за собой приятное послевкусие. У Линн Рэмси получилось снять одновременно жесткое и жестокое кино, но при этом пронизанное любовью и нежностью, и хочется верить, что финальная сцена, в отличие от того же «Таксиста» (с обескураженным взглядом Роберта Де Ниро в отражении зеркала заднего вида), дает надежду на перерождение и начало новой счастливой жизни.
«Тебя никогда здесь не было»: Хоакин Феникс уходит с молотком
В прокат вышла картина «Тебя никогда здесь не было», которую наперебой называют «Таксистом» XXI века, но режиссера Линн Рэмзи интересуют немного другие грани травматического опыта. Какие именно — рассказывает Станислав Зельвенский.
Парень по имени Джо (Хоакин Феникс) — бывший морской пехотинец, бывший агент ФБР — теперь калечит людей в частном секторе: он совмещает функции наемного убийцы и детектива, специализируясь на похищенных детях (и их похитителях). Джо живет в отчем доме в Нью-Йорке со старушкой-матерью (Джудит Робертс), впадающей в маразм. Поступает заказ: сенатор (Алекс Манетт), принимающий активное участие в избирательной кампании идущего на новый срок губернатора (Алессандро Нивола), сообщает, что у него пропала дочь-подросток (Екатерина Самсонова) и ее держат в борделе для богатых педофилов. «Я хочу, чтобы ты сделал им больно», — говорит на прощание сенатор. Джо ничего не отвечает, поправляет бейсболку и отправляется в хозтовары за скотчем и молотком.
Линн Рэмзи («Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином»), режиссер из Шотландии, снимающий редко, но метко, и сама не против заехать зрителю молотком в переносицу. С фильма выходишь, пошатываясь. Притом что, строго говоря, насилия в кадре почти нет, оно по большей части спрятано в монтажных склейках, и чаще всего мы видим подходящего Феникса, а через секунду уже чье-то обмякшее тело, оставшееся лежать у него за спиной. Рэмзи рассчитывает на наше воображение, так же как и на сообразительность, не тратя время на разъяснения, что, как и почему произошло. В компенсацию — компактная, собранная форма (фильм идет чуть меньше полутора часов) и постоянное интеллектуальное возбуждение, опасение пропустить тот единственный кадр, где будет лежать ключ.
«Тебя никогда здесь не было» поставлен по мотивам одноименной новеллы Джонатана Эймса, отчасти пародирующей, отчасти переосмысляющей нуары Чандлера или, если брать современников, Ли Чайлда: угрюмый частный сыщик берется за дело, которое вдруг оказывается ему не по зубам, и прочие штампы, но при этом герой — сложное, глубоко несчастное существо, все время находящееся на грани суицида. Рэмзи творчески развила этот мотив, ухватившись за свою фирменную тему тяжелого детства и глубоких психологических травм. Впрочем, и с физическими травмами у Джо полный порядок: его массивное тело покрыто старыми шрамами и приветствует новые. Феникс в очередной раз демонстрирует чудеса погружения в роль, не то чтобы неожиданно, но невероятно убедительно трансформируясь в плачущего убийцу с сединой в бороде и целым выводком бесов в ребрах.
Ангела играет юная американка Самсонова, дочь русских эмигрантов — хрупкая, почти прозрачная блондинка с устремленным куда-то внутрь себя взглядом. С другой стороны, кто здесь ангел, никогда не знаешь: как всякий нуар, этот населен фальшивками — продажными копами, коррумпированными агентами спецслужб, ненастоящими союзниками и отыгранными врагами. В любом случае главный враг Джо — он сам, и чем больше препятствий он преодолевает, тем больше их остается.
Это гипнотизирующий, вводящий в транс кинематограф: музыка Джонни Гринвуда лезет под кожу, перед глазами проплывают лица, предметы, части тел, выхваченные камерой с почти сюрреалистической ясностью, прежде чем выпасть из фокуса. Энергичная, жестокая поэзия. Сцена на озере, бойня, увиденная через камеры наблюдения, грандиозное братание на окровавленном полу, жуткий эпизод на улице, когда группа азиатских девушек просит Джо их сфотографировать и у одной вдруг меняется лицо, нежные сцены с мамой, ложный финал — если начать вспоминать лучшие моменты, выяснится, что других здесь и не было.
Тебя никогда здесь не было, Джо
К слову сказать, и американская аудитория еще не видела этот фильм, что логично. Первой было суждено увидеть картину европейской публике, так как что в США, что в России такие фильмы проходят со скрипом в последние годы. Экшн, яркие картинки, стрельба, драки или примитивный тупой юмор — вот что нынче в фаворе у американских и российских зрителей. Драматичная история мстителя с психическими расстройствами личности, орудующего молотком, заинтересует лишь единицы. Более сложные и заставляющие побродить серое вещество ленты собирают кассу как раз-таки в Европе.
Пустеющие залы
«Тебя никогда здесь не было» — пример фильма, сложность которого заставляет людей уходить из зала. Одни шли на Хоакина Феникса (звезда Голливида как ни крути), другие, видимо, искали для завершения удачного вечера пятницы хоть какой-то фильм. И обе категории зрителей если не начинали глубже вникать в сюжет, то оставались в проигрыше, особо талантливые пафосно покидали зал с крылатыми фразами, соответствующими уровню их IQ, а были и те, которые весь фильм перебалтывались друг с другом, прямолинейно обсуждая происходящее на экране и искренне не понимая суть, цель и авторской задумки демонстрируемой им киноленты.
Эра интернета давно дала людям возможность заранее узнать, на какой фильм они идут. Регулярное посещение других произведений кинематографа позволяет лицезреть рекламные трейлеры будущих релизов, что в свою очередь помогает отделить зерна от плевел. Внимание, риторический вопрос — что же заставляет людей идти на сеансы фильмов, камерность, обособленность и категория которых стоит в шаге от статуса арт-хаусных. Малобюджетная лента без громких продюсерских центров в принципе может заинтересовать только единицы ввиду банального отсутствия широкомасштабной раскрутки.
Но на самом деле большое спасибо хочется сказать тем, кто уходил и не мешал смотреть дальше. Чего не скажешь о тех, кто так и не решился уйти, хотя все их нутро рьяно протестовало против присутствия в темном зале кинотеатра.
Фильм по книге
Попробую сделать определенную затравочку и обойтись без спойлеров, чтобы заинтересовать читателей, которые еще могут успеть посмотреть фильм в кинотеатрах или которые потом захотят увидеть его на других носителях.
Базой повествования стало одноименное произведение Джонатана Эймса. К сожалению, перевода новеллы Эймса на русский язык так и не нашел, поэтому со временем либо придется читать в оригинале на английском языке, либо ждать перевода. Но по общей оценке режиссер киноленты Линн Рэмси представила собственную интерпретацию произведения автора, поэтому можно не переживать из-за факта отсутствия возможности ознакомиться с первоисточником.
Я, честно говоря, как и упомянутые выше зрители в первую очередь шел на фильм из-за Хоакина Феникса. Но это было не банальное следование за именем известного актера, его реноме мне уже давно знакомо, поэтому я заранее знаю, что в паршивой и неинтересной картине его сниматься не заставишь. Это значит, что меня, как потенциального зрителя, ожидает очередное гениальное перевоплощение артиста в новый образ. А образ человека с окровавленным молотком в руках в ипостаси Феникса не может не заинтересовать.
История
Сравнение Джо (главного героя) с Трэвисом из фильма «Таксист» Мартина Скорцезе неслучайно:
Но в остальном это истории о разных людях, преследующих совершенно разные цели и мотивы. Поэтому забываем героя Роберта Де Ниро и возвращаемся к Джо, чья личность в принципе и стоит во главе угла фильма. Его чувства и переживания — акцент и идея ленты; его реакция и действия — следствие жестокой борьбы внутри себя. Каждый раз преодолевая и перебарывая свои страхи, Джо на определенное время превращается в настоящую машину для убийства. И хорошо, что все его намерения имеют с общественно-моральной точки зрения положительный оттенок. Он маньяк, который олицетворяет собой возмездие за бесчинства плохих людей.
Самое страшное в этой картине случается в самом конце, когда за спиной море крови и мертвых людей, когда на самом деле грозившая беда позади. Весь фильм зритель следует за похождениями героя в сопровождении нуарного музыкального ряда и давящей своими цветовыми решениями картинки. Казалось бы, основное настроение понятно, и в этом стиле все и закончится. Но название ленты должны быть как-то оправдано, смысл его обязан стать понятным и ясным. И делается это с помощью интересной режиссерской задумки, которая на время отключает нас от происходивших событий, погружая в диалоги обычных людей среднестатистической кафешки. Их мелочные и обывательские разговоры дают понять ключевому персонажу, что привычный мир, где живут все остальные, всегда был от него очень далек. Тот ад, что нам был показан почти за 90 минут хронометража, существует, казалось бы, в какой-то параллельной вселенной. И все те флэшбеки, сопровождавшие историю Джо, рисуют понятную картину — в нормальном мире Джо никогда не было.