театр вия артмане актеры и роли

Вия Артмане

Биография

Вия (Алида) Фрицевна Артмане – одна из самых знаменитых советских киноактрис, известная по «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В 1969 году актриса получила звание народной артистки Советского Союза.

Детство и юность

Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.

театр вия артмане актеры и ролиАктриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)

Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.

Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Личная жизнь

Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.

театр вия артмане актеры и ролиЕвгений Матвеев и Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.

Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.

Смерть

В 1993 году Вия Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена доживать последние годы на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье Вии. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и пару инсультов.

театр вия артмане актеры и ролиВия Артмане в последние годы (кадр из сериала «Каменская»)

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.

В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых являются «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».

Источник

«Родная кровь» Вии Артмане: Самая большая тайна латвийской звезды советского кино

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Вия Артмане начала сниматься в кино в 27 лет, уже после того, как состоялась в качестве театральной актрисы. Хотя с первых же работ молодой красавице доверяли главные роли, первый успех пришел к ней только спустя 7 лет, когда она снялась в фильме «Родная кровь». В СССР его посмотрело 35 млн зрителей, по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Вия Артмане была признана лучшей актрисой года. К ней пришла всесоюзная популярность, а в Латвии она стала национальной гордостью. Этот фильм получил несколько кинопремий, в том числе награду «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Партнером Вии Артмане на съемочной площадке стал советский актер Евгений Матвеев. На экранах они играли влюбленную пару и смотрелись настолько гармонично, что им нельзя было не поверить. По сюжету, во время Великой Отечественной войны танкист Владимир Федотов по пути из госпиталя домой на побывку знакомится с паромщицей Соней, матерью троих детей. У них начинается роман, и после демобилизации Федотов приезжает к Соне. Однако их счастье было недолгим – женщина умирает после болезни. Вскоре появляется отец детей Сони, но двое из них решают остаться с Федотовым.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Только годы спустя актриса призналась, что их роман продолжался и за кадром. На тот момент Евгению Матвееву был 41 год, он был уже популярным артистом, у которого было сотни поклонниц. Он был женат, у него росло двое детей. Его дочь Светлана рассказывала, что каждый раз, играя историю любви, ее отец искал в партнерше « зацепку, изюминку, какой-то манок, чтобы возникли уже не совсем актерские чувства ». Но в тот раз Матвеев был обескуражен: « Она холодная, отстраненная… Не знаю, с какого боку подойти. Как я буду сниматься с ней в любовных сценах? » Вие Артмане он поначалу не нравился. « Евгений Семенович произвел на меня впечатление сурового, замкнутого человека, я даже не могла предположить, что в душе этого человека просто горел огонь. Возможно, я долго не могла понять, что чувствует он на самом деле », – рассказывала актриса. Но во время съемок ему все же удалось найти подход к холодной красавице, и их чувства переросли в настоящие.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Вия Артмане тоже была замужем, но этот брак вряд ли можно было назвать счастливым. Ее супруг, актер Артур Димитерс, оказался патологическим ревнивцем. Любовная идиллия продлилась всего несколько недель, а потом муж начал устраивать ей скандалы по любому поводу. После рождения сына Каспара в 1957 г. Вия надеялась, что это спасет их брак, но ничего не изменилось. Когда она уехала на съемки фильма «Родная кровь», муж устраивал ей сцены ревности из-за Евгения Матвеева, но на этот раз его подозрения оказались небезосновательными. После того, как актриса вернулась в Латвию, у нее родилась дочь Кристиана, и только спустя несколько десятилетий Вия призналась в том, что ее отцом не был Артур Димитерс. По словам актрисы, ей было нелегко сделать это, но она больше не могла скрывать правду.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Сама Вия Артмане никогда не говорила прямо о том, что их связывало с Матвеевым. В одном из интервью актриса рассказывала: « Конечно, на съемочной площадке возникают романы, но они недолговечны. Судите сами, как можно не влюбиться, если ты каждый день «играешь» любовь. Действительно, у меня с Евгением Матвеевым был бурный роман… на съемочной площадке. Но только на съемочной площадке. А теплые дружеские отношения мы пронесли через всю жизнь… »

театр вия артмане актеры и роли

В последний раз они увиделись на праздновании юбилея актрисы. Вия Артмане вспоминала: «И только в последнюю нашу встречу, а было это в Москве на мое семидесятилетие, я поняла, что Евгений Семенович был очень страстным мужчиной… Я эту встречу запомню на всю жизнь. Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, что через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя. Я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет прийти, Евгений Семенович был тяжело болен раком, но он пришел ко мне, пришел поздравить меня, и пришел проститься… ». Только после смерти Евгения Матвеева Вия Артмане призналась: « Это правда – то, о чем говорит народ, что что-то было. Было. Было. Иначе ничего подобного невозможно было бы сыграть ».

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Сын Вии Артмане Каспар рассказывал: « У мамы с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но мама была человеком долга. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор: он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка – вылитый Матвеев!» Когда в 2008 году, в октябре, у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристиане, что ее отец – православный». Нам без слов было понятно, о ком идет речь. Впрочем, Кристиана по-прежнему считает своим отцом Димитерса ».

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Ради детей Вия Артмане осталась с мужем. Евгений Матвеев тоже всю жизнь прожил с женой и детьми. На склоне лет актриса призналась, что не была счастлива в личной жизни: « Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было ».

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Почему кумир советских женщин Петерис Гаудиньш обрек себя на одиночество: Тайны латышского Айвенго

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Петерис Гаудиньш родился в 1956 г. в Риге, в семье врачей. Он собирался продолжить династию и после школы поступил в медицинский институт, но уже после первого курса понял, что выбрал не тот путь. Он бросил учебу и поступил на театральный факультет Латвийской консерватории. Уже в первый год учебы Петерис начал сниматься в кино и выступать на сцене Рижского театра «Дайлес», которому отдал всю свою жизнь.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

В конце 1970-х гг. актеры из Прибалтики пользовались в СССР невероятной популярностью – они были главными «иностранцами» советского кино. Фильм «Театр» стал настоящим кинохитом тех лет, в главной роли в нем снялась звезда латвийского кино Вия Артмане, для которой эта работа стала своеобразным подведением итогов, ведь ее выпустили специально к ее 50-летию. А вот для молодых актеров Ивара Калныньша и Петериса Гаудиньша «Театр» стал удачным стартом кинокарьеры. Оба актера были настоящими красавцами и сводили с ума тысячи советских зрительниц.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

После такого успешного старта латвийский актер составил серьезную конкуренцию многим российским коллегам. Однажды ему удалось обойти даже Александра Абдулова. Тот очень хотел сыграть капитана королевской гвардии, офицера охраны Артура Мешема в экранизации пьесы французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». По сюжету, в его героя влюблялись сразу несколько героинь, среди которых были королева Англии Анна и герцогиня Мальборо. Казалось бы, кто же еще мог бы смотреться в этой роли убедительней, но режиссер все же остановил свой выбор на латвийском актере Петерисе Гаудиньше.

театр вия артмане актеры и роли

Роль герцогини Мальборо в этом фильме сыграла знаменитая актриса Алла Демидова. Впервые увидев Петериса на съемочной площадке, она не смогла сдержать иронии. Актер вспоминал: « Она меня серьезно не восприняла. Подумала, что меня взяли из-за смазливой рожицы и я вообще ничего не умею. Помню, она сказала: «Срочно дайте ему шпагу, парню хоть за что-то надо держаться!» А я ответил, что у меня есть за что подержаться, например, шляпа. Алла улыбнулась, и мы подружились ».

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Спустя 3 года, в 1982 г. на экраны вышла «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», после чего Петерис стал воплощением образа идеального мужчины. Этот фильм стал одним из лидеров проката 1983 г. – его посмотрело больше 28 млн зрителей. Он запомнился и тем, что в нем прозвучали прекрасные песни Владимира Высоцкого. Правда, сам Гаудиньш эту свою работу оценивал невысоко и рассказывал о ней неохотно: « На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего ».

театр вия артмане актеры и роли

Он продолжал сниматься до начала 1990-х гг., а потом в связи с кризисом в кинематографе в его кинокарьере наступила 10-летняя пауза. В 2003 г. он вернулся на экраны, но с тех пор сыграл всего 9 ролей. Петерис Гаудиньш продолжает выступать на театральной сцене, а в свободное время работает экскурсоводом в Праге. Он редко дает интервью и, несмотря на выбранную профессию, не любит публичности. Говорит, что от славы устал еще в молодости, а внимание поклонников его всегда не радовало, а раздражало.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Он и в свои 65 лет прекрасно выглядит, но очень не любит, когда ему делают комплименты по поводу его внешности. Дело в том, что Петерис считает свою внешность главной причиной не очень удачной кинокарьеры. У него было достаточно много ролей, но все режиссеры, в основном, эксплуатировали его привлекательную внешность и давали однотипные роли схематичных красавчиков. К тому же он всегда выглядел моложе своих лет, и «вечного юнца» не утверждали на серьезные драматические роли.

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Красавец-мужчина, о котором мечтали тысячи поклонниц по всей стране, ни разу не был женат и до недавнего времени жил вместе с родителями. После того, как ушел из жизни его отец, мать переехала к сестре актера – ей нужен был уход, а у него из-за работы не хватало на это времени. С тех пор актер живет один. Свой выбор он объясняет так: « Просто я чересчур боялся ответственности. Мне казалось, что семья и особенно дети несовместимы с актерством. Дети должны быть всегда на первом плане, а у нас с постоянными гастролями и съемками так никогда не получится. Может, если бы выбрал другую профессию, были бы и дети, и внуки. Я ведь поначалу хотел пойти по родительским стопам, стать врачом. Но, проучившись полгода в мединституте, ушел в театральный. Но ни о чем не сожалею: ни о выборе профессии, ни о том, что сейчас один. Если завтра встречу человека, без которого жить не смогу, то все еще может быть! ».

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

У его добровольного одиночества есть и еще одна причина: женщины всю жизнь его преследовали, добивались встреч, проявляли внимание, а Петерис убежден, что женщина не должна делать первых шагов, и что мужчине нужно оставаться охотником. Актер говорит: « Я старомоден. И всегда придерживался мнения, что мужчина должен завоевывать женщину, а не наоборот. Я же, к сожалению, всегда чувствовал себя добычей. Сейчас я уже не такой влюбчивый, как в молодости. Мне мой ум подсказывает, что не надо влюбляться ». Его рыцарь Айвенго на экранах воплощал мечту о вечной любви, а сам актер говорил: « Вряд ли я готов поверить в такие чувства ».

театр вия артмане актеры и роли

театр вия артмане актеры и роли

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Вия Артмане

театр вия артмане актеры и роли

Вия (Алида) Фрицевна Артмане (латыш. Vija Artmane). 21 августа 1929 — 11 октября 2008. Советская латвийская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1969).

Вия Артмане (урождённая Алида Артмане (латыш. Alīda Artmane)) родилась 21 августа 1929 года (по другим источникам — 21 июля) в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумского уезда (ныне — Тукумский край, Латвия) (по другим источникам — в Тукумсе) в крестьянской семье польки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманса.

Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери.

С 10 лет работала пастушкой.

С 15 лет жила в Риге. В школе училась в одном классе с Улдисом Жагатой.

После войны, в 1946 году поступила во 2-ю студию при Художественном театре, которую окончила в 1949 году. Училась вместе с Э. Павулсом, Х. Лиепиньшем, В. Скулме.

С 1949 года — актриса Художественного театра им. Я. Райниса (ныне Театр «Дайлес»), где работала до 1998 года.

С 1998 года играла в Hовом Рижском театре.

Одна из самых популярных советских киноактрис.

В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать».

Вия Артмане в фильме «Родная кровь»

театр вия артмане актеры и роли

Одной из самых ярких в карьере Артмане стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр».

Лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран».

Имела многочисленные награды за работу в кино, в частности: Специальный приз I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за роль в фильме «Родная кровь» (Ленинград, 1964); Диплом за лучший актёрский дебют на Кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в фильме «Эдгар и Кристина» (Кишинёв, 1967); Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» за исполнение женских ролей в фильмах «Сильные духом» и «Эдгар и Кристина» (Ленинград, 1968); Диплом за лучшую женскую роль Кинофестиваля «Золотой Дюк» в фильме «Катафалк» (Одесса, 1990).

Возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

Депутат Верховного Совета Латвийской ССР XI созыва (1985—1990). Вступила в КПСС в 1968 году, была кандидатом в члены ЦК Компартии Латвии (1971—1976), членом Советского комитета защиты мира.

В 1993 году в процессе реституции лишилась своей квартиры. Последние годы жизни жила на даче в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт.

Незадолго до смерти приняла православие, взяв имя Елизавета.

Отслужив в театре 55 лет, не захотела быть на вторых ролях и ушла по собственной воле. Раньше, чем ее попросили об этом. К тому моменту Вия Артмане перенесла три инсульта.

Вия Артмане скончалась 11 октября (по другим источникам — 12 октября) 2008 года в психиатрической клинике города Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Был совершён чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Совершал чин Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Похоронена 15 октября 2008 года на Покровском кладбище в Риге.

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.

Вия Артмане. Королева в изгнании

Личная жизнь Вии Артмане:

Муж — Артур Димитерс (1915—1986), актёр театра.

Сын — Каспар Димитерс (р. 1957), музыкант.

Дочь — Кристиана Димитере (р. 1965), художник.

Слухи о романе Вии Артмане с актером Евгением Матвеевым ходили по всему Союзу, когда на экраны вышел фильм «Родная кровь».

Вскоре после съемок у Артмане родилась дочь Кристиана.

Сын актрисы Каспар уже после ее смерти рассказал, что это дочь Матвеева.

Фильмография Вии Артмане:

1956 — После шторма — Рута
1956 — За лебединой стаей облаков — Даце Страуме
1958 — Чужая в посёлке — Эльза
1960 — На пороге бури — Мара Вилде
1961 — Спасибо за весну (Верба серая цветет) — Велта
1962 — Вступление — соседка
1962 — День без вечера — Кайре
1963 — Родная кровь — Соня
1964 — Ракеты не должны взлететь — Перл
1965 — Никто не хотел умирать — Она
1966 — Эдгар и Кристина — Кристина
1966 — Киевские фрески (не был завершен) — Женщина
1967 — Подвиг Фархада — Вера
1967 — Сильные духом — Лисовская
1967 — Туманность Андромеды — Веда Конг
1968 — Времена землемеров — Лиена
1969 — Тройная проверка — фрау Грета
1969 — Ночь перед рассветом — Карла
1969 — Лучи в стекле — Ирис
1969 — Гладиатор — Анни Тыху
1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Анна Беринг
1971 — Я, следователь — Ванда Линаре
1971 — Танец мотылька — Нино
1972 — Ель во ржи — Дагмара
1973 — Подарок одинокой женщине — Кнёпиене — Гита
1974 — Морские ворота — Кристина
1975 — Стрелы Робин Гуда — Кэт
1976 — Мастер — Айна Петровна
1977 — Обмен — Жилювене
1978 — Театр — Джулия Ламберт
1978 — Емельян Пугачёв — Екатерина II
1978 — Твой сын — Эльза Витрупе
1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый. — Зинаида Кирилловна, мать Володи
1980 — Жаворонки — Гундега
1981 — Следствием установлено — Рута Граудиня
1983 — Чужие страсти — Анна Валдмане
1985 — Последняя индульгенция — Эрна Зале
1985 — Проделки сорванца — комендантша приюта
1986 — Тайна Снежной королевы — госпожа Осень
1987 — Моонзунд — хозяйка книжного салона
1987 — Человек свиты — секретарь директора Аглая Андреевна
1988 — Спасённому — рай — Ивантеева
1990 — Катафалк — Евгения Андреевна
1990 — Только для сумасшедших — Зина
1991 — Любовь — бабушка Марины
1996 — Анна
2000 — Каменская. Игра на чужом поле — Регина Вальтер
2003 — Золотой век — Екатерина II

Театральные работы Вии Артмане:

Латвийский художественный академический театр им. Я. Райниса:

1950 — «Стакан воды» Э. Скриба — Абигайль
1951 — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
1953 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
1955 — «Вей, ветерок!» Я. Райниса — Байба
1956 — «Играл я, плясал я» Я. Райниса — Лельде
1958 — «Сага о Йёсте Берлинге» С. Лагерлёф — Дона
1958 — «Вайделоте» Аспазии — Мирдза
1959 — «Гамлет, принц датский» У. Шекспира — Офелия
1960 — «Война и мир» по роману-эпопее Л. Н. Толстого — Элен
1962 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Ева
1962 — «Илья Муромец» Я. Райниса — Латигола
1963 — «Дон Жуан» Л. Украинки — Донна Анна
1965 — «Огонь и ночь» Я. Райниса — Лаймдота
1966 — «Снимается кино» Э. Радзинского — Ирина Кирьянова
1967 — «Мотоцикл» П. Петерсона по произведениям И. Зиедониса — Билетёрша
1969 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому — Настасья Филипповна
1970 — «Индраны» Р. Блауманиса — Иева
1971 — «Индулис и Ария» Я. Райниса — Ария
1973 — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Мэксин Фолк
1974 — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова
1975 — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Энн Ветемаа — Анна-Майя
1975 — «Оле Бинкоп» Э. Штритматтера — Фрида Симсон
1976 — «Чайка» А. П. Чехова — Аркадина
1978 — «Розарий» Э. Ветемаа — Мелюзина
1979 — «Вдовы» А. Кертеса — Анна
1980 — «Елизавета, королева английская» Ф. Брукнера — Королева Елизавета
1983 — «Блудный сын» Р. Блауманиса — Роплайнете
1986 — «Наши дети» П. Путниньша — Янина Галея
1986 — «Женщины, женщины»
1988 — «Женитьба Мюнхгаузена» М. Зивертса — Якобина
1989 — «Грехи Трины» Р. Блауманиса — Трина
1990 — «Ложь разума»
1994 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Няня
1996— «Опасные связи» К. Хэмптона по одноимённому роману Ш. де Лакло — Госпожа де Розмонд
1996 — «Тереза Ракен» по роману Э. Золя — Госпожа Ракен
1997 — «У сердца есть крылья»
«Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
«Ричард III» У. Шекспира
«Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя
«Пер Гюнт» Г. Ибсена

Латвийский Национальный театр:

1994 — «Большой улов» А. Бригадере — Амалия

Новый Рижский театр:

1998 — «Пиковая дама» по А. С. Пушкину — графиня Анна Федотовна
1999 — «Трактат о любви» Стендаля — Аврора

Библиография Вии Артмане:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *