театр вахтангова онегин актеры
Евгений Онегин
Сцены из романа в двух частях
Спектакль Римаса Туминаса
3 часа 30 минут c 1 антрактом
«Евгений Онегин» — это огромное пространство, которое вместило игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение. Пушкин — «наше всё», но что это означает? Римас Туминас разрушает стереотипы, строя спектакль полифонично, музыкально, жёстко и эмоционально.
Кого ж любить? Кому же верить?
Роман в стихах — редкий гость в драматическом театре. Очень трудно найти сопоставимый по силе и масштабу эквивалент поэзии.
«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни», написанная в эпоху романтизма, где «современный мир предстал со всем его холодом, прозою и пошлостью».
И, вместе с тем, по словам Белинского, «Онегин – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, в которой личность поэта отразилась с такой полнотой, светло и ясно. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы».
«Евгений Онегин» – это простор России, судьбы героев, обычаи, устои, культура, природа.
Это попытка проникнуть в сущность русской души, понять неподдающийся анализу русский характер. Это русское общество во всех его ипостасях – наивной прелести языческой деревни и в холодной чопорности высшего света. Это отважная трепетность Татьяны и игривая наивность Ольги. Это «Небрежный плод моих забав, бессонниц, легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Кто герой этого романа – Онегин? Или Татьяна? «Татьяна – русская душою…».
Её русскость в органичном слиянии с природой, обычаями, искренней задушевности, простодушном бесстрашии. Она пленительна в естественной грации, отважной прямолинейности, горькой искренности: «но я другому отдана и буду век ему верна».
Свое откровенное признание Татьяна пишет человеку, которого создало ее воображение, это ее подарок Онегину, который тот не смог ни понять, ни оценить. Идя навстречу друг к другу, они обязательно пройдут мимо, так несоприкасаемы их души в понятии любви, достоинства, духовности. В их невстрече – горькая закономерность несовместимости.
Лауреат Первой театральной премии “Хрустальная Турандот” (За лучший спектакль сезона 2012 – 2013)
Лауреат Театральной премии “МК” (За лучший спектакль сезона 2012 – 2013)
Обладатель Приза дирекции фестиваля “Балтийский дом”, 2013
Лауреат Премии СТД “Гвоздь сезона”, 2014
Лауреат национальной театральной премии “Золотая маска”, 2014
Обладатель специального приза фестиваля в Сполето (Италия), 2016
Театр вахтангова онегин актеры
13 февраля 2013 года на сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля Римаса Туминаса «Евгений Онегин». С первого показа спектакль влюбил в себя московских зрителей, а затем и всю Россию. Но его триумфальное шествие не остановилось. За семь лет «Евгений Онегин» объездил почти весь мир. Бурными овациями его встречали зрители США, Англии, Италии, Германии, Франции, Турции, Венгрии, Латвии, Израиля и Китая.
Фото: Людмила Сафонова
Спектакль собрал все возможные театральные премии : «Хрустальную Турандот», «Золотую маску», «Гвоздь сезона» и другие. Но главная награда постановки, безусловно, любовь тысяч зрителей, которая не проходит с течением времени – каждый показ спектакля проходит с неизменными аншлагами.
Фото: Людмила Сафонова
Исполнителей ролей главных героев может назвать каждый зритель. Два взрослых Онегиных – Сергей Маковецкий и Алексей Гуськов, два юных – Виктор Добронравов и Леонид Бичевин, взрослый Ленский – Олег Макаров и два юных – Василий Симонов и Николай Романовский. Прекрасные Татьяны – Евгения Крегжде и Ольга Лерман, не менее прекрасные Ольги – Мария Волкова и Наталья Винокурова, Няня – Людмила Максакова, гусар в отставке – Артур Иванов и рассказчицы сна Татьяны Ирина Купченко и Юлия Борисова.
«Неглавные герои» – не менее любимые зрителями чудесные вахтанговские актеры, все вместе и каждый по отдельности создающие неповторимую атмосферу знакомой истории, красоту и очарование ее сценического воплощения.
Фото: Людмила Сафонова
Обязательное в каждом спектакле Римаса Туминаса милосердие и сострадание в «Евгении Онегине» принимает образ маленького, трогательного, незаметного существа со смешной прической и огромными, полными надежды, глазами. «Странница с домрой» – безмолвный свидетель, вселенская совесть, глобальное сопереживание, ангел-хранитель и истинная душа – все это великолепная Екатерина Крамзина.
Фото: Людмила Сафонова
Воздушные красавицы из танцкласса, деревенские подружки Лариных, отчаянные «новые москвички», без сожаления избавляющиеся от длинных кос и потрясающие леди на балу, все это чудесные актрисы Анна Антонова, Мария Волкова, Наталья Винокурова, Ольга Боровская, Полина Кузьминская, Екатерина Симонова, Яна Соболевская, Александра Стрельцина, Оксана Суркова, Мария Шастина, Аделина Гизатуллина, Анастасия Жданова, Ася Домская, Ирина Смирнова.
Фото: Людмила Сафонова
Чета Лариных – добрые, трогательные и очаровательные родители двух девочек. Немного провинциальных, но очень радушных и тонко чувствующих людей сыграли актеры Елена Мельникова и Алексей Кузнецов.
Фото: Людмила Сафонова
Отплясывающая от души на именинах наравне с юными девушками и очень переживающая за Таню — милая и смешная кузина в исполнении Любови Александровны Корневой.
Фото: Людмила Сафонова
Соседи Лариных – простые и гостеприимные люди, старающиеся угодить Онегину брусничной водой в неограниченном количестве – Владимир Бельдиян, Рубен Симонов, Валерий Ушаков, Юрий Красков, Кирилл Рубцов, Сергей Батаев, Артем Пархоменко.
Один из придуманных Римасом Туминасом неожиданных персонажей – кокетливый зайчик в исполнении Марии Бердинских, тем более неожиданный для тех, кто видел Машу в роли Сони в «Дяде Ване» и в ролях Беженки, Пелагеи и Матушки Надежды в спектакле «Сергеев и городок».
Томная и уставшая от великосветской жизни московская кузина – Елена Сотникова.
Фото: Людмила Сафонова
Репетитор в танцклассе – легкий и пластичный Павел Тэхэда Кардэнас, изящный француз и безжалостный палач немодных причесок.
Фото: Людмила Сафонова
Статный, серьезный и спокойный князь, как мальчишка наслаждающийся вареньем прямо из банки – Юрий Шлыков.
Фото: Людмила Сафонова
Языком любви и печали, смеха и тоски, молчания и взгляда, все без исключения актеры спектакля рассказывают вроде бы каждый свою, но по сути – общую историю жизни с ее бедами и радостями, дураками и дорогами, любовью и одиночеством, мечтами и реальностью.
Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Алексей Гуськов, Ирина Купченко в спектакле «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в театре им. Евг. Вахтангова, октябрь- ноябрь 2021, Москва
Театр им. Евгения Вахтангова, Основная сцена/ Москва
Спектакль «Евгений Онегин»
Сцены из романа в стихах А.С.Пушкина в 2-х частях
Режиссер: Римас Туминас
Сценография: Адомас Яцовскис
Музыка: Фаустас Латенас
Хореография: Анжелика Холина
В ролях
Сергей Маковецкий/ Алексей Гуськов, Людмила Максакова, Виктор Добронравов/ Леонид Бичевин, Олег Макаров, Артур Иванов/ Игорь Карташев, Василий Симонов/ Николай Романовский, Евгения Крегжде/ Ольга Лерман, Юлия Борисова/Ирина Купченко, Мария Волкова/ Наталья Винокурова
Даты показа
13 (ср), октября 2021
19 (вт) октября 2021
22 (пн) ноября 2021
Начало в 19.00
Продолжительность – 3 часа 20 минут с антрактом
Премьера спектакля состоялась 13 февраля 2013 года
13, 19 октября и 22 ноября 2021 года на Основной сцене Театра им. Евг. Вахтангова будет представлен спектакль «Евгений Онегин» по знаменитому пушкинскому роману в стихах в постановке художественного руководителя труппы Римаса Туминаса. Созданная 8 лет назад, эта авторская трактовка «энциклопедии русской жизни» собрала внушительную коллекцию театральных наград, среди которых «Хрустальная Турандот», «Золотая Маска», специальный приз фестиваля в Сполето (Италия) и многие другие. Сегодня «Евгений Онегин» Римаса Туминаса – визитная карточка театра: показы спектакля неизменно сопровождается аншлагами, где бы вахтанговцы его ни представляли – перед искушенной парижской публикой или в российской провинции. Действительно, с «Онегиным» труппа объездила почти весь мир, вот только, как шутят в театре, до Австралии еще не добрались – помешала пандемия. Но все еще впереди.
Спектакль Туминаса нельзя отнести ни к классической, ни к современной трактовке пушкинского шедевра. Мастер искусно балансирует между эпохами, выстраивая на сцене целый мир, объединяющий прошлое и настоящее. В этом ему помогает команда блистательных актеров, филигранно воссоздающих образы пушкинских персонажей.
В спектакле перед зрителями предстают два Онегина – зрелый, умудренный жизненным опытом солидный господин, осмысливающий былое, и молодой денди, с которым и происходят все события. Первого в очередь играют Сергей Маковецкий и Алексей Гуськов, второго воплощают Виктор Добронравов и Леонид Бичевин. Ленского в постановке тоже два: юный, порывистый мечтатель-идеалист в исполнении Василия Симонова/ Николая Романовского и импозантный мужчина средних лет, которого играет Олег Макаров, – таким поэт мог бы стать, не будь он сражен нелепой пулей приятеля.
Интересные роли в постановке достались двум примам вахтанговской труппы – Людмиле Максаковой и Ирине Купченко. Максакова перевоплощается то во властного концертмейстера, то в заботливую няню Татьяны Лариной. У Купченко нет своего персонажа, но декламируемый ею десятиминутный «Сон Татьяны» из пушкинского романа дорогого стоит. Это настоящий бенефис блистательной актрисы, где завораживает все – голос, пластика, эмоции.
Римас Туминас – знаменитый российский и литовский театральный режиссер, художественный руководитель Театра им. Евгения Вахтангова. В этой должности Туминас работает с 2007 года, став первым иностранным режиссером, возглавившим крупный государственный театр в России. Его называют мастером метафор и иронических загадок, сочетающим в своих постановках «необыкновенную искренность, блистательную ироничность, строго выверенный театральный гротеск, приподнятое настроение и актерский кураж». Работы режиссера отмечены такими престижными театральными премиями, как «Золотая Маска», Международная премия Станиславского, «Чайка», «Хрустальная Турандот», «Балтийская звезда» и другими.
Сергей Маковецкий – настоящая звезда российского театра и кино, блистательный актер, воплотивший множество ярких, запоминающихся образов. В Театре им. Евг. Вахтангова Маковецкий служит с 1980 года, придя в труппу сразу после окончания Щукинского театрального училища. На сцене родного театра сыграл 20 ролей. Начав сниматься еще в далеком 1982 году, Маковецкий сыграл более 90 ролей в кино.
Ирина Купченко – знаменитая российская актриса театра и кино. Ведущая актриса театра имени Е. Б. Вахтангова, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии России и премии Ленинского комсомола. С успехом снималась в кинокартинах различных жанров у ведущих режиссеров.
Людмила Максакова – выдающаяся актриса, певица. Творческие заслуги актрисы отмечены многими наградами – народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии России. С 1961 года служит в театре имени Е. Б. Вахтангова.
Алексей Гуськов – популярный актер театра и кино. Всего в фильмографии артиста более сотни киноработ. К труппе Вахтанговского театра присоединился в 2013 году. Сегодня играет в пяти репертуарных спектаклях театра: «Вахтангов. Путь к Турандот», «Евгений Онегин», «Люди как люди», «Улыбнись нам, Господи», «Фальшивая нота».
Виктор Добронравов – известный актер театра и кино, старший сын популярного артиста Федора Добронравова. После окончания в 2004 году училища им. Щукина, был принят в труппу Театра им. Евг. Вахтангова. Здесь ему доверяют центральные роли в своих спектаклях такие мастера, как Римас Туминас, Юрий Бутусов, Анжелика Холина, отдавая должное богатейшей палитре артистических данных наследника актерской династии. Интересна и фильмография Виктора Добронравова, которая насчитывает более 70 разноплановых киноработ.
Леонид Бичевин – один из самых ярких и успешных российских молодых актеров, получивший широкую известность благодаря участию в нашумевших фильмах Алексея Балабанова «Груз 200» и «Морфий». Актер работал с такими мастерами, как Юрий Любимов, Владимир Мирзоев, Владимир Иванов, Лука де Фуско. Сегодня занят в семи постановках Вахтанговского театра: «Бег», «Гроза», «Маскарад», «Евгений Онегтн», «Соломенная шляпка», «Стефан Цвейг. Новеллы», «Суббота, воскресенье, понедельник». Продолжает активно сниматься в кино.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС АВИАПЕРЕЛЕТ, РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗЫ, МЕД, СТРАХОВКИ, ЗАКАЗ ТРАНСФЕРА И ЭКСКУРСИЙ).
ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.
Театр Вахтангова показал «Евгения Онегина» в постановке Римаса Туминаса
Театр Вахтангова показал «Евгения Онегина» в постановке Римаса Туминаса
Своему нынешнему худруку Римасу Туминасу Театр Вахтангова обязан очень многим. За несколько лет литовский режиссёр сумел привести в порядок коллектив, находившийся, несмотря на отдельные удачные спектакли, в долгой академической спячке. Туминас не делал вообще никаких радикальных преобразований, просто стряхнул с этого театра пыль и счистил патину и таким образом внезапно пробудил к жизни подлинно вахтанговский дух, который, казалось, улетучился из этих стен давно и безвозвратно. Лучшие спектакли театра, вышедшие при Туминасе, даже если они поставлены не им самим, существуют в едином стиле и говорят на одном языке. В каждом из них острая гротескная форма, сложно выстроенная партитура актёрских движений, праздничное настроение даже при трагических сюжетах и смыслах. Словом, верные приметы постановок самого Вахтангова, которые вряд ли когда-либо ещё существовали в этом театре в таком объёме и на таком уровне со времён его смерти.
Но как режиссёр Туминас очень неровен. Он может сделать спектакль, который станет грандиозным событием, соберёт все театральные премии и будет долго обсуждаться и вспоминаться — как, например, вышедший несколько лет назад «Дядя Ваня». А может поставить что-то заведомо проходное и ни на какие серьёзные свершения даже не претендующее вроде довольно посредственной французской пьесы «Ветер шумит в тополях», лежавшей в «портфеле» театра ещё до прихода нового худрука. В прошлом сезоне, к юбилею труппы, Туминас поставил спектакль «Пристань», где занял в главных ролях всех старейшин театра, и большее торжество идеи Вахтангова трудно было себе представить. Выяснилось, что подлинно великий старый театр, который давно и многократно уже успели похоронить, ещё способен ожить во всём своём блеске и в последний раз попрощаться со зрителями — кажется, теперь навсегда. И после «Пристани» от «Онегина», над которым режиссёр работал очень долго и кропотливо, ждали чего-то в этом же роде.
И не факт, что дождались.
У этого «Онегина» очень много достоинств, сколь неоспоримых, столь и редких в современном театре. Туминасу в самом деле удалось найти сценический эквивалент языку Пушкина — лёгкому и ироничному, едкому и в то же время нежному. Спектакль напоминает урок коллективного чтения стихов. Текст романа в стихах мгновенно перелетает от актёра к актёру, из уст в уста, и происходит это так органично и слаженно, что порой кажется, будто читает его один и тот же человек на разные голоса. То, что Онегина и ещё некоторых персонажей играют несколько разных исполнителей, только усиливает это ощущение:
на сцене не сами герои, а именно артисты Театра Вахтангова, произносящие текст.
За исключением отдельных моментов, актёры счастливо избегают и декламаторского пафоса, и обытовления поэзии. Пушкин звучит радостно, вдохновенно и мелодично — точно так же, как, представляется, он мог бы сам читать свои произведения. Туминас явно проделал огромную работу, сумев спасти актёров от многочисленных штампов и сообщить своему «Онегину» такую естественность и простоту, которая не часто встречается в спектаклях по классической поэзии.
Стилю преподнесения соответствует и пространство. Туминас поместил «Онегина» в максимально строгую и условную среду, что не вполне обычно для его спектаклей, часто разыгрывающихся в сложных декорациях. Здесь пустая сцена, на которую в случае необходимости выносят или вывозят предметы обстановки. По бокам едва заглядывающие на подмостки аскетичные конструкции из стен и колонн в античном духе. А сзади, во весь сценический портал, гигантское зеркало. В нём будет непрерывно отражаться действие, так что спектакль будет идти сразу в двух измерениях. Зеркало слегка наклонено к полу и чуть затянуто дымкой: вглядываясь в него, порой не понимаешь — действительно ли это просто стекло или за ним существует другой мир и ходят иные люди? Иногда оно приходит в движение, и от этого в буквальном смысле кружится голова. Невозможно понять, что происходит:
кажется, что едет в сторону сцена, на самом деле стоящая на месте.
Место действия «Онегина» Туминаса — зазеркалье русской жизни, где все вещи обретают свои тени и начинают вдруг выглядеть непривычно.
В то же время это и балетный класс: вдоль зеркала проложен длинный поручень, вокруг которого снова и снова резвятся девушки-балерины. Танцмейстером у них Людмила Максакова, которая играет ещё и няню. Она то и дело она постукивает по полу изящной палочкой, повелительно объявляя: «La musique!» — по-французски (без перевода — кому ж он нужен в XIX веке?) призывая танцовщиц следовать ритму, а главное, любить публику. Максакова, аристократичная и эксцентричная, с исполненным благородной мощи голосом, с безукоризненными манерами и в то же время взрывным темпераментом, как бы воплощает собой весь спектакль: если попытаться представить его себе в виде живого существа, то, кажется, он был бы похож на эту актрису.
Всё в «Онегине» Туминаса мило, изящно и остроумно. Вот Онегин опустошает один за другим кувшинчики, подносимые ему гостеприимной дворней Лариных. Вот, уже много лет спустя,
Татьяна вместе со своим будущим мужем кормят друг друга вареньем, вылизывая длинные деревянные ложки.
Вот, зачитывая письмо Татьяны, Онегин начинает его переводить его с французского дословно, и получается неуклюжий рубленный текст, далёкий от хрестоматийного, как краткое содержание от оригинала. Но окружающие его барышни с ужасом прерывают это надругательство и
начинают наперебой читать тот вариант письма, к которому мы все привыкли, приговаривая: «Легче! Легче!»
Слова эти вообще могут стать девизом спектакля Туминаса, в них —вся его движущая сила. И одним из апофеозов этой лёгкости становится таинственное явление — иначе не скажешь — Юлии Борисовой. Легенда Вахтанговского театра, самая известная из всех принцесс Турандот, 17 лет не получавшая новых ролей (и вернувшаяся на большую сцену только в прошлогодней «Пристани»), в «Онегине» участвует не больше десяти минут, но остаётся, возможно, главным воспоминанием от спектакля. В отличие от остальных актёров в спектакле у неё и вовсе нет своего персонажа — то есть выходит она от собственного имени. И читает отрывок о сне Татьяны.
Она вроде бы ничего не делает. Просто сначала стоит, потом садится на Татьянину кровать. Произносит пушкинские строфы спокойно и бесстрастно. Но от неё невозможно оторвать взгляд — такая магнетическая сила вдруг обнаруживается в её резковатом, гулком, и всё же красивом голосе, в её иронично-снисходительной доброй улыбке. Особенно она поражает после своей гротескной, громкой и озорной роли в «Пристани» — здесь она оказывается идеально, не по-актёрски простой, напоминает вашу собственную бабушку, которая рассказывает вам сказку на ночь. Но в каждом её едва заметном жесте, повороте головы пушкинская сила величия и благородства.
И всё было бы прекрасно, однако «Онегин» Туминаса настолько чист и безупречен по своей форме, что постепенно за ней начинает улетучиваться содержание.
Показательно, что почти все поклонники спектакля повторяют вслед за режиссёром красивые слова о русской жизни, русской душе и русской женщине, но так и не объясняют, что же конкретно в этой постановке данные понятия обозначают. Ко второму действию спектакль
начинает превращаться в сборище общих мест и потрясающе красивых сцен, в которых, тем не менее, фантазия уводит Туминаса так далеко, что никакой связи с этой историей они уже не имеют.
Татьяна выходит замуж, и вслед за ней с женихом появляется целая процессия девушек в белом с кавалерами в чёрном. Из-под колосников медленно и торжественно опускаются кованые железные качели с узорчатыми сиденьями. Мужчины помогают дамам, они усаживаются на места и под прекрасную музыку воспаряют в небеса, вися где-то среди облаков и беспечно болтая ножками. Потом Татьяна опускается к будущему мужу, а через какое-то время возвращаются на землю и остальные. Этот эпизод действительно завораживает, но не читается — точнее, прочтений этой сцены можно придумать великое множество. Кажется, просто хотели «сделать красиво».
И, тем не менее, «Евгения Онегина» Туминаса язык не повернётся назвать неудачей. Это мастеровая и очень честная работа, которой, быть может, просто не хватило легкости режиссерского жеста в применении своих выдумок к классическому сюжету.
«Евгений Онегин» Академического театра им. Е. Вахтангова
Десятилетний юбилей Фонда Михаила Прохорова в Красноярске отметили спектаклем, который иначе как «масштабным» и «многолюдным» называть не принято. «Евгений Онегин» литовского гения Римаса Туминаса — это три с половиной часа театрального действа, почти три десятка артистов, два собственно Онегиных — и тоска, бескрайняя и беспощадная тоска, которая берет разбег по планшету сцены и напрочь вышибает горизонт.
Говорят, что Туминас поначалу намеревался окрестить спектакль иначе — «Татьяна», однако передумал — во-первых, это и в афише смотрится не так статусно, а, во-вторых, разве может называться «Татьяной» постановка, в которой играет Сергей Маковецкий? Как бы то ни было, настоящей героиней этого театрального опуса является именно русская хандра (в своей прибалтийской тональности), а вовсе не малахольная дочь провинциальных помещиков Лариных. Хандра растекается среди аскетических декораций туманом и снегом, хандра тренькает на домре и ковыляет юродивой походкой за героями, хандра притормаживает сценическое действо в долгих молчаливых мизансценах. Гигантский балетный класс со станком и слегка накрененным зеркалом в качестве задника — это её место обитания, «кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» — это её девиз. Такая хандра чересчур сурова даже для выдуманных персонажей, и потому на сцене иногда есть сами герои, а иногда — артисты театра Вахтангова, произносящие текст.
По этой причине «Евгений Онегин» Туминаса, в сущности, представляет собой пустынное и безмерно холодное пространство по ту сторону зеркала, в котором еле-еле ещё теплится жизнь; расщепленная реальность, населенная двойниками отразившихся в этом зеркале живых людей (занятная режиссерская игра с метафорой Белинского) и призрачными, откровенно сюрреалистичными образами России. Над холодными просторами, под звуки Чайковского и Шостаковича парит черный демон по фамилии Онегин (Виктор Добронравов) — циник и скептик, фармазон, франт. Другой Онегин, умудренный годами и уже без крыльев (Сергей Маковецкий) восседает на скамье у края сцены, и иногда в причудливом свете кажется, что лицо его белее снега. Ленских тоже двое — и первому из них, долговязому златокудрому болванчику, предстоит не просто погибнуть на дуэли, а быть застреленным в упор, в живот, предварительно раздевшись до пояса; ни дать, ни взять жертвоприношение. В зеркале умудрился отразиться даже сам автор — в облике развязного и грубоватого «гусара в отставке», который напоминает ленивого разжиревшего кота; вероятно, так мог выглядеть Александр Сергеевич, будь он удачливее в поединке с Дантесом.
Татьяна здесь одна; стоическая, высеченная из мрамора Татьяна, воплощение болезненной меланхолии; недаром даже её именины превращаются из веселого праздника в некое подобие затяжных поминок, с тоскливо-комичными вокальными номерами гостей. Она прячется от своего искусителя под кроватью, она же таскает эту кровать за собой, словно прикованная к ней; она рабыня романов и диковатая апатичная девочка, дитя любовной лихорадки — идея русской зимы с бесконечной метелью закручивается вокруг героини как смерч вокруг своего ока. Татьяна приносит холодную тоску в мир, и потому её внезапное и, казалось бы, теплое чувство к Онегину кажется жалкой и потому безнадежной попыткой зимы стать весной. Не получится.
Туминас вышелушивает из пушкинского текста малейшие приметы легкости и задора, но разбавляет происходящее остроумными этюдами, на мгновение выбрасывающими зрителя из унылого зазеркалья: вот щедрые провинциалы до полусмерти опаивают Онегина брусничной водой, вот Евгений дословно переводит письмо Татьяны (которое, как известно, было написано на французском языке, и после вольного перевода превращается в лаконичную банальность), вот комический зайчик в балетной пачке подстерегает отчалившую в Москву карету Лариных, и солдат с ружьем долго гоняется за ним по невидимым сугробам. Эти яркие вспышки становятся маячками, которые не дают зрителю окончательно сгинуть в потустороннем мире; некоторое время таким же маячком представляется веселая Ольга с аккордеончиком на груди, которая порхает по сцене, наигрывая «В лунном сиянии троечка мчится. ».
Но век Ольги в спектакле мимолетен; убит поэт, и девушку, чье лицо навеки исказила гримаса ужаса, насильно венчают с призраком покойного, уводят за кулисы, а Татьяну с подружками погружают в огромный короб, который сразу и карета, и заколоченный гроб. Короб катит в столицу, к замужеству и финальной мстительно-горькой, почти злобной отповеди Онегину. Фраза Маковецкого «Любите самого себя!», таким образом, становится для спектакля то ли эпиграфом, то ли эпитафией, ведь Онегин, единственный раз попытавшись стряхнуть с себя опостылевшую тоску, спровоцировал кровавую трагедию, а Татьяна, отдавшись этой же тоске, не решилась порвать со своим замужеством. В этом спектакле никто не разобьет зеркала; остается надеяться, что наблюдавшие постановку зрители сумели самостоятельно из него выбраться.