театр вахтангова актриса борисова
Юлия Константиновна Борисова
Фото Все
Видео Все
Театр им. Евг. Вахтангова. Юбилей Юлии Борисовой
Юлия Борисова. Молчание Турандот
Юлия Борисова — биография
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. Наверное, она родилась под счастливой звездой, которая наделила ее потрясающими способностями творить на сцене настоящее волшебство. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она очень верный человек, и ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни труппу родного театра, которой отдала семьдесят лет своей жизни.
Юлия Борисова больше известна, как театральная актриса. Известность пришла к ней после показа спектакля «Принцесса Турандот».
Детство и юность
Родилась Юлия Борисова 17 марта 1925 года в Москве, в семье обычных служащих. В детстве Юля была полненькой, но комплексов по этому поводу не испытывала. Однажды она рассказала, что справиться с лишним весом ей помогла книжка «Ваш дом», которая была настольной книгой всего семейства Борисовых. В ней содержались не только полезные советы, но и рецепты, по которым они готовили еду. В семье очень приветствовалось здоровое питание, и поэтому они даже составили список разрешенных продуктов, который девочка запомнила на всю жизнь.
Фото: Юлия Борисова в юности
Юля росла сдержанной и замкнутой девочкой, ее личные проблемы никогда не были достоянием подружек. Эту черту характера Юлия пронесла через всю жизнь. По мнению ее знакомых Борисова всегда была очень скромной и интеллигентной, что не помешало ей выработать настоящий железный характер. Она совершенно не конфликтна, но если кто-то решил с ней поссориться, то отношения с этим человеком она рвет сразу и навсегда. Юлия Борисова никогда не занималась саморекламой, и именно по этой причине она не дает интервью и не светится в развлекательных программах на ТВ. С детских лет она привыкла говорить только правду, поэтому ложь в любом виде для нее просто неприемлема.
На формирование характера Юлии большое влияние оказала ее мама, которая сама всегда была образцом высокой морали, и дочери прививала те же качества.
Воспитывали девочку строго, без излишеств, наверное это и подтолкнуло Юлию к сцене, которая давала возможность выйти за рамки привычной жизни, прочувствовать эмоции и переживания других людей.
Уже в старших классах Борисова точно решила, что станет студенткой Щукинского училища. Студенческие годы пришлись на военное лихолетье и послевоенную разруху, но это не стало препятствием на пути к мечте. Диплом об окончании театрального училища Юлия Борисова получила в 1947-м.
Театр
В том же году молодую актрису приняли в труппу театра им.Вахтангова, которому она отдала всю свою жизнь. Театральная биография актрисы началась с лирических образов в постановках «Заговор обреченных», «Два веронца», «Макар Дубрава». Борисова, как и ее героини, была молода, наивна, обаятельна.
Фото: Юлия Борисова в театре
В 1955-м театр им. Вахтангова представил спектакль «На золотом дне», в котором Борисовой досталась роль Анисьи. Именно после этой премьеры критикам стало понятно, что на театральном небосклоне загорелась не очередная маленькая звездочка, а настоящая звезда, покоряющая сердца своей игрой. По сценарию это должна была быть мелодрама, но Борисова так обыграла свою героиню, что зрители увидели всю глубину трагедии ее беззащитной души. После этого все, что играла Юлия Борисова, находило отклик в душах ее зрителей, и благосклонные отзывы критиков. С каждой новой ролью актриса раскрывалась еще больше, зрители могли оценить всю многогранность ее таланта. Юлия воплотила на сцене множество характерных персонажей, таких как ее героиня Настасья Филипповна в спектакле «Идиот».
Борисова показала всю свою виртуозность в образе Клеопатры, ярость и отчаяние Марии Тюдор в одноименной постановке, ум и незаурядность в Нефедовой в спектакле «Одна», одиночество души Гитель из постановки «Двое на качелях».
В 90-х актриса осталась такой же востребованной, как и в предыдущие годы. Она была задействована в постановках «Без вины виноватые» и «Милый лжец». Семьдесят лет своей творческой биографии актриса выходила на сцену родного театра им. Вахтангова. Она была ведущей актрисой этого театра, а сейчас ее с легкой руки Михаила Ульянова считают не звездой, а целой планетой, живой легендой.
Ее творчество было щедро вознаграждено правительством страны. Юлии Борисовой были вручены все премии, которые известны в мире искусства, и в общей сложности их количество превысило два десятка. Она Герой Социалистического труда и Народная артистка СССР. Это почетное звание ей присвоили в 1969-м.
Фильмы
В отличие от театра, в кино актриса почти не снималась. В 1958-м ее пригласили на съемки картины «Идиот», где она снова стала Настасьей Филипповной. Зрители увидели картину в том же году, и сумели оценить ее по достоинству. По мнению критиков именно эта лента считается самой лучшей экранизацией произведения Ф. Достоевского.
В1969-м Борисову пригласили на главную роль в фильме «Посол Советского Союза». Она стала Еленой Кольцовой, у которой в реальной жизни был прототип – советский дипломат Александра Коллонтай.
Режиссеру Георгию Натансону пришлось приложить немалые усилия, чтобы уговорить Борисову сыграть эту роль. Он не видел в этом образе никого другого, а актриса говорила категорическое нет. Но после долгих уговоров, Юлия все же согласилась, особенно когда узнала, что ее героиня высоконравственная и образованная женщина.
В 1973-м зрители могли увидеть Юлию Борисову еще в одной картине «Иркутская история», которая стала последней в ее фильмографии. Ей досталась роль гулящей девушки Вальки.
После этого режиссеры наперебой звали Борисову в свои проекты, но она не соглашалась. Она не заинтересовалась ни одним сценарием, в них не было роли, которая смогла бы «зацепить» тонкие струны ее души.
Но Борисова не исчезла с телеэкранов насовсем, она продолжала работу над телеспектаклями. В 1974-м она сыграла Епифанию в «Миллионерше». Это была экранизация одноименной постановки, которая шла на сцене ее родного театра. После этого были роли в телепостановках «Конармия» и «Насмешливое мое счастье».
В 1977-м Юлия Борисова снялась в фильме-спектакле под названием «На золотом дне», который поставил театр им.Вахтангова. Она снова стала Анисьей. Телеадаптацию прошли еще две постановки театра – «Без вины виноватые» и «Милый лжец», в которых Юлии Борисовой снова предложили роли главных персонажей.
Затем в телекарьере актрисы случился перерыв длиною в десять лет, и на экраны она вернулась только в 2012-м. На этот раз зрители увидели свою любимую актрису в фильме-постановке «Пристань». В 2014-м Борисову позвали в «Евгения Онегина».
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы Юлии Борисовой всегда была закрыта от посторонних глаз. Своего избранника Исая Спектора Юлия встретила в родном театре, где он занимал должность заместителя директора. За плечами мужчины было два официальных брака. Он не блистал особой красотой, но отличался от остальных умом и благородством. Именно эти качества пришлись по душе молодой актрисе, и она влюбилась. Их первая встреча состоялась после премьеры постановки «Много шума из ничего». Вскоре они начали встречаться, а когда девушка поняла, что беременна, поженились. Борисова не бросила театр после родов, она с одинаковой любовью относилась и к семье, и к работе. Поэтому буквально сразу после родов вышла на сцену. Сын Александр часто бывал с мамой на работе, иногда даже уезжал с ней в гастрольные поездки.
Супруга Юлии не стало в 1974-м. В то время она была молода, красива, на пике славы и любви. Еще до смерти мужа у нее были многочисленные поклонники, а после его ухода претендентов на руку и сердце примы театра стало в несколько раз больше. Но она раз и навсегда ответила, что будет до конца дней чтить память мужа, и останется ему верна. Поклонники получили отказ, а журналисты не нашли ни единого повода распустить сплетни вокруг личной жизни актрисы. После того, как Исай умер, Борисова провела в его комнате два дня, заперлась, никого не пускала, отказалась от еды и воды. А потом вышла и твердым голосом объявила, что жизнь продолжается. Воспитанием сына она занималась сама, парень вырос, выучился и долгие годы работал в МИДе СССР. Александр женат, у него двое детей – дочери Мария и Дарья. Мария тоже мама, у нее подрастает сын Никита, правнук Юлии Борисовой.
Юлия Борисова по-прежнему не пускает в свою жизнь посторонних. Она живет в окружении самых близких людей, дорожит домом и семьей. У нее очень публичная профессия, поэтому актриса хочет в личной жизни оставаться непубличной.
Юлия Борисова сейчас
Несмотря на довольно почтенный возраст, актриса продолжает выходить на сцену театра им.Вахтангова. Она участвует в постановке «Возьмите зонт, мадам Готье!», причем актрисе снова предложили роль центрального персонажа – Катрин Готье. Эта постановка стала дебютной для правнука великой актрисы – Никиты Середина, который в свои 11 лет уже уверенно чувствует себя на сцене среди популярных актеров.
Девяностолетний юбилей актриса отметила тоже в родном театре. Она вышла на сцену в постановке «Пристань», концовку которой переделали сценаристы специально для юбилярши.
В 2015-м Борисова была награждена Золотой медалью им.Мордвинова, в 2016-м удостоена Российской национальной премии им.Миронова. Актрису выдвинули в номинацию Легенда русского театра.
Избранная фильмография
Театральные роли
Ссылки
Юлия Борисова
«Она сама — Праздник. И в этом смысле — эталон нашего театра. Она наделена не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру, театру — дому. Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета» (Михаил Ульянов)
Родилась 17 марта 1925 года в Москве.
Окончила Театральное училище имени Бориса Щукина (руководитель курса В.К. Львова) в 1947 году, в том же году была принята в Театр имени Евгения Вахтангова, на сцену которого впервые вступила ещё во время учёбы.
В Вахтанговском театре служит уже более 70 лет.
Юлия Борисова — ярчайший представитель Вахтанговской школы. Её работы, по праву, вошли в золотой фонд Вахтанговского театра, стали его визитной карточкой, эталоном: Принцесса Турандот и Виринея (в одноимённых спектаклях), Настасья Филипповна (Идиот), Клеопатра (Антоний и Клеопатра), Гелена (Варшавская мелодия), Валя (Иркутская история), Гитель (Двое на качелях), Стряпуха (Стряпуха и Стряпуха замужем), Эпифания (Миллионерша), Мария (Мария Тюдор), королева Анна (Стакан воды), Лика Мизинова (Насмешливое моё счастье), Кручинина (Без вины виноватые), Патрик Кэмпбелл (Милый лжец), Мадам Готье (Возьмите зонт, мадам Готье!) и многие др.
Рубен Николаевич Симонов и Евгений Рубенович Симонов, Александра Исааковна Ремизова и Пётр Наумович Фоменко – выдающиеся режиссёры, чье творчество в Вахтанговском театре невозможно представить без участия Вахтанговской примы.
Римас Туминас, возглавивший Вахтанговский театр в 2007 году, с глубоким уважением и восхищением относится к дарованию актрисы. Для Юлии Константиновны им был поставлен отрывок из пьесы «Визит старой дамы» в спектакле «Пристань», выпущенном им к 90-летию Театра, а в 2013 году Туминас вновь пригласил актрису для участия в спектакле «Евгений Онегин», где Юлия Константиновна читает «Сон Татьяны».
Юлия Борисова мало снималась в кино. Но её Настасья Филипповна в фильме Ивана Пырьева «Идиот» по Ф.М. Достоевскому (1958) и Елена Кольцова в фильме Георгия Натансона «Посол Советского Союза» (1969) стали эталоном актёрского мастерства в кинематографе.
Многие годы (с 1963) была депутатом Верховного Совета РСФСР и членом Президиума Дома Актера им. А. А. Яблочкиной.
Юлия Константиновна Борисова – дважды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, награждена орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, орденами и медалями иностранных государств.
В 2015 году Юлия Борисова стала лауреатом Вахтанговской премии «Человек театра».
Юлия Борисова
Юлия Константиновна Борисова. Родилась 17 марта 1925 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда (1985). Народная артистка СССР (1969).
Юлия Борисова родилась 17 марта 1925 года в Москве в семье служащих.
В 1947 году окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). И сразу после окончания училища была принята в труппу знаменитого Театра имени Е. Вахтангова, на сцене которого дебютировала еще во время учёбы.
Первые же шаги молодой актрисы не остались незамеченными. Многим стало понятно, что родилась новая восходящая звезда.
Уже в 1949-м году она сыграла Магду в «Заговоре обреченных», чуть позже – Анисью в спектакле «На золотом дне» по пьесе Д. Мамина-Сибиряка. Далее были Настасья Филипповна в «Идиоте», Павлина в «Стряпухе», Валя в «Иркутской истории», Патрик Кэмпбелл в пьесе Дж. Килти «Милый лжец» и, наконец, неповторимая принцесса Турандот. Восхитительная сказка Карло Гоцци принесла ей огромный успех, составив яркую страницу в творческой биографии.
Этапными в ее судьбе были и такие спектакли, как «Миллионерша», «Варшавская мелодия», «Конармия», «Виринея», «Гибель эскадры».
Во многих спектаклях её партнёром был Михаил Ульянов, говоривший о Юлии Борисовой: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
Юлия Борисова в спектакле «На золотом дне»
Когда в 1971 году Театр им. Е. Вахтангова поставил пьесу Шекспира «Антоний и Клеопатра», то главную женскую роль в ней играла молодая и красивая Юлия Борисова. Эта роль стала для актрисы поистине золотой. После экранизации спектакля Юлия Константиновна приобрела всенародную популярность и титул «советской Элизабет Тейлор».
Юлия Борисова в спектакле «Антоний и Клеопатра»
Юлию Борисову высоко ценил и любил как актрису художественный руководитель театра Р. Н. Симонов, поставившей специально для неё несколько спектаклей. Его сын, Е. Р. Симонов, также ставил спектакли для Борисовой. Многие годы с ней занималась А. И. Ремизова, одна из учениц Е. Б. Вахтангова.
Актрису всегда интересовало становление женской человеческой личности. Ее героини, имея разные характеры, всегда поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила всегда отличали роли Юлии Борисовой.
Юлия Борисова в молодости
Театральные работы Юлии Борисовой:
1949 — «Заговор обречённых» Н.Е.Вирты — Магда;
1949 — «Много шума из ничего» У.Шекспира — Геро;
1949 — «Макар Дубрава» А.Е.Корнейчука — Галя;
1950 — «Отверженные» В.Гюго — Эпонина;
1952 — «Два веронца» У.Шекспира — Джулия;
1955 — «На золотом дне» Д.Н.Мамина-Сибиряка — Анисья Молокова;
1956 — «Одна» С.Алешина — Нефёдова;
1957 — «Город на заре» А.Н.Арбузова — Наташа;
1957 — «Две сестры» Ф.Ф.Кнорре — Люся;
1958 — «Неписанный закон» Л.Ирвинга — Банат;
1958 — «Идиот» Ф.М.Достоевского — Настасья Филипповна;
1959 — «Иркутская история» А.Н.Арбузова — Валька-дешёвка;
1959 — «Стряпуха» А.В.Софронова — Павлина Казанец;
1960 — «Двенадцатый час» А.Н.Арбузова — Анна;
1961 — «Стряпуха замужем» А.В.Софронова — Павлина Казанец;
1963 — «Двое на качелях» У.Гибсона — Гитель;
1963 — «Принцесса Турандот» К.Гоцци — Турандот;
1964 — «Миллионерша» Б.Шоу — Эпифания;
1964 — «Правда и кривда» М.А.Стельмаха — Мавра Покитченко;
1965 — «Насмешливое моё счастье» Л.А.Малюгина — Лика Мизинова;
1966 — «Конармия» И.Э.Бабеля — Мария;
1967 — «Виринея» Л.Н.Сейфуллиной — Виринея;
1967 — «Варшавская мелодия» Л.Г.Зорина — Гелена;
1969 — «Коронация» Л.Зорина — Аня;
1971 — «Антоний и Клеопатра» У.Шекспира — Клеопатра;
1974 — «Из жизни деловой женщины» А.Б.Гребнева — Анна Георгиевна;
1979 — «Леший» А.П.Чехова — Елена Андреевна;
1985 — «Мария Тюдор» В.Гюго — Мария;
1988 — «Стакан воды» Э.Скриба — королева Анна;
1993 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Кручинина;
1994 — «Милый лжец» Б.Шоу — Патрик Кэмпбелл;
2011 — «Пристань» по мотивам произведений Б.Брехта, И.А.Бунина, Ф.М.Достоевского, Ф.Дюрренматта, А.Миллера, А.С.Пушкина, Э. де Филиппо — Клара Цаханассьян («Визит дамы» Ф. Дюрренматта);
2013 — «Евгений Онегин» (сцены из романа) по А. С. Пушкину — «Сон Татьяны»;
2015 — «Возьмите зонт, мадам Готье!» И. Пло — Мадам Катрин Готье.
В советские времена актриса неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 года), была членом Президиума Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной.
Юлия Борисова и Лоуренс Оливье
Юлия Борисова и Юрий Гагарин
В кино снималась мало. Дебютировала в фильме 1948 года «Три встречи», сыграв Оксану.
Юлия Борисова в фильме «Три встречи»
А наиболее яркими ее работами в кино стали роли в фильмах «Идиот» Ивана Пырьева, где она сыграла Настасью Филипповну и «Посол Советского Союза» Георгия Натансона, в котором актриса исполнила роль советского посла в Швеции Елены Кольцовой (прототипом выступала знаменитая дипломат Александра Коллонтай).
Юлия Борисова в фильме «Идиот»
Юлия Борисова в фильме «Посол Советского Союза»
Юлия Борисова – Герой Социалистического Труда (1985), кавалер ордена Ленина (1971), ордена Трудового Красного Знамени (1960), ордена «За заслуги перед Отечеством III степени» (1996). Лауреат Государственной премии РСФСР (1966), лауреат Государственной премии РФ (1995), первый лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» (1991).
17 марта 2005 года в Театре им. Вахтангова состоялся юбилейный творческий вечер актрисы. Юлия Борисова вышла на сцену в образе Кручининой в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые» (постановка П. Н. Фоменко).
Актриса до преклонных лет сохранила блестящую форму. Говоря о своих секретах красоты, она отмечала: «А секретов тут никаких и нет! Надо быть всегда оптимисткой, больше двигаться и, конечно, быть нужной людям!».
Свой 90-летний юбилей она отмечала на сцене — в спектакле «Пристань».
Юлия Борисова
Личная жизнь Юлии Борисовой:
Муж — Исай Исаакович Спектор (1916-1974), директор-распорядитель Театра им. Вахтангова.
Сын — Александр, работник МИД РФ. Внучки — Мария и Дарья, правнук Александр.
Юлия Борисова и правнук Александр
Фильмография Юлии Борисовой:
Вера Максимова,
«Театра радостные тени»
Музей МХАТ
Художественный театр всегда был в поисках новых решений, которые могли бы усилить формирующийся на сцене образ. В значительной степени эти поиски касались декоративного оформления спектаклей. Одним из художников, который внес большой вклад в этой области, стал Мстислав Валерианович Добужинский.
Сегодня хотим поделиться с вами его эскизами к постановке «Николай Ставрогин» из фонда Музея МХАТ.
Показать полностью.
В 1913 году на сцене МХТ было решено ставить роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы». Снова с карандашом и толстой тетрадью в руках суетился режиссёр этой постановки Владимир Иванович Немирович-Данченко. Если в 1908 году, впервые обращаясь к этому автору для постановки «Братьев Карамазовых», режиссёр считал «Бесы» «очень слабой вещью», то к сезону 1913/1914 года, он был готов ко всем сложностям работы с таким острым произведением.
Например, было решено сфокусироваться на коллизии отношений главных действующих лиц, опустив политическую тему. Центральным для пьесы стал образ Николая Ставрогина, отсюда и выбранное для постановки название — «Николай Ставрогин».
Именно сложность и глубина человеческих характеров, драматизм их столкновений, общий дух пьесы с острым эмоциональным напряжением привлекли к работе мирискусника Мстислава Валериановича Добужинского.
Добужинский начал работать над пьесой вскоре после приезда из-за границы, то есть в конце августа, а уже 23 октября состоялась премьера. Подготовка постановки заняла не более двух месяцев, что было феноменально коротким сроком для МХТ.
«С утра меня уже рвут на части: надо быть не только живописцем, портным и бутафором, но ждут от меня и психологических тонкостей по части гримов, и режиссёрских соображений. Но как всё это увлекательно, работа ужасно кипучая, очень дружная» — писал художник.
Оформление «Николая Ставрогина» стало переломным в театральном творчестве Добужинского. Впервые столкнувшись с таким острым произведением, проявилась свойственная его таланту трагичность.
К сожалению, «Николай Ставрогин» остался без внимания. Станиславский постановку одобрил, но обозначил и слабую сторону: «Спектакль вышел важным, значительным, не для большой публики, а скорее для знатоков».