театр ермоловой увольнения актеров
Актеры театра Ермоловой шокированы размером зарплаты Олега Меньшикова
Артисты, попавшие под сокращение, стали разбираться в вопросе. Выяснилось, что на самом деле никакой надобности в увольнении не было, а внушительная часть бюджета тратится на гонорар худрука.
Буквально за считаные дни Меньшиков сократил труппу театра почти вдвое. Такое решение он объяснил тем, что учреждение несет тяжелые экономические потери в связи с пандемией. В итоге штат утратил значительную часть артистов возраста 40 лет. Разгорелся скандал. Участники конфликта и посторонние посчитали произошедшее несправедливым.
«Приглашаются сторонние артисты, ставятся спектакли, потом снимаются. Вторые составы не вводятся. Есть возможность заработать даже в пандемию, но ее не используют. Зато предпочитают избавиться от артистов, которым в 2015 году снизили категорию. Интересно, что списки увольняемых и тех, кому снизили категорию, совпадают», — рассказала одна из актрис Василиса Пьявко, которую едва не уволили.
Недовольные подтвердили, что театр хорошо зарабатывал все это время, денежная ситуация не была столь критичной, чтобы решаться на такие резкие сдвиги в кадрах.
По словам сотрудников, закупки учреждения растут год от года. Для всех стало неожиданностью, что руководству вдруг понадобилось сэкономить на труппе. Артисты стали поднимать данные и увидели, что художественный руководитель совершает странные манипуляции для того, чтобы увеличить себе оплату труда.
«Мы обнаружили интересную вещь: что Олег Евгеньевич, будучи директором, сам себя нанимает как стороннего артиста и исполняет роли в театре. Мы увидели там большие выплаты, закупки, которые год от года растут. За 2020 год, по-моему, там 24 миллиона. Это гонорар Олега Евгеньевича в нашем театре как артиста. Мы были шокированы, мы не ожидали и не подозревали, что так может быть», — призналась актриса.
Артисты, возмущенные вопиющим поведением старшего коллеги, готовы сражаться за справедливость: сначала они отправили официальное письмо Меньшикову, а затем — обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой провести проверку в учреждении искусства.
К слову, еще 8 лет назад труппа театра Ермоловой не знала, чем обернется замещение художественного руководителя. В 2012 году все с радостью приняли Олега Меньшикова и ожидали от него перемен и новых спектаклей. Однако вместо этого худрук решил сменить больше 20 артистов старой гвардии, в том числе была уволена Татьяна Догилева.
Театр имени Ермоловой уволил артистов из-за пандемии. Актеров долго не брали в спектакли
В Театре имени Ермоловой накануне летнего отпуска уволили треть труппы — более 20 человек. Многим оставалось всего пару лет до пенсии. Актеры жалуются, что им понизили квалификацию и годами не давали выходить на сцену. Руководство объяснило свое решение оптимизацией ресурсов на фоне пандемии. Но эксперты уверены — все можно было уладить по-человечески.
В Московском драматическом театре имени Ермоловой назревает скандал. Нынешнего художественного руководителя Олега Меньшикова обвиняют в массовых и не вполне корректных увольнениях артистов. Почти четверть труппы попала под сокращение накануне ухода театра на каникулы, сообщил Telegramm-канал «Закулиска».
Формально поводом к увольнению стала невостребованность артистов. Однако Елена Папанова, которая также попала под сокращение, утверждает, что неоднократно обращалась к руководству с просьбой дать сыграть хотя бы в массовке. В ответ актрисе пояснили, что всех участников постановки выбирают режиссеры, написала «Газета.ru».
До 2012 года Театром имени М. Н. Ермоловой 12 лет руководил заслуженный режиссер и педагог Владимир Андреев. Его сменил актер театра и кино Олег Меньшиков. С лета 2021 года пост директора театра занял бывший главбух Сергей Кузоятов, Меньшиков оставил себе должность художественного руководителя.
Артистам не давали ролей
Актриса театра Екатерина Дементьева в разговоре с «360» назвала ситуацию, сложившуюся в театре, сложной. Люди огорчены и расстроены — увольняются те коллеги, которые очень долго служили в театре. Сама актриса на этой сцене со второго курса — она пришла по приглашению Владимира Андреева, у которого училась в ГИТИСе.
«Уходят действительно заслуженные люди, которые имеют награды, которые всю жизнь работали и играли главные роли. С приходом нового руководства, видимо, нам как-то осознанно не давали ролей — мы были очень мало заняты. При этом приглашали очень многих молодых артистов на временные договоры», — рассказала Екатерина Дементьева.
По ее словам, очень обидно, что при таком раскладе часть постоянной труппы театра оставалась не у дел. Но даже при таком странном отношении артисты продолжали надеяться и ждать ролей. Дождались только увольнения. Актриса подтвердила, что многим оставалось совсем немного до пенсии.
Старая гвардия оказалась не нужна
Екатерина Дементьева рассказала, что ей самой оставался всего год до досрочной пенсии. А получив на руки свои трудовые, артисты узнали, что в 2015 году у них всех без предупреждения были снижены категории. По словам актрисы, это не просто потеря в деньгах, это унизительно.
«Когда Владимир Андреев пришел и привел Олега Меньшикова за руку и представил его труппе как преемника, мы были рады. Все были уверены, что все будет хорошо, мы обсудили с ним творческий путь и очень хорошо приняли, ожидая позитивных перемен. Мы поддерживали и приглашенных молодых режиссеров», — вспомнила актриса.
Но перемены оказались совсем не радужными. Изменились политика театра, репертуар, а спектакли, которые ставила молодежь, оставляли желать лучшего. Некоторые из приглашенных по срочным договорам актеры не имели даже театрального образования. Екатерина Дементьева призналась, что иногда даже радовалась, что подобные постановки проходят без нее.
Актриса уверена, что за уволенными вскоре последует новый эшелон крепких надежных артистов. Видимо, кто-то хочет создать какой-то совершенно новый, другой театр и старая «андреевская» гвардия оказалась никому не нужна. Артисты намерены отстаивать свои права и даже устроить пресс-конференцию.
Театры могут позаботиться о стариках
Театральный критик Марина Тимашева пояснила «360», что проблема не в том, востребован артист или нет. В театрах работает много режиссеров, в театрах есть определенный план, по которому они должны выпускать новые спектакли. Кроме того, в некоторых театрах, как, например, в Театре имени М. Н. Ермоловой, есть несколько сцен.
«На самом деле есть возможность занять всех артистов в спектаклях. Или по крайней мере почти всех. Например, в Театре имени Е. Вахтангова есть артисты, которые в силу возраста уже не могут работать. Но, уважая их многолетний труд и службу в театре, им продолжают выплачивать зарплату», — сказала Марина Тимашева.
Она отметила, что руководители театров имеют возможность людей не унижать и не увольнять. Все можно уладить по-человечески, понимая, в каком положении окажутся артисты, выгнанные на улицу. У большинства из них нет возможности подработать, наняться в какой-то другой театр или частную театральную компанию.
«Я восторженно преклоняюсь перед Олегом Меньшиковым — я действительно бесконечно люблю его, дорожу им, боготворю его как актера. Но та ситуация, которая сейчас сложилась, мне непонятна», — подчеркнула театральный критик.
При этом Марина Тимашева не считает, что череда громких историй, связанных с ведущими театрами страны, может свидетельствовать о кризисе в русском театре. По мнению критика, кризис в том, что люди научились гнать других людей на улицу. Но это касается не только театра, а всего общества.
Решение на фоне пандемии
Пресс-секретарь Олега Меньшикова, комментируя события в Театре имени М. Н. Ермоловой, сообщил «360», что руководство было вынуждено пересмотреть рабочие процессы и принять сложное решение о кадровых изменениях. Все действия дирекции находятся в рамках Трудового законодательства Российской Федерации.
Главная причина изменений — оптимизация ресурсов на фоне пандемии. При этом дирекция театра сохраняет рабочие правоотношения со всеми сотрудниками, оставаясь в рамках законодательства и принимая во внимание интересы всех задействованных лиц.
В театре Ермоловой разразился скандал с Олегом Меньшиковым
Актеры воспротивились увольнениям
В Театре им. Ермоловой закипает скандал, и это несмотря на то, что официально сезон закрыт и актеры ушли в отпуск. Сам худрук — Олег Меньшиков — также отдыхает, а между тем подведомственный ему театр лихорадит от несправедливости, впрочем, узаконенной, и личных драм. Приказом руководства 21 артист должен потерять работу. Что происходит в Ермоловском, до недавнего времени жившем по принципу «Не выносить сор из избы», разбирался обозреватель «МК».
Фото: Лилия Шарловская
Официально ермоловцы с 20 июля в законном отпуске, но уже 7 июля узнали об увольнении. Документ от 5 июля называется «О проведении мероприятий по сокращению численности и штата». Но если не цепляться к казенным оборотам казенных документов, то 21 человек из труппы в 90 — цифра серьезная. Сам Меньшиков на связь не выходит, но от имени руководства пресс-служба распространяет комментарий следующего содержания: «Руководство театра было вынуждено пересмотреть рабочие процессы и принять сложное решение о кадровых изменениях. Все действия дирекции находятся в рамках Трудового кодекса РФ. Главная причина изменений — оптимизация ресурсов на фоне пандемии. Дирекция театра сохраняет рабочие отношения со всеми сотрудниками, оставаясь в рамках законодательства и принимая во внимание интересы всех задействованных лиц».
Объясняет ли это суть происходящего, разъясняет ли детали дела, в котором речь идет о конкретных людях, о конкретных судьбах? И, в конце концов, насколько необходима оптимизация в такой трудный эпидемиологический момент? Все это мы обсуждаем с актрисой Еленой Бурхановой-Калининой, которая не боится говорить открыто и находится в списке уволенных.
Елена Бурханова-Калинина. Фото: ermolova.ru
— Елена, обычно актеры — люди зависимые со всех сторон — соглашаются на интервью только на условиях анонимности. Вы же говорите в открытую.
— А чего бояться, если все равно увольняют. Я пришла в театр в 93-м году, и я в списке на увольнение. Не боюсь, потому что все, что говорю — правда, мне нечего скрывать. Я член профкома, даже не председатель. Могу сказать, что Олег Евгеньевич (Меньшиков. — М.Р.) еще до этого отказался подписывать коллективный договор, который обычно заключается между работниками и работодателем, и он как раз защищает работников. Этот договор заканчивался, профком обратился к Меньшикову, но тот отказался его подписывать.
— Все артисты из списка получили уведомление об увольнении?
— Не все, но многие об этом узнали через сайт Госуслуг. Но по закону уведомление должны получать под роспись.
— Но все-таки странно: Ермоловский театр до сих пор не выделялся публичным обсуждением внутренних проблем. Их не было или они скрывались?
— Знаете, мы не удивились: все эти годы в театр постоянно набирались новые артисты, раздувался штат. Приглашались даже не звезды, а артисты более низкой квалификации, чем те, кто работает. Это вызывало возмущение, но как-то не выплескивалось наружу. Причем все это, как мы теперь понимаем, началось после смерти Владимира Андреева (худрук Ермоловского до Меньшикова, при нем — почетный президент. — М.Р.). По сути, увольняют как раз костяк андреевских артистов, кого он брал в театр.
— Потерять работу, особенно сейчас — драма, а для некоторых и вообще трагедия. Но все-таки вы допускаете мысль, что у нового руководителя (хотя Меньшиков у руля девять лет) свой взгляд каким должен быть театр и его артисты?
— Я понимаю, что новая метла по-новому метет, что у Олега Евгеньевича свой взгляд, но у нас есть пример перед глазами — это Андреев как руководитель, который в самые сложные времена, когда Ермоловский состоял из двух трупп и его раздирали внутренние конфликты, сумел объединить две труппы, наладить с артистами отношения. Кто не имел главных ролей, все равно были заняты в спектаклях — бегали в массовках. Сейчас другие времена, но Олег Евгеньевич не может и не хочет так, как было при Владимире Андрееве.
Фото: Наталия Губернаторова
— Уволенные актеры пытались поговорить, встретиться с художественным руководителем?
— Он не разговаривает с артистами. Раньше он был един в двух лицах — и худрук, и директор, а сейчас он сложил директорские полномочия, и у нас новый директор Сергей Кузоятов, который работал главным бухгалтером. Поначалу все обрадовались, надеялись, что он поможет в решении трудовых споров, но он тоже не идет на диалог. И невозможно найти никакого компромисса. А ведь ситуация с увольнениями ужасная — кому-то из артистов осталось до пенсии полгода, несколько месяцев или несколько лет, кто-то ухаживает за престарелыми родителями-инвалидами. Куда они пойдут? Кто их возьмет на работу?
— Какая зарплата у уволенных артистов? Может быть, это будет существенная экономия в результате такой серьезной оптимизации? И сколько получают набранные и приглашенные артисты?
— У меня оклад 24 тысячи, включая подоходный налог. Могу сказать, что у меня сейчас нет спектаклей, я не играю, и это правда. Но, во-первых, я не могу сама себе дать роли, а во-вторых, среди уволенных есть артисты, которые до решения об увольнении играли, но их срочно стали заменять в спектаклях. Ну, а сколько получают новые артисты — не знаю, в театре говорят, что значительно больше тех, кто уже давно работает.
— Насколько я понимаю, вы намерены бороться за свои права и тем самым создадите прецедент для коллег из других столичных театров.
Их выход: артисты театра Ермоловой противостоят Олегу Меньшикову
Уволенные актеры Театра Ермоловой обратились за помощью к президенту России. Они просят защиты и обвиняют худрука Олега Меньшикова в финансовых махинациях и несправедливом распределении гонораров. Новый директор театра Сергей Кузоятов заверяет, что «никто еще не уволен», и рекомендует артистам обращаться в суд. В то же время и сам театр уже намерен судиться с некоторыми актерами.
29 ермоловцев
29 актеров Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой, получившие в июле уведомления об увольнении, не сдаются без боя, а громкое имя руководителя театра — Олега Меньшикова — подогревает интерес к происходящему. Актеры выпустили обращение о ситуации, адресованное президенту РФ Владимиру Путину.
«По нашему убеждению, прикрываясь общими словами о необходимости оптимизации и «текущей экономической ситуации в условиях пандемии», худрук театра О.Е. Меньшиков, не справляясь с руководством театром, будучи не способным за достаточно продолжительный срок организовать успешную работу коллектива, решил оправдать свою неспособность видимостью «реорганизации и оптимизации», одновременно уволив неугодных ему артистов, не считаясь с людьми, законом и приличиями», — сказано в заявлении артистов.
Подпавшие под сокращение актеры говорят о нерациональном использовании выделяемых театру средств. Так, они обратили внимание на проведение спектаклей-однодневок, на которые, судя по документам, тратятся крупные суммы. Также уволенные сотрудники театра рассказывают о несправедливом распределении гонораров.
Одна из уволенных, актриса Василиса Пьявко, поделилась с РЕН ТВ своими соображениями.
— Мы обнаружили интересную вещь: что Олег Евгеньевич, будучи директором, сам себя нанимает как стороннего артиста и исполняет роли в театре. Мы увидели там большие выплаты, закупки, которые год от года растут. За 2020 год, по-моему, там 24 млн рублей. Это гонорар Олега Евгеньевича в нашем театре как артиста. Мы были шокированы. Не ожидали и не подозревали, что так может быть, — отметила Василиса Пьявко.
А ситуация у не столь звездных сотрудников — прямо противоположная. Еще одна уволенная актриса, Галина Власова, рассказала 5-tv.ru, что Олег Меньшиков тайно понизил категории опытным членам труппы, вследствие чего они потеряли в деньгах. По ее словам, актеры запросили у руководства документы, из которых выяснилось, что с некоторыми это случилось еще в 2015 году. А вот приказов проверки квалификационной комиссии, на основе которых принимаются такие решения, актерам предоставлено не было.
— Мы обратились в трудовую инспекцию, в Департамент культуры Москвы, Минкультуры и разные другие органы, — сказала актриса.
В своем письме президенту актеры попросили проверить деятельность Олега Меньшикова во главе театра.
Особая кухня
Чтобы не удивляться миллионным суммам, нужно знать кухню репертуарного государственного театра. Так как Олег Меньшиков — художественный руководитель, то он в Театре Ермоловой трудится по контракту, заключенному с учредителем — Департаментом культуры Москвы. Это его основная работа. Но ему не возбраняется заниматься и другой деятельностью — разовой, по совместительству, и деньги, выделяемые на нее, можно найти на сайте госзакупок. Это подтвердил «Известиям» директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
Худрук Театра Ермоловой Олег Меньшиков
— Если в спектакле участвует артист уровня Меньшикова, люди ходят в театр и покупают билеты. А театр платит Олегу Евгеньевичу как артисту. Почему он должен играть за зарплату художественного руководителя? Любой играющий худрук театра получает отдельную зарплату, соответствующую его уровню, компетенции, навыкам. И у Олега Табакова, например, была своя ставка за выход на сцену. И вот на сайте госзакупок отражаются эти суммы, потому что эти деньги — бюджетные, они проходят как закупки, — разъяснил Кирилл Крок.
— Меньшиков — один из наиболее дорогих актеров нашей страны, это человек, способный собрать огромный зал. Таких актеров в России очень немного, — сказал «Известиям» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — И когда артисты обращаются за помощью не в районный суд, не в Союз театральных деятелей, а пишут президенту, то, видимо, понимают, что юридически ситуация у Меньшикова безупречна.
Слишком много
— Любому человеку должно быть понятно решение Олега Меньшикова, если ему станет известно количество актеров в Театре Ермоловой: 90 человек! — сказал «Известиям» Григорий Заславский. — 95 человек было в труппе МХТ при Табакове, когда труппа очень сильно разрослась. И еще 60 актеров он приглашал со стороны. Но у Табакова было три сцены, а у Меньшикова их две. Нормальная труппа, например, в Театре Пушкина: 45 человек.
Ректор ГИТИСа объяснил и мотивы деятельности Меньшикова.
Бывший президент Театра Ермоловой Владимир Андреев
— Надо отдать должное Олегу Евгеньевичу — он терпел очень долго. Но сейчас он хочет сделать сильный, работоспособный театр. Если люди по 10–15–20 лет не выходили на сцену, он с ними прощается. И ссылки на личные проблемы и ипотеку — не аргумент, — заявил ректор ГИТИСа.
По его словам, ныне покойный актер Владимир Андреев, уступив свое место во главе Театра Ермоловой Олегу Меньшикову, всегда и во всем поддерживал и его самого, и его политику.
«Никто не уволен»
На волне скандала с увольнением 29 актеров в СМИ появилась информация, что Олег Меньшиков ушел с поста директора театра, но остался худруком. Как сказали «Известиям» в пресс-службе Театра Ермоловой, это действительно произошло, но только не сейчас, а в июне.
По словам нынешнего директора театра Сергея Кузоятова, «никто еще не уволен». Контракты у актеров бессрочные и продолжают действовать.
— Предполагаемая дата сокращения — 30 сентября. Уведомления об этом вручаются артистам в установленном законом порядке. Если сотрудники решат обратиться в суд, то дальнейшие действия руководства будут обусловлены решением суда, которое в обязательном порядке будет исполнено, — сообщил директор.
Дочь Папанова описала увольнение из театра Ермоловой: «Как со стадом»
Актриса рассказала об отношении к ней и коллегам Олега Меньшикова
Как Олег Меньшиков увольнял «неугодных актеров» из театра Ермоловой, рассказала актриса Елена Папанова. Меньшиков оставил должность директора еще в июне, но остался на посту худрука, а незадолго до этих событий уволил более 20 артистов.
Кадр из фильма «Консультант. Лихие времена.» (2018).
Дочь прославленного советского актера Анатолия Папанова — Елена Папанова оказалось одной из тех, кого Меньшиков уволил без объяснения причин. В разговоре с корреспондентом «МК» Елена Анатольевна подробно рассказала, как он руководил театром и что из этого вышло.
— В новых постановках вы были задействованы?
— Нет. Несколько раз обращалась к Олегу Евгеньевичу с просьбой о том, чтобы меня заняли.
— Что он отвечал?
— Я не получала ни положительного, ни отрицательного ответа. Ответы были типа «Посмотрим, посмотрим, поглядим!» Потом я ему предлагала даже свою одну из пьес, которую я хотела бы сделать на малой сцене, у меня был режиссер. Я хотела, чтобы со мной сделали пробу, чтобы Олег Евгеньевич посмотрел, смогу или не смогу это сыграть. Такой эксперимент мне нужен был, подчеркну, на малой сцене. Я получила везде отрицательный ответ.
Что получается? Меня как актрису везде вывели и дальше со мной не хотели каких-либо творческих планов осуществлять. Поэтому я оказалась в театре не у дел. И меня, как актрису, которая не занята в репертуаре — на увольнение. Даже люди, которые играли еще весной — их спектакли также снялись, они попали под увольнение.
— Если артист нигде не задействован, что он получает?
— Я получала только зарплату. Но у нас по правилам, если я не ошибаюсь, за каждый спектакль артист получает 10 процентов от заработной платы. Дело даже не в деньгах, я получала с вычетами 20 тысяч рублей. Мало того, к нам в театр постоянно приглашаются новые актеры, не звезды, мало кому известные, даже до 30 лет. А свои актеры сидят, хотя они могли бы эту работу выполнять. Но приглашаются новые на договора, не знаю, на какие уж там условия! Но, я думаю, они получают больше 20 тысяч. Вот такие дела!
— С какого года вы служили в театре?
— Как известили, что вас уволили?
— Я была на даче, позвонила моя коллега и сказала: «Ты знаешь, тебя увольняют». Я ответила, что не в курсе. Со мной Олег Евгеньевич не поговорил, не объяснил, по-человечески с нами не встретился. Просто, знаете, как со стадом!
— Он один принимал решения, кого увольнять?
— Была комиссия, состоящая из людей Олега Евгеньевича, которых он принимал на работу. Незадолго до увольнения у нас появился новый директор, раньше он работал бухгалтером. Олег Евгеньевич снял с себя полномочия.
— Сергей Кузоятов, видимо, он теперь директор.
— Да, он. Кузоятов. Он стал директором. Так вот, в эту комиссию, кто выбирал, кого сокращать входили: Олег Евгеньевич, Сергей Кузоятов, который недолго работает, потом входила завтруппы, она полгода работает, и завотделом кадров, которая тоже мало работает. Все эти люди — люди Меньшикова. Они все под его началом. Он не собрал объективную комиссию.
— Когда вы в последний раз выходили на сцену?
— В театре Ермоловой три-четыре года назад.
— На что же вы живете?
— Снимаюсь. Ну что еще сказать. Была зарплата 20 тысяч.
— Основной возраст актеров труппы какой?
— Моего возраста 2-3 человека, остальные 30-40 лет, есть и до тридцати. Ребята, которые снимаются, молодые совсем. Олег Евгеньевич не создал свой театр, он пришел в театр, который уже состоялся, который был более 80 лет! У нас уже были свои характеры, свои традиции. Но прийти… И вот так, варварски расправиться с тем, что было…