те кто не освоил никакого ремесла и ведет праздную жизнь поступают дурно
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 11 класса
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К некоторым заданиям дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Вам нужно отметить номер этого ответа. Ответы к другим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. За каждый правильный ответ 1 – 16 вы получите 1 балл. В задании 17 вам нужно установить соответствие; за каждое правильно определенное средство выразительности выставляется 1 балл. Всего за задание 17 – 4 балла. Максимальное количество баллов – 20.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красИвее 2) позвОним 3) обеспЕчение 4) сОзданы
пара чулок 2) более тёплый приём 3) трёхстам участникам 4) сыплет снежок
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1).Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно.
2).Учитель литературы спросил ученика о том, какие проблемы возникли у него при написании сочинения.
3).Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.
4. Укажите цифры, на месте которых пишется одна НН.
В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые
художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности,
внутре(3)ей гармонии, совреме(4)ости.
5. В словах какого ряда во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
1) р..внина, гр..мадный, предпол..жение
2) ум..лять о помощи, стихотв..рение, г..ристый
3) отр..жение, пор..зительный, водор..сли
4) прил..гательное, вообр..жение, заг..релые
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..звучный, во..дать, ра..бить
2) под..брать, над..рваться, н..илучший
3) от..скать, сверх..дейный, контр..гра
4) пр..следовать, пр..езжать, пр..интересный
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) побор..шься, движ..мый
2) присво..шь, незыбл..мый
3) бор..шься, незабыва..мый
4) поразмысл..шь, постел..нный
8. На месте каких цифр в предложениях НЕ со словами пишется слитно?
В Мещёрском крае можно встретить не(1)кошенные луга. Оказалось, что это не(2)высокие горы, а пологие холмы. Наша армия не(3)победима. Трава, ещё не(4)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Значение слов конкретизируется в тексте, (ПРИ) ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие. \
В ТО (ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК (ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО (БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Поезд мчался в неясную даль ( ) и мне вспоминался зимний день в горах Алатау.
1). Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2). Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3). Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4). Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
12. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1).Волк меняет шерсть да не повадки.
2).Речной жемчуг можно найти и в реках и в озёрах и в ручьях.
3).Малые водохранилища создаются в оврагах или в специально вырытых углублениях.
4). Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.
14. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В настоящий момент в нашей стране традиция беседы (1) которая складывалась веками (2) и представляла собой важную часть русской культуры (3) во многом нарушена.
Прочитайте текст и выполните задания 15 – 17
(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные.
(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3) Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном многообразии.
(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок – вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К.Г. Паустовскому)
15. Какое высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
1). Мир бесконечно разнообразен, и люди не в состоянии увидеть всю его красоту.
2). Человек всегда жалеет о быстротечности времени.
3). Люди обычно не сожалеют о том, что не могут увидеть весь мир.
4). Можно увидеть необыкновенно много и не покидая родных мест.
16. Среди предложений 6 – 10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Укажите номер этого предложения.
17. Установите соответствие между предложениями и средствами художественной выразительности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЕГЭ. Русский язык. Тест №65
ЕГЭ. Русский язык. Тест №65
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №65»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. (2)Для изготовления дешёвой газетной бумаги используют экономичный способ получения целлюлозы – механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчают до крошки, которую смешивают с водой. (3)Бумагу высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режут на малые щепы, которые погружают в химический раствор и нагревают под давлением.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В процессе специальной переработки древесины образуется целлюлоза – древесная масса, из которой изготавливают бумагу.
2) Древесная целлюлоза – это особая масса, которую получают путём механической переработки древесины, служащей сырьём для изготовления бумаги высокого качества.
3) Для производства бумаги используют древесную целлюлозу, при этом дешёвую газетную бумагу делают из целлюлозы, полученной механическим способом, а качественную – из целлюлозы, произведённой химическим способом.
4) Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза, в результате механической обработки которой получают дешёвую газетную бумагу, а в результате химической обработки – бумагу высокого качества.
5) Бумагу для книг, брошюр и журналов, а также прочные обёрточные материалы делают из целлюлозы, полученной химическим способом.
2. Какой противительный союз должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОИЗВОДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Изготовление, выработка, создание какой-н. продукции. П. стали. Вещь фабричного производства.
2) Продукция; то, что производится, изготавливается. Прирост производства составляет пятнадцать процентов.
3) Отрасль деятельности, вырабатывающая какую-н. продукцию. Сталелитейное п.
4) Само предприятие (фабрика, завод и т.п.). Работать на производстве. Работать без отрыва от производства.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
занятА согнУтый послАла позвонИшь слИвовый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРЕННЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.
Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
Нынешний снегопад надо просто ПЕРЕТЕРПЕТЬ.
Зрители со ВЗДОХОМ отвели глаза, и только один человек проводил её взглядом.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Одержать первенство на соревнованиях нашим спортсменам помогли ежедневные тренировки.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРОЕ друзей
более СЕМИСОТ человек
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступает дурно.
2) Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.
3) Правильно распорядиться возможностями памяти – вот стоящая задача перед каждым человеком.
4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
5) Делегатов, собравшихся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры.
6) Выехав из рощи, дорога круто повернула вправо.
7) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сон Андерсена».
8) Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.
9) Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) осн..вной, р..сток, ст..пендия
2) изм..нение, непост..жимый, подл..котник
3) предл..жение, п..лисадник, растр..пать
4) г..сударство, словосоч..тание, предъ..вить
5) об..жаться, р..скошный, опл..тить
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать
2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение
3) вз..скать, раз..грать, без..скусный
4) пр..остановить, пр..вкусный, Пр..морье
5) суб..ект, в..ездной, зав..южило
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) опрометч..вость, обескров..ть (врага)
2) вежл..вый, магни..вый
3) сердц..вина, дымч..тый
4) воодуш..вить, вышаг..вать
5) (свернуть) влев. бесед..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..шься, воспева..мый
2) проед..шься, необита..мый
3) верт..шься, обнаруж..нный
4) завис..шь, подстриж..нный
5) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Люди, (НЕ) ВИДЕВШИЕ нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.
Косо тянулись (НЕ) ОСТЫВШИЕ вечерние тени.
Есть слова, которым (НЕ) МЕСТО в официально-бытовой и научной сферах общения.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Изучение и сбережение русского языка является (НЕ) ПРАЗДНЫМ занятием, а насущной потребностью.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО) ВСЮДУ вставали ТЕ(ЖЕ) глубокие буераки.
(ОТ) ТОГО поворота дорога шла (В) ВЕРХ среди столетних сосен.
Вынашиваемая И.А. Гончаровым (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет новая концепция «Обломова» была (НА) КОНЕЦ реализована в июле – августе 1857 года, когда писатель быстро создал вторую и третью части романа.
(В) СЛЕДСТВИЕ бесснежной зимы лыжные соревнования проведены не были, (ЗА) ТО заранее был разработан сценарий спортивного праздника.
(В) СКОРЕ солнце стало сильно пригревать, и большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1)Село Карабиха стоит чуть в стороне от большой дороги. (2)Рядом горка, которая носит это же звучное название. (3)В горку упирается конец гряды, тянущейся от берегов Волги. (4)Дальше начинается крутой спуск к бескрайней равнине. (5)Усадьба Некрасова, как и село, возле которого она расположена, носит название Карабиха. (6)Досталась она поэту после долгих поисков места, где жилось бы вольно среди родной русской природы. (7)Газеты того времени пестрели объявлениями о продаже земель, экипажей, всякого инвентаря, оранжерей, конных заводов, псарен. (8)Купив Карабиху, Некрасов не стремился к доходам. (9)Карабиха стала только летним местом пребывания поэта.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Прокопия Ивановича привезли в больницу глубокой ночью. (2)Его провожала жена. (3)Ввалившиеся глаза больного взывали к участию.
(4)Сухие с синевой губы еле могли шевелиться.
– (5)Прасковьюшка, умру я, наверное. (6)Чего не так – прости.
(7)Маленькая седовласая женщина с лицом, испещрённым морщинками, коснулась рукой его лица.
– (8)Что ты, Пронюшка, – заплакала женщина.
(9)Потом, когда затих шум лифта, увозящего Прокопия Ивановича в палату, она вытерла глаза и ушла из больницы, тихо закрыв за собой дверь, будто боясь разбудить тех, с кем теперь её муж. (10)Хирург, осмотрев больного, нашёл его
– (11)Катастрофа в животе. (12)Лёгочно-сердечная недостаточность. (13)Вряд ли старик доживёт до утра, – сказал он сестре. – (14)Поставьте капельницу с глюкозой, сердечными, витаминами. (15)Дайте кислород.
(16)До утра больной дожил, и хирург принял решение оперировать Прокопия Ивановича, хотя отчётливо понимал, какому огромному риску подвергал его жизнь. (17)Но другого выхода не было.
(18)Операция шла долго. (19)Хирургу не раз вытирали потный лоб. (20)Больной лежал в забытьи под действием наркоза. (21)В вену его руки медленно, капля за каплей, вливалась живительная жидкость. (22)А Прасковья Андреевна, измученная бессонной ночью и плохими мыслями, уже сидела в вестибюле больницы.
(23)После окончания операции хирург огорчил её:
– Не стану скрывать: положение серьёзное, хотя сделано всё, что в наших силах. (24)Прошу Вас, если можете, помогите нам, поухаживайте за ним, – добавил он.
– (25)Ладно. – только и промолвила Прасковья Андреевна.
(26)В палате Прокопий Иванович лежал неподвижно, с закрытыми глазами, ни на что не реагировал. (27)Лицо его было бледным, дыхание еле заметным.
– (29)Это ты, Прасковьюшка? – и опять сделался ко всему безучастным.
(30)Несколько дней подряд, с утра и до позднего вечера, была она с ним. (31)Ложечку водички даст, чтобы во рту не сохло, чёлочку причешет, чтобы на глаза не спускалась, умоет, подушку другой, холодной стороной повернёт.
– (32)Вот так. (33)Хорошо-то как будет!
(34)Потом сядет возле него, руку его в свою возьмёт. (35)В одну руку Прокопия Ивановича беспрестанно поступали лекарства, по другой текла любовь Прасковьи Андреевны. (36)Больному становилось лучше. (37)На пятый день хирург осматривал Прокопия Ивановича раньше, чем пришла Прасковья Андреевна. (38)На теле его он увидел старые рубцы и теперь решил спросить:
– (40)Наверное, награды есть?
– (41)А как же: от воротника до пояса!
– (42)А что-то сегодня жены не видно. (43)Не придёт?
– (44)Придёт. (45)Пусть-ка не придёт! – и стукнул кулаком по краю кровати.
(46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой.
(48)Вечером хирург снова зашёл в палату. (49)Прокопий Иванович улыбался. (50)Его рука опять покоилась в руке Прасковьи Андреевны. (51)Старый врач знал о великом целительном свойстве любви: как цветок наливается соком от солнца, так больной человек оживает от любви. (52)Недаром для борьбы за жизнь Прокопия Ивановича он взял себе в союзницы маленькую седовласую женщину. (53)Любовь её он заметил ещё в ту ночь, когда принимал больного, показавшегося ему безнадёжным.
* Надежда Ивановна Батыгина (1919—1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Хирург взялся оперировать больного, показавшегося ему безнадёжным, несмотря на то что риск для жизни был очень велик.
2) Хирург прооперировал больного сразу после поступления Прокопия Ивановича в больницу.
3) Прасковья Андреевна всю ночь просидела в вестибюле больницы, ожидая исхода операции.
4) Причиной плохого самочувствия больного после операции были многочисленные ранения, полученные им во время войны.
5) Любовь близкого человека обладает целительными свойствами.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7-9 представлено повествование с элементами описания.
2) Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13.
3) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.
5) Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46.
24. Из предложений 46-49 выпишите слово высокого стиля.
25. Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Рассказывая о взаимоотношениях героев, Н.И. Батыгина использует такой троп, как (А)__________ (в предложении 35), и синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 28, 29). Тропы: (В)__________ («как цветок наливается соком от солнца» в предложении 51) и (Г)__________ («о великом целительном свойстве» в предложении 51) – подчёркивают значение любви в жизни человека».
3) вводные конструкции
9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ЕГЭ. Русский язык. Тест №68
ЕГЭ. Русский язык. Тест №68
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №68»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Постоянный рост средней температуры на поверхности Земли фиксируется с 1861 года, когда впервые стали производиться замеры. (2)Ряд учёных считает, что это в значительной мере обусловлено промышленными выбросами в атмосферу углекислого газа и метана, усиливающими «парниковый эффект», который и может привести к изменению климата. (3) в 1997 году был принят международный договор, известный под названием «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) С 1861 года, когда впервые стали производиться замеры, средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти, однако научные данные пока не позволяют судить о глобальном потеплении и «парниковом эффекте» столь категорично.
2) Непрерывный рост средней температуры на поверхности Земли ряд учёных связывает с усилением «парникового эффекта», способного привести к изменению климата, поэтому был принят международный договор «Киотский протокол», ограничивающий выброс промышленных газов.
3) Международный договор «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов, был принят в рамках борьбы с «парниковым эффектом», приводящим, по мнению ряда учёных, к изменению климата на Земле, о чём свидетельствует и постоянный рост средней температуры на поверхности Земли.
4) Согласно международному договору, известному под названием «Киотский протокол», следует уменьшить выбросы в атмосферу «парниковых» газов, большое скопление которых может привести к понижению температуры на Земле.
5) Проводимые с 1861 года измерения средней температуры на поверхности Земли свидетельствуют о том, что Земле угрожает глобальное потепление климата, вызванное, по мнению ряда специалистов, не только «парниковым эффектом», но и другими, не изученными пока причинами
2. Какое наречие должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОСТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития. Быстрый р. детёнышей. Весна и лето – время роста растений. Трава пошла в рост (растёт).
2) Увеличение в числе, в размерах, развитие. Р. городов. Р. промышленности.
3) Совершенствование в процессе развития. Р. таланта. Р. мастерства. Творческий, научный р.
4) Размеры человека или животного в высоту. Высокий, низкий, средний р. Костюм не по росту (велик или мал).
5) То же, что проценты (устар.). Давать деньги в р.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
граждАнство укрепИт вернА лилАсь защЕмит
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Несмотря на запреты и гонения, народ всегда выдвигал из своей среды выразителей своей мятежной, мужественной и ДОВЕРЧИВОЙ души.
В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мука.
КАМЕННАЯ глыба неожиданно преградила нам дорогу, и пришлось возвращаться в лагерь по другой тропе.
Щебень и известковая мукá – ИСХОДЯЩИЕ материалы для приготовления сухих смесей, побелки.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Первый тур недавно стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею на льду не принёс комментаторам и болельщикам никаких неожиданных сюрпризов.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступает дурно.
2) Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.
3) Правильно распорядиться возможностями памяти – вот стоящая задача перед каждым человеком.
4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
5) Делегатов, собравшихся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры.
6) Выехав из рощи, дорога круто повернула вправо.
7) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сон Андерсена».
8) Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.
9) Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) спл..титься, вн..запно, выб..рать
2) ухв..титься, хл..потать, выч..сление
3) соб..рёшь, к..вычки, упр..щённый
4) зам..реть, угн..тённый, пок..ление
5) кр..тиковать, укр..щать (зверя), обр..мление
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
2) пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник
3) бе..срочный, и..черченный, ра..пущенный
4) вз..скание, без..нтересный, меж..нститутский
5) н..дломить, поз..бросил, з..ночевать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отста..вать (мнение), солом..нка
2) кварц..вый, остр..нький
3) отво..вать (право), обнадёж..вать
4) привередл..вый, затм..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) представ..шься, независ..мый
2) налад..шь, скле..нный
4) щур..щийся (от солнца), (они) увид..тся
5) онеме..шь, ожида..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ) ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.
(НЕ) КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.
(НЕ)ЗАКОНЧЕННАЯ шахматная партия перенесена на завтра.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ) НАДО.
На лугах стояла ещё (НЕ) КОШЕННАЯ трава.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО) ВСЮДУ вставали ТЕ(ЖЕ) глубокие буераки.
(ОТ) ТОГО поворота дорога шла (В) ВЕРХ среди столетних сосен.
Вынашиваемая И.А. Гончаровым (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет новая концепция «Обломова» была (НА) КОНЕЦ реализована в июле – августе 1857 года, когда писатель быстро создал вторую и третью части романа.
(В) СЛЕДСТВИЕ бесснежной зимы лыжные соревнования проведены не были, (ЗА) ТО заранее был разработан сценарий спортивного праздника.
(В) СКОРЕ солнце стало сильно пригревать, и большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Двойная стекля(1)ая дверь на балкон была наглухо задела(2)а на зиму. В
два окна кабинета и стекла балко(3)ой двери переулок был виден в дли(4)у –
убегающая вдаль дорога, криво расставле(5)ые домики, кривые заборы.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Романы писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными рукописными собраниями.
3) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подключившись к быстро развивающемуся интернет-проекту (1) новые участники (2) глядя на рейтинги лидеров (3) и тщательно готовясь к каждому новому этапу (4) стремились соответствовать всем предъявляемым требованиям.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Опамятуйся, просветлей (1) душа!
Вернись (2) былое (3) зренье!
Земля (4) пошли мне исцеленье,
Влей в тёмное моё смятенье
Спокойствие твоих полей! (В. Тушнова)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1)С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2)Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны.
(3)В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения – движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава.
(5)Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают.
(6)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел.
– (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит. (9)А народу такие мучения принимать. (10)Да с детишками.
(11)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз.
(12)Глупым показался Третьякову этот разговор. (13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал:
– Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (14)Захотел – кончилась?
(15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался.
– (17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась?
(19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.
(23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.
(27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?
земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?
(32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому.
(36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы. (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?
* Григорий Яковлевич Бакланов – (1923–2009) – русский советский писатель и сценарист.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.
2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.
3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.
4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.
5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 содержит описание действий.
2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.
3) В предложениях 20–22 представлено повествование.
4) Предложения 23–25 содержат описание.
5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.
24. Из предложений 6–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Стараясь воспроизвести атмосферу происходящего, Григорий Бакланов использует троп – (А)__________ («слепые окна» в предложении 2). Ещё один троп – (Б)__________ («будто уже совсем замёрз» в предложении 11) и приём –(В)__________ («объяснишь» в предложениях 20–22) помогают передать чувства персонажей. С помощью такого синтаксического средства, как (Г)__________ (предложения 27, 28, 31), автор призывает задуматься о том, что важно для него самого».
4) восклицательные предложения
5) вопросительные предложения
7) лексический повтор
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.