тайная жизнь елизаветы 1 bbc
Коронована, как королева Англии, Елизавета I
После смерти короля лорд-протектор Джон Дадли возвёл на престол юную Джейн Грей — правнучку Генриха VII. В стране началась смута. В результате вооружённого конфликта между сторонниками Джейн I и приверженцами принцессы Марии победили последние. По большому счету ни одна из сторон конфликта не была для Елизаветы выгодной. Если бы победу одержала партия Джейн Грей, то Елизавета лишалась бы места в порядке престолонаследия, но могла бы свободно исповедовать свою протестантскую веру. Если бы верх одержала Мария, то она оставалась бы главной претенденткой на трон, но её положение при истовой королеве-католичке становилось бы крайне опасным. Елизавета предусмотрительно осталась в Хэтфилде — её предупредил об опасности лорд Уильям Сесил, секретарь Совета. Время Елизаветы ещё не пришло. На престоле оказалась ревностная католичка Мария I.
В октябре 1553 года Мария I короновалась в Лондоне. Королеве было тридцать семь лет, двадцать из которых явились для неё годами испытаний. С первых же дней правления Мария принялась активно действовать: её главной задачей стало возвращение Англии в лоно Католической Церкви.
Большинство населения Англии оставались католиками, но узкая прослойка дворян-протестантов, выдвинувшихся при Генрихе и Эдуарде, имела непропорционально высокое влияние в обществе.
В январе 1554 года протестант Томас Уайетт поднял восстание в Кенте с целью не допустить заключение брака между Марией и Филиппом. Вероятно, что настоящей, тайной целью заговорщиков была передача короны Елизавете, однако следователи Марии не смогли выбить из пленных мятежников каких-либо свидетельств против Елизаветы. Мария заточила Елизавету в Тауэр, но по требованию Тайного Совета сохранила ей жизнь.
Здесь же, в Тауэре, был заключён друг её детства — Роберт Дадли. Существует версия, что молодые люди общались во время прогулок во внутреннем дворике Тауэра, и это общение стало началом их будущей любви.
В Англии росло недовольство политикой королевы. Оно стало очевидным после того, как летом 1554 года в Лондон прибыл Филипп Испанский — будущий супруг Марии. В преддверии своей свадьбы королева освободила свою сестру из Тауэра. На решение королевы повлияло то, что Томас Уайетт перед казнью поклялся, что «миледи Елизавета никогда не знала о заговоре…»
Однако принцесса не осталась при дворе — её отправили в ссылку в Вудсток. В Вудстоке Елизавете не позволялось писать писем, а книги ей привозились только по строго утверждённому списку.
И вместе с тем Елизавета по-прежнему считалась наследницей престола — брак Марии и Филиппа оказался бездетным. Елизавету вновь вернули в её резиденцию Хэтфилд-хаус, и скромный двор принцессы сразу стал привлекать молодых аристократов. Кроме того, сам Филипп благоволил своей родственнице: он испытывал к ней гораздо бо́льшую симпатию, нежели к своей хмурой супруге. Ему также не хотелось портить отношения с наследницей престола: Мария была крайне нездорова.
В начале ноября 1558 года королева Мария почувствовала, что дни её сочтены. Совет настаивал, чтобы она официально назначила наследницей сестру, но королева сопротивлялась: она знала, что Елизавета вернёт в Англию ненавистный Марии протестантизм. Только под давлением Филиппа Мария уступила требованию своих советников, понимая, что в противном случае страна может погрузиться в хаос гражданской войны.
Королева скончалась 17 ноября 1558 года, оставшись в истории как Мария Кровавая. Елизавета, получив известие о смерти сестры, сказала:
Господь так решил. Чудны дела Его в наших глазах.
Уже через три дня после смерти Марии собрался первый совет королевы. Своим государственным секретарём она назначила Уильяма Сесила; Роберт Дадли получил место конюшего, Томас Перри стал казначеем двора: Елизавета вознаградила всех, кто оказывал ей услуги в период опалы.
28 ноября 1558 года триумфальная процессия вступила в Лондон: молодую королеву встречали восторженные толпы.
К моменту занятия престола Елизавете было двадцать пять лет. По меркам XVI века, когда многие не доживали до пятидесяти, это был достаточно солидный возраст. Однако все отмечали, что королева выглядит гораздо моложе своих сверстниц. Этой моложавости, помимо физической активности и умеренности в питании, способствовало и то, что королева не была изнурена многократными родами, как большинство женщин её возраста. Кроме того, Елизавета I с вниманием относилась к моде и впервые в мире в 1566 году появилась на официальном мероприятии в Оксфорде с перчатками, удлиненными до локтя.
Елизавета избрала для своей коронации день 15 января 1559 года, то есть сразу после Рождественских праздников: она хотела подарить Англии ещё несколько праздничных дней.
25 января 1559 года открылся первый Парламент Елизаветы. Возложив на себя корону, молодая государыня сразу ощутила всю тяжесть этой ноши — страна была расколота на два непримиримых лагеря — католиков и протестантов. Елизавета не изгнала и не подвергла репрессиям никого из приверженцев покойной Марии. Своим «Актом о единообразии» королева показала, что будет следовать курсу Реформации, начатому её предшественниками Генрихом VIII и Эдуардом VI, но католикам в Англии не было запрещено служить мессу. Этот акт веротерпимости позволил королеве избежать гражданской войны.
Уже 10 февраля Парламент обратился к королеве с призывом обеспечить английский трон наследником: ей было предписано выбрать себе супруга.
Список претендентов открывал Филипп II, некогда женатый на Марии I, затем шли эрцгерцоги Фредерик и Карл Габсбург, шведский кронпринц Эрик. Со временем к ним прибавятся герцог Анжуйский и даже царь Всея Руси Иоанн Васильевич Грозный.
Парламент продолжал настаивать на выборе жениха. Елизавета не намеревалась делить власть с мужчиной, но в 1559 году она не могла в открытую спорить с парламентом: ему был дан уклончивый ответ. Многолетним фаворитом королевы был Роберт Дадли, граф Лестер. Их дружба зародилась ещё в раннем возрасте, так как будучи ещё детьми они росли поблизости. После смерти жены Роберта Дадли Эми Робсарт, якобы покончившей жизнь самоубийством, у него стало ещё меньше шансов приблизиться к королеве: власть и расположение народа она ценила гораздо больше, чем самую пылкую страсть.
Королева была вынуждена провести тщательное расследование всех обстоятельств дела, связанных со смертью Эми Робсарт. Невиновность Дадли была доказана, однако в народе ещё долго циркулировали слухи об убийстве. Роман королевы с лордом Дадли длился не одно десятилетие и прервался только из-за его смерти в 1588 г. На протяжении всего своего царствования Елизавета многократно заявляла, что их связь была исключительно платонической. Так, в конце 1562 г., когда королева заболела оспой, то, назначив в случае своей смерти Роберта Дадли лордом-протектором королевства, она заявила придворным, что между нею и сэром Робертом «никогда не было ничего вульгарного». Даже в конце жизни Елизавета неуклонно твердила о своей девственности.
Тем не менее, в истории существует один достаточно загадочный факт. В бумагах испанского министра Фрэнсиса Энгелфилда были найдены три письма, направленные им в 1587 г. испанскому королю. В них сообщалось, что на борту корабля, пришедшего в Испанию из Франции, был арестован англичанин, которого заподозрили в шпионаже. Во время допроса он признался, что его имя Артур Дадли и что он является незаконным сыном Роберта Дадли и английской королевы Елизаветы I. По его словам, он родился где-то между 1561 и 1562 гг., и сразу же после рождения Кэтрин Эшли отдала его на воспитание в семью Роберта Саузерна. Личным учителем Артура стал Джон Смит, близкий друг Саузерна. До самой смерти Саузерна Артур считал себя его сыном. Однако на смертном одре Роберт Саузерн признался юноше в том, что он не являлся его отцом, и открыл ему тайну его рождения.
Эту версию в данный момент всячески поддерживает, доказывает и развивает английский учёный-историк Пол Дохерти. Косвенные доказательства данной теории действительно существуют. Среди них приводится, например, то, что во многих письмах иностранных послов, работавших при английском дворе, достаточно часто и регулярно встречаются упоминания о том, что приблизительно в 1561 г. королева заболела «скорей всего, водянкой», ибо её «невероятно раздуло, особенно в области живота». В сохранившихся письменных молитвах Елизаветы после 1562 г. начинают появляться слова, которых до того времени никогда не было и которые не поддаются объяснению. Так, например, она просит Бога простить ей её грех.
Что именно имелось в виду королевой — неизвестно, однако время появления данных слов совпадает с временем предположительного рождения Артура. В британском государственном архиве хранится завещание Роберта Саузерна, на котором в качестве свидетеля расписался Джон Смит. То есть данные люди — совершенно реальные исторические личности, поддерживавшие к тому же тесную связь друг с другом. Телекомпанией BBC был снят документальный фильм «Тайная жизнь Елизаветы I», в котором подробно рассказывается как об этой истории, так и о всех найденных Дохерти доказательствах в поддержку своей гипотезы. Тем не менее, вопрос о подлинной личности Артура Дадли на сегодняшний день продолжает оставаться открытым.
Тайна Королевы-Девственницы: была ли Елизавета I мужчиной
Елизавету I помнят за многое — ее долгое царствование, поражение Испанской Армады и ее непоколебимую решимость. Однако ее самым вечным наследием является слава Королевы-Девственницы. Несмотря на бесчисленные предложения и возможности выйти замуж, Элизабет сопротивлялась, и ее тайна умерла с ней.
Обет воздержания Елизаветы был очень необычным для того времени, и были те, кто считал, что реальная причина была гораздо более биологической – Элизабет была мужчиной.
Теория о том, что Королева-Девственница была на самом деле Королем-Девственником, была впервые выдвинута Брамом Стокером, но нет никаких сомнений в том, что некоторые из современников Елизаветы придерживались подобного мнения.
Известный писатель готических романов ужасов о Дракуле Стокер первым услышал эту версию, когда посетил деревню Бисли в Котсуолде. Он узнал о своеобразной деревенской традиции во время Первомайских торжеств, где роль Майской Королевы играл мальчик, одетый в Елизаветинскую одежду.
Захотев узнать побольше об этой странной традиции, он покопался в архивах, обнаружил легенду и увековечил ее в 1910 году в книге «Знаменитые самозванцы».
Удивительно, но афера прошла без заминок. К счастью для гувернантки, Генри нечасто навещал свою дочь, а она была известна тем, что была застенчивой рядом с ним, к тому же, он спешил. Увидев ее, он остался доволен и отправился в путь. Обман работал так хорошо, что он продолжался бесконечно, и никто из знакомых не смел сообщить королю о смерти его дочери. Таким образом, правда была похоронена навсегда.
Утверждалось, что такая зажигательная речь с такой замечательной мужественной опорой не может исходить из уст женщины. Стал также известен тот факт, что она постоянно носила парики, возможно, чтобы скрыть появляющуюся лысину? Елизавета также славилась тем, что наносила на лицо много макияжа, а также носила большие платья с высоким воротом, что идеально подходило для маскировки мужской фигуры.
Во времена правления Елизаветы ходили многочисленные слухи о том, что она не может иметь детей. Было ли это причиной отсутствия женских половых органов? Стокер, конечно, считал, что это так, а также утверждал, что это был секрет, который «Элизабет» тщательно охраняла всю свою жизнь.
Другой потенциальный жених, Филипп II, услышав слухи о ее бесплодии, решил выяснить правду для себя, подкупив ее прачку. Она сообщила, что королева нормально функционировала как женщина, что указывает на то, что у нее были менструации. Убедившись, что она действительно могла выносить ему наследника, Филипп безуспешно сделал предложение Элизабет.
В другой раз группа врачей осмотрела ее во время брачных переговоров, чтобы убедиться, что она может родить детей – и они подтвердили, что она может. Либо они были очень плохо обученными врачами, либо Элизабет была, по сути, женщиной.
Ученые раскрыли тайну «Зеркала Дьявола» советника королевы Елизаветы I
Международная группа ученых установила происхождение оккультного зеркала личного английского астронома и алхимика XVI столетия Джона Ди. «Магический» предмет личного советника английской королевы Елизаветы I оказался изготовлен ацтеками на территории Мексики.
По свидетельству современников британского натурфилософа, Джон Ди пользовался зеркалом в своих оккультных опытах и спиритических сеансах. В исторических трудах артефакт получил название «Черное зеркало», «Зеркало духов» и даже «Зеркало Дьявола» (The Devil’s Looking-glass).
Оказалось, что все артефакты изготовлены из обсидиана, добывавшегося около города Пачука на территории Мексики. Обсидиан был важным ресурсом в империи Ацтеков и использовался для военного снаряжения и бытовых предметов, а также в религиозных ритуалах. Например, зеркала из полированного обсидиана были связаны с богом Тецкатлипокой. Зеркала можно было использовать в лечебных целях, они также действовали как щит от злых духов и могли захватывать души людей. После захвата Мексики испанскими конкистадорами зеркала из обсидиана в качестве военной добычи отправились в Европу.
Муки и радости королевы: 10 лет мини-сериалу «Елизавета I»
«Елизавета I» – телевизионный мини-сериал 2005 года о поздних годах жизни и правления английской королевы Елизаветы I (1533-1603). В сентябре 2015 года телешедевру Тома Хупера с Хелен Миррен и Джереми Айронсом в главных ролях исполняется десять лет. Совпадение или нет, но в сентябре празднует день рождения и королева Бесс. Достойный повод вспомнить об одной самых знаменитых королев в истории.
Ж изнь и деяния единственной в истории королевы-девственницы будоражили умы режиссёров всех мастей уже с начала XX века. В 1912 году вышел первый короткометражный немой фильм «Королева Елизавета» с Сарой Бернар в главной роли. Впоследствии Елизавету переиграли самые великие актрисы своего времени – от Бетт Дэвис, которая изображала британскую королеву целых два раза («Частная жизнь Елизаветы и Эссекса», 1939, и «Королева-девственница», 1955) до Ванессы Редгрейв («Аноним», 2011).
Создателей биопиков о Елизавете, как правило, интересовали молодые годы будущей королевы или, на худой конец, расцвет царствования. По этому принципу скроены фильмы «Малышка Бесс» (1953) режиссёра Джорджа Сидни с Джин Симмонс в главной роли и дилогия «Елизавета» (1998) и «Золотой век» (2007) Шекхара Капура с Кейт Бланшетт, для которой роль рыжеволосой королевы стала настоящей визитной карточкой.
Хотя на фоне деяний собственных родственников биография Елизаветы – вполне себе обыденная история. То, что жизнь – это борьба, где цель полностью оправдывает любые средства (правда, часто выходящие боком), династия Тюдоров испытала буквально на собственной шкуре. Дедушка Елизаветы, основатель династии Генрих VII, всё царствование сражался с призраком последнего Плантагенета (как выяснилось впоследствии, бой оказался неравный, и в историю всё-таки вошли оба монарха, правда, с разных ходов), сын Генриха VII и отец Елизаветы, король Генрих VIII, боролся за право иметь наследника мужского пола, для чего реформировал церковь и сменил шесть жён (и тут монарха ждал подвох, в историю вошла как раз неугодная дочурка), старшая сестра Елизаветы Мария Тюдор, истовая католичка, вошедшая в историю Марией Кровавой, мечтая повернуть реформы папеньки вспять, объявила крестовый поход против еретиков-протестантов в родной Англии. (Стоит ли говорить о том, что попытка снова не увенчалась успехом?)
И только Елизавета, казалось бы, сумела преломить злой рок Тюдоров и войти в историю великой королевой, установившей в Англии пресловутый золотой век. Но так ли всё просто, как кажется на первый взгляд, и какой ценой Елизавета получила бессмертие? На этот вопрос и пытается ответить британский режиссёр Том Хупер, посвятивший свой фильм концу правления английской монархини.
1579-й год. Елизавета на троне уже двадцать лет, но пока отказывается от брака. Без мужа не может быть прямого наследника. И, как следствие, существует опасность гражданской войны между претендующими на право наследования. Англия – маленькая и уязвимая протестантская страна, и католические силы, возглавляемые Испанией, собираются захватить трон королевы-еретички.
Фильм открывается сценой осмотра Елизаветы придворным лекарем на предмет фертильности королевы. Елизавета ещё способна иметь детей, и значит, может вступить в брак и подарить стране долгожданного наследника. Претендент на руку и сердце королевы уже есть – это герцог Алансонский и Анжуйский (Джереми Ковиллолт), младший сын короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи, да и сама Елизавета явно симпатизирует новоиспечённому жениху.
Но против брака выступает давний друг королевы и её основной фаворит Роберт Дадли, 1-й граф Лестер, которому явно не по душе подобный союз. Джереми Айронс с филигранным мастерством играет стареющего Лестера, находящегося в паутине медленной агонии умирающих чувств и страстном желании самому иметь сына. «Время истрепало обещания, что мы когда-то дали друг другу», – печальный итог долгих и мучительных взаимоотношений королевы и её фаворита.
Но главным и самым непримиримым врагом Елизаветы выступает её собственный народ, привыкший видеть в ней прежде всего королеву, но никак не женщину. Да и сама королева понимает, что брак с католиком не принесёт ничего хорошего её стране. Ведь, по сути, именно Елизавета и придумала игру, правила которой стоили ей простого человеческого счастья – любить и быть любимой.
Изначально Том Хупер задумывал показать Елизавету на закате своего правления, что называется, без прикрас и ненужного пафоса. Но игра Хелен Миррен, удостоенной «Золотого глобуса» и «Эмми» за лучшую женскую роль в телефильме, оказалась сильнее даже самого оригинального сценария. Миррен чувствует свою Елизавету, но совсем не в том классическом ключе, как игравшие королеву до неё. Для Миррен Елизавета – не просто королева, она актриса на троне. Действительно, трудно поспорить с тем фактом, что Елизавете было не чуждо лицедейство.
С ранних лет младшая дочь Генриха привыкла существовать в мире придворных интриг и непрекращающейся борьбы за власть. Судя по тому, что Елизавете удалось пережить аж четырёх монархов (двух королей и двух королев, если считать короткое правление Джейн Грей), улыбаться и делать вид, что она не представляет ни малейшей угрозы ни для кого в этом мире в целом и для Англии в частности, у неё получалось лучше всего. Существует даже версия, что отношения сестёр Марии и Елизаветы были просто безоблачными, а в Тауэр Елизавета была заключена исключительно из соображений безопасности.
В одной из сцен фильма Елизавета прямо заявляет собравшемуся в её отсутствие тайному совету о своей двойственной природе: «Вы думаете, наша персона никого не может заинтересовать? Да я могла бы сплясать на этом столе. Я могу быть проворной, серьёзной, весёлой, я могу быть учтивой, как придворный, или хмурой, как член тайного совета. Королева молода, как жёны и любовницы, которых ни один из вас не заслуживает». Добавим к этому знаменитые белила королевы-девственницы, которые больше походили на хорошо скроенную маску. Как легко за таким раскрасом прятать истинные эмоции и чувства при общении с придворной знатью, заморскими послами и простым людом.
Как там у Шекспира: «Весь мир – театр. / В нём женщины, мужчины – все актёры. / У них свои есть выходы, уходы, / И каждый не одну играет роль». Быть может, неспроста эта искромётная фраза родилась в уме великого барда именно в елизаветинскую эпоху. Как легко следовать этой изъезженной вдоль и поперёк формулировке, особенно если ты королева.
Но втайне Елизавета мечтает сыграть и другую роль – роль любимой мужчиной женщины. Она держит около себя своих приближённых фаворитов, сначала Лестера, а затем и его пасынка Роберта Деверё, 2-го Графа Эссекса (Хью Дэнси), но каждый рано или поздно предаёт свою королеву. Предательство Лестера, тайно женившегося на графине Эссекс, тем больнее для Елизаветы, что этот брак заключён с единственной целью – получить наследника. Да, королева может многое дать своим друзьям, но и она не всесильна. «Разве я не живу под солнцем твоей благосклонности?» – вопрошает Лестер. Но солнце бывает переменчиво, и графа ждёт наказание, удаление от двора и потеря долгожданного сына.
Впадает в немилость и молодой Эссекс. После неудачных боевых действий во время войны в Ирландии в 1599 году граф предпринял попытку государственного переворота, был обвинён в измене и казнён.
Быть женщиной совсем непросто, но быть женщиной на троне ещё сложнее. Казалось бы, требуя безоговорочной преданности и верности от любимых мужчин, Елизавета вроде бы и имеет на это право, но, сама того не подозревая, Бесс оказывается не способна на проявления чувства в ответ. И во взаимоотношениях с фаворитами она продолжает играть возлюбленную, оставаясь при этом королевой до мозга костей. Достаточно вспомнить полный любви и надежды взгляд королевы, привычно обращённый на одного из фаворитов, при необходимости становящийся стальным и холодным и как бы говорящий: «Я – королева. Что бы ни случилось, я – королева». Даже в сцене пылкого признания Эссекса, который открывает королеве душу, Елизавета остаётся собой: «Кому я буду нужна без трона и короны?» Ответ на этот вопрос Бесс знала всегда, в отличие от юного фаворита. Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую – всегда большой вопрос.
К Елизавете время оказалось благосклоннее. Вот уже много лет она правит балом в литературе, кино и искусстве. В фильме Хупера Елизавета произносит значимый по сути монолог: «Я создана из жестоких страстей. Во мне есть и любовь, и сострадание. И я могу как наказывать, так и тосковать по тем, кто правдив, верен и любит меня за мои заслуги как свою королеву». Боже, храни Королеву!
Почему Елизавета II запретила показ документального фильма о королевской семье, снятый в 1969 году
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как это было
В конце 1960-х годов, когда в моду вошло движение хиппи, а вместе с ним активно пропагандировалась свобода во всех отношениях, королевская семья стремительно теряла свою популярность и казалась чем-то устаревшим и архаичным, молодой пресс-секретарь Елизаветы II предложил снять фильм о семье Елизаветы II. По мнению Уильяма Хезелтайна, повысить популярность монархии в Великобритании можно было, лишь приблизив королеву и её семью к простым англичанам. Подданные должны были увидеть обычную семью, где родители заботятся о детях, устраивают прогулки и имеют много общего с тысячами британских семей.
Несмотря на то, что многие члены королевской семьи и сотрудники Букингемского дворца не поддержали эту идею, королева Елизавета II и её супруг увидели в съёмках фильма определённую долю здравого смысла. По настоянию принца Филиппа весь материал должен был проходить проверку в специальном комитете, в который входил бы он сам и представители телевизионной компании ВВС.
Режиссёром стал глава отдела документальных фильмов ВВС и бывший офицер Ричард Каустон. Съёмки Royal Family продолжались в течение 18 месяцев. Всё это время камеры неотступно следовали за членами королевской семьи. Снимались неформальные семейные встречи и официальные визиты, занятия детей и прогулки в парке.
Даже тем, кто возражал против съёмок, пришлось подчиниться королевской воле. Принцесса Анна, к примеру, считала идею очень неудачной, а принц Филипп, поддержавший королеву в её решении, терпеть не мог, когда снимали его самого.
Материала было очень много, и все члены съёмочной группы в день, когда фильм был представлен королеве, отчаянно волновались, не зная, какой может быть реакция Елизаветы II. Перед тем, как фильм показали королеве, его уже видел принц Филипп и утвердил комитет, но решающее слово оставалось, конечно, за самой Елизаветой. И она после просмотра дала своё согласие на показ по телевидению.
Успех и запрет
21 июня 1969 года фильм Royal Family впервые показали на государственном телеканале BBC в черно-белом варианте, а уже через неделю зрители коммерческой станции ITV смогли увидеть его в цвете. Картину приобрели многие зарубежные компании, а интерес к ней был действительно ошеломляющим. Впервые можно было увидеть монархов обычными людьми. По разным данным, фильм посмотрели от 30 до 50 миллионов человек, при этом критических замечаний по нему практически не было. Автор идеи Уильям Хезелтайн вспоминал впоследствии, что среди недовольных были всего пара телекритиков и столько же чопорных английских лордов.
Зрители смогли впервые наблюдать за королевской семьёй в неформальной обстановке и увидеть, как принц Филипп готовит барбекю для жены и детей в Балморале, как королева и ей сын нарезают салат, а ещё они в быту используют товары бренда Tupperware.
Кадры, где королева Елизавета отводит сына Эдварда в кондитерскую, чтобы утешить его сладостями после случайной травмы, полученной порвавшейся струной виолончели Чарльза, тронули сердца зрителей. Особенно понравился всем момент, когда королева расплатилась наличными, как простой гражданин.
Демонстрировались кадры катания принца Чарльза на лыжах, пилотирования самолёта принцем Филиппом, управления автомобилем самой королевой. Неоднозначную реакцию вызвали воспоминания принца Филиппа о покойном короле Георге VI, в частности, о вспышках гнева отца Елизаветы II. Многие считали, что подобные очень личные вещи не стоило включать в фильм для широкой демонстрации публике.
Обсуждения картины и дискуссии вокруг неё не смолкали. Люди удивлялись, хвалили, критиковали. А к членам королевской семьи было приковано отныне ещё более пристальное внимание. Простые граждане словно вместе с членами съёмочной группы смогли поприсутствовать на семейных вечерах, послушать шутки королевы и понаблюдать за поведением её детей. С одной стороны, семью Елизаветы II этим фильмов демистифицировали, а с другой – слишком упростили, превратив их жизнь в некое реалити-шоу.
В 1972 году фильм сняли с показа, а весь отснятый материал поместили в королевский архив. С того времени никто не мог посмотреть Royal Family без высочайшего разрешения. Говорят, что королева, поразмыслив, сочла картину слишком личной. Историк Роберт Лейси считает, что королевский запрет можно понять, ибо «Королевская семья» удешевляет и лишает БКС всей магии.
Несмотря на то, что разрешения на показ Royal Family за последние полвека никто не давал, в январе 2021 года документальный фильм вдруг оказался на YouTube, но пробыл он там очень недолго. Телекомпания ВВС потребовала удалить его с сервиса в связи с нарушением авторских прав. Правда, спустя короткое время фильм появился снова, но опять быстро исчез. Небольшие отрывки показывают в кинопроекте The Duke at 90, снятом к юбилею принца Филиппа в 2011 году. Впрочем, сам фильм с завидной регулярностью всё же появляется на YouTube.
К сожалению, 9 апреля 2021 года перестало биться сердце одного из участников тех событий, принца Филиппа. Елизавета II и принц Филипп прожили вместе почти 74 года, прошли через множество кризисов и испытаний и появлялись на публике, демонстрируя неизменное единодушие по всем вопросам. СМИ часто называли его слишком резким и прямолинейным, но каким он был на самом деле?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: