таривердиев биография краткая биография

Биография Микаэла Таривердиева

таривердиев биография краткая биография

Композитор Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в городе Тифлисе (ныне Тбилиси) Грузии.

В детстве занимался боксом, конным спортом, мотоциклом. Он был членом сборной Грузии по плаванью на дальние дистанции. При этом предпочтение отдавал музыке. Учился в музыкальной школе при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

В 1945 году в Тбилисском театре оперы и балета на музыку юного композитора были поставлены два одноактных балета «На берегу» и «Допрос».

Проучившись полтора года в Ереванской консерватории, Микаэл Таривердиев уехал в Москву, где поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), окончил в 1957 году. Был учеником известного советского композитора Арама Хачатуряна.

В институтские годы Таривердиев написал свои первые вокальные циклы, состоялся его дебют как композитора в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

Будучи студентом, он стал автором музыки к фильму «За бортом» (1958), затем написал музыку к картинам «Юность наших отцов» (1958), «Человек идет за солнцем» (1961), «Мой младший брат» (1962), «До свидания, мальчики» (1964) и др.

В 1970-х годах на экраны вышли знаменитые фильмы «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), в которых звучит музыка Таривердиева.

Всего композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, в их числе «Ошибка резидента» (1968) и другие фильмы этого цикла, «Король-олень» (1969), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Загадка Эндхауза» (1990), «И возвращается ветер…» (1991), «Русский регтайм» (1993), «Летние люди» (1995).

В рамках кинематографа Микаэл Таривердиев провозгласил «третье направление» в музыке, суть которого – донести поэзию просто, без поставленного голоса. Музыка должна быть написана на лучшие, часто необычные стихи. Первым из композиторов Микаэл Таривердиев обратился к поэзии Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. С попыткой создать новый стиль исполнения связана работа композитора с Еленой Камбуровой, вокальным дуэтом Галины Бесединой и Сергея Тараненко, вокальным трио «Меридиан». С музыкой Таривердиева связан дебют Аллы Пугачевой в кинематографе – в музыкальной сказке «Король-олень», а также фильме «Ирония судьбы, или С легким паром».

Источник

Микаэл Таривердиев

таривердиев биография краткая биография

Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).

Его родители были партийными работниками, убежденными коммунистами. Они с юности вели революционную борьбу. Его мать примкнула к революционерами в возрасте 17 лет, сидела в царской тюрьме. Родители познакомились на революционной работе.

К музыке его приобщила сестра матери, которая была глубоко музыкальным человеком, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла ему его произведения. Также, по воспоминаниям Микаэла Леоновича, сыграла роль сама атмосфера тогдашнего Тбилиси: «Это очень музыкальный город, и в нашем доме все дети занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта, Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному искусству. Это были самые первые детские впечатления».

Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

В 14 лет он написал свой первый балет. Он отдыхал в санатории в Дарьяльском ущелье, где также был и режиссер Тбилисского театра оперы и балета Георгий Геловани. Однажды по радио передавали музыку Чайковского («Франческа да Римини»). Микаэл Таривердиев прослушал и отправился в клуб, где стоял рояль. Далее он по памяти исполнил только что услышанное им произведение. Он вспоминал: «Тут влетает какой-то человек и спрашивает: «Что это ты играешь?» Я отвечаю: «Понятия не имею, только что слышал по радио, и мне очень понравилось». Человек ужасно удивился, а я удивился тому, что удивился он: для меня повторить музыку по памяти было естественно, никакого дара я тут не видел. Вот так мы познакомились. Прослушав мои импровизации, он предложил мне попытаться на писать балет. Я написал. Представьте себе, этот балет поставили в театре, и он шел два сезона! А мне было всего 14 лет».

По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык.

С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

Сам Микаэл Леонович считал, что как композитор он родился в 1957 году, когда написал цикл на стихи средневековых японских поэтов «Акварели».

Микаэл Таривердиев в молодости

таривердиев биография краткая биография

Вместе с Эльдаром Рязановым он создал всеми любимый новогодний комедийный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Всего написал музыку более чем к 130 фильмам.

В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

Много писал для театральных постановок.

Театральные работы Микаэла Таривердиева:

Автор музыки для органа (три концерта), 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфонии для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения».

Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978).

В 1993-1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена».

Был членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».

Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.

Песни Микаэла Таривердиева

Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) «Меридиан» из города Иваново.

В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.

таривердиев биография краткая биография

Смерть Микаэла Таривердиева

Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву.

Похоронен на Армянском кладбище Москвы.

На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска. Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.

В 1998 году была учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

Личная жизнь Микаэла Таривердиева:

В 1960-е годы Таривердиев был влюблён в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. За рулем его Машины была актриса. Внезапно на дорогу выскочил человек, Максакова его сбила. Микаэл Леонович, чтобы защитить ее от преследования, взял всю вину на себя. Ему грозила тюрьма, срок. Спасла только амнистия. Но актриса в самый драматический момент, когда шел суд, уехала из города. У Микаэла Леоновича, как он признавался, тогда чуть ноги не отнялись. Роман закончился. Потом эта история легла в основу сюжета фильма «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Микаэл Леонович очень болезненно отреагировал на личную драму, которая вдруг стала публичной, запечатленной в кино.

таривердиев биография краткая биография

Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева

таривердиев биография краткая биография

Фильмография Микаэла Таривердиева:

Вокал Микаэла Таривердиева в кино:

Композиторские работы Микаэла Таривердиева в кино:

Песни Микаэла Таривердиева:

«Сорванную розу ветке не вернуть» (на стихи А.Исаакяна);
«Могила» (на стихи А.Исаакяна);
«Я помню всегда» (на стихи А.Исаакяна);
«Замшелый мрамор каменных могил» (на сонет Шекспира);
«О, как тебе хвалу я воспою» (на сонет Шекспира);
«Трудами изнурен» (на сонет Шекспира);
«Бывает так» (стихи Гайковича);
«Знакомая песенка» (стихи В.Орлова);
«Золотые сумерки» (стихи В.Орлова);
«Песенка по телефону» (стихи В.Орлова);
«В путь» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Пути в столицу» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Перед казнью» (на стихи средневековых японских поэтов);
«В тумане утреннем» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Сон» (на стихи средневековых японских поэтов);
«А вы могли бы?» (на стихи Маяковского);
«Кое-что про Петербург» (на стихи Маяковского);
«Тучкины штучки» (на стихи Маяковского);
«Послушайте» (на стихи Маяковского);
«Вместо письма» (на стихи Маяковского);
«Песня о голубях» (на стихи С.Давыдовой);
«Дорожная песня» (на стихи С.Давыдовой);
«Песня о весне» (на стихи С.Давыдовой);
«Садовое кольцо» (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
«Твои глаза, как фары новых машин» (стихи С. Кирсанова);
«Твои рисунки» (стихи С. Кирсанова);
«И за белой скатертью» (стихи С. Кирсанова);
«Приезжай» (стихи С. Кирсанова);
«Вечерело» (стихи Л. Мартынова);
«Вода» (стихи Л. Мартынова);
«Листья» (стихи Л. Мартынова);
«Ты не печалься» (стихи Н. Добронравова);
«По вечерам» (стихи Н. Добронравова);
«Старинный романс» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я думала, что ты мне враг» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Пятнадцать мальчиков» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я ловил ощущение» (стихи Е.Винокурова);
«Окна» (стихи Е.Винокурова);
«Я лицо твое стал забывать» (стихи Е.Винокурова);
«Воробей-экспериментатор» (стихи М. Малишевского);
«Обезьяна и зеркало» (стихи М. Малишевского);
«Самолюбие» (стихи М. Малишевского);
«Критики и пузыри» (стихи М. Малишевского);
«Беседа» (стихи М. Малишевского);
«По-грачиному» (стихи М. Малишевского);
«Соловей и художественный совет» (стихи М. Малишевского);
«Я такое дерево» (стихи Г. Поженяна);
«Дельфины» (стихи Г. Поженяна);
«Вот так улетают птицы» (стихи Г. Поженяна);
«Сосны» (стихи Г. Поженяна);
«Мне хотелось бы» (стихи Г. Поженяна);
«Я принял решение» (стихи Г. Поженяна);
«Скоро ты будешь взрослым» (стихи Г. Поженяна);
«Ты уходишь, как поезд» (стихи Е. Евтушенко);
«Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате» (стихи В.Высоцкого);
«Топот ног» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Зачем?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«По мокрой земле» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Убитый» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«С тобой когда-нибудь это было?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Чем отличается ночь ото дня?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Хвала рождеству» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы тратим, что не воздано для трат» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Любовь и сострадание» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Я бросаюсь к тебе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы несем любовь в себе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Вечно живые» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Маленький принц» (стихи Н.Добронравова);
«Радио» (стихи Людвига Ашкенази);
«Женщины» (стихи Людвига Ашкенази);
«Сигареты» (стихи Людвига Ашкенази);
«Я ей прямо так и сказал» (стихи Людвига Ашкенази);
«Облако пара» (стихи Людвига Ашкенази);
«Песня о новом поколении» (стихи Людвига Ашкенази);
«Тишины хочу» (стихи А. Вознесенского);
«Не трожь, человека, деревце» (стихи А. Вознесенского);
«Загляжусь ли на поезд» (стихи А. Вознесенского);
«Память» («Убил я поэму») (стихи А. Вознесенского);
«Свисаю с вагонной площадки» (стихи А. Вознесенского);
«Мой милый, что тебе я сделала?» (стихи М.Цветаевой);
«Попытка ревности» (стихи М.Цветаевой);
«Я к вам пишу» (стихи М. Лермонтова);
«Мгновения» (стихи Р. Рождественского);
«Песня о далекой родине» (стихи Р. Рождественского);
«Мне нравится» (стихи М. Цветаевой);
«Никого не будет в доме» (стихи Б. Пастернака);
«Со мною вот что происходит» (стихи Е. Евтушенко);
«Я спросил у ясеня» (стихи Владимира Киршона);
«По улице моей» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Память» (стихи Д. Самойлова);
«Не исчезай» (стихи А. Вознесенского);
«Далекие красногвардейцы» (стихи М.Светлова);
«Песня старых комсомольцев» (стихи М.Светлова);
«Я другом ей не был» (стихи М.Светлова);
«Московский военный округ» (стихи М.Светлова);
«В разведке» (стихи М.Светлова);
«Болота проходит пехота» (стихи М.Светлова);
«Мы с тобою» (стихи М.Светлова);
«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным») (стихи А. Вознесенского);
«Песенка о цирке» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Над пашней сумерки не резки» (стихи А. Вознесенского);
«Ностальгия по настоящему» (стихи А. Вознесенского);
«Благодарю, что не умер вчера» (стихи А. Вознесенского);
«Запомни этот миг» (стихи А. Вознесенского);
«Люблю» (сонет Шекспира);
«Сонет о курице» (сонет Шекспира);
«Я виноват» (сонет Шекспира);
«Увы, мой стих не блещет новизной» (сонет Шекспира);
«Сонет о яблоке» (сонет Шекспира);
«Любовь слепа и нас лишает глаз» (сонет Шекспира);
«Мешать соединенью двух сердец» (сонет Шекспира);
«Пылающую голову рассвет» (сонет Шекспира);
«Откуда такая нежность?» (стихи М. Цветаевой);
«Вот опять окно» (стихи М. Цветаевой);
«Островитянка» (стихи М. Цветаевой);
«Мне тебя уже не надо» (стихи М. Цветаевой);
«Забыть?» (стихи М. Цветаевой)

Нагрыды и звания Микаэла Таривердиева:

последнее обновление информации: 10.03.2020

Источник

Микаэл Леонович Таривердиев — биография композитора

таривердиев биография краткая биография

ФИО:Таривердиев Микаэл Леонович
Дата рождения:15 августа 1931 г.
Место рождения:Тбилиси, Грузия
Знак зодиака:Лев
Деятельность:Композитор
Дата смерти:25 июля 1996 г. (64 года)

Этот человек написал музыку к кинофильмам, ставшим символами целой эпохи. Один из них – «Семнадцать мгновений весны» про советского разведчика Штирлица. Другой до сих пор смотрят на Новый Год в большинстве семей на территории бывшего СССР. Он называется «Ирония судьбы, или С легким паром!». Только за эти два фильма Микаэл Леонович Таривердиев на долгое-долгое время останется в памяти людей.

Однако за свою жизнь он создал множество других не менее известных творений. Сюда входят вокальные произведения, инструментальная музыка, оперы, балеты, концерты, музыкальные сочинения для спектаклей и кинофильмов. Все шедевры композитора можно долго перечислять. Какой же была жизнь талантливого и плодотворного человека?

Детство, проведенное в известной тбилисской семье

Будущий композитор родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. Его армянская семья пользовалась популярностью в столице Грузии. Дед, Гришо Акопов, был авторитетным человеком, владевшим 3-х этажным домом и фруктовыми садами. Отец, Леон Таривердиев, приехавший из Баку, возглавлял Государственный банк. Долгожданный и единственный ребенок был обласкан родителями, особенно матерью Сато. Эта любовь в целом и сформировала Микаэла как личность, повлияла на его жизненные принципы.

таривердиев биография краткая биография

Микаэл Таривердиев в детстве

С другой стороны мальчика воспитывали со всей строгостью уклада «приличного дома».

Он имел увлекающуюся натуру и спешил познать мир. Среди его увлечений были литература, фотография, спорт. Парень посещал боксерский зал, мотоциклетный кружок и секцию конного спорта. Он был включен в сборную Грузии по плаванью на стайерские дистанции. Но у него была лишь одна страсть – музыка. Учась в знаменитой 43-ей школе, он сочинил для нее гимн. Музыкальный талант юноши проявился во время учебы в музыкальном училище Тбилиси, которое окончил за 1 год.

таривердиев биография краткая биография

Микаэл Таривердиев в юности

Трудное начало взрослой жизни

После ареста отца 18-летний Микаэл и его мать, Сато Григорьевна, вынуждены были скрываться от властей. Они часто меняли место жительства, испытывая нужду, голодали.

Юный композитор вынужден был давать уроки музыки, чтобы прокормить себя и мать. Такая жизнь продолжалась несколько месяцев. Но в это тревожное время Таривердиев-младший не чувствовал душевного дискомфорта. Именно тогда к нему пришел первый профессиональный успех. На сцене тбилисской оперы были поставлены 2 его балета. Тогда же Микаэл стал мужчиной: постелью закончился его любовный роман с одной из балерин.

таривердиев биография краткая биография

Микаэл Таривердиев в молодости

Дальнейшая его жизнь складывалась так:

таривердиев биография краткая биография

Больше, чем жизнь, работа в кино

С самого начала работы в кинематографе Таривердиева заинтересовал сам процесс создания фильмов. Он один из немногих композиторов, который ездил в командировки со съемочными группами. Этот интерес конкретизировался в получение специальности звукорежиссера после окончания соответствующих курсов. Наверное, вникание до мелочей в «кухню» создания кино, позволило композитору создавать такие шедевры.

В те времена Таривердиев в музыкальной академической среде испытывал определенные трудности. Они были связаны с консервативными ограничениями в правилах написания музыки. Кино давало Микаэлю Леоновичу свободу и простор для творчества. Лишь работая в кинематографе, композитор мог по-настоящему жить и творить. Тут, как в лаборатории, он пробовал новые задумки и замыслы. В итоге он создал музыку для 132 кинокартин!

таривердиев биография краткая биография

Женщины, любовь и семья

Они всегда играли огромную роль в его жизни. Он даже испытывал определенную зависимость от противоположного пола. Чего стоит факт взятия вины на себя за сбитого на машине человека. За рулем была возлюбленная композитора актриса Людмила Максакова. Этот случай был положен в основу сценария фильма «Вокзал для двоих». История перевернула мировоззрение мужчины кардинальным образом. Он покинул светские тусовки и остепенился, стремясь во взаимоотношениях с женщинами найти «тихую семейную гавань».

таривердиев биография краткая биография

В действительности это оказывался действующий вулкан страстей. Таривердиев был женат 3 раза. Первый раз на певице Елене Васильевне Андреевой. От их брака появился сын Карен. Он стал офицером-десантником, воевал в Афганистане. После увольнения из армии работал журналистом.

таривердиев биография краткая биография

Во второй раз Микаэл взял в жены художника-постановщика Элеонору Петровну Маклакову. Впоследствии она стала профессором.

Свою настоящую любовь композитор испытал лишь с третьей женой, музыкальным обозревателем Верой Гориславовной Колосовой. Именно с ней он перестал ощущать себя одиноким и обрел, наконец, покой в семейной гавани. Таривердиев усыновил сына Колосовой, Василия, став ему приемным отцом.

таривердиев биография краткая биография

С третьей женой Верой

Заключение

Цельная натура сохраняет свою целостность во всех сферах жизнедеятельности. Неслучайно его книга, вышедшая после смерти, называется «Я просто живу». Великий композитор просто жил в музыке, являясь виртуозом формы. Отличный муж просто жил в своем семейном доме, который формировал его личную жизнь. Все созданные им формы в музыке или в жизни отличались одним характерным качеством. Они были сделаны с любовью. Поэтому, наверное, музыкальные мотивы композитора живут и сейчас в сердцах многих людей.

Источник

Микаэл Таривердиев

Биография

Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева, армянина по национальности, не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически не было.

Детство и юность

Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.

Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.

Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.

В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.

Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.

В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.

Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.

Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.

В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.

Музыка

В «Гнесинке» у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.

Музыка Микаэла Таривердиева «Не думай о секундах свысока» из картины «Семнадцать мгновений весны»

Там парень познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4-го курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-м была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».

В «Гнесинке» появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.

В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое назвал «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появлялись монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.

Вскоре Микаэл Леонович начал работать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая Примадонна российской эстрады прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».

О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.

Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.

Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.

О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.

Музыка Микаэла Таривердиева в картине «Семнадцать мгновений весны»

Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.

Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.

Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:

«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».

Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.

Микаэл Таривердиев — музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» — «Снег под Ленинградом»

Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.

За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.

Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.

Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *