таривердиев биография личная жизнь жена
Микаэл и Вера Таривердиевы: 13 лет счастья с педантом, за плечами которого не один брак
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Зорко одно лишь сердце…»
Микаэл Таривердиев и Вера познакомились в 1983 году, когда она, молодая журналистка газеты «Советская культура», обратилась к композитору с просьбой написать статью о «Музыкальном приношении» Родиона Щедрина.
Микаэл не знал саму Веру, но был знаком с ее статьями. Он считал, что она пишет довольно нахально, и представлял себе музыкального обозревателя дамой в годах. Тем более, что репутация у нее была неоднозначная: с одной стороны скандалистки, а с другой – рьяного борца за справедливость.
Композитор был удивлен, увидев не зрелую женщину, а совсем еще девчонку, сохранившую какую-то детскую наивность и непосредственность. Лишь позже он понял, что за обманчивой внешностью скрывается стойкий нрав и серьезное отношение к жизни.
После выхода статьи Микаэл Леонович пригласил Веру на музыкальный фестиваль в Вильнюс. Именно там, в холе гостиницы она поняла: между ними что-то происходит. Казалось, они были знакомы сто лет, но боялись этого сближения, а потому как Маленький принц и Лис, стали постепенно приближаться друг к другу. Позже композитор напишет в своей книге «Я просто живу» о страхе спугнуть что-то важное и об ощущении того, что не было в его жизни других женщин. Есть только одна – Вера.
Двойная жизнь
Их отношения нельзя было назвать романом. Это была их жизнь. Закрытая завесой тайны от посторонних глаз, окутанная нежностью и глубочайшей близостью. Это был только их мир, в котором хватало места лишь двоим. Каждый из них где-то там, за завесой, жил совсем по-другому.
У нее там был муж и сын, которого она боялась потерять. Ее постоянно преследовал страх, что все откроется и любимого Васеньку у нее отберут. Микаэл Леонович тоже обзавелся женщиной, служившей его прикрытием, отводящим подозрения от его взаимоотношений с Верой.
У них был даже собственный Новый год. Когда 31 января они встречались днем, задергивали шторы, включали «Иронию судьбы» на том моменте, когда бьют куранты, и это был их праздник.
Через какое-то время пришло осознание невозможности существования в параллельных мирах. Наконец-то они воссоединились.
Странная жизнь
Для кого-то их совместная жизнь действительно могла показаться странной. Вера все 13 лет их совместной жизни называла его на «Вы» и даже представить не могла, что может быть по-другому.
Он был настоящим главой семьи, а она совершенно безропотно приняла правила его игры. Они договорились, что во всех жизненных неурядицах и проблемах виновата будет она. Это ведь так просто – один раз назначить виноватого и больше не искать крайнего! Впрочем, виноватой с Микаэлом быть совсем несложно. Это ведь, по сути, игра, помогающая избежать конфликтов.
Он больше всего не любил беспорядка, он его раздражал. Вера же совершенно не переносила его обид. Правда, за все 13 лет он обиделся на нее всего три раза. Первая обида была связана с нарушением сроков написания Верой статьи о Марии Лемешевой. Вторая последовала, когда он заметил в другой статье Веры неискренность. А третья была направлена на саму Веру, надевшую не те шорты, в которых, по его представлению, следовало ходить при посторонних.
О педантизме Таривердиева ходили легенды. Но его супруга, любительница творческого беспорядка, не особенно от этого страдала. Ей было позволено в собственных вещах создавать некий ералаш за закрытыми дверями. Но все, что касалось композитора, доводилось до совершенства.
Микаэл Леонович после знакомства с Верой превратился из признанного Дон Жуана в настоящего верного супруга. Для него действительно перестали существовать другие женщины. Он был уверен: она никогда не оставит его, не предаст и не разочарует. Они действительно две половинки одного целого.
Вера остается ему верна и сегодня, когда прошло уже более 20 лет после его ухода. Она живет воспоминаниями о нем и его музыкой.
Микаэл Таривердиев нашел свое счастье далеко не с первой попытки, как и король оперетты Имре Кальман.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Его родители были партийными работниками, убежденными коммунистами. Они с юности вели революционную борьбу. Его мать примкнула к революционерами в возрасте 17 лет, сидела в царской тюрьме. Родители познакомились на революционной работе.
К музыке его приобщила сестра матери, которая была глубоко музыкальным человеком, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла ему его произведения. Также, по воспоминаниям Микаэла Леоновича, сыграла роль сама атмосфера тогдашнего Тбилиси: «Это очень музыкальный город, и в нашем доме все дети занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта, Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному искусству. Это были самые первые детские впечатления».
Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
В 14 лет он написал свой первый балет. Он отдыхал в санатории в Дарьяльском ущелье, где также был и режиссер Тбилисского театра оперы и балета Георгий Геловани. Однажды по радио передавали музыку Чайковского («Франческа да Римини»). Микаэл Таривердиев прослушал и отправился в клуб, где стоял рояль. Далее он по памяти исполнил только что услышанное им произведение. Он вспоминал: «Тут влетает какой-то человек и спрашивает: «Что это ты играешь?» Я отвечаю: «Понятия не имею, только что слышал по радио, и мне очень понравилось». Человек ужасно удивился, а я удивился тому, что удивился он: для меня повторить музыку по памяти было естественно, никакого дара я тут не видел. Вот так мы познакомились. Прослушав мои импровизации, он предложил мне попытаться на писать балет. Я написал. Представьте себе, этот балет поставили в театре, и он шел два сезона! А мне было всего 14 лет».
По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык.
С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
Сам Микаэл Леонович считал, что как композитор он родился в 1957 году, когда написал цикл на стихи средневековых японских поэтов «Акварели».
Микаэл Таривердиев в молодости
Вместе с Эльдаром Рязановым он создал всеми любимый новогодний комедийный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Всего написал музыку более чем к 130 фильмам.
В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
Много писал для театральных постановок.
Театральные работы Микаэла Таривердиева:
Автор музыки для органа (три концерта), 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфонии для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения».
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978).
В 1993-1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена».
Был членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».
Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.
Песни Микаэла Таривердиева
Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) «Меридиан» из города Иваново.
В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
Смерть Микаэла Таривердиева
Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву.
Похоронен на Армянском кладбище Москвы.
На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска. Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.
В 1998 году была учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
Личная жизнь Микаэла Таривердиева:
В 1960-е годы Таривердиев был влюблён в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. За рулем его Машины была актриса. Внезапно на дорогу выскочил человек, Максакова его сбила. Микаэл Леонович, чтобы защитить ее от преследования, взял всю вину на себя. Ему грозила тюрьма, срок. Спасла только амнистия. Но актриса в самый драматический момент, когда шел суд, уехала из города. У Микаэла Леоновича, как он признавался, тогда чуть ноги не отнялись. Роман закончился. Потом эта история легла в основу сюжета фильма «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Микаэл Леонович очень болезненно отреагировал на личную драму, которая вдруг стала публичной, запечатленной в кино.
Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева
Фильмография Микаэла Таривердиева:
Вокал Микаэла Таривердиева в кино:
Композиторские работы Микаэла Таривердиева в кино:
Песни Микаэла Таривердиева:
«Сорванную розу ветке не вернуть» (на стихи А.Исаакяна);
«Могила» (на стихи А.Исаакяна);
«Я помню всегда» (на стихи А.Исаакяна);
«Замшелый мрамор каменных могил» (на сонет Шекспира);
«О, как тебе хвалу я воспою» (на сонет Шекспира);
«Трудами изнурен» (на сонет Шекспира);
«Бывает так» (стихи Гайковича);
«Знакомая песенка» (стихи В.Орлова);
«Золотые сумерки» (стихи В.Орлова);
«Песенка по телефону» (стихи В.Орлова);
«В путь» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Пути в столицу» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Перед казнью» (на стихи средневековых японских поэтов);
«В тумане утреннем» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Сон» (на стихи средневековых японских поэтов);
«А вы могли бы?» (на стихи Маяковского);
«Кое-что про Петербург» (на стихи Маяковского);
«Тучкины штучки» (на стихи Маяковского);
«Послушайте» (на стихи Маяковского);
«Вместо письма» (на стихи Маяковского);
«Песня о голубях» (на стихи С.Давыдовой);
«Дорожная песня» (на стихи С.Давыдовой);
«Песня о весне» (на стихи С.Давыдовой);
«Садовое кольцо» (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
«Твои глаза, как фары новых машин» (стихи С. Кирсанова);
«Твои рисунки» (стихи С. Кирсанова);
«И за белой скатертью» (стихи С. Кирсанова);
«Приезжай» (стихи С. Кирсанова);
«Вечерело» (стихи Л. Мартынова);
«Вода» (стихи Л. Мартынова);
«Листья» (стихи Л. Мартынова);
«Ты не печалься» (стихи Н. Добронравова);
«По вечерам» (стихи Н. Добронравова);
«Старинный романс» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я думала, что ты мне враг» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Пятнадцать мальчиков» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я ловил ощущение» (стихи Е.Винокурова);
«Окна» (стихи Е.Винокурова);
«Я лицо твое стал забывать» (стихи Е.Винокурова);
«Воробей-экспериментатор» (стихи М. Малишевского);
«Обезьяна и зеркало» (стихи М. Малишевского);
«Самолюбие» (стихи М. Малишевского);
«Критики и пузыри» (стихи М. Малишевского);
«Беседа» (стихи М. Малишевского);
«По-грачиному» (стихи М. Малишевского);
«Соловей и художественный совет» (стихи М. Малишевского);
«Я такое дерево» (стихи Г. Поженяна);
«Дельфины» (стихи Г. Поженяна);
«Вот так улетают птицы» (стихи Г. Поженяна);
«Сосны» (стихи Г. Поженяна);
«Мне хотелось бы» (стихи Г. Поженяна);
«Я принял решение» (стихи Г. Поженяна);
«Скоро ты будешь взрослым» (стихи Г. Поженяна);
«Ты уходишь, как поезд» (стихи Е. Евтушенко);
«Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате» (стихи В.Высоцкого);
«Топот ног» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Зачем?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«По мокрой земле» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Убитый» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«С тобой когда-нибудь это было?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Чем отличается ночь ото дня?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Хвала рождеству» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы тратим, что не воздано для трат» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Любовь и сострадание» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Я бросаюсь к тебе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы несем любовь в себе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Вечно живые» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Маленький принц» (стихи Н.Добронравова);
«Радио» (стихи Людвига Ашкенази);
«Женщины» (стихи Людвига Ашкенази);
«Сигареты» (стихи Людвига Ашкенази);
«Я ей прямо так и сказал» (стихи Людвига Ашкенази);
«Облако пара» (стихи Людвига Ашкенази);
«Песня о новом поколении» (стихи Людвига Ашкенази);
«Тишины хочу» (стихи А. Вознесенского);
«Не трожь, человека, деревце» (стихи А. Вознесенского);
«Загляжусь ли на поезд» (стихи А. Вознесенского);
«Память» («Убил я поэму») (стихи А. Вознесенского);
«Свисаю с вагонной площадки» (стихи А. Вознесенского);
«Мой милый, что тебе я сделала?» (стихи М.Цветаевой);
«Попытка ревности» (стихи М.Цветаевой);
«Я к вам пишу» (стихи М. Лермонтова);
«Мгновения» (стихи Р. Рождественского);
«Песня о далекой родине» (стихи Р. Рождественского);
«Мне нравится» (стихи М. Цветаевой);
«Никого не будет в доме» (стихи Б. Пастернака);
«Со мною вот что происходит» (стихи Е. Евтушенко);
«Я спросил у ясеня» (стихи Владимира Киршона);
«По улице моей» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Память» (стихи Д. Самойлова);
«Не исчезай» (стихи А. Вознесенского);
«Далекие красногвардейцы» (стихи М.Светлова);
«Песня старых комсомольцев» (стихи М.Светлова);
«Я другом ей не был» (стихи М.Светлова);
«Московский военный округ» (стихи М.Светлова);
«В разведке» (стихи М.Светлова);
«Болота проходит пехота» (стихи М.Светлова);
«Мы с тобою» (стихи М.Светлова);
«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным») (стихи А. Вознесенского);
«Песенка о цирке» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Над пашней сумерки не резки» (стихи А. Вознесенского);
«Ностальгия по настоящему» (стихи А. Вознесенского);
«Благодарю, что не умер вчера» (стихи А. Вознесенского);
«Запомни этот миг» (стихи А. Вознесенского);
«Люблю» (сонет Шекспира);
«Сонет о курице» (сонет Шекспира);
«Я виноват» (сонет Шекспира);
«Увы, мой стих не блещет новизной» (сонет Шекспира);
«Сонет о яблоке» (сонет Шекспира);
«Любовь слепа и нас лишает глаз» (сонет Шекспира);
«Мешать соединенью двух сердец» (сонет Шекспира);
«Пылающую голову рассвет» (сонет Шекспира);
«Откуда такая нежность?» (стихи М. Цветаевой);
«Вот опять окно» (стихи М. Цветаевой);
«Островитянка» (стихи М. Цветаевой);
«Мне тебя уже не надо» (стихи М. Цветаевой);
«Забыть?» (стихи М. Цветаевой)
Нагрыды и звания Микаэла Таривердиева:
последнее обновление информации: 10.03.2020
Небеса обетованные Микаэла Таривердиева: каким был знаменитый композитор
Когда директор 43-й школы избил одноклассника Таривердиева, и тот из-за этого оглох, будущий композитор смело осудил взрослого мужчину на комсомольском собрании.
Арам Хачатурян так и не женил Микаэла на племяннице Лейле
Через Лейлу Микаэл познакомился с ее знаменитым дядей и загорелся желанием поехать учиться к нему в Москву, в Гнесинку. Так и вышло. И хотя дальше помолвки с его племянницей у Таривердиева дело не пошло, незлопамятный маэстро Хачатурян принял его на свой курс.
Он стал писать музыку для кино еще во время учебы в Гнесинке, когда студенты из ВГИКа Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик попросили украсить их курсовую работу «Человек за бортом», где в главной роли снялась Людмила Гурченко
Роковая авария
В 1962-м семья переехала в собственную квартиру на Профсоюзной. Но отдельное жилье, увы, не укрепило их семью, а наоброт. У Микаэла вспыхивало то одно, то другое увлечение на стороне. И оставив Елене с сыном это уютное гнездышко, Таривердиев ушел с одним чемоданом.
В 1964-м у него вспыхнул роман с красавицей актрисой Людмилой Максаковой. Их трехлетнюю страсть оборвала трагедия, причины которой сегодня трактуют по-разному.
Вера Таривердиева после смерти знаменитого мужа живет в одиночестве
Однако Максакова утверждает, что машину вел Микаэл.
По словам Людмилы, в тот вечер Микаэл в «Национале» приревновал ее к режиссеру «Баллады о солдате» Чухраю и выпил лишнего. Поэтому и не успел среагировать, когда человек перебегал дорогу.
Криминальная история привела к разрыву отношений актрисы и композитора, а переживания из-за всей этой катавасии стали причиной его проблем с сердцем. Именно они послужили причиной столь раннего, в 64 года, ухода Таривердиева из жизни.
Вежливый отказ
Всем известно, что именно Микаэл Леонович стал крестным отцом дуэта Галины с Сергеем Тараненко.
Но в другом интервью Беседина, развивая тему, призналась-таки, что Таривердиев все-таки отчаянно добивался ее. На 11-м Всемирном фестивале молодежи в Гаване ночью позвал кататься на лодке и признался: «Ну что добилась своего… Я люблю тебя!»
Груз 200
От этих любовных метаний композитора не могли отвлечь даже проблемы единственного сына.
Карен вырос, окончил военное училище, стал офицером спецназа ГРУ. Два с половиной года воевал в Афганистане. Выполнил 63 опасных разведзадания. Несколько раз был тяжело ранен. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, пятью медалями.
Карен принял последнюю жену отца Веру, с которой композитор познакомился в 1983 году, когда та, молодая журналистка из «Советской культуры», обратилась к маэстро с просьбой написать статью о Родионе Щедрине. Таривердиев начал ухаживать за Верочкой, несмотря на то, что та была замужем, растила сына.
Позже она призналась, как ее преследовал страх, что роман с Таривердиевым откроется, и муж отберет у нее Васеньку. Микаэл Леонович даже обзавелся женщиной для прикрытия, отводящей подозрения от его романа с журналисткой. А когда перед Новым годом, днем 31 декабря Вера приходила к нему домой, они задергивали шторы, включали на видике «Иронию судьбы» с его чудесной музыкой и наслаждались друг другом…
Но бесконечно прятаться было невозможно. Она подала на развод и съехалась с Таривердиевым. Хотя все 13 лет их совместной жизни продолжала уважительно называть его на «вы».
Фото из личного архива семьи Таривердиева.
Микаэл Таривердиев
Биография
Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева, армянина по национальности, не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически не было.
Детство и юность
Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.
Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.
Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.
В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.
Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.
В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.
Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.
Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.
В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.
Музыка
В «Гнесинке» у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.
Музыка Микаэла Таривердиева «Не думай о секундах свысока» из картины «Семнадцать мгновений весны»Там парень познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4-го курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-м была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».
В «Гнесинке» появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.
В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое назвал «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появлялись монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.
Вскоре Микаэл Леонович начал работать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая Примадонна российской эстрады прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».
О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.
Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.
Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.
О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.
Музыка Микаэла Таривердиева в картине «Семнадцать мгновений весны»Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.
Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.
Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:
«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».
Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.
Микаэл Таривердиев — музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» — «Снег под Ленинградом»Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.
За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.
Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.
Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.