Тарифы водителей грузовых автомобилей
Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей
Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.
Содержание
1. Общие положения
Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.
Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.
2. Категории водительского состава
Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:
1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).
2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).
3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).
4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).
5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).
6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:
7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):
3. Оплата труда водителей
Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.
Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.
Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:
В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:
4. Повременная оплата труда
Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:
Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.
Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:
Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.
. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.
5. Сдельная оплата труда
Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:
Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:
Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:
Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.
Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.
Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.
Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:
Выработка может исчисляться в:
Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.
6. Премирование водителей
Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).
Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.
Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.
Показатели премирования работников могут зависеть от:
Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где
ЗП – заработная плата водителя
ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)
П – фиксированная сумма премии
Кп – премиальный коэффициент.
Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).
7. Оплата за категории, классность.
Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.
Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.
Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.
Классность водителей имеет три ступени:
Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.
8. Структура положения об оплате труда.
Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:
2. Условия и порядок оплаты труда:
3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:
4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.
5. Заключительные (итоговые) положения.
9. Заключение
Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).
Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).
Документ «Положение об оплате труда водителей» имеет юридическую силу с момента его утверждения руководителем предприятия и действует бессрочно.
Сколько зарабатывают дальнобойщики в России – и на самом ли деле у них высокие зарплаты? 17:10, 12 января 2021 Версия для печати
Рассказываем, сколько получают дальнобойщики и от чего зависят их зарплаты.
Средняя зарплата дальнобойщика в транспортной компании
Найти работу в крупной транспортной компании сегодня несложно: в России дефицит дальнобойщиков, и предприятия федерального уровня принимают водителей категории СЕ с минимальным опытом – были бы права! Опытные водители, однако, ценятся больше и по понятным причинам могут претендовать на более высокие зарплаты.
По данным портала «Город Работ», в ноябре 2020 года средняя зарплата дальнобойщика в России составляла 78 373 рубля. Медианная зарплата (средний показатель центральной части зарплатной «вилки» без учета самых низких и самых высоких значений) составляла 70 тысяч рублей ровно.
С этими цифрами согласуются данные другого тематического портала «Зарплата.ру», с помощью которого можно рассчитать среднюю зарплату по вакансии в крупных городах России.
О похожем уровне зарплат говорят многие перевозчики и водители, ведущие блоги на Youtube и в социальных сетях. 70-80 тысяч рублей принято считать своеобразным стандартом для водителя-дальнобойщика категории СЕ, который имеет хотя бы минимальный опыт работы и выполняет рейсы по регионам России.
Кто получает больше?
Однако многие компании готовы платить дальнобойщику бо́льшие деньги, если тот обладает дополнительной квалификацией. В некоторых видах перевозок водитель может получать 100 тысяч рублей в месяц и более. Перечислим их:
По словам опрошенных нами перевозчиков, зарплаты дальнобойщиков, занимающихся вышеуказанными перевозками, могут превышать 120 тысяч рублей. Претендовать на такие зарплаты могут лишь опытные водители с большим стажем, в первую очередь международники, работающие на западном направлении.
Высокие ли это зарплаты?
На первый взгляд, зарплаты дальнобойщиков действительно высоки. Месячный доход квалифицированного дальнобойщика в России может превышать среднюю зарплату по стране (52,1 тыс. рублей на середину 2020 года по данным Росстата) в два раза и более.
Следует, однако, помнить, что дальнобойщику часто приходится работать вахтами по 15, а иногда более 30 дней. При этом режим труда и отдыха соблюдается далеко не во всех компаниях, и нередко водителям приходится проводить за рулем 10-12 часов в сутки. Немало времени тратится на загрузках и погрузках, при оформлении документов и т.д. Во многих компаниях дальнобойщику приходится работать 200-250, а иногда и более часов в месяц, и в пересчёте на часы оклад в 70-80 тысяч рублей уже не кажется таким большим.
Если 80 тысяч поделить на 250, то получится, что за час работающий сверхурочно водитель получает 320 рублей. Умножим 320 на 160 – и выясним, что при стандартной 60-часовой рабочей неделе он получал бы 51,2 тыс. рублей. А это чуть меньше, чем средняя зарплата по стране.
Как считают зарплаты дальнобойщиков?
Самая распространенная схема – оплата за километр пробега плюс суточные. К примеру, водителю могут платить 5 рублей за километр и 700 рублей суточных за каждый рабочий день. Если за месяц он проведёт в пути 20 дней и проедет 12 тысяч километров, то получит 74 тысячи рублей.
В разных транспортных компаниях зарплаты дальнобойщикам могут считать по-разному. Где-то водителям доплачивают бонусы за экономию топлива или, наоборот, штрафуют за пережоги. Некоторые предприятия доплачивают водителям, которым приходится долго стоять у ворот предприятий в очереди на погрузку, а некоторые никак не компенсируют простои.
Если вы интересуетесь сколько зарабатывают дальнобойщики, потому что сами хотите попробовать себя в этой профессии, учтите: зарплаты водителей выше средних зарплат по стране, но и расходов у них хватает. Питаться в рейсах приходится за свой счёт. Экономные дальнобойщики сводят траты на еду к минимуму, беря с собой внушительный запас «ссобойки» и готовя еду в пути.
Сколько зарабатывает дальнобойщик на своём грузовике
Считается, что предприниматели, работающие на собственном грузовике, получают больше, но и расходы у них могут исчисляться сотнями тысяч рублей. Работа частника сопряжена с большим количеством трудностей. Ему необходимо самостоятельно искать заказы, вести бухгалтерию, ремонтировать машину.
На предпринимателя ложится ответственность за груз, который ему доверяет заказчик (а индивидуальные предприниматели согласно ст. 24 ГК РФ несут ответственность всем принадлежащим ему имуществом).
Положение частника существенно усложняется, если грузовик куплен в лизинг – тогда к повседневным расходам прибавится сумма, которую необходимо ежемесячно перечислять лизинговой компании.
Многие перевозчики советуют начинающим предпринимателям покупать грузовик только в том случае, если у них есть гарантия полной занятости, какие-то договоренности с конкретными заказчиками. В противном случае у новоиспеченного частника могут возникнуть большие трудности с поиском выгодных заказов, а расходы сравнятся с доходами или даже превысят их.
При подсчёте ежемесячной прибыли у перевозчика также могут возникнуть затруднения, потому как заказы зачастую оплачиваются спустя месяц и более после их выполнения. Поэтому для объективной оценки лучше рассматривать доход за квартал, полугодие или год.
Многие владельцы малых транспортных компаний отмечают, что сегодня их бизнес находится на грани рентабельности, и прибыль за месяц может быть меньше зарплаты водителя. Тем не менее, владельцу единственной машины, который ездит сам, не приходится платить зарплату наёмному дальнобойщику, поэтому возможность зарабатывать больше водителя у него есть.
С большой степенью условности можно сказать, что зарплата дальнобойщиков, работающих на себя всё же несколько выше зарплаты наёмных водителей и составляет 120-150% от их обычного вознаграждения.
Если же рассматривать идеальные условия (надежный и не требующий вложений грузовик и постоянные заказчики, которые предлагают грузы по хорошим ставкам), то ежемесячный доход частника может достичь 200 и более тысяч рублей.
Следует, однако, помнить, что владельцы грузовиков не застрахованы от форс-мажорных ситуаций. К примеру, серьёзные траты на ремонт двигателя или коробки передач могут свести к нулю доход за несколько месяцев. Поэтому зарплату дальнобойщиков, работающих на себя, чрезвычайно сложно спрогнозировать: всё зависит от множества факторов, различающихся в каждом конкретном случае.
Сколько можно заработать на ГАЗели? Тарифы на перевозки и комментарии бывалого водителя 17:14, 30 декабря 2020 Версия для печати
Можно ли начать своё дело в грузоперевозках, купив российский малотоннажник? Сколько денег приносит владельцу грузовая ГАЗель?
Российские малотоннажники стали для многих предпринимателей входным билетом в мир грузоперевозок. Это неудивительно: ГАЗель является одним из самых доступных коммерческих автомобилей в России. Надежные и неприхотливые машины перевозят грузы в больших городах, а иногда используются и в межрегиональных перевозках.
Сколько можно зарабатывать на своей ГАЗели и каков усреднённый ежемесячный доход газелиста-частника? Ответить на этот вопрос, не вдаваясь в подробности, невозможно. Всё зависит от множества условий: технического состояния автомобиля, наличия дополнительного оборудования (рефрижератор, гидроборт и т.д.), необходимости выплачивать лизинг или кредит.
Но самый главный фактор, от которого зависит доходность газелиста-частника – наличие работы, прибыльных заказов с хорошими ставками.
А будут у перевозчика хорошие заказы или нет – это зависит в первую очередь от самого перевозчика, от его умения искать выгодные предложения, возможности оперативно на них реагировать и находить общий язык с диспетчерами и грузовладельцами.
Ставки на перевозки: лучше меньше, да лучше
Автор YouTube-канала «Перевозчик РФ», владелец «Валдая» Олег рассказал нам, что ставки на перевозку одного и того же груза по одному и тому же маршруту могут очень сильно отличаться.
— Кто-то ездит по 15 рублей за километр, а кто-то по 30. Всё зависит от обстоятельств, в которых находятся люди! – утверждает перевозчик.
Если владелец малотоннажника приобрел машину в лизинг, ему необходимо ежемесячно выплачивать фиксированную сумму банку: из-за этого он ограничен в возможностях выбора заказов. Он берет груз по низкой ставке и работает с соответствующей маржинальностью, лишь бы хоть что-то заработать. Таких водителей в профессиональной среде называют «дармовозами». Выражение грубое, но перевозчиков, которые его используют, можно понять: демпингуя, их коллеги обрушивают общий уровень ставок.
Пригодится знание географии
Ставки на перевозки очень сильно зависят от географии самих грузоперевозок. В крупных городах тарифы формируются по своим законам: заказы здесь выполняются день-в-день или на следующий день, «обраток» не бывает, а работу усложняют пробки. Поэтому ставка в 100 рублей за километр – привычное дело, и среди газелистов она не считается сверхъестественной, ведь в неё заложен обратный порожний пробег и время, в течение которого машина может стоять в заторах. Часто владельцы газелей требуют оплаты не за километраж, а за потраченное время (при этом не забывают взять деньги за подачу машины). В Нижнем Новгороде час может стоить около 500 рублей, а в Санкт-Петербурге или Москве до 1000.
В межрегиональных грузоперевозках ставка напрямую зависит от баланса спроса и предложения в местах загрузки выгрузки.
К примеру, в Белгородской области промышленных предприятий сравнительно немного. Немного здесь и грузов, поэтому ставки на перевозку груза в Москву на ГАЗели будут варьироваться в диапазоне 15-18 рублей за километр. В Москве грузов гораздо больше, поэтому обратно ГАЗель можно загрузить приблизительно за полторы ставки (т.е. 22,5-24 рубля за километр).
В Волгоградской области предприятий также немного, но ГАЗель из Белгорода поедет туда по высокой ставке в 35 рублей за километр. Люди понимают, что найти хорошую «обратку» из Волгоградской области в Белгородскую практически невозможно, и закладывают в тариф обратный порожний пробег.
Чтобы зарабатывать на ГАЗели, необходимо знать такие нюансы и понимать механику ценообразования.
Водитель водителю рознь
Наш собеседник отмечает, что заработок водителя, занимающегося перевозками на своей ГАЗели, напрямую зависит от него самого, от его желания работать и умения искать загрузки.
Чтобы вовремя забирать заказы с выгодными ставками, необходимо быть готовым отправиться в рейс. Хорошее предложение может поступить в неожиданное время, например, вечером выходного дня. Недавно Олег обнаружил заказ на перевозку груза из Белгорода в Москву за 21 тысячу рублей (около 31 рубля за километр) – дело было в шесть часов вечера воскресенья. Он тут же связался с тем, кто разместил заказ. Произошел такой диалог:
— Груз актуален?
— Да. А вы трезвы?
— Да.
— Машину подадите в течение часа?
— Подам.
— Приезжайте, ждём!
Иными словами, дождаться хорошей ставки – полдела. Нужно быть готовым к тому, чтобы забрать её.
Сколько зарабатывают газелисты в месяц?
Вот мы и подобрались к ответу на самый главный вопрос. Очевидно, что о какой-то конкретной сумме заработка говорить не приходится: как мы уже убедились, на своей машине можно зарабатывать очень по-разному, при этом время, потраченное на работу далеко не всегда пропорционально доходу автовладельца.
— В среднем ГАЗель в руках нормального водителя, который может выполнять роль логиста и занимается поиском грузов, может зарабатывать 80-120 тысяч в месяц,
– рассуждает Олег. – Я говорю о работе на межгороде, в средней полосе России, причем о работе без фанатизма.
Перевозчик утверждает: еще больше можно заработать на своём ГАЗоне – до 200 тысяч рублей в месяц. Но это уже другой класс автомобилей – среднетоннажный грузовик. Стоит он дороже, а топлива расходует больше.
Сам же Олег ездит на своём «Валдае». Он рассказал нам, сколько денег удалось заработать за последнюю неделю.
— В прошлую пятницу я выехал из Белгорода в Рязань за 22 тысячи рублей. Ставка хорошая, нашёл я её на АТИ. С Рязани до Балашихи доехал за 5 тысяч, из Балашихи поехал в Воронеж за 14. С Воронежа поехал на Белгород за 6 тысяч, в Белгороде меня ждала загрузка от постоянного клиента обратно в Воронеж за 10 тысяч. И теперь я еду обратно за 6500. Итого – 63 500 рублей, на топливо из них ушло тысяч 15. Получается около 48 500 рублей за неделю.
Почему я поехал из Воронежа в Белгород за 6 тысяч рублей? Потому что в Белгороде меня ждал постоянный груз за десятку. Из таких мелочей и состоит логистика, так я и работаю.
Кому платят больше?
Можно ли заработать больше на своей газели? Можно, если возить температурные грузы. Работы для малотоннажных рефрижераторов на рынке хватает: летом они возят заморозку, а зимой – товары, которым необходима плюсовая температура. Ставки на такие грузы несколько выше, но и рефрижераторное оборудование стоит денег, а на плечи работающего водителя ложится ответственность за его исправность.
Олег отмечает, что иногда без работы остаются и рефрижераторы. Тогда им приходится грузить в кузов самые обычные грузы и возить их по стандартным ставкам. Иными словами, универсальным способом увеличить доходность покупка газели с рефрижераторной установкой не является, хотя для кого-то эта идея действительно может оказаться полезной.
Тарифная система оплаты труда водителей
3.4.4.1 Грузовой транспорт
3.4.4.1.1 Сдельная оплата труда водителей
В основе оплаты труда водителей лежит часовая тарифная ставка водителя III класса. Она зависит от назначения автомобиля и его грузоподъемности.
По назначению автомобили подразделяются на три группы:
— I группа – бортовые автомобили и автомобили фургоны общего назначения;
— II – специализированные и специальные автомобили, самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, технической помощи, снегоочистительные, поливочно-моечные, подметально-уборочные, автокраны, автопогрузчики и другие; седельные тягачи с полуприцепами и балластные тягачи с прицепами;
— III автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака, аммиачной воды, гниющего мусора, ассенизационных грузов.
По грузоподъемности автомобили разбиты на 12 групп.
С возрастанием группы назначения и грузоподъемности автомобилей часовые тарифные ставки водителей увеличиваются. Они устанавливаются по грузоподъемности базового автомобиля независимо от массы смонтированного на нем оборудования (фургона, оборудование для природного газа, цистерны, механизмы и др.).
Для водителей, работающих на седельных и балластных тягачах, часовые тарифные ставки устанавливаются соответственно по грузоподъемности полуприцепа и прицепа (без учета грузоподъемности второго полуприцеп), а на автомобиле с прицепами – без учета грузоподъемности этих прицепов.
В виду того, что в основе оплаты труда водителей лежит часовая тарифная ставка водителя III класса, то водителям второго класса делается доплата за классность 10% к тарифной ставке, а первого класса – 25 %.
Затем к определенной оплате труда с учетом назначения автомобиля, его грузоподъемности и классности водителя, а также других видов доплат делается доплата за районный коэффициент.
Для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, как правило, применяется сдельная индивидуальная система оплаты труда (сейчас широко применяется бригадная сдельная) на основе единых норм времени на перевозку грузов и сдельных расценок для оплаты труда водителей. Сдельную заработную плату (тарифная заработная плата) начисляют за количество перевезенных тонн груза и за выполненный грузооборот по соответствующим сдельным расценкам, рассчитанным на основе тарифных ставок и норм и норм времени с учетом класса груза по выражению
, (3.15)
где СТ – сдельная расценка на погрузку и разгрузку одной тонны груза, руб;
СТКМ – сдельная расценка на выполнение одного тоннокилометра, руб;
Нврт – норма времени на погрузку и разгрузку одной тонны груза, мин;
Сминij – минутная тарифная ставка водителя автомобиля i-го назначения и j-ой грузоподъемности, руб;
НТКМ – норма времени на выполнение одного тоннокилометра, мин;
k – коэффициент класса груза.
Единые нормы разработаны с учетом рациональной организации перевозок грузов и проведения погрузочно-разгрузочных работ, применения соответствующих способов механизации, особенностей перевозимых грузов, максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава и контейнера, различных дорожный условий эксплуатации автомобилей, соблюдений правил дорожного движения и других правил (см. приложение 2).
Единые нормы времени и сдельные расценки установлены:
— при перевозке грузов I класса – на один тоннокилометр.
Для грузов II класса нормы времени и сдельные расценки применяются с поправочным коэффициентом 1,25; III класса – 1, 66; IV класса – 2,0. Класс грузов определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов перевозимых автотранспортом (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР от 08.04.1982 №84, см. приложение 4). Если груз не подпадает под соответствующую классификацию, то определяют поправочный коэффициент как отношение единицы на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. Учет поправочных коэффициентов не допускает потери в заработной плате не по вине водителя.
На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учетом конкретных условий эксплуатации по следующим выражениям
; (3.16)
. (3.17)
Здесь tП-Р – регламентируемое время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку с грузом, мин;
qН – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.;
γ – коэффициент использования грузоподъемности;
VТ – расчетная норма пробега грузового автомобиля, принимаемая для расчета норм по соответствующей группе дорог, км/ч;
β – коэффициент использования пробега, равный 0,5, а для спецавтомобилей 0,45.
При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары (контейнеров) к расценкам за 1ткм применяется поправочный коэффициент в размере от 0,5 до 1,0 за тоннокилометр, выполненные в обратном направлении. При перевозке грузов в автомобилях-фургонах нормы времени могут быть увеличены не более чем на 10%; при перевозке грузов, требующих особую осторожность и пересчета, нормы времени увеличивают, но не более 25%. При работе седельного тягача с полуприцепом нормы времени на 1 ткм применяются с поправочным коэффициентом, равным 1,2.
Нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой 1 т груза и соответствующие сдельные расценки для оплаты труда водителей устанавливаются в зависимости:
— от способа производства погрузочно-разгрузочных работ (механизированный или ручной);
— типа погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
Оплата труда водителей грузовых автомобилей, занятых перевозкой контейнеров, производится за фактически выполненные тоннокилометры по нормам времени и сдельным расценкам, исчисленным исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.
Конкретные размеры поправочных коэффициентов и доплат могут устанавливаются самостоятельно руководителями предприятий с учетом местных условий.
Премирование водителей грузового автотранспорта устанавливаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзными организациями с учетом выполнения плана по основным показателям, основными из которых являются:
— выполнение плана по доходам и перевыполнение его;
— за улучшение эксплуатационных показателей;
— за выполнение графика перевозок;
— за экономию топлива;
— за пробег шин сверх норм и тд.
3.4.4.1.2 Повременная оплата труда
Повременная оплата труда водителей грузовых автомобилей может производиться по прямой простой повременной или повременно-премиальной системам. По первой системе оплата производится по часовым тарифным ставкам водителей автомобилей соответствующего назначения и грузоподъемности за фактически отработанное время. По второй системе дополнительно выплачивается премия в соответствии с положением о премировании на предприятии за качественное выполнение работы и перевыполнение установленных показателей.
3.4.4.2 Автобусного парка
Для оплаты труда водителей автобусов, работающих на линиях регулярного пассажирского сообщении, применяется, главным образом, повременно-премиальная система. При этом оплата труда водителей на линии по часовым тарифным ставкам водителя III класса соответствующего класса автобуса (четыре класса), габаритных размеров (девять размеров) и численности населенного пункта.
Поскольку часовые тарифные ставки рассчитаны для водителей III класса, то водителям других классов производится доплата за классность как и водителям грузового транспорта.
Дополнительно водители могут получать доплаты за выполнение обязанностей кондуктора; с выручки от реализации проездных билетов; работу в ночное время, праздничные дни, сверхурочные работы и бригадирство. Размер доплат должен соответствовать действующему законодательству и коллективным договорам на предприятии.
Премия начисляется в соответствии с действующим положением о премировании на предприятии. Основными показателями для премирования является выполнение каждого рейса по графику, каждый процент перевыполнения плана выручки и качество перевозок.
3.4.4.3 Оплата труда водителей автомобилей-такси
Их труд (а также водителей грузовых) оплачивается по повременно-премиальной или сдельно-премиальной системам оплаты труда. При первой системе оплата труда производится за фактически отработанное время на линии по часовым тарифным ставкам, которые дифференцированы в зависимости от рабочего объема двигателя и численности населенного пункта.
При применении сдельно-премиальной системы заработная плата может быть рассчитана по выражению
где ВПЛ КМ, ВПОС,ВПЛ ПР – выручка соответственно за платные километры пробега, посадки и платного простоя, руб;
СПЛ КМ, СПОС, СПЛ ПР – сдельные расценки с каждого рубля выручки соответственно за платные километры, посадки и часы платного простоя, руб.
Сдельную расценку с рубля выручки платного километра пробега определяют на основе плановых показателей среднеэксплуатационной скорости (VЭ) и коэффициента пробега. При этом норму пробега исчисляют на пять километров платного пробега по выражению
(3.19)
где tДВ = 60 мин – время движения автомобиля, мин;
В качестве расценки с одного рубля выручки за оплаченный пассажиром простой автомобиля можно принимать 50% часовой тарифной ставки водителя.
Расценка с рубля выручки за посадку пассажиров определяется руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза.
Все сдельные расценки устанавливаются на период не менее одного года.
Водителям такси также предусматриваются доплаты и начисление премии за выполнение в основном аналогичных показателей как и у водителей автобусов.
3.4.4.4 Оплата труда ремонтных рабочих
Оплата труда ремонтных рабочих АТП формируется в основном с использованием повременной и сдельной формы. Повременная форма оплаты труда реализуется, как правило, в виде повременно-премиальной системы оплаты труда ремонтных рабочих. Премирование рабочих производится чаще всего по следующим основаниям:
— обеспечение своевременного и качественного выполнения программы или нормируемых заданий по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и другим видам работ;
— выполнение и перевыполнение задания по выпуску состава на линию;
— снижение эксплуатационных расходов, стоимости обслуживания и ремонта подвижного состава при соблюдении показателей качества работ;
— улучшение результатов хозрасчетной деятельности бригады, участка, колонны, цеха и др.
Повременно-премиальная система оплаты труда проста при начислении заработной платы и должна обеспечивать рабочим материальную заинтересованность.
При сдельно-премиальной системе оплаты труда в ее основе лежат сдельные расценки за единицу работы и объем выполненной работы. За единицу работы принимают количество изготовленных деталей, проведение капитального ремонта агрегатов, проведение технического обслуживания автомобилей и др.
Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда ограничивается сложностью учета фактических трудовых затрат каждым рабочим по элементам работ. Поэтому для ремонтных рабочих применяется коллективная форма оплаты труда и заработная плата коллективу начисляется по сдельным расценкам за километр пробега (Ссдкм), час (Ссд.ч) и день (Ссд.день) соответственно по выражениям
где LОБЩ – общий пробег одной марки автомобиля, км;
ТН – время работы в наряде, ч;
АДР – автомобиле-дни работы одной марки.
. (3.26)
Здесь НКМ – норма времени на все виды технического обслуживания и текущего ремонта в расчете на километр пробега одной марки, км;
СЧ – часовая тарифная ставка рабочего среднего разряда работ, км;
LСС – среднесуточный пробег автомобиля одной марки, км.
В положении по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей нормы времени установлены на 1000 км пробега. Следовательно, для расчета сдельной премиальной заработной платы ремонтным рабочим целесообразно применять сдельную расценку на 1000 км пробега.
При обеих формах оплаты труда ремонтным рабочим производят доплаты и надбавки в соответствии с действующим законодательством и положением о премировании на предприятии.
3.4.4.5 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
В последнее десятилетие наряду с формами и системами оплаты труда, основанными на применении тарифных ставок (окладов) и расценок, получает распространение бестарифная система, которая характеризуется:
— тесной связью уровня оплаты труда работников с фондом заработной платы, начисленной по коллективным результатам работы;
— присвоением каждому работнику относительно постоянных коэффициентов, комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющих его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей деятельности работника;
— присвоением каждому работнику коэффициента трудового участия в текущих результатах деятельности, дополняющих оценку его квалификационного уровня.
При определении коэффициента квалификационного уровня возможны два подхода:
— исходя из соотношений в оплате труда, фактически сложившихся в период, предшествующий переходу к бестарифной системе оплаты труда;
— исходя из соотношений в оплате труда, вытекающих из действующих условий оплаты труда работников в период введения бестарифной системы.
Для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих установлены должностные оклады. В настоящее время получила распространение контрактная система оплаты труда аппарата управления. При этом величина заработной платы зависит от деловых качеств, уровня квалификации, специфики деятельности, масштабов и сложности управления. В условиях работ по контракту оплата является элементом договора найма и должна быть фиксирована на определенный период времени. В условиях договора должен быть определен круг обязанностей и ответственности за невыполнение принятых на себя обязательств, отражен механизм экологических санкций за каждый вид нарушения.
При оплате труда всех категорий работающих вводятся поясные поправочные коэффициенты.
При планировании расходов на оплату труда участвуют следующие три составляющие.
I Основную заработную плату за отработанное время, которая включает в себя:
— заработную плату за выполненную работу, работником по сдельным расценкам;
— заработную плату работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;
— премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, независимо от источника их выплат;
— стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;
— ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы;
— компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
— доплаты за работу в ночное время;
— оплата работы в выходные и праздничные дни;
— оплата сверхурочной работы.
Затем к сумме основной заработной платы со всеми возможными премиями, вознаграждениями и надбавками вводится районный коэффициент.
II Дополнительную заработную плату, которая предусматривает оплату:
— ежегодных и дополнительных отпусков;
— учебных отпусков, представленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;
— на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку повышения квалификации или обучения вторым профессиям;
— труда работников, отвлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей;
— простоев не по вине работника;
— за время вынужденного прогула;
— льготных часов подростков.
Дополнительная заработная плата определятся в процентах от основной заработной платы по выражению
, (3.27)
. (3.28)
Здесь ДОТП – продолжительность отпуска, дни;
ДК – продолжительность календарного периода, дни;
ДВЫХ – количество выходных дней;
ДПР – количество праздничных дней;
1 – процент, предусматривающий выполнение государственных и общественных обязанностей.
III Выплаты социального характера, которые направлены на:
— отчисления в пенсионный фонд, учреждения и организации здравоохранения;
— оплату путевок работникам и членам их семей, экскурсий, путешествий за счет предприятия;
— оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования;
— возмещение платы родителям за детей дошкольных учреждений;
— компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию);
— выходное пособие по прекращению трудового договора.
Выплаты социального характера определяются также в процентах от фонда оплаты труда, т.е. суммы основной и дополнительной заработной платы. Величина процента устанавливается государством.
Сумма всех трех составляющих расходов на оплату труда составляет общий фонд заработной платы работников, которая учитывается при расчете себестоимости соответствующих видов транспортных услуг.