танцовщица лои фуллер биография

Танцовщица лои фуллер биография

3 ноября в российский прокат выходит фильм Стефани Ди Джусто «Танцовщица», рассказывающий историю изобретательницы танца модерн Лои Фуллер. Центральной линией сюжета становятся напряжённые взаимоотношения Фуллер со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. «Танцовщица» претендовала на несколько наград на Каннском фестивале, в том числе и на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. Главные роли сыграли Стефани Соколински, Лили-Роуз Депп и Гаспар Ульель.

танцовщица лои фуллер биография

Во времена belle époque во всём мире шёл технический прогресс, экономика уверенно делала свои успехи, наука развивалась, а культура расцветала. Именно в это время в 1892 году в Париже появилась американская танцовщица Лои Фуллер, которая увидела в новых технологиях настоящее открытие для своей профессии и начала удачно их использовать.

Лои Фуллер, настоящее имя которой Мария Луиза, родилась в США в 1862 году. В своих мемуарах «Пятнадцать лет в жизни танцовщицы» Лои позже напишет, что свою сценическую карьеру она начала ещё маленьким ребенком в школе. Она продолжала свою деятельность и в юном возрасте, играя роли травести, и к 80-м годам добилась небольшого театрального успеха.

Лои в автобиографии вспомнит и то, как родился ее знаменитый танец «Серпантин». В 1889 году, репетируя свою роль в пьесе «Quack M.D.», она надела на себя длинную индийскую юбку. Стоя перед зеркалом, Фуллер взяла подол в руки и начала им размахивать. Ткань скручивалась, извивалась и пропускала через себя свет из окна. Позднее, во время первого представления, зрители назовут танцовщицу «бабочкой» и «орхидеей».

С Дункан она познакомится в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Фуллер к тому моменту уже успеет стать музой Тулуз-Лотрека, Анри-Пьера Роше, братьев Люмьер, Родена и многих других. Публика начнет отождествлять Дункан и Фуллер, и тогда художественный критик Луи Воксель скажет: «Айседора лепит, Лои — раскрашивает. Бесполезно их сравнивать».

танцовщица лои фуллер биография

Тулуз-Лотрек «Лои Фуллер»

Они вместе выступали до 1902 года и действительно были друг на друга совсем не похожи. Айседора черпала свое вдохновение в греческой культуре, была воплощением природы и естественности, Лои всегда была связана с технологиями и различными махинациями со светом и тканью. У них были разные представления о личности танцора – для Фуллер была важна не харизма исполнителя, а абстрактные формы, Дункан же возводила личность в культ. Несмотря на все различия между ними, Фуллер поддерживала Айседору и помогла её карьере в Европе, проспонсировав независимые концерты в Вене и Будапеште.

Айседора умерла на год раньше Лои, в 1927 году. По иронии судьбы обе танцовщицы похоронены на одном кладбище Пер-Лашез в ста метрах друг от друга.

Фильм Стефани Ди Джустопервая лента, которая рассказывает историю Лои Фуллер. Сама режиссёр, объясняя свое решение снять кино о знаменитой танцовщице, говорит о том, что эта женщина «полностью изменила сценическое искусство в конце XIX века, но её почти никто не знает и не помнит». Её мнение подтверждает исполнительница главной роли Стефани Соколински, которая призналась, что не знала ничего о Фуллер до момента создания фильма.

Однако опровергают это такие издания, как The Hollywood Reporter и Variety. Первое пишет о том, что место Фуллер в истории танца лучше освещается в «Википедии», чем в фильме, второе – о том, что если спросить любого, кто знаком с историей танца, кино или с belle époque, то они вспомнят портретные постеры Жюля Шере, изображающие Фуллер и ее яркую развевающуюся ткань.

танцовщица лои фуллер биография

Постер Жюля Шере, источник: danceheritage.org

При этом, по мнению Variety, в начале фильма незаслуженно появляются слова «основано на реальных событиях». Действительно, в «Танцовщице» много вымышленных моментов: начиная отцом-французом и заканчивая персонажем Гаспара Ульеля Луи д’Орселем, который в действительности никогда не существовал. Луи – покровитель Фуллер в ленте – был придуман режиссёром, потому что ей нужно было «мужское присутствие в фильме, который и так переполнен женщинами».

танцовщица лои фуллер биография

Оценить степень достоверности кино можно будет самостоятельно уже с 3 ноября. И даже если фильм не совсем точный в плане фактов, «Танцовщица» может подтолкнуть вас узнать что-то новое для себя самостоятельно, а также предоставить возможность просто насладиться картинкой и понаблюдать за игрой актеров.

Источник

Атеистка, бисексуалка и революционерка: кем была возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан

14 сентября 1927 года не стало известной в Америке и Европе танцовщицы, основоположницы революционной школы «свободного танца» Айседоры Дункан.

танцовщица лои фуллер биографияАйседора Дункан вполне вписалась во времена революций и новшеств. Фото: кадр YouTube

Танцы на столах

Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.

Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.

Лои Фуллер — любовница или партнерша?

После Лондона был Париж, где Дункан встретила такую же авантюристку от искусства, Лои Фуллер. Об этом знакомстве до сих пор никто не может сказать ничего определенного. В отношениях Фуллер и Дункан можно увидеть и страсть, и любовь, и ненависть, и профессиональную ревность. Ведь двум амбициозным женщинами с разным видением танца приходилось уживаться на одних подмостках.

танцовщица лои фуллер биографияПортрет Лои Фуллер, 1902 год. Источник: Wikimedia.org, автор Frederick Glasier

Но пути женщин быстро разошлись. Айседора продолжила карьеру как самостоятельная танцовщица. С 1902 по 1904 годы она много гастролировала по Европе, основала школы танцев в Греции и Германии.

Верю — не верю

В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским. Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы.

Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.

Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».

танцовщица лои фуллер биографияСтаниславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org

Безденежье, спасшее жизнь

Карьера «божественной босоножки» шла в гору. Но все свои деньги Айседора вкладывала в открытие танцевальных школ и зачастую оставалась без гроша. Однажды безденежье ее даже спасло.

В 1915 году после гастролей в США Дункан собиралась плыть в Европу на шикарном лайнере «Лузитания». Но кредиторы устроили скандал, пытаясь вернуть свои деньги. Танцовщице пришлось отказаться от роскошной каюты и удовольствоваться койкой на гораздо более скромном судне. Ей повезло: «Лузитания» была пущена на дно немецкой подлодкой недалеко от Ирландии.

«Я атеистка! Атеистка!»

Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!» В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.

Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.

Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.

Златоглавая любовь

В октябре 1921 года Дункан уже была готова все бросить, но тут на вечеринке, куда ее пригласил танцевать художник Георгий Якулов, состоялось ее знакомство с Сергеем Есениным. В первый же вечер Айседора разделила с ним ложе. Влюбчивый поэт был покорен свободным нравом Айседоры и уже через несколько дней практически переехал к ней.

танцовщица лои фуллер биографияЕсенин, Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фото: Wikimedia.org

До весны влюбленные не расставались, хотя их отношения были весьма неоднозначными. Айседора была старше на 18 лет, и никто не понимал, зачем поэту вообще эта связь. Но страсть была так сильна, что Айседора даже изменила своему принципу никогда не выходить замуж, а Есенин был готов последовать за любимой хоть в ад, хоть под венец.

Похабники и скандалисты

Поэт был натурой неуравновешенной, Айседора и сама могла устроить скандал на людях, влепить пощечину заговорившей с Сергеем девушке, тут же упасть на колени и в рыданиях просить прощения. В мае 1922 года пара поженилась для того, чтобы Есенин мог выехать за границу — в этом Айседора видела спасение для их отношений.

Но на чужбине Есенин начал спиваться, уходил из дома, скандалил и в результате вынудил супругу вернуться в Россию. Лучше не стало, и буквально через месяц Айседора практически сбежала от буйствовавшего во хмелю поэта. Оттуда он вскоре прислал записку, в которой были всего несколько слов: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин.»

танцовщица лои фуллер биографияЗаписка Есенина Айседоре Дункан. Источник: кадр YouTube

До самой своей смерти в 1927 году Айседора тепло отзывалась о своем непутевом муже. Она отказалась от прав на его произведения в пользу его матери и сестер.

После разрыва с Есениным у танцовщицы было еще несколько скандальных связей, в том числе — с поэтессой Мерседес де Акоста. Айседора не афишировала этих отношений, но сохранилась переписка влюбленных дам. В одном из писем Дункан писала, что готова идти за подругой на край света.

«Просите шофера, чтоб вез вас назад…»

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Карьера

танцовщица лои фуллер биография

танцовщица лои фуллер биография

Фуллер владел множеством патентов, связанных с сценическим освещением, включая химические соединения для создания цветного геля и использование химических солей для люминесцентного освещения и одежды (сценические костюмы, патент США 518347). Она попыталась создать патент на свой Змеиный танец, поскольку она надеялась остановить подражателей от использования ее хореографии и даже от притязаний на нее. Фуллер представил письменное описание ее танца в Бюро регистрации авторских прав США; однако судья окружного суда США в конечном итоге отклонил ходатайство Фуллера о судебном запрете, поскольку « Змеиный танец» не рассказывал никакой истории и, следовательно, не подлежал защите авторских прав. В то время танец был защищен только в том случае, если он квалифицировался как «драматический», а танец Фуллера был слишком абстрактным для этой квалификации. Прецедент, созданный делом Фуллера, сохранялся с 1892 по 1976 год, когда Федеральный закон об авторском праве прямо расширил охрану хореографических произведений.

Время от времени Фуллер возвращалась в Америку, чтобы ставить спектакли своих учеников, «Фуллерет» или «Музы», но до конца своей жизни провела в Париже. Она умерла от пневмонии в возрасте 65 лет 1 января 1928 года в Париже, за две недели до своего 66-летия. Она была кремирована, а ее прах захоронен в колумбарии на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Продолжающееся влияние

танцовщица лои фуллер биография

танцовщица лои фуллер биография

танцовщица лои фуллер биография

После смерти Фуллера, ее тридцатилетнего романтического партнера, Габ Сорер унаследовала танцевальную труппу, а также лабораторию, которой управлял Фуллер. Сорер подал в суд против танцоров, которые неправомерно использовали известность Фуллера для улучшения своей карьеры, и снял как фильмы, так и театральные постановки, чтобы отдать дань уважения наследию Фуллера как художника по визуальным эффектам.

Недавно Стефани де Джусто сняла фильм «Танец» о жизни Лой Фуллер с актрисами Соко в роли Лойи и Лили-Роуз Депп в роли Айседоры Дункан. Джоди Сперлинг ставил танцы Соко для фильма, был креативным консультантом и тренером Соко по танцам, обучая ее технике Фуллера. Картина была представлена ​​на Каннском кинофестивале в 2016 году.

Репутационный тур Тейлор Свифт в 2018 году включал в себя сегмент, посвященный Фуллеру. Во время ее исполнения «Dress» каждую ночь в туре несколько танцоров воссоздали «змеиный танец». В концертном фильме « Репутация Stadium Tour» на Netflix после «Dress» есть сообщение, показывающее преданность Тейлора Фуллеру.

Письменные работы

Источник

Лои Фуллер

Мария Луиза Фуллер

Лои Фуллер ( Loïe Fuller ; наст. имя — Мария Луиза; 22 января 1862, Фуллерсбург, Иллинойс — 2 января 1928, Париж) — американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.

Содержание

Биография

Литература

Галерея

танцовщица лои фуллер биография

Лои Фуллер на сцене
(1902)

танцовщица лои фуллер биография

танцовщица лои фуллер биография

Танцовщица Лои Фуллер
Коломан Мозер
(1910)

См. также

Ссылки

танцовщица лои фуллер биография

Полезное

Смотреть что такое «Лои Фуллер» в других словарях:

Танец Лои Фуллер — Annabelle Serpentine Dance Жанр документальный фильм Режиссёр Диксон Продюсер Томас А. Эдисон … Википедия

Танец Лои Фуллер (фильм) — Танец Лои Фуллер Anna Belle Serpentine Dance Жанр документальный фильм шоу Режиссёр Диксон Продюсер Томас А. Эдисон … Википедия

Фуллер — (англ. Fuller) английская фамилия. Известные носители: Генри Блейк Фуллер (1857 1929) американский писатель, автор романов и рассказов. Джон Фредерик Чарльз Фуллер (1878 1966) английский военный историк и теоретик, генерал… … Википедия

Фуллер Л. — ФУ́ЛЛЕР (Fuller) Лои (наст. имя – Мария Луиза) (22.1.1862, Фуллерсберг, Иллинойс, – 21.1.1928, Париж), амер. танцовщица. Дебютировала как драматич. актриса в Чикаго (1878). Затем выступала с танц. импровизацией на муз. К. В. Глюка, Л.… … Балет. Энциклопедия

Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия

Edison Studios — Эдисон Тип кинематографическая фирма Год основания 12 октября 1896 Основатели Эдисон Томас Расположение … Википедия

Кинематограф — У этого термина существуют и другие значения, см. Кинематограф (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Кино (значения). Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, рисовать; то … Википедия

Дункан, Айседора — Айседора Дункан Isadora Duncan … Википедия

Пер-Лашез — У этого термина существуют и другие значения, см. Пер Лашез (значения). Кладбище Пер Лашез Père Lachaise … Википедия

Танец модерн — Танец джаз модерн одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX начало. XX вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные… … Википедия

Источник

ИнтервьюСоко о роли
в «Танцовщице» и легенде модерна Лои Фуллер

танцовщица лои фуллер биография

«Жизнь несправедлива. Я объясняю этим большинство происходящих событий»

Текст: Юлия Гулян

3 ноября на российские экраны выходит фильм «Танцовщица» с певицей Соко в главной роли — она играет Лои Фуллер. В нём также можно увидеть Гаспара Ульёля и Лили-Роуз Депп, исполняющую роль Айседоры Дункан. В своё время изобретённый Фуллер танец «Серпантин» с авангардным рисунком платья, подсвеченного разноцветными прожекторами, поразил публику по обе стороны океана. Его запись, запечатлённая на пленку и раскрашенная вручную, считается одной из первых в истории цветного кино. Впрочем, и в 2016 году танец смог заворожить наших современников в Каннах. Исполнительница главной роли Соко рассказала о сходстве со своим персонажем и поделилась впечатлениями от работы с режиссёром фильма — Стефани Ди Жюсто.

танцовщица лои фуллер биография

Я согласилась на участие в фильме, даже не читая сценарий. Стефани тогда сказала, что пишет для меня роль всей моей жизни. К тому моменту я уже хорошо знала Стефани как режиссёра, мы разделяли вкусы и в кино, и в искусстве в целом, так что я согласилась. К тому же мне понравилось, как Стефани описывала Лои, а сыграть такую удивительную героиню и вернуть ее из забвения — это большая удача для меня.

Лои Фуллер стала яркой фигурой парижского круга авангардистов, дружила с Мозером, Тулуз-Лотреком и Роденом (который потом развил идею последовательного развития танца модерн по линии Фуллер–Дункан–Нежинский) и даже повлияла на ход Первой мировой войны, поспособствовав дипломатическим отношениям между США и Румынией.

«Танцовщица» даёт честное представление о том, что значит быть артистом, так что безусловно я разделяю отношение Фуллер к сцене. Я тоже трудоголик, я предана своему делу, будь то музыка или кино. Как и Лои, я вкладываю в работу всю душу, не жалея сил и слёз, потому что отдаваться без остатка, всем сердцем — это и значит быть художником. Но в отличие от неё, я без труда показываю себя на сцене, не боясь открыться. Работа же Фуллер была построена на том, что на сцене она скрывалась за своим костюмом в страхе быть увиденной.

Это не первая главная роль для Соко, прославившейся как певица после сингла «I’ll Kill Her» в 2007-м. В этом году среди фаворитов Каннского кинофестиваля оказался французский фильм «Передышка», в котором она сыграла одну из девочек-солдат, приехавших на кипрский ретрит после тяжелой миссии в Афганистане.

По-моему, прекрасно находить в истории и возрождать такие сокровища, как запечатлённый на пленке танец «Серпантин». Раз уж такие удивительные люди, как братья Люмьер, интересовались персоной Лои Фуллер, то мы тем более должны открывать творчество танцовщицы современной аудитории — это просто справедливо.

Один из первых колоризированных фильмов в истории кино — «Танец Лои Фуллер» в исполнении танцовщицы Аннабелы Мур. Фильм был снят и вручную раскрашен на студии Эдисона и предназначался для демонстрации с помощью кинетоскопа — изобретения Эдисона для индивидуального просмотра кино.

«Танцовщица» — не байопик, а, скорее, портрет художника, сильной женщины, преданной искусству. Таково видение Стефани Ди Жюсто, такова история, которую хотела рассказать режиссер. Я даже представить себе не могу, как можно уместить жизнь человека в полтора часа экранного времени. Стефани пришлось многим пожертвовать, чтобы показать в фильме то, что тронуло её больше всего в истории Лои.

Без сомнений, она хотела сделать фильм, в котором женщины наделены силой действовать, не умаляя при этом позиции мужчин. Но дело в том, что Лои была настоящим ураганом — рядом с такой концентрацией творчества, отчаяния и силы было практически невозможно найти себе место другим.

Несмотря на то что первопроходцем танца модерн была Лои Фуллер, в массовой культуре лучше знают ее последовательницу Айседору Дункан. Впервые она увидела выступление Лои на Международной выставке 1900 года и в течение двух лет после этого они выступали вместе. Но, в противовес механизированному танцу Фуллер, Дункан пропагандировала возврат к свободе движения, грации и естественности.

Тот факт, что в массовой культуре лучше знают последовательницу Лои — Айседору Дункан — я объясняю тем, что жизнь несправедлива. Я в принципе объясняю этим большинство событий. Лои была на пике своей танцевальной карьеры, когда появилась Айседора. Она была полна свободы: она не пряталась за костюм и декорации, её танец был манифестом естественности и простоты. То, с какой лёгкостью она показывала своё тело в танце, восхищало публику. Выступления Лои, напротив, были адским трудом и дорогим удовольствием с тяжёлым костюмом, масштабными декорациями, техникой. Физически это был изнурительный номер: Фуллер нужно было восстанавливаться три дня после каждого представления.

танцовщица лои фуллер биография

Фотографии: Les Productions du Trésor

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лои Фуллер
Loïe Fuller
танцовщица лои фуллер биография
Имя при рождении: