танцовщица лои фуллер биография
Танцовщица лои фуллер биография
3 ноября в российский прокат выходит фильм Стефани Ди Джусто «Танцовщица», рассказывающий историю изобретательницы танца модерн Лои Фуллер. Центральной линией сюжета становятся напряжённые взаимоотношения Фуллер со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. «Танцовщица» претендовала на несколько наград на Каннском фестивале, в том числе и на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. Главные роли сыграли Стефани Соколински, Лили-Роуз Депп и Гаспар Ульель.
Во времена belle époque во всём мире шёл технический прогресс, экономика уверенно делала свои успехи, наука развивалась, а культура расцветала. Именно в это время в 1892 году в Париже появилась американская танцовщица Лои Фуллер, которая увидела в новых технологиях настоящее открытие для своей профессии и начала удачно их использовать.
Лои Фуллер, настоящее имя которой Мария Луиза, родилась в США в 1862 году. В своих мемуарах «Пятнадцать лет в жизни танцовщицы» Лои позже напишет, что свою сценическую карьеру она начала ещё маленьким ребенком в школе. Она продолжала свою деятельность и в юном возрасте, играя роли травести, и к 80-м годам добилась небольшого театрального успеха.
Лои в автобиографии вспомнит и то, как родился ее знаменитый танец «Серпантин». В 1889 году, репетируя свою роль в пьесе «Quack M.D.», она надела на себя длинную индийскую юбку. Стоя перед зеркалом, Фуллер взяла подол в руки и начала им размахивать. Ткань скручивалась, извивалась и пропускала через себя свет из окна. Позднее, во время первого представления, зрители назовут танцовщицу «бабочкой» и «орхидеей».
С Дункан она познакомится в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Фуллер к тому моменту уже успеет стать музой Тулуз-Лотрека, Анри-Пьера Роше, братьев Люмьер, Родена и многих других. Публика начнет отождествлять Дункан и Фуллер, и тогда художественный критик Луи Воксель скажет: «Айседора лепит, Лои — раскрашивает. Бесполезно их сравнивать».
Тулуз-Лотрек «Лои Фуллер»
Они вместе выступали до 1902 года и действительно были друг на друга совсем не похожи. Айседора черпала свое вдохновение в греческой культуре, была воплощением природы и естественности, Лои всегда была связана с технологиями и различными махинациями со светом и тканью. У них были разные представления о личности танцора – для Фуллер была важна не харизма исполнителя, а абстрактные формы, Дункан же возводила личность в культ. Несмотря на все различия между ними, Фуллер поддерживала Айседору и помогла её карьере в Европе, проспонсировав независимые концерты в Вене и Будапеште.
Айседора умерла на год раньше Лои, в 1927 году. По иронии судьбы обе танцовщицы похоронены на одном кладбище Пер-Лашез в ста метрах друг от друга.
Фильм Стефани Ди Джусто – первая лента, которая рассказывает историю Лои Фуллер. Сама режиссёр, объясняя свое решение снять кино о знаменитой танцовщице, говорит о том, что эта женщина «полностью изменила сценическое искусство в конце XIX века, но её почти никто не знает и не помнит». Её мнение подтверждает исполнительница главной роли Стефани Соколински, которая призналась, что не знала ничего о Фуллер до момента создания фильма.
Однако опровергают это такие издания, как The Hollywood Reporter и Variety. Первое пишет о том, что место Фуллер в истории танца лучше освещается в «Википедии», чем в фильме, второе – о том, что если спросить любого, кто знаком с историей танца, кино или с belle époque, то они вспомнят портретные постеры Жюля Шере, изображающие Фуллер и ее яркую развевающуюся ткань.
Постер Жюля Шере, источник: danceheritage.org
При этом, по мнению Variety, в начале фильма незаслуженно появляются слова «основано на реальных событиях». Действительно, в «Танцовщице» много вымышленных моментов: начиная отцом-французом и заканчивая персонажем Гаспара Ульеля Луи д’Орселем, который в действительности никогда не существовал. Луи – покровитель Фуллер в ленте – был придуман режиссёром, потому что ей нужно было «мужское присутствие в фильме, который и так переполнен женщинами».
Оценить степень достоверности кино можно будет самостоятельно уже с 3 ноября. И даже если фильм не совсем точный в плане фактов, «Танцовщица» может подтолкнуть вас узнать что-то новое для себя самостоятельно, а также предоставить возможность просто насладиться картинкой и понаблюдать за игрой актеров.
Атеистка, бисексуалка и революционерка: кем была возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан
14 сентября 1927 года не стало известной в Америке и Европе танцовщицы, основоположницы революционной школы «свободного танца» Айседоры Дункан.
Айседора Дункан вполне вписалась во времена революций и новшеств. Фото: кадр YouTube
Танцы на столах
Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.
Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.
Лои Фуллер — любовница или партнерша?
После Лондона был Париж, где Дункан встретила такую же авантюристку от искусства, Лои Фуллер. Об этом знакомстве до сих пор никто не может сказать ничего определенного. В отношениях Фуллер и Дункан можно увидеть и страсть, и любовь, и ненависть, и профессиональную ревность. Ведь двум амбициозным женщинами с разным видением танца приходилось уживаться на одних подмостках.
Портрет Лои Фуллер, 1902 год. Источник: Wikimedia.org, автор Frederick Glasier
Но пути женщин быстро разошлись. Айседора продолжила карьеру как самостоятельная танцовщица. С 1902 по 1904 годы она много гастролировала по Европе, основала школы танцев в Греции и Германии.
Верю — не верю
В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским. Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы.
Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.
Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».
Станиславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org
Безденежье, спасшее жизнь
Карьера «божественной босоножки» шла в гору. Но все свои деньги Айседора вкладывала в открытие танцевальных школ и зачастую оставалась без гроша. Однажды безденежье ее даже спасло.
В 1915 году после гастролей в США Дункан собиралась плыть в Европу на шикарном лайнере «Лузитания». Но кредиторы устроили скандал, пытаясь вернуть свои деньги. Танцовщице пришлось отказаться от роскошной каюты и удовольствоваться койкой на гораздо более скромном судне. Ей повезло: «Лузитания» была пущена на дно немецкой подлодкой недалеко от Ирландии.
«Я атеистка! Атеистка!»
Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!» В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.
Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.
Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.
Златоглавая любовь
В октябре 1921 года Дункан уже была готова все бросить, но тут на вечеринке, куда ее пригласил танцевать художник Георгий Якулов, состоялось ее знакомство с Сергеем Есениным. В первый же вечер Айседора разделила с ним ложе. Влюбчивый поэт был покорен свободным нравом Айседоры и уже через несколько дней практически переехал к ней.
Есенин, Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фото: Wikimedia.org
До весны влюбленные не расставались, хотя их отношения были весьма неоднозначными. Айседора была старше на 18 лет, и никто не понимал, зачем поэту вообще эта связь. Но страсть была так сильна, что Айседора даже изменила своему принципу никогда не выходить замуж, а Есенин был готов последовать за любимой хоть в ад, хоть под венец.
Похабники и скандалисты
Поэт был натурой неуравновешенной, Айседора и сама могла устроить скандал на людях, влепить пощечину заговорившей с Сергеем девушке, тут же упасть на колени и в рыданиях просить прощения. В мае 1922 года пара поженилась для того, чтобы Есенин мог выехать за границу — в этом Айседора видела спасение для их отношений.
Но на чужбине Есенин начал спиваться, уходил из дома, скандалил и в результате вынудил супругу вернуться в Россию. Лучше не стало, и буквально через месяц Айседора практически сбежала от буйствовавшего во хмелю поэта. Оттуда он вскоре прислал записку, в которой были всего несколько слов: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин.»
Записка Есенина Айседоре Дункан. Источник: кадр YouTube
До самой своей смерти в 1927 году Айседора тепло отзывалась о своем непутевом муже. Она отказалась от прав на его произведения в пользу его матери и сестер.
После разрыва с Есениным у танцовщицы было еще несколько скандальных связей, в том числе — с поэтессой Мерседес де Акоста. Айседора не афишировала этих отношений, но сохранилась переписка влюбленных дам. В одном из писем Дункан писала, что готова идти за подругой на край света.
«Просите шофера, чтоб вез вас назад…»
СОДЕРЖАНИЕ
Карьера
Фуллер владел множеством патентов, связанных с сценическим освещением, включая химические соединения для создания цветного геля и использование химических солей для люминесцентного освещения и одежды (сценические костюмы, патент США 518347). Она попыталась создать патент на свой Змеиный танец, поскольку она надеялась остановить подражателей от использования ее хореографии и даже от притязаний на нее. Фуллер представил письменное описание ее танца в Бюро регистрации авторских прав США; однако судья окружного суда США в конечном итоге отклонил ходатайство Фуллера о судебном запрете, поскольку « Змеиный танец» не рассказывал никакой истории и, следовательно, не подлежал защите авторских прав. В то время танец был защищен только в том случае, если он квалифицировался как «драматический», а танец Фуллера был слишком абстрактным для этой квалификации. Прецедент, созданный делом Фуллера, сохранялся с 1892 по 1976 год, когда Федеральный закон об авторском праве прямо расширил охрану хореографических произведений.
Время от времени Фуллер возвращалась в Америку, чтобы ставить спектакли своих учеников, «Фуллерет» или «Музы», но до конца своей жизни провела в Париже. Она умерла от пневмонии в возрасте 65 лет 1 января 1928 года в Париже, за две недели до своего 66-летия. Она была кремирована, а ее прах захоронен в колумбарии на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Продолжающееся влияние
После смерти Фуллера, ее тридцатилетнего романтического партнера, Габ Сорер унаследовала танцевальную труппу, а также лабораторию, которой управлял Фуллер. Сорер подал в суд против танцоров, которые неправомерно использовали известность Фуллера для улучшения своей карьеры, и снял как фильмы, так и театральные постановки, чтобы отдать дань уважения наследию Фуллера как художника по визуальным эффектам.
Недавно Стефани де Джусто сняла фильм «Танец» о жизни Лой Фуллер с актрисами Соко в роли Лойи и Лили-Роуз Депп в роли Айседоры Дункан. Джоди Сперлинг ставил танцы Соко для фильма, был креативным консультантом и тренером Соко по танцам, обучая ее технике Фуллера. Картина была представлена на Каннском кинофестивале в 2016 году.
Репутационный тур Тейлор Свифт в 2018 году включал в себя сегмент, посвященный Фуллеру. Во время ее исполнения «Dress» каждую ночь в туре несколько танцоров воссоздали «змеиный танец». В концертном фильме « Репутация Stadium Tour» на Netflix после «Dress» есть сообщение, показывающее преданность Тейлора Фуллеру.
Письменные работы
Лои Фуллер
Лои Фуллер | |
Loïe Fuller | |
Имя при рождении: |
---|