Танк это машина или нет
Является ли танк транспортным средством
. собираются выяснить депутаты нижней палаты российского парламента, которые намерены вызвать «на ковер» начальника ВАИ.
Члены комитета Госдумы по госстроительству поддержали предложение своего председателя Владимир Плигина рассмотреть с приглашением начальника ВАИ на следующем заседании комитета соответствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
При обсуждении проекта в комитете первый зампред комитета Александр Москалец поинтересовался, является ли танк транспортным средством, имея в виду, что на его водителя может распространяться действие закона. Проект внесли в Госдуму 24 ноября 2005 года члены Совета Федерации В. Ф. Кулаков, В. А. Озеров, В. А. Федоров.
Предлагаемые изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях предоставляют право применять должностным лицам военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ было предоставлено право задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, отстранения военного водителя от управления транспортным средством соответствующего вида.
Отсутствие в Кодексе РФ об административных правонарушениях подобных положений привело к снижению уровня контроля на дорогах и проведения профилактической работы с водителями автомобильного транспорта Вооруженных Сил РФ, и в первую очередь с военнослужащими по призыву.
Авторы законопроекта считают, что их предложения способны повысить транспортную дисциплину водителей Вооруженных Сил РФ.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Военное дело
Forbes (США): это не танк! Справочник для дилетанта по бронированным боевым машинам
Военные любят жаловаться, что гражданские имеют обыкновение называть танком любую боевую машину с броней.
Человеку со стороны это может показаться излишним педантизмом. Протестующие на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и на площади Тахрир в 2011-м вряд ли задумывались, какие пушки были на них нацелены: основных боевых танков или бронетранспортеров. Оба типа боевых машин участвовали в этом инциденте.
Но боевых бронированных машин существует великое множество, и они выполняют самые разные задачи, существенно отличаясь от танка.
Самоходная артиллерия (класса гаубиц)
Самоходная артиллерийская установка М109 «Паладин» имеет установленную в башне огромную пушку, броню и гусеницы. И при этом внешне это — самый танковый из всех танков в танковом мире, разве не так?
Не так. Гаубица у «Паладина» размером с телеграфный столб, а стреляет она 155-мм снарядами на дальность несколько десятков километров. Поэтому если ее экипаж увидел противника, значит, он сделал много ошибок и попал в переплет.
Контекст
Forbes: почему Россия отложила производство бронетранспортера нового поколения
TNI: «Торнадо-С» ― грозное российское оружие
Зенитные самоходные установки
Гусеницы, броня и пушки жуткого вида? Похоже на танк, однако это совсем другая машина.
Зенитные самоходные установки типа легендарной советской ЗСУ-23/4 «Шилка» (со счетверенными 23-мм пушками) или немецкого «Гепарда» (сдвоенные 35-мм пушки) предназначены для обеспечения низковысотной противовоздушной обороны и прикрытия наступающих колонн бронетанковой техники. Это значит, что они будут находиться ближе к линии фронта, чем самоходные гаубицы.
В современном зенитном самоходном оружии ставку все чаще делают на ракеты с тепловой системой самонаведения, РЛС и инфракрасные приборы обнаружения. Вскоре на них могут начать устанавливать лазеры для борьбы с беспилотниками.
Боевые машины пехоты
Боевые машины пехоты, такие как М2 «Брэдли» и советские БМП-2 стоят во главе списка бронемашин, которые ошибочно принимают за танки. У них есть гусеницы и закрытые башни с пушками. На некоторых устанавливаются противотанковые ракеты и большие пушки с низкой начальной скоростью снаряда. Они играют ведущую роль в наступательной маневренной войне.
Но это все равно не танки. Это хорошо вооруженные машины для перевозки личного состава. Их главная функция — обеспечить защиту и транспортировку пехоты. Кроме того, БМП оказывают мощную огневую поддержку пехоте после спешивания.
Броня и пушки у БМП не столь мощные, как у танка. Их орудия эффективны в борьбе с пехотой и легкобронированной техникой, в том числе, с другими БМП. Но они не в состоянии пробить лобовую броню современного основного боевого танка.
Экипажи БМП вынуждены полагаться на противотанковые ракеты, которые намного медленнее в полете, чем гиперзвуковые снаряды главного танкового орудия.
Бронетранспортеры
Американский М113 — это в основе своей подвижная бронированная коробка с гусеницами и пулеметом наверху. Танк ли это?
Нет. Это бронетранспортер (БТР), по сути дела, «боевое такси», предназначенное для перевозки пехотных отделений к линии фронта. Доставив пассажиров на поле боя, БТР должен уносить оттуда ноги. Этим он отличается от хорошо вооруженной БМП, которая играет более существенную роль в бою.
БТРам не всегда нужны гусеницы как у М113. В годы Второй мировой войны американцы и немцы чаще всего строили полугусеничные бронетранспортеры, представляющие собой гибрид из гусениц и колес.
Сегодня преобладают колесные бронетранспортеры, и самое важное место среди них занимает советское семейство БТР (в составе БТР-60, БТР-70 и БТР-80), а также четырехколесные французские VAB.
Колесные БТР менее проходимы по сравнению с гусеничными машинами, но они легче, дешевле в обслуживании и быстрее в тех местах, где имеется приличная дорожная инфраструктура. Эти факторы заставили сухопутные войска США создать в 2000-х годах бригады восьмиколесных БТР «Страйкер».
Существует также подгруппа «тяжелых БТР» с броневой защитой на уровне основного боевого танка. Это израильский «Намер» и БТР времен Второй мировой войны «Кенгуру».
Бронеавтомобили
Если вы увидите переваливающий через гребень холма AMX-10RC с башней и 105-мм пушкой, у вас будут все основания поверить, что это танк. А потом надо быстро бежать в укрытие.
Но это не танк. У него колеса, а не гусеницы. А поскольку он не предназначен для перевозки войск, его считают бронеавтомобилем.
Бронеавтомобили хороши при ведении маневренной войны на открытой местности (пустыни, равнины) и там, где есть развитая дорожная сеть. Они легче, и их проще перебрасывать за границу, чем танки. Некоторые модели имеют вооружение не хуже, чем у современных легких танков с их 90- или 105-мм орудиями.
Вот почему танки с их гусеницами сыграли такую важную роль, когда стали появляться на изрытых снарядами и потонувших в грязи полях сражений Первой мировой войны, хотя бронеавтомобили к тому времени уже существовали и доказали свою пригодность на более доступной местности.
Самоходные артиллерийские установки / штурмовые орудия / истребители танков
Советская Су-100 очень похожа на танк. Мощная пушка, используемая для стрельбы прямой наводкой, это раз. Тяжелая броня, это два. Гусеницы, это три.
Но это не совсем танк. У нее нет башни.
Но есть тонкое различие в предназначении. Самоходные пушки (включая такие подклассы как штурмовые орудия и истребители танков) предназначены для поддержки артиллерии огнем прямой наводкой по противнику в окопах и/или по хорошо бронированным танкам.
Разворачиваясь в боевые порядки на почтительном расстоянии от противника, штурмовые орудия довольно эффективно выводят из строя оборонительные сооружения и даже танки противника. Но они не так хороши в авангарде наступления на территории противника, как танки. Поскольку у САУ нет башни, механик-водитель при наведении орудия на цель вынужден поворачивать всю машину, встречая противника на близкой дистанции.
Термин «истребитель танков» применим и к некоторым машинам с башнями, таким как американские истребители танков времен Второй мировой войны. Да и колесные бронированные автомобили типа M1128 «Страйкер» иногда называют штурмовыми орудиями.
И вот здесь мы должны признать отсутствие последовательности в классификации наших бронированных исполинов.
Хорошо, но что считать танком?
Вообще-то, танком называют бронированную машину, совершающую маневры на поле боя с основной задачей уничтожать танки противника и пехоту огнем прямой наводкой.
Если говорить о конструкции, то общими характеристиками танка, не вызывающими противоречий, являются следующие:
— у танка гусеницы, а не колеса;
— его броня эффективно защищает от всех, кроме самых мощных орудий, используемых на поле боя (то есть тех, что специально предназначены для борьбы с танками);
— у него есть башня, где установлено основное орудие.
Большинство современных танков — это многоцелевые основные боевые танки, сочетающие в себе подвижность, огневую мощь и броневую защиту, и превосходящие машины противника того же класса. Это наследники средних танков времен Второй мировой войны типа американского М4 «Шерман» и советского Т-34, спроектированные для массового производства, обладающие высокой мобильностью и «достаточно хорошей» огневой мощью и броней.
Есть два основных направления в проектировании современных основных боевых танков. Это 60-80-тонные западные танки типа М1 «Абрамс», «Леопард 2» или «Челленджер 2», в которых упор сделан на превосходство над любым мыслимым и немыслимым противником по характеристикам; а с другой стороны, это 40-55-тонные танки русского образца, включая прежде всего российский Т-72Б3, Т-90 и китайский Тип 98, где главное внимание уделено эффективности (то есть, чтобы танк не обрушал мосты и военные бюджеты). Для конструкторов таких танков главное — это массовое производство и низкие затраты.
У танков западного образца в основном современная композитная броня, обеспечивающая высокую степень защиты, 120-мм пушки, обслуживаемые заряжающим, а также качественные системы управления огнем и датчики.
У танков российского образца меньше экипажи, обычно из трех человек, 125-мм пушки с автоматом заряжания и противотанковые ракеты. Броня у них легче, но это компенсируется динамической бронезащитой и комплексами активной защиты, которые предназначены для отклонения или уничтожения подлетающих снарядов противника.
И конечно, есть машины, которые нельзя в полной мере отнести ни к первому, ни ко второму направлению. Это израильский танк «Меркава» и французский «Леклерк».
На вооружении в самых разных армиях мира также остаются тысячи советских танков Т-54 и Т-55 1950-х и 1960-х годов постройки со 100-мм пушками, американских М48 и М60 «Паттон» со 105-мм орудиями и китайских Тип 59 с пушками обоих калибров. Эти машины не смогут противостоять современному противотанковому оружию, но они все равно обладают огромной огневой мощью в сочетании с высокой мобильностью.
Сегодняшние современные танки разрабатывались в период с 1970-х по 1990-е годы, после чего их неоднократно и серьезно модернизировали. Танки следующего поколения наверняка будут совсем другими.
Россия начала строить танки Т-14 «Армата» с необитаемой башней (экипаж целиком размещается в хорошо бронированном корпусе). Франция и Германия проектируют танк «Леопард 3» со 130-мм пушкой. А в армии США разрабатывают танки на дистанционном управлении, которые будут сопровождать танки с экипажами.
Между тем, легкие танки, прежде использовавшиеся повсеместно (они имеют более слабую броню и огневую мощь, но обладают повышенной мобильностью и экономичностью в обслуживании), встречаются все реже.
Мобильность танка — это не только скорость на дорогах. Это и его способность преодолевать крутые склоны, топкую грязь и рисовые поля, не застревая там. А еще такие машины можно размещать в транспортных самолетах и быстро перебрасывать на большие расстояния, или даже сбрасывать с парашютом. Они могут даже плавать.
Легкие танки времен холодной войны, такие как британский FV101 «Скорпион», американский М41 «Бульдог» и советский ПТ-76 остаются на вооружении в некоторых странах.
В двадцать первом веке интерес к легким танкам несколько усилился. Свидетельством тому является новый китайский танк Тип 15, предназначенный для применения в Гималаях, а также перевозимый по воздуху американский танк, создаваемый в рамках программы Mobile Protected Firepower (Мобильная защищенная огневая мощь).
Теперь становится ясно, что определение танка со временем претерпевало изменения, поскольку менялись его задачи и конструкция.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Значение слова «танк»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Танки времён Первой мировой войны могут быть на первый взгляд неузнаваемы как современные танки (например, Сен-Шамон), или же, например, рядом специалистов шведская машина Strv-103 классифицируется не как танк, а как истребитель танков. Некоторые машины (например, Тип 94), которые в советской литературе именуют «малыми танками», в западной литературе называют танкетками. (В настоящее время танкеткой иногда называют транспортную машину на танковом шаcси или само танковое шасси.) Тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39), хотя и называется танком, не имеет поворотной башни и поэтому некоторыми специалистами относится к сверхтяжёлым САУ.
Основным отличием современного танка — артиллерийского танка — от других боевых машин с пушечным вооружением является возможность быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В подавляющем большинстве случаев такая возможность реализована за счёт установки пушки в полноповоротной в горизонтальной плоскости башне. (Хотя есть немногочисленные исключения. Самоходная артиллерийская установка может быть весьма схожа с танком конструктивно, но предназначена для решения других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, поэтому имеет некоторые отличия, прежде всего это касается баланса «огневая мощь/защищённость».
Разделение состава бронетанковых войск на танки и «специализированные боевые машины» является необходимостью выделения последних в специальные подразделения в соответствии с применяемой военной доктриной. Например, во время Второй мировой войны американской армией применялась доктрина генерала Макнейра, возлагавшая роль борьбы с танками противника на «истребители танков» (M10 Wolverine, M18 Hellcat), — как были там названы боевые машины, конструктивно аналогичные лёгким или средним танкам с эффективным противотанковым вооружением, тогда как собственно танки предназначались для поддержки пехоты в бою. В советской же литературе те же машины будут именоваться противотанковыми САУ.
ТАНК, а, м. [англ. tank]. 1. Бронированный автомобиль на гусеничном ходу, вооруженный орудиями и пулеметами, способный двигаться по пересеченной местности без дорог. 2. Высокий металлический резервуар с охлаждающей смесью для вагонов-ледников, для холодильников (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. город в Пакистане, расположен в одноимённом округе провинции Хайбер-Пахтунхва
танк I
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
танк II
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
танк III
1. игр. персонаж, призванный выдерживать урон от врагов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова надой (существительное):
Заметки о танках для начинающих
Увлекательно смотрятся соревнования по танковому биатлону, с интересом –видеоматериалы из горячих точек, которые, к сожалению, имеются на нашей планете.
Но, по вполне понятным причинам, многие имеют лишь самое поверхностное представление о том, как устроен и как должен использоваться современный танк и БМП (БТР).
Не хотелось бы повторять банальные истины, общее устройство танков и других образцов БТТ неоднократно публиковалось.
Но вот соображения, изложенные просто, без обилия технических терминов, по некоторым вопросам устройства и применения БТТ, которые зачастую вызывают бурные споры в среде околотанковой общественности, возможно, представят интерес для интересующихся.
Танковые двигатели
Итак, танковые двигатели.
Что это за зверь такой, чем они отличаются от двигателя фуры или тяжелого трактора-бульдозера?
Почему дизель В-2, вернее – его «потомки», применяются с 40-х годов прошлого века до нынешних времен, причем довольно успешно?
В общем-то, чисто танковые моторы, как, например, и упомянутый двигатель, стали применять в ходе Второй мировой. Нынче в подавляющем большинстве случаев на танки ставят специальные моторы.
Чем же они отличаются от своих гражданских собратьев?
Ну, с общей точки зрения дизель, скажем, МАЗа или МАНа не отличается от дизеля БМП особо ничем. Те же КШМ, ГРМ, блок-картер, системы охлаждения, смазки и т.д.
Но вот по требованиям, предъявляемым к моторам, отличия есть и весьма существенные. Соответственно, это требует и изменения конструкции и технологии изготовления танковых двигателей.
Что же, вкратце, нужно от двигателя грузовика?
Ресурс, надежность, достаточная мощность и крутящий момент, экономичность, соответствие экологическим требованиям. Двигатель трактора должен ещё и обладать паровозным крутящим моментом на сравнительно небольших оборотах.
Требования к массе и габаритам, соответственно, и к удельной (на килограмм веса) и габаритной мощностям – умеренны, а тракторные дизели: чем тяжелее, тем лучше, гусеницы мощнее врезаются в землю.
Танковый же мотор должен развивать высокую мощность, иметь не только «паровозный» крутящий момент, но и его запас – процентов 25 (запас крутящего момента – это, грубо говоря, сколько можно его добавить при переходе от номинала подачи топлива к «педали до полика»). При всем при этом он должен иметь небольшие габариты и сравнительно малый вес.
Нормальная работа танкового мотора при движении по разбитой и грязной грунтовке или вне дорог – это работа на почти полной мощности.
Да и живет танк на войне несравнимо меньше, чем трактор или грузовик в народном хозяйстве.
Естественно, в таких условиях нет требований к ресурсу: обеспечить пробег даже 30–40 тысяч километров (на практике работа двигателя измеряется в моторных часах: 1 мото-час равен 10 километрам пробега). Дай бог 7–10 тысяч километров до замены пробежать.
Картеры танковых дизелей часто отливают из алюминиевого сплава. Такая конструкция хоть и менее жесткая, и меньше тот же ресурс, зато легкая, лишняя тонна веса уходит на броню и вооружение.
Компоновка у них весьма плотная, рабочий объем – просто гигантский (по сравнению с автомобилем), у В-2, например. Вот тебе и паровозный момент.
К экологии жестких требований нет. Посему и современный Т-90М может здорово дымнуть, богатая смесь лучше горит, обеспечивает более высокую мощность. А экономичность в бою не сказать, что вообще неважна – от неё зависит запас хода, но не критична, как, например, для дальнобойщика, где лишние литры солярки сразу превращаются в денежные траты.
Аккумуляторную топливную систему (common rail) на танковых моторах применяют, в частности, фирма MTU. Но тут есть вопросы. В условиях отсутствия экологических требований ТНВД в тяжелых обстоятельствах войны, может, и надежнее.
Всё вышесказанное относится и к легендарным ветеранам дизелям семейства В-2.
Весьма разумные люди конструировали эти моторы именно для танков, хотя их версии, собранные, как правило, из деталей с несколько большими допусками (второго сорта), работали и в народном хозяйстве.
Сравнительно невысокая цена, небольшой вес и габариты, приемлемая мощность, умеренный уровень литровой и форсирования, соответственно, возможность увеличить мощность с 450 л. с. в 1940 году до 1130 л. с. в 2000-х – и обеспечили долгий век этому мотору.
Вокруг огромных гильз цилиндров легкий силуминовый блок со стальными шпильками, воспринимающими нагрузку, весьма аккуратный ГРМ и системы. Никаких цепей и ремней, только валы и шестерни. Конечно, два распредвала в ГБЦ, приводной или турбонагнетатель, сухой картер.
Конечно, качество коленвала, деталей цилиндро-поршневой группы на В-92С2Ф отличается от того, что было на Т-34, когда дизель не вырабатывал порой и 50 м/ч.
Но и чудес на свете не бывает: форсированный дизель Т-90 имеет гарантию 350 м/ч. Тяжело тащить по полю и песку 46-тонную машину. Видимо, этот мотор достиг предела. Но все имеет конец, и у В-2 он славный.
Защищенность
Разговор в курилке: «Танков в армии много, да что толку? Столько сейчас против них придумано».
Действительно, может быть, боевые машины были защищенней в годы Второй мировой войны, когда ПТУР не было, а РПГ только стал появляться в виде фаустпатронов и базук, чем сейчас?
Мнения есть разные, ведь нынче не только ПТУРы, но и композитная броня, динамическая защита, системы дымопуска и распыления аэрозолей, непроницаемые для оптики, лазера, а некоторые – и для локатора. Внедряются, хотя и не массово, комплексы активной защиты.
Так что всё осталось по-прежнему. Танки никогда не были абсолютно защищены, были случаи когда подбивали Т-34 сотнями за один бой, иной раз – в течение часа. Достаточно уверенно поражались и «Тигры» с «Пантерами» и Исы. Артсистемы типа 88-мм KVK-36 (40), 122-мм Д-25Т, БС-3 и т.п. не очень-то боялись толстой брони, а фаустпатрон в тесноте городских улиц поражал, как правило, наименее защищенные проекции бронированных машин.
Почему же танковые соединения, несмотря на потери, выполняли свои задачи и считались грозными инструментами в руках командования?
Да потому, что правильная тактика, сочетание маневра с огнем, взаимодействие танковых подразделений с артиллерией, авиацией, тщательная разведка, инженерное, тыловое и техническое обеспечение делали весьма трудным делом поражение танков на поле боя. Уровень потерь был приемлем, за исключением некоторых хорошо известных случаев, когда сотни танков просто бездарно губились на поле боя.
Совершенно неправильно рассматривать дело таким образом, что вот, дескать, движутся танки и БМП в колонне или в атаку, а по ним упражняются в интенсивном огне разного рода противотанковые средства. Все эти ПТС сами есть цели и для танков, и для артиллерии, и для авиации. И только когда все это работает, обеспечивая атаку, будет успех у танкистов и мотострелков. Так было всегда. Иначе нечего и начинать, даже на очень хорошо защищенных «Тиграх», «Исах» и «Абрамсах» с «Арматами».
Тут все зависит от задач: видимо, нужно и то, и то. Для первого удара по укрепленной позиции, так сказать, непосредственного сопровождения пехоты хорошо защищенные ОБТ и БМП нужны. Возможно, даже будет опять деление на тяжелые и более легкие, но подвижные машины. Их легче снабдить, перевезти, они более подвижны, на них лучше развивать успех.
Но если танк движется и маневрирует, если он ещё и хорошо стреляет, а тем паче ему помогают гаубицы, РСЗО и штурмовики, так кучно уже не попадешь, а данная «малокалиберная артиллерия» улетит к небесам, не успев дать и несколько очередей, и гранатометчики будут или убиты, или ранены и полностью деморализованы. Все это касается и ПТУР, и иных ПТС.
Итак, вывод прост: танки разные нужны, танки разные важны. На броню, ДЗ и КАЗ надейся, но более на свою артиллерию с авиацией и в грамотном тактически применении БТТ не плошай.
Вооружение
Боевые машины поддержки танков. Что там нужно поддерживать?
В качестве основного вооружения на современных танках применяют танковые пушки с высокой начальной скоростью снаряда (1600 м/с – 1900 м/с для БОПС, свыше 800 м/с для ОФ и БК). В СССР и России танковую пушку много лет назад снабдили и ПТУР – танковым управляемым снарядом (ТУС). В настоящее время вооружаются им и некоторые ОБТ за рубежом.
Пушка калибром 125 и более – это лом, против которого если и есть приемы, то весьма ограниченные. ОФ-снаряды с ИС-2 выводили из строя «Тигры» и «Пантеры» и без пробития брони.
Благодаря настильности траектории, особенно БОПС, на дистанциях до 1500–2000 м, да ещё с использованием современной СУО с лазерным дальномером и ТБВ, вероятность попадания в цель типа танк, БМП – весьма высока и несильно уступает ТУС. А на многих ТВД на большей дальности ничего и увидеть невозможно из-за рельефа, деревьев, зданий и других местных предметов. Обычный боеприпас более надежен и несравнимо дешевле.
Но. ТУС может надежно поразить более малоразмерную цель на удалении 4, 5 и более тысяч метров. Боевую часть ТУС можно, в отличие от БОПС, применить фугасную, осколочную, термобарическую. Современные ТУС можно использовать и против низкоскоростных воздушных целей.
В общем, вывод банален. Желательно и то, и это. Вот только нужно ли оснащать комплексом управляемого вооружения каждый линейный танк?
В СССР были, например, Т-64Б с КУРВ и Т-64Б1 – то же самое, но комплекс управляемого вооружения не устанавливался.
Плавно переходим к модной теме.
БМПТ, то есть поддержка танков в бою непосредственно на поле боя. Ибо танки издалека и не очень должны поддерживать самолеты, вертолеты, БПЛА, гаубицы, минометы, РСЗО и пр.
ОБТ – самое лучшее средство для уничтожения прямой наводкой самых разных целей: различной БТТ, полевых укреплений, ПТС пехоты на позициях и т.д. 30-мм автоматические пушки 2А42 БМП способны помочь в этом, особенно по вертолетам, легкобронированным целям, по которым «жалко» тратить двадцатикилограммовый ОФ-снаряд из Д-81. Кроме того, они своим высоким темпом огня могут заставить расчеты ПТС противника «прижать голову», прятаться в окопах, что, несомненно, влияет на эффективность их противотанкового огня.
Зачем тогда широко упоминаемый «Терминатор» с неспрятанными в броневой корпус, уязвимыми от осколков и пуль ПТУРами и парой тех же самых 2А42?
Вернемся к истории.
САУ СУ-100, ИСУ-122, 152 были созданы для того, чтобы уверенно уничтожать прямой наводкой цели, для которых 76-мм пушка Т-34-76 была слабовата. С появлением на вооружении в конце и после войны танков со 100-мм и особенно 122-мм пушками такая поддержка оказалась не нужна.
Сейчас танки непосредственно на боле боя поддерживают, прежде всего, ЗСУ да артиллерия с армейской авиацией.
Наверное, сильно защищенный гибрид ЗСУ и машины ПТУР на базе ОБТ, которая могла бы находиться в боевых порядках танковых и мотострелковых подразделений и вести огонь ракетами и из скорострельных пушек типа зенитного автомата АО-18, как по наземным целям, так и по армейской авиации противника – может называться БМПТ.
Или другой вариант: машина на той же базе, вооруженная вместо зенитного автомата минометом калибра 120–160 мм с автоматизацией процессов подготовки к стрельбе, из которого можно уверенно поражать отдельные опасные цели за обратными скатами высот, в укрытиях, в том числе и управляемыми боеприпасами, и делать это быстрее, адреснее, чем приданный гаубичный артдивизион, хотя и ближе к своим боевым порядкам.
Ну, что ж. Теперь обсуждать. Буду рад, если помог неспецам узнать что-то новое о танках и танковых войсках.