Тактические приемы несения дорожно патрульной службы на автомобилях
Инструкция для ГАИ, которую должен знать водитель
Встреча с работником ГАИ — не самое приятное, что может случиться с вами на дороге. Еще менее приятно, если повстречавшийся инспектор культурой не блещет и о правах водителя понятия не имеет. В такой ситуации самое правильное — помнить свои права, четко знать обязанности инспектора и не давать ему расслабиться.
Учебным пособием для водителя вполне может стать Инструкция по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД. Из этого документа можно почерпнуть немало полезного.
Основными формами несения дорожно-патрульной службы, как следует из документа, является патрулирование на транспортных средствах, пешее патрулирование, несение службы на постах (в том числе стационарных), а также осуществление регулировочно-распорядительных действий, сопровождение транспортных средств, эскортирование должностных лиц и надзор за дорожным движением.
Этот самый надзор осуществляется с использованием транспортных средств и без них, исключительно не скрытыми способами наблюдения за дорожным движением (п. 12.2 Инструкции).
Работников ГАИ, ведущих надзор открытым способом, водители заметят сразу, поскольку для этих целей, как следует из Инструкции, они вправе использовать только служебные транспортные средства, имеющие специальную цветографическую окраску.
Остановка по требованию
Право инспектора ДПС проверить документы применимо только в случае наличия подозрения в совершении правонарушения водителем(п. 7.2 Инструкции).
В Инструкции четко прописаны основания для остановки работником ГАИ транспортного средства и правила общения с гражданами. Во время обращения к водителю работник Госавтоинспекции МВД обязан поздороваться, четко и понятно назвать свою должность, звание и фамилию, высказать требование о предъявлении водителем документов для проверки, сообщить причину остановки транспортного средства и суть совершенного правонарушения (п. 14.7 Инструкции), по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение (п. 27.2 Инструкции).
Остановка транспортного средства работником ГАИ допускается в случаях, оговоренных в п.13.1 Инструкции.
Итак, остановка транспортного средства допускается в следующих случаях:
1) нарушение водителем Правил дорожного движения;
2) отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличие номерных знаков, которые не отвечают требованиям стандартов, закреплены в неустановленном для этого месте, закрыты иными предметами или загрязнены, что не позволяет определить символы знака на расстоянии 20 метров;
3) наличие признаков, которые свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства (к сожалению, сами признаки в Инструкции не перечислены);
4) наличие данных, которые свидетельствуют о причастности транспортного средства, водителя, пассажира или даже груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
5) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;
6) необходимость опроса водителя или пассажира об обстоятельствах совершенного ДТП, админправонарушения или преступления, свидетелями которого они были или могли быть;
7) необходимость привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи иным участникам дорожного движения или работникам милиции или как свидетеля для оформления административных материалов;
8) проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, а также документов на транспортное средство, груз;
9) выполнение решения уполномоченных на то государственных органов об ограничении или запрете движения;
10) если способ крепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
11) нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых и звуковых сигнальных устройств.
Чего не может делать инспектор?
Кроме того, во время патрулирования инспектору ГАИ запрещено вступать в разговоры с участниками дорожного движения по вопросам, которые не имеют отношения к службе; обращаться к участникам дорожного движения на «ты»; использовать угрожающие или оскорбляющие жесты, допускать при общении пренебрежительный тон, грубость, невежливое изложение замечаний, выражения, реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство, угрозы, а также предъявлять безосновательные обвинения (п. 17.7 Инструкции).
Еще интересный момент. Согласно п. 17.10 Инструкции, работникам ГАИ запрещено во время несения службы использовать технические средства и приборы, которые не сертифицированы в Украине и не прошли проверку или имеют свидетельство о поверке, срок которого закончился.
Глава 4. Несение дорожно-патрульной службы
Глава 4. Несение дорожно-патрульной службы
4.1. Формы несения службы
4.1.1. Для осуществления контроля за дорожным движением организуются пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование.
4.1.2. Пешее патрулирование применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно-регулировочных действий на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
4.1.7. Патрулирование на автомобилях и мотоциклах может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным.
4.1.7.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. В процессе несения службы используются следующие тактические приемы:
— движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);
— движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости);
— остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения и пресечения правонарушений);
— остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движениям участкам.
Применение того или иного приема, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.
4.1.7.2. Скрытый контроль на патрульных автомобилях в обычной окраске осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее время лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае если сотрудник одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака.
4.1.8. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами, по которым осуществляется интенсивное движение, во взаимодействии с нарядами, задействованными для несения службы на конкретных участках этих дорог.
С использованием вертолетов осуществляются оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и доставление их в медицинские учреждения, контроль за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств, других рейдов и операций, в том числе по установлению автомототранспортных средств, находящихся в розыске.
Порядок, режим работы и место патрулирования определяется, исходя из оперативной обстановки и поставленных задач.
4.2. Приемы несения службы
4.2.1. Основными приемами несения службы являются контроль за проведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочных действий.
4.2.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдения за выполнением участниками дорожного движения Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
4.2.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которые осуществляются в местах временных заторов в движении, связанных в том числе с дорожно-транспортными происшествиями, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.
4.2.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
4.2.5. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.
4.3. Порядок несения службы
4.3.1. По прибытии на пост (маршрут) патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ, о выявленных недостатках немедленно докладывает в дежурную часть строевого подразделения.
4.3.2. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.
4.3.3. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником дорожно-патрульной службы составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.
Оформление дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.
4.3.4. Сотрудник дорожно-патрульной службы производит задержание автомототранспортного средства в случае управления им:
— лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находятся в состоянии опьянения;
— лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишенным такого права;
— лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами;
— при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда);
— при отсутствии отметки о регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, без государственных регистрационных знаков или с подложными такими знаками.
4.3.5. При задержании транспортного средства сотрудник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др.
4.3.6. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту (описи).
По устранению причин задержания транспортного средства (вытрезвление водителя, предоставление документов, наличие лица, имеющего право на управление данным транспортным средством, устранение неисправностей и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу).
4.3.7. Задержанное транспортное средство передается сотрудником дорожно-патрульной службы по акту в таможенный орган Российской Федерации в случае выявления:
— транспорта в отношении которого имеется решение таможенного органа Российской Федерации о передаче его в собственность государства, либо сообщение о том, что он незаконно оставлен на территории Российской Федерации после выезда владельца;
— водителей, управляющих незарегистрированным в установленном порядке транспортом, у которых отсутствуют свидетельство о регистрации транспортного средства в стране выезда и документ, оформленный таможенным органом Российской Федерации, а также если истек срок действия документа, оформленного таможенным органом Российской Федерации;
— факта отсутствия у водителя регистрационных документов на ввезенное на территорию Российской Федерации (под обязательство обратного вывоза) транспортное средство или истечения срока действия выданных в подразделениях Госавтоинспекции таких документов.
4.3.8. Производит в установленном законодательством порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза в обязательном порядке составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие в совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда предаются также все материалы по данному правонарушению.
Досмотр транспорта, перевозящего опломбированный груз, и вскрытие пломбы осуществляются, как правило, на КПМ и КМП в присутствии водителя или лица, сопровождающего груз, двух свидетелей с последующим опломбированием груза.
4.3.9. Сотрудник дорожно-патрульной службы доставляет граждан в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях:
— управления транспортными средствами без регистрационных документов, документов, подтверждающих право собственности, без документов на право управления транспортным средством соответствующей категории;
— обнаружения следов, свидетельствующих о причастности транспортного средства к дорожно-транспортному происшествию или преступлению;
— управления транспортным средством с подложными номерными знаками;
— обнаружения признаков подделки водительских, регистрационных и других документов, расхождения номеров агрегатов и узлов с записями в регистрационных документах, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
— отсутствия документов на перевозимый груз;
— обнаружения совершенного преступления и задержания лиц, подозреваемых в его совершении;
— совершения правонарушений, связанных со злостным неподчинением законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.
По факту доставления граждан в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел составляется рапорт в двух экземплярах, один из которых с отметкой дежурного о его регистрации выдается сотруднику дорожно-патрульной службы.
4.3.10. Сотрудник дорожно-патрульной службы осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, совершившие преступление, либо водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
Если указанные лица вооружены, то для их задержания через дежурного строевого подразделения или органа внутренних дел вызывается группа со специальным снаряжением и вооружением. До прибытия группы сотрудник должен не выпускать из поля зрения преследуемых и принимать все возможные меры по обеспечению безопасности находящихся в зоне преследования граждан.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник обязан:
— постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
— выбирать скорость движения, исходя их конкретных условий;
— быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
— докладывать дежурному строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения.
4.3.11. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник дорожно-патрульной службы запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.
4.3.12. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ в охранных зонах и соответствием характера этих работ правилам охраны линий связи.
При обнаружении недостатков инспектор сообщает об этом в дежурную часть. До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения. По прибытии с поста обнаруженные недостатки записывает в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 7).
4.3.13. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными водительскими удостоверениями и снятыми государственными регистрационными знаками докладываются по окончании службы руководству строевого подразделения (начальнику Госавтоинспекции ГОРОВД) или в дежурную часть.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные формы и порядок несения дорожно-патрульной службы
Основные формы несения дорожно-патрульной службы:
1. патрулирование на транспортных средствах и вертолетах;
2. пешее патрулирование;
3. несение службы на постах (в том числе стационарных);
4. сопровождение (эскортирование) транспортных средств;
5. осуществление общей и индивидуальной профилактики правонарушений.
Сотрудниками ДПС с использованием транспортных средств может осуществляться гласный, негласный и смешанный контроль выполнения участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения:
1. гласный контроль осуществляется сотрудниками ДПС на транспортных средствах оперативного назначения;
3. смешанный контроль организуется одновременно на транспортных средствах оперативного назначения и транспортных средствах, имеющих обычную окраску.
Решение об осуществлении негласного контроля принимает начальник (командир) строевого подразделения ДПС ГАИ или начальник ОГАИ, о чем делается соответствующая запись в книге постовых ведомостей.
Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи и (или) мобильной связи.
Выполнение обязанностей сотрудниками ДПС с использованием транспортных средств оперативного назначения осуществляется следующими методами:
1. движением в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения);
2. движением впереди потока транспортных средств со скоростью, не превышающей установленную или со скоростью, обеспечивающей безопасность дорожного движения на данном участке дороги (для предупреждения превышения скоростных режимов движения);
3. расположением (остановкой) транспортных средств оперативного назначения у потенциально опасных, не обеспечивающих необходимый уровень безопасности дорожного движения мест (для пресечения нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения);
4. расположением (остановкой) транспортного средства оперативного назначения в местах наилучшей его видимости и обзорности для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением сотрудника ДПС к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования дорожной и оперативной обстановкой.
Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами республиканского значения, имеющими высокую интенсивность движения. С помощью вертолетов осуществляется контроль за обеспечением безопасности в области дорожного движения, оказание скорой (неотложной) медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в организации здравоохранения, сопровождение транспортных колонн, обеспечение безопасности дорожного движения при проведении массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и граждан, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Наряд для вертолетного патрулирования формируются из сотрудников строевых подразделений ДПС ГАИ. В состав наряда должен входить старший инспектор (старший наряда) и, по возможности, медицинский работник. Начальник (командир) подразделения дорожно-патрульной службы сообщает в ОДС подразделения ГАИ на каждые сутки порядок и часы работы патрульного вертолета, маршрут, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
Пешее патрулирование применяется для контроля за дорожным движением на небольших по протяженности (до 1 км), напряженных по интенсивности движения и опасных по обеспечению безопасности дорожного движения участках дорог и осуществляется путем перемещения сотрудника ДПС по краю тротуара (обочине дороги). Место несения службы выбирается с учетом обеспечения личной безопасности и максимальной видимости сотрудника ДПС участниками дорожного движения, возможности для своевременного пресечения им нарушений Правил дорожного движения.
Сотрудниками ДПС осуществляется сопровождение транспортных средств, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь, либо по указанию Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, на основании заявки, подаваемой в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД и других государственных органов, либо в соответствии с программами пребывания (визита) иностранных делегаций, проведения спортивных мероприятий, и другими документами, утвержденными (подписанными) Премьер-министром Республики Беларусь (его заместителями), Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь (его заместителями), Министром внутренних дел (его заместителями).
Основными методами несения службы на постах и маршрутах патрулирования являются:
— предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
— осуществление регулировочно-распорядительных действий.
Предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляет собой воздействие на их поведение присутствием (нахождением) сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем их предупреждения о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения Правил дорожного движения.
Пресечение правонарушений заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий, повреждения элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных законодательством Республики Беларусь мер воздействия.
Контроль за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения осуществляется путем визуального или с помощью технических средств наблюдения за их действиями.
При несении службы на посту, маршруте патрулирования, закрепленном участке сотрудник ДПС осуществляет мероприятия, направленные, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений, которые являются основными причинами ДТП на этом участке дороги за истекший период с учетом сезона года.
Требование об остановке транспортного средства, водитель которого нарушил Правила дорожного движения, должно выражаться путем подачи сигнала жезлом, жестом руки или с помощью громкоговорящего устройства транспортного средства оперативного назначения, на котором может применяться световая и (или) звуковая сигнализация. В темное время суток вне населенного пункта использование транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком обязательно.
Сигналы должны быть понятны водителю и поданы своевременно, чтобы их исполнение не создавало аварийной обстановки.
Сотруднику ДПС запрещается останавливать транспортные средства:
— на участках автомобильных дорог и улиц с ограниченной обзорностью;
— непосредственно перед или после вершин подъема;
— ближе 15 метров перед перекрестками, пешеходными переходами;
— ближе 50метров от железнодорожных переездов;
— на других опасных участках (за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам лиц, находящихся в данных транспортных средствах, или других лиц, интересам общества или государства).
Сотрудником ДПС принимаются меры к остановке транспортного средства в случаях:
— непосредственного обнаружения признаков правонарушения, совершаемого водителем или пассажирами;
— наличия сведений о совершении водителем или пассажирами правонарушения;
— непосредственного возникновения подозрений, либо получения информации по каналам связи, с использованием технических средств, от граждан, или должностных лип об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, об эксплуатации транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, и о других возможных правонарушениях;
— наличия сведений о нахождении транспортного средства в розыске, об использовании транспортного средства в противоправных целях, о наложенном на него аресте, сходства примет с разыскиваемым транспортным средством;
— необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, либо правонарушения, свидетелями которого они являются;
— выполнения решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или временном запрещении движения транспортных средств;
— необходимости привлечения водителя в качестве понятого, а также водителя и (или) транспортного средства для оказания помощи на месте совершения ДТП, доставления пострадавших, работников правоохранительных органов или организаций здравоохранения в случаях и порядке, установленных Правилами дорожного движения;
— необходимости проверки водительских удостоверений, регистрационных документов транспортных средств, а также документов на перевозимый груз и иных документов в период проведения специальных мероприятий.
Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально необходимое время и только после отъезда остановленного ранее транспортного средства. Запрещается одновременная остановка одним сотрудником ДПС более одного транспортного средства, если это не вызвано служебной необходимостью.
При приближении колонн транспортных средств или отдельных транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативного назначения с включенной световой сигнализацией, сотрудник ДПС принимает меры к их безопасному и беспрепятственному проезду.
Транспортные средства оперативного назначения с включенной световой сигнализацией могут быть остановлены в случаях, когда имеются достоверные сведения о том, что указанные транспортные средства похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При выявлении признаков нарушения Правил дорожного движения водителями таких транспортных средств сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств, который передается в ОДС.
Оформление материалов ДТП с участием транспортного средства оперативного назначения, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется на общих основаниях.
Отстранение водителя от управления транспортным средством, осмотр транспортного средства, доставление нарушителя в ОДС ОВД производится в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Физические лица, задержанные сотрудниками ДПС в установленных законодательством Республики Беларусь случаях и порядке на срок свыше трех часов, после оформления протокола административного задержания доставляются в ОДС ОВД.
Сотрудник ДПС вправе производить задержание транспортного средства и доставлять его в ОВД, либо на охраняемую стоянку (осуществлять принудительную отбуксировку при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения) в случае:
— если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 или 18.19 КоАП;
— наличия информации об угоне, хищении, нахождении в розыске, наложении компетентными органами ареста;
— отсутствия у водителя при себе регистрационных документов транспортного средства, либо выявления признаков их подделки и отсутствия возможности незамедлительной сверки идентификационного номера транспортного средства с компьютерной базой данных ГАИ;
— выявления признаков подделки идентификационного номера транспортного средства, либо несоответствия с записью в регистрационных документах;
— в иных предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Беларусь случаях.
При несении службы на посту, маршруте патрулирования, закрепленном участке сотрудником ДПС осуществляется контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог и улиц, исправностью технических средств организации дорожного движения, а также за производством работ на проезжей части. При обнаружении недостатков (неисправностей), угрожающих безопасности дорожного движения, он сообщает об этом в ОДС и, при необходимости, осуществляет регулирование дорожного движения путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, а также принимает иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Оставлять пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС имеет право только с разрешения или по указанию начальника ГАИ, начальника (командира) строевого подразделения ДПС ГАИ, его заместителя, либо лиц, их замещающих, и ОДС в случаях:
— принятия неотложных мер по устранению препятствий для дорожного движения либо иной опасности для движения;
— преследования, задержания и доставления в ОДС ОВД лиц, совершивших правонарушения;
— доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
— оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам ОВД;
— оказания помощи пострадавшим в ДТП, при несчастных случаях и других чрезвычайных ситуациях;
— охраны места правонарушения;
— принятия мер к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— принятия пищи в установленное время.
Во время несения службы на транспортных средствах оперативного назначения запрещается:
— перевозить посторонних лиц и грузы, за исключением задержанных лиц, лиц, доставляемых в организацию здравоохранения для оказания им скорой (неотложной) медицинской помощи, либо для освидетельствования;
— оставлять транспортное средство без принятия мер по предотвращению его угона;
— самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, отступать от требований Правил дорожного движения, в том числе указанных в пункте 25 Правил дорожного движения, если это не вызвано служебной необходимостью;
— передавать управление транспортным средством оперативного назначения посторонним лицам и сотрудникам ОВД, не закрепленным за ним;
— оставлять без присмотра в транспортном средстве задержанных лиц.