такая странная жизнь дзен
Сколько я заработал на «Яндекс-дзене»
И почему бросил успешный канал
Я всегда хотел вести популярный блог.
В 2018 году я учился в одиннадцатом классе и искал подработку. По русскому и литературе у меня были пятерки, и я мечтал писать тексты.
Я узнал, что можно завести блог в «Яндекс-дзене» и писать туда статьи на любые темы. А «Дзен» будет размещать в них рекламные блоки и платить за это. Идея мне понравилась. К тому же я уже вел блоги в соцсетях, хоть их никто и не читал.
Мой первый канал в «Дзене» оказался неудачным. А вот со вторым, в 2019 году, повезло больше. Я раскрутил его и почти год получал деньги от «Дзена», а дополнительно зарабатывал на рекламных статьях.
Расскажу, что такое «Яндекс-дзен», как и сколько я там зарабатывал и почему в итоге бросил.
Как работает «Яндекс-дзен»
Я почитал в интернете, что такое «Дзен», кто там может стать автором и какие на «Дзене» требования к статьям. А потом разобрался в системе гонораров и показателях хорошего канала.
Что это такое. «Яндекс-дзен» — это сервис, который предлагает пользователям Яндекса разные статьи. Он анализирует их поисковые запросы и подбирает статьи на схожие темы. Например, если вы искали что-то про политику и про ЕГЭ, «Дзен» предложит почитать о выступлении президента и о том, как сдать математику без репетитора. Статьям можно ставить лайки, дизлайки и писать комментарии — так сервис поймет, что вам рекомендовать, а что нет.
Подборка статей называется лентой. В ней читатель видит только заголовки и обложки статей. Кликнув на них, он попадает на сайт, где эта статья опубликована, или в чей-то дзен-канал. Канал — это по сути блог: его может создать любой пользователь Яндекса.
Если канал нравится, на него можно подписаться — и новые статьи оттуда будут появляться в вашей ленте.
Как стать автором «Дзена». Любой пользователь Яндекса может завести сколько угодно каналов. Неважно, сколько вам лет, какое у вас образование и как вас зовут — канал можно вообще вести анонимно.
Первую статью можно опубликовать хоть через год, хоть сразу после того, как создадите канал. Кто-то пишет статьи по пять раз в день, а кто-то — раз в полгода. Темы авторы придумывают сами и ни с кем их не согласовывают. Редакторов, которые отругают за ошибки или заставят переписывать, на «Дзене» нет.
Требования к статьям. Перед тем как опубликовать статью, нужно прочитать требования к контенту. Качественными считаются оригинальные статьи с глубокой проработкой материала и экспертной подачей.
Нельзя дублировать чужие статьи, фото и видео из интернета, материться и публиковать откровенные материалы. Запрещено нарушать законы РФ: разжигать ненависть по национальному признаку, рекламировать азартные игры или сигареты.
Одно из самых частых нарушений — кликбейт. Это заголовок, который грубо манипулирует читателем и вынуждает кликнуть на статью. Но без кликбейта в «Дзене» сложно — об этом я расскажу дальше и приведу пример такого заголовка.
За нарушение правил «Дзен» может заблокировать статью и не показывать ее в лентах. А может сделать так и со всем каналом.
Нарушения фиксируют не люди, а электронные алгоритмы. Уведомления о выявленных нарушениях появляются в личном кабинете и приходят на почту. Но иногда алгоритмы ошибаются, тогда можно написать в поддержку «Дзена» — все перепроверят живые модераторы. Последнее слово всегда за ними.
Как зарабатывать на «Дзене»
Сначала автор пишет бесплатно, потом начинает получать гонорары. Это называется монетизацией. До монетизации канал называется новичком, а после — мастером.
Сейчас, чтобы канал вышел на монетизацию, статьи должны набрать 10 000 минут просмотров за неделю. До апреля 2020 года было другое условие: 7000 дочитываний за неделю. То есть 7000 человек должны были провести на странице от 40 секунд. Мой канал монетизировался на таких условиях, поэтому писать я буду о них.
Деньги начисляются каждый день в два часа ночи по московскому времени. Любую сумму можно вывести на «Яндекс-кошелек». Это официальный доход: «Дзен» работает с авторами по оферте, платит налоги и страховые взносы. Но можно перейти на режим для самозанятых и делать это самому.
«Карма» и бонусные показы. Качество канала определяет особая метрика — «Карма». Она учитывает оригинальность, качество, вовлеченность аудитории, развитие канала и влиятельность.
«Карму» начисляют и каналам-новичкам, и мастерам. Она измеряется по 100-балльной шкале. Если не опубликовать хотя бы 3 статьи за неделю, она обнулится. А за высокую «Карму» «Дзен» награждает бонусными показами. Это когда статью можно дополнительно показать в лентах.
Бонусные показы можно тратить сразу, а можно копить и использовать, когда канал просядет в просмотрах
Мои каналы
У меня было два канала на «Яндекс-дзене». Первый так и не монетизировался, а второй стал успешным.
Неудачный канал я завел в 2018 году, когда учился в одиннадцатом классе. Писал там обо всем, что мне нравилось: о философии, литературе, саморазвитии, финансах, музыке. Друг за другом у меня шли статьи про группу «Аквариум», про то, как высыпаться и как применять в жизни философию Марка Аврелия.
Успешный канал я завел через год — в 2019 году. Я уже поступил в университет, и у меня было много свободного времени. А устроиться на постоянную работу я не мог из-за занятий.
У моего друга был телеграм-канал о политике, экономике и образовании, но его никто не читал. Друг предложил мне создать блог на «Дзене» и дублировать там его статьи, а заодно писать свои. Так мы и сделали. В каждую статью добавляли ссылку на телеграм-канал друга — получалась бесплатная реклама.
Об этом канале я и буду дальше рассказывать.
Как я раскручивал канал
Писал часто и коротко. В телеграм-канале друга был большой запас статей, и я публиковал их по 1—2 раза в день. С первым каналом у меня такой возможности не было.
Статьи были короче, чем на моем первом канале, — в среднем 3000 символов с пробелами. Я понял, что это идеальный объем, чтобы читатель дочитал статью до конца и не устал.
Экспериментировал с заголовками. В личном кабинете я следил за индикатором CTR. Он показывал, как часто люди кликают на статью в ленте. Чтобы рассчитать CTR, алгоритм «Дзена» делил число кликнувших на число тех, кто просто видел статью в ленте. Мой CTR был 0,5%. То есть из 10 000 увидевших только 5 человек открывали статью.
Я стал искать причину низкого CTR. Читатели видели в ленте карточку с обложкой, заголовком, названием канала и коротким описанием — я понял, что их надо менять. В обложках я не разбирался и просто находил на бесплатных фотостоках близкие по теме картинки. Переименовывать канал я не хотел, а короткое описание вряд ли вообще кто-то читал. И я решил экспериментировать с заголовками.
Я прочитал в интернете статьи о цепляющем заголовке. И если после выпуска у статьи был низкий CTR, быстро менял заголовок на более привлекательный.
Например, заголовок «Минусы болонской системы образования» передавал суть, но не привлекал внимание. Я добавлял детали: «5 минусов болонской системы образования, о которых вы не знали». Такой заголовок обращался к читателю, и тот понимал: раз минусов всего пять, то статья короткая — можно и прочитать. CTR повышался.
Я продолжал эксперимент и менял заголовок на «5 неочевидных минусов болонской системы образования, которые сломают жизнь вашему ребенку». Теперь заголовок был адресован родителям, давил на их болевую точку, а слово неочевидных повышало любопытство. Статью открывали чаще, но «Дзен» мог посчитать заголовок кликбейтом. Я рисковал, но иначе было трудно привлечь к статье внимание.
Отвечал на комментарии. «Дзен» чаще показывал статью в лентах, если ее активно комментировали. Поэтому я отвечал на каждый комментарий и провоцировал обсуждение.
Большинство комментариев были негативные. Люди приходили выпустить эмоции и оскорбляли героев статей. Как-то я похвалил в статье ректора московского вуза, а в комментариях его обозвали агентом Госдепа, рептилоидом и кровопийцей, развалившим российское образование. Но сначала я был не против такого, ведь это приносило мне трафик.
Репостил статьи в соцсетях. Я публиковал ссылки на статьи в группе друга во «Вконтакте» и на личной странице. Чем больше было переходов, тем чаще алгоритм показывал статьи в лентах.
Как я получал деньги
После выхода на монетизацию я заполнил анкету и указал паспортные данные, адрес, СНИЛС и ИНН. Еще я загрузил фото первой страницы паспорта, страницы с пропиской и СНИЛС. Это понадобилось, чтобы Яндекс мог платить за меня все необходимые взносы.
В два часа ночи на канале обновлялся баланс. Он показывал деньги на балансе на момент позавчерашнего дня. Например, 2 мая был виден баланс на 30 апреля.
Вывести деньги я мог только на «Яндекс-кошелек». Мне это не нравилось — я хотел выводить их на карту Тинькофф-банка, но Яндекс брал за это комиссию: 15 Р + 3% от суммы перевода. Поэтому я оставлял деньги на «Яндекс-кошельке» и платил в магазинах виртуальной картой «Яндекс-денег». Мог еще заказать пластиковую карту и снимать с нее наличные, но не стал.
Как я участвовал в программе «Нирвана»
После монетизации канал стал резко расти. Статьи каждый день набирали по несколько тысяч дочитываний, и появлялись по 5—10 новых подписчиков. Когда их стало 500, я подключился к программе «Нирвана»: «Дзен» активнее продвигал статьи ее участников.
Участвовать могли только каналы с монетизацией. Нужно было набрать от 500 подписчиков, сделать хотя бы 3 публикации за последний месяц и подать заявку. Еще месяц модераторы «Дзена» проверяли, соответствуют ли статьи правилам и насколько они качественные.
На моем канале было много кликбейтных заголовков, и я не надеялся, что меня возьмут в «Нирвану». Но меня взяли, и канал стал развиваться еще быстрее. За 6 месяцев число подписчиков выросло с 500 до 3000, а статьи дочитывали уже десятки тысяч человек. Но доход вырос только до 350—400 Р в сутки, то есть канал приносил 10 500—12 000 Р в месяц.
за год заплатил мне Яндекс за статьи на «Дзене»
Как я размещал рекламу
Я решил писать за деньги рекламные статьи на своем канале. Так можно, если они соответствуют теме канала и полезны читателям. Еще перед публикацией нужно поставить галочку, что материал партнерский.
Я заметил, что рекламные посты «Дзен» продвигает плохо: на них редко кликают и плохо дочитывают. Поэтому перестал надеяться на этот вид заработка.
Почему я бросил свой канал
Когда каналу исполнился год, я решил больше им не заниматься. Вот главные причины.
от дохода канала я платил авторам
Но я все равно тратил на «Дзен» по 2—3 часа в день и понимал, что для моего дохода это нерациональная трата времени. К тому же я слишком много думал о статистике, комментариях и прогрессе канала, а это мешало учебе и жизни.
Плюс я постоянно боялся, что «Дзен» посчитает заголовок кликбейтом, найдет в статье оскорбления, спам и заблокирует канал.
Нечестная конкуренция. На «Дзене» каналы конкурируют с новостными сайтами и крупными медиа. У меня нет команды дизайнеров и копирайтеров, а значит, меньше шансов привлечь внимание.
Агрессивная аудитория. Я устал от ненависти и оскорблений в комментариях и стал бояться за свою психику. Подписчики канала не знали, как меня зовут, но я до сих пор боюсь, что они как-то найдут меня в соцсетях.
Что сейчас с моим каналом
Я передал канал своим авторам, но они продолжали платить мне 20% дохода — 2000—3000 Р в месяц. Канал развивался: когда я ушел, у него было 3000 подписчиков, а через 3 месяца стало 5000. Но пока я писал эту статью, канал все-таки заблокировали за кликбейт и спам. Теперь новые статьи не появляются в лентах, а в публикациях отключили рекламные блоки. Канал больше не приносит денег.
А я устроился на работу: веду на «Дзене» канал одной компании. На собеседовании я просто рассказал о своем опыте, и меня взяли. Теперь мне платят фиксированную зарплату, и я не забочусь о дочитываниях и кликах на рекламу. Я делаю стандартные, но хорошие статьи и не пишу про всякий треш. А хейтеры в комментариях плюются ядом не в мой адрес, а в адрес компании, на которую я работаю.
Сто раз пожалела, что завела блог на Дзене. Яндекс-дзен или белый шум? Пишу с января 2021. Обновляю наблюдения
Услышала я о такой штуковине, как Яндекс-Дзен. Платформа для ведения блогов, да еще и подзаработать можно. Что ж, писать люблю, некоторое время даже зарабатывала этим. К тому же.
Всегда хотелось попробовать себя в блогах
Как-то писала статьи на заказ, подзаработала гораздо больше, чем здесь. Но хотелось чего-то, именно для души, общения по интересам.
Авось, получу свои 5-10 тысяч в месяц. Это было мое скромное ожидание для начала. Или минимум, за который готова отсылать свои паспортные данные) С осторожностью отношусь к этому.
Первое время писала по 1-2 статьи в день, иногда пропускала день. Возможно, моя ошибка была в том, что чуть отошла от тематики. Возможно, надо было писать только о путешествиях, и точка. Но рассчитывала на формат личного блога, где делюсь своим опытом и интересами.
Для меня это стало первым минусом
Согласитесь, есть в этом какая-то несправедливость, соревноваться количеством и качеством контента с работниками, которые сидят весь день, только блог и ведут, да еще и получают за это зарплату.
Либо сделали блог своей работой, но тематически мне такое встречалось редко. Чтобы писал специалист по теме, для себя.
Далее все пошло вроде бы хорошо.
И всё. Просмотры грохнулись, обрушились с треском
Карма тоже обвалилась где то с 40 до 10. Но начала писать статьи, она довольно быстро восстановилась, недели за 2. Но не минуты.
То время, что потратила на Дзене оцениваю тысяч на 8-10. До подключения монетизации не дошла.Читала отзывы, что дойти до монеты сейчас стало труднее, нужно до полугода. Ну, даже не знаю. Время покажет.
Да, вот так. Например, статью о моем личном исследовании качества водопроводной воды. С наглядными фото. Или статью о поездке на машине на юг. О старинных кораблях, которые нашли в небольшом городке, о которых почти никто не знает. Ведь интересно?
Пробовала снимать видео, и серьезные, и не очень. Просмотры после видеороликов, кстати, хорошо растут. Показалось, даже не важно, какое видео. Лишь бы по теме и ничего не нарушало.
На канал почти за 3 месяца подписалось 20 человек (на момент написания отзыва). Что очень приятно. Потихоньку идут лайки, рада, что кому-то нравятся мои статьи. Эх, еще бы показывали их побольше)
Белый шум, желтуха и залипание на Дзене
К тому же это дикий пожиратель времени. Подглядывание за чужой жизнью и смакование конфликтных ситуаций. Если нечего делать, можно читать, вместо тв.
Много непонимания, негатива и агрессии в комментариях. Нецензурную лексику блогеры трут, если успевают, но как-то так.
Отдельно стоит упомянуть личные блоги, бывают интересные. Но. начинается все красиво, потом идет трэшак (который читатели Дзена просто обожают), потом выставляется карта для помощи в трудной жизненной ситуации.
Я не осуждаю этот момент, все под Богом ходим и никто не знает, куда придется обращаться за помощью. Но он просто резанул глаза.
Много просьб о помощи от людей, кто действительно болеет. Много информации о проблемах нашей медицины. Для кого-то это действительно шанс на помощь. Накатывает некоторая депрессуха, если долго там сидеть.
Все же хочется надеяться на хорошее, на успешный самостоятельный заработок.
К счастью, встречала и хороший материал, познавательный, содержание которого запомнила легко.
Помимо всего прочего, блог может что-то нарушить на Дзене, и ты узнаешь это задним числом и можешь не сразу понять, что ты нарушил. Блог просто ограничат в просмотрах.
Искусственный интеллект на Дзене
В описании площадки сказано, что популярность статей на Дзене определяется с помощью алгоритмов на основе искусственного интеллекта. Не дословно, примерно.
Судя по всему, искусственный интеллект безразличен к добру и злу. А также к реальной полезности информации. Спрос здесь определяет предложение, люди сами решают, что хотят читать. У меня остался лишь вопрос, зачем. И куда идет Дзен такими темпами.
Кстати, Айреку на мой взгляд сильно помогло то, что отключили от отзывов возможность минусовать. Помню, собирались группки и минусовали против кого-нибудь. Может, и Дену поможет, однако там все сложнее.
Так или иначе, формат Дзена представлялся мне по-другому
Не знаю, что и делать. Потрачено время. Статьи написаны и выложены на площадке. Есть много того, что еще не выложено.
Раньше задумывалась о блогах, о той же площадке жж. Показался громоздким ее интерфейс, не понравилась чисто внешне. Вот теперь думаю, может зря.
Таков мой опыт на Дзене
Ставлю рекомендую, но, скорее, просто время провести.
Также блог хорошо подойдет для продвижения своих товаров и услуг.
Шанс заработка, если взяться, все равно есть.
Обновляю сентябрь 2021
Решила поделиться своими наблюдениями. Блог я подзабросила, единственно, он остался как записная книжка для публикации рецептов, понравившихся мне. Пока у меня нет принтера) Ну и прочих полезностей, также, для продолжения изучения тенденции Дзена. Потому что. есть желание завести второй блог, но, все описанное уже будет касаться непосредственно моей жизни, действительно интересного опыта из определенной сферы.
Но. пока что выступают против члены моей семьи, да и сама считаю, что данные события должны «отстояться». То, что задевает за сердце не так просто выложить в интернет на всеобщее обозрение, даже ради денег. Но там не только деньги, социально значимые вещи. Плюсом напрягает тот самый дзеновский фильтр-позитивчик (мол держим курс на позитив, ведь у нас в стране нет проблем и все хорошо, слова там всякие запрещены, типа страх, боль), наверное, потренируюсь в старом блоге.
К тому же, затеяли ремонт и пишу из комнаты, наполовину пустой, наполовину заваленной разобранной мебелью. Как дойдет до пыльных работ, похоже буду занята частым мытьем полов и будет не до интернета)
На Дзене постоянно наблюдаю следующую тенденцию.
Но одни и те же статьи, с обновленными датами и заголовками с переставленными словами бросаются в глаза.
Интересовалась у блогеров в плане заработков, и всей этой возни с документами и самозанятостью. Довольно популярные блогеры-середнячки (популярная тема, хорошая частота текстов 2-4 раза в неделю) зарабатывают. 1-3 тысячи. Если бросаешь писать заработок стремится к нулю.
Ищу другую площадку для блога, буду рада советам.
Почему Дзен это самая эффективная психотерапия?
Oct 25, 2017 · 13 min read
Когда однажды одного учителя дзен спросили, что такое дзен, он ответил: «Ваши повседневные мысли».
Дзен — форма буддизма, но он не имеет своей философии. Главной отличительной чертой дзен является его метод, естественно выросший на основе его отношения к жизни и Истине, как проявлению жизни.
Дзен ухватывает глубочайшую суть жизни самым решительным и непосредственным образом. Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя, но человек не станет жить в абсолютной гармонии с природой. Поскольку гармония и жизнь несовместимы.
Обычно, в дзен считают, что в сознательной жизни мы избрали неверный путь излишнего умствования.
Мы производим на све т идеи, чувства и слова, принимая их за действительность. Они так глубоко укоренились в нашей природе, что мы не мыслим жизни без них.
Что такое Дзен
Давным-давно санскритское слово «дхьяна » (созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) китайцы транслитерировали как «чаньна », затем сократили до «чань », которое в японском стало произноситься как «дзен ».
Дзен не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей.
Последователи дзэн могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзен не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение.
В таком случае, если бы вы спросили, чему учит дзен, ответом могло бы быть, что он ничему не учит.
Какие бы учения ни содержались в дзен, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзен только направление движения.
Основными принципами школы дзен являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и пробудишься » и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки ».
Что такое религия дзен?
Дзен это не религия, так как в дзен нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов.
Дзен обычно свободен от догматических и религиозных затруднений.
Набожный человек может быть потрясен, услышав, что в дзен нет Бога, но это не значит, что дзен отрицает существование Бога.
Дзен не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.
Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога и не утверждает его существования. Дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.
Познать Дзен
«Однажды вечером наставник прохлаждался на веранде. Я вновь принёс ему свои стихи, посвящённые просветлению, и он заявил: „Неразбериха и бессмыслица!“ Я, дразня его, также выкрикнул: „Неразбериха и бессмыслица!“ Он схватил меня, нанёс мне двадцать-тридцать ударов кулаком и вышвырнул с веранды. Я упал в грязь, почти потерял сознание, и все мои мысли улетучились. Я не мог шевельнуть ни ногой, ни рукой. А наставник стоял на веранде и громко хохотал».
Познать дзен это — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на свой ум, чтоб он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзен-буддизма.
Поэтому дзен — это нечто большее, чем медитация. Практика дзен имеет целью открыть око души — и узреть основу жизни.
Как познать дзен?
Размышления — это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. О чем размышляют птицы поднебесные? О чем размышляют морские твари? — Они летают, они плавают. Разве этого не достаточно?
Вот что говорит дзен: « После того, как все вещи сведены к единому, к чему тот единый может быть сведен?» дзен ставит целью освободить ум от всяких препятствий. Даже сама идея единства и целостности является препятствием или капканом, который угрожает естественной свободе духа.
В дзен достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся теплу. Все наши теории далеки от реальности.
Дзэн должен быть неуловимым в отношении своих внешних аспектов. Иначе мозг создаст конструкт, которым заменит дзен. Если вы думаете, что уловили дзен, то знайте, что это уже не дзен. Издали он кажется легкодоступным, но как только вы подойдете к нему, вы увидите, что он отдалился от вас еще больше.
Уникальность дзен в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума. Обычный мистицизм страдает излишней импульсивностью и оторванностью от нашей повседневной жизни.
Дзен простыми словами
Дзен проявляется в самой обычной и неинтересной жизни простого человека, погруженного в шум и сутолоку. Дзен предлагает систематическую тренировку ума и учит видеть нечто даже в этом кипучем котле. Он открывает человеку величайшую тайну жизни в ее ежедневном и ежечасном проявлении. Сердце человека начинает биться в такт с сердцем вечности.
Здесь и Сейчас в Дзен
Какой бы вопрос о дзэн ему ни задавали, Гутэй просто показывал средний палец. Однажды у него был прислужник, которого посетитель спросил: “Что главное в учении Мастера?” Мальчик показал ему палец. Увидев это, Гутэй отсёк ему палец ножом. Когда мальчик, крича от боли, бросился вон из комнаты, Гутэй окликнул его. Когда мальчик повернул голову, Гутэй показал ему палец. Мальчик попытался сделать то же самое, но отрезанным пальцем это сделать как-то не вышло. Тут-то он внезапно достиг просветления. Перед смертью Гутэй сказал собравшимся монахам: ”Я получил свой дзэн одного пальца от Тэнрю. Я пользовался им всю жизнь, но он так и не исчерпался.”
Здесь и сейчас — это самое важное ключевое слово: Самое главное — это настоящее. У большинства из нас есть склонность со страхом думать о прошлом или будущем, вместо того чтобы посвятить всё своё внимание текущим действиям, словам и мыслям. Ты должен полностью быть в каждом движении: сосредоточиться Здесь и Сейчас — это то, чему учит нас дзен. Настолько же центральным является также и выражение «просто только сидеть», «без интереса, без цели и стремления к выгоде».
Совершенно не обязательно ехать в Японию, чтобы найти аутентичное учение дзен. Истинный дзен — это здесь и сейчас, в нашем теле и нашем уме. При правильной позе и дыхании ум найдёт путь назад к своему нормальному состоянию.
Обычно мы видим иллюзию на одной стороне и пробуждение (сатори) на другой. Но что такое сатори? Сатори — это не какое-то особенное состояние, а возвращение человека к своему нормальному, изначальному состоянию, возвращение к нему каждой клеткой своего тела.
Сатори нельзя запихать в какую-нибудь категорию и нельзя понять умом. Язык не может описать его.
Бессмысленно имитировать других. Начальные условия и окружение ведут к различиям между нами.
Исходя из этой точки нужно — здесь и сейчас — создавать самого себя и достичь наивысшего воплощения жизни. Если у нас есть цель, то мы не двигаемся вперёд — если у нас её нет, то мы понимаем, что мы НИЧТО. И тогда можем успокоиться.
Дзадзэн практика
Сидячая медитация называется дзадзэн.
Даже если то место,
где мы практикуем углубление,
очень маленькое,
оно всё же содержит в себе всю вселенную.
Даже если наш ум ограничен,
он всё же содержит в себе
безграничность.
Секрет дзен состоит в том, что во время практики нельзя хотеть достичь чего-либо, чем бы это ни было.
Техника медитации Дзен
Всё, что ты делаешь на протяжении дня, может быть практикой. Если ты здесь и сейчас и получаешь удовольствие от нахождения в своём теле.
Дзадзэн дыхание
Дыхание играет очень важную роль. В первую очередь дыхание стремится создать медленный, естественный и наполненный силой ритм.
Если сконцентрироваться на пластичном, длинном и глубоком выдохе и направить внимание на позу, то вдох произойдёт совершенно естественным образом.
Воздух выходит тихо и медленно, в то время как давление, созданное за счёт выдоха, энергично опускается в живот.
Ты «нажимаешь на кишки» и таким образом создаёшь целительный массаж внутренних органов.
Мастера дзен сравнивают дыхание дзен с мычанием коровы или выдохом малыша, кричащего сразу после рождения.
Поза ума
Правильное дыхание может произойти только из правильной позы.
В то же время поза ума естественным образом происходит из глубокой концентрации на позе тела и дыхании.
Тот, у кого есть ДЫХАНИЕ, живёт долго, интенсивно и счастливо.
Практика правильного дыхания позволяет разрешить всё нервное напряжение. Мозговое кровообращение улучшается интереснейшим образом.
Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга.
Настолько хорошо снабжённые кровью, они пробуждаются от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.
Ты бессознательно думаешь всем телом, любая двойственность, все противоположности преодолены, без того, чтобы ты напрягался.
Так называемые примитивные народы сохранили свои глубокие слои мозга в очень активном состоянии.
Тем, что мы создали наш вид цивилизации, мы хотя и развили, утончили и усложнили наш интеллект, но забыли связанные со внутренним центром мозга силу, интуицию и мудрость.
Именно поэтому дзен имеет очень большую ценность для современных людей.
Во время практики нужно позволить всем картинкам и мыслям, которые выходят из подсознания, пройти мимо, как облакам на небе — не сопротивляясь им, не цепляясь за них.
Всё проходит мимо как тени перед зеркалом — вытекает из подсознания, возвращается и в итоге исчезает.
Таким образом доходят до глубокого подсознательного, которое не имеет мыслей, за пределами всего мышления, истинная чистота.
Дзен заключается именно в этом одном деле усилия и повтора — как сама жизнь.
Десять быков Дзен
Продвижение практикующего дзен по пути к просветлению, начиная с его первых шагов, и последующее возвращение в общество людей, представлены в знаменитых десяти изображениях поиска быка.
В этих десяти изображениях поиска быка, сопровождаемых стихотворением, прослеживается 10 этапов становления в практике дзен и иной духовной практике.
Однако, как обычно, опыт некоторых практикующих может отличаться.
1. Поиск быка.
На пути его встали высокие дикие травы,
Стремнины и горы, дороги не видно конца,
Силы и дух уже на исходе, а поиски все же бесплодны,
Лишь среди шелеста трав слышится пенье цикад.
На этом этапе подвижник полон досады, беспокойства. Он вдруг замечает, что у него теперь стало больше проблем, чем было до начала его духовного подвижничества.
2. Напал на след.
У стремнин, на краю леса много следов.
Даже дикие травы не могут их скрыть до конца,
Даже далеко в горах, в самых глухих местах,
Небесное покрывало не застит ему глаз.
Неустанно трудясь, подвижник постепенно успокаивает своё омраченное сердце (сознание). Он убежден, что, успокоив своё заблудшее сердце, он даст проявиться собственной природе быка.
3. Чувствую быка.
Жёлтые иволги радостно поют на ветках,
Греет солнце, дует ласковый ветер, и зеленеет ива,
Вот он бык, ему нигде не скрыться,
Лишь головы не видно, что делает картину неполной.
4. Ловлю быка.
Со всем рвением берись за поимку быка,
Он силён, могуч, сдержать его трудно,
Он то подымается к горной вершине,
То спускается в смрад городского загона.
5. Смиряю быка/Выпасание быка (меньше ошибок, меньше дисциплины, бык становится кротким и послушным).
Держи при себе постоянно кнут и верёвку,
Иначе бык снова скроется за облаками пыли.
Объезжай его до тех пор, пока не станут повадки чистыми и кроткими,
Даже без узды он должен повиноваться.
6. Еду на быке.
Возвращаешься верхом на быке с думами о доме,
Звуки свирели несутся навстречу вечерним облакам,
Если не цените музыку, зачем срываться на окрик?
7. Бык остался позади, человек остался.
Пастух вернулся в свой дом в лесу,
Быка не видно, а сам человек не думает вставать,
Солнце уже высоко а тот всё отдыхает,
Его кнут и верёвка висят в пустом доме.
8. И бык, и Я остались позади (ум свободен от всех ограничений).
Кнут с веревкой, бык с пастухом оказались одной пустотой.
Кто поверит, что синее небо вокруг лишь одна пустота?
У горящей печи тает снег не спеша,
Лишь добравшись сюда патриархов увидите вы.
9. Достиг источника.
А к истокам возврат, как похоже, уже ничего не сулит.
Всё спокойно по дороге назад, будто слеп ты и глух.
В самом храме ничто не волнует твой взгляд.
Неожиданно вдруг зажурчала вода и цветы зацвели.
10. Вернулся с дарами в мир (распространение просветления среди людей).
Ты на торжище ступишь, весь грязный, босой,
Грудь открыта, но смотришь с улыбкой на всех;
Нет нужды теперь в чуде святых и богов,
Даже куст, что засох, ты заставишь цвести.
Этот образ выражает невинность и естественность, простоту и спонтанность, проявление чудодейственных сил, которые не зависят от формы и облика, от мирских привычек. Этот образ представляет существо, свободное от мирского, но не презирающее мирское вступившее в мир, но оставшееся непривязанным ни к одному из его признаков. Оно полно великого раскрепощения, великого сострадания и великих чудодейственных сил. Дзен-буддизм не занимается магией, но вы можете полностью избавиться от пут неведения, освободившись тем самым от привязанности к себе, скверне и чистоте и иных двойственных признаков, чтобы достигнуть глубины спонтанности.
История Дзен
Мастер Риндзай пришёл с учениками в Киото и остановился в придорожном святилище, где стояли несколько деревянных статуй Будды. Время было осеннее, шёл дождь, все вымокли и продрогли. Риндзай взял одну из статуй, расколол её и развёл костёр. — Учитель! — начал срать кирпичами один из учеников, — ты же сжёг Будду! Риндзай не ответил и стал копаться в золе. — Что ты ищешь, учитель? — спросили ученики. — Кости! — ответил он. — Какие же кости у деревянной статуи? — удивились ученики. — Ах, так их нету? — удивился в ответ Риндзай — тогда давайте-ка сожжём ещё парочку статуй и как следует согреемся!
Книги про Дзен буддизм
“Практика Дзэн” Секида Кацуки
“Практика Дзэн” Секида Кацуки — единственное в своем роде пособие по практике дзадзэн, без которой невозможно достичь совершенства. Читать
“Железная флейта ( 100 коанов дзэн).”
“Железная флейта” (100 коанов Дзэн) — это сборник коанов (притч), работа над которыми является составной частью дзэн-буддийской медитативной техники школы Сото. Читать
“Мумонкан. Застава без ворот. Сорок восемь классических коанов дзэн.” Блайс Р.
Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р.Х. Блайса. Читать
“Луна в капле росы.( Избранные произведения мастера Дзэн Догэна) “.
Эйхэй Догэн (1200–1253) — японский мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото.
Главную часть этой книги составляют двадцать эссе из труда всей жизни Догэна — “Себогэндзо”, или “Сокровищница Глаза Истинной Дхармы”. В нее включены также четыре важных текста, первоначально написанные в виде самостоятельных трудов, а также избранные стихотворения Догэна. Читать
“Сознание дзэн, сознание начинающего.” Сюнрю Судзуки
Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего», обращена к тем, кто серьезно интересуется японским буддизмом и практикой медитации дзадзен. В основу книги положены беседы известного наставника дзен Сюнрю Судзуки с группой его американских учеников. Читать
“Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзэн Банкэя”
Дзэнский мастер Банкэй Ётаку (1622–1693) жил в период расцвета японской культуры при Токугава. При жизни он запрещал своим ученикам записывать его изречения. Но каким-то образом до наших дней все же дошло его учение, дзэн Нерожденного. Нерожденное присуще нам всем, нужно только уметь пребывать в нем, жить в нем. Читать
“Основы дзэн-буддизма.” Дайсэцу Тайтаро Судзуки
В молодые годы автор жил в качестве мирского ученика в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. За выдающиеся заслуги и вклад в области религии, а также за популяризацию японской культуры за рубежом он был награжден императором Японии в 1949 году медалью и избран членом Японской академии. Читать
“Поиск. Беседы о десяти быках дзен.” Бхагаван Шри Раджниш
В этой книге Ошо представляет свое толкование знаменитых буддийских изображений десяти быков дзен, выполненных в XII веке китайским дзен-мастером Хакуаном и остающихся сегодня одними из самых загадочных рисунков восточной культуры. Читать
“Дзен в искусстве стрельбы из лука.” Ойген Херригель
Немецкий философ О. Херригель (1884–1955), который работал в Японии и для постижения дзэн осваивал искусство стрельбы из лука, рассказывает о своем собственном опыте. Он знакомит западного читателя со странной и кажущейся недоступной формой восточного мировоззрения. Записки из наследия О. Херригеля, включенные в это издание, дадут ответы на многие вопросы, которые возникнут у человека, сделавшего попытку проникнуть в дух великого учения. Читать
“Дзен и фехтование. ”Судзуки Дайсэцу Тэйтаро
Книга известного японского философа и психолога, популяризатора дзен дает представление о связи духовной практики, философских и религиозных понятий дзен с искусством фехтования мечом. Читать
“Энциклопедия дзэн.” Вон Кью-Кит
Автор прослеживает историческое развитие дзэн от его зарождения в Индии, расцвета в Китае и до распространения и небывалой популярности в Японии и Вьетнаме.
Но, кроме познавательной ценности, книга имеет неоценимое практическое значение, поскольку содержит советы и упражнения, способствующие укреплению духа и физического здоровья, что так необходимо в повседневной жизни. Читать
“Посыпание Будды пеплом.(Учение Дзен Мастера Сеонг Сана).” Митчел Стефан
Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сана в Америке диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти. Читать
“Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.” Ринпоче Мингьюр
В своей книге известный тибетский мастер Мингьюр Ринпоче, объединяя древнюю мудрость буддизма с последними открытиями западной науки, показывает, как вы можете жить более здоровой и счастливой жизнью при помощи медитации.
Нам всем хочется знать, как испытывать больше радости и удовлетворения в повседневной жизни. Одни из нас в этом поиске обращаются к достижениям современной науки, медицине, исследованиям роли гормонов, сканированию мозга, тогда как другие выбирают религию и духовную практику. Но разве эти два подхода действительно являются взаимоисключающими?
Недавнее исследование воздействия медитации на человеческий мозг показало, что во время сеанса медитации у основного испытуемого нейронная активность в зоне мозга, связанной с ощущением счастья, увеличивалась на 700%! Этим испытуемым был всемирно известный буддийский лама и монах Йонге Мингьюр Ринпоче, лично выбранный Его Святейшеством Далай-ламой для участия в медицинских исследованиях эффектов медитации в Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга Университета Висконсина. Читать