Пресс секретарь что за должность
Пресс-секретарь: кто это и в чем суть его работы
Пресс-секретарь — это тот, кто отвечает за связь общества и СМИ со своей компанией.
От его работы зависит, какая официальная информация будет представлена в средствах массовой информации, и какие акценты будут расставлены в новостных материалах.
Пресс-секретарь — кто это?
Пресс-секретарь — это новая профессия, которая возникла в конце XX века.
Изначально этот специалист лишь освещал события, происходящие в организациях и учреждениях. Со временем политики стали использовать СМИ, которые получали информацию от пресс-секретарей, для влияния на общественное мнение. Тем же самым начали заниматься и различные компании.
Должность пресс-секретаря может называться по-разному. Его обязанности могут выполнять и личные помощники, и доверенные лица руководителя. Пресс-секретарь есть у любой политической организации, а свой пресс-секретарь есть даже у президента РФ.
Все, что делает пресс-секретарь, — это пересечение обязанностей личного секретаря, журналиста, медийной личности.
Если речь идет о пресс-секретаре организации или компании, то он является частью отдела по связям с общественностью, работает с различными СМИ, подготавливая официальные заявления и материалы о новостях компании.
Профессия пресс-секретаря востребована и среди общественных деятелей, политиков и в шоу-бизнесе.
Источник фото senivpetro/freepik
Чем занимается пресс-секретарь
Пресс-секретарь готовит ежедневную информацию о событиях, происходящих в компании, или передает информацию от общественного деятеля, который причастен к работе компании.
Пресс-секретарь может создавать официальные встречи журналистов со своим начальством, контролировать и редактировать материалы, публикуемые на официальных страницах работодателя в социальных сетях и интернете.
Что делает пресс-секретарь:
Профессиональные требования к пресс-секретарю
Работа на такой позиции — это интеллектуальный труд, требующий от специалиста хорошей памяти, внимания и большой эрудиции.
Пресс-секретарь обязан быть в курсе событий, происходящих в компании, которую он представляет. Это важно для быстрого реагирования на информацию, которая появляется в информационной среде об организации.
Имидж компании — это то, что должен защищать хороший пресс-секретарь. Он должен обладать коммуникативными навыками, богатой речью и внимательностью, чтобы суметь изменить ситуацию в положительную сторону.
Обычно пресс-секретарь — это тот, кто первый дает комментарии о событиях в организации, поэтому журналисты и СМИ изначально обращаются именно к нему.
Специалист в этой области должен быть готов к тому, что ему придется обрабатывать ежедневно большие объемы информации, отслеживать все материалы, в которых, прямо или косвенно, упоминается его клиент. При этом большая часть такой информации не подходит для обнародования. По этой причине во многих организациях пресс-секретари подписывают договоры о неразглашении.
Главное в работе пресс-секретаря — обеспечить положительный имидж клиента.
Хороший пресс-секретарь должен:
Источник фото pressfoto/freepik
Зарплата пресс-секретаря
Начинающие пресс-секретари должны быть готовы к нахождению в тени своего клиента: на первом этапе своей рабочей деятельности они будут скорее личными помощниками, чем непосредственным лицом работодателя.
Со временем специалист сможет от лица клиента отвечать на вопросы, обговаривать соглашения и другими способами взаимодействовать со СМИ.
По информации сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:
Где может работать пресс-секретарь:
Обучение на пресс-секретаря
Для работы пресс-секретарем необходимо иметь высшее образование. Как правило, речь идет о дипломе журналиста, однако, необходимы хорошие познания в связях с общественностью и знание иностранных языков.
Часто на должность пресс-секретаря назначают специалистов в какой-либо сфере. Так, в силовых структурах обязанности пресс-секретаря исполняют штатные офицеры с опытом работы по основной специальности (следователя, пожарного, спасателя).
Дополнительно можно пройти курсы пресс-секретаря, чтобы углубить свои знания в этой области.
Пресс-секретарь компании должен прекрасно разбираться в той сфере деятельности, в которой занята организация, понимать структуру рынка и методы работы.
Также необходимы хорошие знания в области рекламы и рекламных технологий.
Плюсы и минусы профессии пресс-секретаря
Плюсы:
Минусы:
Пресс секретарь
Пресс-секретарь — человек, который общается со СМИ и общественностью, представляя интересы частного лица или компании. В его обязанности входит отслеживание информации, подготовка PR-акций и их контроль, составление сообщений для прессы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Представитель профессии обязательно должен быть всесторонне развитым человеком, который прекрасно владеет родным и иностранными языками. Он работает со СМИ и общественностью, представляя их вниманию подготовленные новости. Люди, которые заняты в этой сфере, всегда должны соблюдать дресс-код, знать правила этикета, быть вежливыми и исполнительными.
Если этот специалист состоит в штате крупной компании, то он относится к отделу связей с общественностью. У политиков, звезд и других известных людей есть собственные пресс-секретари, которые поддерживают имидж, отслеживают негативную информацию, дают официальные ответы от лица людей, чьи интересы они представляют.
Особенности профессии
Каждый день пресс-секретарь общается с большим количеством людей, обрабатывает много информации, просматривает публикации в прессе и репортажи на ТВ. Негативное впечатление от действий или высказываний руководителя сглаживает именно пресс-секретарь, который сразу же должен найти выход из сложившейся ситуации.
Пресс-секретарь знает о секретах людей, на которых он работает, поэтому он не должен быть корыстным или болтливым. Представитель профессии обязан всегда выступать на стороне своего руководителя, защищая его репутацию. Поэтому специалист не может спрогнозировать график своей работы, ведь каждый день приносит новые новости и события, на которые необходимо правильно реагировать.
Пресс-секретарь ежедневно выполняет следующую работу, но перечень обязанностей определяет человек, с которым он сотрудничает:
Специалист принимает участие в разработке PR-акций, создании разных видов рекламы и имиджа руководителя или компании. Специалист, занятый в этой сфере, должен подходить к работе ответственно, проявляя свои творческие способности, сосредоточенность и преданность делу.
Конкурс «Есть такая профессия! — 2007»
При слове «пресс-секретарь» у многих возникает образ подтянутого мужчины, освещенного вспышками фотокамер и декламирующего с непоколебимой уверенностью перед телекамерами официальную позицию организации, оберегая от назойливых журналистов первое лицо компании.
Но это скорее видимость. При ближайшем рассмотрении пресс-секретарем оказывается женщина, свои мысли чаще излагает она на бумаге и остается в тени своего гениального шефа…
У этой профессии женское лицо, хотя пресс-секретари мужского пола встречаются довольно часто, но в основном в тех отраслях, где женщин и так мало: силовые структуры, IT, строительство и т.п.
Проблемы российских пресс-секретарей вытекают из того, что у нас пока не до конца понимают специфику и суть PR-деятельности и работы со СМИ. В загадочном и чудодейственном «PR» ищут панацею от всех бед компании и промахов менеджмента. Считается, что успех любого начинания зависит от хорошего пиара. А если мероприятие провалилось, PRщик наверняка окажется крайним, значит, недоработал, плохо связи с общественностью выстроил. Все «зависшие» дела и сомнительные направления работы, которыми не понятно кто должен заниматься, пытаются свалить на пресс-секретаря. При этом зачастую пресс-секретарь и PR-менеджер имеют мизерные полномочия в своей компании.
Суть работы пресс-секретаря (особенно для коллег и начальства) вытекает и названия: пресса + секретарь. Обычный трудовой день специалиста по работе со СМИ проходит достаточно рутинно. Первым делом – обновление корпоративного сайта. Это хорошо, если в компании есть человек, которые выкладывает информацию на сайт, зачастую PRщик сам собирает, сам редактирует и пишет новости, сам подбирает картинки и всё это добро выкладывает на сервер. Большой и напряжный пласт работы пресс-секретаря – различные презентационные стенды с буклетами, грамотами, кубками, вырезками из газет типа «СМИ о нас» и т.п. В крупных организациях новые материалы появляются часто, а если учесть, что всю эту красоту надо отксерить, вырезать, подписать, вклеить, прикрепить и приладить – об обновлении промо-витрин PRщик обычно думает с неподдельной тоской.
От телефонного звонка журналиста обычно остается двоякое ощущение: к профессиональному празднику планируется сюжет, вас пригласили в качестве гостей – отлично! шеф будет рад, но… сценарий придется писать самой, придумывать вопросы, готовить статистику, искать подходящих героев, а съемки завтра в 7.00. Да, им для программы ещё нужен номер самодеятельности в качестве музыкальной паузы, редактор попросил помочь найти талантливый коллектив – ну как отказать, центральный канал всё-таки. И начинается у пресс-секретаря телефонный марафон, согласования, слезные просьбы, отказы в последний момент, выдуманные персонажи… Но всё это приятные хлопоты, если в итоге действительно выйдет хороший сюжет на популярном телеканале, а благодарные журналисты пообещают дальнейшее сотрудничество. Отсюда вытекает одно из золотых правил пресс-секретаря – никогда не отказывать в помощи журналистам, даже если их просьбы непосредственно не касаются вашей организации и функциональных обязанностей – в следующий раз, когда у СМИшника будет возможность выбора, кого пригласить в качестве эксперта, он обязательно вспомнит о том, с кем удобнее работать, и, будьте уверены, позвонит Вам. Именно так, через нервы и напряженную работу, а не брэндированные подарки, формируется журналистский пул.
Праздники в виде крупных мероприятий типа пресс-конференций, конкурсов журналистских работ, форумов и т.д. случаются нечасто. Самое трудное на них – задачи со многими неизвестными и большие ожидания руководства по части СМИ. Трудно объяснить специалисту-фанатику, что то, что важно и интересно для него, не является таковым для целевой аудитории популярных изданий. Отсюда разочарования и претензии. Отдельная история с фотографированием. На крупное мероприятие, конечно же, профессионального фотографа выбить можно, а вот на корпоративных праздниках, подписании соглашений в офисе, пресс-конференциях скорее всего вам придется бегать с казенной цифровой мыльницей, параллельно решая проблемы и записывая крылатые фразы спикеров.
Одной из самых «приятных» обязанностей пресс-секретаря является регулярное написание приветствий, соболезнований, плановых поздравлений, в том числе и для своей организации от других. И счастлив тот специалист, в чьи обязанности не входит ещё и печать их на открытках и бланках.
Отдушиной во время «текучки» становится подготовка разнообразных презентационных брошюр, буклетов, листовок. Здесь весь копирайтерский талант пресс-секретаря может раскрыться по полной программе, а может и не раскрыться, если тексты утверждаются редколлегией в составе руководителя, юриста, бухгалтера, управделами и экономиста, а на разработке дизайна и верстки приходится экономить, каждый раз подбирая нового фрилансера.
Рабочий день пресс-секретаря обычно заканчивается после ухода босса, который после встреч добирается до офиса к 20.00, дает срочные задания, а результаты просит прислать по электронке сегодня не позднее 22.00 – ему же тоже надо отдыхать!
Многие публикации, прославляющие организацию и её руководство, принадлежат перу пресс-секретаря. Но ваш журналистский талант всегда будет в тени, а креативными находками будут пользоваться лояльные журналисты, за чьими именами выходят публикации. Да и поверьте, иногда легче написать репортаж или интервью самой, нежели потом их переписывать и редактировать.
В общем, пресс-служба – это место для тех, кто любит людей. Потому что надо всегда быть солнцем для окружающих, особенно для внешней среды. И искренне любить свою организацию, людей, дело, которым вы вместе занимаетесь.
* Сохранена орфография и пунктуация автора
Перечень основных обязанностей пресс-секретаря
Из названия профессии пресс-секретаря следует, что основная его функция сводится к общению с прессой. Но данная обязанность не ограничивает круг действий этого специалиста. Первостепенные функции пресс-секретаря сводятся к 5 пунктам.
Организация настроения на основном информационном поле и создание положительного общественного мнения — основные функции пресс-секретаря. Есть дополнительные обязанности.
Второстепенные задачи
Так, специалист по связям со СМИ и общественностью, в обязательном порядке должен:
Возможные дополнительные функции
Пресс-секретарю поручают ведение архива публикуемых материалов, анализ реакций общественности на освещаемые новости компании — количество обязанностей определяет конкретный работодатель. На этого сотрудника могут быть возложены ответственные задачи:
Пресс-секретарь может проводить брифинги с сотрудниками отдела рекламы, брендинга, маркетинга. Он может развивать корпоративный сайт компании или контролировать корректность отображаемой на нем информации.
Знания и навыки в каких сферах могут потребоваться?
Широкий спектр обязанностей пресс-секретаря, его большая ответственность за имидж работодателя задает высокие требования к его личности, профессиональной подготовке. Что до знаний, без которых невозможно состояться в профессии, то их круг можно очертить списком на 5 пунктов.
Из полезных личностных качеств надо выделить стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение вести диалог, налаживать отношения с широкой аудиторией. Хорошая дикция, грамотное письмо, развитая память, привычка выглядеть опрятно/авторитетно только ускорит карьерный рост специалиста.
Требования к образованию как один из критериев отбора кандидатов
Самостоятельного профиля пресс-секретаря в России де-факто нет. Но освоить эту профессию можно и через другие специальности. В нашем вузе это профили факультета управления, специальности корпоративного психолога, спортивного менеджера, маркетолога, менеджера по рекламе (digital и классической).
Пресс-секретарями с обширной сферой полномочий становились наши выпускники факультета бизнеса, экономисты, финансовые менеджеры. В управленческих компетенциях мы лучшие. Это подтверждено на самом высоком уровне (первое место рейтинга управленческих специальностей).
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Пресс-секретарь – друг журналиста
Пресс-секретарь – это уполномоченный представитель частного лица либо компании. Его основная задача заключается в общении со СМИ и любыми другими организациями с целью официального разъяснения позиции тех, от чьего имени он делает заявления, дает комментарии и т. д.
Немного истории
Древними «предками» современного пресс-секретаря считаются писари и летописцы. Первые занимались переписыванием текстов и записью под диктовку посланий и указов. Вторые вели письменный «учет» княжеских подвигов и исторические дневники – хроники важных событий. О самом известном древнем летописце мы знаем из школьного курса истории и литературы. Это монах Нестор, создатель «Повести временных лет», датируемой началом 12 столетия.
В 1720 году император Петр Первый издал указ, которым ввел «секретарский чин». Представитель этого чина должен был составлять приказы, прошения и рапорты. Также в обязанности ему вменялось просматривать корреспонденцию, адресованную чиновникам, учитывать «вершинные» и «невершинные» дела. Обязательным условием для «трудоустройства» было наличие дворянского титула. Простолюдин стать секретарем не мог.
В эпоху промышленной революции персональными помощниками обзавелись не только чиновники, но и владельцы и директора заводов и фабрик. Именно в этот период впервые должность секретаря заняла женщина. Работать приходилось в многозадачном режиме, выполняя множество функций: отправлять телеграммы, набирать на печатной машинке тексты, стенографировать и при необходимости быть переводчиком.
В 1920-1930-е годы секретарей стали делить на профессиональные группы. В первую вошли помощники и референты, которые выполняли личные поручения руководителя. Ко второй отнесли машинисток, обязанности которых сводились к перепечатыванию документации.
Сегодня секретарей существует много: референт, государственный, генеральный, епархиальный, ученый, виртуальный. Диапазон их обязанностей достаточно широк. Одни просто принимают телефонные звонки. Задача других заключается в помощи руководителю с подбором персонала и анализом информации.
Характеристика профессии
Чем занимается пресс-секретарь? Он освещает все значимые события, которые происходят в организации либо в профессиональной деятельности частного лица. По электронной почте, телефонной связи или факсу он передает журналистам сообщения об имеющихся новостях – пресс-релизы.
В должностные обязанности пресс-секретаря входит оповещение представителей СМИ о планируемых конференциях, круглых столах и брифингах. Незадолго до каждого подобного события он формулирует краткое официальное сообщение и рассылает его журналистам.
Ежегодное увеличение количества пользователей Всемирной паутины привело руководство многих ведомств и компаний к мысли о необходимости иметь собственный сайт. Ведь сегодня очень важно презентовать себя не только физически (офлайн), но и виртуально (онлайн). Наполнять интернет-представительство текстовой и прочей информацией должен снова-таки пресс-секретарь.
В больших компаниях пресс-секретарь зачислен в штат отдела по связям с общественностью. Политики, селебрити и другие знаменитости, как правило, имеют собственного помощника. Он обязан поддерживать имидж нанявшей его персоны, отслеживать информацию негативного содержания, давать официальные ответы от имени тех, кого он представляет.
Образование и предметы ЕГЭ
Для трудоустройства на должность пресс-секретаря желательно получить соответствующее образование: как минимум среднее специальное, а лучше – высшее. При поступлении в вуз обратите внимание на «архивоведение и документоведение», «публичную политику и социальные науки», «библиотечно-информационную деятельность», «журналистику», «рекламу и связи с общественностью». Учеба по этим специальностям даст нужные для профессии знания.
Подготовку по этим направлениям ведут многие вузы России, некоторые из них:
Для поступления в высшие учебные заведения на перечисленные выше специальности абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и истории. Некоторые вузы могут потребовать результаты ЕГЭ по английскому языку.
Список обязанностей
Пресс-секретарь каждый день выполняет четко очерченное количество задач, которые прописаны в должностной инструкции. Определение списка обязанностей – задача того человека, с которым он непосредственно сотрудничает. Например, частного лица или руководителя компании.
Итак, пресс-секретарь должен:
Кроме перечисленного, представитель данной профессии вносит свой вклад в разработку различных PR-акций, создание рекламы и формирование имиджа компании или руководителя. Успешный специалист проявляет в работе максимум ответственности и творческих способностей. Он всегда сосредоточен и внимателен.
Требования работодателя
Кроме того, соискатель должен обладать:
Очень желателен опыт работы в журналистике или в PR. Если такового нет, придется приложить максимум усилий, чтобы убедить работодателя, что вы – идеальный претендент на должность и быстро обучитесь всем премудростям.
Умения и личностные качества
Профессиональный пресс-секретарь умеет быстро сгладить неприятную ситуацию, урегулировать конфликт, доброжелательно общаться с людьми. По сути, это «слуга двух господ». Ведь ему нужно угодить одновременно и руководителю, и представителям общественности. Все это требует наличия определенных личностных качеств.
Пресс-секретарь должен быть:
Заработная плата
Размер зарплаты пресс-секретаря напрямую зависит от того, сколько задач он выполняет, и величины компании, где он работает. Усредненная цифра по России – от 20 тысяч до 65 тысяч рублей. В Москве уровень оплаты труда немного выше. Здесь зарплата колеблется от 50 тысяч до 120 тысяч рублей.
Кроме указанных выше факторов, на заработную плату пресс-секретаря также влияют образование, наличие или отсутствие опыта. Принимая решение о назначении вознаграждения за труд, руководитель ориентируется на уровень профессионализма претендента, продолжительность его рабочего стажа, отзывы с предыдущих мест работы.
Карьерный рост
Карьера пресс-секретаря, который работает в государственном учреждении, сильно отличается от траектории продвижения в частной компании. В первом варианте возможности ограниченны. Максимум, кем можно стать, – начальником управления (департамента) или спичрайтером директора. Если появится желание развиваться дальше, придется менять профессию.
В частной компании перспективы карьерного роста и получения различных бонусов намного разнообразнее. В бизнесе пресс-секретарь вполне может дорасти до заместителя директора. При высоком профессионализме – до руководителя филиала либо дочерней фирмы. Есть даже шанс стать во главе компании. Разумеется, такого уровня достигают единицы. Но если это сделал один человек, кто сказал, что вам не удастся повторить?
Будущее профессии
Знаменитые люди очень дорожат своей репутацией. Но времени на общение со СМИ у них нет. Для этой работы они нанимают квалифицированного человека, полностью доверяя ему свое «лицо». Опытные пресс-секретари нужны актеру и певцу, писателю и спортсмену, политику и представителю мира бизнеса, а также прочим людям, чьи имена регулярно появляются в заголовках газет и интернет-изданий. Это говорит о том, что профессия будет востребована.
Мир меняется слишком быстро. Должности, которые не успевают за этими переменами, исчезают. Вполне возможно, что через каких-нибудь 5 лет умения и навыки сегодняшнего специалиста по связям с общественностью обесценятся, так как не будут соответствовать новым вызовам. Но пресс-секретарям волноваться особо не придется. Им надо будет всего лишь сделать небольшое обновление инструментария работы. Эта должность, скорее всего, трансформируется в репутационного менеджера.
Такой специалист займется формированием репутации компании и разработкой ее коммуникационной стратегии. Он будет активно работать в блогах и социальных сетях, формируя положительный имидж в интернете. Также в его обязанности войдет создание материалов информационного и продающего характера, взаимодействие с инфлюэнсерами (людьми, влияющими на аудиторию с помощью соцсетей) и публикации от имени первого лица предприятия.