так в древней греции называли гражданина не участвующего в жизни города
Так в древней греции называли гражданина не участвующего в жизни города
Всемирная энциклопедия фактов | Постфактум
Факт #3974:
Изначально словом «идиот» в Древней Греции называли граждан полиса, которые не интересовались общественной жизнью и политикой, не участвовали в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.
Еше 3 факта в тему
Факт #639:
В начале 20 века датчанам, проживающим в северных районах немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн, запретили вывешивать датский флаг. В ответ они попытались воплотить его рисунок в свиньях и вывели новую породу с вертикальной белой полосой, получившую название «датская протестная». В 1968 году породу стали считать вымершей, но затем снова обнаружились свиньи с похожим фенотипом. Сегодня власти Шлезвиг-Гольштейна поощряют их разведение, отмечая культурную ценность породы.
Факт #5843:
Протест иранских женщин против принудительного ношения хиджаба, введенного после Исламской революции в 1979 году.
Факт #6016:
«Носите маску или отправляйтесь в тюрьму» США, 1918 г, разгул эпидемии испанского гриппа.
Так в древней греции называли гражданина не участвующего в жизни города
Что же такое, непонятное нам, ныне живущим, понимали они? Что изменилось с тех пор? Что же такое политика? Сфера деятельности «специально обученных людей» профессионалов, куда не следует соваться простому человеку, или что- то совсем другое, простое, повседневное, но важное и необходимое, то, что лежит на поверхности, и только идиот не видит его?
«Идиот — в Древней Греции гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.» (с)
Я там выше написал.
Там ты тупость написал.. Татары ни какие не хозяева Крыма.
Это по вашему,а по человечески только они и хозяева и те народности которых вы уничтожили в Крыму. Например караимов.
Вы же себя рашистом считаете.
не обязательно не интересующиеся- просто не участвующие в общественной жизни. интересоваться то они могут и интересоваться но именно поэтому и не участвуют. что очень хорошо разбираются в политике.
Слово «идиот» имеет греческое происхождение, изначально оно служило обозначением человека, который не интересуется политикой. Когда в Афинах начала развиваться демократия.
Древние греки называли «идиотес» тех людей, кто не интересовался политикой, и не участвовал в общественной жизни, будучи занят исключительно своими собственными делами.
Вот когда китайцы Сибирь отберут тогда вы нас поймёте.
да не кто не отберет
Вот именно проблемя надо решать по мере поступления
Не знаю! А КАК?ВЫ умеете писать отзывы? Можете попробовать себя за деньги. 1000 в неделю при усердии http://www.imho24.ru/register/7205/ Не пожалеете! Я там, обращайтесь если будут вопросы)))
В отличии от вас Гитлер даже для крайне правых националистов был нашим врагом. И у нас в отличии от вас нет фашистского движения. Зато когда я был в подмосковье в Люберцах, в Белгороде. я встречал сопляков с фашистскими нашивками на одежде. Так,что не нужно переворачивать с больной головы на здоровую. Что же касается «Боже царя храни» подходит как нельзя лучше потому,что ваш Пупкин и есть вашим самодержцем.
Мы определились. Мы пытаемся построить Украинское демократическое государство,но вы нам мешаете. Это вы должны определится или вы живёте уважая законы ООН и ли вы, как были агрессором так им и остались с фашистско- имперско-сталинской идеологией.
О структуре полиса, понятии «гражданин» в Древней Греции
Историю Древней Греции сложно понять, не обращая внимания на сословные различия. Сословия различаются тем, что статус передается по наследству. Это нехарактерно для нашего общества, но было характерно для большинства древних и средневековых обществ.
Древняя Греция состояла из полисов. Полисы — это гражданские общины, города-государства, их можно называть по-разному. По мнению древних греков, полисы — это собственность граждан, собственность гражданского коллектива. Граждане — это потомки первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. И их потомки являются коллективными собственниками этой области. У них психология коллективных собственников, поэтому для древнегреческих историков невозможно записать, что Спарта воевала с Афинами. Спартанцы воевали с афинянами, беотийцы воевали с мегарцами.
Но кроме граждан жили и другие сословия. Вообще в любом полисе было три сословия: граждане, свободные неграждане (в каждом полисе их звали по-разному: в Афинах — метеки, в Спарте — периэки и так далее) и рабы. Это три сословия, из которых состоял любой греческий полис. Свободные неграждане — это те, кто «понаехал» из других греческих полисов. Это, как правило, греки, хотя в более позднее время они могли быть и негреками. Как правило, это торговцы и ремесленники. Они не могли быть земледельцами, потому что земледелие связано с собственностью. Свободные неграждане играли важную роль в ремесле и торговле, они служили в вооруженных силах. В Афинах они очень часто были и в сухопутной армии, и во флоте. В Спарте периэки были гоплитами. Они могли, если были компактные места их проживания, пользоваться внутренним самоуправлением, как спартанские периэки, но полными гражданскими правами они нигде не обладали. В тех же Афинах, для того чтобы представительствовать в суде, они должны были просить гражданина, потому что они не субъекты права, а скорее объекты права. Это свободные неграждане.
И наконец, рабы. Греческая цивилизация, как и многие другие цивилизации древности, Средневековья и Нового времени, использовала рабский труд. Основание рабского труда — это право победителя. «Я захватил город, и я милостиво сохранил его жителям жизнь, и я могу их использовать как рабов».
Использование рабов было. Труд рабов использовался вместе с трудом свободных. Рабы были абсолютно бесправны, но, как правило, были некоторые ограничения. Конечно, хозяину было невыгодно их убивать, потому что они стоили не так уж дешево. В Афинах были ограничения на убийства рабов. Убийство раба приравнивалось к непредумышленному убийству свободного человека.
Важно знать то, что, с точки зрения древних, главная граница в этих трех сословиях пролегала не между рабами и свободными, а между гражданами и негражданами. Потому что выкуп или отпуск рабов на волю был делом абсолютно обычным. Зафиксированы десятки тысяч надписей об отпуске рабов на волю — так называемых манумиссий. Но случаи перевода из неграждан в граждан просто единичны. Почему? Полис — это собственность граждан. В этот коллектив собственников пускать чужаков было абсолютно неуместно.
Но граждане, безусловно, — это не только мужчины, но и женщины и дети. С точки зрения древних авторов, главную роль играли мужчины, как бы мы сейчас сказали, призывного возраста, потому что в Древней Греции, как и в других древних обществах, права были связаны с обязанностями. Главная обязанность гражданина — это защищать свой полис. Поэтому, например, когда историк Фукидид описывает жертвы Афин во время катастрофической эпидемии чумы в 430–429 годах до нашей эры, он пишет так: «Погибло всадников столько-то, пехотинцев-гоплитов столько-то, а женщин, детей, рабов и прочей черни (ὄχλος) — несчетное количество». Это абсолютно отличается от гуманистического взгляда нашего общества, когда при любых катастрофах дети и женщины перечисляются особо.
Права женщин были ограничены. Будем мы говорить о женщинах-гражданках, потому что женщины, естественно, были во всех сословиях. Жена-гражданка нужна была для рождения детей. Это главная цель брака древности — рождение законных наследников, граждан, детей. Поэтому брак оформлялся специальными религиозными церемониями. Это не единственный вид брака. Брак между мужчиной и женщиной разных сословий был возможен, например гражданин и выходец ил другого полиса. Он тоже признавался, признавались имущественные права, но дети не становились гражданами. И было просто сожительство господина с рабыней. Тут у рабыни не было никаких прав, но был обычай освобождать ее и ее детей. Просто был такой обычай.
Женщины зависели от своих мужей и отцов. Замужняя женщина, если у нее была служанка-рабыня, которая могла сходить на рынок, не должна была выходить из дому кроме как во время религиозных церемоний. Муж мог легко дать развод жене, правда обеспечив ее и очень часто выдав замуж за какого-то своего друга или знакомого. Женщине было крайне сложно потребовать развод. То есть юридическое положение женщины было очень низким во всех греческих полисах, за исключением Спарты. Но реальное положение было лучше очень часто, потому что оно не регулировалось законами.
Женщины в греческом доме жили на женской половине, которая располагалась дальше от входной двери, потому что гости должны были приходить в гости к мужу. Там жили женщины, рабыни-служанки и дети. Женщины пользовались относительной свободой только во время религиозных праздников. На праздник фесмофории — это такой специальный женский праздник — мужчины удалялись даже из города, и там оставались только женщины, которые праздновали свои ритуалы. Кроме этого, замужние женщины могли выходить из дому только для похоронных процессий и прочих церемоний.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН.
Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политических, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.
Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданскому коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в греческом мире постепенно складывается убеждение, что никакой эллин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое теоретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировавшего тезис о том, что только варвары — это рабы, причем рабы «по природе».
Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В олигархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия — имущественный ценз, наличие земельной собственности, способность иметь комплект тяжелого вооружения.
Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полиса было его право на земельную собственность. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражданина полиса.
Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость коллективов землевладельцев, составлявших полисные организации. При этом численные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролироваться. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как аппарат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдельной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах как отдельных членов гражданской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.
Следующая характерная черта полисной организации древних греков — это отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.
В архаическое время в связи с развитием экономики греческих полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь основной фигурой полисного войска становится гоплит — представитель среднего класса крестьянства, воин, имевший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения.
Особые формы самоуправления в гражданском коллективе — это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления — совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть, — также были в руках гражданского коллектива и никогда от него не отделялись. Отсюда принцип исключительности, ставивший гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными категориями населения.
В полисном обществе складывалась особая система отношений между властью и отдельным гражданином. Здесь источником правовых норм становится закон, выработанный гражданами на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом.Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его важнейшим неотъемлемым правом. Убежденность в том, что лично от гражданина, от его решения зависит судьба государства и его личное благополучие, стимулировало политическую активность граждан. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.
Следовательно, никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решение всего коллектива граждан) общественными землями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политов. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его военной и политической организации. Поэтому в классическом греческом полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и гражданином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином.
Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса (в условиях Древней Греции она не могла быть расширена без конфликта с соседями) — это еще одна из непременных черт полисной организации.
Важно иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев.
Существовала определенная мобильность в занятиях граждан полиса, охранявшая их гражданский статус. Если они в силу обстоятельств лишались (добровольно или за долги) своего участка земли, им в любом случае со стороны полиса, непременной частью которого они по-прежнему себя ощущали, гарантировался прожиточный минимум. Для того чтобы поправить свои дела, они могли заняться ремеслом, а затем купить или взять в аренду земельный участок. Наконец, такой гражданин мог покинуть свой полис и с отрядом таких же переселенцев уехать в основываемую колонию, став уже на новом месте земледельцем, сохранив и там свои гарантированные гражданские права. Кроме всего прочего, в силу жизненных обстоятельств, гражданин-земледелец мог заняться торговлей.
Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, и в таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть, примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства.
Однако в Греции были и более крупные полисы: Спарта имела территорию площадью в 8400 кв. км., площадь Афинского полиса составляла 2500 кв. км. В таких государствах число жителей могло достигать 200 тыс. человек, из которых граждан насчитывалось не более 30-35 тыс.
Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имеющим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательные архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.п.
Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией городского типа. Поэтому город являлся составляющей любого греческого полиса (может быть, за исключением Спарты, являвшейся объединением пяти сельских поселков). Город был прежде всего и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, культуры, религиозной и политической жизни.
Как в Древней Греции называли человека, не интересующегося политикой?
Надо сказать что в Древней Греции, под политикой понималась вся общественная жизнь государства целиком, а потому как считалось, каждый номальный человек, который хоть в чем то полезен общиству и что то умеет, должен принимать участие в жизни государства, тем более что людей тогда, было не так уж много.
Тех же кто этого не делал, называли идиот, что по нашим временам оскорбление, которое имеет, более расширенное значение:
Это ответ на ваш вопрос, а не оскорбление (для модераторов).
Я точно процедуру не знаю, но примерно так: За 15 дней ответственный за проход кораблей (со стороны Украины) информирует о таком намерении российскую сторону. За несколько дней он подаёт конкретную заявку Начальнику порта Керчь. По ситуации судну (кораблю) выделяется определённое время и на корабль направляется лоцман для прохода по проливу. Пролив узкий и мелководный, и без лоцмана там пройти проблематично. А если какой-то корабль в проливе сядет на мель, то возникнут проблемы не только у этого корабля, но и у всех, желающих пройти, а их около полусотни в сутки.
Поэтому без лоцмана никак нельзя.
А украинцы хотят не пройти, а именно внаглую «прорваться», игнорируя правила, потому что они считают пролив своим.
Вот с целью обезопасить регион энергетически и решено сделать подстраховку, возможность альтернативной доставки ресурсов до региона.
Некоторыми трусость, некоторыми прозрение!
Думаю что именно В.В.Путин,так как его уважают не только на мировой арене,но и в самй стране пусть и далеко не все,но всё же те же кто его не долюбливает за него же и голосуют,так как достойней его пока что политика нет в нашей стране.Да он явно ошибается и ловирует интересами сливок общества,но он хоть что-то делает ещё и делом,а не словом.Это я назвал лучшего на данный момент.
А ранее лучшим я бы мог назвать Брежнева.так как при нём люди жили стабильно и никогда не задавались вопросом:как скопить на квартиру и где искать работу.Как по мне социализм для большинства людей лучшем был бы,чем нынешняя демократия с капитализмом.Ведь не все же люди обладают предпринимательской жилкой?!
Как был устроен античный полис, и почему в современном мире нет таких городов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полис – не равно город
Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.
Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.
Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.
Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.
Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен
Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.
К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.
Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.
Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.
На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.
Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.
На кого не распространялись блага полиса
Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.
В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: