таинственная страсть актеры и роли прототипы
Таинственная страсть актеры и роли прототипы
Василий Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя горсовета Павла Аксенова и Евгении Гинзбург, работавшей преподавателем Казанского пединститута, а затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».
В 1937 году родители были репрессированы. Старших брата и сестру забрали к себе родственники по отцу и матери, а единственного общего ребенка родителей – Васю – определили в детский дом для детей заключенных. Однако через год его разыскал брат отца и до 16 лет Василий жил у родственников.
Выйдя на поселение, Евгения Гинзбург добилась разрешения для сына приехать к ней в Магадан.
Евгения Гинзбург – автор одного из первых в стране литературных произведений о жертвах сталинских репрессий. Ее книга воспоминаний «Крутой маршрут», написанная в 1967 году, в СССР распространялась в самиздате. В это же время была без ведома автора издана в Италии. На родине впервые опубликована в 1988 году. В 1989 в театре «Современник» поставлена Галиной Волчек и идет до сегодняшнего дня пьеса «Крутой маршрут».
О своей жизни в Магадане позднее Василий Аксенов напишет в автобиографическом романе «Ожог».
В 1956 году Аксенов закончил Ленинградский медицинский институт, получил распределение в морское пароходство, однако, несмотря на то, что родители к этому времени уже были реабилитированы, разрешение на выход в дальнее плавание он так и не получил.
Работал врачом на Севере, в Карелии, в Ленинграде и в Москве.
Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году. После публикации повести «Коллеги» и ее последующей экранизации Василий Аксенов получил известность и оставил медицину, целиком занявшись литературным трудом.
Василий Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя горсовета Павла Аксенова и Евгении Гинзбург, работавшей преподавателем Казанского пединститута, а затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».
В 1937 году родители были репрессированы. Старших брата и сестру забрали к себе родственники по отцу и матери, а единственного общего ребенка родителей – Васю – определили в детский дом для детей заключенных. Однако через год его разыскал брат отца и до 16 лет Василий жил у родственников.
Выйдя на поселение, Евгения Гинзбург добилась разрешения для сына приехать к ней в Магадан.
Евгения Гинзбург – автор одного из первых в стране литературных произведений о жертвах сталинских репрессий. Ее книга воспоминаний «Крутой маршрут», написанная в 1967 году, в СССР распространялась в самиздате. В это же время была без ведома автора издана в Италии. На родине впервые опубликована в 1988 году. В 1989 в театре «Современник» поставлена Галиной Волчек и идет до сегодняшнего дня пьеса «Крутой маршрут».
О своей жизни в Магадане позднее Василий Аксенов напишет в автобиографическом романе «Ожог».
В 1956 году Аксенов закончил Ленинградский медицинский институт, получил распределение в морское пароходство, однако, несмотря на то, что родители к этому времени уже были реабилитированы, разрешение на выход в дальнее плавание он так и не получил.
Работал врачом на Севере, в Карелии, в Ленинграде и в Москве.
Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году. После публикации повести «Коллеги» и ее последующей экранизации Василий Аксенов получил известность и оставил медицину, целиком занявшись литературным трудом.
Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) СССР не могли быть опубликованы из-за цензуры.
Один из 12 оригинальных экземпляров хранится в музее им. Андрея Сахарова в Москве.
Участники издания были объявлены антисоветчиками, не публиковались в СССР долгое время. Евгения Попова и Виктора Ерофеева исключили из Союза писателей. В знак протеста Аксенов добровольно выходит из Союза. Историю «Метрополя» Аксенов опишет в романе «Скажи изюм».
В 1980 году Аксенов получает приглашение на выезд в США, во время пребывания в Америке его и жену Майю Аксенову лишают советского гражданства.
В США Аксенов преподает русскую литературу в нескольких университетах. Опубликованы в США его романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железяка». Здесь он пишет «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Московскую сагу» (1989, 1991, 1993), «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996). «Желток яйца» (1989, написан по-английски, переведен на русский автором).
В Россию Аксенов приезжает в 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока. В 1990 году писателю и его жене возвращают российское гражданство.
В конце 80-х Аксенова начинают вновь издавать в России. В 1993 и 1994 опубликована «Московская сага», по мотивам трилогии снят телевизионный художественный фильм, показанный в эфире Первого канала в 2004 году.
С 2002 года писатель живет в Москве и в Биаррице (Франция).
В США Аксенов преподает русскую литературу в нескольких университетах. Опубликованы в США его романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железяка». Здесь он пишет «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Московскую сагу» (1989, 1991, 1993), «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996). «Желток яйца» (1989, написан по-английски, переведен на русский автором).
В Россию Аксенов приезжает в 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока. В 1990 году писателю и его жене возвращают российское гражданство.
В конце 80-х Аксенова начинают вновь издавать в России. В 1993 и 1994 опубликована «Московская сага», по мотивам трилогии снят телевизионный художественный фильм, показанный в эфире Первого канала в 2004 году.
С 2002 года писатель живет в Москве и в Биаррице (Франция).
В 2006 году выходит его роман «Москва Ква-Ква», в 2007 – роман «Редкие земли».
В честь 75-летия писателя в Казани в 2007 году проходит первый литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест».
В январе 2008 году у Аксенова случился инсульт. После нескольких операций и полутора лет, проведенных в московских больницах, Василий Аксенов 6 июля 2009 года скончался.
В октябре 2009 года был издан последний оконченный роман Василия Аксенова «Таинственная страсть».
В 2010 опубликован неоконченный автобиографический роман «Ленд-лизовские».
После смерти Аксенова в Казани в доме, где до 1937 года он жил с родителями, открылся музей Василия Аксенова
. Аксенов был женат дважды.
Первая жена – Кира Менделева, в 1960 году у них родился сын Алексей.
Второй брак – с Майей Кармен.
Майя Аксенова – жена Василия Аксенова.
Родилась в 1930 году в семье героя гражданской войны, историка и ректора Всесоюзной академии внешней торговли, а затем руководителя Всесоюзного внешторгового объединения «Международная книга» Афанасия Андреевича Змеула.
Майя работала в Торговой палате и жила с отцом и приемной матерью вплоть до первого замужества: в 1951 году она принимает предложение внешторговца Мориса Овчинникова. Затем она еще раз была замужем. В начале 1970-х Майя встречает Василия Аксенова.
Из книги Дмитрия Петрова «Аксенов»: «…Мы испытали очень сильную романтическую любовь… — так спустя много лет — в 2001 году — Аксенов расскажет Зое Богуславской об этой встрече, одной из самых важных и значимых в его жизни. — Потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее — меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться…
Аксенов был окрылен этой встречей. Пережившему в конце 1960-х тяжелый личный кризис, ему «казалось, что он проскочил мимо чего-то, что могло осветить его жизнь и письмо». Он сильно рисковал. Ведь Майя Афанасьевна была замужем».
Об их встречах говорила вся творческая Москва. А 30 мая 1980 года они сыграли свадьбу в Переделкине.
Спустя два месяца после свадьбы семья Аксеновых выезжает по приглашению в США, и в это время Василия Павловича лишают советского гражданства. 24 года они провели в эмиграции. Он преподавал русскую литературу в университетах, она – русский язык. В 2004 году вернулись в Россию.
У Майи Аксеновой была дочь Елена.
Майя Аксенова – жена Василия Аксенова.
Родилась в 1930 году в семье героя гражданской войны, историка и ректора Всесоюзной академии внешней торговли, а затем руководителя Всесоюзного внешторгового объединения «Международная книга» Афанасия Андреевича Змеула.
Майя работала в Торговой палате и жила с отцом и приемной матерью вплоть до первого замужества: в 1951 году она принимает предложение внешторговца Мориса Овчинникова. Затем она еще раз была замужем. В начале 1970-х Майя встречает Василия Аксенова.
Из книги Дмитрия Петрова «Аксенов»: «…Мы испытали очень сильную романтическую любовь… — так спустя много лет — в 2001 году — Аксенов расскажет Зое Богуславской об этой встрече, одной из самых важных и значимых в его жизни. — Потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее — меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться…
Аксенов был окрылен этой встречей. Пережившему в конце 1960-х тяжелый личный кризис, ему «казалось, что он проскочил мимо чего-то, что могло осветить его жизнь и письмо». Он сильно рисковал. Ведь Майя Афанасьевна была замужем».
Об их встречах говорила вся творческая Москва. А 30 мая 1980 года они сыграли свадьбу в Переделкине.
Спустя два месяца после свадьбы семья Аксеновых выезжает по приглашению в США. После лишения гражданства супруги провели 24 года в эмиграции. Он преподавал русскую литературу в университетах, она – русский язык. В 2004 году вернулись в Россию.
У Майи Аксеновой была дочь Елена.
Белла Ахмадулина – поэт. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве, в семье таможенника Ахата Валеевича и переводчицы КГБ Надежды Макаровны. В ней смешались татарская, итальянская и русская кровь.
Писать стихотворения Белла Ахмадулина начала еще в школьные годы, а первая публикация состоялась в 1955 году, в журнале «Октябрь».
Родители видели дочь журналисткой и отправляли поступать в МГУ. Но Белла завалила экзамен: на вопрос о передовице на страницах «Правды» ответила, что газеты такой не читает. В 1956 г. она поступила в Литературный институт, а спустя три года ее исключили за отказ подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака. В августе 1959 г. Белла стала корреспондентом «Литературной газеты». По совету ее главного редактора Сергея Смирнова отправилась в Сибирь и писала про города Абакан, Кемерово, Сталинск, Иркутск и Новосибирск. Именно Смирнов в октябре того же года посодействует Ахмадулиной в восстановлении на учебу в Литинституте. В этот период Белла пишет одно из самых известных своих стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 году Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и композиция прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
В 1964 году Белла Ахмадулина выступает в качестве журналистки уже в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Картина получила «Золотого льва Святого Марка» за лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.
Вместе со своими друзьями в 1979 году принимает участие в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Белла Ахмадулина на протяжении всей жизни занимала активную гражданскую позицию, открыто поддерживала советских диссидентов.
Среди ее наград – ордены «За заслуги перед отечеством» III и II степеней, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премия Президента РФ и многие другие.
Белла Ахмадулина была замужем четыре раза. Она была женой поэта Евгения Евтушенко (1955-1958 гг.), писателя Юрия Нагибина (1959-1968 гг.), сценариста Эльдара Кулиева (нач. 70-х), театрального художника Бориса Мессерера (1974-2010). У нее двое дочерей: Анна и Елизавета.
29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина скончалась в Переделкине после продолжительной болезни.
Белла Ахмадулина – поэт. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве, в семье таможенника Ахата Валеевича и переводчицы КГБ Надежды Макаровны. В ней смешались татарская, итальянская и русская кровь.
Писать стихотворения Белла Ахмадулина начала еще в школьные годы, а первая публикация состоялась в 1955 году, в журнале «Октябрь».
Родители видели дочь журналисткой и отправляли поступать в МГУ. Но Белла завалила экзамен: на вопрос о передовице на страницах «Правды» ответила, что газеты такой не читает. В 1956 г. она поступила в Литературный институт, а спустя три года ее исключили за отказ подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака. В августе 1959 г. Белла стала корреспондентом «Литературной газеты». По совету ее главного редактора Сергея Смирнова отправилась в Сибирь и писала про города Абакан, Кемерово, Сталинск, Иркутск и Новосибирск. Именно Смирнов в октябре того же года посодействует Ахмадулиной в восстановлении на учебу в Литинституте. В этот период Белла пишет одно из самых известных своих стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 году Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и композиция прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
В 1964 году Белла Ахмадулина выступает в качестве журналистки уже в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Картина получила «Золотого льва Святого Марка» за лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.
Вместе со своими друзьями в 1979 году принимает участие в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Белла Ахмадулина на протяжении всей жизни занимала активную гражданскую позицию, открыто поддерживала советских диссидентов.
Среди ее наград – ордены «За заслуги перед отечеством» III и II степеней, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премия Президента РФ и многие другие.
Белла Ахмадулина была замужем четыре раза. Она была женой поэта Евгения Евтушенко (1955-1958 гг.), писателя Юрия Нагибина (1959-1968 гг.), сценариста Эльдара Кулиева (нач. 70-х), театрального художника Бориса Мессерера (1974-2010). У нее двое дочерей: Анна и Елизавета.
29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина скончалась в Переделкине после продолжительной болезни.
Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне – Алтайского) края. Имя получил в честь Роберта Эйхе, руководившего массовыми репрессиями в Сибири. Отец – Станислав Никодимович Петкевич работал в ОГПУ-НКВД. Мать, Вера Павловна Федорова, будучи директором школы, училась в медицинском институте. В 1934 года семья поселилась в Омске. В 1937 году родители развелись. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте. Мать, окончившая мединститут, была призвана на фронт. Роберт жил у родственников. На фронте мать встретила офицера Ивана Ивановича Рождественского, вышла за него замуж и дала сыну его фамилию и отчество. Рождественские живут в Вене, Кенигсберге, Петрозаводске, Ленинграде. Много переезжают по месту службы. В 1950 году Роберт впервые публикует стихи в петрозаводском журнале, пробует поступить в Литературный институт им. Горького, это ему удается в 1951 году со второй попытки. С этого времени Рождественский живет в Москве. В 1953 году встречает свою будущую жену, Аллу Кирееву. В 1955 году выходит его первый сборник «Флаги весны». В дальнейшем много печатается – более 70 сборников стихов. Ему присуждены премии Ленинского комсомола и Государственная премия СССР.
Роберт Рождественский – автор сотен популярнейших в СССР песен, переводчик, ведущий телевизионных передач, член жюри Каннского кинофестиваля (в 1973 и 1979 гг.)
Роберт Рождественский скончался 19 августа 1994 года, похоронен в Переделкине.
В браке с Аллой Киреевой, переводчиком, литературным критиком, родились две дочери – Екатерина и Ксения.
Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне – Алтайского) края. Имя получил в честь Роберта Эйхе, руководившего массовыми репрессиями в Сибири. Отец – Станислав Никодимович Петкевич работал в ОГПУ-НКВД. Мать, Вера Павловна Федорова, будучи директором школы, училась в медицинском институте. В 1934 года семья поселилась в Омске. В 1937 году родители развелись. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте. Мать, окончившая мединститут, была призвана на фронт. Роберт жил у родственников. На фронте мать встретила офицера Ивана Ивановича Рождественского, вышла за него замуж и дала сыну его фамилию и отчество. Рождественские живут в Вене, Кенигсберге, Петрозаводске, Ленинграде. Много переезжают по месту службы. В 1950 году Роберт впервые публикует стихи в петрозаводском журнале, пробует поступить в Литературный институт им. Горького, это ему удается в 1951 году со второй попытки. С этого времени Рождественский живет в Москве. В 1953 году встречает свою будущую жену, Аллу Кирееву. В 1955 году выходит его первый сборник «Флаги весны». В дальнейшем много печатается – более 70 сборников стихов. Ему присуждены премии Ленинского комсомола и Государственная премия СССР.
Роберт Рождественский – автор сотен популярнейших в СССР песен, переводчик, ведущий телевизионных передач, член жюри Каннского кинофестиваля (в 1973 и 1979 гг.)
Роберт Рождественский скончался 19 августа 1994 года, похоронен в Переделкине.
В браке с Аллой Киреевой, переводчиком, литературным критиком, родились две дочери – Екатерина и Ксения.
Все развлечения шестидесятников: правда и вымысел в «Таинственной страсти»
На Первом канале стартовал показ сериала «Таинственная страсть» — экранизации беллетризованных мемуаров Василия Аксенова, в которых под вымышленными именами выведены культовые фигуры 1960-х. «Афиша Daily» разбирается, как в романе переплетаются документальное и художественное начала.
Посмертная публикация романа Василия Аксенова «Таинственная страсть» предсказуемо стала поводом для ожесточенных споров как в читательской, так и в окололитературной среде. Эрнст Неизвестный лишь мягко пожурил автора за неточности, Евгений Евтушенко назвал все написанное клеветой, а семья Роберта Рождественского вообще отредактировала текст романа, убрав из него несколько глав, что вызвало гнев друзей Аксенова — Анатолия Гладилина и Виктора Есипова, добившихся в итоге издания книги без купюр. Аудитория же до сих пор пытается выяснить, кто такая Милка Колокольцева и действительно ли загадочная Катя Человекова родила внебрачного ребенка от поэта с почти безупречной репутацией.
Сам же Аксенов в предисловии к «Таинственной страсти» предупредил, что испытывает недоверие к «мемуарному жанру» и стремился создать «условную среду» — как Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец». Впрочем, к обрисовке портретов современников и воссозданию обстоятельств их жизни писатели подошли по-разному. Ирония у Катаева не в пример более тонкая, прозвища друзьям и знакомым он раздавал с нескрываемой нежностью и старался воздержаться от муссирования слухов и сплетен. Аксенов же словно бил наотмашь, обнажал самые неприглядные черты характеров Евтушенко, Ахмадулиной, Высоцкого, превращая их в карикатуры на самих себя.
Впрочем, хотя «Таинственная страсть» на первый взгляд и кажется фантасмагорией, мифом о мифе, на деле Аксенов не так уж и часто грешил против истины. «Афиша Daily» выбрала яркие эпизоды из романа и оценила их по шкале достоверности: от исторической правды — до авторского вымысла.
Высоцкий в Ялте
Как у Аксенова
«Стоящий над отвесом небольшой отряд показал на паренька, который сидел, свесив в пропасть ноги в альпинистских ботинках. Тот помахал рукой жителям бухты. Одна девушка внизу почти мгновенно догадалась: «Да ведь это же Влад Вертикалов из «Таганки»!» Все население — а их было не менее тридцати душ к данному моменту — возопило: «Ура! Даешь Вертикалова!» Не прошло и десяти минут, как этот самый ВВ завис над Львиной на спусковом канате. Благодаря некоторому вращению Влада вокруг своей оси было видно, что за плечами у него приторочена гитара в футляре».
Почему неправда
В «Таинственной страсти» Аксенов порой помещает героев в обстоятельства, в которых они просто не могли оказаться все вместе и одновременно. Пример тому — открывающая повествование крымская идиллия конца июля 1968 года: в нее буквально врывается пижонистый Влад Вертикалов, он же Владимир Высоцкий. А ведь именно в эти дни он находился в Сибири на съемках детектива «Хозяин тайги». Да и со своей второй женой Майей Кармен (или Ралиссой Кочевой) Ваксон-Аксенов познакомился двумя годами позже описываемых в первых главах книги событий.
Цитата: «Таганский дневник» Валерия Золотухина
«1968 год. Лето. Съемки фильма «Хозяин тайги». Сибирь. Красноярский край. Мы жили на постое у Анны Филлиповны в пустом брошенном доме ее сына А в окна глядели люди — жители Сибири. Постарше поодаль стояли, покуривая и поплевывая семечками, помоложе лежали в бурьяне, может, даже не дыша; они видели живого Высоцкого, они успевали поглядеть, как он работает».
Расставание Нагибина и Ахмадулиной
Как у Аксенова
«Далее произошло нечто, несопоставимое с довольно высоким уровнем культуры и интеллекта Марка Аврелова, сумевшего даже в хлеву социалистического реализма утвердить порядочный стиль и даже проблески юмора, — его обуял амок! Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском рапахивая окна. Нэлка, я разрываю наш брак! Я собиратель и нравоучитель, я пчела, а ты трутень разврата — вон! Тащись со своими мегерами на проститутский вокзал и далее — в лепрозорий Двадцатого века!»
Почему правда
Юрий Нагибин, который в «Таинственной страсти» назван Марком Авреловым, был вторым мужем Беллы Ахмадулиной — или Нэлки Аххо. Их брак длилcя с 1959 по 1968 год и рухнул во многом из-за свободного нрава поэтессы. Позже вдова писателя Алла Нагибина вспоминала, что покойный супруг однажды и впрямь застал Ахмадулину с любовницей — Галиной Сокол (у Аксенова — Танька Фалькон), позже ставшей женой Евгения Евтушенко. Отраженный в романе факт замужества Ахмадулиной за Евтушенко также соответствует действительности.
Цитата: «Дневник» Юрия Нагибина
«Рухнула Гелла, завершив наш восьмилетний союз криками: «Паршивая советская сволочь!» — это обо мне. А Геллы нет, и не будет никогда, и не должно быть, ибо та Гелла давно исчезла, а эта, нынешняя, мне не нужна, враждебна, губительна. Но тонкая детская шея, деликатная линия подбородка и бедное маленькое ухо с родинкой — как быть со всем этим? И голос незабываемый, и счастье совершенной речи, быть может, последней в нашем повальном безголосьи — как быть со всем этим?»
Шестидесятники как рок-звезды
Как у Аксенова
«Была уже полная черных чернил черноморская ночь, когда к нему запросто придвинулась Милка Колокольцева в своем фирменном бикини: «Ты молоток, Влад!» В чернилах этой черноты, конечно, еще роились небольшие источники света: догорающий костер, пламеньки зажигалок и спичек, блуждающие фонарики; что еще забыли — да ну, Луну! Последняя ядреной тыквой стояла в небе и колебалась в воде, снабжая всю эту черноту удивительной прозрачностью.
«Хочешь, покажу тебе наш «тронный зал»? — предложила Милка. — Через неделю там состоится моя коронация».
Он пошел за ней без особой охоты. Ну вот, еще одна жаждет потрахаться с бардом, чтобы в Москве на фрондерских сборищах о ней заговорили».
Почему полуправда
Милка Колокольцева в отличие от большинства персонажей книги, по всей видимости, не имеет конкретного прототипа. В СССР 60-х годов поэты (и примкнувшие к ним барды) фактически существовали в статусе рок-звезд: они собирали стадионы, выступали на телевидении, задавали моду и, разумеется, были окружены толпами поклонниц. Колокольцева — собирательный образ трепетной, но в то же время не особенно пугливой советской девушки, у которой ноги подкашивались от невзначай брошенного: «Отдать тебе любовь?» Правда, установить, сколько у Вертикалова — Высоцкого и Эр — Рождественского (а также у Евтушенко, Вознесенского и прочих) было общих дам сердца, не представляется возможным.
Цитата: «60-е. Мир советского человека» Петра Вайля и Александра Гениса
«… тогда поэты были во всем первыми — брюки у них были самые узкие, идеи самые прогрессивные, слова самые смелые. Один западный корреспондент, завороженный трибунным чтением Евтушенко, сказал, что он мог бы возглавить временное правительство. толпа, которая всегда слышит громогласный призыв, а не отданный вполголоса приказ, смотрела снизу вверх на своего лидера — поэта».
Бродский на литературном вечере в МГУ
Как у Аксенова
«И вот Яша Процкий входит в Дубовый зал писательского ресторана. Ему чуть за тридцать, а выглядит он на двадцать восемь. Он в английском пиджаке. Он вообще любит все английское. Пока он идет от дверей к большому столу, за которым в его честь собралась группа шестидесятников, кое-кто из собравшихся мгновенно вспоминает его первый приезд в Москву. Это было в начале шестидесятых, то есть когда ему было чуть-чуть за двадцать. Гудела компания «новой волны», и вдруг собутыльники вспомнили, что их — Яна Тушинского, Роберта Эра, Нэлку Аххо, Кукуша и Ваксона — ждут в старом здании МГУ на литературный вечер. Пойдешь с нами, Яков? А почему бы нет? Почему не пойти? И он с ними пошел, сильно уменьшив средний возраст группы».
Почему правда
Когда Бродский в 1965 году вернулся из Архангельской области, куда был сослан за тунеядство, шестидесятники на волне освободительной кампании, инициированной в том числе Анной Ахматовой, принимали активное участие в судьбе молодого дарования. Если верить воспоминаниям Евгения Евтушенко, он в самом деле пригласил малоизвестного в те годы поэта выступить на своем авторском вечере в МГУ. Впрочем, позже Бродский разругался и с Евтушенко, и с Вознесенским, и с Аксеновым, так что последнему надо отдать должное: в «Таинственной страсти» шпильки в адрес Яши Процкого он пускает весьма безобидные.
Цитата: Евгений Рейн, по книге Ильи Фаликова «Евтушенко: Love Story»
«Когда он (Бродский. — И. Ф.) освободился из ссылки, он не в Ленинград приехал, а в Москву. Он пришел ко мне и говорит, что три месяца не мылся. Я позвонил Аксенову — тот говорит: «Приезжайте немедленно ко мне». Мы приехали. Иосиф пошел принимать ванну, а мы не знаем, что делать дальше. Я говорю: «Надо позвонить Евтушенко». Тот случайно снял трубку. Я все рассказал. Евтушенко в ответ: «Немедленно встречаемся. Я позвоню в «Арагви», и нам дадут место». Приехали в «Арагви» — стоит огромная очередь, хвост человек на двести. Но вышел директор, и нас во главе с Евтушенко провели в отдельный зал. Сели. Бродский был печальный, усталый и через час ушел. Понятно? В Ленинград он уехал через пятнадцать дней и все эти две недели постоянно встречался с Евтушенко. Тот и дома устроил банкет в его честь. »
Внебрачный ребенок Вознесенского
Как у Аксенова
«И вот наконец свершилось: в Одинцовском роддоме явился в свет Денис Антонович. С кулечком этим Екатерина, все еще в амплуа дурочки, была привезена на дачу Андреотиса. Здесь она попросила созвать заседание тройственного союза.
— Фоска и ты, Антошка, — сказала она неожиданно взрослым и умным голосом. — Я хочу вам сказать, чтобы вы не беспокоились. Денисочку запишу на свою фамилию и без указания отца.
— Да ты что, Катька, рехнулась, что ли? — возопила Теофилова. — Нет, ты слышишь, Антоша, что она изобрелa? Отвечайте оба, кто отец инфанта? Вот так и записывайте — Денис Антонович Андреотис!»
Почему, скорее всего, неправда
Исследователи склонны считать, что под именем Кати Человековой, вероятно, скрывается актриса Татьяна Лаврова, сыгравшая в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Андреотис-Вознесенский старался оберегать от общественности свою частную жизнь, однако у него, похоже, все-таки был тайный роман с Лавровой. А вот сын у актрисы только один, и родился он в браке с футболистом Владимиром Михайловым. Теоретически ребенок мог быть зачат Вознесенским, но достоверной информации об этом не сохранилось: в своем романе Аксенов лишь отразил ходившие в артистической среде слухи.
Цитата: Галина Волчек в интервью журналу «Караван историй»
«Расстались они так нехорошо, что Татьяна запретила Михайлову видеться с Володей и вообще вычеркнула его из жизни — своей и сына. Есть версия, что причиной развода стал роман Лавровой с Вознесенским, но мне кажется (хотя я могу ошибаться), что их отношения начались позже. Как бы то ни было, об истинных причинах разрыва сейчас доподлинно известно только Михайлову. Когда родители расстались, Вовке было три года».
Соперничество Евтушенко и Рождественского
Как у Аксенова
«К столу подсел Ян, совершенно великолепный в своем слегка переливающемся и в то же время весьма строгом костюме; где такие нынче берут, в Париже или в Берлине Западном? Присев, он на мгновение приобнял своего соседа.
— Да я ведь не Тушинский, — брякнул слегка захмелевший от «Двойного Золотого» Роберт.
Вce опять грохнули. Ян усмехнулся с некоторой досадой. Он не любил шуток такого рода. Тем более сопровождаемых грохотом общего смеха».
Почему правда
В первых главах «Таинственной страсти» Аксенов называет Рождественского и Евтушенко «двуглавым поэтом» — отчасти справедливо. Познакомившись в 1952 году в стенах Литературного института им. Горького, они быстро сблизились и, по сути, стали ядром, вокруг которого сформировался пласт эстрадной поэзии. В то же время между Евтушенко и Рождественским существовало негласное соперничество, подогреваемое аудиторией, страстно желавшей выяснить, кто он — главный поэт Страны Советов. Так что дружеские похлопывания по спине в их отношениях действительно сменялись безжалостными словесными пикировками.
Цитата: «Еще столько не договоривший» Евгения Евтушенко
«… шестидесятничество на том и стояло, что мы даже больше чем дружили, — мы с неразделимой родственностью любили друг друга, а мало ли как иногда запальчиво и обидчиво могут спорить люди именно любящие друг друга Еще на литинститутских семинарах мы научились безжалостно критиковать стихи друг друга и никогда не занимались комплиментаризмом. Роберт меня очень часто почти убийственно уничтожал, сочиняя зубастые пародии, над которыми все ухохатывались, так что мало мне не казалось, но я терпел, потому что такое общение нам обоим оздоровительно помогало и профессионально, и по-человечески».
Отъезд Эрнста Неизвестного
Как у Аксенова
«В течение всех оставшихся Семидесятых не проходило недели, чтобы в Москве не проносился истерический слух об отъезде того или другого представителя послесталинского ренессанса. Вместе с ними отбывали люди, имеющие к ним прямое или косвенное отношение. Например, с Генри Известновым уехала всей Москве небезызвестная и великолепная Нинка Стожарова. А до этого, оказывается, никто не знал, что их соединяет давний и глубокий шансон-романс. Никто не подозревал, что скульптор, которого по жесткости материала можно было сравнить только с Бенвенуто Челлини, питал к своей девушке столь сентиментальную привязанность».
Почему неправда
Цитата: «О друзьях-товарищах» Эрнста Неизвестного
«У Аксенова я прочитал, что с кем-то уехал в эмиграцию. Аню это, естественно, страшно заинтересовало. Но ничего такого не было, я эмигрировал один. Первые мои женщины за границей — немка, швейцарка, француженка, кто угодно, только не русские эмигрантки. Я просто как чумы их боялся, наших эмигранток. Я сам от них сбегал. Потому что не выберешься из приключений, причем неаппетитных».
Евтушенко на Кубе
Как у Аксенова
«… двадцатишестилетний Ян Тушинский вознамерился съездить на остров Куба. Вернулся он оттуда с большим портфелем из крокодиловой кожи. Несколько месяцев в застольях он рассказывал о Кубе. Вот это, братцы, настоящая свобода, самая настоящая! Там машины самых последних марок просто стоят на улице, ключи торчат — садись и поезжай! Фидель — мой друг, он глава правительства, а ему кореша подчас дают подзатыльника. В конце концов он стал в Советском Союзе главным знатоком по Кубе и по своему ближайшему другу Фиделю Кастро».
Почему правда
Хотя дружба Евгения Евтушенко с Фиделем Кастро кажется порождением смелой фантазии Аксенова, в начале шестидесятых поэт действительно побывал на Кубе, где познакомился с легендарным революционером. Позже Евтушенко вспоминал, что они вместе с Кастро ловили рыбу и навещали в приюте детей, чьи родители погибли во время высадки американского десанта на Плая-Хирон. Примечательно также, что Аксенов в «Таинственной страсти» не без иронии отмечает бахвальство Евтушенко и его склонность несколько преувеличивать свою роль в формировании внешней политики Советского Союза.
Цитата: «Мужчины: тираны и подкаблучники» Виктора Ерофеева
«Евтушенко был героем многожанрового спектакля, эклектичного действия, где любовная мелодрама соприкасалась с политическим фарсом, социальным шоу, метафизическим водевилем, светской хроникой, наконец, комиксом. Евтушенко — ласковая душа массовой культуры. Евтушенко знал всех, весь мир, и здесь он вне конкуренции: он знал и Фиделя Кастро, и Роберта Кеннеди, и Солженицына».