Тахограф можно ли переставить на другой автомобиль
Тахограф
Вопрос к бывалым, принуждают ставить тахограф, но покупать за 30к что то не охота. Можно ли поставить б/у и что для этого надо?
Комментарии 42
А самосвал 20т тоже нужен тахограф? И какой сейчас самый оптимальный и без глюков?
На самосвал не знаю, я пока еще с тахографом не определился
И вот последнее дополнение.
Изучай.
Зарегистрировано в Минюсте России 26 февраля 2016 г. N 41211
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 января 2016 г. N 16
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ‚ УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 36
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6714) приказываю:
Внести изменения в Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), согласно приложению к настоящему приказу.
И.о. Министра
Е.И. ДИТРИХ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 28 января 2016 г. N 16
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 36 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, КАТЕГОРИЙ И ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА»
1. Абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.) ;».
———————
Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.
2. В абзаце десятом:
слова «и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами» исключить;
слова «самоходных сельскохозяйственных машин» заменить словами «специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств»;
3. Абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплачивается;».
4. Сноску к абзацу четырнадцатому изложить в следующей редакции:
» Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2 (ч. I), ст. 115, N 14, ст. 1646; 2015, N 47, ст. 6592, N 51 (ч. III), ст. 7338″.
5. Дополнить абзацами шестнадцатым и семнадцатым в следующей редакции:
«учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.».
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами
(Приложение №2, Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36)
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами
Приложение №2
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
• транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
• транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
• транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
• транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
за исключением:
• транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 1121;
• транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
• пассажирских и грузовых троллейбусов;
• автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
• транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
• транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
• транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»2
• находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1102; 2011, N 37, ст. 5268.
2Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4919; 2013, N 26, ст. 3342.
Можно ли ставить, бывший в установке тахограф?
Содержание
Сотрудники нашей мастерской все чаще сталкиваются с клиентами, которые желая сэкономить предпочитают устанавливать б.у. тахографы. Этим желанием пользуются не добросовестные мастерские и частные мастера установки. В этом статье мы объясним почему установка тахографа, уже использованного на другом автомобиле, затея не очень правильная. И уж точно не позволит сэкономить владельцу транспортного средства.
В приложении № 3, Приказа Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013, недвусмысленно указанно в Пункте 2 «На транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф. ». Полный текст приказа Вы можете просмотреть на сайте в разделе Информация \ Законодательство. Соответственно установка Б\у тахографа противоречит, закону, регламентирующему установку и эксплуатацию этих устройств. Мастерские предлагающие такие услуги, могут лишиться лицензии и уйти с рынка тахографии, на всегда. Но конечного пользователя это разумеется волнует меньше всего. Ему не хочется тратить деньги, на установку тахографа в принципе. Ну или хотя бы как-то сократить эту статью расходов. Но при установке Б\у тахографа, этого никак не получиться сделать, разберемся почему? При установке тахографа с НКМ, все данные в блоке СКЗИ, остаются о прежнем транспортном средстве, на котором он был установлен. Со всеми его нарушениями скоростного режима и прочим багажом. Сейчас мы рассматриваем вариант исключающий нелегальные схемы, приобретения тахографа. Т.е. автомобиль на котором это устройство эксплуатировалось, не числиться в угоне или что-то подобное. Соответственно если Вы не хотите выплачивать штраф за правонарушения, которые не совершали, Вам необходимо заменить блок СКЗИ. При активации блока СКЗИ авторизованная мастерская отправляет запрос в РосАвтоТранс, и вот тут могут выясниться новые подробности относительно автомобиля, на котором был установлен данный тахограф и его истории эксплуатации. Данный тахограф может находиться в черном списке, не обязательно за нарушение водителем ПДД, который управлял ТС. А скажем за проблемы, относящиеся к юридическому лицу, которому это транспортное средство принадлежало. И Вы уже оплатив стоимость работ по установке тахографа на Ваш автомобиль, оплатив блок СКЗИ и его замену, получаете бесполезный металлический ящик, с которым ничего нельзя сделать. Сомнительная экономия, получается.
Второй случай если вы приобретаете тахограф выпущенный до 2016 года. Который как будто не использовали. Т.е. он не б.у. а просто старый. Необходимо проводить его метрологическую поверку. Без которой установка теряет всякий смысл, это устройство не отвечает требованиям, предъявленным к этим устройствам. Поверка устройства стоит относительно недорого от 3000 до 8000 рублей. Но кроме самого тахографа поверенным должен быть и блок СКЗИ. А поверка этой неотъемлемой части тахографа не производиться в принципе (только завод производитель при выпуске поверяет НКМ), соответственно и блок СКЗИ должен быть заменен. И стоимость получается, как и в первом случае не очень экономичной. И точно дороже установки нового тахографа.
Третий случай, когда тахограф может быть с виду рабочим, экран работает, кнопки нажимаются, на других транспортных средствах установлен не был. Но почему-то стоит дешевле и продается с рук. Уже после установке выясниться, что некорректно работает термопринтер или по каким-то иным причинам постоянно выпадает в ошибку. В мастерской Вам продиагностируют и скажут, что, некоторые части необходимо заменить что тоже стоит денег. Таким образом Вы оплатите ремонт, стоимость запасных частей или других аксессуаров к тахографу, его установку в транспортное средство.
И ко всем перечисленным случаем приобретения и установке тахографов, не относиться гарантийный ремонт и обслуживание. Т.е. никто бесплатно, ремонтировать его не будет, так как гарантии на него не будет и быть не может. А ремонт тахографа при таком способе приобретения понадобиться точно. Таким образом из кажущейся недорогой покупки, получается, во-первых, совершенно точно покупка дорогая, скорее всего дороже нового. Во-вторых, вместе с этой дорогой покупкой Вы получите с большой долей вероятности шлейф проблем и частых поломок. И я уже не говорю про возможные проблемы с сотрудниками Транспортной инспекции, даже если у Вас все в порядке.
Итого смысл покупать и устанавливать Б\У тахограф нет никакого, это точно выйдет дороже с самого начала. И в перспективе может дать ещё больше проблем и принести ещё больше убытков. Приобретайте новые тахографы, это точно менее затратное мероприятие. И если вдруг и случиться гарантийный случай поломки, в Мастерской должны её устранить бесплатно.
Основные причины, по которым лучше не ставить Б\У Тахограф
Часто задаваемые вопросы по тахографам
1. Какую функцию выполняет бортовой самописец?
2. Можно ли избежать установки тахографа?
Необходимость в таком оборудовании отсутствует, если вы используете машину для личных целей. Если речь идет о транспортных средствах категории M2, M3, N2, N3, которые используются для грузовых или пассажирских перевозок, то, согласно приказу Министерства транспорта РФ №319, использование бортовых самописцев на них обязательно.
3. Можно ли перенести тахограф с одного автомобиля на другой?
Да, бортовой самописец можно установить на другое авто, но в этом случае потребуется обязательная замена блока СКЗИ, в котором хранятся сведения о предыдущем авто (использовать старый блок на новой машине категорически запрещено).
4. Какой мне надо поставить тахограф?
Если вы планируете совершать рейсы только по России, то потребуется устройство с блоком СКЗИ, для международных рейсов нужен самописец ЕСТР. Подобрать оптимальную модель помогут сотрудники лицензированного сервисного центра «Балтавтоматика», устанавливающие тахографы на грузовые автомобили и обеспечивающие их обслуживание.
5. Кто имеет право производить монтаж тахографа на автомобиле?
Согласно приказу Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года, такие работы имеют право производить только сертифицированные мастерские. К их числу относится компания «Балтавтоматика». С полным перечнем уполномоченных организаций можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Росавтотранс.
6. Что будет, если проигнорировать требование по установке тахографа?
В законе по отношению к нарушителям предусмотрены штрафные санкции, размер которых зависит от того, кто допустил нарушение. Например, водителям придется заплатить от 1 до 3 тысяч рублей, а должностные лица за отсутствие бортового самописца должны заплатить от 5 до 10 тысяч рублей.
7. Можно ли карту водителя от российского тахографа использовать в европейских самописцах?
Нет, нельзя, поскольку в устройствах со СКЗИ (российские) и ЕСТР (европейские) применяются разные алгоритмы шифрования данных.
8. Сколько будет стоить установка тахографа?
Стоимость услуги варьируется в зависимости от нужного владельцу автопарка функционала. Если на машине нужен датчик скорости, то установка тахографа в компании «Балтавтоматика» обойдется в 39 тысяч рублей (вместе с активацией). Если машина не имеет спидометра с цифровыми датчиками, то стоимость установки бортового самописца будет больше.
9. Могут ли не совпадать данные самописца и спидометра?
Да, расхождение данных возможно. Оно объясняется тем, что погрешность при расчете пройденного пути у электронного спидометра составляет 4-5%, а суммарная погрешность при расчете пройденного пути по цифровому тахографу — 10%. Поэтому расхождения в показаниях не облагаются штрафами.
10. Существует ли возможность прошивки имеющейся карты водителя или предприятия?
Такую операцию выполнить не получится, зато можно заказать новую карту водителя или предприятия. Для этого потребуется обратиться в сертифицированную организацию, отвечающую требованиям ФЗ №63 от 6 апреля 2011 года — например, в компанию «Балтавтоматика».
11. Есть ли ограничения на продолжительность использования карт для тахографа?
Есть, причем эти ограничения зависят от типа карты. Например, срок действия карты водителя составляет до 3 лет. Аналогичный показатель у карты мастерской — до 1 года, а карту предприятия можно использовать не более 3 лет.
12. Обязательно ли сохранять данные с цифрового тахографа на внешних носителях?
Да, эту процедуру нужно выполнять в обязательном порядке. Юридическое лицо должно сохранять информацию за последний год не только с внутренней памяти бортового самописца, но и с карт водителя.
13. Может ли тахограф заменить спидометр?
Бортовой самописец может с высокой точностью определять скорость движения автомобиля — для этого нужно только выбрать соответствующий режим регистратора. Однако при поломке спидометра тахометр не получится использовать в качестве альтернативы. Дело в том, что, согласно ПДД, при возникновении поломок у штатных контрольно-измерительных приборов водитель должен самостоятельно устранить неисправность или следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер осторожности.
В компании «Балтавтоматика» работают не только высококлассные установщики, монтирующие отличное оборудование, но и профессиональные консультанты. Если у вас остались вопросы, звоните. Специалисты нашей мастерской с удовольствием на них ответят и оформят заявку на выездную консультацию: услуга предоставляется абсолютно бесплатно.
Снимать ли тахограф при продаже машины?
Типичнейшая ситуация! Вы купили тахограф на свой автомобиль, а потом подумываете эту машину продать. Денег потраченных на тахограф жалко. Что можно сделать в такой ситуации. Стоит ли снимать тахограф при продаже машины.
Всё таки продать его новому владельцу. Тому в любом случае предстоят траты на оснащение автомобиля новым устройством, так что переплатить пятнадцать-двадцать тысяч рублей имеет смысл. Особенно если при перерегистрации автомобиля не будут меняться номера.
Как снять тахограф при продаже машины для установки на новый автомобиль. Снять само устройство не сложно, достаточно открыть заднюю крышку и аккуратно отключить разъемы. Не надо отрезать фишки. Они расходник, в тахографической мастерской этот огрызок в любом случае выбросят, и обожмут новые. При этом в машине останутся некрасиво и опасно висящие провода. Антенны можно снять и забрать с собой, при условии что получится это сделать аккуратно и без повреждений.
Но будьте готовы к проблемам которые могут появиться при самостоятельном снятии тахографа с продаваемой машины.
Автомобиль «не поедет»! Например, ни в коем случае нельзя снимать тахограф с Европейских грузовиков, то есть там где он был установлен с завода. В этом случае очень много информации автомобиль берет с тахографа, в частности коэффициенты автоматических коробок. Как минимум вы не продадите машину, у которой перестала корректно работать коробка без тахографа. Опять же далеко не каждый тахограф можно будет установить на такую машину, нужно смотреть программную совместимость. В случае, например Скании, всё еще хуже, серийник таха прописывается в блоке координаторе, что может сделать далеко не каждый сервис.
Пропадет скорость и пробег на спидометре. При правильной установке — панель, или цифровой спидометр берет данные по скорости и пробегу с тахографа. Если его вытащить то спидометр на панели «потухнет». Эксплуатировать такой автомобиль нельзя, но проблема решается установкой и калибровкой нового тахографа.
Оцените целесообразность снятия. Если в тахографе подходит к концу срок действия блока СКЗИ, а сам он не в лучшем состоянии (залипают кнопки, плохо печатает принтер), то есть смысл установить на новую машину новый тахограф, а не ремонтировать старый во время замены блока. Во первых стоимость ремонта не всегда бывает дешевой, во вторых у нового прибора будет годовая гарантия и заводская поверка, в третьих — производители всегда дорабатывают своё оборудование, и новое электронное устройство всегда надежнее старого. Ситуация на дорогах постепенно меняется, инспекторы уже смотрят не только сам факт наличия контрольного устройства, но и распечатку, так что удобство работы выходит на первый план.
Итак, ещё раз про важные моменты. Если вы считаете что тахограф лучше снять при продаже машины, то не отрезайте фишки! Отключите тахограф и посмотрите — появились ли проблемы с автомобилем. Если на приборной панели загорелась ошибка или пропала скорость — то верните его обратно (с отрезанными фишками это сделать сложнее).
Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова 09:10, 2 марта 2021 Версия для печати
С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным – об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.
С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.
Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.
Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.
И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.
В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования – это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:
Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:
Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.
Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.
В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет – Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:
И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование – это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).
Но, могут заметить читатели, как же так, ведь Минтранс не может ошибаться, и он выпустил приказ 440, значит его надо исполнять! Более того, этот приказ внесен в реестр обязательных требований по версии Ространснадзора. Нет, исполнять приказ 440 не требуется, потому как его требования, в частности наличия в тахографах блока СКЗИ не могут являться обязательными в соответствии с уже указанными выше нормами, установленными с 1 ноября 2020 года п. 3, статьи 1 ФЗ 247. А если учитывать реестр обязательных требований Ространснадзора, то необходимо помнить пункте 7 статьи 3 Федерального Закона № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что имеет значительно более высокий юридический статус.
А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ – это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.
Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.
Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.
Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: http://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.
Мы полностью подтвердили свои слова делами. Блок СКЗИ в тахографе никогда не был обязательным и необязателен сейчас, просто доказать это было тяжело. После 1 января 2021 года с такой задачей может справиться каждый.
Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,
Сухомлинов Максим Владимирович,
Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,
технический эксперт в области соответствия транспортных средств,
инженер, метролог, испытатель,
специалист в области информационной безопасности,
специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и
человек с активной гражданской позицией.