таежная жизнь на линогравюре графике
Линогравюра
Линогравюра (фр. graver – вырезать) – способ печати с использованием гибкой формы: линолеума или сходного по параметрам материала. Техника является разновидностью выпуклой гравюры и напоминает ксилографию. Мастер вырезает рисунок на поверхности линолеума, наносит валиком тонкий слой краски и печатает изображение на бумаге. Единичный оттиск создает черно-белое изображение, для цветной картины художник делает отдельный штамп для каждого цвета. Штрихи, пятна, линии очертания предметов в линогравюре выходят плавными, четкими, насыщенными. Податливость основы позволяет быстро изготовить сложный рисунок, сохранить живость руки мастера и растиражировать изображение.
В 1864 году англичанин Фредерик Уолтон запатентовал и организовал промышленное производство полимерного напольного покрытия. Художники оценили мягкий и прочный материал: латиноамериканские и европейские мастера охотно пользовались линогравюрной техникой, а Илья Ефимович Репин даже писал на линолеуме масляными красками. В середине XX века в мире сложились графические школы, которые объединили мастеров гибкой печати: «Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии, национальные республиканские мастерские в Советском Союзе. Линогравюрой увлекались Пабло Пикассо, Анри Матисс и Борис Кустодиев. Техника сохранила популярность и в XXI веке.
Основоположник кубизма Пабло Пикассо заинтересовался линогравюрной техникой в середине XX века – в поздний период творчества, время экстравагантных сюрреалистичных портретов и жанровых сцен. Работы «Бородатый мужчина» 1961, «Банерильи», «Вакханалия», «Жаклин с обручем» 1962 стали яркими образцами художественной манеры великого испанца. Особого внимания заслуживает линогравюра «Женщина в шляпе» 1962. Пикассо создал цветной отпечаток одной матрицей и не прибегал к отдельным штампам для каждого цвета: художник начал печать с самого светлого оттенка, а закончил самым темным. Борис Кустодиев работал в линогравюрной технике на закате жизни, будучи прикованным к инвалидному креслу. «Матрос и милая», «Осень» 1926 и серия гравюр с текстами народных частушек 1927 – свидетельство мастерства художника и удивительного жизненного оптимизма в любых жизненных ситуациях. В разделе вы найдете линогравюры нонконформиста Оскара Рабина, «всю жизнь писавшего одну картину – свой портрет на фоне страны», с описанием автора и отсылками к живописным произведениям. А как вам «Ядерный ученый» 1946 основателя школы фантастического реализма Эрнста Фукса? Художники различных художественных стилей и направлений XX века оставили интереснейшее творческое наследие в виде сочных и красочных гравюр гибкой печати.
Линогравюры: «Бородатый мужчина 1961, «Натюрморт с бокалом под лампой», «Женщина в шляпе» 1962 Пабло Пикассо; «Волны» 1918, «Сидящая обнаженная» 1921 Мауриц Корнелис Эшер; «Дверь №6», «Акафист» 1969 Оскар Рабин; «Рыбак» 1959, «На западном рубеже. Мыс Таран» 1987, «Белые цветы» 1988 Адольф Шевченко; «Нависающий над нами» 1946, «Автопортрет», «Себастьян» 1961, «Искуситель на кладбище» 1967 Эрнст Фукс.
Художники: Пабло Пикассо, Борис Кустодиев, Мауриц Корнелис Эшер, Оскар Рабин, Адольф Шевченко, Эрнст Фукс, Георгий Малаков.
Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов
Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.
Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!
И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:
2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).
7. Маркер и карандаш.
Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.
Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.
Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).
Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.
Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).
Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.
Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.
Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.
Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.
И, наконец, с замиранием снимаем бумагу с формы и. Получаем превосходный результат! Если не получилось можно отпечатать еще раз, или слегка подправить форму.
Делитесь своим результатом в комментариях. Всем удачи и вдохновения!
liubatje
liubatje
Я решила подробно написать о том, что такое линогравюра, в какие этапы у меня происходит работа и какие материалы я для этого использую. Это не пошаговая инструкция, а описание процесса с фотографиями примеров.
Во-первых скажу, что у меня нет профессионального образования в области печатной графики. Все, что я знаю и умею, я нашла опытным путем, что-то было подсказано коллегами или подсмотрено в интернете. Мой путь начался с занятия по линогравюре в Британской высшей школе дизайна в 2012 году.
Линогравюра начинается с рисунка, я делаю эскиз будущей работы карандашом. Т.к. обычно я делаю цветные линогравюры, в 2-3 краски, на этапе эскиза я ищу оптимальное цветовое решение. Как его ищу. Во-первых я думаю о тоне, что у меня будет светлое, что темное. Во-вторых о том, чтобы использовать по максимуму возможности каждого цвета. Например, если у меня гравюра в две краски, допустим, желтый и синий, то при печати я могу получить третий цвет — зеленый (за счет наложения желтого на синий или синего на желтый). На фото выше я получила феолетовый цвет путем наложения синего на красный. Кроме того, я думаю о настроении, которое хочу выразить, что также влияет на выбор цвета (читайте подписи к фотографиям).
Так, например, выглядел эскиз к заглавной работе этого поста. Иногда цвет я просто представляю в голове, а на картинке могу лишь памятки-почеркушки сделать.
Дальше я переношу рисунок на кальку и с кальки на линолеум. Можно для этой цели использовать копирку, но мне это неудобно, т.к. при работе с копиркой готовое изображение будет зеркальным к эскизу. А через кальку, пусть это и несколько дольше, я получу именно то, что было у меня в эскизе. С кальки переношу изображение на отдельные одинакового размера куски линолеума (одинаковые — если у меня именно линогравюра, вписанная в определенного размера фон, а не штампы). Каждый цвет на отдельном куске линолеума. Если линогравюра в один цвет, в одну краску, то и печатная форма одна.
Эскиз, рисунок на кальке и на линолеуме. Работа из серии «Волчата летят в космос», 2014 год
В традиции линогравюры, участки формы, которые не вырезаются покрываются темным цветом (гуашью, маркером), я так не делаю, максимум делаю себе напоминалки, где какая форма, закрасив черным уголки (на фото выше).
Следующий этап — вырезание форм. Для этого используются специальные ножи (резцы, штихели, стамески — у них есть разные названия). Я использую Татьянку, Pfeil и Speedball, все их одинаково люблю. Для понимания: Татьянка — это российский качественный доступный продукт. Speedball — американский дешевый, не продается в России. Pfeil — швейцарские профессиональные ножи, стоят дорого, в России видела в Черной Речке.
Резец с синей ручкой — Speedball, ножи со светлой ручкой — Татьянка, с темной — Pfeil.
Дальше — бумага. Если я печатаю ложкой, чаще всего использую обычный ватман Госзнак, так как он гладкий и плотный. Его недостаток — с годами желтеет. Меня это смущает лишь потому что я не могу сказать, что моя работа архивного качества и гарантировать ее сохранность на долгие годы, но по сути, пожелтевшая бумага — мелочи. Если я печатаю на станке (скажу ниже об этом) я могу использовать любые бумаги. Особенно люблю хлопковые, специальные для офорта.
Процесс печати линогравюры. Из серии «Лето на маяке», 2014 год.
Печать на прессе. Этой зимой я купила себе специальный пресс для линогравюры марки ABIG, это самое бюджетное и негабаритное, что можно найти на рынке, размер пресса 30×30 см, стоил он 10 тысяч рублей. Я привезла его из Санкт-Петербурга транспортной компанией. Очень долго я вокруг него ходила, первые попытки печати были неудовлетворительными и прежде чем приноровиться я даже успела пожалеть о покупке. Но затем знакомство и даже любовь состоялись. На прессе я стала печатать «правильно», когда бумага сверху. Почему, не знаю. Просто на прессе такой способ печати оказался более естественным, мне не нужно ничего регулировать и контролировать, все за меня делает пресс. О том, как делать разметку бумаги при печати «бумага сверху» предлагаю посмотреть в коротком видео «Linocut with Simon Ripley». Я делаю примерно также.
Следующий этап — подготовка краски. Это очень важный этап. Иной раз краску я готовлю очень долго, прежде чем получу нужные мне цвета. Я использую офортную краску Charbonnel Aqua Wash, в моем понимании это идеальня краска. Прежде чем ее найти я пробовала краски на водной основе, кое-какие оказались хорошие (краска LINO/Creall, например), а какие-то вообще очень и очень низкокачественными (Speedball, например). Краски на водной основе я использую в основном для коллажей, когда нужно напечатать что-то, чтобы быстро высохло. Краска Charbonnel имеет уникальную формулу, у нее масляная текстура, но моется она водой с мылом. Это профессиональная краска архивного качества. Сохнет как и масло долго, сутки, иногда больше.
Моя палитра при печати штампами
И далее непосредственно печать. Поочередно каждую форму аккуратно совмещаю с разметкой. Покажу несколько фотографий об этом (читайте подписи к фотографиям).
Печатаю на прессе, бумагой сверху. Печатная форма и оттиск с одним цветом (на ягоды я дополнительно нанесла другую краску паролоновой кистью).
Второй цвет
Готовое изображение. В верхней части можно увидеть оттиск с каждой формы по отдельности.
Когда работа готова можно ее подписать и отсканировать (если это будущая иллюстрация, например). По этой ссылке я рассказывала о том, как подписать линогравюру.
Страница из книги Print Workshop со схемой подписи линогравюры
Многие из перечисленных авторов проводят живые и/или онлайн занятия по линогравюре.
Я веду видео-курс по линогравюре и штампам на площадке Lectoroom.ru, подробнее о нем можно прочитать по этой ссылке. Вкратце скажу, что курс состоит из трех частей, цветная линогравюра, печать штампами на бумаге и печать на ткани. К каждой части предлагается задание, которое я буду проверять. Необходим ли такой курс, чтобы начать? Конечно, нет. Или точнее — для кого как. Лично для меня в любом новом деле важна своего рода инициация от выбранного мною мастера. Поэтому когда я начинаю что-то новое, начинаю это с занятия с педагогом. Прямо сейчас, например, я занимаюсь на видео-курсе по каллиграфии у Кати Шабановой.
Посмотреть больше моих работ в технике линогравюра можно по соответствующему тегу в моем журнале, а также на сайте или в портфолио на behance. Ниже несколько моих линогравюр разных лет.
«Настроение», 2015 год
«Воспоминание», 2014 год.
Иллюстрация в технике линогравюра «Волчата летят в космос», 2014 год
Линогравюра «Волчишко» по мотивам иллюстрации Евгения Чарушина, 2016 год.
И еще пару слов! Как-то мне написали, «а зачем все это, если можно просто нарисовать?». Я думаю, не имеет смысла делать линогравюру ради лишь картинки, линогравюра это прежде всего процесс, рукотворный процесс. А еще малотиражная печатная графика, которой можно оформить дом. В линогравюре можно экспериментировать до посинения, придумывать различные приемы (о которых быть может когда-нибудь напишу). Линогравюру можно использовать для создания иллюстраций, как самостоятельно так и в сочетании с другими техниками (я обожаю вводить элементы линогравюры в коллаж), можно делать рукотворные открытки, принты, картины; штампами из линолеума можно украшать почтовые конверты, дневники и многое многое другое.
Удачной вам практики!
Материал подготовлен мной ( Ольгой Езовой-Денисовой) по моим же работам и фотографиям.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Гравюра/Линогравюра/Ксилография/Сериография
Гравюра (от франц. graver — вырезать) — тип графического изображения, созданного с помощью печати. Оттиски получают нанесением на бумагу изображений с доски, каждое из которых является эксклюзивным произведением.
В искусстве гравюры различают следующие виды:
— линогравюра — выступающее изображение, которое создается нанесением краски на линолиум толщиной до 5 мм и последующим оттиском на бумагу. Позволяет создавать работы большого масштаба с чёткими контрастами белого и черного.
— ксилография — старейший вид гравюры, получивший распространение на Дальнем востоке еще в VII веке. Заключается в получении оттиска с деревянной доски. До изобретения этого вида гравюры в качестве поверхности для нанесения краски использовали камни.
— резцовая гравюра — гравюра на медной пластине. Известна с первой половины XV века. Рисунок на метал наносят острыми резцами. После чего валиком заполняют возникшие борозды краской. Фон очищают от чернил и делают оттиск получившегося рисунка на бумагу.
— офорт (от фр. eau-forte — «крепкая вода») — гравюра на металле, изобретенная в XVI веке. Изображение сначала процарапывают на металлической пластине с помощью иглы. На углубления отдельных фрагментов наносят кислоты, после чего заполняют их краской и создают отпечаток с помощью специального станка на влажной бумаге. К разновидностям офорта относят пунктир, сухую иглу, меццотинто, аквантину, резерваж и мягкий лак. Они разнятся между собой способом нанесения рисунка на металл.
— гравюра на картоне — наиболее технологически доступный вид получения графического изображения с помощью оттиска. Картину создают, прикладывая к бумаге вырезанные из картона и покрытые краской детали.
— сериография (от лат. serikus — шелк) — метод получения множества оттисков одного принта хорошего качества с помощью шелковой сетки.
Линогравюра
Линогравюра — способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Пабло Пикассо. Натюрморт с бокалом под лампой. 1962
Описание техники линогравюры. Изготовление оттисков начинают с нанесения рельефа на фрагмент линолеума толщиной от 2,5 до 5 мм. Рисунок в зеркальном отражении вырезается острым ножом или V-образной стамеской. После этого лист с помощью валика покрывается краской того же типа, что используется в ксилографии. При этом стоит учитывать, что большое количество краски может залить мелкие детали, а из-за слишком малого некоторые участки могут остаться непропечатанными. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги и прижимают к матрице прессом или вручную.
Анри Матисс, «Флорентина» (1938). Частная коллекция
Нюансы линогравюры. Линолеум — гладкий материал без направляющей текстуры, поэтому его можно резать в любом направлении. И хотя мягкость значительно облегчает резьбу, она зачастую усложняет прорезывание тонких линий.
Цветные линогравюры можно печатать, вырезая отдельные матрицы для каждого задуманного цвета, как в гравюре на дереве. Или, как продемонстрировал Пабло Пикассо, можно использовать один кусок линолеума: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.
Благодаря простоте и дешёвым материалам этот метод широко используется в школах, чтобы познакомить детей с искусством эстампа. Начинающие и непрофессиональные художники также часто начинают с линолеума, прежде чем перейти к дереву. Поскольку этот материал относительно тонкий и мягкий, получить оттиск на бумаге можно и без печатного станка, а вручную — например, прижав тыльной стороной деревянной ложки.
Под милашкину гармошку. Борис Михайлович Кустодиев. 1927, 30×27 см
Интересные факты о линогравюре. Техника широко распространилась благодаря Пабло Пикассо и Анри Матиссу. Первым из русских художников линогравюру применил Николай Шевердяев, чьи работы выставлялись в Париже в 1907 году. В 1911 году чешский эмигрант Войцех Прейсиг впервые представил «линолеумную гравюру» в Нью-Йорке. В своих публикациях о линогравюрах в 1926 — 1929 годах художник и гравёр Педро Жозеф де Лемос ввёл новые методы для цветной печати, в том числе — первоначальное печатание ключевых блоков.
Линогравюру использовали в своём творчестве Мауриц Корнелис Эшер, Иван Павлов, Борис Кустодиев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Яков Гниздовский, Георг Базелиц и многие другие. Сегодня линогравюра популярна среди уличных художников.
Женщина в шляпе. Пабло Пикассо. 1962, 63.5×52.5 см
Лунный свет. Василий Кандинский. 1907
Книжный знак Бастиана Киста. Мауриц Корнелис Эшер. 1916, 10.3×12.3 см
Эмблема журнала Юность. Стасис Альгирдо Красаускас
Портрет Василия Кандинского. Габриель Мюнтер. 1906, 24×17 см
Тишина. Адольф Александрович Шевченко. 1988, 55×64 см
Яркие примеры линогравюры. «Женщина в шляпе» (19632) была именно тем отпечатком, который Пикассо создал одной матрицей, а не множеством блоков для каждого цвета. Он начал с самого светлого цвета и закончил самым тёмным. В 2015 году портрет его жены и музы Жаклин Рок был продан на аукционе Christie’s в Лондоне за 461 тыс. 617 долларов.
Ксилография: Гравюра на дереве
Древнейшая из техник — гравюра на дереве — стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства, которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.
Четыре всадника Апокалипсиса. Из серии Апокалипсис. Альбрехт Дюрер. 1496, 39×28 см
Описание техники ксилографии. Это процесс создания рисунка на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. Его можно нарисовать непосредственно на блоке или перенести с листа бумаги, закрасив мелом или графитом тыльную сторону, приложив к панели и проведя по линиям рисунка стилусом. Графит оставляет следы на поверхности, печатник стамеской, долотом или ножом аккуратно вырезает те участки, на которые не должны попасть чернила.
На полученный рельеф (вот почему гравюры на дереве относятся к группе техник, называемых рельефной или высокой печатью) с помощью штемпельной подушечки или валика аккуратно наносятся чернила. После этого блок переносят на печатный станок, на его покрытую чернилами поверхность кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом (для получения ранних рельефных отпечатков матрицу, по-видимому, просто прижимали к бумаге рукой, не заботясь о равномерном распределении чернил).
Две женщины на берегу. Эдвард Мунк. 1906
Нюансы ксилографии. Деревянные блоки обычно изготавливают из мягких пород дерева, таких как груша. Панели высушивают в естественных условиях для снижения уровня влаги в древесине, что предотвращает коробление и растрескивание.
Размер деревянного блока зависит от изображения, но в конечном итоге ограничен параметрами печатного станка. Поэтом большие гравюры печатались по фрагментам, которые затем соединялись вместе. Блоки маленьких размеров менее подвержены растрескиванию из-за старения или давления в процессе печати. Толщина блока также имеет значение для простоты использования и предотвращения износа (идеальная — около 2,5 см).
Одно из отличий ксилографии от других техник изготовления печатных изображений в том, что на бумаге отпечатывается остаточная текстура древесины, из которой изготовлен блок.
Школа верховой езды. Франц Марк. 1913, 27×29 см
Интересные факты о ксилографии. В середине XVII века японские художники использовали деревянные блоки для печати гравюр укиё-э («плывущий мир»). При создании первой печатной формы оригинальный рисунок тушью крепился к доске и при вырезании областей уничтожался. Затем на пробных чёрно-белых отпечатках художник отмечал нужные цвета, а резчик делал необходимое количество печатных форм, соответствующих одному цвету или тону. После этого их поочерёдно прижимали к влажной рисовой бумаге.
Яркие примеры ксилографии. Самый известный пример виртуозного использования гравюр на дереве — серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера. Художник также выиграл суд против венецианца Маркантонио Раймонди, который скопировал доски вплоть до авторской монограммы AD. Это первый в истории судебный иск о защите интеллектуальной собственности.
Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай. 1832, 25.7×37.9 см
Цветущий сливовый сад в Камейдо. Утагава Хиросигэ. 1857, 33.7×22 см
Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия «100 знаменитых видов Эдо». Утагава Хиросигэ. 1857, 33.8×22.1 см
Христос, несущий крест. Альбрехт Дюрер. 1497, 39×28 см
Жена короля. Поль Гоген. 1899, 16×30 см
Юстиция. Ксилограф из печатни Эстивиль в Барселоне. 1860, 8×10 см
Троице-Сергиева лавра. Владимир Андреевич Фаворский. 1919
В технике ксилографии также выполнены знаменитые работы «Большая волна в Канагаве» (1832) Кацусики Хокусая, «Цветущий сливовый сад в Камейдо» и «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ» (обе — 1857) Утагавы Хиросигэ, повлиявшие на живописную манеру Винсента ван Гога.
Сериография
Cериография (от лат. serikus — шелк) — метод получения множества оттисков одного принта хорошего качества с помощью шелковой сетки. Также этот термин называют «шелкографией».
Определенные участки сетки покрыты специальным веществом, которое не пропускает краску на плоскость. Основой для техники стала трафаретная печать. В процессе используют всевозможные краски, которые во время нанесения могут смешиваться, создавая новые оттенки. Изображение могут наносить на разные поверхности, в том числе, и холст. Этот способ активно использовали представители поп-арта. Так, Энди Уорхолл (Andy Warhol) с помощью сериографии создал серию портретов Мерлин Монро. Помимо этого сериография является инструментом для тиражирования рекламной продукции и плакатов.
В дизайне интерьера сериография вышла на передовую. Ведь таким образом дорогие работы стали доступными для обывателей. С одной матрицы получают до нескольких сотен картин. Причем копия может быть авторской, то есть заверяться подписью художника. Противники современного способа создания произведений обвиняют сериографию в попытке пустить искусство на поток, так как, не смотря на качество, копия есть копия.