таблица стрессов и событий жизни
Таблица стрессов и событий жизни
Приложение 1. Таблица стрессорных факторов Холмса–Рея
Зтот тест позволяет определить уровень стресса. Вероятно, вас удивит, что события, внешне вполне безобидные, являются источником напряжения. Не исключено, что уровень стресса у вас окажется выше, чем вы ожидали!
В тесте приведены 50 событий повседневной жизни, имеющих различную эмоциональную окраску и значимость. Каждое событие оценено по 100–балльной шкале. Если за последние 12 месяцев с вами произошли какие–то из них, выпишите соответствующее число баллов в столбец «Ваша жизнь».
Событие | Баллы | Ваша жизнь |
Смерть супруга | 100 | |
Развод | 73 | |
Разлад в супружеской жизни, разрыв | 65 | |
Тюремное заключение | 63 | |
Смерть близкого родственника | 63 | |
Серьезная травма или болезнь | 53 | |
Вступление в брак | 50 | |
Увольнение, потеря работы | 47 | |
Примирение супругов | 45 | |
Выход на пенсию | 45 | |
Болезнь близкого родственника | 44 | |
Беременность | 40 | |
Проблемы в интимной жизни | 39 | |
Рождение ребенка, появление нового члена семьи | 39 | |
Переход на новую работу, перестройка бизнеса | 39 | |
Изменение финансового положения | 38 | |
Смерть близкого друга | 37 | |
Смена специальности | 36 | |
Серьезные разногласия в семье | 35 | |
Крупный заем, ипотека | 31 | |
Потеря права выкупа заложенного имущества | 30 | |
Изменение рабочих обязанностях | 29 | |
Начало самостоятельной жизни сына или дочери | 29 | |
Конфликты с родственниками жены/мужа | 29 | |
Выдающийся личный успех | 28 | |
Жена/муж уходит с работы или начинает работать | 26 | |
Поступление в ВУЗ или его окончание | 26 | |
Изменение жилищных условий | 25 | |
Смена привычек | 24 | |
Конфликты с начальством | 23 | |
Изменение режима и условий работы | 20 | |
Смена места жительства | 20 | |
Смена учебного заведения | 20 | |
Смена вида отдыха | 19 | |
Смена внутрицерковной деятельности, служения | 19 | |
Перемена в общественной деятельности | 18 | |
Заем или кредит для приобретения машины, бытовой аппаратуры | 17 | |
Изменение режима сна | 16 | |
Перемены в семье (смерть родственников, браки, расставания) | 15 | |
Изменение режима питания | 15 | |
Отпуск | 13 | |
Новогодние, рождественские и другие крупные празднества | 12 | |
Мелкое правонарушение | 11 | |
Итого: |
Суммируйте баллы, записанные вами в третьем столбце. Если сумма:
— 300 и выше: вероятность, что в ближайшем будущем вы заболеете, составляет 80%.
— 150–299: вероятность возникновения серьезных проблем со здоровьем составляет 50%.
— 149 и ниже: шансы заболеть составляют около 30%.
Количество набранных баллов говорит еще и о том, как вы, скорее всего, поведете себя в напряженной ситуации. Обычно люди с высоким уровнем стресса реагируют более раздраженно, гневно или, наоборот, растерянно и подавленно.
Последние комментарии
О проекте
maxdeleske
m@zozhnik.ru
Ведите дневник питания и читайте Зожник в приложении “Дневник Зожника”
Шкала стрессов Холмса и Рэя. Проверь свой уровень стресса
Мы в Зожнике часто говорим (а вы уже давно знаете), что стресс – первопричина болезней, отсутствия прогресса в росте мышц или похудении и вообще – отравляет жизнь. С другой стороны не хронический стресс, который вам по силам – наоборот, развивает вас.
Дисклеймер. Некоторые эксперты говорят, что важны не “стрессовые” события сами по себе, а то, как вы их воспринимаете. И это уже очень индивидуально. Этот тест – усредненный срез, возможно, вы можете относительно легко переносить событий в сумме и на 200-300 баллов. Или наоборот – 150 – уже многовато для вашей психики.
Шкала стрессов (The Holmes and Rahe Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS) разработана в 1967 году американскими психиатрами Томасом Холмсом и Ричардом Рэя, исследовавшими связь заболеваний с предшествовавшими серьезными изменениями в жизни человека. Они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Большое количество набранных баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности возникновения психосоматических заболеваний
Какие заболевания считаются классическими психосоматическими – читайте в статье на Зожнике “7 классических психосоматических расстройств“.
Определение уровня стресса по шкале Холмса и Рэя
Просуммируйте баллы из списка ниже, оценив события за прошедший год. Если событие происходило несколько раз, баллы умножаются на количество раз.
Смерть супруга/партнёра – 100
Семейное расставание (с супругом/партнёром), разъезд без развода – 65
Тюремное заключение – 63
Смерть близкого члена семьи – 63
Травма или заболевание – 53
Увольнение с работы – 47
Семейное примирение (с супругом/партнёром), воссоединение – 45
Выход на пенсию – 45
Ухудшение (изменение) здоровья члена семьи – 44
Сексуальные трудности – 39
Появление (прибавление) нового члена семьи – 39
Перестройка бизнеса, большие изменения на работе – 39
Изменение финансового состояния – 38
Смерть близкого друга – 37
Переход на другое направление в работе, смена бизнеса (дела), смена сферы работы – 36
Увеличение (изменение) частоты конфликтов и споров – 35
Ипотека, крупная ссуда или большой заём – 32
Потеря права выкупа закладной, невозможность выплатить кредит или ипотеку,
взыскания по кредиту – 30
Изменение обязанностей и ответственности на работе, смена статуса на работе – 29
Изменение обязанностей и ответственности на работе, смена статуса на работе – 29
Дети надолго покидают дом, начало самостоятельной жизни ребёнка – 29
Конфликт, проблемы или беда с родственниками со стороны супруга/партнёра – 29
Выдающиеся личные достижения – 28
Супруг/партнёр начинает или бросает работу (увольняется) – 26
Начало или конец учёбы – 26
Изменение условий жизни, жилищных условий – 25
Пересмотр или отказ от личных привычек – 24
Проблемы и неприятности с начальством – 23
Изменение в рабочем расписании (часов работы) или условиях – 20
Перемена места жительства – 20
Смена учебного заведения – 20
Изменения в отдыхе, привычек проводит отдых – 19
Смена вероисповедания, привычек, связанных с верой, в религиозной деятельности – 19
Изменения в социальной деятельности и активности, в общественной работе – 18
Незначительная ссуда, небольшой долг или кредит – 17
Изменение в привычках сна, нарушения сна – 16
Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч
(семейных торжеств) с другими членами семьи – 15
Изменение в режиме и привычках питания (количество потребляемой пищи, диета,
отсутствие аппетита и т.п.) – 15
Большой праздник (Рождество, встреча Нового года, день рождения) – 12
Мелкие нарушения закона, незначительные нарушения правопорядка (а также, штрафы за них, штраф — за нарушение правил уличного движения) – 11.
Результаты
Меньше 150 баллов — низкий уровень «стрессонаполненности» характеризует относительно спокойный период жизни, небольшую насыщенность жизни разрушительными стрессами и невысокую вероятность психосоматических заболеваний.
150–299 баллов — средний уровень «стрессонаполненности» характеризует относительно высокую психическую напряженность и насыщенность жизни сильными стресс-событиями. В зависимости от личностной стрессоустойчивости вероятность психосоматических заболеваний составляет около 35 %.
В случае увеличения интенсивности рабочих и жизненных нагрузок следует еженедельно использовать активные формы отдыха и техники релаксации после рабочего дня, скорректировать стиль своей жизни в сторону более спокойного и рационального восприятия трудных рабочих и житейских ситуаций, сбалансировать профессиональную и личную жизнь по эмоциональным, интеллектуальным и физическим нагрузкам, заботиться об укреплении здоровья и стрессоустойчивости.
300 и более баллов — нужно позаботиться о здоровье и потребностях своего организма. Высокий уровень «стрессонаполненности» характеризует сильную психическую напряженность. Высокая вероятность психосоматических заболеваний и психического выгорания (более 80 %).
Рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня, специальные диеты, витамины и пищевые добавки, снижающие нервно-психическую напряженность и улучшающие деятельность иммунной системы, активное применение профилактических и реабилитационных средств для повышения стрессоустойчивости и укрепления здоровья.
Статьи о стрессе на Зожнике:
Стрессо-образование (эссе о стресс и современной типичной реакции на него: зажатость вместо движения, замирание вместо действия)
Как не поддаваться стрессу – даже в трудные времена
Истинные причины негативных эмоций – и как от них избавиться
Михаил Хорс клинический психолог, аддиктолог
Стрессовых ситуаций за последние месяцы было предостаточно – мы переживали из-за здоровья, работы, детей, ограничений… Почему одни страдали сильнее, а у других в жизни как будто мало что изменилось? От чего вообще зависит наша реакция на стресс – и под силу ли человеку ее изменить?
Давайте зададим себе вопрос: в результате чего у человека возникают отрицательные психические (эмоциональные) состояния? Из-за чего мы боимся, злимся, тревожимся, раздражаемся, чувствуем вину и стыд, гневаемся, испытываем муки совести или любые другие негативные эмоции? Какова причина всех этих состояний, которые в быту часто называют одним словом — стресс?
Да, есть стресс физиологический (биологический) и психологический. Приведу простой пример. Биологический стресс — это физиологическое напряжение, которое испытает человек, если поливать его холодной водой в жаркий день. Что произойдет? Голова втянется в плечи, лицо сморщится, по телу пойдет дрожь, случится сосудистый спазм. Эти физиологические реакции проявятся у подавляющего числа людей в данной ситуации.
А вот психологически люди по-разному отнесутся к тому, что с ними произойдет. Скорее всего, большинство будет недовольно этим событием, начнет жаловаться, возмущаться: «Ой-ой! Прекратите немедленно, мне плохо!». А кто-то отреагирует радостно: «Эге-гей! Давай еще! Ура!». Очевидно, что первые могут дойти до эмоциональной перегрузки, стресса, а вторые — нет. Хотя физиологическая реакция у них будет одинаковая.
Нас, конечно же, интересует психологическое напряжение, а не биологическое. Поэтому в дальнейшем под словом «стресс» будем иметь в виду исключительно эмоциональное напряжение высокой интенсивности.
Самые стрессовые события жизни, таблица
Какова же причина стресса (эмоционального напряжения) с точки зрения современной научной психологической мысли? Из-за чего люди испытывают стресс? По мнению многих исследователей (к счастью, далеко не всех, а почему к счастью — читайте дальше), причина стресса — это так называемые стрессогенные факторы, или стрессоры, то есть события и ситуации.
Создано огромное количество классификаций стрессогенных факторов, по которым даже дается оценка интенсивности стрессогенности. Приведу только одну из них. Эту шкалу создали психиатры Томас Холмс и Ричард Рэй на основе опроса более 400 мужчин и женщин разного возраста, с различным образованием, семейным положением и из разных культур. Им предлагалось оценить уровень стресса при наступлении каждого из этих событий.
Жизненное событие | Интенсивность стресса |
Смерть партнера по браку | 100 |
Развод | 75 |
Разлука с партнером по браку | 65 |
Тюремное заключение | 63 |
Смерть близкого члена семьи | 63 |
Травма или болезнь | 53 |
Вступление в брак | 50 |
Увольнение с работы | 47 |
Воссоединение с партнером по браку | 45 |
Выход на пенсию | 45 |
Проблемы со здоровьем у члена семьи | 44 |
Беременность | 40 |
Сексуальные проблемы | 39 |
Появление нового члена семьи | 39 |
Приспособление к изменениям на работе | 39 |
Изменение финансового статуса | 38 |
Смерть близкого друга | 37 |
Переход на другую работу | 36 |
Прекращение права выкупа заложенного имущества | 30 |
Смена круга обязанностей на работе | 29 |
Уход сына или дочери из дома | 29 |
Трудности с домочадцами | 29 |
Выдающееся личное достижение | 28 |
Жена пошла работать или бросила работу | 26 |
Поступление в школу или ее окончание | 26 |
Изменение условий жизни | 25 |
Пересмотр личных привычек | 24 |
Трудности с начальником | 23 |
Смена места жительства | 20 |
Переход в другую школу | 20 |
Смена развлечения | 19 |
Изменения в религиозной жизни | 19 |
Изменения в общественной жизни | 18 |
Изменение распорядка сна | 16 |
Изменения привычек в еде | 15 |
Отпуск, каникулы | 13 |
Рождество | 12 |
Небольшие нарушения закона | 11 |
Почему люди по-разному переживают стресс
Можно привести немало других шкал и классификаций, только с одним большим и жирным «но». Подход, на основе которого проводилось это исследование, в корне неверен. На самом деле исследователи и ученые, которые говорят, что стресс (эмоциональное напряжение) является следствием событий и ситуаций, не правы! Поясню свою мысль.
Давайте возьмем любую ситуацию, даже самую стрессовую: смерть человека. И выясним, что, оказывается, на земле существуют люди, которые радуются смерти горячо любимых родственников. Эти люди воспитаны в других культурных и философско-религиозных традициях. Например, точно известно, что буддисты относятся к смерти иначе, чем европейцы. Речь не об эмоциональном состоянии человека, а об интенсивности проявления этого переживания.
Можем взять ситуацию, менее травмирующую человека, воспитанного в нашей культуре, например, автомобильную пробку. И тоже увидим разную психологическую реакцию. Для одного человека затор будет сильным стрессогенным фактором, а для другого вовсе нет, хотя на работу они опаздывают оба и начальники у них злые. Один приедет вымотанным и опустошенным, а второй вполне себе в ресурсном состоянии.
Можно и дальше приводить примеры, когда в очень похожих жизненных ситуациях люди испытывают разные по интенсивности, а иногда и по знаку психические состояния. А значит, и стресс одинаково будут переживать далеко не все.
Из этого можно сделать вывод, что причиной стресса является не ситуация или событие, а что-то, что скрыто внутри человека! И с нашими выводами согласны многие ученые.
Например, американские специалисты Дж. С. Эверли и Роберт Розенфельд издали в 1985 году книгу «Стресс: природа и лечение». Основная ее мысль заключается в том, что далеко не все события и явления (внешние или внутренние) становятся стрессорами, то есть выполняют стрессогенную функцию. Если раздражитель не интерпретируется конкретным человеком как угроза или нечто, несущее негативное последствие, то стрессовая реакция у него вообще не возникает! Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими! Я специально выделил слово интерпретируется, для которого в русском языке есть хороший синоним толкуется.
Задолго до Эверли и Розенфельда, в 1966 году американский психиатр Ричард Лазарус издает книгу Psychological Stress and Coping Process, в которой транслируется мнение, что факт появления психологического стресса и его интенсивность зависят от личностных особенностей конкретного индивида. Этот подход получил название когнитивной теории стресса Лазаруса. Очень яркая и помогающая теория, которая почему-то почти не используется психотерапевтами.
А раз мы теперь знаем, что люди испытывают различные по интенсивности и знаку состояния при одинаковых событиях и ситуациях, то важно найти ответ на вопрос, в чем разница между этими людьми. Ответив на этот вопрос, мы сможем попробовать изменить внутри себя то, что является истинной причиной стресса, автоматически получив в результате этого ресурс, который раньше расходовался на негативные состояния.
Почему люди по-разному реагируют на одну и ту же стрессовую ситуацию?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю ввести очередную модель, согласно которой жизнь человека — это путешествие, а сам человек — путешественник.
Этот путешественник — каждый из нас. Мы идем по жизни, выбирая цель и двигаясь к ней. До цели могут быть сотни или тысячи километров, но мы все равно пытаемся пройти наш путь, преодолев все препятствия, и получить то, чего хотим.
Скажите, а откуда, собственно, человек-путешественник знает, что где-то есть то, чего он может достигнуть?
Предположим, человек хочет поехать в Бразилию на карнавал, а сам при этом живет в забытом всеми городишке. Никто из его знакомых никогда в Бразилии не был. Сам он тоже там не бывал. Как он узнает о существовании Бразилии? Ответ достаточно простой: он посмотрел карнавал по телевизору, прочитал книгу про эту страну или увидел ее на карте.
Итак, о возможных целях нам рассказывает социум, мы получаем от общества определенные знания о мире. От родителей, школьных учителей, друзей, режиссеров, писателей, блогеров и так далее. И эти знания о мире в рамках той модели, о которой мы говорим, будут называться словом карта.
То есть человек — это путешественник, исследующий реальный мир. Но в голове у него есть карта, где этот мир изображен. Карта — это представления о том мире, в котором каждый из нас передвигается и живет, или, если хотите, мировоззрение (воззрение на мир), данное нам обществом, которое нас окружает.
Далеко не вся информация на карте нанесена нами самими. Большая ее часть лично нами не проверена. Но зачастую мы верим в нее как в нерушимый догмат, потому что привыкли так думать. Потому что нам в детстве что-то рассказали люди, которым мы доверяли на 100 процентов, — наши эмоциональные авторитеты (мамы и папы и другие близкие).
Так вот, на картах мы отмечаем наши цели и прокладываем маршруты. А путешествуем (живем) мы в реальном мире. И теперь, внимание, мы исследуем вопрос: что такого разного есть на картах, что люди, попав в одинаковую жизненную ситуацию, реагируют на нее по-разному?
В чем истинные причины негативных эмоций
Давайте представим себе следующую картину: путешественник поставил цель попасть в город, который находится за лесом и горами, за равниной и рекой. Он смотрит в карту и видит, что через реку построен мост, а за ним на том берегу реки находится город.
Хорошо, думает он, маршрут проложен. И вот он посвящает силы и время тому, чтобы добраться до того места, где, как говорит его карта, находится мост. И вот наконец выходит к реке. Но никакого моста он не видит. Может быть, когда-то раньше он был, но сейчас его точно нет. И переправиться через реку каким-либо другим способом невозможно.
Как вы считаете, какое эмоциональное состояние у нашего путешественника? Что он почувствует? Скорее всего, отрицательные эмоции. Согласны? Разочарование, обиду, недовольство, гнев. Путешественник испытает именно те психические состояния, причину которых мы ищем!
И если мы зададим ему прямой вопрос: «Из-за чего вы сейчас переживаете, товарищ? Что является причиной ваших гнева и разочарования?» — что мы услышим в ответ? Конечно же, что-то вроде: «Я разочарован и обижен, потому что моста нет!».
Видите? Человек (путешественник) назначил причиной своего негативного эмоционального состояния внешние обстоятельства (отсутствие моста). Однако мы с вами уже знаем, что само событие или ситуация не могут являться причиной переживания, ибо в одинаковых ситуациях люди с разным мировоззрением (картой) испытывают разные (даже по знаку, не говоря уже об интенсивности) переживания.
Так какова же истинная причина переживания в условиях отсутствия моста? Она содержится в карте человека. Путник испытывает негативную эмоцию не из-за того, что моста нет, а вследствие того, что этот мост был нарисован на его карте, понимаете? Если бы на карте моста не было, то он бы оказался готов к тому, что его не будет. И отсутствие моста не вызвало бы у него переживаний!
Итак, вот ответ на вопрос, который мы с вами так долго искали. Люди переживают не из-за обстоятельств, событий и ситуаций. Они нервничают в связи с тем, что эти обстоятельства и события не отражены на их картах. То есть их карты не соответствуют реальности.
А раз так, то мы можем работать с картами, чтобы испытывать меньше переживаний, а значит и меньше стрессов в жизни. Оказывается, количество негативных эмоций зависит от нас самих.
1 Немов Р. С. Психология. Кн. 1. — М.: Просвещение, 1994.