таблица среды жизни 5 класс биология
§ 4. Среды обитания организмов — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь
14. Дайте определение понятия.
Среда обитания — это всё то, что окружает живое существо в природе.
15. Изучив текст параграфа и рисунки 10, 11, 12 и 13 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».
Среда обитания
Черты приспособленности организмов к среде
Вывод:
На Земле можно выделить четыре основных среды обитания, которые значительно отличаются друг от друга условиями, и в которых обитают живые существа, максимально приспособившиеся к своей среде.
16. Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?
Благодаря разнообразию сред обитания на Земле появилось огромное количество разнообразных видов живых существ, каждый из которых приспособлен к конкретным условиям.
17. Какие действия человека оказывают пагубное влияние на среды обитания живых организмов?
Пагубное воздействие на среды обитания организмов оказывают как природные катаклизмы (наводнения, цунами, извержения вулканов, землетрясения и т.д.), так и действия человека: вырубка лесов, загрязнение атмосферы и воды, химические загрязнения, промышленные выбросы, свалки, хищнической лов рыбы и отлов зверей, осушение болот, возделывание степей и прочие последствия хозяйственной деятельности человека.
4 среды обитания живых организмов их характеристика (общая таблица)
4 среды обитания живых организмов таблица
Адаптации организмов к среде
Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, слабая аэрация, освещенность убывает с глубиной, относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени
Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть, наличие слизистых покровов, развитие воздухоносных полостей, осморегуляция
Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы, дефицит влаги, гетерогенная. Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве
Выработка опорного скелета, механизмов терморегуляции, экономного расходования воды, высокая эффективность окислительно-восстановительных процессов, развиты органы усвоения атмосферного кислорода
Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы
Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа, рыхлая структура субстрата, заполненная смесью газов и водой. Создана живыми организмами
Вальковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, у некоторых имеется копательный аппарат, развита мускулатура
Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода, ограниченность жизненного пространства
Упрощение всех систем органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой одного или нескольких хозяев
Среды обитания организмов характеристика, факторы
_______________
Источник информации:
1. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.
2. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.
Презентация «Среды обитания» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что общего у бактерий и простейших? В чём их главное отличие?
На какие группы делятся животные? Беспозвоночные: Позвоночные: 1 2
Среды обитания организмов.
Задачи урока: Познакомиться с различными средами обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. Определить уровень усвоения учебного материала по теме урока.
-это условия живой и неживой природы, при которых существует живой организм. Что такое среда обитания?
Наземно-воздушная Водная Почвенная
Резкие перепады температуры; Изменение давления; Низкая плотность воздуха; Резкое изменение влажности воздуха; Воды часто не хватает; Много света. Характеристика наземно-воздушной среды.
Наземно-воздушная среда 1 — василек; 2 — шиповник; 3 — береза; 4 — лютик ползучий; 5 — петров крест.
Наземно-воздушная среда 1 — гепард; 2 — медведь; 3 — кузнечик; 4 — кенгуру; 5 — тушканчик; 6 — африканский страус.
Наземно-воздушная среда РАСТЕНИЯ-ЭПИФИТЫ: 1—7 — орхидеи; 8 — папоротник; 9 — мох.
1)Животные должны иметь либо крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде
2)Наружные покровы приспосабливаются к изменениям температуры. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде Конечности шерсть
3)У растений должны быть хорошо развиты органы (корень, стебель, листья, цветки, плоды) Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде
4)Наличие яркой окраски, аромата, приспособления для хранения влаги. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде
Температура без резких колебаний; Кислорода не хватает; Много воды; Света мало; Солевой состав. Характеристика водной среды.
Рыбы, не требующие избытка кислорода Линь (1), карась (2), сазан (3) выдерживают недостаток кислорода.
Рыбы, чувствительные к нехватке кислорода Форель может жить только в среде, богатой кислородом.
Водная среда 1 — ряска; 2 — кубышка; 3 — кувшинка; 4 — лотос; 5 — виктория-регия.
1 — окунь; 2 — тюлень; 3 — жук-плавунец; 4 — горбатый кит; 5 — пингвин; 6 — утка. Водная среда
Приспособленность организмов к жизни в водной среде 1) Эти животные дышат жабрами. Тело, сжатое с боков, покрыто чешуёй и имеет обтекаемую форму.
Приспособленность организмов к жизни в водной среде 2) Конечности представлены плавниками, или ластами. В ласты преобразуются и крылья у пингвинов, с помощью которых они «летают» под водой.
Приспособленность организмов к жизни в водной среде 3) Лапы многих водоплавающих птиц снабжены особой плавательной перепонкой.
Приспособленность организмов к жизни в водной среде 4) У многих водных насекомых уплощенные и широкие задние лапки напоминают по форме весло. жук-плавунец
Кислорода мало; Высокая плотность; Воды достаточно; Температура без резких колебаний; Постоянное поступление органического вещества; Света нет. Характеристика почвенной среды.
Почвенная среда 1 — слепыш; 2 — цокор; 3 — крот.
Почвенная среда Дождевой червь слепыш
В почве обитает множество клещей. Одни из них питаются мертвыми органическими остатками, другие охотятся на более мелких беспозвоночных животных. Почвенная среда
Приспособленность организмов к жизни в почвенной среде. Конечности приспособлены к рытью (плоские с большими когтями); 2) Слаборазвитые глаза и ушные раковины; 3) Тело овальное с короткой шеей и коротким хвостом (для удобного передвижения по подземным ходам); 4) Короткий мех (для меньшего трения с почвой); 5) Выделение слизи (способствует передвижению в почве).
Постоянные условия среды. Характеристика организменной среды.
Среда – живые организмы
Приспособленность организмов к жизни в теле живых организмов. Организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, которые так необходимы свободноживущим видам.
Они населяют разные среды. В каждой среде свои особенности необходимые для жизни. У живых организмов имеются приспособления к своей среде обитания. Почему на Земле много разных живых организмов?
Дай ему характеристику по плану: одноклеточное или многоклеточное; к какому царству относится? какую среду обитания занимает? охарактеризуйте эту среду обитания? как приспособлено к этой среде? Проверим свои знания лк Какое животное зашифровано в ребусе?
Проверим свои знания Какие особенности характерны для наземно-воздушной среды: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) избыток воды г) недостаток воды
Разместите живые организмы в их среду обитания… Наземно-воздушная Почвенная Водная паук – крестовик рак речной сосна обыкновенная морская черепаха водоросли медуза водяная лилия крот подсолнух тигр скат дождевой червь
Третий лишний (почему?) Страус Кенгуру Крот Волк
§4, рабочая тетрадь № 14-16 стр.10-11 Домашнее задание:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-783977
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике
Время чтения: 1 минута
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 5 Среды обитания организмов
Стр. 18. Вспомните
№ 1. Что такое биосфера?
Биосфера – это оболочка Земли, заселенная живыми организмами, занятая продуктами их жизнедеятельности и преобразованная под их воздействием. Она является глобальной экосистемой Земли, в переделах которой проявляется геологическая деятельность живых организмов на планете.
№ 2. Какие среды обитания живых организмов вам известны?
Мне известно о четырех типах сред обитания живых организмов:
Организменная (одни живые организмы являются средой обитания для других живых организмов – паразитов).
Стр. 21 Вопросы после параграфа
№ 1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Я знаю о четырех средах обитания живых организмов:
Водная (связана с водоемами: озера, реки, моря, океаны, пресные и соленые, стоячие и с сильными течениями);
Почвенная (верхний плодородный слой земной коры);
Организменная (тело любого живого организма используется для жизнедеятельности другим живым организмом – паразитом).
№ 2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Вода, как среда обитания живых организмов, имеет целый ряд специфических свойств:
Относительно малое содержание кислорода. Его количество в насыщенной воде кислородом составляет не менее 10 мл на 1 литр, что более чем в 20 раз меньше, чем в атмосфере. Поступает кислород в воду в основном за счет диффузии из воздуха и фотосинтеза в водорослях.
Большая плотность. Высокая плотность воды обеспечивает организмам возможность опираться на нее, что важно для бесскелетных форм. Также плотность служит условием парения в воде. Например, парящие, взвешенные организмы объединяются в планктон – особую экологическую группу гидробионтов.
Сильное поглощение солнечных лучей.
Высокая теплоемкость. Так как вода способна накапливать и хорошо удерживать тепло, в ней не бывает настолько резких перепадов температур, как на суше.
Значительные перепады давления.
№ 3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная?
Название среды обитания подразумевает преимущественное влияние определенных факторов на организмы, которые там проживают. В наземно-воздушной среде в воздухе содержится относительно большее количество кислорода, чем в водной. В воду кислород поступает только благодаря процессам диффузии или фотосинтеза. Это является преимущественной особенностью наземно-воздушной среды обитания.
Но в то же время воздух менее плотный, нежели вода. Соответственно, живым организмам наземно-воздушной среды немного труднее поддерживать свое тело в пространстве. Для этого у них есть специальные приспособления: у растений – крепкие корни, стебли, а у животных – мощный скелет, хорошо развитая мускулатура и конечности (крылья, лапы и т.д.).
Еще важным является и химический состав воздуха. В наземно-воздушной среде он, как правило, загрязнен. А это негативно сказывается на состоянии живых организмов, которые вынуждены постоянно приспосабливаться и к этой особенности среды обитания.
Также сложность наземно-воздушной среды по сравнению с водной в том, что в ней значительно ощутимы колебания температур. В воде перепады температур незначительны и происходят не так заметно. Поэтому живым организмам приходится выживать как при низких, так и при высоких температурах.
№ 4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?
Почва – это природное тело, которое формируется в результате преобразования поверхностных слоев суши при совместном воздействии всех факторов почвообразования. Состоит она из органических (остатков растений и животных, а также продуктов их жизнедеятельности) и неорганических веществ (воды, воздуха, минеральных включений).
Обитателями почвенной среды являются беспозвоночные животные: круглые и кольчатые черви, маленькие рачки, нематоды. Также почва заселена бактериями, насекомыми с их личинками, слизнями и моллюсками, кротами и землеройками.
№ 5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва и растения находятся в постоянном и взаимном обмене друг с другом. Вне такого обмена просто невозможно существование растений и почвы по-отдельности. А все потому, что из почвы растения поучают воду, а вместе с ней и все необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества и микроэлементы.
В результате отмирания растений в почве остаются и накапливаются их остатки, которые перегнивают и тем самым удобряют ее. Чем больше в ней перегноя и минеральных веществ, тем она лучше – плодороднее, а значит, и урожай на ней будет лучше.
№ 6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Основной особенностью их является упрощенная организация, которая обусловлена обилием пищи, отсутствием резких колебаний температуры, влажности и отсутствием в организме хозяина врагов. Из-за этого у организмов-паразитов нет органов чувств и органов передвижения, а пищеварительная и нервная система значительно упрощены. У некоторых видов в связи с употреблением переваренной или полупереваренной пищи пищеварительная система и вовсе отсутствует, либо ее всасывание происходит через поверхность тела.
В связи с условиями среды обитания у организмов-паразитов сформировались и приспособления, которые защищают их от неблагоприятных воздействий извне. Например, специальная оболочка, которая покрывает их тело и защищает от агрессивного влияния пищеварительных соков хозяина. Удлиненная форма тела, наличие присосок и крючков позволяет паразитам двигаться и удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок и продвижение пищевых комков.
Еще одна особенность организмов-паразитов – высокая плодовитость. Число яиц у них может достигать нескольких сотен тысяч и даже более, что позволяет им увеличивать потомство.
Стр. 21. Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?
Организмами, которые смогли освоить и до сих пор обитают в наземно-воздушной среде, являются различные виды растений, паукообразные, насекомые, пресмыкающиеся птицы и звери. Видовое разнообразие этой среды намного шире, нежели видовое разнообразие водной среды обитания. Причина этого кроется в многообразии условий, а именно: большая концентрация кислорода в воздухе, низкая плотность, давление, температурные показатели (широкий диапазон температур), состояние климата и т.д. Поэтому организмы вынуждены были в процессе эволюции приспосабливаться к разным условиям наземно-воздушной среды. Это способствовало образованию большего количества видов.
Глава 1
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
Урок биологии по теме «Среды жизни планеты Земля». 5-й класс
Разделы: Биология
Класс: 5
Цели урока:
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа.
Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; изображения водных, наземных и паразитических организмов; объекты живой природы из различных систематических групп; ЭОР видео «Жук-плавунец», иллюстрации «Приспособления для плавания у животных», «Приспособления животных к водной среде обитания», «Рыбы, не требующие избытка кислорода», «Рыбы, чувствительные к нехватке кислорода», «Водные плавающие растения», «Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания», «Конечности наземных животных», «Наземные растения», «Приспособления животных к почвенной среде обитания», интерактивная схема «Особенности организменной среды обитания», презентация «Среды жизни планеты Земля».
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов (3 мин.)
– В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)?
– Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина:
Спросили у Мухи – глазастой и бойкой:
– Скажите, чем вас привлекает помойка?
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения.
И Муха ответила – честно, открыто:
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.
Легко здесь живётся, и просто – с питанием:
Это моя среда обитания.
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле?». (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Определение понятия среда жизни
Учащиеся работают в парах под руководством учителя и выполняют задание 1 рабочей тетради: формулируют и записывают определение понятия «среда жизни».
Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм.
2. Водная среда жизни
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 64 «Среды жизни» на с. 76, слайд презентации с изображением обитателей водной среды и назвать их. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде.
Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25 о С). [4]
3. Наземно-воздушная среда
Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в наземно-воздушной среде.
Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. [4]
Учащиеся анализируют ЭОР «Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания», «Конечности наземных животных», «Наземные растения».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c65b371e-3a04-43c9-b4f3-b189191a6cee/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_02%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69e8-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
4. Почвенная среда жизни
Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называют представителей почвенной среды, анализируют текст презентации об условиях жизни в почвенной среде.
Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. [4]
5. Организм как среда жизни
Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в организменной среде.
Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищённостью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. [4]
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.
V. Закрепление знаний о водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной средах жизни, о живых организмах, обитающих в них (5 мин.)
Учащиеся работают в парах и выполняют задание 2 по заполнению таблицы «Обитатели разных сред жизни» в рабочей тетради. [2]
VI. Контролирующее задание (8 мин.)
Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам.
Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.
А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:
1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак.
7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука.
11. Клубеньковые бактерии.
А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:
1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9. Медведка. 10. Дельфин.
11. Туберкулёзная палочка.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)
Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Дополните «Облако тегов»:
Сегодня я узнал (узнала) …
Было интересно узнать, что …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Теперь я могу…
Я научился (научилась) …
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Меня удивило…
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Изучить текст § 17 и выполнить задания в конце параграфа. [1]
Выполнить задания 3-6 в рабочей тетради. [2]
Творческое задание: подготовить сообщение об экологических факторах среды и их воздействии на живые организмы или написать мини-сочинение по материалам Интернета и дополнительной литературы. [3]
Использованная литература:
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – 4-е изд., исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 240 с.: ил.