таблица хозяева жизни и жертвы пьеса гроза
Кто является жертвами «темного царства» по пьесе «Гроза» Островского
Во многих произведениях Островского описывается мир, который критики назвали «темным царством». В нем царят алчность, деспотизм, самодурство и ханжество. В пьесе «Гроза» жертвами «темного царства» становятся умные и честные люди, которых губит дикий патриархальный быт провинциального городка. Там правят богатые самодуры, которые изводят всех, находящихся в материальной зависимости от них как собственных домашних, так и простых жителей.
Хозяева жизни
Небольшой городок Калинов расположен на берегу Волги. Его обитатели живут крайне замкнуто. Они невежественны и совершенно не представляют, что творится на белом свете. Хотя внешне жизнь городка кажется спокойной, там царят дикие и мрачные нравы. Власть принадлежит богатым купцам, которые наживаются на обмане друг друга и простых жителей. Центральными персонажами в этом мире деспотизма и произвола являются Кабаниха и Дикой. Автор дает им следующие характеристики:
Ее муж Тихон – другая жертва жестокого мира. Он всю жизнь находился под гнетом деспотичной матери и вырос безвольным, забитым и бесхарактерным. Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от оскорблений свекрови.
Свое недовольство жизнью мужчина топит в алкоголе. Когда появляется возможность, Тихон торопится вырваться из-под опеки матери, загулять так, чтобы весь год помнить. Он не только слаб, но и эгоистичен: когда Катерина просит взять ее с собой, он ей отказывает со словами: «Вы меня уже заездили совсем». Тихон не понимает сложной духовной жизни жены и лишает ее поддержки в сложный период, чем косвенно способствует ее гибели. Но, несмотря на упреки матери, он полон сочувствия к изменившей ему Катерине.
К жертвам относится и дочь Кабанихи Варвара. Эта хитрая и изворотливая девушка – полная противоположность Катерине. Она не сломалась от деспотизма, как ее безвольный брат, а хорошо изучила свою мать и вовсю ее обманывает. Девушка говорит Катерине, что вся семья Кабановых держится на лжи.
Так почему же Варвара – жертва «темного царства»? Потому что ее, как и Тихона, уродует самодурная сила. Под ее влиянием эта проницательная и решительная девушка постоянно лжет и хитрит. При этом она не испытывает угрызений совести, ее философия проста: делай что хочешь, лишь бы никто не узнал. Но Варвара изворачивается до тех пор, пока мать не начала запирать ее на замок. После этого она уходит из дома со своим возлюбленным.
Борис и Кулигин
Борис – главная жертва Дикого. Это добрый и культурный человек, который в пьесе особенно слаб и жалок. Он искренне любит Катерину и готов пострадать за нее. Но Борис не в силах помочь своей любимой, так как полностью зависит от своего дяди-тирана. У молодого человека недостает решимости противостоять Дикому, и он оставляет возлюбленную в беде.
Борис боится убежать с Катериной, подобно Кудряшу с Варварой. Он опасается даже поговорить с нею, и его прощание вызывает лишь жалость и презрение. Так «темное царство» сделало двух близких Катерине людей безвольными и забитыми.
Среди персонажей драмы, противопоставляемых Дикому и Кабанихе, наиболее ярко и здраво звучит голос механика Кулигина. Это талантливый человек из народа, механик-самоучка. Он осуждает алчность и жестокость купечества, его невежество и равнодушие к другим людям. Он стремится улучшить жизнь города, просветить его жителей, но чаще всего наталкивается на невнимание и враждебность.
Особенно выразительна сцена, где Кулигин просит деньги у Дикого на установку солнечных часов. Невежественный купец-самодур даже не понимает, о чем идет речь, настолько ему чуждо само понятие общественного блага. На обращенные к нему почтительные слова механика, украшенные цитатами старинных поэтов, Дикой реагирует своеобразно: «Ты мне грубить не смей!».
Подобно Борису, Кулигин слаб и бессилен, он боится деспотов и самодуров. Механик советует Борису молчать и терпеть, то же самое он говорит и Кудряшу. Лишь после гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста. Он оправдывает самоубийство молодой женщины и обвиняет в нем ее мучителей.
Представители города Калинова
В следующей таблице приведены цитаты, характеризующие хозяев городка и их жертв:
Хозяева городка | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». | Кулигин: «Лучше уж стерпеть». |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». |
Она кратко описывает конфликт основных персонажей пьесы Островского для сочинений на тему «Тёмное царство». Здесь видно, что Дикой, несмотря на свою грубость и самодурство, действует открыто. Страшнее его Кабаниха, которая, на словах руководствуясь заботой о других, подавляет волю своих домашних и разрушает семью.
Таблица хозяева жизни и жертвы пьеса гроза
Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.
Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».
Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.
Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».
«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».
Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.
Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.
Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.
Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…
Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.
Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»
Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.
Хозяева жизни и жертвы в пьесе «Гроза» (Островский)
Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» — уже давно вышел за пределы данного произведения. И это неслучайно. Вся сюжетная линия пьесы от начала и до конца как раз и повествует о попытке этого самого луча пробить мрак и безысходность «темного царства». Подобное мы можем наблюдать в разных сферах и в разных жизненных ситуациях, емкая и точная фраза, подобранная Добролюбовым, характеризует борьбу Катерины и прогнившего мира Калинова, мира Кабановых и Диких. И протест этот логичен — несовместимость Катерины и устоев Калинова неизбежно ведет к конфликту, компромисс здесь невозможен.
Кто победил в этом противостоянии? Это не так важно, важнее то, что Катерина и есть тот самый луч, пускай первый, пускай маленький и едва заметный, но который однако начнет освящать тьму «темного царства», первый, но не последний и когда-нибудь эти «лучи» уничтожат мир лжи и лицемерия, жестокости и нелюбви, тот мир, в котором она вынуждена жить и пытаться построить в нем счастье.
Детство Катерины, как сначала кажется, не сильно отличается от её нынешней жизни в Калинове, однако главная героиня верно подмечает, что до замужества у неё было главное, того, чего нет сейчас – свободы. Свобода, свобода воли, возможность выбора – ценность, которая является образующей для понимания образа Катерины, без этого нет её личности. Именно поэтому она гаснет, чахнет в этой духоте, в тисках несвободы и отчаяния.
Катерина – натура поэтическая, она искренне восхищается красотой мира, чудом церкви и тем, на что миру Калинова однозначно наплевать. Религия для Катерины — это убежище, радость, это лучшее, что есть в этом мире. Для мира же Калинова, а конкретнее для Кабановой — это ритуал, лишенный смысла, тиски, в которых заключен грех, некий догмат, своеобразная клетка, как и весь Калинов и убеждения его жителей. Вольная птица неспособна жить в клетке, так и Катерина неспособна жить в тюрьме, в ежовых рукавицах свекрови и правящих убеждений Калинова. Неизбежный конец борьбы Катерины не является концом однозначным, луч пробил брешь в «темном царстве», а значит не всё потеряно.
Другие сочинения: ← Катерина — Луч света в темном царстве↑ ОстровскийХарактеристика снегурочки из сказки Островского Снегурочка →
Хозяева жизни и жертвы в пьесе «Гроза» (Островский)
(324 слова) Во многих своих произведениях Александр Николаевич Островский поднимает остросоциальные проблемы. Он всегда старается обличить человеческие пороки. «Грозу» это, конечно, не обошло. В пьесе автор поднимает проблему тирании и угнетения.
Вспомним содержание произведения. Действия разворачиваются в провинциальном городе Калинове. Главными держателями власти являются Дикий и Кабаниха. Они все и всех подчиняют себе. Все должно быть так, как они считают нужным, только по их правилам и соображениям. И никто не имеет права ослушаться их, так как в их пользу говорят деньги и авторитет. Критики назвали город Калинов «темным царством» — трясиной, которая затягивает добрых и честных людей. Когда-то мир, который создавали Кабановы и Дикие, был чистой речной водой, но со временем застоялся и загрязнился, превратившись в болото, где нет свежих веяний. Но хозяева жизни уцепились за этот древний уклад, и не дают ему развиваться. И ни у кого нет возможности выбраться из него. Таких жертв в драме достаточно.
Во-первых, это Катерина. Девушка была воспитана в семье добрых людей. Родители не запрещали ей ничего. Но в семье Кабанихи не было такой свободы. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками Кабаниха обижает невестку. Она не зря себя сравнивает с птицей. Героиня действительно словно пташка, которую посадили в клетку. Единственный выход покинуть эту клетку постоянного прессинга и унижений – это уйти в другой мир. Во-вторых, Тихон Кабанов. Он всю жизнь живет под эгидой деспотизма матери. В пьесе он сам произносит фразу: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». Но сам герой – хороший человек, он действительно любит Катерину. Но он ничего не может сделать с властью матери. Ее воля душит их всех. И, как не странно, третьей жертвой «темного царства» является Кулигин. Да, он образованнее почти всех жителей города. Но никто не воспринимает его всерьёз. Савл Прокофьевич и Матрена Тимофеевна просто смеются над ним, но противостоять этим самодурам он не может.
В пьесе очень ярко раскрыт конфликт «тёмного царства» с людьми, желающими жить честно и свободно. Но, несмотря на то, что автор импонирует жертвам, он ничего не может предложить в качестве борьбы с застоем.
Автор: Виктория Кудрявцева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Самодурство как социально-типологическое явление
Разберем подробнее указанное явление. Отчего появляются в обществе самодуры? В первую очередь от осознания собственной полной и абсолютной власти, полного нивелирования интересов и мнений других по сравнению с собственными, чувства безнаказанности и отсутствия сопротивления со стороны жертв. Таким и показано «темное царство» в пьесе Островского «Гроза». Дикой и Кабанова – самые богатые жители маленького провинциального городка Калинов, расположенного по берегу Волги. Деньги позволяют им ощутить личную значимость и значительность. Они же дают им и власть – над своими домашними, над чужими, в чем-то зависимыми от них людьми, и шире – над общественным мнением в городе. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» страшно тем, что оно губит или корежит малейшие проявления протеста, любые веяния свободы и независимости. Самодурство – оборотная сторона рабства. В равной степени развращает оно как самих «хозяев жизни», так и тех, кто зависим от них, отравляя своим тлетворным дыханием все сферы общественной жизни России. Именно поэтому, по определению Добролюбова, «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» и является синонимом самодурства.
Треугольник Карпмана: жертва — тиран — спасатель
В современной психологии существует такое понятие, как треугольник Карпмана, где в классическую схему “жертва-тиран” добавляется ещё одна роль — спасателя. На самом деле “спасатель” — это не отдельная модель поведения, а проявление той же программы “жертва-тиран”, в которой спасатель может быть как тираном, так и жертвой.
Синдром спасателя у женщин:
Проявляется в виде чрезмерного материнского инстинкта, в который добавлена жалостливость. Так “спасатель” начинает работать во вред. Женщина превращается в сверхзаботливого тирана, который чрезмерно опекает ребенка/мужа/брата/подругу и далее по списку и не дают им развиваться самостоятельно, учиться находить выходы и решать самим свои проблемы.
Синдром спасателя у мужчин:
Проявляется в виде роли чрезмерного защитника, куда добавляется жалость или гордыня. Так “защитник-спасатель” начинает работать во вред. В таких случаях мужчина-тиран действует с позиции “Я супермен. Я круче всех. Я лучше знаю. Я всегда прав”.
Вывод:
Синдром “спасателя” у мужчин и женщин имеет под собой одну основу: “Я готов спасать кого угодно, когда угодно, лишь бы не решать собственные проблемы, с которыми не могу справиться”. Это проявление поведения “жертвы”.
Женщина и мужчина в роли “спасателя” своей чрезмерной заботой и “добротой” чаще всего подавляют волю человека, не давая ему возможность самому найти выход, совершить подвиг над собой, выйти на новый уровень силы, открыть “второе или третье дыхание”.
Ложь в ранге закона
«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» — самодурство в высшем его проявлении. Катерина, сравнивая жизнь в родной семье и в семье мужа, подмечает важнейшее отличие: здесь все как будто «из-под неволи». И это правда. Либо ты подчиняешься бесчеловечным правилам игры, либо тебя сотрут в порошок. Кулигин прямо заявляет о том, что нравы в городе «жестокие». Кто богат, тот старается закабалить бедняков, чтобы на их грошах увеличить состояние. Тот же Дикой куражится над зависимым от него Борисом: «Будешь мне угождать, так отдам наследство!» Но угодить самодуру невозможно, и судьба несчастного Бориса и его сестры предопределена. Они останутся униженными и оскорбленными, бесправными и беззащитными. Есть ли выход из положения? Есть: лгать, изворачиваться, пока возможно. Так поступает сестра Тихона – Варвара. Ее моральные принципы просты: делай, что хочешь, лишь бы никто ничего не заметил, все «шито да крыто» было. А когда Катерина возражает, что не умеет лукавить, не может врать, Варвара говорит ей попросту: «И я не умела, а нужно стало – выучилась!»
Ханжа под личиной добродетели
«Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» многолико. Но столпами его в первую очередь являются Дикой и Кабанова. Марфа Игнатьевна, дородная купчиха, хозяйка дома, за высоким забором которого льются невидимые слезы и происходит каждодневное унижение человеческого достоинства и свободной воли, названа в пьесе однозначно — ханжа. О ней говорят: «Нищих оделяет милостынями, ходит в церковь, истово крестится, а домашних ест поедом, точит, словно ржа железо». Внешние законы старины она старается соблюсти во всем, при этом особо не заботясь о их внутреннем содержании. Кабаниха знает, что младшие должны подчиняться старшим и требует во всем слепого повиновения. При прощании Катерины с Тихоном перед его отъездом она заставляет ту кланяться в ноги мужу, а сына – дать жене строгий наказ, как себя вести. Там и «матушке не перечить», и «на парней не заглядываться» и еще множество других «пожеланий». Причем все присутствующие хорошо понимают фарсовость ситуации, ее фальшивость. И только Марфа Игнатьевна упивается своей миссией. Решающую роль в трагедии Катерины сыграла тоже она, исковеркав характер сына, испортив семейную жизнь ему, надругавшись над душой самой Катерины и заставив ту сделать роковой шаг с берега Волги в бездну.
Философия «темного царства»
С первых же строк пьесы в наше сознание врываются две стихии: вольного волжского простора, чудесных далей, широких горизонтов и душная, сгущенная атмосфера предгрозовья, томительное ожидание каких-то потрясений и жажда обновления. Представители «темного царства» в пьесе «Гроза» ужасаются катаклизмам природы, видя в них проявление гнева Божьего и грядущих наказаний за грехи – явные и мнимые. Об этом твердит все время Марфа Игнатьевна, вторит ей и Дикой. На просьбу Кулигина пожертвовать денег на строительство громоотвода для горожан он упрекает: «Гроза-де дана в наказание, а ты, такой-сякой, от Господа хочешь шестом оборониться». В этой реплике наглядно показана философия, которой придерживаются представители «темного царства» в пьесе «Гроза»: нельзя противиться тому, что господствовало веками, нельзя идти против воли или наказания свыше, смирение и покорность должны оставаться этическими нормами современности. Что интересно: сами же главные самодуры Калинова не только искренне верят в такой порядок вещей, но и признают его единственно правильным.
Выход из программы “жертва — тиран”
Хоть программа “жертва-тиран” и является порочным кругом, где одно состояние сменяет другое, но выход все же есть.
Для тех, кто хочет перестать быть «жертвой» и «тираном», поможет «Писанка — прояснение отношений».
Перестать сравнивать себя и своё поведение с другими:
— Я же так не поступаю. Почему он/она так делает? — У него классно получился сделать работу. Почему я так не могу?
И так далее. Не важно в какую сторону уходит сравнение, в любом случае оно не приведёт ни к чему хорошему. Человек либо принижает себя — превращается в жертву, либо принижает другого, превращаясь в тирана.
Сместить акцент с других и перенести внимание на себя и своё поведение.
Научиться работать с “зеркалами и отражениями”.
Выйти из дуальности.
Перестать делить мир на черное и белое / хорошо и плохо / правильно — неправильно. Заменить дуальность на радугу, где много цветов, полутонов, мир многогранен и многопроявлен.
Научиться находить и видеть благо во всём.
Здесь на помощь приходит принцип “зато”: — Идёт дождь и очень холодно, зато можно укутаться в плед, пить горячий глинтвейн/сбитень и почитать интересную книгу / позволить себе посмотреть хороший фильм.
— Оскорбили на улице или в транспорте наступили на ногу, при этом ещё и нагрубили. Зато это хороший повод задуматься, почему случилась подобная ситуация и поработать с “зеркалом”. Возможно, вы давно не занимались самоанализом))
Формирование программы “Жертва — тиран”
Программа “Жертва — тиран” основана на нескольких факторах.
Дуальность восприятия
Дуальность восприятии мира — это когда человек не замечает полутонов и всё делит на: черное — белое, хорошо — плохо, правильно — неправильно, да — нет.
За всем этим стоит субъективная реакция на происходящее, желание оценить и объяснить события, подгоняя их под свою шкалу ценностей. Таким образом подсознательно он пытается упростить себе жизнь: если плохо — то делать нельзя, будет плохо; если хорошо — то делать можно, будет хорошо.
В действительности, это — самообман. Не существует прямой последовательности: событие — оценка — действие — результат. В жизни всё намного сложнее и многомернее, и далеко не всегда результат зависит от субъективной оценки происходящего.
Примеры:
1. Мужчину уволили с работы — плохо. В результате он решил работать на себя и основал собственное дело, которое стало приносить ежемесячный доход втрое больше, чем была зарплата на наемной работе. Хорошо?
2. На корпоративе было весело, много шампанского и вкусной еды — хорошо. На следующий день несварение желудка и больная голова. Плохо?
3. Ребенок сломал игрушку — плохо. В результате они с папой научились её чинить и провели два часа вместе. Хорошо?
4. Приехали в отпуск: море, пляж, солнце — хорошо. Через 3 часа с непривычки обгорели. Плохо?
На самом деле не существует плохо и хорошо. Важно научиться любое событие применять на благо себе, находить в нём пользу, а не оценивать. Оценка всегда ошибочна и уводит в сторону, мешает росту и развитию.
Сравнивание себя с другими
Сравнивание всегда приводит к оценочности, что кто-то лучше, а кто-то хуже. А оценочность, как мы рассмотрели выше, ведёт к самообману.
Подробнее про сравнивание смотри в статье Ловушки комплексов, или Как перестать заниматься самоедством.
Неуверенность в себе
Третьим фактором является отсутствие веры в себя. Сомнения и страх ошибки.
Вывод:
Все эти факторы берут начало из детства, из отношений между взрослыми и ребёнком: когда родитель может накричать, наказать, ударить, не объясняя, почему и зачем.
Ребёнок впитывает схему выстраивания отношений по принципу жертва — тиран, где слабый и маленький — жертва, а большой и сильный — тиран.
Но находиться в состоянии жертвы долго не получается и постепенно ребёнок тоже начинает примерять на себя роль тирана, манипулируя обидами и устраивая истерики.
Так формируются устойчивые связи по схеме “жертва-тиран”, которые переносятся на все отношения во взрослой жизни. Порочный круг, разорвать который можно только осознанно ища выход.
Проявления программы “Жертва — тиран”
Программу “жертва-тиран” легко обнаружить по распространенным признакам, которые схожи, как у женщин, так и у мужчин.
Яркие проявления состояния жертвы:
Примеры:
1. Мужчина — слабак, маменькин сынок, хлюпик, жертва обстоятельств: не могу найти работу, дело своей жизни, вдохновение и т.д, инвалид либо больной человек, алкоголик, наркоман.
Скрытые подсознательные выгоды и убеждения, которые руководят поступками и действиями таких мужчин:
Внимание: Скрытые выгоды-мотивы чаще всего не осознаются человеком.
Комплекс “жертвы” проявляется в разное время практически у всех мужчин в той или иной степени. Особенно ярко он виден в отношениях с женщинами и коллегами по работе.
2. Женщина — жена алкоголика или тирана, который её психологически подавляет и бьёт. Сюда же относятся жены и матери наркоманов. Жертва изнасилования.
Скрытые подсознательные выгоды и убеждения, которые руководят поступками и действиями таких женщин:
Совсем не обязательно быть женой алкоголика, чтобы впасть в подобные состояния. Комплекс “жертвы” проявляется в разное время практически у всех женщин в той или иной степени. Особенно ярко он виден в отношениях с мужчинами и начальником.
Яркие проявления состояния тиран:
Примеры:
Также программа “тирана” проявляется у мужчин, когда они осуждают правительство, чиновников, систему, коллег и т.д.
Скрытые подсознательные выгоды и убеждения, которые руководят поступками и действиями таких мужчин:
Самоутверждение: я достоин, я поступаю правильно, я хороший. На самом деле за этим стоит подсознательное желание заслужить любовь мамы или папы.
2. Женщина — жена и мать, которая контролирует мужа и детей: сделал и как сделал / не сделал, почему не сделал. Начальница — стерва. Женщина — знаменитость — звезда.
Скрытые подсознательные выгоды и убеждения, которые руководят поступками и действиями таких женщин:
Доказать себе и другим, что я могу, у меня получится. На самом деле за этим стоит подсознательное желание заслужить любовь папы.
Вывод:
Подсознательное желание заслужить любовь мамы и папы, формирующее поведение жертвы или тирана основывается на детских обидах и подростковых комплексах. Если в детстве девочку мало хвалили и постоянно с кем-то сравнивали, в подсознании откладывается убеждение: “Я плохо поступаю. Я недостаточно хороша, поэтому у меня не получается, как надо. Я не буду стараться, пусть меня примут такой, какая я есть. / Я буду стараться и доказывать всеми силами, что могу и справлюсь.”
Под влиянием этих убеждений женщина превращается либо в “серую моль” — жертву, либо в “ломовую лошадь” — тирана и вкалывает наравне с мужиками.
Примерно тоже самое происходит и с мальчиками, особенно, когда их часто наказывают и ругают за ошибки и промашки, не давая возможности исправить сделанное. Когда его постоянно сравнивают, особенно с девочками-отличницами. Так у мальчика формируется убеждение: “Я плохо поступаю. Я недостаточно хорош. У меня руки-крюки. А значит и стараться не надо, итак, ничего не получится. / Я стану самым сильным и крутым и всем покажу, что я всё могу. ”
Под влиянием этих убеждений мужчина превращается либо в лентяя-халявщика — жертву, либо в деспота, который подминает всех под себя.
На самом деле “жертва” и “тиран” — это две стороны одной медали. Невозможно быть только в роли жертвы или тирана, одна всегда сменяет другую. В каких-то отношениях человек выступает в роли “жертвы”, в других он будет “тираном” и наоборот. Это порочный круг, из которого очень сложно найти выход.
Представители города Калинова
В следующей таблице приведены цитаты, характеризующие хозяев городка и их жертв:
Хозяева городка | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». | Кулигин: «Лучше уж стерпеть». |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». |
Она кратко описывает конфликт основных персонажей пьесы Островского для сочинений на тему «Тёмное царство». Здесь видно, что Дикой, несмотря на свою грубость и самодурство, действует открыто. Страшнее его Кабаниха, которая, на словах руководствуясь заботой о других, подавляет волю своих домашних и разрушает семью.