табачный капитан актеры и роли кто озвучил

Его обвиняли в покушении на маршала Советского Союза. Евгений Шапин и фильм «Табачный капитан»

А через несколько лет ты понимаешь, ничего не происходит случайно. Все так и должно было случиться!

Многие творческие люди в одночасье лишались возможности заниматься любимым делом. А потом находили в себе силы постигать что-то новое и вскоре становились успешными бизнесменами. Именно так сложилась судьба талантливого певца и актера Евгения Шапина.

табачный капитан актеры и роли кто озвучил

Если бы Евгению Петровичу в семидесятые годы кто-то сказал, что ему придется расстаться с карьерой оперного певца и стать «фабрикантом», он, конечно, ни за что бы не поверил. Зрители наверняка помнят музыкальную комедию «Табачный капитан», в которой Шапин сыграл главного героя – крепостного слугу.

По сюжету, холопа Ивана отправляют вместе с боярским сынком Антоном Свиньиным в Голландию. Ленивый боярин учиться навигаторскому делу совсем не хотел, за него это делал трудолюбивый и смекалистый Иван. Вернувшись домой, Антон сплоховал перед Петром Первым, зато Иван показал свое мастерство, и был назначен Государем капитаном корабля.

табачный капитан актеры и роли кто озвучил

В восьмидесятые годы имя оперного певца Евгения Шапина было известно не только в России, но и за рубежом. Его концерты всегда сопровождались овациями, зрители восхищались его красивым, бархатным голосом и невероятным талантом. Всё закончилось в один миг, когда он попал в автомобильную аварию. Столкновение произошло не с обычной машиной, а правительственной, в которой находился Маршал Советского Союза С. Ф. Ахромеев.

В 1992 году дело по автомобильной аварии было закрыто. По состоянию здоровья Евгений Петрович не мог продолжать карьеру оперного певца. Надо было что-то делать. Первое время самостоятельно не занимался бизнесом, оказывал помощь другим и постепенно набирался опыта. Позже решил организовать фирму, которую назвал «Теноре» (диапазон голоса у певца – тенор). Компания занималась торговлей в течение двенадцати лет, возили в страну продукты питания, алкоголь, табак.

табачный капитан актеры и роли кто озвучил

Самым прибыльным был сигаретный бизнес, капитал оборачивался быстро, зарабатывали большие деньги. Но вскоре по стране пошла волна борьбы с курением, начали пропагандировать здоровый образ жизни. Евгений тоже задумался над тем, что, занимаясь своим бизнесом, он наносит вред здоровью своим соотечественникам. После этого певец решил заняться производством музыкальных инструментов.

Когда Евгений Петрович построил комбинат, многие его спрашивали, почему он строительство начал здесь, а не за границей. Ведь многие знаменитости уехали в Германию, Америку, Израиль и открыли там свой бизнес. Ответ был прост: потому что родился здесь и любит свою землю.

В 2004 году строительство комбината в Щелково по производству электрогитар и других музыкальных инструментов было окончено. Сейчас Шапин возглавляет Холдинг «Медиаглобус», компания занимается современной технологией телевещания.

Биографические данные

Певец родился тринадцатого августа сорок шестого года в поселке Грызлы (Саратовская обл). Окончил медицинский институт, но понял, что хочет серьезно заниматься вокалом. Поступил в ЛГИТМиК, юношу сразу зачислили на 2-й курс, учился на отделении муз. комедии.

Был солистом в Ленинградском театре музыкальной комедии, в семьдесят шестом году певца пригласили в Государственный академический Большой театр СССР. Восемь лет работал за рубежом, исполнял партии в Берлинской Государственной опере.

табачный капитан актеры и роли кто озвучил

Евгений Петрович счастлив в браке, имеет взрослых детей: дочку Катерину и сына Евгения.

Хочется пожелать певцу и его семье крепкого здоровья, счастья, творческих успехов, оптимизма и процветания.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Герой «Табачного капитана» был нашим земляком

табачный капитан актеры и роли кто озвучилБольшинству наших соотечественников хорошо знаком кинофильм «Табачный капитан» — музыкальная комедия режиссера Игоря Усова, снятая в 1972 году на киностудии «Ленфильм». Действие киноленты происходит в царствование Петра Великого.

Государь отправляет сыновей знатных родителей в Голландию учиться морскому делу. Боярский сын Антон Свиньин постигать науки не желает, посылая вместо себя на занятия слугу Ивана. По возвращении в Россию царь узнает о подмене и производит в офицеры флота бывшего крепостного. Свиньина же Петр I женит на купеческой дочери, дабы иметь возможность использовать леса боярской вотчины для строительства кораблей, поскольку тесть Антона как раз и оснащает флот парусиной.

«Табачного капитана» до сих пор часто транслируют по различным телеканалам. Однако мало кто знает, что у Антона Свиньина был реальный прототип, причем вотчины этого «боярина» находились в пределах позднейшей Владимирской губернии, в том числе в дореформенном (в границах до 1778 года) Владимирском уезде!

Драматург Рабинович
Свиньины — старинный дворянский род, известный с первой половины XIV столетия. Один из представителей этой фамилии был убит под Казанью, другой — в Смутное время. Традиционно Свиньины подвизались на ратной службе, не случайно в их родовом гербе находится изображение двух скрещенных сабель. А когда Петр Великий начал создавать российский флот, то среди молодых дворян, из которых царь решил подготовить морских офицеров, оказался и сын стольника Ивана Свиньина.

В пьесе гардемарин Свиньин значится сыном боярина, очевидно, для пущего эффекта. На самом же деле его отец был стольником — это тоже высокий придворный чин, сопоставимый с позднейшим званием камергера. Изменено и имя героя. Его звали не Антон, а Сергей. Антоном Свиньиным нарек своего героя автор пьесы «Табачный капитан» — поэт, драматург и либреттист Николай Альфредович Адуев (настоящая фамилия — Рабинович).

Данное произведение он создал в 1940 году. По одной из версий, Адуев-Рабинович однажды отдыхал в дальнем Подмосковье, где случайно оказался в селе Смоленском, ранее входившем в состав Владимирской губернии. Там он увидел родовую усадьбу Свиньиных, которая произвела на драматурга сильное впечатление. Узнав об истории бывших владельцев, в том числе о том, что один из них служил офицером флота при Петре Великом, Адуев использовал его фамилию в своем новом произведении.

Мичман на галерах
Исторические документы свидетельствуют, что Сергей Иванович Свиньин, призванный на флот по воле Петра Великого, действительно долго не производился в офицеры, целых 4 года оставаясь в гардемаринах — с 1717 по 1721 гг. Возможно, Петр I и в самом деле был недоволен уровнем подготовки кандидата в капитаны корабля. И даже когда в марте 1721-го Сергей Свиньин все-таки получил первый офицерский чин мичмана, то царь определил его на галеры — гребные суда, являвшиеся тогда основой Балтийского флота. Галерный флот считался менее престижным, по сравнению с корабельным, состоящим из линкоров, фрегатов и парусников иных типов, не обремененных громоздкими веслами и гребцами. Позже мичман Свиньин и вовсе получил чин корабельного секретаря и не столько командовал матросами, сколько ведал делопроизводством и хранил корабельную печать!
Тем не менее, Сергей Свиньин остался верен морю. В 1728 году он был произведен в унтер-лейтенанты галерного флота, а в 1733-м, наконец, — в лейтенанты майорского ранга уже корабельного флота. Однако при преемниках Петра Великого российский флот постепенно пришел в упадок. Поэтому в 1741 году Свиньин подал в отставку, указав в качестве причины болезнь. Но позже, когда на престол вступила дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, капитан 2-го ранга Сергей Свиньин вновь вернулся на морскую службу. Окончательно он оставил службу уже в чине капитана 1-го ранга и скончался в 1766 году. В общей сложности Свиньин отдал флоту более 30 лет и по праву считается одним из первых капитанов отечественного ВМФ «петровского» набора.

В конце 1730-х гг., испытывая потребность в деньгах (жизнь в Петербурге и Кронштадте всегда отличалась большой дороговизной), Сергей Свиньин продал свое имение сельцо Филисову Слободку Владимирского уезда своему знакомому и земляку подполковнику Ивану Владыкину, служившему офицером в драгунском полку. Усадьбу в другом его имении, селе Смоленское, вошедшем после 1778 года в состав Владимирской
губернии, отстроил сын моряка Петр Сергеевич Свиньин.

Потомки моряка
Родившийся в 1734 году, когда его отец только что был переведен на корабельный флот, Свиньин-младший служил в сухопутных войсках, где достиг чина генерал-майора, а потом стал сенатором и тайным советником. Сенатор Свиньин умер почти сразу после Отечественной войны в 1813 году. Его внук ротмистр Петр Павлович Свиньин был декабристом. Во всех справочниках указывается, что декабрист Свиньин являлся уроженцем Владимирской губернии. На нем эта ветвь рода Свиньиных пресеклась.
Любопытно, что дочь сенатора Свиньина и тетка декабриста Елизавета Петровна Свиньина вышла замуж за генерал-лейтенанта Ивана Петровича Вырубова, потомки которого породнились со старинным владимирским родом Танеевых.

Выстроенный Свиньиными огромный усадебный дом в Смоленском, прежде состоявший в составе Переславского уезда Владимирской губернии, а теперь находящийся неподалеку от границы Юрьев-Польского района и Ярославской области, по размерам почти не уступает известному замку Храповицкого под Судогдой. Замок Свиньиных хотя и не столь импозантен (он возводился примерно на 80 лет раньше), тем не менее, поражает своими размерами. Главный дом соединен двумя полукруглыми переходами с флигелями, в одном из которых находится домовая церковь. Вокруг сохранился обширный парк с большим прудом. В отличие от усадьбы Храповицкого, комплекс в Смоленском сегодня обитаем — там размещается сельская школа, хотя ей почти не под силу содержать столь огромный памятник истории и архитектуры.

Актер Кривонос
Как уже говорилось выше, «воскресил» память о Свиньиных, хотя и несколько своеобразно, драматург Николай Адуев. Его пьеса «Табачный капитан», благодаря музыке композитора Владимира Щербачева ставшая музыкальной комедией, сразу же вошла в репертуар многих театров. Но по-настоящему всесоюзную известность она получила после того, как на основе спектакля был снят одноименный кинофильм.

В нем роль боярского сына Свиньина великолепно исполнил 26-летний актер театра Виктор Антонович Кривонос, позже — заслуженный артист РСФСР, получивший известность и как эстрадный певец. Примечательно, что роль Свиньина стала первой работой в кино этого талантливого и многогранного человека. Всего же в кино он сыграл 17 ролей, в том числе в таких разных фильмах, как, скажем, «Труффальдино из Бергамо» и сериал «Улицы разбитых фонарей». Именно Кривонос и запомнился миллионам зрителей в образе Свиньина. И хотя это скорее карикатура на настоящего Сергея Ивановича Свиньина, который достиг высокого чина капитана 1-го ранга (а в первой половине XVIII столетия чины давались крайне скупо) и вовсе не был спесивым щеголем и вертопрахом, тем не менее, благодаря «Табачному капитану» память о моряке жива до сих пор.

Источник

Табачный капитан актеры и роли кто озвучил

табачный капитан актеры и роли кто озвучил

Музыкальная комедия Владимира Щербачёва в трёх действиях, пяти картинах с эпилогом. Либретто Н. Адуева.

Первое представление состоялось 7 ноября 1942 года в Новокузнецке.

Действующие лица:

Смуров Карпий Семенович, купец, поставщик парусины на государев флот (бас); Люба, его дочь (сопрано); Свиньина Неонила Варфоломеевна, вдова, боярыня старинного рода, крутая нравом (меццо-сопрано); Антон, ее сын (тенор); Ахмет, башкир, слуга Свиньиных (тенор); Жулев Капитон Григорьевич, купец, поставщик мачт на государев флот; Гликерия, его дочь (сопрано); Акакий Плющихин, царский дьяк, бывший воспитатель Петра, а ныне его советник (бас); Петр (бас); Корсаков, молодой дворянин (баритон); Ганнибал, арап, царский крестник (баритон); Ван-Блазиус, голландский судостроитель (бас); мадам Ниниш, содержательница кабачка «Лев и кастрюля» в Париже (меццо-сопрано); Мутон, шеф-повар кабачка (баритон); Кэкэ, повар (тенор); маркиза Жермена де Курси (сопрано); графиня Диана (сопрано); Стрешнев и Лугин, молодые дворяне; Батист, кучер маркизы де Курси; комендант порта, старый боярин; приказчик Смурова; Арина, мамка Любы; девушка-горничная; служанки и слуги Смурова; бояре, боярышни и боярыни, молодые дворяне, иноземные судостроители и шкиперы, офицеры — гости Смурова; слуги маркизы де Курси; гости маркизы де Курси; поварята и слуги в кабачке мадам Ниниш; матросы, солдаты, грузчики на пристани, приглашенные на торжество по случаю спуска на воду нового корабля.

Действие происходит в царствование Петра I в Москве, Париже и Петербурге.

В начале 1942 года дирекция Московского театра оперетты, эвакуированного за Урал, обратилась к Щербачеву с предложением написать оперетту «Табачный капитан» на либретто Н. Адуева. Композитор с радостью согласился, так как Петровская эпоха давно привлекала его. Еще в 1924 году ему предлагали либретто для монументальной музыкальной трагедии «Петр I», но оно оказалось очень неудачным. В 1934 году Щербачева пригласили принять участие в создании двухсерийного фильма о Петре. Лучшие номера из музыки к фильму в 1939 году вошли в симфоническую сюиту. И вот снова та же эпоха, сюжет, развивающий одну из линий кинофильма. Хорошее либретто, драматургически убедительное, с живым действием, изобилующее комическими ситуациями, могло стать основой для удачного спектакля. Щербачев увлеченно принялся за работу, и в июле 1942 года оперетта была в основном закончена. Ее премьера была приурочена к 25-й годовщине Октября.

В последующие годы композитор снова возвращался к своему произведению, а в 1949—1950 годах предпринял переработку «Табачного капитана» в комическую оперу. Эту работу он не успел довести до конца. На основе оставшихся вариантов комиссией по наследию Щербачева был опубликован клавир сочинения.

Во многом созданное композитором произведение перерастает рамки обычного опереточного спектакля и приближается к комической опере. Музыка, как правило, является ведущим началом, определяющим общее развитие. Ариозные номера непринужденно сменяются речитативными сценами. Лишь в некоторых местах возникают вставные, куплетные номера, заставляющие вспомнить о музыкальной комедии или водевиле. К ним относятся песня голландских шкиперов, куплеты Ниниш и Акакия.

В музыке «Табачного капитана» органично сплетаются разнородные интонации: торжественно-маршевые, характеризующие Петра и его окружение, народно-песенные и плясовые, обрисовывающие обстановку в доме русского купца, изысканно-галантные, изящно стилизованные под французский XVIII век в сцене у маркизы де Курси и т. д. Сочным юмором, изобретательностью характеристик отличается музыка комических персонажей.

Первое действие

Первая картина. Сад в московском доме купца Смурова. Слуги хлопочут, готовят все к предстоящей ассамблее. Девушки, работая, весело поют «Распашу, распашу широкую долину». В их хор вплетаются реплики Смурова и Любы. Запутавшись с приготовлениями, девушки поднимают страшный шум, который прерывает Ахмет, вошедший вместе со слугами Свиньиных. Его хозяйка, боярыня Свиньина, прислала их помочь по-соседски. На вопрос Смурова, кто он такой, Ахмет отвечает: ключник боярыни и слуга молодого боярина, ее сына. Боярыня его выменяла на заморское зелье — табачный лист — по весу: на одну чашку он встал, на другую табак сыпали, пока вес не сравнялся!

Собираются гости. Вначале — купец Жулев со своей пышнотелой дочерью, перетянутой корсетом до такой степени, что дышать невозможно. Через некоторое время появляются другие приглашенные, а вместе с ними царский дьяк Плющихин, громогласно объявляющий правила ассамблеи. Является и сын Свиньиной, хилый, тщедушный, ленивый и глупый, по чрезвычайно самоуверенный Антон. В одном из уголков сада он встречает пытающуюся отдышаться Гликерию. Ее пышные формы пленяют молодого боярина, и он, принимая ее за дочь Смурова, объясняется в любви. Их пародийный дуэт «Сама фортуна нас свела» переходит в веселый танец.

В разгар веселья с разудалой песней «Двадцать два матроса» дружной группой, в обнимку и покачиваясь, входят иноземные шкиперы. Закончив шуточную песню, они пускаются в пляс. Внезапно один из шкиперов отделяется, и все видят, что это царь. К Петру плавно и важно приближается самая знатная из присутствующих — боярыня Свиньина. Государь велит ей собирать сына в дальнее путешествие. Антон Свиньин завтра же вместе с другими молодыми людьми поедет в Париж, в школу навигации: России нужны капитаны!

Мольбы матери оставить ей Антона тщетны. Петр прибавляет, что нашел боярину невесту — красавицу Любу Смурову. Свиньина возмущена: дочь какого-то купца не ровня ее сыну. Но царь зовет Антона, и тот, убежденный, что речь идет о Гликерии, говорит, что у них уже все слажено. В недоумении и печали слышит это стоящий неподалеку Ахмет. Царь подзывает к себе Любу и обиняком, не называя имени, говорит, что ему известна ее тайна, и так как избранник ее не силен в науке, то они поженятся, если Люба согласна ждать два года. Люба радостно соглашается, и Петр объявляет, что молодые люди просватаны. Ахмет в отчаянии умоляет царя отпустить его вместе с барином в чужие края и убегает, проклиная Любу. Растерянная девушка не понимает, что случилось. Она выспрашивает у хмельного отца, за кого же ее просватал царь, и, услышав ответ, падает без чувств.

Второе действие

Разражается страшная гроза, и в гостиницу, спасаясь от дождя, входят маркиза де Курси и графиня Диана.

Молодые люди приглашают их украсить праздник своим присутствием. Дамы шутят, маркиза поет изящную песенку «Меня зовут Жерменой де Курси». Окликают Свиньина, по привычке отзывается Ахмет, и маркиза начинает с ним кокетничать. Кончается гроза, и мадам де Курси приглашает всех на свою виллу.

Третья картина. В парке. На террасе загородного дворца. Маркиза увлечена Ахметом, юноша поддается ее чарам. Их сцена («Вам душно в зале») выдержана в стилизованных тонах французской музыки XVIII века. Прибегает Свиньин с криком и руганью. Молодые люди пытаются объяснить, что переодевание Ахмета было шуткой, но маркиза глубоко оскорблена. Узнав, как в России наказывают провинившихся холопов, она хочет высечь Ахмета. Стремясь отвести от себя ее гнев, Ахмет поет нарочито глуповатые, примитивные куплеты «Клянусь, господа», в которых объясняет, что по русскому обычаю все делает за своего господина, в том числе и объясняется в любви: «Тружусь для него, учусь за него и гну свою рабскую спину!» Маркиза недоверчиво смотрит на окружающих. Молодые люди, спасая Ахмета от позорного наказания, подтверждают, что, действительно, есть такой обычай. Они даже клянутся честью, что Ахмет учится за своего господина. И маркиза, бросив ему луидор на водку, удаляется под руку с Антоном, довольным стараниями своего слуги. Звучит реминисценция арии «Зачем ты здесь, Ахмет».

Третье действие

Четвёртая картина. Петербургский дом Смурова. За столом в напряженном ожидании сидят Смуров и Свиньина, в уголке за пяльцами — Люба. Сегодня возвращаются Антон и Ахмет. Что-то будет! Люба грустно поет аллегорическую песню «Как поймали соколеночка» в духе русской протяжной. Вот входит радостный, разряженный в пух и прах Антон, за ним Ахмет. Поздоровавшись с матерью, Антон спрашивает, где невеста. Изумленный Смуров указывает на Любу, но Антон в ярости кричит, что его обманули, подменили девушку: та была втрое толще и вальяжнее! Люба, обрадованная таким поворотом дела, говорит отцу, что негоже ему, государеву поставщику, цепляться за жениха, отказывающегося от невесты. И Смуров, согласившись с нею, объявляет: свадьбе не быть. Но тут вскидывается боярыня. За два с лишним года, прошедших со дня помолвки, Смуров стал важной персоной при царе. Теперь породниться с ним лестно даже боярыне Свиньиной. И она уводит Смурова и сына в соседнюю горницу. Люба и Ахмет остаются наедине. Юноша понимает, что напрасно упрекал любимую, она верна ему.

Пятая картина. Гавань в Санкт-Петербурге. Свежий ветер раскачивает суда на рейде, в числе которых красавец фрегат «Ингерманланд». Петр торжественно производит в капитаны юношей, вернувшихся из заморского обучения, хвалит их. Лучший аттестат — у Антона Свиньина, и Петр в награду поручает ему ввести «Ингерманланд» в гавань. Испуганный Плющихин, хорошо знающий, чего стоит аттестат Антона, пытается возразить, но царь не слушает его. Перепуганный Антон зовет с собой Ахмета, но Петр его задерживает. Он узнал верного слугу, отправившегося с барином за границу, и милостиво беседует с ним, а Свиньин тем временем вынужден отправиться на фрегат один. Вскоре все замечают, что там творится что-то неладное. Безграмотные команды Антона приводят к тому, что корабль оказывается на краю гибели. Ахмет, о котором Петр уже забыл, потрясенный возможной гибелью судна и людей, смело бросается в волны и вплавь добирается до «Ингерманланда». Вот он уже на палубе, отстраняет своего барина и быстро и умело выводит фрегат из опасного положения. Медленно и величественно подплывает спасенный корабль к месту, где стоит Петр. Подают сходни, и царь, легко взбежав на фрегат, обнимает Ахмета. Вбегают Люба с отцом. Все разъясняется. Петр выкупает Ахмета у Свиньиной, расплачиваясь за него тоже по весу, но уже не листом, а табачным семенем, что во много раз дороже. Ахмету Калмыкову он дарует дворянское достоинство и чин капитана, в шутку называя его табачным капитаном, оставляет за ним командование «Ингерманландом». Свиньина он хочет отдать матросом под начало Ахмету, но тот отказывается: ему не нужно такое сокровище. Слезы и мольбы Свиньиной не смягчают царского гнева, но тут в ноги государю падает Гликерия и просит отдать ей Антона. Петр соглашается. Спектакль заканчивается мощной «Славой» российскому флоту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *