Сюжет берегись автомобиля кратко
Берегись автомобиля содержание/сюжет фильма читать онлайн
Ч еловек, который глядя на общество, замечает, что милиция и правосудие работает выборочно, решает взять справедливость в свои руки. Будучи хорошим человеком, он ворует автомобили у плохих людей. Проблема в том, что воровать нехорошо, и милиция назначает еще одного хорошего человека на расследование этих преступлений.
Содержание/сюжет
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору (разбогатевшему на пожертвованиях прихожан), на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.
На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!» Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».
Берегись автомобиля
« | — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват! | » |
— Подберёзовиков о Деточкине на суде |
«Берегись автомобиля» — культовая [1] советская детективная комедия 1966 г., тонкая и умная пародия на фильмы Хичкока и нуар. В главных ролях — сплошные звёзды советского кино. Помимо этого, фильм отличался эффектными и очень красивыми сценами автомобильных погонь, в том числе уникальной погоней троллейбуса за автомобилем.
Как вспоминал Рязанов, в основу сюжете легла городская легенда. В советской прессе главного героя называли и «Робин Гудом нашего времени», и «Дон Кихотом, оседлавшим вместо Росинанта краденую „Волгу“». Кроме перечисленных ниже актёров, в фильме заняты Георгий Жжёнов, Вячеслав Невинный, Готлиб Ронинсон, Галина Волчек, Юрий Яковлев (голос за кадром).
Содержание
Сюжет [ править ]
« | Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов… | » |
— Знаменитая вступительная фраза |
Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).
В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.
Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.
Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что. Пастор: Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко… Деточкин: И вы верите в Бога? Пастор: Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать? Деточкин: Буду!
Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:
Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали? Деточкин: Какого чёрта? Я был в командировке! Подберезовиков: А как здоровье племянника? Деточкин: Какого племянника? Подберезовиков: Любимого! А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»? Режиссёр: Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?
Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.
Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.
Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». (Налысо стриженный Деточкин снимает шапку).
Капканы жизни: «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова
8 июля в повторный прокат выходит фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Даниил Ляхович размышляет о связи картины с идеей «общества спектакля» и приходит к выводу, что честный советский человек может выжить среди жуликов, лишь став пародией на них.
Ведь в беге собственном оно не виновато
В 60-е годы французский философ Ги Дебор формулирует концепцию «общества спектакля». Согласно ей, главная ценность современного социума — демонстративность, умение произвести впечатление. Все люди в таком обществе становятся актерами коллективного театра, а покупка товаров по степени важности сопоставима с религиозным культом.
Эльдар Рязанов вряд ли мог знать об этих идеях, работая над фильмом «Берегись автомобиля». Но чуткий режиссер тем и прекрасен, что через конкретные образы выражает дух времени. К 1966 году — закату оттепели — у многих возникло горькое разочарование в идеалах эпохи. Наступил момент, когда «уметь жить», то есть быть сытым и довольным, стало важнее, чем «уметь чувствовать», то есть быть честным и открытым миру. Именно этот перелом фиксирует Рязанов в своей картине.
Режиссер с первых кадров фильма задает ироничную дистанцию, используя образ рассказчика (Юрий Яковлев). Рязанов говорил, что снимал «Берегись автомобиля» как современную сказку, но мир этой сказки — нарочитый и искаженный. «Жуликоватое время» из стихотворения Мандельштама — точнейшая характеристика 60-х в версии Рязанова. «Берегись автомобиля» расправляется с двойными стандартами эпохи и привычкой советского человека исполнять заранее известные роли. В том числе роли борцов за справедливость, какую играет главный герой Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский).
Как и в предыдущей рязановской картине «Дайте жалобную книгу» (1965), здесь есть жулики — преимущественно работники торговли. Эта сфера — эмблема советского лицемерия. В ней существует открытое разделение на «своих» и «чужих», привилегированных и простых. Первым, как героине Галины Волчек, доступны немецкие магнитофоны и итальянские очки; вторым, лишенным «волосатых лап», остается довольствоваться отечественной продукцией.
Ну а вершина этого советского товарного рая — конечно, машина. Как замечает рассказчик, «каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, а каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать». Если мечта обладать сравнительно безопасна, то само обладание счастья не приносит. Лишь кратковременное удовлетворение. Все по Ги Дебору.
Автомобиль — воплощенная потребительская мечта 60-х — становится источником бед для большинства персонажей. У бывшего интеллигента Димы Семицветова (Андрей Миронов), променявшего высшее образование на более выгодные занятия спекуляцией, Деточкин трижды Число «три» в этом сюжете подтверждает идею о сказочной природе автомобиля: для Деточкина машина Семицветова — заколдованный объект. Угнав машину и продав ее пастору, герой символически снимает проклятие, очищает воровство Семицветова. пытается угнать машину, да и для самого хозяина заботиться о личном транспорте — дело не из легких. Герою Миронова приходится то доставать японский замок, то хлопотать насчет гаража, то не спать ночами из-за страха, что украдут В этой связи вспоминается «Песня автозавистника» Высоцкого, где герой, желающий купить машину, говорит о себе так: «Недосыпал, недоедал, пил только чай». То есть приобретение автомобиля для советского человека сопряжено с самоограничением. Можно сказать, что на символическом уровне автомобиль для советского человека — это аналог шинели Акакия Акакиевича.. В общем, изобретательный квест по извилистым потребительским тропам в поисках воображаемой радости.
Для Деточкина машина — в прямом и переносном смысле слова — капкан. Он, словно «волк в овечьей шкуре», попадает в ловушку, установленную Семицветовым для защиты от грабителей. По его следу идет сыщик Подберезовиков (Олег Ефремов). Наконец, Гамлет, которого герой Смоктуновского Это удвоение иронии, ведь незадолго до съемок у Рязанова Смоктуновский играл Гамлета в фильме Козинцева. играет в спектакле народного театра, углубляет эту метафору, ведь в одном из центральных эпизодов трагедии Шекспира Гамлет ставит пьесу «Ловушка», чтобы вывести на чистую воду братоубийцу Клавдия.
Теперь кажется, что рязановский шедевр — пародия на детективный сюжет шекспировской трагедии, только снятый в антураже Москвы 60-х. Но там, где у Шекспира трагедия ума, у Рязанова — трагикомедия нравов, в которой одно воровство порождает другое, а ложь и бессилие советской системы отравляют поведение честных людей вроде Деточкина, вынужденного лгать близким о своих «командировках».
Наконец, герой Смоктуновского — не просто честный человек, а образ-миф, персонаж легенды (достоверных сведений о человеке, угонявшем машины у жуликов, авторы сценария не нашли). Он — заложник расхожих литературных героев — ролевых моделей. Его «настоящая еврейская» мама готовит луковый суп по рецепту Дюма, на месте преступления герой забывает томик Шекспира, а его поведение — причудливая смесь Чацкого (это предыдущая роль Деточкина в народном театре), Мышкина и Дон Кихота. На личность Деточкина наслаивается книжная мифология, а роль народного мстителя смыкается с театральным амплуа правдоискателя, будто он спустился с высот мировой драматургии в воровато-жадноватый мир советских обывателей.
В театральной логике живет и следователь Подберезовиков, играющий в спектакле Лаэрта: в его кабинете висит портрет Станиславского, преступников он ищет, используя учение режиссера о сверхзадаче. И спектакль в фильме присутствует не только буквально. Преступление и наказание Деточкина и его «жертв» оказывается постановкой с заранее определенными ролями. Кажется, что весь мир фильма — это народный шекспировский театр, а люди в нем — пародии на обмельчавшие к концу оттепели идеалы революции.
Если в публичном, «театральном» пространстве герои намертво держатся своих социальных амплуа, то в личных отношениях все иначе. Умный и холодный Подберезовиков становится добросердечным другом Деточкина, снимает свою социальную маску, когда тот признается в преступлениях. Явка с повинной Деточкина происходит в подвальной пивной: чтобы сорвать маски, приходится принять на грудь. Это во всех смыслах горькая формула русской культуры от Эльдара Рязанова.
Искренность заглядывает и в сердце Семицветова, который в частном пространстве — на даче — переживает из-за невозможности «жить свободно» из-за социума, принуждающего человека к лицемерию. Но, когда он попадает в публичное и регламентированное пространство — в зал суда, то вдруг начинает говорить высокими словами о святой Конституции. В действительности свята для него лишь триада машина — квартира — дача, но, чтобы выжить в системе, нужно точно знать границы приватного и публичного.
Кажется, что Деточкину эти рамки неведомы, хотя на самом деле он ведет себя так же, как и проходимцы-спекулянты, становясь вором. Комизм заключается в том, что именно Деточкин доводит эту тотальность лжи до абсурда: утром он скромный страховой агент, а ночью — народный мститель, творец справедливости. «Маленький человек» 60-х, вырастающий едва ли не в князя Мышкина, «положительно прекрасного человека».
Несмотря на встроенность в «общество спектакля», Деточкин парадоксальным образом остается цельной личностью. О цельной натуре Деточкина-Смокнутовского говорил Рязанов, объясняя выбор актера на главную роль. Прочие персонажи — заложники предписанных коллективом ролей. «Не отделяйтесь от коллектива», — призывает Семицветов гостей на вечеринке, напоминая о принудительном коллективизме как советской версии общества спектакля. Но роль Деточкина порождена им изнутри и полностью соответствует его природе, органике.
В конце концов главный герой ошибается сам, ограбив честного человека. Идеала нет, но в этом несовершенстве заключена прелесть жизни. Поэтому «Берегись автомобиля» — смешной, страшный и горький фильм о том, что каждый обязан играть по правилам спекаткля. Даже если ты — Гамлет, Деточкин и Смоктуновский в одном лице.
Берегись автомобиля
Содержание
История создания
Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков
Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — 29 млн зрителей.
Сюжет
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: у людей, живущих на «нетрудовые доходы», он угоняет автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, Димы Семицветова, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Деточкин гонит украденную машину в Прибалтику; по пути он знакомится с симпатичным милиционером, помогает ему завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угонщика и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович продаёт угнанную «Волгу», на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет служебными командировками, а на работе — болезнями многочисленных родственников. Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения. Он потрясён лицемерием того, кого считал другом, и намеревается арестовать «предателя».
Но желая всё-таки понять, что толкнуло Юрия Ивановича на путь преступления, Максим ведёт его перед арестом в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и проч., — заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, с перепугу подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин ворует из благородных побуждений, принимает решение пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром под обещание больше не воровать машины даже у взяточников. Он порывается даже порвать ордер на арест, но Юрий Иванович отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику — и благородный вор не может устоять; но на этот раз он подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба, которая бросается за ним в погоню (на своём троллейбусе!), чтобы предотвратить новое преступление; но не догоняет: в пылу погони на полной скорости сворачивает в переулок, где нет троллейбусных проводов… Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда», громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Более того, патетично обвинявший Деточкина Семицветов сам замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма Юрий Иванович в своей манере подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».
«Берегись автомобиля»: как Эльдар Рязанов «спрятал» запретный жанр в знаменитой комедии
Кто из нас не видел популярнейший хит Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»? Кто из нас не знает Юрия Деточкина и не помнит расхожих цитат из знаменитой советской комедии? Казалось бы, о ней давно сказано все что можно. Тем не менее по случаю повторного проката картины хотелось бы поделиться несколькими размышлениями, которые редко фигурируют или вовсе не встречаются в разговорах о фильме.
Тезис первый. «Берегись автомобиля» – одна из редких советских комедий, открыто заигрывающих (пусть иронично и эпизодически) не просто с жанром детектива, но с американским нуаром и даже поларом – нуаром по-французски. Очевидно, многим отечественным режиссерам было тесно в рамках стандартной жанровой галереи советского кино. Например, не секрет, что Леонида Гайдая тяготили эксцентрические комедии, за которые его так горячо любили зрители, и глубоко внутри тянуло в сторону экзистенциальных драм в стиле Микеланджело Антониони. Эльдар Рязанов вряд ли был исключением. Снять полноценный нуар с циничными героями и пессимистичным финалом даже в относительно травоядные 1960-е в СССР было делом почти невозможным, а вот немного поиграть в запретный жанр в рамках другого – разрешенного и куда более легкого – почему бы и нет?
Одним из классиков полара был кумир Квентина Тарантино Жан-Пьер Мельвиль, чьи культовые криминальные драмы с Жан-Полем Бельмондо, Аленом Делоном и другими звездами французского кино пришлись как раз на 60-е годы XX века. Фирменные мужские шляпы, тренчкоты с поднятыми воротниками, мрачное ощущение тревоги, разлитое по кадру – Мельвиль мастерски романтизировал своих не вполне законопослушных героев с помощью ряда проверенных атрибутов. Просто сравните кадры из «Берегись автомобиля» и «Стукача», вышедшего четырьмя годами ранее.
Тезис второй. Семья в картине Рязанова не представляет для главных героев подлинной ценности, а женщины в сюжете выполняют сугубо служебные функции. В этом смысле «Берегись автомобиля» – фильм принципиально и прежде всего мужской: для его мира крайне важны понятия «друг» и «брат», чего совсем не скажешь о словах «дорогая» или «любимая». Деточкин вечно пропадает в своих «командировках» и подолгу оставляет несчастную Любу. Та для него не столько невеста, сколько вторая мать, которая всегда дождется и простит непутевого сына. Про личную жизнь Максима Подберезовикова мы вовсе ничего не знаем и ни разу не видим его в обществе возлюбленной, а неровно дышащая к харизматичному шефу криминалистка Таня восторгается им сколь навязчиво, столь и безуспешно: он ее попросту не замечает. В то же время единственный акцентированно семейный человек фильма Дима Семицветов на поверку оказывается скользким жуликом, а его не менее одиозная супруга – алчной подельницей спекулянта.
Тезис третий. Юрий Деточкин, соединивший в себе черты Дон Кихота, князя Мышкина и чаплинского Бродяжки, помимо этого является робким прообразом жестких народных мстителей последующего отечественного кино и, прежде всего, Данилы Багрова из фильмов «Брат» и «Брат 2». Связь, которая на первый взгляд кажется сомнительной, на самом деле имеет право на жизнь. Судите сами: отягощенный травматическим опытом прошлого, не вполне нормальный по общепринятым меркам, принципиально одинокий, неравнодушный к прекрасному, тянущийся к женщинам, но не способный подарить им счастье, бескорыстный борец за справедливость, помогающий слабым и вершащий правосудие по собственному усмотрению на фоне бездействия закона – все эти характеристики прекрасно подходят обоим героям.
Конечно, угонять машины жуликов и убивать бандитов совсем не одно и то же, да и деньги в детские дома Данила Багров вряд ли перечислял, но и сравнивать всерьез 1960-е и 1990-е, мягко говоря, некорректно. У каждого времени свои нравы и герои, а у героев – свои методы. Гораздо важнее, что у персонажей Рязанова и Балабанова есть общий глубинный прототип – Робин Гуд, переложенный режиссерами с разной степенью жесткости на советский и русский лад соответственно. В России, о каких бы временах ни шла речь, всегда был дефицит справедливости и народный запрос на нее, а потому такие герои здесь в неизменном почете.
Согласны вы с изложенными выше утверждениями или нет, «Берегись автомобиля» – достойнейший повод для похода в кино. В конце концов, где, как не на большом экране, насладиться навсегда ушедшей в прошлое Москвой 60-х, неповторимой атмосферой «оттепели» и блестящими советскими артистами, задействованными даже в самых скромных эпизодических ролях.