сын андрея тарковского биография личная жизнь

Тайный сын Андрея Тарковского

Он уходил в расцвете лет, на творческом взлете. До последнего не осознавая неизбежность, веря, что окажется победителем в борьбе со смертью. Но чуда не произошло. 4 апреля исполняется 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского

Он уходил в расцвете лет, на творческом взлете. До последнего не осознавая неизбежность, веря, что окажется победителем в борьбе со смертью. Но чуда не произошло. Случилось все так, как ему предсказал дух Пастернака… 4 апреля исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера Андрея Тарковского.

Однажды, отдыхая на даче, Андрей Тарковский вместе с веселой компанией надумал позабавиться и устроить спиритический сеанс. Вызвали дух поэта Бориса Пастернака. Каждый спрашивал о том, что его волнует. Режиссер спросил: «Сколько фильмов я сниму?» Дух ответил: «Семь». Он почти столько и снял. Почти, если считать знаковые его фильмы. Тарковский часто вспоминал это предсказание.

Как говорит сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская, он не был мистиком, но живо интересовался всем необычным, загадочным, верил в высшие силы, которые нами руководят.

…Он снимал «Жертвоприношение», когда врачи ему сообщили страшную весть: у него рак легкого, и если не сделать срочную операцию, ему осталось не больше трех недель. Это было в декабре 1985 года. Он жил в Стокгольме, без супруги. Рядом не было близкого человека. И неудивительно, что именно в этот момент в его жизни появилась женщина. До сих пор о ней почти ничего не известно. Говорят, она была танцовщицей.

Николай Болдырев-Северский, эссеист, исследователь жизни и творчества Тарковского, восстанавливал те дни по рассказам оказавшихся рядом с режиссером в это трудное время. Он пришел к неожиданным выводам. По его мнению, Тарковский верил в магический, сакральный эрос, способный излечить от рака. К тому же он считал, что между творчеством и судьбой художника существует мистическая связь. Болдырев-Северский уверяет: первый сценарий «Жертвоприношения» назывался иначе – «Ведьма». Согласно ему, главный герой фильма, умирающий от рака, исцелился, полюбив женщину-колдунью. Якобы такой колдуньей ему и представлялась норвежская танцовщица Берит. В доказательство эссеист приводит дневниковые записи. Вот одна из них – от 14 января 1986 года: «Не сомневаюсь, что выйду победителем в этой борьбе: мне поможет Бог.

Моя болезнь – наказание мне, благодаря которому будут вызволены из Москвы Тяпус и Анна Семеновна (сын и теща. – Авт.). Я останусь победителем, ибо не могу ничего потерять. Я пойду до конца. Самое главное – мне поможет Бог. Да святится Имя Твое. »

Увы, чуда не произошло. 4 сентября 1986 года Берит родила от Тарковского сына. Его назвали Александром. Так же, как и героя «Жертвоприношения». А 29 декабря Тарковский скончался…

Впрочем, сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская полагает, что в этой встрече не было ничего мистического.

– Просто ему было одиноко, он познакомился случайно с женщиной, которая скрасила его пребывание в Стокгольме. В этом нет никакой мистики, это все простая жизнь. Я знаю эту историю из первых уст.

Подробности Тарковская упускает и не уверена, что эту связь можно было назвать всепоглощающей любовью.

– Трудно что-то сказать. Но она привлекательная, чудесная женщина. Это были обоюдные хорошие, теплые чувства, – говорит она.

С внебрачным сыном режиссера, третьим по счету, Марина Арсеньевна до недавнего времени поддерживала связь. О рождении этого ребенка она узнала на похоронах брата. Берит прислала вдове Тарковского телеграмму с соболезнованиями. А за несколько дней до смерти ему в больницу принесли фотографии трехмесячного внебрачного сына. Андрей Арсеньевич был в смятении.

Позже сестра Тарковского разыскала мать Саши. Они встретились в Париже, ребенку тогда исполнился год. Вместе поехали на кладбище. Малыш поливал из детской леечки цветы на могиле отца… Они несколько лет поддерживали родственные отношения. Берит с сыном приезжали в Москву, русские родственники навещали их в Скандинавии. Мать Саши выучила русский язык, освоил его и мальчик. Как уверяет Марина Арсеньевна, из всех сыновей Тарковского именно младший похож на отца больше других. И не только внешне – еще и темпераментом, физической ловкостью.

Юношей Саша занимался фехтованием. Был чемпионом своей страны среди юниоров. И однажды приезжал на соревнования в Москву. Он проиграл одно очко своему сопернику. В порыве отшвырнул на пол маску. И в этом жесте сестра режиссера увидела в племяннике брата.

– Мать Саши просила не рассказывать о ней никому. Не хочет лишнего внимания. Правда, мы уже несколько лет не общаемся… Мама племянника так решила. Она растила сына одна и лишь не так давно вышла замуж. Но я знаю, что Саша – студент, учится на экономическом факультете. У него двойная фамилия, но у себя на родине его, конечно, не знают как Тарковского…

– Получается, что Андрей Арсеньевич, уходя, успел оформить сына на себя, признать отцовство?

– Ну да, раз Саша носит его фамилию…

– Саша общается со старшими братьями – Арсением и Андреем?

Кстати

Старший сын Тарковского Арсений от его первой жены Ирмы Рауш – врач, специалист в области сосудистой хирургии. Ему сейчас 50 лет.

Средний сын Андрей, которого режиссеру родила вторая супруга – Лариса, живет во Флоренции, снимает документальное кино, занимается творческим наследием отца и руководит Фондом Тарковского. Андрею 42 года.

Источник

Андрей Тарковский: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

сын андрея тарковского биография личная жизнь

Андрей Тарковский – известный советский режиссер и сценарист, Народный Артист РСФСР. Этот великий человек прожил всего 54 года, но сделал неоценимый вклад в развитие советского кинематографа. Работы Андрея Тарковского признаны лучшими далеко за пределами Советского пространства.

Настоящий талант, самородок и уникальный человек – вот каким был Андрей Тарковский. Даже спустя многие годы, о нем помнят, восхищаются его работами, чтят память об этом талантливом режиссере. К сожалению, Андрея Тарковского унесла из жизни страшная болезнь, но его кинофильмы даже по современным меркам до сих пор являются высокопрофессиональными работами.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Известный советский режиссер и сценарист с самого детства казался не обычным ребенком. Его всегда тянуло к искусству, прекрасному, великому. Конечно, ему не сразу удалось добиться успеха в карьере, но со временем, он достиг желаемого. Как только мир увидел кинофильмы, над которыми работал Андрей Тарковский, все сразу заговорили о нем. Народ стремился узнать о новом творце, хотел знать о его жизни, какой у него рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 1932-1986.

Удивительно, но на счету режиссера около десятка работ, и все же, для славы и признания этого хватило. Можно только представить, сколько бы киношедевров увидел мир, если бы Андрей Тарковский прожил еще дольше.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают. Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.

Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.

В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.

Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.

Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.

Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.

Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.

Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.

Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.

После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.

Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.

Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли

Нередко пользователи сети ищут материал по теме: «Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли». Но здесь найти ничего не светит, ведь он не снимался в кино, а снимал. Из его немногочисленных работ можно выделить самые яркие: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер».

Многие известные современные кинорежиссеры до сих пор восхищаются стилем работы Андрея Тарковского, его уникальным подходом. Кинофильмы, снятые этим известным режиссером, существенно отличаются от массы работ не менее талантливых режиссеров. Но почерк Андрея Тарковского спутать просто невозможно.

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского интересны многим почитателям качественных шедевров советской киноиндустрии. Ведь атмосфера, в которой рос режиссер, трудности, которые ему пришлось преодолеть и сделали его таким.

Непосредственное отношение к творчеству имел отец режиссера, но более значимую роль в его жизни сыграла мать Андрея Тарковского. Именно она была опорой всей семьи, она была хорошей матерью и сильной женщиной.

Во время обучения во ВГИКе, Андрей Тарковский познакомился с девушкой. Окончив вуз, он женился на ней. В браке родился его первенец, однако, менее чем через 10 лет семья распалась.

Второй раз Андрей Тарковский женился на Ларисе Кизиловой. Он удочерил ее дочь от первого брака, а также, у них родился сын.

Сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр

Андрей Тарковский был очень влюбчивым мужчиной. Как следствие, появились на свет сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр. Все три сына от разных женщин.

Первенец – Арсен, родился в первом браке режиссера с Ирмой Рауш. Он работает врачом.

Второй сын – Андрей, родился во втором браке Андрея Тарковского с Ларисой Кизиловой. Сегодня он живет в столице Франции, являясь главой Международного Фонда им. Андрея Тарковского.

Третий сын – Александр, появился незадолго до смерти режиссера. Его мать – художник по костюмам Ингер Персон, норвежка. О существовании третьего сына Александра Андрей Тарковский так и не узнал. Александр проживает в Норвегии вместе со своей матерью.

Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская)

Несмотря на то, что режиссер был дважды женат, романов у него было намного больше. Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская) были разными женщинами. Именно союз с Ларисой Кизиловой был долгим и последним. Женщина терпеливо переносила любвеобильность мужа, закрывала на многое глаза из-за большой любви к Андрею Тарковскому.

Сам мужчина никогда не скрывал своего отношения к женщинам, которые, по его мнению, призваны ублажать мужчину и любить.

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому

Как в России, так и во многих странах и городах мира есть множество памятных вещей в честь Андрея Тарковского. Не удивительно, что причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому так привлекают к себе внимание.

Получив призвание в СССР, режиссер выехал работать в Европу, откуда не захотел возвращаться. Из-за этого, ему запретили въезд на родину. Но, узнав о страшной болезни, запрет отменили, а через несколько лет после смерти режиссера даже вручили посмертную премию Ленина.

Андрей Тарковский был болен раком легких, который очень быстро прогрессирует. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа около Парижа. Памятник Тарковскому есть у входа во ВГИК, есть и мемориальная доска на доме во Флоренции, где жил последние годы режиссер. Еще несколько памятников есть в разных городах и странах.

Википедия Андрея Тарковского

Википедия Андрея Тарковского – кладезь информации об известном советском режиссере. Здесь можно найти любые данные, начиная от учебы во ВГИКе и заканчивая работами, посвященными Тарковскому.

Тут же можно посмотреть работы режиссера, мнение коллег о его творчестве.

Википедия содержит несколько цитат Андрея Тарковского, его известные высказывания, его мировоззрение. Довольно большой объем информации Википедия содержит об иммиграции режиссера. Также на Википедии можно найти информацию, касающуюся его памяти, узнать, где и когда похоронен.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Культура

Андрей Тарковский-младший: папа предупреждал о климатическом кризисе еще в 1970-е (Dagens Nyheter, Швеция)

Андрей Тарковский-младший дал своему легендарному отцу слово в новом документальном фильме. Произведение с поэтическим названием «Андрей Тарковский. Кино как молитва» — увлекательное путешествие в закоулки души русского мастера.

Звезда киномира Андрей Тарковский, конечно, чаще всего ассоциируется с неторопливыми, метафизическими, полными символов и экзистенциально-религиозных проблем фильмами. Но сам он относился к своим работам непринужденно.

В документальном фильме «Андрей Тарковский. Кино как молитва» есть юмористический эпизод, где русский режиссер весело рассказывает о первом публичном показе «Андрея Рублева» (1966). После показа начался жаркий спор о том, как толковать фильм. Перепалка затянулась, и уже было довольно поздно, как вдруг в обсуждение вмешалась какая-то женщина:

«Мне убраться здесь надо. Что касается фильма — там все совершенно ясно! Идите отсюда!»

«Хорошо. Скажите тогда, что ясно?» — спросили ее.

Она ответила: «Очень просто. Человек серьезно заболел, испугался, что может умереть, начал вспоминать всякие гадости, которые делал другим людям. Он хотел попросить прощения. Вот и все».

Как рассказывает Тарковский, эта женщина даже школу не закончила, но ее толкование было более точным, чем трактовки присутствовавших в зале кинокритиков, которые «совершенно ничего не понимают!»

«Ха-ха, для папы важнее всего было, чтобы его фильмы смотрели детским взглядом и воспринимали их на уровне чувств. По его мнению, его фильмы ни за что нельзя понять, анализируя их интеллектуально. Я заметил, что молодые режиссеры часто относятся к нему как к легенде, но для него всегда имело значение лишь само произведение искусства. Он ненавидел, когда искусство становилось эгоистичным, нарциссическим и самодовольным», — рассказывает его сын Андрей Тарковский-младший, снявший фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва».

Этот документальный фильм можно было бы назвать «Что в голове у Тарковского» — таков иллюстрированный внутренний монолог, составленный из аудиозаписей бесед с легендарным режиссером. Тарковский рассказывает о своем взгляде на мир, искусство, религию и общество, перемежая это множеством бессмертных философских шуток. Параллельно зрителю показывают недавно отснятый материал с тех мест, где он работал над фильмами.

«Я хотел создать контакт между ним и публикой без всяких фильтров. Такое ощущение, что за все эти годы книги о нем словно заслонили его самого. Было здорово дать ему еще один шанс высказаться от первого лица», — говорит Андрей Тарковский-младший, с которым мы связались с помощью Zoom. Он находится во Флоренции, в том же доме, где жил его отец после отъезда из Советского Союза в 1980-х годах.

Андрею Тарковскому было всего 16 лет, когда его отец в 1986 году умер от рака — всего через полгода после премьеры последнего фильма «Жертвоприношение» в Швеции. Он описывает отца как сильную личность с «совершенно свободной душой» и рассказывает, что тот абсолютно всегда был сосредоточен на работе, а за обеденным столом щедро пичкал сына философскими пассажами.

«Он не делал никакой разницы между жизнью и искусством. Я узнаю биографические детали во всех его фильмах, особенно в „Зеркале». Я был тогда слишком молод, чтобы понять некоторые вещи. Так что этот документальный фильм и мне дает шанс встретиться с отцом снова и побеседовать с ним так, как мы в реальности не успели», — говорит Андрей Тарковский-младший, сын режиссера от второго брака с ассистенткой Ларисой.

Контекст

сын андрея тарковского биография личная жизнь

Вневременная поэзия Андрея Тарковского: все едино и все в одном (Advance)

«Чернобыль» и «Сталкер»: нас так и тянет в страшную Зону (Norra Skåne)

В фильме Тарковский рассказывает, что больше всего доволен своей пророческой экологической антиутопией «Сталкер» (1978). Постапокалиптический сюжет этого фильма рассказывает о трех мужчинах, которые хотят изменить свою жизнь, проникнув в запретную зону, где действуют сверхъестественные силы. Часть сцен снимались в Чернобыле. В документальном фильме Тарковский произносит пассаж о том, что стало величайшей проблемой выживания человечества. Больше всего нашему будущему угрожает не война, говорит режиссер, а постепенное уничтожение экологической среды, в которой существует человечество.

«Когда смотришь сейчас его фильмы, то поражаешься, как много они рассказывают о нашем сегодняшнем остром кризисе, климатическом кризисе, угрожающем всему нашему существованию. Сейчас мы осознаем то, о чем он предостерегал еще в 1970-х годах», — говорит сын режиссера.

В документальном фильме Тарковский представляет философское и религиозное наследие, которое он перенял от отца Арсения и которое восходит еще к Достоевскому. Андрей Тарковский-младший попытался порвать со своими художественными корнями, изучая физику, историю и археологию. Но тщетно. С середины 1990-х он работает в Институте Андрея Тарковского во Флоренции.

В документальном фильме Тарковский также рассуждает по поводу решения бежать из страны. Тому, кто определял суть своей профессии как «совесть общества» и жил под девизом «без художественной свободы нет искусства», в конце концов стало просто необходимо оказаться по ту сторону железного занавеса.

«Хотя у него и не было иллюзий по поводу Советского Союза и механизма советской цензуры, называть его диссидентом ошибочно. В первую очередь он был поэтом и философом, который пытался выражать идеи собственным киноязыком. Ради этого он пожертвовал всем, в том числе оставил родную страну», — говорит Тарковский-младший.

Тема жертвенности красной линией проходит через все фильмы Тарковского от громкого дебюта «Иваново детство» до последнего «Жертвоприношения», которое он снимал в Швеции, будучи уже больным раком. Фильм посвящен Андрею Тарковскому-младшему и повествует в первую очередь о мужской любви к сыну. В финальной сцене у героя Эрланда Юсефсона (Erland Josephson), актера на пенсии, случается апокалиптическое видение, и он поджигает собственный дом, чтобы спасти семью и остальное человечество от уничтожения.

«Я в жизни никогда раньше не бывал на Готланде, но в фильме совершенно ясно узнал себя. Это было очень сильное переживание. Мой папа попытался вложить в эту сцену всю свою жизнь и все свое художественное видение. Но я думаю, это еще и своего рода любовное послание. Идея пожертвовать собой, чтобы, будучи художником, послужить людям и богу. Финальная сцена подытоживает всю его жизнь».

Андрей Тарковский-младший

Родился в 1970 году в России. Сын Андрея и Ларисы Тарковских. Изучал физику, археологию и историю в университете Флоренции, но с середины 1990-х годов работает в киноиндустрии.

В Италию из Советского Союза семья переехала в 1985 году.

Андрей Тарковский-младший живет в той же квартире, которую власти Флоренции бесплатно предоставили его знаменитому на весь мир отцу.

В том же здании находится Институт Андрея Тарковского, основанный в 1987 году. Здесь собраны более 110 тысяч статей, аудиофайлов, видеозаписей, сценариев и предметов.

В 2022 году при Институте планируется открыть музей в честь 90-летия Тарковского.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

сын андрея тарковского биография личная жизньbelan_olga

Уголок настоящего человека

Эти люди интересные

С женой Ларисой Кизиловой.

В семье старшего сына

По словам Марины, сестры режиссера : «и отцу, и Андрею не очень повезло с женщинами». Хотя поэт напутствовал сына: «Не будь листком на ветру. И не бросайся в страсть, как в глубокий колодец…»

С Валентиной Малявиной

Донжуанский список Андрей Тарковского ни для кого не секрет. Он был влюблен в актрису Валентину Малявину, которую снимал в своем фильме»Иваново детство» ( из-за нее поссорился со своим другом и соавтором Анрдроном Кончаловским). Страстный роман связывал режиссера и актрису Маргариту Терехову ( главная роль в фильме «Зеркало». ) Из-за Маргариты он испортил отношения с оператором Георгием Рербергом, который тоже был влюблен в актрису Рерберг после этого перестал с ним работать. Актриса Наталия Бондарчук была стратсно влюблена в режиссера и чуть не резала из-за него вены.

Кроме того, режиссер имел любовную связь с Донателлой Баливо ( итальянка, режиссёр-документалист, создавший фильм «Поэт в кино – Андрей Тарковский»)
На съёмках фильма «Жертвоприношение» у Тарковского был роман с членом съёмочной группы художником по костюмам норвежкой Ингер Персон. В результате романа у Андрея Тарковского незадолго до смерти родился сын Александр, которого Андрей никогда не видел. Сейчас Александр живёт со своей мамой в Норвегии.

Источник

Сын в «Зеркале» отца

Андрей ТАРКОВСКИЙ-младший: «То, что происходит в России сейчас, все больше ранит и будоражит душу»

С Андреем Тарковским, сыном кинорежиссера Андрея Тарковского и его жены Ларисы Павловны, мы встретились в Женеве. Он приехал туда на фестиваль «Kino. Фильмы из России и не только» по приглашению нашей бывшей соотечественницы, кинорежиссера и арт-директора фестиваля Елены Хазановой.

Поучаствовал в «круглом столе» на тему эмиграции, где ему пришлось отвечать за отца, который за 6 лет жизни вне родины снял только 4 фильма. Андрей рассказывал, что для Тарковского-старшего это была духовная эмиграция: «Мой отец был интеллигентом. Быть свободным — главное условие для русского человека. Отец не был диссидентом. Он отказался от политических вопросов».

сын андрея тарковского биография личная жизнь

Андрей Тарковский-младший. Швейцария. Сентябрь 2013 г. Фото: Светлана Хохрякова

Живет младший Тарковский во Флоренции, возглавляет Фонд имени Андрея Тарковского. Из Женевы он ездил в соседний городок, куда его пригласили на выставку, посвященную фильму отца «Сталкер». Мы разговаривали в кафе перед кинотеатром, где показывались русские фильмы. Андрей — красивый и, как показалось, немного печальный человек. Прекрасно говорит по-русски, но с едва уловимым акцентом. Свободно переходит на французский, когда к нему обращаются сотрудники фестиваля, проходящего во франкоязычной Женеве.

«Я решился снять картину по сценарию отца»

— В июне на Московском международном кинофестивале представлялся кинопроект «Светлый ветер» по роману Александра Беляева «Ариэль». Вы хотите снимать сценарий, написанный вашим отцом и Фридрихом Горенштейном? Это ваша инициатива или продюсера Дмитрия Клепацкого?

— Мы вместе пришли к этому. Сам я в Москву не приезжал. Наш проект приняли, но никаких конкретных результатов пока нет. Хотя у продюсера появились какие-то контакты, и, возможно, у нас что-то получится. Когда-то я рассказал Дмитрию всю эту историю, о том, что есть такой сценарий, который мне давно хотелось реализовать. Он идеей проникся, заинтересовался и начал действовать. И сейчас благодаря его стараниям все активно пошло.

— Со временем сценарий не утратил своей привлекательности?

— Наоборот, он очень актуален, поэтому меня и заинтересовал. Вовсе не потому, что это сценарий отца. Сейчас он даже более актуален, чем раньше.

— Почему Андрея Тарковского так заинтересовало произведение Беляева?

— Отец же всегда использовал научную фантастику в своем творчестве. Иносказание в те времена было единственным способом говорить о чем-то важном, обойти и обхитрить нашу советскую цензуру. Эти фильмы всегда были наполнены чем-то большим, превосходили уровень фантастики. И в произведении Беляева отец многое изменил. Осталась только идея, а сама история ушла далеко. Он писал сценарий с Фридрихом Горенштейном в 1976 году.

— А почему все-таки ему не удалось его поставить?

— Сценарий не приняли. Сначала отец писал его для другого режиссера, и предназначался он для казахской киностудии. Тогда многие сценарии писались для заработка и ставились на разных советских студиях. Вот и отец писал для того, чтобы заработать. Сценарий получился очень хорошим, и он сам захотел его поставить. Это было как раз между «Зеркалом» и «Сталкером». Но он был занят «Гамлетом», а потом уехал из России снимать «Ностальгию». Проект все время откладывался. И потом, он, конечно, другой, не совсем совпадающий с иными картинами Тарковского. Поэтому я и решился его поставить. Никогда бы не взялся за «Гофманиану». Это только отец мог бы снять эту картину, в ней много личностного. Думаю, что и в «Ариэле» не удастся сделать что-то совсем независимое, без личного влияния Тарковского на меня.

— Это будет англоязычный фильм?

— Да, англоязычный. Потому что это исторический фильм, действие происходит в конце XIX века в средиземноморской стране, в Италии или во Франции. Точно не в России, а в Южной Европе. Очень важен южный колорит. Пока же мы ищем финансирование, партнеров по копродукции. Без этого нельзя приступать к серьезной работе.

— В 2014 году в России будет издана книга «Запечатленное время» Андрея Тарковского? В 2008 году вы уже представляли у нас впервые вышедшие на русском языке «Дневники» отца, названные им «Мартирологом» — перечнем страданий. Пришлось ждать 20 лет, чтобы их прочитать. В нашей большой стране не нашлось средств на их издание. Спасибо итальянскому банкиру Антонио Фаллико, оплатившему наши «долги».

— У нас свое издательство в Италии, там мы и издавали «Мартиролог». Тираж был небольшим и разошелся в течение года. Будем его переиздавать. «Запечатленное время» тоже издадим небольшим тиражом. Это связано с нашими финансовыми возможностями.

— Какие еще намечаются проекты по Фонду Тарковского?

— В России самое интересное и нужное дело — открытие мемориального дома в деревне Мясное, где отец жил. Единственное место, где действительно остались его вещи, сохранился дух Тарковского. Он сам строил этот дом. Работал там над «Ностальгией». Это важное было для него место, он хотел там жить постоянно. Тарковский ведь не имел дома много лет. Фактически это первый его дом.

— Там кто-то сейчас живет?

— Нет-нет. Дом охраняется и принадлежит мне.

— С московским домом Тарковского на Щипке все время что-то происходит. Собственно, его уже нет, не уберегли, несмотря на все старания.

— Я не знаю всех подробностей, но были какие-то сложности со строительным проектом. У нас в России это бесконечная бюрократическая история. Надеюсь, что у нас что-то получится.

— А с Мариной Арсеньевной Тарковской, сестрой вашего отца, вы не разговаривали по этому поводу? Она ведь занимается домом на Щипке.

— Я занимаюсь именно Мясным. Если меня попросят каким-то образом поучаствовать в возрождении музея на Щипке, я, конечно, готов. Там, к сожалению, реально ничего не осталось. Речь ведь идет о его вещах и архивах. Все это требует много сил.

— В Италии вы легко находите поддержку, когда рождаются новые идеи, связанные с наследием Андрея Тарковского?

— В Италии все намного проще, чем в России. Там не надо никому объяснять, кто такой Тарковский. Все понимают, насколько это важно и нужно. Архив всей его жизни — не только бумажный, но и фотографии, видео — все находится под охраной Министерства культуры Италии. Архив отца признан там особо ценным объектом культуры и искусства, наряду с картинами эпохи Возрождения. Причем даже не по моей инициативе, а по их собственной. Так высоко его оценили итальянские специалисты. Архив действительно уникальный, каких в мире мало. В нем и режиссерские материалы, и личная переписка отца.

— Вы находите объяснение тому, что в России все Тарковского почитают, а как до дела доходит, то поддержки и нет?

— Не знаю, что сказать. Видимо, нет пророка в своем отечестве. Может быть, это безалаберность, а может, и невежество в какой-то степени. Вроде бы все понимают и знают, кто такой Тарковский, идут грудью вперед, но когда речь доходит до конкретных вещей, то результата нет. Как в случае со Щипком. Все предыдущие проекты продвигались очень сложно. Может, на этот раз нам повезет.

— А чем вы еще занимаетесь? Продолжаете ли снимать документальное кино?

— У меня было несколько проектов в Италии, это документальные портреты художников. Игровым кино не занимался. Не был готов к каким-то предложениям, поскольку большое количество времени занимает работа в Фонде Тарковского. За другие серьезные проекты не мог браться.

сын андрея тарковского биография личная жизнь

Андрей Тарковский с женой Ларисой и сыном Андреем. 1972 год. Возвращение с Каннского кинофестиваля.

«Я был очень молодым, когда приехал в Италию. Это многое упрощает»

— Вы продолжаете жить во Флоренции? Хорошо вам там?

— Да, я живу во Флоренции. Это прекрасный город. Может, кому-то он кажется провинциальным с точки зрения современной культуры, но меня это не смущает, поскольку я интересуюсь эпохой Возрождения. А Флоренция — идеальный город для этого периода.

— На «круглом столе», организованном фестивалем, вас вовлекли в разговоры об эмиграции. Но вы же были совсем юным? Коснулась ли вас эта проблема?

— Мне было 15 лет, когда я покинул Россию. С этим связаны совсем другие переживания. Я четыре года ждал выезда, чтобы увидеться наконец-то с отцом. Четыре года без родителей — это своего рода тюрьма, катастрофа. Очень было тяжело. Когда я выбрался на свободу, тема возвращения на родину вообще не возникала. Когда я смог вернутся, то той России, которую я знал и в которой вырос, уже не было. Это совсем другой мир. Он изменился не в лучшую сторону. Любить свою родину и жить ею в какой-то степени можно и на чужбине. То, что происходит в России сейчас, все больше ранит и будоражит душу.

— А вы следите за тем, что у нас происходит?

— Немного. Стараюсь ограничивать поток негативных эмоций. Постоянно им кормиться невозможно.

— Легко ли вы, 15-летний московский мальчик, адаптировались в новой стране?

— Да. Сразу же выучил язык. Все было новым и интересным — люди, культура. Отец часто выезжал за границу и много рассказывал об Италии. Ее он любил. Пожалуй, Италия — единственная страна, где он мог как-то жить, не будучи на родине. Несмотря на все страдания, одиночество и ностальгию, там ему было гораздо спокойнее, там он нашел себя. И мне тоже Италия очень понравилась и нравится до сих пор.

— А что в Италии особенного, что делает жизнь приятной?

— Просто жизнь. Может быть, кому-то она покажется хаосом. Но меня в ней привлекают человеческая доброта, восприятие мира, отношения простых людей — от других я далек, как и от активной культурной жизни. В ней, как и в России, царит такой же кризис. Я уж и не говорю о кино. Повседневная жизнь и общение в Италии очень приятны. Я очень люблю природу, не люблю городов. Часто куда-то выезжаю. Итальянские ландшафты, особенно Тоскана, прекрасны. Флоренция — маленький город, где не так много людей. Она не давит. По счастью, город сохранился почти в первозданном виде. Достаточно выйти на улицу и посмотреть на то, что тебя окружает.

— За те годы, что вы живете в Италии, появились близкие люди? Общаетесь ли вы с русскими?

— Да, есть близкие люди. А с русскими я очень мало общаюсь. Их во Флоренции вообще немного осталось. Мои друзья в основном — итальянцы. Я же там учился. У меня и школьные товарищи есть.

— А семья есть?

— Я живу довольно просто и скромно, может быть, замкнуто. У меня есть итальянская девушка. Мы вместе живем во Флоренции.

— То есть вы стали рядовым итальянцем?

— Нет, я живу русской культурой, а я же русский человек по своему менталитету и миросозерцанию, несмотря на то, что живу в Италии. Это мне не мешает жить среди итальянцев, общаться с ними. Постоянно сталкиваешься с разным восприятием, но я живу в толерантном мире. К сожалению, я часто сталкивался с тем, что русские в эмиграции создают вокруг себя маленькую Россию и не живут страной, в которой находятся, от чего и страдают. Нашему человеку тяжело привыкнуть к чему-то другому, перестроиться. А важно прислушаться к окружающему миру. Русские же остаются внутри себя. У меня все было иначе, поскольку я был очень молодым, когда приехал в Италию. Это многое упрощает. С возрастом это тяжелее. Хотя у моего отца были здесь друзья, он много общался, не жил в абсолютно закрытой среде. Наверное, я от него перенял возможность адаптироваться, наблюдать. У него была тяга к общению, желание понять и проникнуть в культуру другой страны.

«Посмотрев «Андрея Рублева», несколько человек стали монахами»

— Ваш отец так рано ушел. Вам, наверное, не хватило времени, чтобы все понять про него?

— Конечно, я был слишком юным, чтобы о чем-то серьезно с ним говорить, расспросить о самом важном. Я до сих пор постоянно сталкиваюсь с нехваткой общения с родителями, особенно с отцом. Тут уж ничего не поделаешь. Но существует внутренний с ним диалог. Единственное, что от него осталось, — это фильмы, которые я постоянно пересматриваю. В них он сказал все, что хотел. Этого достаточно для интеллектуального наполнения, но недостаточно для чисто человеческого общения и любви.

— Читая дневники и письма отца, вы многое для себя открыли?

— Я многое помню и был свидетелем тех историй, которые он описывает. Скорее я открыл для себя ту сторону жизни, которую он скрывал, тему борьбы и мученичества. Его постоянно мучили, начиная от коллег, заканчивая Госкино. Он пытался от этого огородить семью, нечасто говорил дома на подобные темы, но в дневниках все есть — страдания, переживания от невозможности работать. Тяжело перечитывать эти страницы. Они самые страшные.

— С одной стороны, вам повезло стать сыном выдающегося человека, а с другой — это такой груз, который наверняка определяет всю вашу жизнь?

— У меня нет никакого груза. С отцом настолько было интересно! Тот мир, который он мне открыл, то короткое время, что мы были вместе, наполнили меня на несколько жизней вперед. Сейчас этого не хватает. Не только простого человеческого общения, но и его личности, которой он наполнял не только меня и нашу семью, но и людей, с которыми работал. Его можно было слушать бесконечно, что и происходило, когда все собирались по вечерам. Обыденные вещи Тарковский видел по-особенному. Он переворачивал все привычные представления. Его способность показать мир таинственным видна и на экране.

— Андрей, а у вас есть дети?

— А с братом вы общаетесь? Родственников видите?

— Довольно редко. Брат живет в Москве. Мы разбросаны по миру. У всех своя жизнь и судьба, свои интересы. (Старший сын Тарковского Арсений, рожденный в первом браке с Ирмой Рауш, — врач, хирург. Самый младший — Александр, родился за три месяца до смерти режиссера. Его мать, шведская танцовщица, сначала поддерживала отношения с сестрой Тарковского, но потом вышла замуж и прервала связь. — С.Х.)

— А что вас больше всего печалит?

— С грустью наблюдаю за тем, что сейчас происходит. Сплошные разброд и шатания. Раньше у людей были идеалы. Они стремились понять какие-то истины. А сейчас такими вопросами люди даже не задаются. Поэтому искусство и кинематограф такие, какие есть. Мало интересных и глубоких высказываний. И так повсюду. Люди перестали задавать серьезные вопросы. Это самое неприятное. Не может возникнуть диалога между ними, как это было в те времена, когда жил и работал мой отец. Тогда уровень разговора за столом был другой. Я все время вспоминаю, как было у нас дома, какие темы поднимались. А теперь нет духовного поиска, пропал интерес к самопознанию. В архиве отца сохранились письма зрителей, которые они ему посылали после просмотра фильмов. Причем не от каких-нибудь интеллектуалов, а от простых людей — рабочих, инженеров. Уровень высказывания был совсем другой. Вряд ли какой-то режиссер сегодня может так понять и проанализировать фильмы Тарковского. Люди жили другим, а сейчас в России восторжествовал воинствующий материализм. Деньги, карьера, слава, «я сам» в искусстве — превыше всего.

— Настоятельница монастыря во Пскове, ныне покойная, рассказывала, как, будучи совсем молодой, подошла когда-то к Андрею Тарковскому после творческой встречи. Она искала для себя новый путь, раздумывала, идти в монастырь или нет. В лоб об этом не спросила, но, поговорив пять минут, сделала выбор.

— Это часто бывало. Я никогда не слышал ни о каком другом режиссере, чтобы ему говорили: «Ваши фильмы изменили мою жизнь». Не просто мировоззрение, а жизнь. В Италии, посмотрев фильм Тарковского «Андрей Рублев», несколько человек стали монахами. Один из них — настоятель бенедиктинского монастыря — ежемесячно показывает своим послушникам фильмы отца, а потом они их обсуждают. Радикальные изменения происходят с людьми, Кто-то из молодых занимался бизнесом, а под влиянием Тарковского и его фильма «Сталкер» посвятил себя искусству, живописи. Не потому, что я сын Тарковского, говорю такие вещи, но мне кажется, что его кинематограф ни с чем сравнить нельзя. Это уникальное явление, которое невозможно до конца постичь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *