сыграть этого героя уильяма шекспира в своих сокровенных мечтах мечтают все начинающие актеры ответ
Вращайте Барабан ответы
Сыграть этого героя Уильяма Шекспира в своих сокровенных мечтах желают все начинающие актеры мужского пола. ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Верная жена из трагедии Шекспира, которая была необоснованно обвинена в измене и убита собственным мужем. ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Назовите литературный жанр в котором были написаны главные шедевры Шекспира и часть его менее известных пьес. ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Как называются рулончики, свёрнутые из узких полосок бумаги или фольги? Ответ из 9 букв С — первая буква Е — вторая буква Р — третья буква П —…
Что дети просили сделать им «дедушку-голубчика»? Ответ из 7 букв С — первая буква В — вторая буква И — третья буква С — четвертая буква Т —…
Что есть у птиц и чего нет у других животных? 5 букв П Е Р Ь Я ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Как звали гонца в мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»? 6 букв Е Л И С Е Й ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Обычно, но не всегда самый большой корабль флотилии, на котором во время похода, стоянки или боя находится командование. Ф Л А Г М А Н ОТВЕТЫ НА ВСЕ…
Скажите какой именно музыкальный знак альтерации мы почти каждый день видим на клавиатурах своих телефонов? Д И Е З ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Как называется новый танк, который в последние 5 лет выпускается и постоянно модернизируется в России? А Р М А Т А ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИГРЫ
Ещё не сыграл: о каких ролях мечтают звёзды
2016.10.09
Дэниел Рэдклифф заявил, что мечтает сняться в «Игре престолов». Он согласится на любую роль, даже если его героя сразу убьют. Музыка Первого расскажет, каких персонажей хотели бы сыграть звёзды.
Киану Ривз грезит о роли супергероя. Он заявил, что мечтает сыграть Бэтмена или Росомаху. Вероятно, роль Нео в «Матрице» показалась ему недостаточно крутой.
У Руперта Гринта всё просто. Рон хотел бы сыграть серийного убийцу!
Леонардо Ди Каприо в будущем планирует сыграть Ленина. Наверняка это желание связано с русскими корнями актёра.
Когда появились слухи, что следующего Джеймса Бонда может сыграть женщина, сразу активизировалась актриса Эмилия Кларк. Британка заявила, что с удовольствием исполнила бы эту роль, и звали бы её не Джеймс, а Джейн.
Брэд Питт увлёкся Болливудом. Он хочет сняться в индийском фильме и даже готов появиться в танцевальной сцене!
Супермодель и актриса Наталья Водянова — поклонница таланта Одри Хэпбёрн. Наталья хотела бы воплотить образ Одри на экранах.
А Уилл Смит считает, что идеально подходит на роль президента США Барака Обамы.
Российский актёр Данила Козловский неоднократно заявлял, что мечтает сыграть легендарного артиста балета Рудольфа Нуриева.
Майкл Фассбендер любит русскую классику, одна из его любимых книг — «Преступление и наказание». Актёр считает, что Родион Раскольников — это тот персонаж, который бы ему подошёл.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
2. Семь братьев и сестер Вильяма
Он родился в большой семье и у него было семь братьев и сестер. Наиболее известным из родственников Шекспира был двоюродный брат его матери по имени Уильям Арден. Его арестовали за заговор против королевы Елизаветы I, заключили в лондонский Тауэр и в конце концов казнили.
3. Служил в театре и театру.
Не многие люди знают, что помимо написания некоторых из самых легендарных пьес и сонетов в истории, Шекспир был также актером. Он выступал во многих из своих собственных драм, а также в постановках других драматургов.
4. Энн Хэтэуэй
Жена Шекспира, Энн Хэтэуэй, была на восемь лет старше его, что было немного необычно для того времени. Ему было восемнадцать, а ей было двадцать шесть лет на время свадьбы, причем Энн была на третьем месяце беременности.
5. I am a weakish speller
«Уильям Шекспир» является анаграммой «I am a weakish speller» (у меня плохо с правописанием).
6. Строгий бизнесмен
Когда Шекспир стал очень известным драматургом в Лондоне, он не отказался от своей предыдущей профессиональной деятельности в своем родном городе Стратфорде (недалеко от Бирмингема), где жили его жена и дети. Всякий раз, когда он приезжал в свой родной город, то уделял много внимания деловым отношениям и расширению своей собственности. Люди, которые хорошо его знали, отзывались о Шекспире, как о строгом бизнесмене, далеком от благотворительности.
7. New Place
Его семейный дом в Стратфорде назывался New Place. Дом стоял на углу Чапел-стрит и Чапел Лейн и был, по всей видимости, вторым по величине домом в городе. Это явно неплохое доказательство того, настолько богатым и способным бизнесменом был Шекспир.
8. Чума и поэзия
Из-за вспышки чумы в Европе, Шекспир начал писать стихи, потому что все театры в Лондоне закрылись на два года — с 1592 по 1594. Поскольку, соответственно, не было никакого спроса на спектакли в течение этого времени, он завершил свой первый сборник сонетов в 1593 году.
9. Royal Shakespeare Company
Предполагается, что Royal Shakespeare Company продавала более четырехсот тысяч билетов каждый год на постановки Шекспира в театрах на родине Шекспира в Стратфорде-апон-Эйвоне, Лондоне и Ньюкасле. А примерно около пятидесяти тысяч человек приходили на премьеры каждый год.
Похоже, что самоубийство не было табу для известного писателя. Оно происходит тринадцать раз в его пьесах. Самым известным примером является «Ромео и Джульетта».
11. Серьга в левом ухе
Различные ученые считают, что Шекспир любил носить золотую серьгу-колечко в левом ухе, что придавало ему творческий и богемный вид. Эту серьгу можно увидеть на Чандосовском портрете, одном из самых популярных изображений драматурга.
13. Три тысячи новых слов
По данным Оксфордского словаря английского языка, Шекспир ввел в английский язык почти три тысячи новых слов. Согласно различных оценок, его словарный запас составлял от семнадцати тысяч до невероятных двадцати девяти тысяч слов.
Шекспир был большим поклонником Гомера, грека, который считался отцом эпической поэзии, а также открыто восхищался работами Чосера. Он использовал несколько стихов Чосера в качестве источников для его пьес.
15. «Елизаветинский драматург»
Хотя Шекспира обычно называют «елизаветинским драматургом», но на самом деле большинство из его самых известных пьес были написаны после смерти Елизаветы I. Шекспир творил в эпоху Якова.
16. Женские роли играли мужчины и мальчики
Так же, как и в древнегреческом театре, женщинам не было разрешено участвовать в театральных постановках в течение жизни Шекспира. Поэтому все женские роли играли мужчины или мальчики. Во время «Восстановления» (периода, когда монархия вернулась к власти при Карле II) на английской сцене стали появляться первые женщины.
17. Шекспир писал или сотрудничал с другими драматургами
За свою писательскую карьеру Шекспир написал по меньшей мере 37 пьес, 154 сонета, а также ряд других стихотворений. Многие историки предполагают, что существует целый ряд «утерянных пьес» и что Шекспир писал или сотрудничал с другими драматургами.
18. «История Карденио» и «Бесплодные усилия любви»
Несмотря на то, католицизм был строго запрещен при жизни Шекспира, в соответствии с дневниками англиканского архидиакона Ричарда Дэвиса из Личфилда, Шекспир был преданным католиком.
20. Памятник в виде мешка с зерном
Шекспир умер в возрасте пятидесяти двух лет в 1616 году. Изначально на его могиле установили памятник в виде мешка с зерном, но жители Стратфорда заменили этот памятник на мешок с пером в 1747 году.
21. Завещание Шекспира
На момент своей смерти Шекспир сделал много подарков друзьям и родственникам, но оставил почти все свое имущество своей дочери, Сусанне. Единственное упоминание о его жены в завещании Шекспира было следующим: «Я завещаю своей жене вторую по качеству кровать в моем доме вместе с постельным бельем».
22. Самый цитируемый английский писатель
Согласно Литературной энциклопедии, Шекспир является вторым самым цитируемым английским писателем. Лидерство удерживает переведенная на английский язык «Библия короля Якова».
Президент Авраам Линкольн был преданным поклонником великих произведений Шекспира. Он часто зачитывал отрывки из его спектаклей в беседах со своими друзьями. Как ни странно, убийца Линкольна Джон Уилкс Бут был известным актером, играющим в постановках Шекспира.
24. Шекспир не публиковался в коммерческих целях
Вопреки распространенному мнению и несмотря на то, что он был отличным бизнесменом, Шекспир никогда не опубликовывал какие-либо из своих пьес в коммерческих целях. На самом деле, это двое его коллег-актеров, Джон Хеминг и Генри Кондел Condell издали тридцать шесть пьес Шекспира после его смерти под названием «Первое фолио».
Некоторые теоретики заговора утверждают, что Шекспир фактически не являлся автором своих пьес. Тем не менее, все основные ученые утверждают, что существует множество документальных свидетельств о том, что великий драматург сам писал свои работы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто на самом деле скрывался под именем Шекспир: Сын скотовода или британский граф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Шекспировский вопрос и многочисленные варианты ответов
Уильям Шекспир был когда-то успешным драматургом, но не более того. И даже в этой профессии ему не довелось при жизни завоевать звание лучшего: были Бен Джонсон и Кристофер Марло, которые не меньше, скорее даже больше ценились своими современниками. О гениальности шекспировских произведений заговорили спустя довольно много лет после смерти драматурга в 1616 году, а о том, кем все-таки был автор «Короля Лира», «Гамлета», «Ромео и Джульетты» и других великих пьес – и того позже.
XIX век вообще стал эпохой, когда в моде были разные конспирологические теории – веянием времени было сомневаться в казавшихся доселе непоколебимыми истинах. Поднимались вопросы об историчности евангельских персонажей – вплоть до самого Христа, об авторстве гомеровских поэм. Не избежал участи быть подвергнутым исследованию и английский драматург.
Нет ничего удивительного в том, что личность Шекспира и его причастность к созданию пьес и сонетов оказалась в поле зрения любителей литературы: слишком уж много белых пятен и вызывающих настороженность несоответствий отыскивалось в его биографии. Собственно говоря, история сохранила не так много достоверных сведений о том, каким был и как творил этот английский писатель и драматург. Большая часть дошедших до настоящего времени сведений получена из немногих официальных документов и из переписки, в которой упоминается Шекспир.
Он родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне – мягко говоря, не в культурной столице Англии. Главным занятием жителей, включая и отца Уильяма, Джона Шекспира, было разведение овец, производство шерсти и выделка шкур. Есть основания полагать, что образования Шекспир не получил, а родители его были, по всей видимости, неграмотными. Правда, Шекспир-старший был богат; а в 1596 году он получил право на герб, после чего его сын Уильям стал именоваться «джентльменом».
Возникали версии о том, что Шекспир, возможно, лишь обеспечивал свою подпись на чужих произведениях, а реальным автором был некто, обладавший нужными знаниями, опытом и талантом, но по каким-то причинам решивший остаться не известным широкой публике.
Кто же этот таинственный персонаж, если, конечно, он существовал в действительности? Пальму первенства в вопросах авторства уверенно удерживают философ Фрэнсис Бэкон и Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорд, а помимо них – еще около восьми десятков кандидатов на звание «истинного Шекспира». И среди них – Роджер Мэннерс, пятый граф Ратленд.
Ратленд, или Рэтленд, как принято его называть в отечественном шекспироведении, был персоной довольно любопытной и сам по себе заслуживал пристального внимания. Он родился в 1576 году в замке в Йоркшире, рано, в двенадцать лет, получил титул графа – после смерти отца. К этому времени мальчик уже был весьма образован, обучался в колледже при Кембриджском университете. По традициям того времени, Ратленд, будучи сиротой, поступил под попечение государства, а еще – королевы Елизаветы I.
За свою недолгую жизнь Ратленд успел овладеть многими знаниями и искусствами, обучался и в Англии, и за границей, был слушателем Падуанского университета, получил степень Магистра Искусств, занимал высокие государственные должности. Он располагал огромной библиотекой, доставшейся в наследство от отца и деда, где хранились книги, справочники, словари на латыни, греческом, французском и других языках. Среди друзей и приятелей Ратленда были ученые, поэты и, разумеется, аристократия.
Отправившись в девятнадцать лет в путешествие по Европе, он не просто посетил те места и страны, что упоминает Шекспир в пьесах, доказано, что среди слушателей университета в Падуе во время обучения там Ратленда были двое датских студентов с именами Розенкранц и Гильденстерн. Впоследствии, отправившись в Данию с посольством, он встречался со своими прежними однокашниками. Во время визита Ратленд посетил замок Эльсинор, а вскоре после возвращения графа из Дании в текст пьесы «Гамлет» были внесены вставки и уточнения.
В 1599 году Ратленд женился на Елизавете Сидни, крестнице королевы и дочери поэта Филипа Сидни. Создается впечатление, что молодой граф пользовался расположением английской правительницы. Правда, в 1601 году Ратленд принял участие в мятеже графа Эссекса против королевы, после чего был заключен ею под стражу; самого зачинщика бунта казнили. На период, что Ратленд находился в заключении, приходится и перерыв в творчестве Шекспира. После смерти Елизаветы граф получил свободу.
Граф Ратленд умер в возрасте тридцати шести лет после тяжелой болезни, его забальзамированное тело было переправлено из Кембриджа, где он скончался, в фамильную усыпальницу в Боттесфорде. Никому не было позволено увидеть лица покойного. Через несколько недель умерла и вдова Ратленда, Елизавета. Она не присутствовала на похоронах мужа, не была упомянута в его завещании, а последнее пристанище нашла в Лондоне.
Аргументы в пользу авторства Ратленда
После 1612 года, когда скончался Ратленд, не вышло ни одного нового произведения Шекспира. А в графской библиотеке, в книге расходов замка Бельвуар, спустя три столетия отыскался документ, подтверждающий передачу младшим братом Ратленда Фрэнсисом сорока четырех шиллингов золотом Уильяму Шекспиру и актеру Ричарду Бербеджу. Между прочим, студенческое прозвище Ратленда звучало как shake-speare, то есть «потрясающий копьем».
О том, что Ратленд может быть настоящим автором шекспировских произведений, впервые сделал предположение в 1907 году немецкий писатель Карл Бляйбтрой. Но всерьез эту версию подхватили только в Советском Союзе. П.С. Пороховщиков, юрист и литературовед, считал, что граф Ратленд и его жена Елизавета – подлинные авторы написанного под именем Шекспира. В архивах замка Бельвуар Пороховщикову удалось обнаружить песню из «Двенадцатой ночи» Шекспира, написанную рукой Ратленда. Большой труд в поддержку этой антистратфордианской теории увидел свет в 1997 году, это была книга И.М. Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса».
На западе кандидатура Ратленда как «истинного Шекспира» серьезной поддержки не получила. Тем не менее стратфордианцы, а именно так именуются приверженцы классического подхода в шекспироведении, уже давно не настаивают на абсолютной непогрешимости первоначальной версии об авторстве. И пусть Ратленд несколько уступает тому же графу Оксфорду в конкуренции за право «называться Шекспиром», а все же предлагаемая теория о его причастности к английской литературе по меньшей мере заслуживает внимания и заставляет задуматься.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Характеры героев Шекспира
Поройков С.Ю.
Характеры героев Шекспира. — М.: ИНФРА-М (Научная мысль), 2014.
Рецензенты:
доктор филологических наук, проф. Т.Е. Владимирова;
доктор психологических наук, проф. Л.А. Григорович
Рассмотрены характеры персонажей Уильяма Шекспира. Разобраны общие принципы построения сюжетов его трагедий и комедий. Проведен сравнительный анализ сюжетов шекспировских пьес и драматических произведений А.С. Пушкина, вобравших в себя принципы драматургической системы Шекспира.
2.2. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ ШЕКСПИРА
Характерологический анализ героев Шекспира показывает, что им присущи определенные наборы стремлений. Можно выделить семь типов персонажей, которым свойственны потребности определенного рода. В каждом из данных типов выделяется определенное многообразие характеров, различающихся между собой как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений.
Галерея сходных психологических портретов отражена в циклах пушкинских драм и сказок, включающих по семь произведений. Подобные типы также изображены Пушкиным в цикле «Повестей Белкина» [20]. Сходные типы характеров представлены в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя в лице главного героя Чичикова, пяти помещиков, а также капитана Копейкина [17]. Тем самым характерологический анализ литературных героев целого ряда классических авторов выявляет определенную традицию изображения психологических типов. Заметим, что действующие лица многих пушкинских сказок и драм заимствованы, равно как и герои большинства пьес Шекспира. Указанное дает основания говорить о том, что подобные образы характерны для мировой литературы в целом, а потому являются типическими [18].
Сравнительный анализ пьес Шекспира и циклов произведений Пушкина показывает, что героям обоих авторов присущи характерные сценарии поведения. Сходным образом ведут себя персонажи «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Это указывает на типичность соответствующих сценариев поведения. Данные принципы поведения раскрываются посредством известных философских принципов и законов, что указывает на их универсальный характер [21].
2.2.1. Типичность стремлений персонажей
Анализ произведений Шекспира показывает, что персонажам каждой из его пьес присущ определенный набор стремлений. Так, например, ранее было показано, что героям трагедии «Отелло» свойственны потребности в статусе, признании, доверии. Подобного рода потребности относят к глорическому [6, с. 308], или статусному типу [17, с. 26]. Названные потребности присущи статусному типу личности [17, с. 127-131]. Помимо этого ряду персонажей «Отелло» свойственно стремление к поиску смысла.
Упомянутые стремления также движут персонажами пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». К примеру, Сальери стремится достичь высокого социального статуса. Благодаря трудолюбию он «в искусстве безграничном достигнул степени высокой». Между тем Сальери не удовлетворяется статусом обычного, пусть и выдающегося композитора. Музыканту кажется, что он «избран» для высшего предназначения. Он считает себя «жрецом», «служителем музыки».
Сальери с юности стремится к успеху и славе. В итоге ему удается добиться признания. Он становится признанным композитором:
«Слава мне улыбнулась… Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой», – добился желаемого музыкант.
Добившись людского признания, Сальери жаждет признания от самих небес. Он требует себе вдохновения «в награду». Честолюбец обижен на небеса за то, что «бессмертный гений» озаряет не его, а «гуляку праздного» – Моцарта.
Моцарт испытывает доверие по отношению к Сальери. Музыканту и в голову не приходит, что его приятель способен что-то тайно злоумышлять против него. За дружеской беседой Моцарт поверяет Сальери самые сокровенные свои переживания. Он даже поднимает бокал «за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери». Отметим, что именно такой чертой характера Моцарта как доверие людям, в конечном итоге, коварно пользуется Сальери.
Пушкинскому Моцарту дано постигать сокровенный смысл вещей. По ходу действия он неоднократно высказывает глубокие суждения. Среди прочего, музыкант постигает, отчего творчество – удел немногих «избранных, счастливцев праздных». Ибо «тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни». Моцарт вникает в суть нравственных вопросов, поднимая тему добра и зла в контексте соотнесения «гения и злодейства».
Тем самым Сальери стремится к достижению высокого статуса и получению признания. Моцарту также не чужды подобные склонности. Однако они не достигают в нем того экзальтированного состояния, как это проявляется в личности Сальери. Моцарта отличает доверие к людям, а также способность схватывать суть вещей.
Для сравнения, подобные потребности присущи пушкинским героям из повести «Станционный смотритель» и «Сказки о мертвой царевне…» [20].
Сходными стремлениями наделен Манилов, персонаж «Мертвых душ» Гоголя. Беседу с Чичиковым Манилов начинает с хвалебных отзывов о высокопоставленных городских чиновниках, подчеркивая свое почтение к обладателям высокого социального статуса. Попрощавшись с гостем, Манилов мечтает о том, чтобы его и Чичикова отметили генеральским чином за беспримерный образчик дружбы:
«Будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами».
Манилов «прочит» своему сыну карьеру «по дипломатической части». Значимость социального статуса подчеркнута при описании окружения помещика. Например, по ходу повествования говорится, что приказчик Манилова сделал неплохую карьеру:
«Он совершил свое поприще, как совершают все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом … сделался сам ключником, а там и приказчиком».
Для Манилова характерно признание достоинств окружающих людей. Он чрезвычайно лестно отзывается как о своем госте, так и обо всех известных ему чиновниках. Так, помещик почтительно характеризует губернатора – «препочтеннейший и прелюбезный человек». Манилов признает достоинства едва не всех своих знакомых:
«О, это одна из достойнейших женщин, каких я только знаю», – восхваляет помещик жену полицмейстера.
Манилов испытывает доверие к Чичикову, несмотря на то, что едва с ним знаком. Помещику и в голову не приходит, что его гость мошенник. Сходным образом Манилов полностью доверяет ведение хозяйственных дел приказчику, запустившему поместье. Манилов выказывает доверие Чичикову даже после того, как тот озвучивает весьма сомнительное предложение:
«О! Помилуйте, ничуть. Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть критическое предосуждение о вас», – заверяет он гостя.
Манилов ценит доверительность в отношениях между людьми. Он ищет «друга, с которым бы можно было поделиться». Именно такой чертой персонажа как доверие людям и пользуется Чичиков, получая задаром то, что он был готов купить за деньги.
Следует заметить, что Манилов любит «пофилософствовать» и «углубиться» в некие высокие материи, пытаясь постичь их потаенный смысл. Помещику кажется, что в неожиданном предложении Чичикова скрыт весьма глубокий смысл, который сложно постичь. Пытаясь вникнуть «в толк самого дела», Манилов принимает «умный» вид. Его лицо изображает «глубокое выражение», словно он разбирает «самое головоломное дело».
Тем самым Манилов ценит социальный статус человека. Он охотно признает достоинства людей и испытывает доверие к окружающим. При этом персонаж неоднократно предпринимает попытки вникнуть в смысл происходящего.
Сходство рассмотренных персонажей Шекспира Пушкина и Гоголя подчеркивает также то обстоятельство, что у героев произведений названных авторов нередко совпадает даже род деятельности. Так, многие действующие лица шекспировской трагедии «Отелло» – военные и гражданские чиновники. Значительная часть героев пушкинской повести «Станционный смотритель» имеет гражданские, либо воинские звания и чины. Гоголевский Манилов надеется, что на государственную службу поступит один из его детей, которого тот «прочит по дипломатической части». При этом сам Манилов мечтает о том, чтобы его и Чичикова «пожаловали генералами». Указанное подтверждает типичность подобных героев.
Героями комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» движут стремления к исследованию, познанию, пониманию и смыслу. Данную группу потребностей относят к когнитивному (познавательному) [5, с. 147-148] или гностическому типу [6, с. 310]. Названные потребности присущи гностическому типу личности [17, с. 168-171].
Соответствующего рода потребности свойственны пушкинским персонажам из трагедии «Русалка», повести «Гробовщик» и «Сказки о попе и о работнике его Балде», а также гоголевскому Плюшкину. Подобные герои типичны для мировой литературы в целом [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в произведениях обоих авторов ряду персонажей отведены сходные роли. Основные действующие лица шекспировской комедии «Бесплодные усилия любви» – резонеры, любящие давать наставления друг другу. Среди подобных персонажей школьный учитель Олоферн, богослов отец Натаниэль. Есть и подчеркнуто недалекие персонажи, такие как констебль Тупица и шут Башка. Для сравнения, в пушкинской «Русалке» присутствуют образы мамки, наставницы молодой княгини, а также свахи, разъясняющей гостям, как следует проводить свадьбу. Недалекость ряда героев подчеркивают прозвища главных действующих лиц «Сказки о попе и о работнике его Балде»: Балда и «поп, толоконный лоб». Заметим, что единственный из персонажей гоголевских «Мертвых душ», кто принимает Чичикова за глупца, является Плюшкин. Не сумев распознать хитроумные замыслы гостя, Плюшкин заключает, что тот «совершенно глуп».
Героям трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу [17, с. 25], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 143-147].
Упомянутые стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Пир во время чумы». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Барышня-крестьянка» и «Сказки о золотом петушке», а также гоголевская Коробочка. Подобные герои типичны для произведений мировой литературы [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в произведениях обоих авторов персонажи играют схожие роли. Среди действующих лиц шекспировской «Ромео и Джульетты» немало людей, связанных кровными узами, либо близких друзей. Немаловажная роль в трагедии отведена кормилице Джульетты, фактически ставшей членом семьи Капулетти. Заметную роль в пьесе играет монах брат Лоренцо. Сходные роли отведены персонажам пушкинских произведений. «Барышня-крестьянка» повествует о жизни двух семей. В одной из семей живет мисс Жаксон – воспитательница главной героини Лизы. При этом за Лизой «ходила» ее старшая подруга Настя. Образ священника присутствует в «Пире во время чумы».
Героями комедии Шекспира «Два веронца» движут стремления к привлечению внимания (заметности), общению, привязанности. Данные влечения сопряжены с коммуникативными потребностями [6, с. 308], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 156-159]. Главные герои пьесы также испытывают потребность к любви.
Подобного рода стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Каменный гость». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Метель» и «Сказки о царе Салтане…», а также гоголевский Ноздрев. Подобные герои типичны для произведений мировой литературы [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что персонажи произведений обоих авторов ведут сходный образ жизни. Так, все основные действующие лица пьесы Шекспира «Два веронца» отправляются в путешествие. Для сравнения, герои пушкинской «Метели» переезжают из одного места в другое. Владимир отправляется на войну. Марья Гавриловна переезжает в другую усадьбу. Бурмин посещает главную героиню проездом, направляясь к месту службы, а затем возвращаясь обратно. Дон Гуан из «Каменного гостя» отправлен в ссылку в дальние «северные» края. Однако герою не сидится на месте. Он бежит с места ссылки, чтобы навестить своих возлюбленных. Царь из «Сказки о царе Салтане…» отправляется «далеко» на войну. Его жену и сына пускают в бочке по морю. После Гвидон навещает отца на корабле купцов, которые «объехали весь свет». Для сравнения, гоголевский Ноздрев «дома больше дня никак не мог усидеть». Так, он встречает Чичикова, возвращаясь с ярмарки.
Герои пьесы Шекспира «Венецианский купец» стремятся к удовольствию, комфорту, свободе. Подобные потребности относятся к гедонистическим [6, с. 311], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 182-185]. Помимо этого ряду персонажей пьесы свойственно стремление к власти.
Названные стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Скупой рыцарь». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Выстрел» и «Сказки о рыбаке и рыбке», а также гоголевский Собакевич. Это свидетельствует о типичности подобных героев для мировой литературы [20].
В упомянутых произведениях Шекспира и Пушкина совпадает род деятельности и образ жизни ряда персонажей, что подчеркивает их сходство. Одним из основных действующих лиц «Венецианского купца» является ростовщик Шейлок. В «Скупом рыцаре» присутствует фигура ростовщика Соломона, да и сам барон занимается ростовщичеством. Шекспировский Бассанио любит повеселиться с друзьями, проводя время «весело и пышно», а потому проматывает все свое состояние. Пушкинский Альбер развлекается на пирах и рыцарских турнирах, из-за чего постоянно нуждается в деньгах. Для сравнения, гоголевский Собакевич любит насладиться едой, что подчеркивает грузное телосложение помещика. Так, во время обеда с Чичиковым Собакевич «съел все, обгрыз, обсосал до косточки». Что касается денег, то помещик весьма прижимист и отчаянно торгуется с гостем.
Героям трагедии Шекспира «Макбет» движут стремления к безопасности, порядку, уважению и власти. Названные потребности относятся к организующему типу [17, с. 28], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 195-199].
Подобного рода стремления присущи пушкинским персонажам из трагедии «Сцены из рыцарских времен», повести «История села Горюхина» и «Сказки о медведихе». Сходные стремления движут гоголевским капитаном Копейкиным. Это свидетельствует о типичности подобных героев для произведений мировой литературы [20].
Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в упомянутых произведениях персонажи ведут сходный образ жизни. Большинство действующих лиц шекспировского «Макбета» состоит на службе у короля. Среди главных героев трагедии немало полководцев. Среди персонажей присутствуют как знатные вельможи, офицеры, дворяне, так и их слуги, рядовые солдаты. В свою очередь, большинство действующих лиц пушкинской трагедии «Сцены из рыцарских времен» делятся на рыцарей и их вассалов. Рассказчик повести «История села Горюхина» одно время служил юнкером. Для сравнения, гоголевский капитан Копейкин, всю жизнь прослужив в армии, обращается к чиновникам военного ведомства.
Сопоставляя стремления героев Шекспира, Пушкина и Гоголя можно заметить следующее. Шести из семи типов персонажей названных авторов присущи три вида специфических, только им свойственных стремлений. Кроме того, героям шести произведений свойственны три сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. На этом основании персонажи могут быть разделены на три группы, в зависимости от выраженности соответствующих стремлений. Так, потребность в поиске смысла является общей для двух типов: статусного и гностического. Потребность в любви соотносится с консолидирующим и коммуникативным типом. Стремление к власти характерно для организующего и гедонистического типов.
Отметим, что потребность в поиске смысла, а также стремления к власти и любви соотносятся с тремя высшими психическими функциями, соответствующими общепринятой в психологии понятийной триаде: «разум – воля – чувства». Данной триаде психических функций отвечают известные психологические типы: интеллектуальный, волевой и эмоциональный [17, с. 355].
Героям шекспировского «Гамлета» свойственны все три вышеупомянутых стремления: к власти, любви и поиску смысла. Героям трагедии также присущи творческие потребности: в самовыражении, игре, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности относят к экспрессивному (творческому) типу [14, с. 126-127], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 248-250].
Сходный набор стремлений движет персонажами пушкинской трагедии «Борис Годунов», «Сцены из Фауста» и сказки «Жених» (относящихся к 1825 году). Подобные стремления также отличают Чичикова, главного героя гоголевских «Мертвых душ». Подобные герои типичны для произведений мировой литературы, изображающих творческие, ищущие натуры [20].
Подчеркнем, что изображенные в пьесах Шекспира характеры персонажей, обладающих определенными стремлениями, в целом соответствуют известным классификациям потребностей [6] и психологических типов [17].
При систематизации потребностей традиционно используются два подхода: деление на виды, а также принцип иерархичности. Принцип иерархичности сопряжен с выделением нескольких уровней потребностей. В психологии наиболее часто используются такие обозначения уровней потребностей, как природный, социальный, культурный, духовный (нравственный) [7, с. 41-42]; [17, с. 22, 43]. Потребность каждого вида, преломляясь на очередном уровне, предстает в своем новом качестве. Так, на примере «познавательной» потребности «социального культурного субъекта» В.А. Иванников поясняет, что «на уровне природного субъекта подобная когнитивная потребность представлена исследовательской активностью, … на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни» [5, с. 147-148].
Проведенный в настоящей работе анализ пьес Шекспира показывает, что в произведениях британского драматурга поднята важная философская и психологическая проблематика, остающаяся актуальной и в наши дни. Поистине, Шекспир предстает как один из величайших мыслителей своей эпохи.
Созданные британским драматургом образы персонажей отличаются исключительным психологизмом. Психологическую реалистичность шекспировских героев, в частности, отмечает выдающийся немецкий психолог К. Леонгард: «У Шекспира опять-таки немало художественного преувеличения, и все же он создает впечатляющую картину психики людей, каких в действительности есть немало» [10, с. 350]. Действительно, характерологический анализ шекспировских персонажей показывает, что их образы психологически четко выверены. Психические состояния героев Шекспира, ярко раскрывающиеся в их репликах и монологах, переданы вплоть до тончайших нюансов. Подобный уровень мастерства автора объясним его умением «вживаться» в образ другого человека. Известно, что драматург участвовал в постановках собственных пьес в качестве актера.
Психологическая достоверность героев Шекспира столь глубока, что порой поражает воображение. Достаточно упомянуть тот факт, что поведение ряда шекспировских героев соответствует известным паттернам, характерным для личностей невротического склада. Примечательно, что Шекспир описал подобные типы за три с лишним столетия до того, как это было сделано в рамках психоанализа.
В произведениях Шекспира представлено значительное разнообразие образов. В каждой его пьесе, как правило, присутствует от двух до трех десятков действующих лиц. При этом характеры героев Шекспира раскрываются не только в своем многообразии, но и во всей своей глубине и многогранности. Каждому шекспировскому персонажу присущ определенный набор характерных черт, отличающий его среди прочих героев. Подобный подход позволяет создать реалистичный облик живого человека, а не схематичный образ. К примеру, в наиболее сложном в психологическом плане характере Гамлета, главного героя одноименной трагедии, проявляется нескольких десятков черт.
Анализ персонажей Шекспира показывает, что героями его пьес движут определенные мотивы (потребности). Персонажи испытывают характерные эмоции и переживания. Характеры действующих лиц, особенно главных героев, разработаны столь детально, что прослеживаются даже их стили мышления, философия жизненных стратегий. Особенности поведения героев переданы столь живо и натуралистично, что это позволяет соотнести некоторые поведенческие реакции персонажей с характерными защитными реакциями, описанными в рамках психоанализа лишь в двадцатом столетии [17].
Учитывая многообразие и полноту описания человеческих характеров, созданных Шекспиром, его пьесы представляют собой своего рода «атлас» человеческой души. При всей детальности психологического описания героев достигается целостность созданных образов. Характерологический анализ шекспировских персонажей вскрывает не только разнообразные психические феномены, но и демонстрирует существующие между ними взаимосвязи и сопряжения. В многоплановых характерах героев Шекспира отражен сплав различных аспектов человеческой природы. При этом достигается удивительная натуралистичность созданных образов. Поразителен тот факт, что в описании шекспировских персонажей нашли свое отражение многие известные теории личности, от теории Фрейда до современных концепций, включая экзистенциальный анализ.
Сравнительный анализ пьес Шекспира и драматических произведений Пушкина, а также «Мертвых душ» Гоголя выявляет характерные черты персонажей, являющиеся типическими. На типичность подобных образов указывает факт заимствования Шекспиром большинства героев своих пьес. Психологические типы в их чистом виде в жизни едва ли встречаются. Типы как таковые скорее являются некой абстракцией, своего рода системой координат, удобной для анализа реальных человеческих характеров. Между тем характеры большинства героев Шекспира переданы с таким мастерством, что они воспринимаются как реальные лица, вызывающие живой отклик и сопереживание их судьбе. Можно предположить, что при работе над характерами героев Шекспир использовал конкретные прототипы, описывая известных ему людей, своих современников.
Созданный Шекспиром мир населен вымышленными литературными персонажами. Этот мир столь же умозрителен и иллюзорен, как и мир театра. В этом смысле Шекспиру уподобляется Гамлет, ставящий театральную постановку «мышеловки». В сцене «убийства Гонзаго» принц доступными ему художественными средствами воспроизводит реально произошедшие события. Реализуя постановку спектакля в спектакле, Гамлет сам становится творцом воображаемой действительности, подобно своему создателю Шекспиру. В данном случае автор постановки предстает в качестве субъективного наблюдателя, созерцающего им же самим созданную реальность.
Вместе с тем действие пьес Шекспира развивается в соответствии с определенными законами, отвечающими естественной природе вещей, а потому эти законы объективны. Судьбы персонажей словно зависят не столько от субъективной воли сотворившего их создателя, сколько от их собственных действий. Поступив определенным образом, герои приходят к закономерному финалу. Столь же закономерно и развитие сюжетов пьес, в которых судьбы отдельных героев складываются в общую мозаику происходящего действа.
Диапазон проявлений человеческой природы в пьесах Шекспира чрезвычайно широк. Подчас его герои позволяют себе низкопробный юмор, едва не площадную брань. И в то же время шекспировские персонажи способны произносить удивительно глубокие по содержанию, возвышенные монологи. К примеру, трагедия «Ромео и Джульетта» начинается с диалога слуг Капулетти, отпускающих скабрезные шутки в адрес друг друга. Столь же откровенно они насмехаются над прислугой враждебной им семьи Монтекки. Между тем финал пьесы имеет совершенно иную тональность, трагичную и возвышенную. Гибель Ромео и Джульетты предстает как жертва, принесенная небесам во имя примирения глав враждующих кланов.
Тем самым в структуре шекспировской трагедии заложен переход от низкого к возвышенному, от сиюминутного к вечному. Кто составлял основную часть публики, посещавшей театр во времена Шекспира? Простые ремесленники, горожане, отдавшие несколько пенсов за то, чтобы на какое-то время вырваться из плена повседневных забот, рутины обыденной жизни. Придя поглазеть на театрализованную постановку, они видят знакомые им сцены обычной уличной жизни. Благодаря этому контакт со зрителем быстро устанавливается. Между тем последующее действо вовлекает зрителя в поток иных ощущений и переживаний, позволяющих подняться над рутиной обыденности и задуматься о непреходящих ценностях.
Через пьесы Шекспира красной нитью проходит тема борьбы добра и зла. В его произведениях нашла свое отражение система общечеловеческих ценностей и идеалов, лежащая в основе любого цивилизованного общества. Следование общечеловеческим ценностям, в конечном итоге, и делает человека человеком. Достаточно упомянуть образ Гамлета, отстаивающего право на свободу мысли, свободу воли, исповедующего гуманистические идеалы. В этом контексте творения британского драматурга обретают особое нравственное звучание.
Открытым остается вопрос об авторстве драматургический системы, реализованной в шекспировских пьесах. В качестве основной рассматриваемой нами версии ее разработчиком является сам Шекспир. Логично предположить, что в основу своей системы британский драматург мог положить принципы построения античной драмы. При этом в произведениях Шекспира нашел свое отражение широчайший спектр архетипических феноменов, лежащих в основе человеческой природы. В шекспировских пьесах описаны как исторические, так и мифологические герои, а также сюжеты, характерные для народного творчества. Подчеркнем, что вскрытие глубинного пласта архетипов, присущих народному творчеству, свидетельствует о том, что творчество Шекспира является подлинно народным.
По другой версии Шекспир воплотил в своих пьесах систему, подсказанную ему другим лицом. Подобно тому, как впоследствии Пушкин передал Гоголю замысел «Мертвых душ». В пользу подобной версии говорят утверждения ряда исследователей, что Шекспир мог быть связан с членами тайных обществ, являвшихся носителями сакральных знаний. Известны предположения, что в создании шекспировских пьес участвовал философ Фрэнсис Бэкон. Так, Пушкин, согласно записям в его дневнике, в молодости был членом одной из масонских лож. Впоследствии Пушкин отошел от идеологии масонства. Однако полностью избежать влияния масонов Пушкину не удалось. Об этом, среди прочего, свидетельствует роковая роль в судьбе писателя Жоржа Дантеса, тесно связанного с масонами [19, с. 11-13].
Символично, что к шекспировскому Гамлету были приставлены для слежки его бывшие школьные друзья Розенкранц и Гильденстерн. Имя Розенкранц созвучно названию ордена розенкрейцеров (розы и креста), оказавшему влияние на развитие масонства. Любопытно, что «Гамлет» увидел свет в 1600 году, а манифест розенкрейцеров был опубликован не ранее 1606 года. Манифест использует философский ключ Джона Ди, известного ученого и мистика, современника Шекспира. Шекспир создал свои первые пьесы в начале 1590-х годов, после своего переезда в Лондон. В те годы Джон Ди проживал там же. Лондон того времени ограничивался размерами современного сити, а его население составляло лишь около двух процентов от нынешнего. Более того, театр, в котором служил Шекспир, располагался неподалеку от Тауэр Уард, где приживал Ди. Потому они вполне могли быть знакомы. Считается, что Джон Ди послужил прототипом волшебника Просперо, главного героя шекспировской трагикомедии «Буря».
Имя Гильденстерн в переводе с немецкого (язык датского королевства относится к германской языковой ветви) означает «гильдия звезд». Известно, что влиятельные тайные общества, не исключая масонов, стремились вовлечь в свои ряды наиболее выдающихся людей своего времени. Шекспир же, вне всякого сомнения, являлся выдающейся личностью. Театр «Глобус», в котором шли его пьесы, в те годы был самым популярным в Лондоне, если не во всей Англии.
В проведенном в настоящей работе исследовании можно выделить ряд основных положений.
1. Анализ пьес Шекспира вскрывает актуальную философскую и психологическую проблематику. Данное обстоятельство позволяет говорить о Шекспире не только как о великом писателе и драматурге, но и как о выдающемся мыслителе.
2. В пьесах Шекспира представлены семь типов сюжетов, не сводимых друг к другу. Сходные сюжеты нашли свое отражение в творчестве других классических авторов, таких как Пушкин. Подобные сюжеты традиционны для фольклорных традиций различных народов и эпох, что указывает на их архетипическую природу. Отражение Шекспиром архетипов свидетельствует о том, что творчество великого британского драматурга является подлинно народным.
3. Структура сюжетов пьес Шекспира вскрывается посредством основных принципов и законов философии. Указанное, в частности, позволяет предложить независимый способ систематизации философских категорий, основанный на архетипическом подходе.
4. Героями Шекспира движут определенные стремления, выступающие в качестве мотивирующего их фактора. При достижении своих целей персонажи используют характерные стратегии поведения, как универсальные, успешные в большинстве случаев, так и не всегда успешные, конъюнктурные. При этом способы реализации намерений персонажей сопряжены с чертами их характера.
5. Характерологический анализ героев Шекспира выявляет классификацию человеческих характеров, включающую семь психологических типов. На типичность подобных образов указывает их отражение в циклах пушкинских произведений, в «Мертвых душах» Гоголя. Об этом также свидетельствует факт заимствования Шекспиром многих своих пьес. В качестве производных от соответствующих типов предстают известные типы личностей невротического склада.
6. Анализ шекспировских пьес показывает, что они подчинены определенной системе. Данная система предусматривает раскрытие характерных тем, отбор типических сюжетов, описание соответствующих типов характеров героев и способов их поведения. Все это указывает на наличие единого замысла при создании пьес. Неповторимый авторский почерк и художественный стиль пьес также указывают на то, что они написаны (либо отредактированы) одним человеком. Наличие многочисленных заимствований согласуется с той версией, что Шекспир отбирал сюжеты пьес, следуя определенной системе. Аналогичный прием использовал Пушкин, следуя шекспировской драматургической системе при написании циклов трагедий и сказок.
7. Персонажи Шекспира отличаются чрезвычайной психологической реалистичностью. Это свидетельствует об исключительно высоком уровне психологического мастерства автора. В условиях средневековой Европы подобный факт объясним тем, что автор пьес обладал опытом участия в театральных постановках. Работа в театре способствует развитию актерского дарования, предполагающему умение вживаться в образ. Данное обстоятельство согласуется с биографией исторического Уильяма Шекспира, участвовавшего в театральных постановках своих пьес в качестве актера.
8. Нельзя исключать того, что драматургическая система, реализованная в шекспировских пьесах, основывалась на более ранних традициях, в том числе, философско-религиозных. Вместе с тем, сопоставление всех исследованных в настоящей работе факторов позволяет сделать тот вывод, что рассмотренные произведения, приписываемые Шекспиру, действительно ему принадлежат.
Введение….…………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ ШЕКСПИРА ……………………..…….11
1.1. Отелло……………..………………………….……………………..11
1.2. Ромео и Джульетта………………………….……………….……..25
1.3. Венецианский купец………………….……………………. ……..37
1.4. Бесплодные усилия любви………………….……………….……..49
1.5. Два веронца………………….……………………………….……..60
1.6. Макбет……………..………………………….…………………….72
1.7. Гамлет……………..………………………….……………………..83
1.8. Выводы…. …………………………………………………. …. 100
Глава II. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ И СЮЖЕТОВ ПЬЕС ШЕКСПИРА..101
2.1. Типичность сюжетов пьес Шекспира………………………..…..102
2.2. Типичность героев Шекспира.…………………………. ………..126
2.2.1. Типичность стремлений персонажей…………………………..127
2.2.2. Типичность поведения персонажей …………………………. 133
2.2.3. Архетипичность героев Шекспира.…………………. 232
2.3. Выводы…. …………………………………………………….….242
Заключение……………………………………………………………..244
Литература………………………………………………………. 249